Панч персонаж английского народного театра кукол

Панч (персонаж)

Впервые Панч появился в Англии в 1662 году в представлениях итальянских марионеточников. Со временем Панч становится постоянной маской шута в кукольных представлениях.

Панч — это горбун с острым крючковатым носом, в остроконечном колпаке. Он гуляка, плут, весельчак и драчун.

На подмостках театра Панч приобрёл сценического партнёра — Джуди, вместе они составляют вот уже несколько сотен лет дуэт Панч и Джуди.

Панч близок по характеру с такими персонажами как Пульчинелла, Полишинель, Петрушка. [1]

Примечания

Ссылки

Смотреть что такое «Панч (персонаж)» в других словарях:

Панч (персонаж англ. нар. театра кукол) — Панч (англ. Punch, сокращённо от Punchinello, искажённого итал. Pulcinella Пульчинелла), персонаж английского народного театра кукол. Завезён в Англию итальянскими марионеточниками в 1662. Со временем стал постоянной маской шута в представлениях… … Большая советская энциклопедия

Панч — Панч: Панч персонаж английского народного театра кукол «Панч» британский еженедельный журнал юмора и сатиры … Википедия

ПАНЧ (кукольный персонаж) — ПАНЧ (англ. Punch), персонаж английского народного театра кукол, соответствует русскому Петрушке … Энциклопедический словарь

Панч — I (англ. Punch), персонаж английского народного театра кукол, соответствует русскому Петрушке. II • «Панч» («Punch»), английский иллюстрированный еженедельный юмористический журнал, с 1841. Первоначально радикального направления [в редакции … … Энциклопедический словарь

ПАНЧ — (англ. Punch) персонаж английского народного театра кукол, соответствует русскому Петрушке … Большой Энциклопедический словарь

Панч — I Петро (псевдоним; настоящее имя и фамилия Петр Иосифович Панченко) [р. 22.6(4.7).1891, г. Валки, ныне Харьковской области], украинский советский писатель. Член КПСС с 1940. Окончил землемерную школу в Полтаве и Одесское артистическое… … Большая советская энциклопедия

Украинская литература — Устная народная поэзия. Библиография. У. л. до конца XVIII в. Библиография. У. л. первой половины XIX ст. У. л. 60 90 х гг. У. л. конца XIX и начала XX ст. Библиография. Укр. советская литература. Устная народная поэзия. &nbs … Литературная энциклопедия

Тунгнатх — Достопримечательность Храм Тунгнатх चोपता तुंगनाथ … Википедия

Винни-Пух — У этого термина существуют и другие значения, см. Винни Пух (значения). Винни Пух Winnie the Pooh … Википедия

Класс (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Класс. Класс The Class Жанр ситком Создатель Дэвид Крейн Джеффри Кларик В главных ролях Андреа … Википедия

Источник

Панч персонаж английского народного театра кукол

Как известно, путь из Италии в Англию идет через Францию. Точно так же путь к английскому кукольному народному герою Панчу идет от итальянского Пульчинеллы через французского Полишинеля (см. соответствующие статьи).

В XVII веке итальянские и французские кукольники появились в Лондоне, и горожане с восторгом приняли их представления о похождениях и проделках Пульчинеллы и его французского собрата Полишинеля. В результате появился английский герой кукольной комедии, которому дали имя Панч.

Собственно Панч — это сокращенное имя все того же итальянского Пульчинеллы, которого англичане стали называть Панчинеллой, а для краткости — просто Панч.

Панч — удивительный персонаж. Толстый, уродливый шут с длинным кривым носом и пронзительным резким голосом (кукольник работал с Панчем, пользуясь специальным устройством — пищиком, см. «Пищик»). Это настоящий хулиган, лгун, воришка, у него нет ни одного хорошего качества, но… вот уже много веков Панч — один из самых любимых и обаятельных героев театра кукол.

Читайте также:  Приобщение детей к истокам русской народной культуры задачи

Первое время Панч был марионеткой (см. «Марионетка»). Но через несколько десятилетий он стал таким, каким его знают и любят сегодня — верховой куклой (см. «Верховая кукла»). И сюжет его комедии сложился не сразу. Сначала Панч появлялся в любом кукольном спектакле. В пьесе о Ноевом ковчеге он лихо отплясывал, в представлении о победах английской армии играл роль солдата… Но всегда и везде он оставался самим собой — любимцем публики, нахальным шутом.

Популярность Панча была столь велика, что многие английские писатели создавали для него пьесы и мало кто не упомянул его в своих произведениях.

Панч играл в пьесах классика литературы эпохи Просвещения Генри Филдинга. Томас Шеридан написал своего «Панча-бакалавра», а Джонатан Свифт сочинил о нем целую поэму, в которой пересказал сюжет традиционного английского представления. Вот, вкратце, ее содержание.

«О, послушайте меня минутку! Я Вам расскажу историю Панча, который был скверным бездельником и убийцей. У него была жена и ребенок несравненной красоты. Имя ребенка я не знаю; его мать звали Джуди.

Мистер Панч не был так красив. У него был нос, как у слона, господа!

На спине у него возвышалась шишка, почти наравне с высотой головы; но это не мешало ему иметь обольстительный голос.

Мистрис Джуди в порыве ревности схватила за нос своего супруга.

Тогда Панч рассердился, принял позу трагического актера и ударом палки раскроил ей голову пополам. О, Чудовище!

Потом он схватил своего наследника… О, бесчувственный отец!

И выбросил его из окошка со второго этажа, господа! Он не больше заботился о своем сыне, чем о щепотке табака.

Содрогаешься от мысли о том количестве крови, которое он пролил.

Говорили, что у него был подписан договор со старым Дьяволом по имени Николс. Может быть, поэтому он всюду имел успех, господа!

Полиция со своей стороны делала все, чтобы посадить его в тюрьму. Его арестовали в тот момент, когда он меньше всего этого ожидал.

И вот приблизился день, когда он должен был рассчитаться за все содеянное. Когда приговор был провозглашен, он стал придумывать хитрости, чтобы спастись от казни. Притворившись, что не знает, как продеть голову в петлю, он сунул в нее голову палача, а свою спас.

Наконец, Дьявол появился требовать долг; но Панч стал уверять его, что тот обознался и принимает его за другого.

— А! Ты не знаешь о долге? — закричал Дьявол. — Так ты его еще узнаешь!

…И все это — только часть проделок Панча, часть удивительной комедии с множеством прекрасных кукольных персонажей — Полисменом, которого Панч прокручивает в мясорубке, Крокодилом, которого он бьет своей дубинкой, собакой Тоби и др.

Панч сегодня — перчаточная кукла (см. «Перчаточные куклы»). Играют же комедии о Панче лучшие кукольники страны. Их называют панчменами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Панч (персонаж англ. нар. театра кукол)

Панч (персонаж англ. нар. театра кукол) Панч (англ. Punch, сокращённо от Punchinello, искажённого итал. Pulcinella — Пульчинелла ), персонаж английского народного театра кукол. Завезён в Англию итальянскими марионеточниками в 1662. Со временем стал постоянной маской шута в

Читайте также:  Чем понизить давление народная медицина

Панч Петро

Панч Петро Панч Петро (псевдоним; настоящее имя и фамилия Петр Иосифович Панченко) [р. 22.6(4.7).1891, г. Валки, ныне Харьковской области], украинский советский писатель. Член КПСС с 1940. Окончил землемерную школу в Полтаве и Одесское артистическое училище (1916). В 1919—21 — в Красной

Источник

PUNCH AND JUDY

ПАНЧ

Панч (англ. Punch, сокращение от Puncinello) — персонаж английского народного театра кукол.. Впервые Панч появился в Англии в 1662 году в представлениях итальянских марионеточников. Со временем Панч становится постоянной маской шута в кукольных представлениях.

Панч — это горбун с острым крючковатым носом, в остроконечном колпаке. Он гуляка, плут, весельчак и драчун. На подмостках театра Панч приобрёл сценического партнёра — Джуди, вместе они составляют вот уже несколько сотен лет дуэт Панч и Джуди ( en ).

Панч близок по характеру с такими персонажами как Пульчинелла, Полишинель, Петрушка.

Куклы-петрушки старого народного кукольника И. Л. Зайцева Цыган, Петрушка и Доктор-лекарь

Англия:

Кукольный театр Англии был настолько популярен, особенно в низших слоях общества, что он, так же как и во Франции, соперничал с театром живых актеров. Пренебрежительное отношение питали к этому народному развлечению привилегированные слои населения. Это недоброжелательство вызывало частые доносы на кукольников и неоднократные обращения к королю и властям с требованиями об изгнании из страны театра «Панча». Последний, так же как и во Франции, мстил аристократии издевкой, смехом и не щадил в своих шутках современный ему общественный строй.

Театр Панча был угрозой не только для придворного театра, но и для церкви. Так кукольный театр обосновался около церкви св. Павла и, по свидетельству современников, на много уменьшал количество прихожан в соборе, которые церковный благовест принимали за созывающий звон колокола народного кукольника.

В зависимости от эволюции настроений английской буржуазии и народных масс, выразителем которых, начиная с XVII в., являлся Панч, его образ переживает значительную эволюцию.

В первое время Панч был только шумливым, веселым и хвастливым малым и производил гораздо более шума, чем вреда (конец XVII — первая половина XVIII в.). Со временем эти черты его характера получили завершение: он стал кровожаден, груб и абсолютно неразборчив в средствах, которые употреблял в своей борьбе за личное благополучие (вторая половина XVIII в.).

Панч обладает таким же невоздержанным темпераментом, как Видушака или Карагёз. Он целиком порочен. В народных кукольных представлениях торжествует не добродетель, противопоставленная буржуазией в конце XVII в. аристократии как реакция против распущенности последней, а порок. В прославлении порока видна прежде всего классовая принадлежность Панча в XVIII в. не к буржуазии, а к демократическим элементам страны. В то время как буржуазия проповедует мораль — единственную «добродетель» по отношению к аристократии, низовые слои общества проповедуют порок — силу против самой буржуазии. И в то время когда буржуазия в своем искании силы в борьбе против аристократии снова пришла к античным сюжетам, ища в них новые гражданские добродетели, народный кукольный театр пришел к проповеди порока — дубинке — силы против самой буржуазии. Действительно, в народной комедии Панча нет никакой нравоучительности. Это качество кукольной комедии всячески оберегается вначале самой революционной буржуазией, а потом трудящимися. Когда однажды одному кукольнику вздумалось ради необходимой «справедливости» изменить содержание комедии и ввести победу дьявола над Панчем, то это вызвало бурю возмущения. Кукольник был закидан грязью, и зрители потребовали, чтобы немедленно было восстановлено традиционное содержание. Народные массы Англии достаточно пичкались в церквах, оплоте аристократии, а затем и буржуазии, пуританской моралью. Здесь, на площадях, они, отбросив ханжество, утрировали в образе Панча свою мораль и свою справедливость.

Читайте также:  Татарские народные пословицы и поговорки на татарском языке

Италия:

Особенный успех и распространение получают кукольные представления в течение первой половины XVI столетия. В это время мы снова встречаем Маккуса-Пульчинелло. Вот его образ этого времени: «лицо покрыто черной полумаской, в руке большой колокол, одет он в широкую белую одежду с капюшоном; на голове остроконечная шапка».

Говорит Пульчинелло (Двойники Пульчинелло — Кассандрино в Риме и Меопатакко в других местностях Италии.) в нос, благодаря пищику кукольника (Пищик в Италии называется pivette или faschio). Его физические атрибуты: неуклюжесть, пузатость, длинный нос и два горба (В Италии так же, как и во Франции, горбы не обязательная принадлежность Пульчинелло). Пульчинелло одновременно — вор, лжец, трус, хвастун и дебошир-скандалист. Он наслаждается вольными двусмыслицами и грубыми шутками. В нем нет ни одного положительного качества. Пульчинелло зачастую попадается, ибо открываются его проделки, его бьют, сажают в тюрьму и даже вешают.


Успех этого героя так велик, что в Италии были созданы специальные представления — Pulcinellate, в которых он один был полным властителем сцены и выступал в качестве всевозможных персонажей. Главная его партнерша — жена, невеста или любовница.

Франция:

Вот что сказал про Полишинеля Вольтер:

«Вообразите вы, господа, Людовика XIV в его зеркальной галлерее, окруженного блестящим двором, и представьте, что покрытый лохмотьями шут расталкивает толпу героев, великих людей и красавиц, составляющих этот двор; он предлагает им покинуть Корнеля, Расина и Мольера для Полишинеля, который имеет проблески таланта, но кривляется. Как вы думаете, как встретили бы подобного шута?»

Мы знаем об этой встрече. Полишинель, не принятый аристократией, злобно настроенной к его «кривляниям», а главное к его языку — острому, полному сарказма и обличения, нашел свое пристанище и возбудил всеобщую любовь лишь среди трудовых народных масс.

Рядом с Полишинелем лицедействует его кум (сосед), жена Жакелина, собака (иногда живая, подобно тому как в Англии на кукольной сцене выступала живая свинья, а в Чехии — живая мышь), полицейский, аптекарь и палач. Вокруг этих обычных персонажей — спутников Полишинеля — развивается все кукольное действие.

Со времени термидорской реакции, завершившей стремление французской буржуазии к завоеванию господства, кукольный театр входит в конфликт уже с новыми властителями.

Этот конфликт чрезвычайно характерен, ибо вскрывает классовый антагонизм, существовавший между победительницей-буржуазией и широкими массами демократии. Ранее революционная буржуазия была союзником Полишинеля, а теперь, в связи с ее победой, подобно аристократии, стала его врагом.

Во время Великой французской революции Полишинель — одно из обойденных историей действующих лиц этого времени. Он деятельно участвует во всех политических событиях, гражданских праздниках, в процессиях и торжествах. Но когда во время термидорской реакции он стал порицать мероприятия революционной буржуазии, содержатель кукольного театра вместе с Полишинелем был приговорен к смерти и обезглавлен на том же самом месте, где Людовик XVI и Мария-Антуанетта сложили свои головы.

Источник

Правильные рекомендации