Патриотическое воспитание посредством устного народного творчества

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с устным народным творчеством.

Светлана Варавка
Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с устным народным творчеством.

В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. И в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.

Одним из средств патриотического воспитания дошкольников является устное народное творчество.

Произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

Мы используем устное народное творчество в повседневной жизни детей и оно активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.

Начиная с младшей группы педагог использует в работе с малышами малые фольклорные формы, которые, по словам К. Д. Ушинского, раскрывают живописность русского языка.

Уместно прочитанная потешка, прибаутка, припевка улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего, но и формируют любовь к традициям своего народа, способствует развитию личности в духе патриотизма.

В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями устного народного творчества, и, прежде всего со сказками. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка.

Особо ярко моральные ценности представлены в волшебных сказках. Положительные герои наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица – умница, трудолюбивая, умеющая красиво петь и танцевать, почитающая волю своих родителей. А для мальчиков – добрый молодец – сильный, смелый, бесстрашный, защищающий себя, свою семью, родной город, родину.

В старшей группе детей продолжают знакомить с устным народным творчеством: сказками, песнями, загадками и так же ребят знакомят с пословицами и поговорками. Через загадки воспитываем у детей любовь к родному краю, учим видеть красоту окружающей природы, гуманному отношению к ней, ответственность за поступки. Предлагая детям пословицы и поговорки, выбираем те, которые близки по смыслу и пониманию детей, где ярко в самобытном стиле русского народа раскрыта суть, главная мысль. Они учат правилам поведения, моральным нормам.

Особое место в подготовительной группе отводится знакомству с поговорками и пословицами. Так же, как и в старшей группе, воспитатель объясняет их содержание, скрытый смысл, возможные варианты использования. Воспитатель учит детей правильно и к месту использовать ту или иную поговорку.

Старших дошкольников мы знакомим и с более серьезными,глубокими по содержанию произведениями национального эпоса: легендами и былинами.

В старшем дошкольном возрасте, одновременно с развитием восприятия художественного слова, мы развиваем в детях творческие способности и одновременно с этим их патриотические чувства.

Хорошо известна тяга ребенка к сочинению стихов и сказок. Желание детей высказаться – естественно.

Детские стихи, рассказы, смех, слезы, высказывания по поводу чего – то увиденного, поразившего, – все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка, его эмоциональной реакции на окружающее.

Использование в работе с дошкольниками материалов устного народного творчества показывает, насколько это оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств. Устное народное творчество является важным и неотъемлемым звеном в воспитании патриотических чувств.

Источник

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»
статья (старшая группа)

Доклат посвящен патриотическому воспитанию дошкольников по средством устного народного творчества

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №22 «Солнышко»

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.

К.Д.Ушинский писал: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. ” именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей нашей деятельности видим обогащение детей знаниями о национальной культуре.

Читайте также:  Папилломы у коровы как лечить народные средства

А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то и название выбрали: “ Патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

В связи с этим целью нашей работы являлось: приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

В процессе работы над темой решаем следующие задачи:

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Этот процесс настолько увлекает детей, что они переносят свои чувства, эмоции и на продуктивную деятельность. Вместе с воспитанником приняли участие во Всероссийском конкурсе «Русская изба (звание лауреат).

Решая задачу воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам организуем праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и развлечения. В фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.

Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. При этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Наша работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации. Также разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество детям.

ТАКИМ образом, подводя итог, хочется сказать, что в результате совместной работы достигнуто создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики.

Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру, громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Источник

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
материал на тему

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления патриотизма.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивушка»

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Составила: Чернецкая М. А.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачёв).

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления патриотизма. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, приобщение к источникам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства привязанности к окружающим. В основе этого лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. Воспитание начал патриотизма — одна из составляющих нравственного воспитания. Вот поэтому сегодня, когда покачнулись очередной раз житейские устои, критерии нравственности, мы вновь обращаемся к мудрости народной культуры, к её устному творчеству, народно-прикладному искусству.

На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. В младшем возрасте формирование любви к Родине идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. Воспитание начинается с рождения и здесь самое главное не упустить время, найти достойные методы и приёмы, создать благоприятные условия для воспитания, именно, личности.

В период раннего детства формируются те чувства, черты характера, которые незримой ниточкой могут связать ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере определить жизненный путь. Корни этого влияния — в языке своего народа, в его песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях от быта, нравов, обычаев, труда людей, среди которых живёт ребёнок.

Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями маленький ребёнок получает первые представления о культуре русского народа. Любовь к своей Родине зарождается в период раннего детства, когда ребёнок особенно восприимчив.

Читайте также:  Хронический насморк лечение народными средствами у взрослых

Первый этап работы с младшими дошкольниками — это приобщение их к устному народному творчеству. С раннего возраста дети откликаются на потешки, приговорки, попевки, народные песни. Мы постоянно используем их в своей работе, обращая внимание детей на то, что русский народ отображает в них свою жизнь.

С первой младшей группы еще, когда дети только пришли в детский сад, с первого умывания, они слышат речь взрослых, слышат добрую потешку «Водичка- водичка» И сразу же воспитываем аккуратность, опрятность, приучаем к чистоте. Читая потешку «Пошёл котик на торжок» воспитываем у детей желание делиться друг с другом. Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему.

А чего только нет в народных песнях, и солнышко светит, и гуленки — голуби воркуют и серенький коток ведёт киску за лапочки. Вместе с прослушиванием песенки показываем картинки из книжки, поём вместе с детьми для кукол и детям во время дневного сна. Произведения устного народного творчества не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и формируют любовь к традициям своего народа, способствует развитию личности в духе патриотизма.

Вторым этапом работы с младшими дошкольниками являются сказки. Рассказывая сказку «Курочка Ряба» в доступной форме стараемся донести детям то, что учим сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а рассказывая сказку «Теремок» воспитываем у детей дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.

Так как игра- ведущая деятельность детей, то среди множества игр, которые мы предлагаем малышам есть и русские народные игры. Эти игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, с особенностями проведения народных игр, развивают нравственные и патриотические чувства: любовь русского народа удальству, веселью, знакомство с лучшими национальными традициями. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома.

Огромно достояние нашей народной культуры, необъятны границы интереса к творчеству народа России, неисчерпаемы кладовые земли русской и нет предела гордости за людей, которые дарят нам, своему народу, прекрасные произведения народной культуры, создавая их своими руками.

Ещё одним ярким и интересным средством народной культуры, является народно-прикладное искусство. Нельзя оставаться равнодушными, увидев работы народных мастеров знаменитых промыслов: Хохломы, Дымково, Городца, Гжели, Каргополя. Не забыты и наши близкие игрушки и предметы быта наших Борисовских мастеров керамики. Пусть они не такие яркие, но по-своему интересные. Опираясь на то, что у ребёнка младшего дошкольного возраста наглядно-образное мышление и желание потрогать увиденное яркое и красивое преобладает над другими процессами. Для оформления группы мы выбираем яркие эмоциональные игрушки, сделанные по мотивам народных промыслов. Это игрушки, которые мы лепим сами и вместе с детьми старших групп. Чтобы к игрушкам интерес не пропадал, мы их меняем, мы говорим с ними, указывая на рисунок, но, не называя промысла, уже знакомим детей с первыми источниками народно-прикладного искусства.

Но что касается народного творчества, связано с русским народным костюмом. Поём ли песни, водим хоровод, проводим ознакомление детей с народными промыслами, играем ли в народные игры, мы всегда используем русский народный костюм: кушаки, сарафаны, рубахи, головные уборы. Переодевание в русский костюм уже вносит свою частицу в образ, ребёнок гордится им, становится, более ответственен, собран. Тем самым расширяем представление детей о народной одежде, развиваем интерес к культуре нашей Родины.

Не маловажную роль играют в воспитании нравственно-патриотических качеств и такие формы малого устного фольклора как пословицы, поговорки, загадки. Через загадки воспитываем у детей любовь к родному краю, учим видеть красоту окружающей природы, гуманному отношению к ней, ответственность за поступки негативное отношение к природе.

Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа «Поговорка-цветочек, пословица- ягодка». Пословицы и поговорки своими краткими изречениями заключают в себе выводы из наблюдений об окружающем. Они учат правилам поведения, моральным нормам. Великий А. С. Пушкин говорил о поговорках: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!». Предлагая детям пословицы и поговорки, выбираем те, которые близки по смыслу и пониманию детей, есть целые книжечки с ними, где ярко в самобытном стиле русского народа раскрыта суть, главная мысль.

Как пройти мимо работ знаменитых народных промыслов: Хохломы, Дымково, Городца, Гжели, Каргополя? Как оставаться спокойным, рассказывая маленькому ребёнку сказку «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»; быть безучастным при первых попытках ребёнка повторить движения к потешке «Ладушки, ладушки» не подыграть ему, добавив радости и веселья. Отсюда следует, что наши русские народные песни, сказки, игры, народные игрушки являются неотъемлемой частицей в воспитании нравственно-патриотических качеств у детей. Каждый ребёнок неповторим, обладает только ему свойственными индивидуальными чертами и особенностями, интересами и способностями. Чтобы добиться результатов в воспитании детей важно не забывать об этом. Необходимо постоянно изучать детей, их внутренний мир, их запросы, замечать происходящие изменения в их развитии. Следует сказать, что возможности патриотического воспитания не реализуются сами по себе, необходима систематическая работа педагогов и родителей. Использованные источники русской народной культуры являются наглядно-действенными, яркими и доступными для детского восприятия. Они в своей сущности отражают жизнь людей в прошлом с их обычаями и традициями, показывают нам, как нужно жить и каким быть человеку, учат в доступной форме воспринимать идею и смысл, воспитывают у детей нравственно-патриотические качества.

Читайте также:  Устное народное творчество загадки с картинками

Источник

Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества

Хрулева Зоя Григорьевна
Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества

МБДОУ «Детский сад № 14»

«Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Выполнила: воспитатель

Хрулева Зоя Григорьевна

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди, как работали и как отдыхали, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт. Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Целью моей работы было установление степени эффективности применения фольклора в практике работы по патриотическому воспитанию и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, а также приобщение детей к миру народной культуры, развитию познавательного интереса к народным традициям и праздникам на Руси. Воспитание любви к своей Родине, к своему народу, к традициям русского народа.

Сущность деятельности по духовно-патриотическому воспитанию заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому, считаю, и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

В самом начале моей работы были поставлены следующие задачи:

Создать атмосферу национального быта;

Поддержание интереса детей к фольклору;

Познакомить детей с народными традициями и обрядовыми праздниками;

Развивать интерес к народному творчеству;

Знакомство с русскими народными играми.

Фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, былины, пословицы, поговорки, потешки, сказки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами,театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

Сказка – это повествовательный жанр фольклора, в котором на основе фантастической условности воссоздаётся обобщённое изображение мира и человека. Работу в младшей группе по устному народному творчеству я начинала именно с них. Даже плохоговорящие дети были полны желания участвовать в театрализованных представлениях по русским народным сказкам.

В работе по приобщению детей к русской народнойкультуре используются следующие методы:

наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);

словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть, сочинение сказок);

практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Использую прием внезапного исчезновения и появления сказочных персонажей для поддержания интереса.

Применение разнообразных подкреплений на основе слуховых ориентировочных реакций: голос героев звучит то громко, то тихо, то быстро, то медленно.

Кроме того, знакомлю детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой.

От возраста к возрасту усложнятся задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.

Видна заинтересованность родителей данным видом работы. Оказывается посильная помощь и участие.

В работе с родителями использую разнообразные формы работы:

-консультации групповые и индивидуальные;

-праздники и досуги;

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II «Курочка Ряба» Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Источник

Правильные рекомендации