- Русская народная сказка, как средство патриотического воспитания младших дошкольников
- Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
- Проект «Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» проект (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Проект «Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»
- Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Русская народная сказка, как средство патриотического воспитания младших дошкольников
Алена Николаевна Шкаликова
Русская народная сказка, как средство патриотического воспитания младших дошкольников
Русские сказки – без сомнения заслуживают большего
внимания: они память нашего уже давно минувшего, они
хранилище русской народности.
Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л. Толстой называл «кладезем мудрости народа». Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Влияние сказок на духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
Большую помощь оказывают родители. Совместно с детьми родители делают иллюстрации к сказкам, альбомы пословиц, поговорок и потешек.
В группу при помощи родителей были приобретены книги русских народных сказок, создана библиотека, которой постоянно пользуются дети (рассматривают иллюстрации, рассказывают сказки по иллюстрациям.
Желание читать и слушать у детей постоянное. Интерес к сказкам постоянно возрастает, расширяя кругозор у детей и интерес к истории России и русского народа
Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников». Заучивание стихотворения «Ромашки» с использованием мнемотехнологии.
«Я познаю мой Якутск». Фототерапия как средство патриотического воспитания дошкольников В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё.
Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» «]Русская народная сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Русская народная сказка, являясь доступной пониманию.
Консультация для воспитателей «Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников» Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников Отечественная история культуры детства не мыслится без богатств.
Мини-музеи как средство патриотического воспитания дошкольников Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники,.
Народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Актуальность Перед современным воспитателем остро стоит проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и ее острота не ослабевала.
Русская народная сказка как средство развития личности ребенка Русские народные сказки-это форма повествования,которая повествует детям о добре, об окружающем мире. Это произведение русского фольклора,.
Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДО. Читайте детям сказки господа. В них спрятана людская доброта, Которая, чем больше разбирается, Тем шире и быстрее разрастается. Заложат.
Сказка как средство нравственного воспитания младших дошкольников У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди о него ушибаются как о лежачий на дороге камень и укалываются.
Источник
Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Данная работа включала в себя следующие этапы:
Актуальность. Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.
Формирование патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных сказок.
Паспорт проектной деятельности
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6-й год жизни
Направленность развития детей, в рамках которых поводится работа по проекту: комплексное (разные виды деятельности: ручной труд, слушание и пересказ сказок, театрализованная деятельность, познавательная деятельность, криативные виды деятельности: лепка, рисование.)
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы№10,воспитательгруппы № 10 Китайкина Оксана Владимировна, педагог-психолог Семина Эллада Иосифовна, родители
Вид проекта: практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность и место реализации: Программа рассчитана на один полный учебный год
К моменту выхода детей из детского сада, они должны иметь сформированные представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
Презентация проекта: Родина в русских народных сказках.
Перспективный план
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
-«Теремок»
-«Курочка, мышка и тетерев»
-«Лисичка-сестричка и серый волк»
-«Золотое веретено»
-«Морозко»
-«У страха глаза велики»
-«Сивка-бурка»
ПРЕДАНИЯ И БЫЛИНЫ РУССКОГО НАРОДА
-«Исцеление Ильи Муромца»
-«Илья Муромец идолище»
-«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
-«Алеша Попович и Тугарин Змей»
Актуальность. Современный период совершенствования процесса патриотического воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитанию как целенаправленному процессу, включающему разностороннее воспитательное воздействие на личности.
Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации
Работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста велась по двум направлениям.
2. Работа с родителями
Каждый вид деятельности преследовал решение своих задач и целей.
Содержание бесед и поставленные вопросы черпали, прежде всего, из русских народных сказок.
С помощью таких сказок как, Семилетка, Снегурушка, знакомили детей с семейной иерархией на Руси.
Основная работа с детьми проводилась на специально организованных занятиях.
Источник
Проект «Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа)
Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Данная работа включала в себя следующие этапы:
Формирование патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных сказок.
Паспорт проектной деятельности
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6-й год жизни
Направленность развития детей, в рамках которых поводится работа по проекту: комплексное (разные виды деятельности: слушание и пересказ сказок, театрализованная деятельность, познавательная деятельность, креативные виды деятельности: лепка, рисование.)
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы
Продолжительность и место реализации: рассчитана на один полный учебный год
Место реализации : МДОУ-детский сад «Золотая рыбка», подготовительная к школе группа.
К моменту выхода детей из детского сада, они должны иметь сформированные представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
Презентация проекта : Родина в русских народных сказках.
Формы работы с детьми и родителями
Занятие с детьми по знакомству с русскими народными сказками.
Формировать представление о любви к родине воспитывать, уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
Способствовать формированию эмоциональных чувств процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать навыки доброжелательного, заботливого поведения.
Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность.
Воспитатель, музыкальный руководитель
Побуждать детей к творческой самореализации.
Работа с родителями
Создать родительский клуб «семейный очаг», привлечь родителей к созданию экспонатов.
Воспитатель, педагог- психолог, музыкальный руководитель
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
-«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Цель: Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.
-«Крылатый, мохнатый да масленый»
-«Курочка, мышка и тетерев»
Цель: Показать детям силу коллективизма(«там, где трудно одному, сделаем с друзьями») Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества.
-«Лисичка со скалочкой»
-«Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: Познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и т.д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.
Цель: Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа.
Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.
-«У страха глаза велики»
Цель: Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту.
Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.
Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.
Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).
ПРЕДАНИЯ И БЫЛИНЫ РУССКОГО НАРОДА
«Исцеление Ильи Муромца»
-«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
-«Алеша Попович и Тугарин Змей»
Цель: Формировать понятие «единства всех живущих на земле людей». Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев.
Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации
Работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста велась по двум направлениям.
2. Работа с родителями
Так, например, с помощью специально подобранной тематики бесед, мы решали такие задачи как:
С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали основные жизненные принцип.
Источник
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»
Татьяна Миронова
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»
Проект: долгосрочный – 1год, творческий
Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Участники проекта: воспитатели, родители, дети
Форма работы: групповая, фронтальная
— Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
— Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
— Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности;
— Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т. д.);
— Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
— При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств;
Воспитательные:
— Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;
— Воспитывать у детей уважение к самому себе;
— Пробуждать интерес к сказкам;
— Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Линии развития личности:
— Обеспечение психологического благополучия и здоровье детей;
— развитие мышления и воображения;
— развитие эмоционально – ценностного отношения к русским народным сказкам.
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
Актуальность проекта
— дружба помогает победить зло («Зимовье»);
— добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
— учат трудолюбию и взаимопомощи («Репка»);
— высмеивают жадность и зло («Сказка о золотой рыбке»);
— вызывают интерес к жизни русских героев.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.
Реализация данного проекта позволит: заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине; приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Методы проекта:
Познавательно – игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.
Осуществление проекта: проект реализуется в несколько этапов
1 этап. Подготовительный
Чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, изучение иллюстраций.
2 этап. Основной
3 этап. Рефлексивно – оценочный этап
— Совместный досуг: «Путешествие по сказкам».
— Создать выставку,что сделали своими руками: рисунки к сказкам, поделки
— Инсценировка сказки: «Теремок»
— Дети научатся понимать смысл сказок
— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
— С чувством уважения относиться к истории и культуре нашей Родины
Программная литература по проектированию Романова Т. А. «Проектирование развития ДОУ»
Журналы: «Ребенок в детском саду», «Детский сад от А до Я», «Уроки сказок», «Дошкольное образование»
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей» ПРОЕКТ «Нравственно-патриотическое воспитание детей» группа общеразвивающей направленности от 2-х до 3-х лет Воспитатель: Михайлова М. Л.
Детские работы по мотивам русских народных сказок. Роль сказок в жизни ребенка очень огромная. Сказка для ребенка — не просто фантазия, но особая реальность. Она помогает понять мир человеческих.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Фотоотчет «День России и русских народных сказок» Фотоотчет «День России и русских народных сказок» Сегодня, 13 июня, в младшей и средней группах прошел праздник «День России и русских.
Лото по мотивам русских народных сказок Лото – игра 1. «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей от трёх лет) Цель: Вызывать у детей потребность в общении, развивать.
Отчет о самообразовании «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «ПИН и ГВИН» городского округа города Агидель Республики.
Педагогический проект «Нравственно-патриотическое воспитание в подготовительной группе» В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция.
Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир,.
Источник
Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку
материал на тему
Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку (из опыта работы)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 290 г.о. Самара
«Нравственно – патриотическое воспитание детей
через русскую народную сказку»
Коляева Татьяна Вячеславовна
Нравственно – патриотическое воспитание детей
через русскую народную сказку
«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края?
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.
Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Толстой называл «кладезем мудрости народа».
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.
Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.
Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.
Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.
ЦЕЛЬ нашей работы: Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.
Достижение поставленной цели нравственно-патриотического воспитания детей через русскую народную сказку осуществляется при решении следующих задач, а именно:
— сказка позволяет формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;
— помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;
— с помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;
— сказка содействует развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;
— содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;
— сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
— развивает у детей социальные умения и навыки поведения;
— сказка содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;
— содействует развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;
— сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
— развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;
— сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
— сказка способствует формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;
— воспитывает трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Особенности сказки как воспитательного источника
Очень красив язык сказок : он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений. В сказках много пословиц и поговорок, очень метких и поучительных: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и др. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.
Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго – герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа, в которой нет полутонов, а присутствуют глубокие яркие цвета. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное однообразия и бытовой серости.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир и не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.
Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра.
«Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказка приобщает ребенка к общечеловеческому и этническому опыту, обогащает его личный опыт половой дифференциации и взаимодействия.
Увлекательность сюжета делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Необходимо акцентировать внимание дошкольников на том, что учиться лучше не на своих ошибках, а на опыте других. В этом плане особо следует отметить роль героев сказок, которые учат тому, что каждый поступок приводит к тем или иным последствиям, далеко не всегда положительным как для себя, так и для других. Необходимо доносить до детей следующие положения, подтвердив их примерами сказок: для того, чтобы чего – то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относится к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; нужно уметь делиться тем, что у тебя есть; любое дело легче делать сообща, чем одному; только хорошее поведение, хорошие дела помогают найти настоящих и верных друзей; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе и т.д.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка позволяет формировать у ребенка представление о том, что добро побеждает, но не само по себе, а путем преодоления трудностей.
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.
Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно : ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о предназначении человека в жизненном пути.
Работать со сказкой можно как индивидуально, так и со всей группой. Эту работу можно проводить и дифференцированно. В этом случае у нескольких ребят может быть одна проблема в поведении или деятельности, а потому они могут работать над одной и той же сказкой.
Особенности ознакомления детей со сказкой:
— выразительное чтение (в младшем возрасте лучше рассказывать);
— знакомство со сказкой на основе ее целостного восприятия: от общего содержания к деталям повествования;
— обсуждение действий и поступков различных персонажей, поиск и оценка их ошибок, путей их исправления;
— выдвижение возможностей дальнейшего развития сюжета сказки, традиций народа.
В своей деятельности с детьми мы используем следующие формы работы со сказкой: чтение; рассказывание; пересказ; драматизация; разучивание; рассматривание иллюстраций к произведению с комментариями; обсуждение литературной стороны произведения; обыгрывание (инсценирование) произведения; настольный (кукольный, пальчиковый и т.п.) театр по произведению; самостоятельная театрализованная деятельность; пополнение групповой библиотеки (книжного уголка).
Для содействия образному восприятию сказок используем иллюстративный материал: в стиле И. Билибина, репродукции картин В.М. Васнецова, которые помогают детям ярче прочувствовать и понять образы героев и события сказки, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно – прикладного искусства.
При проведении непосредственно образовательной деятельности в практической части используем различные виды художественной деятельности: рисование, аппликацию, лепку. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.
В художественно – продуктивной деятельности, при разыгрывании детьми ключевых сюжетных сцен реализуется деятельностный принцип психического развития детей: желание и потребность ребенка выразить свои отношения и представления, создают реальные психологические условия для формирования социальных умений и навыков поведения, устойчивые позитивные межличностные отношения и нравственные качества личности ребенка. Обеспечивается не формальное усвоение духовно – нравственных, представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом в реальную жизнь и взаимоотношения с ближайшим социальным окружением (с семьей и сверстниками).
Наиболее активными формами работы со сказкой являются инсценирование сказок, постановка спектаклей по ним. В течение года мы постоянно готовим и показываем кукольные спектакли по сказкам, выступаем перед родителями и детьми младших групп. Очень важно, чтобы в подготовке спектакля участвовали все дети группы. Это дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело»: кто – то играет, поет песенки, читает текст, готовит пригласительные билеты, встречает гостей и т.д. Ничто так не стимулирует учебную деятельность детского коллектива, как успех. Его никогда не бывает много.
От нас зависит, насколько ребенок будет заинтересован и активен. Поэтому мы обязаны найти слова благодарности и поощрения действиям каждого ребенка, принявшего участие в празднике сказки, отметить не только значимость вложенного труда в общее дело, но и раскрыть дальнейшие перспективы их совместной работы, обучении, добрых и полезных дел.
Работу со сказкой следует строить на основе ее целостного восприятия: от общего содержания к деталям повествования. Дети, зная полный текст, могут активно обсуждать действия и поступки различных персонажей, искать и оценивать их ошибки, пути их исправления, выдвигать и обсуждать возможность дальнейшего развития сюжета сказки, усваивать традиции, обычаи, язык народа.
Организация работы со сказкой должна носить развивающий характер. Для того чтобы дети усвоили новые слова, например, ухват, веретено, скарб, изба, пастбище и др., необходимо дать доступное пояснение, обязательно познакомить с их изображением; предложить вспомнить в каких еще сказках используются данные слова и попробовать самим нарисовать данные предметы. В соответствии с этим в нашей группе огромное значение уделяется созданию и постоянному пополнению предметно-развивающей среды, имеется уголок русского быта «Русская изба».
Для лучшего восприятия сказки используем музыкальное сопровождение, народные песенки. Необходимо привлекать к музыкальному оформлению сказки родителей, по возможности владеющих инструментом. Очень интересно проходят викторины не только по названиям сказок, но и по репликам героев.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Влияние сказок на духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
Большую помощь оказывают родители, которые принимают активное участие во всех начинаниях и предложениях воспитателей. Руками родителей пошиты костюмы, изготовлены пособия. Совместно с детьми родители делают иллюстрации к сказкам, рукописные книги, альбомы пословиц, поговорок и потешек.
В группу при помощи родителей были приобретены книги русских народных сказок, создана библиотека, которой постоянно пользуются дети (рассматривают иллюстрации, обсуждают услышанные сказки, а научившись читать устраивают коллективное слушание сказок, где сами вслух читают.
Желание читать и слушать у детей постоянное. Также родители покупают сказки домой, самые интересные потом приносят в детский сад для коллективного чтения.
Интерес к сказкам постоянно возрастает, расширяя кругозор у детей и интерес к истории России и русского народа.
Источник