Педагогический потенциал народного художественного творчества

Педагогический потенциал традиционной народной культуры
статья на тему

Много лет в нашей стране народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию. Но сейчас произошли коренные изменения в обществе, повысился интерес людей к национальным особенностям своей страны, народа, нации, к корням культуры древних преданий и поверий.
Задача современного человека – сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями.
Каждый народ имеет свою национальную культуру. С древних времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество, человека. В фольклоре, основанном на жизненном опыте и мудрости, заложен идеал и надежды человека. Процесс познания духовного богатства своего народа, освоение народной культуры должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, поговорки, сказки.
От того, каким было детство человека, в какой эмоциональной среде он находился, кто и как вел ребенка к истокам фольклора, во многом зависит мировостприятие человека, его отношение к общечеловеческим ценностям и, в конечном счете, его судьба.

В данной статье рассматриваются традиции народной культуры в жизни детского сада

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Педагогический потенциал традиционной народной культуры

Смирнова Валентина Алексеевна

музыкальный руководитель ГБДОУ д/с №16 Красносельского района

Много лет в нашей стране народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию. Но сейчас произошли коренные изменения в обществе, повысился интерес людей к национальным особенностям своей страны, народа, нации, к корням культуры древних преданий и поверий.

Задача современного человека – сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями.

Каждый народ имеет свою национальную культуру. С древних времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество, человека. В фольклоре, основанном на жизненном опыте и мудрости, заложен идеал и надежды человека. Процесс познания духовного богатства своего народа, освоение народной культуры должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, поговорки, сказки.

От того, каким было детство человека, в какой эмоциональной среде он находился, кто и как вел ребенка к истокам фольклора, во многом зависит мировостприятие человека, его отношение к общечеловеческим ценностям и, в конечном счете, его судьба.

Традиции народной культуры в жизни детского сада

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

Перед воспитателем в детском саду стоят такие задачи, как развитие речи, движений, изобразительных и музыкальных способностей ребенка через народную игру, сказку, потешку, хоровод; формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам, устному народному творчеству. Овладение богатством народного слова, выраженного в сказках, закличках, дразнилках, колядках, попевках.

Знакомство с музыкальным фольклором в нашем детском саду осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах, народных праздниках.

Народная песня – одно из ярких и доступных произведений музыкального фольклора. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритмя, ясность, простота формы придают ей неповторимую прелесть. Отдельного внимания заслуживают колыбельные песни, в которых преобладают ласкательные мотивы. С древних времен матери убаюкивали детей песнями, утешали, ласкали, внушали. Эти песни вызывают у ребенка чувство психологической защищенности. Они поются напевно, протяжно, спокойным, тихим голосом. Образы, передаваемые в колыбельных песнях, конкретны, близки и понятны детям с момента рождения (Котенька-коток, Заинька, Собачка, Гуленьки и т.п.). Они несут в себе пожелания добра и благополучия своему ребенку со стороны матери.

Песни, упражнения, применяемые на музыкальных занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонации в пене, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса. Например, такие русские народные мелодии, как «Прибаутка», «Солнышко-ведрышко», «Дудочка», «Не летай, соловей», «У кота воркота» и другие. Очень нравится детям инсценировать народные песни, такие, как «Во кузнице», «Во сыром бору тропинка», «Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой». А исполнение их «а капелла» способствует формированию у детей более устойчивого ладотонального слуха. Они приучаются слушать себя, своих товарищей.

Знакомство с народным музыкальным искусством включает и обучение игре на народных музыкальных инструментах (бубнах, трещотках, треугольниках, ложках, свистульках).

С помощью. родителей мы изготовили простейшие шумовые инструменты. Очень часто на праздниках и детских досугах играют наш оркестр, ансамбль ложкарей.

Неотъемлемая часть народного творчества – театрализация. Кто из нас не мечтал в детстве окунуться в волшебный мир сказки и превратиться в одного из ее героев?

Русская народная сказка учит детей доброте и справедливости, трудолюбию и доброжелательности, мудрости и терпению. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи.

Читайте также:  Удаление родимых пятен народными средствами

Готовясь к постановке сказки, дети изучают русский быт, народный костюм, хороводные песни танцы, озорные скоморошьи перевертыши и прибаутки.

Театрализованной деятельностью мы начинаем заниматься с младшей группы – даже маленьким детям по силам сыграть сказку «Репка».

С детьми старших групп мы инсценировали русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Кот, петух и лиса». А в других сказках, например, в сказке Ш. Перро «Красная шапочка», использовались некоторые виды русского народного творчества такие как колыбельная, считалки.

Любой обрядовый праздник, досуг в детском саду всегда связан с игрой. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством. Они развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. А прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. С каким интересом дети играют в такие народные игры как «Золото», «Кот и мыши», «Как у деда Трифана», «Шел козел по лесу», «Горелки» и др.

Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт. Русское музыкальное творчество тесно связано с бытом деревни, с трудом крестьянской семьи, со сменой времен года. Все обрядовые праздники отражали важные моменты жизни и были основаны на трудовых традициях. Природа одушевлялась. Человек ощущал себя ее частью и считал, что, подобно ему, живыми были земля и небо, вода и огонь, гром и молния, деревья и камни… Обряды, отражающие быт крестьянской деревни, явления природы, связанные со сменой времен года, труд людей и отношения взрослых к детям были ярко красочно представлены в народных праздниках. Естественно, что и обрядовые народные традиции нашли свое место в наше время в детском саму.

Одним из древнейших праздников у славян была Месленица. Как и все народные календарные праздники, Масленица была связана с круговоротом солнца. Именно поэтому этот праздник отмечается в день весеннего равноденствия, когда солнце начинает пригревать сильнее, а значит, отступает зима и приходит весна.

В нашем детском саду праздник Масленицы проходит очень весело. Обязательно участвуют взрослые. Это воспитатели и родители, которые исполняют роли мифологических существ, зверей и т.п. Проводятся различные народные игры, звучит народная музыка. Обязательны встреча и прощание с Масленицей, угощение блинами.

В детском саду регулярно проводятся и другие обрядовые праздники и развлечения, такие как Осенняя ярмарка, Осенние посиделки, Встреча весны «Жаворонушки», Праздник березки, Рождество.

Опыт показывает, что детям очень близок фольклор. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы.

Использование народных песен, частушек, танцев не только развивает музыкальные способности, но и сближает таких разных и не похожих друг на друга детей.

Хочется надеяться, что наша работа с детьми оставит добрый след в их душе.

Литература

Источник

Педагогический потенциал народно-художественного творчества, проблемы его реализации в современных условиях

Народная художественная культура — широко используемое понятие, но при всей кажущейся простоте определить его границы, перечислить хотя бы основные его слагаемые и дать им характеристику сложно даже для специалистов. Причин тому несколько.

Во-первых, народная художественная культура имеет сложную и подвижную иерархическую структуру с тенденцией к постоянной смене составляющих ее элементов, включает явления как материального, так и духовного порядка, которые предстают в ней одновременно и эстетической, и утилитарной сторонами. Во-вторых, народная художественная культура полисоциальна, имеет конкретно-исторические формы бытования, изменяется вместе с образом жизни народа, связывается с разными социальными группами и понять роль каждой из них в культурно-творческом процессе задача также не из легких. В-третьих, народная художественная культура — понятие собирательное, объединяющее разнопорядковые явления, каждое из которых нередко требует опре­деления его границ и сущности. Это касается таких основополагающих категорий, как декоративно-прикладное искусство, фольклор, художественная самодеятельность, современное любительское творчество. До сих пор понимание предметного поля каждого из этих образований народной культуры остается весьма дискуссионным. В-четвертых, фольклористика, теория народного искусства, теория художественной самодеятельности долгое время изучали проблемы своего предмета, но не смогли выйти на уровень исследования общих вопросов народной художественной культуры как целостного явления или как подсистемы художественной культуры, хотя такие попытки известны1. Тем более, что ряд наук (филология, история, этнография, искусствоведение) претендовали в разные годы на всеобъемлющую роль в изучении народной культуры, преувеличивая значение для последней своих проблем. Нельзя не сказать и о том, что в России ситуация усугубляется за счет потерянных народной художественной культурой ориентиров развития в XX в., когда насильственно отторгались по идеологическим причинам национальные традиции, праздники и обряды, различные формы традиционной творческой деятельности широких слоев народа.

Народная художественная культура — реальность, оказывающая мощное влияние на политические, экономические, социальные, этнические, духовные процессы в современном мире. Многие зарубежные специалисты рассматривают ее как одно из эффективных средств, противостоящих наиболее агрессивным формам современной массовой культуры, «суверенизации» национальных ценностей, унификации и американизации культуры разных народов. Не случайно ЮНЕСКО, авторитетная международная организация по вопросам науки, образования и культуры при ООН, предприняла ряд шагов, направленных на поддержку традиционной народной культуры. Было выработано определение фольклора и в 1989 г. предложено правительствам всех государств содействовать распространению традиционных ценностей. ЮНЕСКО направила в свои национальные советы соответствующие «Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора».

При ЮНЕСКО созданы и успешно действуют специальные международные комитеты по народной музыке и ассоциации по вопросам фольклора и народного искусства — СИОФФ, ИОФ, ИНСИТА, которые вносят заметный вклад в координацию международных акций: проведение фестивалей фольклора, выставок, конференций и т.д.

Читайте также:  Сравнение афин и спарты роль народного собрания

Обращение к прошлому, в частности к глубинным пластам традиционной художественной культуры, на современном этапе развития России объективная потребность, обусловленная необходимостью переосмысления и обновления общественной жизни.

Без восстановления полнокровной народной художественной культуры, ее нравственных основ не может возродиться национальный духовный менталитет. В то же время нельзя не учитывать, что в понимании и оценке роли фольклора не обходится без «перегибов». Слово «фольклор» стало едва ли не одним из наиболее употребительных. Им часто и с легкостью оперируют не только этнографы, историки, филологи, искусствоведы и педагоги, но и политики, средства массовой информации. Происходит усиленная и искусственная фольклоризация самосознания значительного слоя людей. Можно говорить о положительных и негативных сторонах этого процесса, его идеологической и откровенно конъюнктурной подоплеке.

Последнее десятилетие XX в. с особой ясностью высветило вопрос об отношении к историческому прошлому, к культурному наследию, национальным традициям России. Впервые во всем объеме открылись масштабы потерь, понесенных народной художественной культурой в XX в. Утрачены многие народные праздники, обряды, обычаи, игры; растеряны традиции народного хорового пения и массового музицирования; приходится возрождать многие исконные народные художественные ремесла; разрушены механизмы передачи и функционирования национальных ценностей. Русской народной художественной культуре нанесен ущерб искусственным выталкиванием ее на обочину духовной жизни, размыванием национальных черт, отказом в праве на существование и утверждение своей самобытности, подавлением веками сложившихся традиций формами политизированной самодеятельности. Безусловно, многие из потерь обусловлены объективными причинами: урбанизацией, миграцией, войной, раскрестьяниванием. Но немалая их часть была инспирирована государственной культурной политикой, в которой культурный плюрализм, многообразие региональных форм были принесены в жертву культурной монополии, насаждению единых эстетических канонов в творчестве. В нормальный, естественный, культурно-созидательный процесс вторгались директивы партийно-государственных структур управления.

Народная художественная культура в современном мире имеет широкий спектр взаимодействий с элитарным искусством, а также с массовыми формами культуры. В течение длительного времени массовую культуру, народную культуру оценивали весьма негативно и противопоставляли им искусство элитарное. Однако очевидно, что элитарное искусство, массовая культура не могут выполнить те задачи и функции, которые выполняет народная культура, ибо это не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые явления. В народной культуре заложен важный механизм функционирования и сохранения культуры в целом, она цементирует и укрепляет духовные устои жизни.

Отношение к народной художественной культуре сегодня — основополагающий фактор в культурной политике России. В разные периоды это отношение складывалось по-разному: от полной поддержки до полного отрицания отдельных ее пластов. Начиная с 20-х годов XX в. традиционные формы культуры нередко нивелировались по причине отказа от их региональных особенностей, делились на более и менее «ценные» формы и жанры во имя утверждения идей социализма, а также из-за несоответствия их формируемому «новому» менталитету народа. Концепции пролеткультовского характера, борьба с которыми якобы завершилась в конце 20-х годов, нередко проявлялись, в частности, по отношению к фольклору в государственной культурной политике до конца 60-х годов. Традиционная вековая народная культура, благодаря которой получило бурное развитие не только элитарное искусство, но и русская культура в целом обрела яркую духовную самобытность, была урезана в правах, исключалась из сферы интересов государства и общества. Она подвергалась насильственному упрощению, отторжению, а порой и «революционному очищению».

Чтобы понять сегодняшнее состояние народной художественной культуры, необходимо обратиться к ее истории, осмыслить критически весь комплекс проблем ее функционирования и развития. Только на этой основе можно выстраивать конструктивную стратегию возрождения традиций, не превращая эту деятельность в пропагандистскую кампанию.

Нельзя понимать народную художественную культуру как установленную однажды заданность, развивающуюся только в крестьянской среде. Об особой роли крестьянства, деревни в истории народной культуры в дальнейшем повествовании придется много говорить, но народная культура — результат творчества всего народа, а не одной только его части. Народную культуру можно представить как процесс творчества разных социальных групп и одновременно постоянного накопления, фиксации, обогащения, отторжения, видоизменения ее разнообразных форм, жанров, элементов и как результат длительного исторического развития, наложения, наслоения пластов разных субкультур, включающих прошлое и современное, индивидуальное и коллективное, устное и письменное. В народную художественную культуру можно включить процесс коллективного и индивидуального создания ценностей (творчество), результаты этого процесса (материализованные, вещественные и духовные) и бытование, распространение; функционирование произведений культуры в обществе.

С одной стороны, народная художественная культура входит в общую систему народной культуры (наряду с народной медициной, народной метрологией, народной кухней, народной моралью и др.); с другой — она является одной из подсистем более глобальной системы художественной культуры общества, включается в ее структуру, взаимодействует со всеми ее образованиями. Очевидно, народная художественная культура предстает в этих связях как многомерное явление, имеющее сложные пограничные образования как с народной культурой в целом, так и с элитарным и массовым искусством.

Народная художественная культура не рассматривается ни как низший этап культурного развития человечества, ни как определенная ступень в развитии культуры, а как самостоятельный исторически обусловленный тип культуры, имеющий свои формы, механизмы, социальную стратификацию и т.д.

В XX в. при изучении народного искусства, фольклора, любительского творчества были опробованы самые разные подходы и методы: социально-психологические, педагогические, философские, этнографические, социологические, культурологические, эстетические, психологические. В центре внимания оказывались проблемы, вовсе не сводимые к произведениям народного искусства, фольклора. Затрагивался широкий круг вопросов, связанных с социальным функционированием различных частей народной художественной культуры, ее трансляцией и коммуникацией, воздействием на духовный мир человека. Сделаны попытки выявить космологические, мифологические, религиозные, нравственные, магические, этнические, психологические, социально-психологические, социологические и исторические закономерности народной культуры.

Современный этап изучения народной художественной культуры требует ее соотнесения с универсальными, стабильными или динамичными картинами жизни общества, находящимися в зависимости от того или иного исторического состояния государства.

Читайте также:  Склероз менкеберга лечение народными средствами

Народная художественная культура, очевидно, единственная из всех типов культур, имеет такие механизмы функционирования, которые в том или ином виде заимствованы и трансформированы другими слоями культуры, в том числе элитарной и массовой.

Педагоги, мастера, руководители множества возникших в последние годы студий, школ, центров, домов ремесел, фольклора, традиций нащупывают формы и методы передачи традиционной культуры детям и подросткам, молодежи, взрослым. На смену семье, общине приходят школа, система образования, сеть специальных внешкольных культурно-просветительных учреждений, средства массовой коммуникации. Каждый из них ведет поиск своих механизмов включения человека в культурно-художественную деятельность, в каждой из них складывается своя методика преодоления отчужденности личности от своих традиций.

С учетом изложенного предлагается следующее определение основных структурных образований современной народной художественной культуры — фольклора, художественной самодеятельности, неофольклора, фольклоризма, декоративно-прикладного и художественно-прикладного искусства, любительского исполнительства.

Кроме сложных взаимоотношений элементов и образований внутри культур, каждая из которых претендует на универсальность, всеобщность, особую роль, налицо и система более глобальных отношений между элитарной и народной культурами (субкультурами), которые предстают на протяжении истории в оппозиции по отношению друг к другу. В последнее время обострились их отношения с массовой культурой.

Не простыми и до конца не выясненными предстают отношения с динамично формирующейся в последние десятилетия суперэлитарной культурой, получившей наименование «общечеловеческие ценности».

Опыт культурного развития нашей страны в XIX-XX вв. дает основание говорить о неразрывности, единстве, процессов развития элитарной и народной культур. Уничтожив элитарную культуру в начале XX в., мы тем самым одновременно обусловили эрозию и затухание народной культуры во всех социальных слоях. В частности, с уничтожением помещичьих усадеб, а затем и деревень как традиционных очагов и хранителей культурного слоя прекратилось естественное воспроизводство народной культуры.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Педагогический потенциал народного художественного творчества и проблемы его реализации

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПЕДАГОГИКА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Предмет и задачи педагогики народного художественного творчества.

Педагогика народного художественного творчества – это отрасль педагогической науки, изучающая законы и закономерности воспитания и обучения в коллективах народного художественного творчества. Предметом изучения педагогики народного художественного творчества являются процессы обучения, воспитания и развития личности в условиях коллектива народного художественного творчества. Творческие коллективы возникали и возникают по сей день и будут возникать в будущем, это объективное явление общественной жизни, поэтому центральными задачами педагогики НХТ выступают:

— всестороннее изучение исторических предпосылок создания художественных коллективов;

— определение закономерностей развития личности в процессе творческого освоения традиций художественного творчества;

— выявление специфики педагогического (не художественного!) руководства творческим коллективом.

Предмет педагогики НХТ- это образование средствами народного художественного творчества как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика народного художественного творчества в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Междисциплинарный характер педагогики народного художественного творчества, ее связь с этнопедагогикой, социальной педагогикой, этнопсихологией, социально-культурной деятельностью и др.

Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. Задачи

выявление этнической специфики народной педагогики в традиционных культурах различных этносов;

поиск закономерностей становления и развития традиционной педагогической культуры народных масс под воздействием социальных, экономических и других факторов;

способы отражения и функционирования в современной воспитательной практике педагогических воззрений и опыта предыдущих поколений;

поиск путей использования прогрессивного народнопедагогического наследия в условиях современной системы образования.

Опыт этнопедагогики используется для воспитания экоориентированного типа личности через сбор и изучение информации о традиционной культуре народов в одном из подразделов экологии, получившем название этноэкология (в западной литературе — культурная антропология).

Социальная педагогика (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров) — отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.

Педагогический потенциал народного художественного творчества и проблемы его реализации

Деятельность в этих сферах, понимание их идей, оценка образов народного творчества, сопереживание им могут развить интерес к народным традициям, народному искусству, усилить их воспитательное воздействие. Освоение культурного наследия связывается с развитием чувств сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины, ее региональной культуре, что, в свою очередь, облегчает восприятие и понимание национальных культур других народов, способствует развитию дружественных межнациональных отношений.

Современная жизнь ставит перед нами новые задачи воспитания, обучения и развития подрастающего поколения, в том числе и знания возможностей использования материалов народной художественной культуры в педагогическом процессе.

Народная педагогика, народное воспитание, народная мудрость, традиционная культура воспитания составляют мощный пласт человеческой деятельности, знаний и культуры. Эта сфера духовно-нравственной деятельности и творческих созидательных исканий человека необычайно многозначно объясняет смысл слова «культура» — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Народ всегда исторически значительнее, чем население. Он несет в себе концентрированный духовный заряд многих поколений, который нак В современном многообразном мире, в том числе и в многонациональных государствах педагогика может реально и эффективно функционировать только в качестве этнопедагогики, потому что именно она имеет возможность решать вопрос об изучении и использовании культурного наследия прошлого, введении в практику воспитательных систем народных традиций. Культурное наследие каждого народа содержит огромный опыт воспитания, прогрессивные идеи становления развития личности, которые способствуют обогащению мировой педагогической мысли. В связи с этим необходимо изучать духовные непреходящие ценности народов, среди которых одно из центральных мест занимает народная педагогика.апливается веками.

Источник

Правильные рекомендации