Первым министром народного просвещения был в россии

Содержание
  1. Список министров просвещения России
  2. Содержание
  3. Министерство народного просвещения Российской империи
  4. Министерство духовных дел и народного просвещения Российской империи
  5. Министерство народного просвещения Российской империи
  6. Министерство народного просвещения Временного правительства России
  7. Народный комиссариат просвещения РСФСР
  8. Министерство просвещения РСФСР
  9. Министерство просвещения СССР
  10. См. также
  11. Источники
  12. Смотреть что такое «Список министров просвещения России» в других словарях:
  13. 10 самых ярких министров образования России. От фаворита Екатерины II до «горящей избы»
  14. 10 самых ярких министров образования России. От фаворита Екатерины II до «горящей избы»
  15. Министры царской России
  16. 1917 год и Анатолий Луначарский («Миноносец Легкомысленный»)
  17. Что происходило в 80-х годах
  18. Конец 90-х и начало 2000-х — самое сложное время для российской школы
  19. «Горящая изба» образовательной политики
  20. Кто станет следующим министром образования?
  21. Министерство народного просвещения Российской империи
  22. Содержание
  23. История министерства в 1802—1863 годах
  24. История министерства в 1863—1904 годах
  25. История министерства в 1904—1917 годах
  26. Основные подразделения министерства
  27. Главное правление училищ (1802—1863)
  28. Совет министра народного просвещения (1863—1917)
  29. Департамент народного просвещения (1803—1917)
  30. Департамент общих дел (1904—1917)
  31. Учёный комитет (1817—1831, 1856—1917)
  32. Канцелярия министра народного просвещения (1825—1917)
  33. Главное управление цензуры (1828—1863)
  34. Совет по делам высших учебных заведений (1916—1917)
  35. Совет по делам профессионального образования (1916—1917)
  36. Основные комитеты и комиссии, существовавшие при министерстве
  37. Комитет устройства учебных заведений (1826—1850)
  38. Археографическая комиссия (1834—1837)
  39. Комиссия по устройству архивов (1871, 1873—1885)
  40. Постоянная комиссия народных чтений (1872—1917)
  41. Комиссия по международному обмену изданий по части наук и художеств (1877—1917)
  42. Министры народного просвещения и управляющие министерством
  43. Члены Временного правительства
  44. См. также
  45. Литература (в хронологическом порядке)
  46. Справочники по учебным заведениям
  47. Статистические справочники
  48. Примечания
  49. Литература

Список министров просвещения России

Содержание

Министерство народного просвещения Российской империи

Образовано 8 сентября 1802 года.

Имя Дата вступления в должность Дата снятия с должности
Завадовский, Пётр Васильевич 8 сентября 1802 11 апреля 1810
Разумовский, Алексей Кириллович 11 апреля 1810 10 августа 1816
Голицын, Александр Николаевич 10 августа 1816 24 октября 1817

24 октября 1817 года объединено с Главным управлением духовных дел иностранных исповеданий в Министерство духовных дел и народного просвещения.

Министерство духовных дел и народного просвещения Российской империи

Образовано 24 октября 1817 года объединением Министерства народного просвещения и Главного управления духовных дел иностранных исповеданий.

15 марта 1824 года разделено на Министерство народного просвещения и Главное управление духовных дел иностранных исповеданий.

Министерство народного просвещения Российской империи

Образовано 15 марта 1824 года при разделении Министерства духовных дел и народного просвещения.

Министерство народного просвещения Временного правительства России

Народный комиссариат просвещения РСФСР

15 марта 1946 года преобразован в одноимённое министерство.

Министерство просвещения РСФСР

Образовано 15 марта 1946 года из одноимённого наркомата.

Калашников, Алексей Георгиевич 9 апреля 1946 16 февраля 1948
Вознесенский, Александр Алексеевич 16 февраля 1948 12 июля 1949
Каиров, Иван Андреевич 12 июля 1949 5 июня 1956
Афанасенко, Евгений Иванович 5 июня 1956 1966
Прокофьев, Михаил Алексеевич 1966 1966
Данилов, Александр Иванович февраль 1967 1980
Веселов, Георгий Петрович 1980 июль 1990

19 июля 1990 года объёдинено с Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР в одно — Министерство образования РСФСР.

Министерство просвещения СССР

Образовано 3 августа 1966 года.

Упразднено 5 марта 1988 года в связи с образованием Государственного комитета СССР по народному образованию.

См. также

Источники

Смотреть что такое «Список министров просвещения России» в других словарях:

Список министров образования России — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Содержание … Википедия

Список бурят — Это служебный список статей, созданный для координации р … Википедия

Список казахов — Это служебный список статей, созданный для координации … Википедия

Список аббревиатур в российской исторической науке — включает сокращения организаций и изданий, часто встречающихся в научных русскоязычных публикациях исторической тематики. Содержание 1 Аббревиатуры 1.1 Музеи 1.1.1 А … Википедия

Список похороненных на Новодевичьем кладбище — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Новодевичье кладбище Содержание … Википедия

Список известных армян — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари … Википедия

Список масонов — Масонство Масонство … Википедия

Список выпускников Царскосельского лицея — Эта страница информационный список. В этом списке собраны сведения о выпускниках Царскосельского лицея. В разное время выходили Памятные книжки Лицея, в которых приводились сведения о судьбах выпускников. Информация дана по годам выпуска и… … Википедия

Список аббревиатур — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

Список глав государств в 1929 году — В списке перечислены лидеры государств по состоянию на 1929 год. В том случае, если ведущую роль в государстве играет коммунистическая партия, указан как де юре глава государства председатель высшего органа государственной власти, так и де факто… … Википедия

Источник

10 самых ярких министров образования России. От фаворита Екатерины II до «горящей избы»

10 самых ярких министров образования России. От фаворита Екатерины II до «горящей избы»

Уже совсем скоро, 7 мая, в день инаугурации президента России, нынешний премьер-министр и его кабинет сложат полномочия. Спустя несколько недель у нас появится новый глава кабинета и новые министры, в том числе министр образования. О самых ярких министрах образования в российской истории и о задачах нового главы ведомства –рассказывает Александр Адамский.

Министры царской России

В Российской империи министерство народного просвещения появилось 8 сентября 1802 года. Первым министром был граф Пётр Завадовский (с 1802 по 1810 годы). Он родом из украинских казаков, после Киевской духовой академии служил в секретной канцелярии графа Румянцева (когда тот был правителем Малороссии), воевал, получил полковника, был представлен Екатерине II и стал её фаворитом. После этого стал действительно статским советником. А уже при Александре I — первым министром просвещения. При нём открыли народные школы, гимназии, основали три университета и Петербургский педагогический институт.

Читайте также:  Пмпк в новосибирске улица народная

Умела императрица выбирать фаворитов.

Одним из самых ярких руководителей образования царского времени был Сергей Уваров, николаевский министр (1833–1849 годы). В своём первом манифесте он сразу объявил: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование, согласно с Высочайшим намерением Августейшего Монарха, совершалось в соединённом духе Православия, Самодержавия и народности». Николай I навсегда запомнил декабристов, боялся повторения бунта и считал всё, что помогает уничтожить вольнодумство, — благом. Министр Уваров был идеальным исполнителем монаршей воли.

Последним ярким министром просвещения царской России был граф Павел Игнатьев (1915–1916 годы). Сын министра внутренних дел, выдающегося дипломата Николая Игнатьева, которому, кстати, тоже предлагали пост министра просвещения в 1881 году. Павел Игнатьев был кумиром первого министра образования новой России — Эдуарда Днепрова. Он так же, как и Днепров, разработал комплекс реформ, основной задачей которых было введение единой семилетней школы, выступал за соответствие содержания образования потребностям общества и экономики. При гимназиях должны были быть общественные комитеты, а педагогические советы наделялись правом разрабатывать учебные планы и программы. Игнатьев считал, что «необходимо через школу способствовать развитию производительных сил страны». Не правда ли похоже на сегодняшние «12 решений для новой школы»? А это было 100 лет назад.

Через несколько лет Павел Николаевич смог воплотить свои идеи в русских эмигрантских школах. А в 1916-м правительство отклонило план реформ и Игнатьев ушёл в отставку. Умер он в 1945 году, в Канаде.

1917 год и Анатолий Луначарский («Миноносец Легкомысленный»)

В советское время была популярной байка про министров образования.

— Кто сейчас министр образования?

— А кто был на его месте?

И так до 20-х годов. Наконец:

— Кто сейчас министр образования?

— А кто был на его месте?

— А вот Анатолий Луначарский был на своём месте.

Анатолий Луначарский — народный комиссар просвещения, получивший от Ленина прозвище «миноносец Легкомысленный», был назначен в октябре 1917 года. Правда, уже в ноябре, когда получил информацию об артиллерийском обстреле Кремля, подаёт в отставку в знак протеста. Ленин уговаривает его остаться. По некоторым данным, он потом ещё восемь раз подавал в отставку. В политике Луначарский был интерфейсом между большевиками и интеллигенцией — не только русской, но и европейской. Он многим помогал, спасал от арестов. Елена Ковтунова пишет: «А вот Гумилёва спасти не смог. Позвонил среди ночи Ленину, но тот ответил: „Мы не можем целовать руку, поднятую против нас“. После расстрела поэта плакал, грозил отставкой, но продолжал преданно и небрезгливо служить власти».

Как изменились русская школа и школьная программа после 1917 года

Он пытался реализовать наработки игнатьевских реформ, был очень аккуратным с национальными школами и не поддерживал главенство «производительного труда» в школах. Оказался долгожителем советского правительства: был смещён только в 1929 году, и умер на пути в Испанию, где получил назначение полномочным представителем.

Пропустим советский период: мы же не исторический очерк пишем, а вспоминаем ярких министров образования! Министерство просвещения СССР появилось только в 1966 году (до этого были только республиканские) и до конца советского союза министров было двое: Прокофьев и Щербаков.

Что происходило в 80-х годах

Теперь уже я опираюсь на свои личные ощущения и расскажу о том, что происходило с министрами образования с 1980-х годов. Потому что с этого времени был в какой-то степени свидетелем или участником событий.

В 1988 году три образовательных ведомства объединили в одно — так появился Государственный комитет СССР по народному образованию. Его возглавил Геннадий Ягодин, к которому пришёл за поддержкой Эдуард Днепров. Через пару месяцев возник временный научно-исследовательский коллектив «Базовая школа», известный как ВНИК «Школа». А в декабре 1988-го был созван Всесоюзный съезд работников образования, который одобрил проект нового Устава школы и концепцию развития образования СССР.

В 1990 году Эдуард Днепров стал министром образования (первым российским министром после Луначарского). Взлёт Днепрова состоялся не благодаря его карьерным достижениям, а за счёт общественной деятельности. Его тексты в «Учительской газете», программная статья «Верю в учителя» в «Правде» начали дискуссию о реформе школы. В 1992-м был принят «Закон об образовании», который ЮНЕСКО признал одним из самых прогрессивных и демократических законодательных актов конца XX века. По несчастному совпадению Ягодин и Днепров умерли в один год — 2015.

Конец 90-х и начало 2000-х — самое сложное время для российской школы

По-моему, большая удача, что министрами образования с 1998 по 2004 и с 2004 по 2012 годы были Владимир Филиппов и Андрей Фурсенко.

Владимир Филиппов начал вытаскивать систему образования из финансового болота и параллельно модернизировать школу. Ещё продолжали задерживать зарплаты учителям, но уже началась информатизация школ. Началась проработка ЕГЭ, созданы попечительские советы при школах, введено профильное обучение и был запущен проект «Школьный автобус». Владимир Филиппов опирался на авторитетное экспертное сообщество и сотрудничал с выдающимся российским педагогом Анатолием Пинским.

В 2004 году начали обсуждать интеграцию науки и образования. В экспертном сообществе гуляет легенда, что когда Андрея Фурсенко (тогда и. о. министра промышленности, науки и технологий) спросили, оправдано ли слияние министерств, он резко возразил. А в марте того же года его назначили министром образования и науки. И он «вытащил» национальный приоритетный проект «Образование» — рывок российского образования в зарплатах, оборудовании и компьютеризации. Кроме того, решился вопрос о преподавании религиозных культур, обновлении закона «Об образовании» и новых стандартах.

«Горящая изба» образовательной политики

Летом 2016 года руководство партии «Единая Россия» допустило несколько промахов, позволяло себе неудачные высказывания, обидные для учителей. Нужен был радикальный ход, чтобы поднять авторитет власти у педагогов. Какой самый эффективный ход? Правильно — снять министра Дмитрия Ливанова. И, как всегда, позвали женщину, чтобы вошла в «горящую избу».

Читайте также:  Русские народные песни тексты пряха

Ольга Васильева пришла как образовательный политик, а не функционер, спасла ситуацию для правящей партии. Все её прорывы и проблемы связаны, на мой взгляд, как раз с тем, что она — образовательный политик, а само ведомство и «смежники» живут в другой системе координат.

7 любопытных мыслей Ольги Васильевой о школе, колледжах и задаче родителей

В 2018 году сформировались два сценария развития системы образования: мобилизационный и технократический. Не верьте тем, кто называет эту альтернативу выбором между консервативной и либеральной стратегией.

Консервативных решений в чистом виде не бывает: появляются новые вызовы, им нужно соответствовать, например, цифровизация. И уж точно «12 решений для нового образования», направленные на рост ВВП и производительности труда, можно назвать либеральными только в чьём-то больном воображении. Человек становится средством развития экономики.

Кто станет следующим министром образования?

Тот, кто возьмётся за решение самых критичных задач в системе образования:

1. Школьная инфраструктура. Никогда ещё износ школьных зданий не достигал такого критического уровня. В бюджете денег на восстановление нет, значит нужно привлекать инвесторов, скорее всего, зарубежных.

2. Воспитание подростков. Школота — это внутренняя беспризорность при живых родителях. Охват системной «образовательной занятостью» — предотвращение будущих убийств и нападений на школы силами подростков.

3. Тотальная цифровизация образования.

4. Огосударствление школ. Раздробленность системы образования, когда тысячи удельных князей (в лице глав районов) стригут ренту с бюджетов, привела к тому, что при 30% недофинансирования системы образования, ещё 20% средств теряется по пути. Необходимо прямое финансирование школ с уровня региона.

Или вместо этого введение федерального финансового норматива с поправками для регионов:

Страна живёт в сложных условиях. Скорее всего, у руководства нет выбора между разными сценариями жизни. Самый вероятный — мобилизационный. Это может нравиться или нет, но такова реальность. В ней роль системы образования — консолидация общества, минимизация издержек и максимально высокий уровень самореализации людей. В творчестве, взаимопомощи и поддержке друг друга, производстве и профессионализме.

Скажу ещё об одном министре образования и науки, другой страны.

Это Маргарет Тэтчер (1970–1974 годы) — министр просвещения и науки, которая уже тогда пробовала уменьшить финансирование в этой бюджетной сфере. Она развязала «молочную войну» — отменила бесплатное молоко в начальной школе. И хотя дошкольникам бесплатное молоко всё-таки сохранили, но министра стали называть «Margaret Thatcher, Milk Snatcher» (похитительница молока). О чём сама баронесса писала: ««Я получила ценный урок. Навлекла на себя максимум политической ненависти за минимум политической выгоды».

По-моему, это очень ценный урок.

В образовательной политике необходимо вести себя крайне взвешенно: ловушки ненависти расставлены на каждом шагу. Особенно для дилетантов, которым кажется, что это так просто — быть министром образования.

Источник

Министерство народного просвещения Российской империи

Министе́рство наро́дного просвеще́ния (МНП) — центральное государственное учреждение в Российской империи, руководившее учреждениями народного просвещения и науки. Существовало в 1802—1817 и 1824—1917 годах.

Содержание

История министерства в 1802—1863 годах

типографии частные и казённые, издания ведомостей и всякие периодические издания, народные библиотеки, собрания редкостей, натуральные кабинеты, музеи и школы всех типов

Министерство руководило составлением уставов и правил для императорских университетов, средних и низших учебных заведений; ведало назначением и перемещением профессорско-преподавательского состава; занималось снабжением учебных заведений книгами и учебными пособиями. С 1803 года в ведении министерства находилась Императорская Академия наук.

Согласно Манифесту «О разделении государственных дел на особые управления» от 25 июля (6 августа) 1810 года к МНП перешло управление всеми академиями и учебными заведениями кроме военных и духовных. Манифест об «Общем учреждении министерств» от 25 июня (7 июля) 1811 года так обозначал сферу деятельности МНП:

Основными задачами МНП в первые годы его существования стало создание системы учебных округов: открытие новых университетов и превращение их в органы управления системой образования, а также составление и утверждение уставов учебных заведений на основах автономии в вопросах внутреннего управления и суда. 5 (17) ноября 1804 года утвержден «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», согласно которому создавалась сеть местных учебных заведений, носивших всесословный характер. Наряду с ними был открыт ряд привилегированных учебных заведений — лицеев.

В 1804—1826 годах МНП осуществляло цензуру печатных изданий через специальные цензурные комитеты, созданные при университетах. В 1826 году для этой цели было создано специальное Главное управление цензуры (см. ниже).

В 1817 году Министерство народного просвещения было объединено с Главными управлениями духовных дел православного и иностранных исповеданий в единое Министерства духовных дел и народного просвещения, создание и существование которого тесно связаны с деятельностью министра князя А. Н. Голицына. После расформирования в 1824 году этого министерства вопросы управления православным духовенством были переданы в Синод, но дела иностранных исповеданий оставались в ведении МНП вплоть до 1832 года, когда они отошли к Министерству внутренних дел.

В 1834 году на МНП была возложена обязанность собирания и издания источников отечественной истории, для чего при нём была образована особая Археографическая комиссия (см. ниже).

История министерства в 1863—1904 годах

В 1863 году была проведена реорганизация Министерства народного просвещения, закреплённая принятым 18 (30) июня 1863 года «Учреждением Министерства народного просвещения». Согласно нему центральный аппарат министерства состоял из Совета министра, Департамента народного просвещения и Учёного комитета.

В ходе реформ Александра II Министерством народного просвещения были подготовлены Университетский устав 18 (30) июня 1863 года и Устав гимназий 19 ноября (1 декабря) 1864 года, отличавшиеся либеральной направленностью. Несколько позже был подготовлен также Устав училищ 15 (27) мая 1872 года. Эти нормативные документы создали новую законодательную базу для деятельности учреждений образования. Для совершенствования управления учебными заведениями в 1864 году министерство образовало губернские и уездные училищные советы, а в 1869 году были созданы должности инспекторов народных училищ.

Читайте также:  Сталкер народная солянка бессмертные квестовые персонажи

В 1874 и 1875 году ведомственными изданиями МНП стали газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «St. Petersburger Zeitung», бывшие до того академическими.

В 1881 году Министерству народного просвещения было передано большинство учебных заведений, находившихся в ведомстве Министерства финансов, а также целый ряд учебных заведений в Финляндии, Закавказье и др.

История министерства в 1904—1917 годах

31 мая (13 июня) 1904 года была проведена ещё одна реорганизация Министерства народного просвещения. В состав его центральных учреждений теперь входили Совет министра, Департамент народного просвещения, Департамент общих дел, Учёный комитет, а также Управление пенсионных касс народных учителей и учительниц, юрисконсульская часть, Постоянная комиссия народных чтений и другие учреждения.

Стремительный рост числа учебных заведений требовал от министерства активной деятельности. Целый ряд реформистских шагов был предпринят в министерство графа П. Н. Игнатьева. Для того, чтобы справиться с вопросами управления системой высшего образования в марте 1916 в МНП были созданы Совет по делам высших учебных заведений и межведомственный Совет по делам профессионального образования.

В октябре 1917 года МНП прекратило своё существование, его функции перешли к Народному комиссариату по просвещению РСФСР.

Основные подразделения министерства

Главное правление училищ (1802—1863)

После сосредоточения в 1835 году основных административных функций в Департаменте народного просвещения, Главное правление выполняло функции совета при министре, решая дела, предварительно рассмотренные в департаменте и с 18 (30) июня 1863 года было переименовано в Совет министра народного просвещения.

Совет министра народного просвещения (1863—1917)

Сменил Главное правление училищ. Согласно «Учреждению Министерства народного просвещения» (1863) в его ведении находилось рассмотрение общих вопросов развития образования и науки в России.

Подробнее см. отдельную статью.

Департамент народного просвещения (1803—1917)

Создан 7 (19) января 1803 года. Являлся высшим совещательным органом в МНП, был наделен главным образом административно-распорядительными функциями. С сентября 1831 года в департаменте была сосредоточена статистическая работа, а с июня 1835 года — хозяйственные дела МНП, руководство архивом и книжным магазином, а также «Журналом Министерства народного просвещения».

Согласно «Учреждению Министерства народного просвещения» (1863) в ведении департамента находились: личный состав учебных заведений, инспекторские, счётные, хозяйственные и судебные вопросы. С 1883 года в департаменте открыто специальное отделение, занимавшееся промышленными училищами.

Часть вопросов перешла впоследствии во вновь созданный в МНП Департамент общих дел.

Департамент общих дел (1904—1917)

Создан в 1904 году. Занимался делами по личному составу, составлением финансовых смет, статистическими вопросами и другими.

Учёный комитет (1817—1831, 1856—1917)

Создан в составе Министерства духовных дел и народного просвещения 27 марта (8 апреля) 1817. Ведал общими вопросами учебного характера и рассматривал проекты учебных пособий. Распущен 10 (22) сентября 1831 года. Вновь создан 5 (17) мая 1856 года.

Согласно «Учреждению Министерства народного просвещения» (1863) в ведении Учёного комитета находилось рассмотрение учебных программ, оценка содержания учебников, проекты уставов учёных обществ, отчеты лиц, имевших особые поручения по МНП. Особый отдел при комитете ведал рассмотрением книг, рекомендующихся для народного чтения.

В 1884 при комитете образовано Отделение по техническому и профессиональному образованию. В 1900 в составе последнего был выделен специальный отдел по женскому профессиональному образованию.

Подробнее см. отдельную статью.

Канцелярия министра народного просвещения (1825—1917)

Начала работу 20 января (1 февраля) 1825 года. Канцелярия вела секретные дела, частную переписку министра, занималась переводами с иностранных языков и тому подобной секретарской работой.

Главное управление цензуры (1828—1863)

Ведало цензурой в Российской империи. Образовано в соответствии с «Уставом о цензуре» 1828 года. Существовало с 22 апреля (4 мая) 1828 года по 10 (22) марта 1863 года. Расформировано в связи с передачей вопросов цензуры в Министерство внутренних дел.

Подробнее см. отдельную статью.

Совет по делам высших учебных заведений (1916—1917)

Был создан в марте 1916 г. для разработки и предварительного обсуждения законопроектов, правил, инструкций, общих мероприятий в министерстве с целью объединить управление подведомственными высшими учебными заведениями. Занимался эвакуацией высших школ, изучением финансового положения университетов и институтов, открытием новых вузов, разработкой правил приема и т. д.

Совет по делам профессионального образования (1916—1917)

Был создан при Министерстве народного просвещения 11 (24) марта 1916 года, с целью согласования управления высшими учебными заведениями различной ведомственной подчиненности. Совет являлся последней инстанцией в решении таких вопросов высшего специального образования, как издание законоположения о специальных высших школах, планирования их развития, координации их деятельности, а также согласования систем специального и общего высшего образования. Контроль за состоянием образования на местах предполагалось осуществлять силами губернских советов по делам профессионального образования, подчиненных имперскому. Однако совет практически не успел начать работу, он собирался на заседания только два раза.

Основные комитеты и комиссии, существовавшие при министерстве

Комитет устройства учебных заведений (1826—1850)

Межведомственный комитет, действовавший под руководством министра народного просвещения. Основной его задачей было рассмотрение уставов учебных заведений.

Подробнее см. отдельную статью.

Археографическая комиссия (1834—1837)

Учреждена указом Николая I от 24 декабря 1834 (5 января 1835) года для публикации материалов, собранных археографической экспедицией П. М. Строева. Согласно высочайше утверждённым «Правилам» от 18 февраля (2 марта) 1837 года стала самостоятельно действующим государственным учреждением.

Подробнее см. отдельную статью.

Комиссия по устройству архивов (1871, 1873—1885)

Постоянная комиссия народных чтений (1872—1917)

Комиссия по международному обмену изданий по части наук и художеств (1877—1917)

Министры народного просвещения и управляющие министерством

Члены Временного правительства

См. также

Литература (в хронологическом порядке)

Справочники по учебным заведениям

Статистические справочники

Примечания

Литература

Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Источник

Правильные рекомендации
Adblock
detector