Первый бесплатный народный детский сад в россии

Содержание
  1. Когда в России появился первый детский сад, и Что русские позаимствовали у немцев
  2. «Садовницы» и «цветы жизни»
  3. Первые российские сады для обеспеченных воспитанников
  4. Народные сады для бедных
  5. Советский бум
  6. 155 лет назад открылся первый в России детский сад
  7. Выращивание цветов жизни
  8. Мальчик из чулана под лестницей
  9. Спасение от «домашнего рабства»
  10. Сад в бомбоубежище
  11. Историческая консультация для педагогов «Первые детские сады в Российской империи»
  12. Возникновение дошкольного образования в России статья
  13. Скачать:
  14. Предварительный просмотр:
  15. Возникновение дошкольного образования в России.
  16. Детский сад… Это привычное для современного человека понятие, оказывается, имеет очень интересную историю.
  17. Первое дошкольное образовательное учреждение в России со столь ярким и запоминающимся названием «Детский сад» было открыто в Санкт- Петербугре 1 мая 1863 г. Софией Андреевной Люгебиль (супругой известного преподавателя Петербургского университета Н.Н. Люгебиль) и просуществовало в течение нескольких лет.
  18. Софья Андреевна была последовательницей немецкого педагога Фридриха Вильгельма Августа Фребеля, который, кстати, и придумал в 1837 году сам термин «детский сад» (буквальный перевод нем. Kindergarten). Он считал, что дети — цветы жизни, а ухаживать за ними должны садовницы, то есть воспитательницы.

Когда в России появился первый детский сад, и Что русские позаимствовали у немцев

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Садовницы» и «цветы жизни»

Первые российские сады для обеспеченных воспитанников

После открытия первого платного детского сада в 1859-м в Гельсингфорсе, аналогичное заведение появилось в 1863-м в Петербурге. Основательницей частного детсада стала супруга профессора Люгебиля. Последующие 10 лет платные детские заведения появились в Воронеже, Смоленске, Иркутске, Москве,Тбилиси. Организация и направления воспитательной работы в этих садах полностью зависели от взглядов покровителя. В некоторых, преимущественно открытых российскими немцами, методично реализовывалась система Фребеля. В других же кураторы с воспитательницами искали новые векторы работы, критикуя немецкого педагога и следуя высказываниям Ушинского, Толстого и иных отечественных педагогов.

Народные сады для бедных

Первый бесплатный народный детсад, доступный низшим слоям населения, открыт в Петербурге в 1866-м при благотворительном «Обществе дешевых квартир» для отпрысков домработниц. Занятия там были организованы все по той же фребелевской системе. Самые старшие дошкольники изучали священное писание, молитвы, плели, рисовали и занимались аппликацией. В народном саду оборудовали швейную мастерскую для пошива детского белья, прачечную, общую кухню и даже начальную школу для детей, родители которых работали на выезде. Старшие дети час в день элементарно обучались чтению и письму, а также беседам с педагогом. Не найдя отклика во властных кругах, просуществовавший несколько лет народный детский сад закрылся из-за безденежья.

Советский бум

Наиболее бурно система детских садов развивалась в России в советский период, когда была решена проблема централизованного финансирования. С первых лет существования СССР открылись десятки детских воспитательных учреждений. Молодое государство нуждалось в рабочих руках, в том числе женских. Поэтому по задумке власть имущих молодая мама, как потенциальная работница, не должна была озадачиваться вопросом «с кем оставить ребенка». Помимо того, что государственные детские сады брали на себя ответственность за воспитание детей с ясельного возраста, дошкольные заведения являлись первой ступенью среднего образования, что закреплялось Конституцией. Ясли и детский сад поначалу были отдельными друг от друга структурами (в ясли принимались дети в возрасте 2 месяцев, сад набирал воспитанников с 3 лет). В 1959 году эти подразделения объединили в одно учреждение, где руководствовались разработанной Министерством образования единой программой воспитания и обучения «от простого к сложному». Объединенный ясли-сад делился на семь групп – 3 ясельных и 4 детсадовских.

Частные детские сады в СССР не существовали. Все дошкольные заведения значились либо как государственные (муниципальные), либо считались ведомственными (курировались каким-то предприятием). Причем государством финансировалось не только повсеместное строительство детских садов, на и львиная доля остальных нужд. Все необходимые для воспитательного процесса игрушки, мебель, книги, посуда и прочее закупалось в необходимых объемах и постоянно обновлялось. На родительские плечи ложились минимальные расходы на питание ребенка, размеры которых рассчитывались от совокупного семейного дохода. При этом малообеспеченные родители и многодетные семьи за детский сад не платили совсем.

Ну а традиционное воспитание на Руси, в крестьянских семьях было всё-таки иным. Ведь не все сегодня знают, зачем девочкам отцовская рубаха, кто такая крикса и что умел 10-летний ребенок.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

155 лет назад открылся первый в России детский сад

В 1863 году в России открыли первый детский сад. Почему громкое пение вредит здоровью, зачем в бомбоубежище устраивался театр теней и какие опыты проводились с самоваром — «Газета.Ru» рассказывает о детских садах разных эпох.

Выращивание цветов жизни

Название «детский сад» появилось не сразу. В 1837 году в Германии педагог Фридрих Фребель открыл заведение, которое назвал Kinderbewahranstalten — дневной приют для малолетних. Однако он практически сразу придумал более короткую альтернативу, Kindergarten – «детский сад».

Метафора названия заключалась в следующем: детский сад должен был стать не просто «фабрикой по шлифовке воспитанников», как писала последовательница Фребеля Аделаида Симонович, а скорее «садом для выращивания цветов жизни».

Дети, по мнению Фребеля, являются божьими растениями, цветами и основная задача учителя, как работника сада, выращивать их с особой любовью.

По замыслу основателя, детский сад был призван противопоставить «погрязшему в техницизме миру натуральное, природное, естественное движение ростка снизу вверх».

Так как в то время особой популярностью пользовались «школы для маленьких детей», в которых малыши целыми часами «вязали чулки, учили наизусть катехизис и проводили время в мертвенном молчании», Фребелю пришлось создать целый дидактический комплекс в противовес.

Согласно «Дарам Фребеля» так называемые «садовницы» — воспитательницы — играли с детьми при помощи шерстяных шариков всех цветов радуги, шаров, кубиков, цилиндров из дерева. Там же было дано первое историко-педагогическое определение детского сада как места, которое занимается воспитанием и свободным развитием детей, которым учиться еще рано.

Читайте также:  Что такое устное народное творчество расскажи используя опорные слова автор

Спустя некоторое время опыт Фребеля дошел и до России: у нас первый детский сад был открыт в 1863 году в Петербурге женой профессора Карла Люгебиля. В то время это было платное учреждение, которое могли позволить для своих детей только очень обеспеченные родители. Туда принимали детей от трех до восьми лет, которых педагоги готовили к школе и чьи способности развивали.

Однако в просвещенном петербургском обществе к новому веянию отнеслись с недоверием: достаточно распространенным в то время было мнение, что детский сад ограничивает детей. Так, российский ученый Николай Пирогов в своей книге «Вопросы жизни» писал, что сам не хотел бы провести свое детство в таком заведении, так как «излишняя чрезмерная регламентация коллективных игр и забав делает детей несвободными».

Категорически раскритиковали фребелевские сады и врачи — по их мнению, детские сады служили рассадниками болезней, которые дети мгновенно передавали друг другу в процессе игр.

Приводились и другие доводы: работа с мелкими деталями во время обучающих игр якобы причиняла вред детскому зрению, а громкое пение — голосу.

Также детские сады обвинялись в чрезмерном внимании к умственному развитию воспитанников — врачи вынесли вердикт, что от этого дети становятся нервными.

Несмотря на поток критики с разных сторон, идея создания детского сада вдохновила еще одну деятельную женщину — в 1866 году 22-летняя Аделаида Симонович вместе с мужем открыла еще один платный детский сад, время пребывания в котором ограничивалось четырьмя часами в день. Платить за него могли себе позволить только состоятельные семьи. Уже через три года детскому саду было суждено закрыться из-за недостатка финансирования, а обширный педагогический опыт Симоновичей впоследствии нашел свое воплощение в книге «Детский сад».

С 1866 по 1870 год частными лицами было открыто еще несколько платных детских садов в Москве, Петербурге, Воронеже, Иркутске, Смоленске и Тбилиси.

Мальчик из чулана под лестницей

Первый бесплатный детский сад открылся в России в 1866 году — он был организован при благотворительном Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга. Детей старшего дошкольного возраста там обучали священному писанию, молитвам, а также развивали мелкую моторику — дошкольники занимались плетением, рисованием и аппликацией.

Тогда же открылся детский сад, в котором наряду с выходцами из интеллигентных семей могли заниматься дети из беднейших слоев. Он был организован Обществом попечения о бедных и больных детях и назывался народным. Те, кто не мог позволить себе плату за сад, имели возможность отдать своих детей туда абсолютно бесплатно. Для всех остальных была введена минимальная плата — 10 копеек в месяц. Под присмотром двух воспитательниц в народном детском садике занимались 50 детей.

«Эти дети, которые живут в углах, под лестницей швейцарской, дворницкой.

В детском саду они в светлых чистых комнатах, под хорошим надзором и правильно развиваются», — писала Симонович об этом учреждении.

Два народных детских сада в первые же годы работы за зимний сезон обучали около 120 детей. В течение лета юных посетителей становилось в разы больше — в детские сады ежедневно приходили свыше 1000 детей.

Постепенно в разных городах России стали появляться специализированные фребелевские общества, продолжавшие внедрять в массы идеи знаменитого основателя первого детского сада. Эти организации, в первую очередь, занимались подготовкой «садовниц», а также выпуском детской литературы и проведением летнего досуга детей из малоимущих семей. Впоследствии в Киеве в 1908 году был открыт Фребелевский институт с трехлетним курсом для обучения садовниц, при котором также были основаны педагогические и психологические лаборатории и детсады, предназначенные для практики обучающихся.

Кроме того, существовали и домашние детские сады — к 1908 году в Петербурге было 16 таких учреждений. Отличительной чертой таких детских садов было активное участие родителей в жизни детей — они выступали в качестве работников, а не сторонних наблюдателей. Таким образом условия детского сада напоминали ребенку семейную обстановку. К тому же в таком случае сокращались расходы на аренду помещения — занятия проводились по очереди на дому у каждого ребенка. Также домашние детские сады имели доступ к библиотекам, музеям и учебным пособиям – им даже предоставлялась скидка.

Об одном из таких детских садов, существовавшем в 1908-1909 годах, рассказала Ольга Кайданова на страницах педагогического журнала «Свободное воспитание».

Например, детям нужно было «сделать росу» — произвести опыт с блюдечком над самоваром».

Также детям часто задавали разглядывать и изучать птиц, которых они видят на улице или же отслеживать часы восхода и заката.

Спасение от «домашнего рабства»

К октябрю 1917 года в России было уже около 280 детсадов, включая народные, частные домашние детские сады, а также сады при учебных заведениях, которые сразу готовили к поступлению в школу. Среди них было много платных дошкольных учреждений для интеллигенции и бесплатных детских садов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.

Наиболее бурное развитие система детских садов в России получила только в советский период, так как раньше их неотступно преследовали проблемы с финансированием. Стартом для формирования государственной системы дошкольного образования стала «Декларации по дошкольному воспитанию», принятая 20 декабря 1917 года. Согласно ее положениям, основными принципами дошкольного образования были бесплатность и доступность.

Главными задачами, которые ставились перед педагогами, стало формирование эмоций и поведения детей в соответствии с принципами коммунистической морали, а также привитие трудовых навыков. Помимо этого, немаловажным считалось укрепление здоровья детей и усвоение ими элементарных знаний. Со временем детский сад все больше приближался к школе, жестко регламентируя деятельность детей и педагогов.

Постепенно на первый план выходит еще одна важная задача таких заведений — необходимость разгрузки женщин от «домашнего рабства». Детский сад позволял женщинам раньше выйти на работу, при этом совмещая материнство и активную общественную деятельность.

Именно поэтому в 1937 году широкое распространение получили ведомственные детские сады, рассчитанные на детей работников определенного предприятия. Это позволяло женщинам спокойно трудиться на благо родины и не переживать за свое чадо, которое находилось в непосредственной близости и под присмотром.

Читайте также:  Украсть ящик с блокпоста народная солянка берилл

В те же годы появляется еще один новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад.

По желанию родителей туда могли принять детей уже начиная с двух месяцев. Отличительной чертой того времени для детских садов стала скидка в 50% на содержание детей для одиноких матерей, которую определил указ Президиума Верховного Совета СССР. Такое нововведение было связано с большими потерями мужского населения, ушедшего на войну.

Сад в бомбоубежище

Великая Отечественная война оказала большое влияние на развитие системы детских садов — в военные годы их количество резко возросло: если в 1941 году их было около 14,3 тысяч, то в 1945 — уже более 25 тысяч. Происходило это в основном из-за того, что стране срочно требовались рабочие руки. Еще одной веской причиной было большое число эвакуированных детей из разных областей, с которым уже существующие сады просто не справлялись.

Огромную роль в те годы сыграла самоотверженность «садовниц». Воспитатели и нянечки прилагали максимум усилий, чтобы садик стал для детей вторым домом, а группа — семьей.

Так, зимой 1941 многие неэвакуированные детские сады Москвы пришлось перевести в бомбоубежища. По воспоминаниям воспитательниц, в темных закрытых помещениях детям было очень страшно, детский плач не стихал. Ситуацию спасла пожилая нянечка сада №12, Прасковья Федорова, которая на все свои деньги купила свечи, укрепила их по стенам и следила днем и ночью, чтобы они не погасли. Еще одной ее идеей было показывать детям теневой театр.

Источник

Историческая консультация для педагогов «Первые детские сады в Российской империи»

Шаброва Наталья
Историческая консультация для педагогов «Первые детские сады в Российской империи»

Во второй половине XIX века в России появляются первые детские сады. Идея создания дошкольных учреждений принадлежит западноевропейским педагогам. Ученик выдающегося педагога Иоганна Песталоцци Фридрих Фрёбель в 1837 году в Бад-Блакенбурге открывает первый детский сад. Ранее уже предпринимались различными педагогами Европы попытки открывать пансионы дневного содержания детей, но первый детский сад появился именно в 1837 году.

В России на протяжении многих веков воспитанием детей занимались матери и бабушки. Основой экономики патриархального государства долгое время оставалось сельское хозяйство. Однако с развитием промышленного производства женщины стали вовлекаться в процесс индустриализации. Часть женского населения заняла рабочие места на заводах и фабриках. Остро встал вопрос о том, кому для присмотра на период рабочего времени, которое зачастую длилось 12 часов, оставлять малолетних детей. Промышленное производство находилось в городах, а работницы в основной массе своей были выходцами из деревень. Бабушки уже не могли являться помощницами в деле присмотра за внуками.

В 1859 году в Гельсингфорсе был открыт первый платный детский сад Седмиградского. Сама Франц Фридрих Седмиградский долгое время преподавал живопись в академии города Турку, а переехав жить в Санкт-Петербург начал преподавать рисунок и живопись в немецкой церковной школе и параллельно давать частные уроки. Его учениками стали будущие архитекторы и живописцы, среди которых стоит отметить А. Кракау, Н Сверчкова, И. Шарлемань. Опыт первого детского сада оказался положительным и следом за Седмиградским по всей стране начали открываться подобные заведения.

За неполных четыре года в период с 1866 по 1870гг. Открылись платные детские сады в Санкт-Петербурге, Воронеже, Москве, Иркутске, Смоленске и Тбилиси. Стоит отметить, что в первопрестольной было открыто аж сразу четыре частных платных детских сада.

В первые детские сады России принимали детей от трёх до восьми лет. С первых дней детей окружали заботой и вниманием педагоги, которые проводили с ними развивающие занятия и играли в различные игры. Детские сады для состоятельных слоев населения имели прекрасные светлые залы, просторные комнаты для игр, столовые и собственные парки для прогулок. Понятно, что платный детский сад был достутен лишь обеспеченным слоям населения, а для большинства жителей государства эти услуги оставались недоступны.

В 1861 году по инициативе группы меценаток было учреждено «Общество дешевых квартир для детей работниц Петербурга». Главной задачей данного общества являлось оказание всесторонней помощи беднейшим слоям населения и предоставления им вести достойный человека образ жизни. Не секрет, что нищета и отсутствие нормальных условий для проживания толкали многих обездоленных на путь правонарушений и преступлений. Именно под эгидой «Общества дешевых квартир для детей работниц Петербурга» в 1866 году в России открывается первый бесплатный детский сад.

Первый бесплатный детский сад представлял из себя заведение для дневного содержания детей работниц предприятий и мастерских. В благотворительном учреждении имелась собственная кухня, мастерская по пощиву и ремонту детского белья и платья, прачечная, начальная школа. С малышами занимались педагоги, которые делали упор на подвижные игры. Старших детей обучали чтению и священному писанию, им прививали навыки ручного труда (лепка, плетение, рисование и т. п.). Однако прекрасному начинанию благотворителей не суждено было просуществовать долго. Вскоре навалились финансовые проблемы и из-за недостаточности средств первый бесплатный детский сад пришлось закрыть.

Консультация для родителей «Детские манипуляции» Детская Манипулирование это часто повторяющееся действительно для получение желаемого, детские и взрослые манипуляции очень похожи. Почему.

Консультация для педагогов и родителей «Детские страхи» Детям свойственно чего-то бояться, ведь их окружает такой большой мир, незнакомый и неизведанный. Порой малыша пугает то, что кажется взрослому.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей» «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей» Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка.

Консультация для родителей группы раннего возраста «Первые шаги в мир музыки» В детском саду дети слушают различные музыкальные произведения, как детские песенки и пьесы, так и классическую музыку. Но дома многие родители.

Консультация для родителей «Как понимать и ценить детские рисунки» Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки? Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся.

Читайте также:  Смегма лечение народными средствами

Консультация для родителей «Первые чувства патриотизма» Патриотическое воспитание. Консультация для родителей. «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ». «ПЕРВЫЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА» (консультация для родителей).

Консультация для родителей по ЗОЖ «Детские зубы — взрослые проблемы» «Детские зубы – взрослые проблемы» (Консультация для родителей по ЗОЖ) Цель: повысить уровень педагогической компетенции родителей по.

Консультация для родителей «Родители-первые педагоги» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Консультация для воспитателей «Коллаж: первые шаги к творчеству» Не для кого не секрет, что у детей всех возрастов лучше всего развито зрительное восприятие. Именно поэтому у каждого ребёнка очень рано.

Источник

Возникновение дошкольного образования в России
статья

Возникновение дошкольного образования в России. Первый детский сад С.А. Люгебиль.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Возникновение дошкольного образования в России.

Детский сад… Это привычное для современного человека понятие, оказывается, имеет очень интересную историю.

Первое дошкольное образовательное учреждение в России со столь ярким и запоминающимся названием «Детский сад» было открыто в Санкт- Петербугре 1 мая 1863 г. Софией Андреевной Люгебиль (супругой известного преподавателя Петербургского университета Н.Н. Люгебиль) и просуществовало в течение нескольких лет.

Софья Андреевна была последовательницей немецкого педагога Фридриха Вильгельма Августа Фребеля, который, кстати, и придумал в 1837 году сам термин «детский сад» (буквальный перевод нем. Kindergarten). Он считал, что дети — цветы жизни, а ухаживать за ними должны садовницы, то есть воспитательницы.

В открытом Софьей Любегиль садике большая часть занятий проводилась на природе. Дети играли под присмотром «садовниц», которые не слишком ограничивали своих воспитанников. Родители могли свободно наблюдать за малышами и получать педагогические консультации от сотрудниц сада. Общество сочувствовало новому предприятию госпожи Люгебиль, но все-таки заведение её стояло одиноко. Деятельность этого детского сада рассматривалась как своеобразный «луч света в темном царстве» отечественного дошкольного образования.

В частности, отмечается, что С.А. Люгебиль не была сторонницей строгой регламентации детской деятельности, которую отстаивали ученики и последователи Ф. Фребеля, а принадлежала к движению «неофребелистов», стремившиеся воплотить его идеи в соответствии со спецификой национальной русской культуры на основе принципов народности и этнической культуросообразности. В этой связи были сформулированы основные целевые установки педагогики дошкольного детства: воспитать поколение добродетельное, здоровое и бодрое душой и телом, поколение самобытное, честное, трудолюбивое, заботящееся не о себе одном, но и о благоденствии других людей. Считалось, что детский сад должен развивать в детях:

— Во-первых, физические силы (для этого служат подвижные игры); во-вторых, внешние чувства (для этого служат ручные работы); в-третьих, способность внимания (для этого возможно обращение внимания ребенка на предметы); в-четвертых, понимания слышанного и рассказанного; в-пятых, понимание всего того, что окружает ребенка; в-шестых, настойчивость в труде — отмечал в своем докладе на заседании комиссии по вопросу о детских садах при Санкт-Петербургском Педагогическом собрании г. Резенер.

Как отмечали современники, Софья Андреевна внимательно наблюдала за индивидуальным поведением детей, успехами и ошибками в их развитии, вела записи этих наблюдений. Любовь к детям, близость к ним, активность в организации игр, занятий и ручных работ, умелое, живое и образное рассказывание сказок и рассказов, проведение бесед на интересующие воспитанников темы, стремление сформировать истинную заинтересованность в своей деятельности, профессионализм в подготовке игр и занятий отличали С.А. Люгебиль. Сама руководительница детским садом стремилась к тому, чтобы в течение всего года игры и занятия детей были разнообразны и по большей части проводились на воздухе в саду. Это было связано со своеобразием питерского климата и необходимостью целенаправленного оздоровления дошкольников. В частности, весной и осенью организовывались экскурсии-прогулки для детей старшего дошкольного возраста на природу, а зимой дети с удовольствием катались с ледяной горки и устраивали игры со снегом.

Это дошкольное учреждение в различные годы его существования посещало от 20 до 30 детей в возрасте от трех до шести лет. Находились дети в детском саду с 10.30 до 14.30. Первый час пребывания детей отводился на гимнастические упражнения, второй — на работы с фребелевскими рукоделиями, третий — на завтрак и отдых, которым каждый ребенок располагал по-своему, а четвертый — предполагал участие в ритмических играх, соединенных с пением, рассматривание картин, рассказывание сказок и многое другое.

Позитивный опыт работы этого детского сада связан, прежде всего, с личностью самой руководительницы, так как саму С.А.Люгебиль дети признавали за своего старшего товарища.

«Она не отлучалась от них ни на шаг во все время пребывания их в детском саду, делая и выделывая то же самое, что делают и выделывают они. Она работает вместе с ними, поет вместе с ними, подыгрывая на фортепиано, участвует с ними в гимнастических упражнениях, играет в ряду с ними в разные игры, рассказывает им сказки, разрешает разные их вопросы и прочее и прочее, и все это повторяется каждый Божий день, исключая праздничные дни».

Позднее к концу 60-х гг. ХIХ в., и у нас в городе, и в других регионах России стали появляться частные детские сады, которые открывались благотворительными пропагандистами общественного дошкольного воспитания и образования. Однако общее количество детских садов в России было очень невелико, особенно по сравнению с другими европейскими державами. Причиной этого было то, что детские сады рассматривались как учреждения, деятельность которых инициировалась лишь общественной и частной благотворительностью и не принималась во внимание правительством. Влияние детских садов на систему отечественного образования также практически не учитывалось. Характерным является признание, сделанное столичной комиссией по народному образованию: «В то время как за границею детские сады представляют собою явление обычное, имеющее за собою прочную давность, у нас в России они – редкость, на низ смотрят, как на роскошь».

Все основные новации в деле общественного дошкольного воспитания начались лишь в ХХ в. И получили дальнейшее массовое развитие под контролем государства уже после Октябрьской революции 1917 года.

Источник

Правильные рекомендации
Adblock
detector