Первый пятилетний план развития народного хозяйства ссср был утвержден

Первый пятилетний план развития народного хозяйства

Первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Принят в 1928, на пятилетний период с 1929 по 1933 год, и был выполнен на год раньше.

Содержание

Предыстория

До 1928 г. СССР проводил относительно либеральную «Новую экономическую политику» (НЭП). В то время как сельское хозяйство, розничная торговля, сфера услуг, пищевая и лёгкая промышленность находились в основном в частных руках, государство сохраняло контроль над тяжёлой промышленностью, транспортом, банками, оптовой и международной торговлей. Государственные предприятия конкурировали друг с другом, роль Госплана СССР ограничивалась прогнозами, которые определяли направления и размер государственных инвестиций.

С внешнеполитической точки зрения, страна находилась во враждебных условиях. По мнению руководства ВКП(б), существовала высокая вероятность новой войны с капиталистическими государствами, что требовало основательного перевооружения. Однако немедленно начать такое перевооружение было невозможно в силу отсталости тяжёлой промышленности. В то же время существующие темпы индустриализации [1] казались недостаточными, поскольку отставание от западных стран, в которых также был экономический подъём, увеличивалось. Серьёзной проблемой был рост безработицы в городах. Правительство также считало, что одним из факторов, сдерживающих развитие промышленности в городах, были недостаток продовольствия и нежелание деревни обеспечивать города хлебом по низким ценам.

Первый пятилетний план

Главной задачей введённой плановой экономики было наращивание экономической и военной мощи государства максимально высокими темпами, на начальном этапе это сводилось к перераспределению максимально возможного объёма ресурсов на нужды индустриализации. О первом пятилетнем плане (1 октября 1928 г. — 1 октября 1933 г.) было заявлено на XVI конференции ВКП(б) (апрель 1929 г.) как о комплексе тщательно продуманных и реальных задач. Этот план, сразу после его утверждения V съездом Советов СССР в мае 1929 г., дал основания для проведения государством целого ряда мер экономического, политического, организационного и идеологического характера, что возвысило индустриализацию в статус концепции, эпоху «великого перелома». Стране предстояло развернуть строительство новых отраслей промышленности, увеличить производство всех видов продукции и приступить к выпуску новой техники.

Поскольку капиталовложения в тяжёлую индустрию почти сразу превысили ранее запланированную сумму и продолжали расти, была резко увеличена денежная эмиссия (то есть печать бумажных денег), и в течение всей первой пятилетки рост денежной массы в обращении более чем в два раза опережал рост производства предметов потребления, что привело к росту цен и дефициту потребительских товаров.

Параллельно государство перешло к централизованному распределению принадлежащих ему средств производства и предметов потребления, осуществлялись внедрение командно-административных методов управления и национализация частной собственности. Возникла политическая система, основанная на руководящей роли ВКП(б), государственной собственности на средства производства и минимуме частной инициативы.

Первая пятилетка была связана со стремительной урбанизацией. Городская рабочая сила увеличилась на 12,5 миллионов человек, из которых 8,5 миллионов было из деревень. Процесс продолжал идти в течение нескольких десятилетий, так что в начале 1960-х численность городского и сельского населения сравнялись.

В конце 1932 г. было объявлено об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки за четыре года и три месяца. Подводя её итоги, Сталин сообщил, что тяжёлая индустрия выполнила план на 108 %. За период между 1 октября 1928 г. и 1 января 1933 г. производственные основные фонды тяжёлой промышленности увеличились в 2,7 раза.

Рост физического объёма валовой продукции промышленности СССР за 1928-1937 гг.
(в скобках указаны проценты к 1928 г.) [8]

Предметы потребления 1928 г. 1932 г.
Чугун, млн. т. 3,3 6,2 (188 %)
Сталь, млн. т. 4,3 5,9 (137 %)
Прокат чёрных металлов, млн. т. 3,4 4,4 (129 %)
Уголь, млн. т. 35,5 64,4 (181 %)
Нефть, млн. т. 11,6 21,4 (184 %)
Электроэнергия, млрд кВт·ч 5,0 13,5 (270 %)
Бумага, тыс. т. 284 471 (166 %)
Цемент, млн. т. 1,8 3,5 (194 %)
Сахарный песок, тыс. т. 1283 1828 (65 %)
Станки металлорежущие, тыс. шт. 2,0 19,7 (985 %)
Автомобили, тыс. шт. 0,8 23,9 (2987,5 %)
Обувь кожаная, млн. пар 58,0 86,9 (150 %)

Источник

Первая пятилетка

Первая пятилетка — первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР и соответствующий ему этап истории страны с 1 октября 1928 г. по 30 сентября 1933 г. включительно. Первая из сталинских пятилеток индустриализации СССР.

Содержание

Главная задача пятилетки

Главная задача 1-й пятилетки формулируется, как «создание производственных мощностей, составляющих предпосылку построения фундамента социалистической экономики». Исторический опыт индустриализации стран Европы с его первоначальным накоплением капитала был для СССР неприемлем в силу социалистического характера государства рабочих и крестьян. Экономическая блокада СССР со стороны мирового капитала, принципиальная невозможность получения от них «политических» (т.е. не обеспеченных залогом) кредитов, накладывала жёсткие ограничения на доступную ресурсную базу: приходилось опираться только на собственные силы, обеспечивая программы индустриализации в основном путём перераспределения максимально возможного объёма ресурсов.

В декабре 1927 г. на XV съезде ВКП(б) были приняты «Директивы по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР». Съезд высказался против «сверхиндустриализации»: темпы роста не должны быть максимальными, и их следует планировать так, чтобы не происходило сбоев. Разработанный на основе этих директив проект первого пятилетнего плана (1 октября 1928 г. — 1 октября 1933 г.) был одобрен на XVI конференции ВКП(б) (апрель 1929 г.), и в мае того же года был утверждён V съездом Советов СССР.

Реформы финансовой системы

1-я пятилетка отличалась от всех последующих тем, что в экономике, и особенно в финансах продолжали действовать многие институты периода НЭПа. Банковская система была децентрализована — программу индустриализации обслуживали, помимо Госбанка, Цекомбанк (центральный коммунальный), Электробанк, Центральный сельхозбанк, БДК (Банк долгосрочного кредитования промышленности и сельского хозяйства), а также кооперативные банки, Всекобанк и Украинбанк.

В 1930 г. была начата кредитная реформа, проведение которой заняло 3 года (1930–32). В 1930 г. также провели и налоговую реформу.

Реформа системы управления народным хозяйством

Была проведена и реформа системы управления народным хозяйством. ВСНХ, созданный ещё в 1917 г., после образования СССР имел статус объединённого наркомата. Ещё до начала пятилетки, в августе 1926 г. в его структуре были созданы главки (сокр. главные управления) по отраслям. По ходу пятилетки число предприятий стало быстро расти, и возникла необходимость придать органам отраслевого управления большую независимость с тем, чтобы каждый их них смог сконцентрироваться на решении специфических задач своей отрасли.

С этой целью 5 января 1930 г. на базе ВСНХ СССР были созданы прообразы министерств — наркоматы (народные комиссариаты) тяжёлой, лёгкой и лесной промышленности. Аппарат и задачи региональных СНХ (с.422) перешли, в основном, соответствующим исполкомам советов депутатов трудящихся. К концу 1930-х гг. в СССР был 21 индустриальный наркомат. Таким образом произошёл переход к отраслевым началам управления промышленностью и централизации межотраслевого распределения сырья и производимой продукции.

Сельское хозяйство

Крупнейшим структурным преобразованием экономики в 1-ю пятилетку пятилетки стала коллективизация сельского хозяйства, начатая в 1929 г. Уже в марте 1930 г. Сталин признал перегибы в колхозном строительстве, после чего произошёл известный откат, и на август 1930 г. колхозы объединяли чуть больше одной пятой (21,4%) крестьянских хозяйств.

Тем не менее, курс на коллективизацию продолжился. Достижения индустриализации пришли и в сельское хозяйство. Ввиду отсутствия у крестьян средств на покупку сельхозтехники, в 1929 г. государство организовало машино-тракторные станции (сокр. МТС). Комплектуемые и финансируемые за счёт бюджета, МТС предоставляли свою технику колхозам и совхозам в аренду. Взяв на себя оплату труда сельских механизаторов, государство относительно увеличило фонды, причитавшиеся кооперированным крестьянам для распределения через трудодни. На конец 1932 г. в СССР действовали уже 2446 МТС с парком в 73,3 тыс. тракторов.

Благодаря появлению отечественного тракторостроения, в 1932 г. СССР отказался от ввоза тракторов из-за границы, а в 1934 г. Кировский завод в Ленинграде приступил к выпуску пропашного трактора «Универсал», который стал первым отечественным трактором, экспортируемым за границу. За десять предвоенных лет было выпущено около 700 тыс. тракторов, что составило 40% от их мирового производства.

Достижения пятилетки

К 1930 г. был достигнут уровень обеспеченности школами и кадрами учителей, позволивший принять закон «О всеобщем обязательном начальном обучении». В городах было введено обязательное семилетнее образование. Расширялась система высшего образования, включая техническое и гуманитарное.

В 1930 году, выступая на XVI съезде ВКП(б), Сталин доложил, что индустриальный прорыв оказывается возможен и при построении социализма в одной стране.

Первая пятилетка была связана со стремительной урбанизацией. Городская рабочая сила увеличилась на 12,5 миллионов человек, из которых 8,5 миллионов были мигрантами из сельской местности. Тем не менее, доли в 50 % городского населения СССР достиг только в начале 1960-х годов.

Досрочное завершение пятилетки

Комплекс реформ хозяйственного механизма, проведённых в СССР начиная с 1928 г., придал всей экономике как объекту планирования новое качество. Сама экономика из аграрно-индустриальной превратилась в индустриально-аграрную (в 1932 г. доля промышленности в национальном доходе достигла 70,2%), и поэтому выбор конца аграрного года (сентябрь) как точки отсчёта планов стал анахронизмом.

Чтобы ускорить переход к планам, свёрстанным в расчёте на качественно иную структуру отраслей, на новую систему финансов и кредита, в конце 1932 г. работа в счёт плана 1-й пятилетки была досрочно завершена. По уточнённым данным, которые И.В.Сталин доложил 7 января 1933 г. Объединённому пленуму ЦК и ЦКК ВКП(б), за 4 года и 3 месяца работы в счёт 1-й пятилетки общая программа промышленного производства была выполнена на 93,7%.

Раскрывая гипотетическую альтернативу, Сталин указал, что политика отодвигания на задний план задач индустриализации привела бы к тому, что «у нас не было бы тракторной и автомобильной промышленности, чёрной металлургии, металла для производства машин. Страна сидела бы без хлеба. Капиталистические элементы в стране неимоверно повысили бы шансы на реставрацию капитализма. Наше положение стало бы аналогично положению Китая, который тогда не имел своей тяжелой и военной промышленности, и стал объектом агрессии. Мы бы имели с другими странами не пакты о ненападении, а военную интервенцию и войну. Войну опасную и смертельную, войну кровавую и неравную, ибо в этой войне мы были бы почти что безоружны перед врагами, имеющими в своем распоряжении все современные средства нападения».

К 1 января 1933 г. пятилетние задания для тяжёлой индустрии были перевыполнены (105%). За 4 года и 3 месяца основные производственные фонды тяжёлой промышленности увеличились в 2,7 раза. По углю, стали и чугуну прирост составил 1,8–1,9 раза, а по выпуску металлорежущих станков — в 9,9 раза. Тем самым главная задача 1-й пятилетки — создание производственных мощностей, составляющих предпосылку построения фундамента социалистической экономики, — была признана выполненной.

Источник

Первая пятилетка в СССР

Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут. Вот что диктуют нам наши обязательства перед рабочими и крестьянами СССР

Первая пятилетка в СССР длилась с 1928 по 1932 годы как первый этап индустриализации страны. Основная задача на этом этапе была догнать и перегнать западные страны. Лозунг “догнать и перегнать” был официальным и использовался повсеместно. Поэтому нужно понимать, что основная задача 1-го пятилетнего плана было создание базы тяжелой промышленности, на основе которой можно было бы в дальнейшем улучшать качество. Фактически первая пятилетка это была погоня за количеством, а последующая за ней вторая пятилетка была погоней за качеством.

Сегодня будем говорить о том, что собой представлял пятилетний план развития СССР с 1928 по 1932 годы, чего удалось добиться, и какие были достигнуты результаты. Будет очень много цифр но я рекомендую всем с ними ознакомиться. Это будет полезно тем людям, которые сегодня говорят, что 5 лет это недостаточный срок для того чтобы оценивать деятельность руководителей стороны. Официально первый план пятилетнего развития был выполнен за 4 года и 3 месяца. То есть всё о чём мы будем говорить ниже было достигнуто за чуть более чем 4 года. Это было время окончательной победы Сталина над Троцким, поэтому страна ушла от развития исключительно военного комплекса к развитию промышленности и гражданскому строительству.

Что было построено

Первая Пятилетка (1928-1932), которая была завершена за 4 года и 3 месяца (4,25 года) позволила выстроить серьезную промышленную базу СССР. Всего по всей стране было построено примерно 1500 предприятий, а крупнейшие стройки этого периода следующие:

По итогам первой пятилетки введены в эксплуатацию были Беломоро-Балтийский канал и Туркестано-Сибирская железная дорога (Турксиб). И все это только крупные стройки, которые фактически были завершены за 4 года и 3 месяца.

Первая пятилетка фактически заново создала целые сегменты промышленности: автомобильная, авиационная, станкостроение, тракторная, металлургия, сельскохозяйственное машиностроение, химическая промышленность. В результате Советский Союз заложил фундамент, на основе которого происходило дальнейшее развитие страны.

Доклад Крижановского

Когда мы говорим про первый пятилетний план индустриализации СССР, то для большинства людей этот рывок ассоциируется исключительно с силой советского народа и гением товарища Сталина. Отчасти это так, но были люди, которые этот план непосредственно продвигали и были его идейными вдохновителями. Одним из таких людей был Крижановский Глеб Максимович, который с 1925 года занимал пост Председателя Государственной плановой комиссии при Совете Народных Комиссаров СССР. На 15 съезде пленума ВКП(б), который проходил 23 октября 1927 года, Крижановский с Рыковым выступили с докладом по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Именно с этого времени первая пятилетка начала свое существование. В докладе было отмечено, что на СССР давят внешние факторы (угроза войны и возможность неурожайности), которые заставляют страну в ускоренных темпах проводить индустриализацию. Для этого были обозначены цели 1-ой пятилетки: расширить производство и потребление, обеспечение темпов роста промышленности быстрее чем в западных странах, активное привлечение иностранных специалистов.

Читайте также:  Образцы русской народной росписи

Приоритеты Крижановский обозначил следующие:

Это были основные направления развития 5-тилетки. В дальнейшем план неоднократно корректировали, но суть не менялась.

Законодательная часть Пятилеток

Развитие любого важного направления происходит с сопровождением по законодательной линии: принимаются законы, указы, инструкции и так далее. С первым пятилетним планом развития было тоже самое. Его основные документы следующие:

План пятилетки

Таблица: Планы строительства на первую пятилетку

Объект промышленности Планы строительства Плановые задачи
Электростроителсьтво Построить 42 электростанции (ДнепроГЭС, Сивирская, в Бобриках, на Донбассе и другие). Увеличить объем получаемой энергии с 5 млрд кв/ч до 22 млрд квт/ч.
Черная металлургия Магнитогорский, Тельбесский, Днепропетровске, Криворожский и др заводы Увеличить выплавку чугуна с 370 тыс тонн до 10 млн тонн.
Каменный уголь Заводы в Донбассе, на Урале, Кузбассе и в Подмосковье. Увеличить добычу угля с 35 млн тонн до 75 млн.
Машиностроение Автомобильные заводы, тракторные заводы в Сталинграде и на Урале, Ростсельмаш, Свердловский завод тяжелого машиностроения, инструментальные заводы. Увеличение валовой продукции машиностроения в 3 раза, а продукции сельскохозяйственного машиностроения в 4 раза.
Химическая промышленность Строительство комбинатов в Донбассе, на Московских Егорьевске фосфоритах, и Березниковского комбината. увеличение производства химических удобрений с 175 тысяч тонн до 8 млн тонн

Отдельно в плане оговаривалось строительство железных дорог. За 5 лет страна должна была увеличить протяженность железнодорожных линий с 76 тыс километров до 92 тыс км. Одновременно шло развитие программы по улучшению морских и речных путей.

Общие итоги

Итоги первой пятилетки можно подвести кратко тем, что этот план был выполнен за 4 года и 3 месяца. Это была официальная позиция советских властей, в которой говорилось, что план выполнен полностью. Реально оцените его сложно, поскольку в советский период все статистические показатели сильно завышались. Тем не менее главные характеристики это то что план был выполнен с опережением, а в цифрах это было выражено так.

Таблица: Итоги первой пятилетки

Показатель На начало пятилетки План к концу пятилетки Фактический показательна конец периода
Показатели промышленности
Рост промышленной продукции в процентах к началу пятилетнего плана 230 224
Удельный вес тяжелой промышленности 44,4% 47,5% 54,1%
Удельный вес социалистического сектора:
в промышленности 79,5% 92,4% 99,5%
в сельском хозяйстве 1,8% 14,7% 76,1%
в розничной торговле 75% 91% 100%
в национальном доходе 44% 66,3% 93%
В сельском хозяйстве
Процент крестьянских хозяйств, прошедших коллективизацию 1,7% 20% 61,5%
Доля производства зерна совхозами и колхозами 7,5% 42,6% 84%
Удельный вес отечественной продукции
в поставке оборудования 67,5 % 92%
в поставках станков 33% 46%
Занятость населения
Число безработных в городах в тыс человек 1133 511
Аграрное перенаселение в млн человек 8,5 2,6

*- данные представлены по материалам Госплана СССР.

Источники финансирования

Какие же были источники финансирования первых пятилеток? В основном это были внутренние резервы, которые очень дорого обходились стране, но без которых качественный рывок сделать было невозможно. Основные источники получения средств для индустриализации и первой пятилетки:

Рассматривая финансовую сторону пятилетки нужно отметить, что это было время, когда в США началась Великая депрессия. Из-за этого многие крупные специалисты оказались без работы и с удовольствием приехали в СССР. Практически все советские заводы, которые были построены в этот период, строились иностранцами и на иностранном оборудовании. У нас не было тогда специалистов. Они появились позже. Достаточно сказать, что Сталинградский тракторный завод был полностью построен в США, затем там был демонтирован и по частям доставлен в СССР. Активное участие в развитии промышленности СССР осуществлял завод Ford, подставляя свое оборудование, в частности, для Горьковского автозавода.

Американцы провели нашу индустриализацию?

Аналогичная ситуация и с квалифицированными рабочими, которые приезжали с Запада. Советское правительство понимало, что молодая Социалистическая страна не имеет трудовых квалифицированных резервов. Ученые и квалифицированные рабочие, которые были в Российской империи, за годы Революций и Гражданской войны либо погибли, либо уехали. В распоряжении СССР был пролетариат. Это отличные люди чтобы воевать, чтобы делать мелкую черновую работу, но построить наукоемкое предприятие они не могут. Этим должны были заняться иностранцы. Они этим и занялись. И им за это очень хорошо платили (платили настолько хорошо, что специалисты жили в бывших дворянских имениях и имели прислугу). Эти рабочие ехали в СССР не из-за своей любви к стране Советов, а из-за того что на западе элементарно не было работы. В СССР работа была и денег платили столько, что их хватало для того чтобы ехать сюда как на заработки. Например, Альберт Кан, который фактически занимался проектированием всей индустриализации СССР, был известен как разработчик заводов Ford, но в 1929 году, после начала Великой депрессии он остался без работы.

Источники и дополнительный материалпо теме:

Источник

Пятилетние планы развития народного хозяйства

Пятиле́тние планы развития народного хозяйства

СССР, основная форма планирования социально-экономического развития страны, органическая часть системы планов, включающей долгосрочные, среднесрочные (пятилетние) и текущие народно-хозяйственные планы (см. Планирование народного хозяйства). Главное назначение пятилетних планов — воплощать поставленные Коммунистической партией на данный конкретный отрезок времени социальные, экономические и научно-технические задачи в систему заданий и мероприятий, обеспечивающих условия и предпосылки для осуществления целей долгосрочного плана, вытекающих из Программы КПСС. Пятилетние планы конкретизируют цели долгосрочного плана, намечают последовательность и сроки их достижения, предусматривают систему мероприятий для более глубокого технико-экономического обоснования задач, стоящих перед народным хозяйством страны в ближайшие годы. При этом каждый пятилетний план имеет свою главную экономическую задачу, соответствующую особенностям данного периода, и представляет собой новую ступень в хозяйственно-политическом развитии страны. Посредством пятилетних планов Советское государство направляет ресурсы на решение задач по созданию материально-технической базы коммунизма (См. Материально-техническая база коммунизма) и повышению благосостояния народа.

При разработке П. п. р. н. х. обеспечивается прежде всего соответствие их требованиям объективных экономических законов социализма: они основываются на современных достижениях и перспективах развития науки и техники с учётом общественных потребностей и реальных возможностей их удовлетворения. В пятилетних планах определяются темпы и пропорции, объёмы производства и капитального строительства по отраслям и в территориальном разрезе, задания по разработке и внедрению в народное хозяйство новой техники и технологии, развитию концентрации, углублению специализации и расширению кооперирования производства, рациональному размещению производительных сил, развитию внешних экономических связей, особенно со странами — членами СЭВ, мероприятия по повышению материального благосостояния и культурного уровня советского народа и решению широкого круга назревших социальных проблем, а также мер по совершенствованию в плановом периоде управления, планирования и хозяйствования.

Важнейшие требования к содержанию пятилетнего плана — повышение на основе ускорения темпов технического прогресса эффективности общественного производства путём улучшения использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, снижения себестоимости продукции, роста производительности труда, более полного использования производственных мощностей, сокращения затрат сырья, топлива, материалов на единицу продукции, непрерывного повышения качества, ускорения строительства новых объектов и их освоения; обеспечение комплексного развития хозяйства союзных республик и экономических районов с учётом национальных и др. особенностей. Задания пятилетних планов конкретизируются и уточняются в годовых народно-хозяйственных планах с учётом хода развития экономики страны, изменений общественных потребностей в той или иной продукции, материальных и финансовых ресурсах. Как показал опыт, пятилетний срок для среднесрочных планов является оптимальным. В течение этого периода могут быть построены крупные предприятия и сооружения, осуществлены большие работы по внедрению новой техники в производство, по освоению новых природных месторождений и закладке основ создания промышленно-территориальных комплексов, завершен цикл подготовки специалистов с высшим образованием, развиты научные исследования в наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса.

П. п. р. н. х. разрабатываются по поручению партии и Советского правительства государственными, ведомственными и производственными плановыми органами и научными учреждениями в два этапа.

Первый этап — разработка основных направлений развития народного хозяйства страны на плановый период — укрупнённая модель будущего плана. Его задача — выявить наиболее принципиальные, узловые проблемы планового периода и определить пути и средства их решения. Научные учреждения подготавливают прогнозы и др. предплановые материалы и предложения. Прогнозы научно-технического прогресса, роста населения и трудовых ресурсов, запасов полезных ископаемых и по др. проблемам играют особо важную роль на начальной стадии работы над планом, когда определяются его главные задачи и основные параметры. В последующем прогнозы уточняются, и их данные используются для обоснования намечаемых в пятилетнем плане заданий (см. Прогноз экономический, Прогноз научно-технический).

Предприятия, производственные объединения, министерства, союзные республики и местные советские органы готовят предложения к проекту основных направлений развития народного хозяйства СССР на предстоящее пятилетие. Эти предложения наряду с прогнозами составляют основу для разработки Государственным плановым комитетом (См. Государственный плановый комитет) Совета Министров СССР проекта основных направлений развития народного хозяйства СССР. Данные и материалы основных направлений используются при подготовке проекта Директив съезда КПСС по очередному пятилетнему плану. ЦК КПСС выносит проект Директив на всенародное обсуждение, и с учётом его результатов проект рассматривается на очередном съезде партии. Директивы съезда КПСС по пятилетнему плану представляют собой программу осуществления экономической политики партии, решения важнейших социально-экономических и научно-технических проблем в плановом периоде. В них находят отражение основные параметры плана — задания по росту национального дохода (См. Национальный доход) и совокупного общественного продукта (См. Совокупный общественный продукт), по развитию отраслей, хозяйства союзных республик и экономических районов страны, производству важнейших видов продукции в натуральном выражении, наращиванию основных фондов, развитию научных исследований и внедрению их результатов в народное хозяйство, росту производительности труда и реальных доходов на душу населения, а также др. важнейшие показатели, направленные на укрепление производственного потенциала страны и решение социальных проблем. Показатели основных направлений разрабатываются на последний год пятилетия.

Второй этап — составление на основе утвержденных съездом КПСС Директив развёрнутого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР с распределением заданий по годам министерствам СССР, союзным республикам и экономическим районам страны. В этих целях Госплан СССР сообщает министерствам и союзным республикам задания, вытекающие для них из Директив, на основании которых они разрабатывают проекты планов по соответствующей отрасли или республике и представляют их в Совет Министров и Госплан СССР. Последний рассматривает их и с участием министерств и госпланов союзных республик составляет сбалансированный проект пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР в отраслевом и территориальном аспектах, а также по важнейшим комплексным программам и представляет его на рассмотрение правительства. После обсуждения и внесения уточнений Советом Министров СССР одобряет проект пятилетнего плана и направляет его в Верховный Совет СССР. П. п. р. н. х., утвержденный сессией Верховного Совета СССР, приобретает силу закона. После этого задания плана доводятся до всех исполнителей. Исходя из этих заданий уточняются проекты пятилетних планов развития хозяйства союзных и автономных республик, краев, областей, городов и административных районов, которые утверждаются соответственно сессиями Верховных Советов союзных и автономных республик и сессиями Советов депутатов трудящихся краев, областей и административных районов. Пятилетние планы предприятий и объединений утверждаются вышестоящим хозяйственным органом по установленному кругу директивных показателей. План по полному кругу показателей утверждается руководителем соответствующего основного звена экономики (производственного объединения, предприятия, организации). Все эти планы — органическая составная часть единого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР.

П. п. р. н. х. СССР в процессе их разработки координируются с пятилетними планами стран — членов СЭВ. В итоге заключаются договоры с этими странами о взаимных поставках товаров, специализации и кооперировании производства, совместном сооружении предприятий и объектов, проведении научных исследований и т.д.

На основе пятилетних планов во всех звеньях народного хозяйства разрабатываются и утверждаются текущие (годовые) народно-хозяйственные планы. При их составлении учитываются новые возможности международного разделения труда, вновь открытые месторождения полезных ископаемых, изменения потребностей в том или ином виде продукции. В итоге выясняются предпосылки, складывающиеся в данном году для выполнения заданий пятилетнего плана, и предусматриваются меры, обеспечивающие их успешную реализацию.

Важную роль играет проверка выполнения пятилетних планов: обеспечение своевременной и правильной реализации целей, задач и основных положений плана в текущих народно-хозяйственных планах. Особое внимание при этом уделяется таким разделам текущих планов, как развитие научных исследований и внедрение в народное хозяйство новой техники, геологоразведочные работы, проектно-изыскательские работы для строительства будущих лет, капитальные вложения по сферам и отраслям, развитие общего образования, подготовка научных работников, специалистов и квалифицированных рабочих, размещение производительных сил, совершенствование управления. В процессе разработки и организации выполнения планов совершенствуются методология и методика планирования, повышается уровень научного обоснования предусматриваемых в них заданий.

Начиная с 4-го квартала 1928 развитие народного хозяйства СССР осуществляется на основе пятилетних планов, воплотивших в себе ленинские идеи и теоретические положения о перспективном планировании, социальную и экономическую политику КПСС. Каждая пятилетка является крупной вехой в социальном, экономическом и техническом развитии страны, знаменует качественные сдвиги в пропорциях и структуре общественного производства.

Первый пятилетний план (1929—32) был разработан на основе Директив Пятнадцатого съезда ВКП (б) (См. Пятнадцатый съезд ВКП) (1927), утвержден 5-м Всесоюзным съездом Советов (1929). Он явился логическим продолжением и развитием идей долгосрочного плана ГОЭЛРО. Главная задача 1-й пятилетки состояла в построении фундамента социалистической экономики, дальнейшем вытеснении капиталистических элементов города и деревни, в укреплении обороноспособности страны. План предусматривал задания и мероприятия, направленные на превращение СССР из аграрной в развитую индустриальную державу, на коллективизацию значительного числа крестьянских хозяйств. Работа по подготовке плана проходила в острой борьбе против троцкистов, отстаивавших лозунг т. н. «сверхиндустриализации», и правой оппозиции, требовавшей равнения на «узкие места» в народном хозяйстве, низких темпов развития, особенно отраслей тяжёлой промышленности.

Центральной частью плана явилась его строительная программа, которая была направлена на осуществление коренных сдвигов в технике производства, его организации (преобладание крупных социалистических предприятий) и размещении. При этом учитывались технико-экономические показатели будущих предприятий, необходимость быстрого развития хозяйства национальных окраин. Общий объём капитальных вложений за пятилетие составил 7,8 млрд. руб., что в 2 раза больше, чем было вложено за предыдущие 11 лет (1918—28). Половина всех капитальных вложений направлялась на развитие промышленности (из них свыше 75% в отрасли тяжёлой индустрии) и транспорта.

Читайте также:  Сказка про машу и медведя русская народная сказка аудио

Ряд производственных и строительных заданий 1-го пятилетнего плана был дополнен и конкретизирован решениями 16-го съезда партии о создании 2-й угольно-металлургической базы на Урале и в Сибири.

Основными источниками капитальных вложений были прибыль и рентные доходы государственных и кооперативных предприятий. Важную роль играли средства трудящихся, получаемые государством посредством выпуска и размещения среди рабочих, колхозников и служащих облигаций государственных займов. Для выполнения строительной программы была повышена доля накопления в национальном доходе с 21,3% в 1928 до 26,9% в 1932. Широко развернулось Социалистическое соревнование за досрочное выполнение пятилетки. В результате пятилетка была выполнена за 4 года и 3 месяца.

Введено в действие 1500 новых крупных государственных промышленных предприятий, заново создан ряд новых отраслей: тракторо-, автомобиле-, станко- и приборостроение, производство алюминия, авиационная и химическая промышленность. В чёрной металлургии — важнейшей отрасли тяжёлой промышленности, ставшей основой индустриализации страны, созданы электрометаллургия, производство ферросплавов и сверхтвёрдых сплавов, качественных сталей. Коренным образом реконструированы нефтяная и др. отрасли тяжёлой промышленности.

Вступили в строй Днепрогэс им. В. И. Ленина, Зуевская, Челябинская, Сталинградская и Белорусская районные тепловые электростанции. Создана 2-я угольно-металлургическая база на востоке СССР — Урало-Кузнецкий комбинат. Построены Кузнецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе, Кузбассе и Караганде, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, Кондопожский и Вишерский целлюлозно-бумажные комбинаты, Березниковский азотнотуковый завод, Ивановский меланжевый комбинат, 1-й Государственный подшипниковый завод в Москве и многие др. предприятия.

Национальный доход СССР увеличился почти в 2 раза, промышленное производство — более чем в 2 раза, производительность труда в промышленности — на 41%. Произошли крупные структурные сдвиги в промышленности и во всей экономике страны. Удельный вес продукции группы «А» в валовой продукции всей промышленности повысился с 39,5% в 1928 до 53,4% в 1932. Доля промышленности в общем объёме валовой продукции промышленности и сельского хозяйства увеличилась с 51,5% до 70,2%. Продукция машиностроения и металлообработки выросла в 4 раза. В 1932 почти 78% посевных площадей принадлежало колхозам, совхозам и др. государственным хозяйствам, которые давали 84% товарной зерновой продукции страны.

В годы пятилетки проведена основная работа по осуществлению плана ГОЭЛРО. Программа строительства электростанций, намеченная этим планом, была перевыполнена. Мощность электростанций СССР за эти годы возросла почти в 2,5 раза, выработка электроэнергии — в 2,7 раза.

Социалистическая Индустриализация страны и Коллективизация сельского хозяйства сопровождались значительным расширением культурной базы, ростом числа квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Численность учащихся в высших учебных заведениях в 1932/33 учебном году увеличилась по сравнению с 1927/28 в 3 раза, в техникумах — более чем в 3 раз, удвоилось число учащихся в начальных школах.

В итоге выполнения задач 1-й пятилетки построен фундамент социалистической экономики — мощная тяжёлая индустрия и механизированное коллективное сельское хозяйство, что означало утверждение социалистической собственности на средства производства. В стране была ликвидирована безработица и введён 7-часовой рабочий день.

Особенно значительный хозяйственный и культурный рост происходил в республиках и областях. При общем по Союзу увеличении производства в 2 раза, в национальных республиках и областях этот показатель возрос в 3,5 раза. Линия на ускоренную индустриализацию национальных республик и областей проводилась и в последующих пятилетках. Успехи 1-й пятилетки развеяли миф буржуазной печати о нереальности советских экономических планов, неоспоримо показали огромные возможности и преимущества социалистического планового хозяйства.

Второй пятилетний план (1933—37) утвержден Семнадцатым съездом ВКП(б) (См. Семнадцатый съезд ВКП) (1934). План ставил важные социально-экономические задачи: окончательную ликвидацию капиталистических элементов, полное устранение причин, порождающих эксплуатацию человека человеком, завершение создания технической базы во всех отраслях. В результате выполнения плана было в основном построено социалистическое общество, материально-техническая база социализма, сложилась новая классовая структура советского общества, укрепилось братское сотрудничество народов СССР.

Социалистическая система хозяйства стала господствующей. Удельный вес социалистического сектора в производственных фондах страны составил 99%, в том числе государственный — 90%. Почти 95% всего населения было занято в социалистическом хозяйстве и тесно с ним связано (рабочие, колхозники, служащие, кооперированные кустари, учащиеся). В 1937 в социалистическом хозяйстве произведено 99% национального дохода, 99,8% валовой продукции промышленности и 98,5% валовой продукции сельского хозяйства. Розничный товарооборот на все 100% обеспечивался государственной и кооперативной торговлей. Капиталистические элементы в городе и деревне были полностью ликвидированы. Национальный доход вырос в 2,1 раза, промышленная продукция — в 2,2 раза, в т. ч. продукция машиностроения — в 2,8 раза, продукция химической промышленности — в 3 раза по сравнению с 1932. Выработка электроэнергии увеличилась в 2,7 раза. Значительное развитие получили отрасли топливной промышленности на более высокой технической базе. При этом быстрыми темпами осваивались новые топливные районы. При удвоении добычи угля в целом по стране его добыча в Кузбассе увеличилась в 2,6 раза. Добыча нефти возросла в целом на 37%, при этом в Башкирии и Казахстане — почти в 4 раза.

В результате выполнения строительной программы 2-й пятилетки (объём капитальных вложений составил 19,9 млрд. руб., т. е. в 2,3 раза больше, чем в 1-й пятилетке) было введено в действие 4500 крупных государственных промышленных предприятий. В числе крупнейших — Уральский и Краматорский заводы тяжёлого машиностроения, Уральский вагоностроительный и Челябинский тракторный заводы, Криворожский, Новолипецкий, Новотульский металлургические заводы, металлургические заводы «Азовсталь» и «Запорожсталь», Ташкентский текстильный и Барнаульский хлопчатобумажные комбинаты и многие др. предприятия. Осуществлена программа ж.-д. строительства, введены в действие крупные сооружения водного транспорта — Беломорско-Балтийский канал и канал им. Москвы (см. Москвы имени канал). Вошли в строй: Дубровская, Новомосковская, Кемеровская, Среднеуральская районные тепловые электростанции; Нижнесвирская, Рионская и Канакерская гидроэлектростанции. В 1935 введена в эксплуатацию первая очередь Московского метрополитена.

В больших масштабах развернулось жилищное и социально-культурное строительство. Вырос материальный и культурный уровень жизни трудящихся. Было введено всеобщее начальное обучение, широкое развитие получило общее среднее, среднее специальное и высшее образование. Большое внимание уделялось формированию новой, советской интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего класса и крестьянства; продолжалось осуществление культурной революции (См. Культурная революция). В 1934 40% принятых в вузы составляли выпускники рабфаков. Значительно увеличилась сеть театров, кино, клубов и библиотек. Широкое развитие получило здравоохранение. Выросло число санаториев и домов отдыха.

В третьем пятилетнем плане (1938—42), утвержденном Восемнадцатым съездом ВКП(б) (См. Восемнадцатый съезд ВКП) (1939), намечалось сделать важный шаг по пути решения основной экономической задачи СССР — догнать и перегнать индустриально развитые капиталистические страны в экономическом отношении, т. е. по производству продукции на душу населения. В решениях съезда указывалось, что, построив в основном социализм, СССР вступил в полосу завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму. С учётом сложной международной обстановки в плане предусматривалось не только повышение индустриальной мощи, укрепление колхозного строя, рост материального благосостояния народа, но и дальнейшее усиление обороноспособности страны, создание крупных государственных резервов.

За первые 3 года пятилетки валовая продукция всей промышленности увеличилась на 45%, а машиностроения — более чем на 70%. За 3 1 /2 года пятилетки (1938 и 1-е полугодие 1941) капитальные вложения в народное хозяйство составили 21 млрд. руб., было введено в действие 3000 новых крупных государственных промышленных предприятий. Вступили в строй Кураховская, Кувасайская и Ткварчельская районные тепловые электростанции; Угличская и Комсомольская гидроэлектростанции. Были построены Новотагильский и Петровск-Забайкальский металлургические заводы, Среднеуральский и Балхашский медеплавильные заводы, Уфимский нефтеперерабатывающий завод, Московский завод малолитражных автомобилей, Енакиевский цементный завод, Сегежский и Марийский целлюлозно-бумажные комбинаты и др. В 1940 численность рабочих и служащих в народном хозяйстве выросла до 31,2 млн. человек по сравнению с 11,4 млн. в 1928. Был создан единый тип профессионально-технических учебных заведений, призванных готовить квалифицированные кадры для всех отраслей производства и сферы бытового обслуживания. В конце 30-х гг. было осуществлено в основном 7-летнее обучение. Значительно возрос приём в высшие и средние специальные учебные заведения. Широкое развитие получила аспирантура при вузах и научно-исследовательских институтах.

Успешное выполнение 3-го пятилетнего плана было прервано вероломным нападением на СССР фашистской Германии в июне 1941. В эти годы прошла проверку и выдержала испытание система советского планирования. Возросшая экономическая мощь страны, которая явилась результатом выполнения планов первых пятилеток, обеспечила советскому народу всемирно-историческую победу над сильным врагом. Так, в 1940 производственные основные фонды народного хозяйства увеличились в 2,4 раза по сравнению с 1928, национальный доход — более чем в 5 раз, валовая продукция промышленности — в 6,5 раза, в том числе производство средств производства — в 10 раз. Валовая продукция сельского хозяйства увеличилась на 32%, посевные площади с.-х. культур составили в 1940 150,6 млн. га по сравнению с 113 млн. в 1928. В результате превосходства в темпах экономического развития СССР накануне 2-й мировой войны 1939—45 занял по объёму промышленного производства 1-е место в Европе и 2-е в мире. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 в тыловых, а в последующем и в освобожденных от фашистской оккупации районах страны осуществлялось планомерное развитие советской экономики на основе годовых, квартальных и месячных планов.

За военные годы (с 1 июля 1941 до 1 января 1946) было построено 3500 новых крупных промышленных предприятий и 7500 восстановлено.

После окончания войны был разработан очередной четвёртый пятилетний план (1946—50), утвержденный Верховным Советом СССР в марте 1946. Он предусматривал в качестве основной хозяйственно-политической задачи восстановление разрушенных районов страны, достижение довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем и превышение этого уровня в значительных размерах и на этой основе рост материального благосостояния советского народа. Задания плана были выполнены досрочно. Производственный потенциал страны был полностью восстановлен и существенно увеличен. В 1950 валовая продукция промышленности по сравнению с 1940 выросла на 73%, производственные основные фонды — на 24, национальный доход — на 64%. Капитальные вложения в народное хозяйство составили 48 млрд. руб. Дальнейшее развитие получили машиностроение и химическая промышленность, сырьевые отрасли промышленности, укрепилась материально-техническая база сельского хозяйства. Восстановление хозяйства освобожденных районов сочеталось с улучшением размещения производительных сил в стране.

За годы пятилетки построено новых и восстановлено разрушенных во время войны 6200 крупных государственных промышленных предприятий. Вступили в строй Нижнетуринская, Щёкинская районные тепловые электростанции, Фархадская и Храмская гидроэлектростанции, Нива-ГЭС III; Закавказский металлургический завод, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат. Дали продукцию Калужский турбинный завод, Коломенский завод тяжёлого станкостроения, Рязанский станкостроительный и Кутаисский автомобильный заводы и др. Построены и введены в эксплуатацию газопроводы Саратов — Москва, Кохтла-Ярве — Ленинград, Дашава — Киев. Начато строительство крупнейших энергетических сооружений, новых оросительных каналов и систем, создание лесных полос в степных районах страны.

19-й съезд КПСС (1952) определил главную задачу пятого пятилетнего плана (1951—55) — дальнейший подъём всех отраслей народного хозяйства на основе преимущественного развития тяжёлой промышленности, высоких темпов роста производительности общественного труда, улучшения качества и ассортимента продукции. План предусматривал широкую программу повышения жизненного уровня народа.

Годы 5-й пятилетки характерны мощным развитием социалистического соревнования, появлением его новых форм: движение за комплексную экономию материалов, снижение себестоимости на каждой операции, увеличение съёма продукции с производственной площади и др. В результате выполнения плана национальный доход увеличился на 71%, производственные основные фонды в народном хозяйстве — на 62, продукция промышленности — на 85, продукция с, хозяйства — на 21%. Заложены основы создания ряда новых отраслей машиностроения, а также атомной энергетики. Объём капитальных вложений возрос на 90%. Продукция машиностроения и металлообработки выросла в 2,2 раза по сравнению с 1950; производительность труда на 1 работающего в промышленности увеличилась на 49%. Были перевыполнены задания по увеличению выпуска товаров народного потребления. Важной особенностью 5-й пятилетки было сближение темпов роста производства средств производства и производства предметов потребления. Если в 4-й пятилетке темпы роста продукции группы «А» были выше темпов роста продукции группы «Б» на 36%, то в 5-й пятилетке — на 4%. Важные меры были приняты для ускорения развития сельского хозяйства. Посевные площади выросли со 146,3 млн. га в 1950 до 186 млн. в 1955. Освоение целинных и залежных земель, укрепление колхозов кадрами, усиление роли принципа материальной заинтересованности колхозников и др. мероприятия обеспечили увеличение роста с.-х. продукции.

Построено 3200 новых крупных государственных промышленных предприятий. Вошли в строй Приднепровская, Черепетская, Южно-Кузбасская, Серовская и Южно-Уральская районные тепловые электростанции. В 1954 дала ток первая в мире атомная электростанция. Вошли в строй Камская, Горьковская, Цимлянская, Каховская, Усть-Каменогорская, Мингечаурская и Гюмушская гидроэлектростанции. Построены Орско-Халиловский металлургический комбинат и Череповецкий металлургический завод, Березниковский калийный и Новокуйбышевский нефтеперерабатывающие комбинаты и др. закончено строительство Волго-Донского судоходного канала (См. Волго-Донской судоходный канал) им. В. И. Ленина. Вступил в строй Ленинградский метрополитен. Реальная заработная плата рабочих и служащих выросла на 39%, доходы крестьян в расчёте на 1 работающего —в 1,5 раза. Значительно расширилось экономическое сотрудничество с социалистическими странами, особенно в рамках СЭВ.

Выполнение 4-го и 5-го пятилетних планов позволило значительно превзойти довоенный уровень экономического развития страны. В 1955 стоимость всех производственных основных фондов по сравнению с 1940 выросла в 2 раза, национальный доход — в 2,8 раза.

За 1956—58 вступили в строй 2690 крупных государственных промышленных предприятий, завершено строительство Волжской гидроэлектростанции им. В. И. Ленина и введена в действие высоковольтная линия электропередачи Волжская ГЭС — Москва. Вступили в строй Иркутская, Новосибирская, Кайраккумская, Ткибульская и Арзнинская гидроэлектростанции, а также Томь-Усинская, Верхнетагильская районные тепловые электростанции. Сданы в эксплуатацию Серовский ферросплавный завод, Новогорьковский и Волгоградский нефтеперерабатывающие заводы, Саратовский химический комбинат и др. предприятия. В 1956 вошёл в строй газопровод Ставрополь — Москва.

Читайте также:  Себорея сухая народные методы лечения

Необходимость решения ряда важных народно-хозяйственных проблем, выходящих за рамки пятилетнего плана, изыскание дополнительных средств на социально-культурное строительство, а также открытие эффективных месторождений полезных ископаемых потребовали изменения заданий на последние 2 года 6-й пятилетки и разработки семилетнего плана (1959—65). Двадцать первый съезд КПСС (1959) сформулировал главную задачу этого плана — всестороннее развитие производительных сил, всех отраслей экономики, значительное усиление экономического потенциала страны, обеспечение непрерывного повышения жизненного уровня народа. Особое внимание уделялось развитию современных высокоэффективных отраслей и производств. Планировались высокие темпы роста продукции сельского хозяйства, а также реконструкция транспорта. Капитальные вложения распределялись по отраслям таким образом, чтобы создать предпосылки для существенного изменения структуры производства в последующие годы. Намечались широкая программа технического прогресса и дальнейшего повышения уровня концентрации, специализации и кооперирования производства; упорядочение заработной платы, значительное расширение жилого строительства. В плане учитывалось углубление международного социалистического разделения труда и развитие экономических связей с освободившимися от колониальной зависимости странами.

Восьмой пятилетний план (1966—70) разрабатывался исходя из Директив Двадцать третьего съезда КПСС (См. Двадцать третий съезд КПСС) (1966), а также решений Октябрьского (1964), Мартовского и Сентябрьского (1965) пленумов ЦК КПСС, на которых была выработана долгосрочная программа дальнейшего подъёма экономики страны. Важнейшее звено этой программы — переход к отраслевому принципу управления народным хозяйством, широкое экономическое стимулирование роста и совершенствования производства. Главная экономическая задача пятилетки состояла в том, чтобы на основе использования достижений науки и техники, индустриального развития всего общественного производства, повышения его эффективности обеспечить значительный рост промышленности, высокие устойчивые темпы развития сельского хозяйства и существенный подъём уровня жизни народа. Важнейшая особенность этого плана — одновременное ускорение темпов экономического развития страны и повышения уровня жизни народа.

План разрабатывался и реализовывался в условиях развёртывания экономической реформы, представляющей собой комплекс мероприятий по совершенствованию планирования, управления и хозяйствования, что благоприятно сказалось на его выполнении. Впервые сформулированная задача обеспечения индустриального развития всего общественного производства предусматривала его оптимальную концентрацию и экономически целесообразную специализацию, внедрение высокопроизводительных машин и прогрессивной технологии, научную организацию производства и труда во все отрасли народного хозяйства. Была поставлена задача — осуществить в основном переход ко всеобщему среднему образованию.

Основные задания пятилетки были выполнены, а по ряду важных показателей перевыполнены: национальный доход вырос на 41,5% вместо 38—41% по плану, реальные доходы на душу населения — на 33% против 30%, производство продукции промышленности — на 50,5% вместо 47—50% и т.д. Ускорились темпы роста продукции сельского хозяйства. Среднегодовое производство этой отрасли возросло на 21% против 12% в предыдущей пятилетке. За годы 8-й пятилетки значительно возрос экономический потенциал страны. Производственные основные фонды в народном хозяйстве увеличились на 48%. Коэффициент обновления этих фондов составил 44, а в сельском хозяйстве — 54%. По сравнению с 1961—65 объём средств, направленных на капитальное строительство, увеличился на 43%, ускорились темпы роста производительности общественного труда на 37% против 29% в предыдущем пятилетии.

Девятый пятилетний план (1971—75) разработан исходя из Директив Двадцать четвёртого съезда КПСС (См. Двадцать четвёртый съезд КПСС) (1971) и утвержден в том же году сессией Верховного Совета СССР. Главная задача пятилетки — обеспечить значительный подъём материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности и ускорения темпов роста производительности труда. План предусматривает широкую и разностороннюю программу роста материального благосостояния и культурного уровня советского народа: увеличение доходов населения путём повышения оплаты труда и выплат из общественных фондов потребления; улучшение жилых условий; повышение уровня материальной обеспеченности многодетных семей, пенсионеров и студентов; улучшение условий труда женщин-матерей; развитие сферы услуг, системы здравоохранения и организованного отдыха трудящихся; всестороннее развитие народного образования и социалистической культуры, включая завершение перехода ко всеобщему среднему образованию; дальнейшее сближение уровней жизни городского и сельского населения.

Главный путь решения предусмотренных в плане задач — всесторонняя интенсификация общественного производства. Существенно улучшаются народно-хозяйственные межотраслевые, внутриотраслевые пропорции в целях повышения благосостояния народа и ускорения темпов технического прогресса. Как и в предыдущих пятилетках, преимущественное развитие получают отрасли промышленности, определяющие технический прогресс во всём народном хозяйстве, — машиностроение, химическая и нефтяная, газовая промышленность, электроэнергетика. Осуществлены мероприятия по дальнейшему подъёму сельского хозяйства: повышению уровня механизации производственных процессов, развитию мелиорации и ирригации земель, расширению химизации, переводу развития животноводства на промышленную основу. Значительно больше внимания, чем в предыдущих пятилетках, уделено экономическим и организационным мероприятиям, обеспечивающим успешное выполнение заданий: совершенствованию управления, планирования, созданию, развитию и укреплению производственных объединений в промышленности и аграрно-промышленных комплексов. Большое внимание уделяется развитию новых отраслей — атомному машиностроению, производству средств автоматизации и вычислительной техники и др. Получило дальнейшее развитие социалистическое соревнование, возродилось и наполнилось новым содержанием движение за принятие встречных планов.

За 4 года пятилетки (1971—74) национальный доход вырос на 24%, продукция промышленности — на 33,2%, среднегодовой объём продукции сельского хозяйства — на 15%. Объём капитальных вложений в народное хозяйство составил 387 млрд. руб. Производственные основные фонды в народном хозяйстве увеличились на 40%. В промышленности введено в действие около 1700 крупных предприятий и объектов, а также большое количество новых цехов и производств на действующих предприятиях. В числе построенных — Красноярская ГЭС мощностью 6 Гвт, Волжский завод легковых автомобилей, первая в мире атомная электростанция на быстрых нейтронах, доменная печь объёмом 5000 м 3 на Криворожском металлургическом заводе. Осуществлялось строительство комплекса предприятий по производству грузовых автомобилей (КамАЗ), Байкало-Амурской ж.-д. магистрали (БАМ) и многих др. крупнейших предприятий и объектов.

Освоено более 15 тыс. новых видов промышленной продукции. Повысился технический уровень и качество выпускаемой продукции, в том числе товаров народного потребления; многим изделиям присвоен Государственный знак качества. Улучшена структура промышленного производства. Доля продукции машиностроения, химической промышленности и электроэнергетики во всём промышленном производстве повысилась в 1974 до 35% по сравнению с 31% в 1970. В промышленности обеспечен высокий темп выпуска прогрессивных и эффективных видов продукции, обеспечивающих снижение материальных и трудовых затрат на производство общественного продукта. Так, за эти годы выпуск минеральных удобрений увеличился на 45%, синтетических смол и пластических масс — на 49, химических волокон — на 42, приборов и средств автоматизации — в 2 раза, средств вычислительной техники — в 3,2, металлорежущих станков с числовым управлением — в 2,8 раза. Одновременно возрастал выпуск продукции, составляющей фундамент экономики. Так, выработка электроэнергии. увеличилась на 32%, производство стали — на 18, цемента — на 21, добыча нефти — на 29, газа — на 32%.

Улучшилась подготовка квалифицированных рабочих и специалистов высшей и средней квалификации. Дальнейшее развитие получили здравоохранение, служба быта, индустрия отдыха. Расширилась сеть учреждений культуры, театров, кино и клубов.

Большие успехи достигнуты в развитии хозяйства союзных республик. Повысилась комплексность их развития при усилении процесса дальнейшей специализации на тех производствах, для которых имеются максимально благоприятные условия. Осуществлялось опережающее развитие экономики восточных. районов страны; в них обеспечены высокие темпы роста энергетических отраслей промышленности, чёрной и цветной металлургии, химической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, дальнейшее развитие зернового хозяйства, хлопководства и животноводства. В Западной Сибири создана крупнейшая в стране база нефтяной промышленности. Начавшееся строительство БАМ включит в экономику страны новые богатейшие природные ресурсы и явится основой дальнейшего развития экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока.

В результате успешного выполнения пятилетних планов в СССР осуществлены индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция; построено развитое социалистическое общество и создаётся материально-техническая база коммунизма. Намного выросли национальное богатство (в 1974 достигло свыше 1800 млрд. руб.), производственно-технический потенциал страны, производительность общественного труда и благосостояние народа (см. табл.). В 1974 по сравнению с 1928 национальный доход вырос в 56 раз, продукция промышленности в 102, продукция сельского хозяйства почти в 3,2, розничный товарооборот в 19, производительность труда в промышленности в 19, в сельском хозяйстве в 5,2, в строительстве в 14,5 раза. В результате преимущественного развития отраслей тяжёлой промышленности доля продукции группы «А» повысилась в 1974 до 74% по сравнению с 39,5% в 1928 при многократном абсолютном росте производства предметов потребления в промышленности. Реальные доходы на душу населения только за период с 1940 по 1974 выросли почти в 5,2 раза. Численность специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве, выросла с 521 тыс. в 1928 до 21,4 млн. человек в 1974, а численность научных работников с 98,3 тыс. в 1940 до 1168 тыс. в 1974 (в 1913 — 11,6 тыс.). Численность рабочих и служащих увеличилась с 11,4 млн. чел. в 1928 до 99,7 млн. в 1974. Городской жилой фонд увеличился со 182 млн. м 2 в 1922 до 1799 млн. м 2 в 1974. С 1930 в стране ликвидирована безработица — навсегда решена проблема, которая остаётся неразрешимой в условиях капиталистического хозяйства. Вследствие более высоких темпов развития хозяйства в ранее отсталых районах страны в основном завершено выравнивание экономического развития союзных республик. Создана мощная общесоюзная экономика, представляющая взаимосвязанный народно-хозяйственный комплекс.

Благодаря высоким устойчивым темпам развития народного хозяйства СССР завоёваны важные рубежи в мировой экономике и экономическом соревновании двух общественных систем. Доля СССР в мировом промышленном производстве возросла с 1% в 1922 до 20% в 1974. По объёму производства большинства отраслей промышленности СССР занимает ведущие позиции, а по ряду важных видов продукции (нефть, уголь, чугун, сталь, железная руда, кокс, цемент, минеральные удобрения, тракторы, тепловозы и электровозы магистральные, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, обувь кожаная, сахар-песок) — 1-е место в мире.

Производство важнейших видов продукции промышленности и сельского хозяйства (1922—74)

1922 1928 1932 1937 1940 1945 1950 1955 1960 1965 1970 1974
Электроэнергия, млрд. квтч 0,8 5,0 13,5 36,2 48,3 43,3 91,2 170 292,3 507 741 975
Нефть, млн. т 4,7 11,6 21,4 28,5 31,1 19,4 37,9 70,8 147,2 243 349 451
Газ естественный, млрд. м 3 0,03 0,3 1,0 2,2 3,2 3,3 5,8 45,3 127,7 128 198 261
Уголь, млн. т 11,3 35,5 64,4 128 165,9 149 261 390 510 578 198 261
Сталь, млн. т 0,3 4,3 5,9 17,7 18,3 12,3 27,3 45,3 65,3 91 624 684
Минеральные удобрения, млн. т (в условных единицах 0,0 0,1 0,9 3,2 3,2 1,1 5,5 9,7 13,9 31,3 116 136
Синтетические смолы и пластические массы, тыс. т 0,3 2,4 426 10,9 21,3 67,1 160 312 803 55,4 80,3
Целлюлоза, тыс. т 13 86 185 8,6 529 276 1100 1742 2282 3230 1673 2491
Химические волокна, тыс. т 0,2 2,8 48,5 11,1 1,1 24,2 110 211 407 5110 6340
Станки металлорежущие, тыс. шт. 0,3 2,0 19,7 200 58,4 38,4 70,6 117 156 186 623 887
Автомобили, тыс. шт. 0,84 23,9 51 145,4 74,7 362,9 445,3 523,6 616,3 202 224
Тракторы, тыс. шт. 1,3 48,9 5,5 31,6 7,7 117 163 239 355 916,1 1846
Цемент, млн. т 0,1 1,8 3,5 3013 5,7 1,8 10,2 22,5 45,5 72,4 459 531
Ткани всех видов, млн. м 2 550 2198 2164 157 3300 1353 3374 5347 6636 7498 95,2 115,1
Трикотаж, млн. шт. 1,9 8,3 39 183 183 50 197 428 584 903 8852 9825
Обувь кожаная, млн. пар 6,8 58 87 200 211 63 203 271 419 486 1229 1386
Радиоприёмники, тыс. шт. 3,0 29 200 160 13,9 1072 3549 4165 5160 679 684
Телевизоры, тыс. шт. 0,3 11,9 495 1726 3655 7815 8753
Холодильники, тыс. шт. 3,5 0,3 1,2 151 529 1675 6682 6570
Мясо (промышленная выработка), тыс. т 260 678 596 1002 1501 663 1556 2524 4406 5245 7144 9357
Цельномолочная продукция (в пересчёте на молоко), млн. т 0,0 0,1 0,1 0,8 1,3 0,6 1,1 2,6 8,3 11,7 19,7 23,1
Зерно, млн. т 50,3 69,3 74 97,4 95,6 47,3 81,2 103,7 125,5 121,1 186,8 195,6
Хлопок-сырец, млн. т 0,07 0,58 . 2,6 2,24 1,16 3,5 3,9 4,29 5,7 6,9 8,4

Опыт СССР в области народно-хозяйственного планирования используется в социалистических странах для ускоренного развития экономики, создания основ социализма, а в некоторых из этих стран — перехода к развитой его форме. С возникновением мировой системы социализма (См. Мировая система социализма) расширилась сфера действия Планомерного, пропорционального развития народного хозяйства закона, он приобрёл международный характер, и среднесрочное планирование шагнуло далеко за пределы СССР. Страны — члены СЭВ не только разрабатывают и успешно выполняют национальные пятилетние планы, но и осуществляют совместную плановую деятельность на основе принятой долговременной Комплексной программы социалистической экономической интеграции (см. Интеграция социалистическая экономическая).

Страны — члены СЭВ впервые на 1976—80 разработали согласованный пятилетний план многосторонних интеграционных мероприятий этих стран с разбивкой по годам пятилетия.

В развивающихся странах, особенно в странах социалистической ориентации, ленинские идеи перспективного планирования также получили признание. Пятилетние планы экономического развития реализуются более успешно в тех странах, которые уделяют больше внимания укреплению и расширению государственного сектора в народном хозяйстве. Огромное значение для успешного выполнения пятилетних планов развивающихся стран имеет их научно-техническое и экономическое сотрудничество с СССР и др. социалистическими странами, оказывающими бескорыстную помощь молодым государствам в подъёме их национальной экономики, подготовке квалифицированных кадров.

Лит.: Ленин В. И., VIII Всероссийский съезд Советов, Полное собрание соч., 5 изд., т. 42, с. 153—54, 158: его же, Об едином хозяйственном плане, там же; его же, Г. М. Кржижановскому, там же, т. 40; его же. Набросок плана научно-технических работ, там же, т. 36; Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т. 1—9, М., 1967—74; Шаги пятилеток, [М.], 1968; По единому плану, М., 1971; Котов Ф. И., Организация планирования народного хозяйства СССР, М., 1974.

Источник

Правильные рекомендации
Adblock
detector