Певицы русских народных песен список фото

Самые народные исполнители

С егодня невероятно популярны «Бурановские бабушки». Это легко объяснимо. Людям близко искреннее, душевное исполнение народных песен. Мы решили рассказать вам про других, не менее прекрасных, но менее известных исполнителей фольклора из российской глубинки.

«Алиёшные» песни села Плехово

Яркой чертой музыкальной культуры села Плёхово Суджанского района Курской области являются «алилёшные» песни, исполняемые под пляску, развитая традиция инструментальной игры, специфические хореографические жанры — танки (обрядовый танец) и карагоды (хороводы).

Местные наигрыши, прославившие Плёхово на весь мир, — «Тимоня», «Чеботуха», «Батюшка», «Жарко пахать» — исполняются ансамблем с уникальным набором инструментов: кугиклы (флейта Пана), рожок (жалейка), скрипка, балалайка.

Исполнительская манера плёховцев отличается богатством импровизации, сложным многоголосием. Инструментальная музыка, пение и танец являются неразделимыми компонентами плёховской традиции, которыми владеют все истинные мастера: хорошие певицы часто умеют играть на кугиклах, а скрипачи и рожечники с удовольствием поют — и все без исключения ловко пляшут в карагоде.

В инструментальном исполнительстве есть традиционные правила: на кугиклах играют только женщины; на рожке, скрипке, гармони — только мужчины.

«Ой, что ж это за дивище». Карагодная песня на Масленицу в исполнении жителей села Плёхово

Страдания в селе Русская Тростянка

Песенная традиция села Русская Тростянка Острогожского района Воронежской области отличается зычным грудным тембром женских голосов, звучанием в верхнем регистре мужских голосов, красочным многоголосием, высоким уровнем исполнительской импровизации, использованием особых певческих приемов — «киксов», «сбросов» (специфическими короткими выбросами голоса в другой, обычно высокий регистр).

В жанровую музыкально-фольклорную систему села входят календарные, свадебные, протяжные, хороводные, игровые песни. Значительное место в репертуаре местных жителей занимают частушки и страдания. Их могли исполнять как сольно под гармонь или балалайку («Матаня», «Семеновна», «Барыня»), так и хором без инструментального сопровождения («Начинаю петь страданья», «Пува, пува»).

Еще одна особенность песенной традиции села Русская Тростянка — наличие особых вёсновых песен, исполняющихся от Красной Горки до Троицы. Такими песнями, маркирующими сезон, являются протяжные «За лесиком, лесиком соловей с кукушкой солётывались», «У нас у лесе хорошо летом было».

Протяжная песня «Соловей мой, соловьюшек» в исполнении фольклорного ансамбля «Крестьянка» из села Русская Тростянка Острогожского района Воронежской области

Баллады Духовщинского района

Лирические песни являются одним из доминирующих жанров в песенной традиции Духовщинского района. В поэтических текстах этих песен раскрываются эмоциональные состояния и душевные переживания человека. Среди сюжетов есть даже балладные. В напевах лирических песен сочетаются возгласно-кличевые и повествовательные интонации, важную роль играют выразительные распевы. Песни традиционно приурочены к календарным периодам (летние, зимние) и отдельным праздникам (Масленице, Духову дню, престольным праздникам), осенне-зимним посиделкам, проводам в армию. В числе особенностей местной исполнительской традиции — характерный тембр и особые исполнительские приёмы.

Лирическая песня «Ходили девки» в исполнении П.М. Козловой и К.М. Титовой из деревни Шеболтаево Духовщинского района Смоленской области

Причитания в деревне Кукушка

Деревня Кукушка, что в Пермском крае, все равно что заповедник коми-пермяцкого традиционного пения. Область специализации участников ансамбля — певческое искусство, традиционные пляски, танцы и игры, народный костюм. Типичное для кочевских коми-пермяков «массивное», темброво-напряженное, «наполненное» ансамблевое пение приобретает особенную яркость и насыщенную эмоциональность в исполнении кукушанских песенниц.

В составе ансамбля — жители деревни Кукушка, связанные друг с другом семейными, родственными, соседскими связями. Участники коллектива собирают все жанры местной песенной традиции: протяжные, лирические коми и русские песни, плясовые, игровые, хороводные песни, песни свадебного обряда, духовные стихи, частушки и припевки. Они владеют традицией причитывания, знают детский фольклорный репертуар, сказки и колыбельные, а также танцевальные, плясовые, игровые формы местного фольклора. Наконец, они хранят и воспроизводят местные обрядовые и праздничные традиции: старинный свадебный обряд, обряд проводов в армию, поминание умерших, рождественские игрища и троицкие луговые гулянья.

Плясовая песня («йӧктӧтан») «Басӧк нылка, волькыт юра» («Красивая девушка, гладкая голова») в исполнении этнографического ансамбля из деревни Кукушка Кочевского района Пермского края

Карагодные песни Иловки

Традиционные песни южнорусского села Иловка Алексеевского района Белгородской области относятся к песенному стилю воронежско-белгородского пограничья. В музыкальной культуре Иловки доминируют протяжные широкораспевные песни и хороводные (карагодные) песни с пляской пересек.

В певческой традиции села ярко проявляются и признаки южнорусского стиля: открытая яркая подача голоса, использование высоких регистров у мужчин и низких у женщин в совместном пении, влияние стилистики хороводно-плясовых песен.

Крайне мало в иловской традиции календарно-обрядовых песенных форм. Единственная сохранившаяся до наших дней календарная песня — колядка «Ой, каледа, с-под лесом, лесом!», которая исполняется многоголосно. Мало и сезонно приуроченных песен, среди них можно отметить троицкую хороводную «Вселиственный мой венок».

Хороводная песня «Вселиственный мой венок» в исполнении жительниц села Иловка Алексеевского района Белгородской области

Бражничанье в Афанасьевском районе

Жители деревень Кировской области помнят, любят и бережно сохраняют местные певческие традиции.

Лирические песни составляют одну из наиболее важных частей культурного наследия области. Специального термина для обозначения жанра лирических песен в Афанасьевском районе Кировской области не существует. Чаще всего такие песни характеризуются как длинные, протяжные, тяжелые. В рассказах исполнителей они упоминаются и как старинные, поскольку их пели в прежние времена. Распространены наименования, связанные с отсутствием приуроченности песни к дате (простые песни) или с их принадлежностью к праздникам (праздничные песни). В некоторых местах сохранились воспоминания о пении определенных лирических песен при проводах в армию. Тогда их называют солдатскими.

Лирические песни здесь, как правило, не имели приуроченности к определенным жизненным ситуациям: пели, «когда подойдет». Чаще всего их пели во время полевых работ, а также в праздники как женщины, так и мужчины: «кто хочет, тот поет».

Важное место в традиции занимали пивные праздники, когда гости бражничали. Участники застолья делали складинки — каждый приносил мед, брагу или пиво. Посидев час-два у одного хозяина, гости шли в другую избу. На этих празднествах обязательно звучали лирические песни.

Лирическая песня «Круты горы развеселые» в исполнении П.Н. Варанкиной из деревни Ичетовкины Афанасьевского района Кировской области

Щедровки в селе Камень

В песенной традиции Брянской области характерно доминирование свадебных, хороводных и поздних лирических песен. В селе Камень по сей день популярны свадебные, хороводные, лирические и календарные песни. Календарный цикл представлен здесь жанрами святочного периода — щедровками и песнями, сопровождавшими вождение козы, и масленичными песнями, исполнявшимися в пору гуляний на Масленицу.

Читайте также:  Цыганочка чей народный танец

Жанр, который в Стародубском районе встречается наиболее часто — это свадебные песни. Один из немногих «живых» на сегодняшний день жанров — лирические песни. Местные певицы считают, что они обладают неоспоримой красотой, о них говорят: «Красивые песни!»

Свадебная песня «Ой тёща зятя на вечерю ждала» в исполнении жительниц села Камень Стародубского района Брянской области

Источник

Людмила Ивановна Николаева

Людмила Ивановна Николаева (урожденная Березина). Родилась 13 апреля 1960 года в селе Волынь Рязанской области. Советская и российская певица, исполнительница русских народных песен и романсов. Художественный руководитель ансамбля «Русская Душа». Народная артистка РФ (2002).

Людмила Березина, ныне известная как Людмила Николаева, родилась 13 апреля 1960 года в селе Волынь Рыбновского района Рязанской области.

Выросла в деревне Марково Рязанской области.

С ранних лет Людмила приобщилась к музыке и пению. В возрасте пяти лет она не только пела, но и смогла освоить гармонь. Родители с самого детства всегда брали ее с собой на деревенские праздники, где она с удовольствием выступала.

Выступать на сцене она начала сразу после школы, поступив в Государственный Рязанский Русский Народный хор под руководством Евгения Попова, автора прогремевшей в те годы песни «Над окошком месяц». Она попала на большую сцену, еще даже не имея паспорта.

Позже Николаева решила получить образование и уехала в Москву.

Поступив в училище им. Ипполитова-Иванова, Людмила Николаева попала к педагогу по вокалу Николаю Тарасенко. На его курсе она считалась лучшей, и студенты часто слушали под дверью, как с ней занимались. В дальнейшем она должна была окончить училище по классу вокала, но обстоятельства заставили её уйти с факультета и она перевелась на дирижёрско-хоровое отделение.

Людмила Николаева в молодости

В 1994 году Людмила Николаева создала коллектив «Русская Душа», в состав которого, кроме нее, вошли музыканты Александр Пивоваров, Евгений Широченков и Владимир Гришин. Первый состав «Русской души» продержался десять лет, за которые они объездили много стран. Потом ушел из жизни Евгений Широченков, трагически погиб Владимир Гришин. К музыкантам присоединился балет, выступающий в концерте со своими отдельными номерами. Руководил балетом Андрей Пирогов (1962-2012).

В 1994 году вышел дебютный диск «Не буди меня молоду!».

Позже были записаны успешные диски «Русская душа», «Золотая ярмарка», «Нетронутая ягода», «Недолюбила», «Хмель с повиликой», «Вот и вспыхнула калина», «Эх, Россия» и другие.

В 1995 году Людмиле Николаевой было присвоено почетное звание Заслуженная артистка Российской Федерации. В 2002-м ей присвоено звание Народная артистка Российской Федерации.

В 2004 году распоряжением мэра Москвы ансамблю «Русская Душа» был присвоен статус Государственного учреждения культуры «Московский культурный центр народного творчества «Русская душа» под руководством Людмилы Николаевой».

Людмила Николаева уверена, что у народной песни большое будущее: «Надо, чтобы русской музыке элементарно не мешали, она сама найдет дорогу к молодежи. Жалко, что российские СМИ считают народную музыку неформатной, третьесортной. И еще после этого себя русскими называют! Как можно не любить свою Родину, свои истоки?!».

Личная жизнь Людмилы Николаевой:

Первый раз она вышла замуж в ранней юности за обычного деревенского парня.

В браке родилась дочь Ольга.

Семейная жизнь не сложилась и с первым супругом артистка рассталась.

Дочь Ольга окончила университет, получила диплом социолога, работала в нефтяной компании. Затем пришла в коллектив матери в качестве директора и отвечает за административную работу.

У певицы есть внук.

Дискография Людмилы Николаевой:

Видеоклипы Людмилы Николаевой:

последнее обновление информации: 05.01.2021

Источник

музыка Russian folk

Пелагея

Хелависа

Хелависа (Наталья Андреевна О’Шей — англ. Natalia O’Shea; урожденная Николаева) (р. 3 сентября 1976) — автор песен, музыкант (гитара,…

Мельница

180 897 слушателей

Мельница — российская фолк-рок-группа. Основана 15 октября 1999 года в городе Москва.

Группа «Мельница» играет акустическую и…

Ветер Воды

Стремясь подарить своим слушателям атмосферу романтической старины, но поданную с точки зрения современного человека, музыканты соединяют…

Инна Желанная

Инна Желанная – одна из самых ярких и необычных российских исполнительниц в стиле world music. Ее группа «Farlanders» (1994-2004) покорила…

Башня Rowan

Башня Rowan — музыкальная группа, работающая на стыке рока, джаза, фолка и психоделики. Коллектив образовался в 1995 году как фолк-группа, и…

Крыс И Шмендра

Анна Ширяева родилась 22 декабря 1974 года, живет в Новосибирске. Прозвище «Шмендра» пошло от Шмендрика, персонажа «Последнего Единорога»…

Веданъ Колодъ

АСЭМ «ВеданЪ КолодЪ» (в переводе со старославянского языка «Вещее дерево») возник в феврале 2005 года в Красноярске. За это недолгое время…

Дорога Водана

Официальный сайт группы: http://dorogavodana.ru

Группа создана в сентябре 2003 г. В 2004 г. формируется основной костяк группы в лице…

Бергтора

Группа Бергтора возникла из авторского проекта Татьяны Ковальчук. В целом стиль группы можно определить как авторский эпик-фолк романсовой…

Тимур Муцураев

Автор и исполнитель песен. Родился 25 июля 1976 года в г. Грозном (родовое село — Новые Атаги). 1991 год — чемпион Чечено-Ингушетии по…

Внуки Святослава

Ансамбль «Внуки Святослава» играет акустический фолк-рок. Как живительную влагу своё вдохновение музыканты черпают в русской народной,…

Жанна Бичевская

Жанна Владимировна Бичевская (родилась 17 июня 1944 в Москве) — народная артистка России. Живёт и работает в Москве.

Жанна называет свой…

Русичи

Представляем участников ансамбля:
В.В.Галицкий,
А.В.Дерябин,
В.И.Жигалин,
А.Е.Сенин.

Наталья Новикова, более известная под псевдонимом Тэм Гринхилл или Тэм — певица, композитор и поэтесса, исполнитель авторской песни и…

Николай Емелин

ЕМЕЛИН Николай Николаевич. Родился 25 июля 1965 г.

Ivan Rebroff

Ива́н Ребро́в (Ivan Rebroff, настоящее имя — Ханс Рольф Рипперт; 31 июля 1931, поезд между Варшавой и Парижем — 27 февраля 2008) — немецкий…

Разнотравие

Рыбинская группа, работающая в стиле фолк-рок. Основана в 1996году Вячеславом Каменковым (Воротом) и Валерием Ершовым(Валдой). Позднее к ним…

Календарь

«Календарь» ориентируется на европейскую сакральную традицию, стараясь воплотить в музыке свое видение древней традиционной культуры и…

Велеслава

Проект этнической музыки в современной обработке «Велеслава» существует уже более пяти лет.

Никакого эпатажа, истерики, желания докричаться…

Тролль Гнёт Ель

Основа творчества «Тролль Гнёт Ель» — это скандинавские фольклорные мелодии, стилизованные под хард-роковые риффы. Тексты на русском языке…

Источник

Самые любимые советские певицы (18 фото + 8 видео)

Лидия Русланова

Карьера самой знаменитой в СССР исполнительницы русских народных песен началась в неудачное для этого время – в разгар Гражданской войны. Впервые на сцену Русланова вышла в мае 1917 года, а потом давала огромное количество концертов перед разными частями Красной Армии на Юге и Западе бывшей Российской империи. В 1921 году она вместе со своим вторым мужем перебралась в Москву.

Читайте также:  Русский народный танец в детском саду движения

Изысканная столичная публика, однако, не сразу приняла певицу. В двадцатые Русланова выступала в основном в провинции, многократно бывая на Дону. Все же удивительный голос и очень душевная интонация, с которой она исполняла песни, постепенно пробили ей дорогу. По-настоящему слава к ней пришла после знакомства с Михаилом Гаркави. Очень популярный конферансье стал не только ее мужем и партнером, но еще и своеобразным продюсером. Он договаривался о концертах, выбивал запись грампластинок, обеспечивал обсуждение в прессе.

Специальной статистики не велось, но, если судить по воспоминаниям современников, Русланова в тридцатых годах была одной из самых востребованных певиц. Огромные тиражи пластинок, радио, концерты в самых удаленных уголках страны. Даже арест в 1948 году вместе уже с четвертым мужем, генералом Крюковым, не уменьшил всенародную любовь. Сразу после смерти Сталина ее выпустили и уже через месяц она дала несколько концертов, которые сопровождались бешеным ажиотажем.

Клавдия Шульженко

Шульженко шла к славе долго, упорно и последовательно. В молодости она мечтала о театре, но в родном Харькове получала только небольшие роли. Зато все отмечали, что она чудесно поет. Тогда в 1928 году певица уезжает в Ленинград. Там ее принимают в Ленгосэстраду, которая после войны стала Ленконцертом, выступает солисткой джаз-оркестра Скоморовского – второго джазового коллектива в Питере и вообще в стране после утесовского «Теа-Джаза».
Шульженко не стала знаменитой сразу, только в 1936 году появились ее первые записи, но уже к концу тридцатых она буквально влюбила в себя ленинградскую публику, а благодаря пластинкам и гастролям стала известной по всему Союзу. Вокалистка даже решилась, как бы сказали сейчас, на сольную карьеру и вместе с мужем создала в 1940 году свой джазовый оркестр. А потом началась война.

Практически всю войну Шульженко выступала в войсках. Только за первый год блокады она дала около 500 концертов на передовой. Именно во время такого выступления к ней подошел молодой лейтенант и предложил свой вариант песни «Синий платочек». Благодаря ей и другим своим фронтовым песням певица стала настоящей мегазвездой советской эстрады: пластинки выпускались миллионными тиражами, ее приглашали выступать по всей стране, а песни многократно использовались в фильмах.

Эдита Пьеха

В середине пятидесятых Пьеха совершила маленькую революции на советской эстраде. До этого певицы на сцене предпочитали стоять, почти не двигаясь. Девушка из Польши, которая приехала в Ленинград учиться, вела себя у микрофона словно звезда наглухо запрещенных и «идеологически вредных кафешантанов». Для советской публики было настоящим шоком, когда вокалистка снимала микрофон со стойки, спускалась в зал и разговаривала с публикой.

Первое же выступление Пьехи с ансамблем Броневицкого в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год произвело фурор в Ленинграде. Предложения о концертах просто посыпались как из рога изобилия. Певице даже пришлось перевестись на заочное обучение. Но все это касалось в основном Северной Пальмиры и окрестностей, всесоюзная известность пришла после Фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Он стал толчком для многих звезд СССР в шестидесятых, а сама Пьеха вместе с ансамблем, который к тому времени получил название «Дружба», завоевали золотую медаль.

Популярность Пьехи была настолько большой, что многие советские граждане вдруг решили изучать язык ее родины – долгое время половина ее песен была на польском языке, а сама она пела с небольшим акцентом, только добавляло ей привлекательности. Со временем она получила советское гражданство, в репертуаре появилось много официозных песен, а то, что казалось революционным, устарело. Но все равно эпоха Пьехи продлилась почти до середины семидесятых.

Людмила Зыкина

Сейчас сложно это представить, но на сцену Зыкину привела случайность. Москвичка, выросшая в простой и небогатой семье, любила петь, но считала, что даже приблизиться к миру творчества для нее нереально. Вместо этого она работала на заводе, в булочной, пошивочной мастерской, пока подружки не уговорили ее пойти на прослушивание в хор имени Пятницкого. Несмотря на огромный конкурс, в 1947 году ее взяли в этот прославленный коллектив.
Без музыкального образования на первых порах ей пришлось чрезвычайно сложно. В ее биографии того периода много учебы, пропавший после смерти матери голос, долгий путь в солистки. Впервые ее действительно заметили в 1957 году во время того самого московского молодежного фестиваля, где она стала лауреатом. А взлет на вершину популярности начался в 1960 году, когда она выиграла Всероссийский конкурс артистов эстрады и перешла в Москонцерт.

В СССР не было хит-парадов, поэтому сложно сказать масштабы популярности Зыкиной. Она была обласкана официальной властью, заслуженной артисткой РСФСР стала в 34 года, получала государственные награды и премии. Но стоит отметить, что в шестидесятые и семидесятые певица очень активно гастролировала по СССР и Европе и каждый раз собирала полные залы. Только разнарядкой Фурцевой, с которой Зыкина дружила, такого добиться было нельзя.

Майя Кристалинская

Блестящую звезду шестидесятых помнят и сегодня, а песни, которым она дала путевку в жизнь, и сейчас звучат в различных вариантах. Кристалинская, как и Пьеха – это редкий случай того, как смогли выстрелить девушки из самодеятельности. Конечно, в СССР многие музыканты приходили оттуда, но все же обычно, перед тем как стать популярными исполнителями, они закалялись и огранялись в профессиональных коллективах.

Кристалинская же пришла на эстраду прямо из конструкторского бюро. Начинающий тогда композитор Юрий Саульский пригласил ее в свой оркестр для участия в Фестивале молодежи и студентов. Выступление оказалось настолько ярким, что они стали лауреатами и, самое главное, очень понравились публике. Потом их программу просто растоптали в прессе, ансамбль попал в черные списки, но певица уже поверила в себя и свою звезду. В 1958 году ей организовали настоящее турне по Закавказью, которое прошло с небывалым успехом, и она с головой окунулась в советский шоу-бизнес.

К сожалению, судьба Кристалинской сложилась трагически. Она смогла победить рак и вернуться на сцену, но победить запрет чиновников от искусства не смогла. В начале ее концерты проходили с аншлагами, по радио крутили песни, которые сразу становились хитами, «Мелодия» тут же выпускала их отдельными синглами, голос звучал в фильмах. Но в какой-то момент ее запретили показывать по телевидению, потом стало практически невозможно получить разрешение на концерт в крупных городах, в результате ей пришлось ездить с выступлениями по селам.

Анна Герман

Гражданка Польши, потомок русских немцев и голландцев, которая стала одной из самых ярких советских звезд, безусловно привлекает внимание. Тем более что в ее биографии нашлось место и настоящей любви, и трагедии. Достаточно сказать, что свой путь к славе ей пришлось начинать дважды. Сначала в 1963 году после второго места на польском фестивале в Сопоте, а потом в 1970 году после автокатастрофы, трех лет лечения и реабилитации. А в 1972 году она снова вернулась к гастролям и в Москве впервые записала песню на русском языке, которая моментально превратила певицу в любимицу всех в СССР.
«Надежда» Пахмутовой и Добронравова стала чуть ли не главным хитом семидесятых, а мелодия и стихи остаются одними из самых узнаваемых и сейчас. Первой ее спела Эдита Пьеха, выступал с ней Магомаев и многие другие вокалисты, но именно исполнение Герман стало каноническим. Потом было еще несколько хитов («Когда цвели сады», «Эхо любви», «Белая черемуха»), которые выдвинули ее на первые роли на советской эстраде.

Читайте также:  Халязион у детей народное лечение

В Советском союзе Герман устроила по сути два больших тура, которые проходили по два года каждый, выпускала пластинки с миллионными тиражами, выступала на самых лучших площадках с полными аншлагами. Например, на концерт во Дворце Съезда пришло шесть тысяч человек. К сожалению, в конце семидесятых у нее обнаружили рак. Победить болезнь в этот раз она не смогла.

Валентина Толкунова

Изначально Толкунова шла по стандартному пути советского профессионального музыканта. Училась в Институте культуры в Москве, прошла конкурс в оркестр Саульского, который стал ее первым мужем, параллельно закончила училище имени Гнесиных. Впереди было много гастролей и постепенное завоевание своего места на эстраде. Если бы не два фактора: появление телевидения и внимание поэта Льва Ошанина.
Ошанин увидел певицу во время одного из выступлений и попросил ее исполнить лирическую песню «Ах, Наташа» на его творческом вечере, который показывали по центральному ТВ. Толкунову, которую почти никто в зале не знал, дважды вызывали на бис. В запись это не попало, но все равно на следующей день после эфира она проснулась звездой.

Тогда перед Толкуновай буквально распахнулись все двери. Ее регулярно стали приглашать на «Песню года», правительственные концерты, доверили петь прощальную песню Московской Олимпиады. Зрители сразу прозвали ее «Серебренным голосом России», а маститые композиторы засыпали потенциальными хитами. Певица записала всего около 500 песен, многие из которых пела вся страна.

Алла Пугачева

Будущая Примадонна ушла в музыку и поступила в музыкальное училище после восьмого класса в 1964 году. А в шестнадцать лет уехала на первые гастроли, в семнадцать познакомилась с Владимиром Шаинским и начала формировать свой песенный репертуар. Тогда она по манере исполнения и интонации немного напоминала Кристалинскую. После училища дирижер хора выбрала путь вокалиста, выступала, мелькала на ТВ, радио, ненадолго уехала в Липецк, поменяла несколько мест работы и ансамблей.
Переломным для нее стал 1974 год и участие в V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, когда ей после скандала все-таки дали третью премию. Это было в общем-то профессиональное мероприятие и обычные зрители его почти не заметили, но на Пугачеву обратил внимание Павел Слободкин, который позвал ее в ВИА «Веселые ребята». Там она сначала вообще подпевала за кулисами, но затем получила свои песни. И в этот момент на самом высоком уровне было принято решение послать ее на фестиваль «Золотой Орфей». Оттуда она вернулась с триумфом.

Грянуло сразу после возвращения из Болгарии, когда через месяц фестиваль показали по ТВ. Она ехала с двумя композициями, «Арлекино» и «Ты снишься мне», фирма «Мелодия» к ним добавила «Посидим, поокаем» и выпустила миньон. Общий тираж составил 14 миллионов. Сумасшедшая цифра даже по меркам Советского союза.

Пугачеву с восторгом принимали везде в СССР, странах социалистического блока, она выполнила своеобразный гроссмейстерский норматив советского шоу-бизнеса – с успехом провела сольный концерт в Лужниках. А в 1979 году она подготовила программу «Женщина, которая поет» и пробила съемки одноименного фильма, который в результате собрал почти 55 миллионов зрителей.

София Ротару

В СССР обыватели любили сравнивать Пугачеву и Ротару, ходили слухи о жуткой ревности между этими двумя певицами. Как бы там ни было на самом деле, свой путь к славе Ротару начала чуть раньше, да и первые результаты, казалось бы, появились тогда, когда Пугачева пока еще искала себя.

Если говорить о всесоюзной любви, то тут все сложнее. Долгое время Ротару позиционировала себя как исполнительница украинских и молдавских народных песен. Советские власти любовно культивировали это направление, но популярность среди широких масс к тому времени снизилась.

Первый переворот произошел в 1971 году после встречи Ротару с композитором Владимиром Ивасюком, который предложил ей исполнить песню, ставшую ее визитной карточкой – «Червона Рута». Тогда-то и начался ее фолк-поп период, как его назовут позднее. Открыв по сути этот жанр для советской публики, она вышла на всесоюзный уровень. Как в таких случаях говорят, карьера развивалась поступательно. И в этот момент на эстраде «началась Пугачева».
В принципе, какой-то другой исполнитель удовлетворился и тем, что имеет. В конце концов, девочка, выросшая в небольшом селе, входила в пул лучших советских исполнителей. Но только не Ротару. Или не ее муж, который руководил стратегией.

Постепенно она сократила в своем репертуаре народные песни, а в конце восьмидесятых и вовсе ушла в эксперименты с жанрами. Началось это еще с песни «Родина моя» в 1977 году, но особенно ярко это проявилось в восьмидесятых, когда Ротару вслед за Пугачевой поучаствовала в создании двух музыкальных фильмов: «Где ты любовь» (1980) и полубиографичный «Душа» (1981), где она вместе с «Машиной времени» исполняла песни Макаревича. Это практически сразу позволило ей разделить с Пугачевой всенародную любовь.

Лайма Вайкуле

Пока две примы советской эстрады выясняли отношения и экспериментировали, на сцене неожиданно зажглась еще одна звезда. История Лаймы Вайкуле больше всего напоминает историю о Золушке. До сих пор только неизвестно, кто стал для малоизвестной 31-летней певицы из варьете «Юрас перле» в Юрмале принцем или феей-крестной. В самой распространенной версии считается, что волшебную палочку держал в руках поэт-песенник Илья Резник.

В тот момент он с композитором Раймондом Паулсом разошелся с Аллой Пугачевой в творческих вопросах, и они решили найти новое приложение своим талантам. Они нашли Вайкуле, которую Паулс знал еще с начала семидесятых, подготовили ей репертуар и помогли попасть на ТВ. В тот момент идеологический пресс заметно ослаб и это сделать было намного проще. Сначала с песней «Костер» она засветилась в «Песне года», а потом в 1987 году попала на запись авторского вечера Паулса, где исполнила «Еще не вечер».

Композиция, которая была написана очень давно и от нее отказались к тому времени многие певицы во главе с самой Пугачевой, моментально сделала Вайкуле очень популярной, последовало несколько очень громких туров, вышла пластинка. Неизвестно как бы дальше развивалась ее карьера, но к тому времени началась перестройка, СССР затрещал по швам, а вместе с ним закончилась эра советской эстрады.

Источник

Правильные рекомендации