Певцы в народном стиле

Самые народные исполнители

С егодня невероятно популярны «Бурановские бабушки». Это легко объяснимо. Людям близко искреннее, душевное исполнение народных песен. Мы решили рассказать вам про других, не менее прекрасных, но менее известных исполнителей фольклора из российской глубинки.

«Алиёшные» песни села Плехово

Яркой чертой музыкальной культуры села Плёхово Суджанского района Курской области являются «алилёшные» песни, исполняемые под пляску, развитая традиция инструментальной игры, специфические хореографические жанры — танки (обрядовый танец) и карагоды (хороводы).

Местные наигрыши, прославившие Плёхово на весь мир, — «Тимоня», «Чеботуха», «Батюшка», «Жарко пахать» — исполняются ансамблем с уникальным набором инструментов: кугиклы (флейта Пана), рожок (жалейка), скрипка, балалайка.

Исполнительская манера плёховцев отличается богатством импровизации, сложным многоголосием. Инструментальная музыка, пение и танец являются неразделимыми компонентами плёховской традиции, которыми владеют все истинные мастера: хорошие певицы часто умеют играть на кугиклах, а скрипачи и рожечники с удовольствием поют — и все без исключения ловко пляшут в карагоде.

В инструментальном исполнительстве есть традиционные правила: на кугиклах играют только женщины; на рожке, скрипке, гармони — только мужчины.

«Ой, что ж это за дивище». Карагодная песня на Масленицу в исполнении жителей села Плёхово

Страдания в селе Русская Тростянка

Песенная традиция села Русская Тростянка Острогожского района Воронежской области отличается зычным грудным тембром женских голосов, звучанием в верхнем регистре мужских голосов, красочным многоголосием, высоким уровнем исполнительской импровизации, использованием особых певческих приемов — «киксов», «сбросов» (специфическими короткими выбросами голоса в другой, обычно высокий регистр).

В жанровую музыкально-фольклорную систему села входят календарные, свадебные, протяжные, хороводные, игровые песни. Значительное место в репертуаре местных жителей занимают частушки и страдания. Их могли исполнять как сольно под гармонь или балалайку («Матаня», «Семеновна», «Барыня»), так и хором без инструментального сопровождения («Начинаю петь страданья», «Пува, пува»).

Еще одна особенность песенной традиции села Русская Тростянка — наличие особых вёсновых песен, исполняющихся от Красной Горки до Троицы. Такими песнями, маркирующими сезон, являются протяжные «За лесиком, лесиком соловей с кукушкой солётывались», «У нас у лесе хорошо летом было».

Протяжная песня «Соловей мой, соловьюшек» в исполнении фольклорного ансамбля «Крестьянка» из села Русская Тростянка Острогожского района Воронежской области

Баллады Духовщинского района

Лирические песни являются одним из доминирующих жанров в песенной традиции Духовщинского района. В поэтических текстах этих песен раскрываются эмоциональные состояния и душевные переживания человека. Среди сюжетов есть даже балладные. В напевах лирических песен сочетаются возгласно-кличевые и повествовательные интонации, важную роль играют выразительные распевы. Песни традиционно приурочены к календарным периодам (летние, зимние) и отдельным праздникам (Масленице, Духову дню, престольным праздникам), осенне-зимним посиделкам, проводам в армию. В числе особенностей местной исполнительской традиции — характерный тембр и особые исполнительские приёмы.

Лирическая песня «Ходили девки» в исполнении П.М. Козловой и К.М. Титовой из деревни Шеболтаево Духовщинского района Смоленской области

Причитания в деревне Кукушка

Деревня Кукушка, что в Пермском крае, все равно что заповедник коми-пермяцкого традиционного пения. Область специализации участников ансамбля — певческое искусство, традиционные пляски, танцы и игры, народный костюм. Типичное для кочевских коми-пермяков «массивное», темброво-напряженное, «наполненное» ансамблевое пение приобретает особенную яркость и насыщенную эмоциональность в исполнении кукушанских песенниц.

В составе ансамбля — жители деревни Кукушка, связанные друг с другом семейными, родственными, соседскими связями. Участники коллектива собирают все жанры местной песенной традиции: протяжные, лирические коми и русские песни, плясовые, игровые, хороводные песни, песни свадебного обряда, духовные стихи, частушки и припевки. Они владеют традицией причитывания, знают детский фольклорный репертуар, сказки и колыбельные, а также танцевальные, плясовые, игровые формы местного фольклора. Наконец, они хранят и воспроизводят местные обрядовые и праздничные традиции: старинный свадебный обряд, обряд проводов в армию, поминание умерших, рождественские игрища и троицкие луговые гулянья.

Плясовая песня («йӧктӧтан») «Басӧк нылка, волькыт юра» («Красивая девушка, гладкая голова») в исполнении этнографического ансамбля из деревни Кукушка Кочевского района Пермского края

Карагодные песни Иловки

Традиционные песни южнорусского села Иловка Алексеевского района Белгородской области относятся к песенному стилю воронежско-белгородского пограничья. В музыкальной культуре Иловки доминируют протяжные широкораспевные песни и хороводные (карагодные) песни с пляской пересек.

В певческой традиции села ярко проявляются и признаки южнорусского стиля: открытая яркая подача голоса, использование высоких регистров у мужчин и низких у женщин в совместном пении, влияние стилистики хороводно-плясовых песен.

Крайне мало в иловской традиции календарно-обрядовых песенных форм. Единственная сохранившаяся до наших дней календарная песня — колядка «Ой, каледа, с-под лесом, лесом!», которая исполняется многоголосно. Мало и сезонно приуроченных песен, среди них можно отметить троицкую хороводную «Вселиственный мой венок».

Читайте также:  Пословицы поговорки народные приметы октября

Хороводная песня «Вселиственный мой венок» в исполнении жительниц села Иловка Алексеевского района Белгородской области

Бражничанье в Афанасьевском районе

Жители деревень Кировской области помнят, любят и бережно сохраняют местные певческие традиции.

Лирические песни составляют одну из наиболее важных частей культурного наследия области. Специального термина для обозначения жанра лирических песен в Афанасьевском районе Кировской области не существует. Чаще всего такие песни характеризуются как длинные, протяжные, тяжелые. В рассказах исполнителей они упоминаются и как старинные, поскольку их пели в прежние времена. Распространены наименования, связанные с отсутствием приуроченности песни к дате (простые песни) или с их принадлежностью к праздникам (праздничные песни). В некоторых местах сохранились воспоминания о пении определенных лирических песен при проводах в армию. Тогда их называют солдатскими.

Лирические песни здесь, как правило, не имели приуроченности к определенным жизненным ситуациям: пели, «когда подойдет». Чаще всего их пели во время полевых работ, а также в праздники как женщины, так и мужчины: «кто хочет, тот поет».

Важное место в традиции занимали пивные праздники, когда гости бражничали. Участники застолья делали складинки — каждый приносил мед, брагу или пиво. Посидев час-два у одного хозяина, гости шли в другую избу. На этих празднествах обязательно звучали лирические песни.

Лирическая песня «Круты горы развеселые» в исполнении П.Н. Варанкиной из деревни Ичетовкины Афанасьевского района Кировской области

Щедровки в селе Камень

В песенной традиции Брянской области характерно доминирование свадебных, хороводных и поздних лирических песен. В селе Камень по сей день популярны свадебные, хороводные, лирические и календарные песни. Календарный цикл представлен здесь жанрами святочного периода — щедровками и песнями, сопровождавшими вождение козы, и масленичными песнями, исполнявшимися в пору гуляний на Масленицу.

Жанр, который в Стародубском районе встречается наиболее часто — это свадебные песни. Один из немногих «живых» на сегодняшний день жанров — лирические песни. Местные певицы считают, что они обладают неоспоримой красотой, о них говорят: «Красивые песни!»

Свадебная песня «Ой тёща зятя на вечерю ждала» в исполнении жительниц села Камень Стародубского района Брянской области

Источник

Творческие проекты и работы учащихся

Предложенный индивидуальный творческий проект по музыке на тему «Народная музыка» содержит справочные сведения и отвечает на вопросы о том, что принято считать русской народной музыкой, когда и где родилась русская народная музыка и какие основные стили и направления существуют в русской народной музыке.

Подробнее о проекте:

Готовый творческий проект по музыке на тему «Народная музыка» полностью раскрывает тему русской народной музыки от ее истоков и до современности, выделяет характерные отличия русской народной музыки от других, приводит интересные сведения об исполнителях народных песен и характризует знаменитые исполнительские коллективы.

Оглавление

Введение
1. Русская народная музыка.
1.1. Что такое русская народная музыка?
1.2. Когда и где родилась русская народная музыка.
1.3. Основные направления и стили в народной музыке.
1.4. Сюжеты и образы русской народной музыки.
2. Выдающиеся исполнители народных песен.
2.1. Ф.И. Шаляпин.
2.2. Л.А. Русланова.
2.3. Л.Г. Зыкина.
3. Знаменитые исполнительские коллективы.
3.1. Хор имени Пятницкого.
3.2. Театр «Русская песня».
3.3. Ансамбль «Золотое кольцо».
Заключение
Список литературы и ресурсов в интернете

Введение

Первый календарный праздник отмечался в ночь с 24 на 25 января, то есть тогда, когда день начинал, после зимнего солнцестояния, прибавляться. Эта веселая ночь называлась у восточных славян колядой. Молодежь ходила из избы в избу с пением величальных песен-колядованием. В песнях-колядках восхвалялись красота и трудолюбие хозяйки, ум и храбрость хозяина, которым желали здоровья и счастья, за что исполнители песен получали подарки. Праздник, начинавшийся 24 января и длившийся до 6 февраля, назывался святками. Девушки пели песни и под звучащую музыку гадали на судьбу.

В жизни людей было много важных событий, которые отражались в народной музыке. И одним из них был свадебный обряд. Он представлял собой целое театрализованное действие, которое сопровождалось песнями, хороводами. Свадебные песни подразделялись на величальные, шуточные и плясовые. Величались не только молодые, но и все гости, и исполнялись эти песни специальным певчим ансамблем.

Длинными, зимними вечерами и старики, и молодежь собирались в чьей-нибудь просторной избе и здесь, подчас выполняя какую-нибудь мелкую хозяйственную работу, пели лирические песни.

В лирических песнях рассказывалось о переживаниях любящих, о тяжелой женской доле, о солдатской службе, о батрацком труде, и о многом другом.

В трудах и недолгих праздниках проходила жизнь. И когда человек умирал, его похороны также сопровождались музыкальным обрядом. Родственники или специальная плакальщица исполняли глубоко трагические причитания и плачи, в которых выражалось чувство невозвратимой потери, любви и уважения к ушедшему.

История жизни одного поколения людей не забывалась последующим поколением. О важнейших событиях, о героях своих дней рассказывалось в «старинах» или былинах. Созданные в 10 и начале 11 века, они прославляли мощь и величие русского человека. О защите родины от иноземных захватчиков рассказывалось в возникших позднее исторических песнях. Огромной любовью народа пользовались песни о Степане Разине, об Отечественной войне 1812 года.

Читайте также:  Прохождение сталкер народная солянка поиски чернобыльского шахматиста прохождение

К древнерусской эпохе относят и возникновение народных хороводных песен, когда они, очевидно, исполнялись наряду с обрядовыми песнями. Обычно хороводные песни исполнялись поющим кругом, хороводом молодёжи, который двигался по «солнцу». Каждая песня при её исполнении тут же «разыгрывалась» внутри круга соответственно её содержанию – это особое назначение хороводных песен и определило их тематику и художественный стиль.

Сюжеты и образы русской народной музыки

Лирическое обращение к силам природы, которые в песнях нередко являются яркими песенными пейзажами, служат поэтическим фоном, на котором изображаются основные действующие лица, развёртывается музыкальный сюжет.

В песнях олицетворяют образ девушки с «белой лебедушкой», «голубкой», «берёзонькой», «ивушкой», «земляничкой-ягодкой»; символ молодца – образ «ясного сокола», «сизого орла», «ясного месяца»; жениха с невестой – «голубя и голубки»; свекрови – «горькой полыни» или «крапивушки»; замужней женщины – «горькой кукушечки» или «серой утушки». В песнях существуют и общие образы-символы: радости и веселья («зелёный сад», цветы, «зелёная роща»); печали и грусти(опавшие цветы, засохший сад, «бел-горюч камень»); верной любви(золотое колечко); судьбы («доля») и др. Песням присущи различные эпитеты для большей эмоциональности, лиризма и поэтической выразительности: «цветы лазоревы», «очи ясные», печаль горькая», «слеза горючая» и др. Особо задушевный характер придают песням слова с уменьшительно-ласкательными окончаниями.

Русская народная песня всегда была и, надеюсь, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы, проецирует на неё свои душевные свойства и переживания: «Что затуманилась, зоренька ясная. », «Липа вековая над рекой стоит. », «Калинка. ». Это олицетворение природы мы постигаем с какой-то особой щемящей сердце грустью в «Тонкой рябине»:

Выдающиеся исполнители народных песен

Фёдор Иванович Шаляпин

Особое место в этом списке занимает Ф.И. Шаляпин (1873-1938), который, будучи оперным певцом, постоянно давал концерты, исполнял русские народные песни. В своей автобиографической книге «Маска и душа. Мои сорок лет жизни на театре» он многократно отмечал, какое значение для его становления как оперного певца имела русская народная песня. По его убеждению математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвы до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством.

Учился пению Шаляпин в церковном хоре, как и многие певцы из народа того времени. Благодаря природным данным, а Шаляпин обладал богатырским телосложением, был истинный русак, ему была присуща безмерная даровитость и какая-то, особая разбойничая удаль. Он воплотил в себе некий эталон русского человека на сцене.

Этот тезис Шаляпин иллюстрирует, делясь опытом исполнения народной песни «Помню, я ещё молодушкой была». «Певец должен вообразить, что это была за деревня, что это была за Россия, что это была за жизнь в этих деревнях, и какое бьется сердце в этой песне». Надо всё это прочувствовать, чтобы певцу стало больно, если он вообразит как в деревне работали, как вставали до зари, в какой сухой обстановке пробуждалось юное сердце.

Эти шаляпинские размышления многократно подтверждались и на практике; он рассказывает, как они вместе на природе исполняли «Лучину» с мельником Никоном Осиповичем, какие нюансы, какие тонкости заимствовал он и смог воплотить в своей концертной деятельности. Благодаря звукозаписи, мы и сегодня можем внимать звуку шаляпинского голоса, как он пел «Из-за острова на стрежень. », «Дубинушку» и многие другие песни. Коронным номером в каждом концерте Шаляпина, несомненно, была всем известная песня:

И.А.Ильин в своей статье «Художественное призвание Шаляпина» анализирует те влияния, под воздействием которых пробудился, вырос и окреп талант артиста. Это, прежде всего, русская простонародная песня, льющаяся по всей России из конца в конец много сот лет. Ей искренность и эмоциональность, её выразительность сделали Шаляпина, как национальное явление, возможным. Мы знаем, что Шаляпин её наслушался и от неё пошел.

Однако И.А. Ильин, в некоторой степени и справедливо, указывает отрицательные черты его характера. Всё это привело к тому, что Шаляпин не создал, не оставил после себя школы, подобно школе К.Станиславского, в которой стоило бы воплотить метод своего творчества и живую школу нового оперного искусства. Песенное наследие Шаляпина всегда является своеобразным камертоном и образцом для многих поколений профессиональных певцов и любителей русской народной песни.

Лидия Андреевна Русланова

В годы Первой мировой войны Русланова была на фронте в качестве сестры милосердия. В 20-е годы окончательно сформировался её стиль в исполнении, поведении на сцене, в подборе концертных костюмов. Это были крестьянские сарафаны, цветные платки и шали. В 30-е годы певица ездила с гастролями по всему Советскому Союзу. Её голос обладал большой силой и выносливостью, нередко за один вечер она участвовала в 4-5 концертах.

Читайте также:  Чистка печени народными средствами свеклой

Русланова пела на передовой, под обстрелом в кузове грузовика в ярком русском национальном костюме. Пела о России, о Волге, о Родине, напоминая кому мать, кому жену, кому сестру. А после концерта солдаты шли в бой. Однажды на передовой Русланова давала трехчасовой концерт, который транслировался по радио через усилители. На протяжении трех часов не было ни одного выстрела, ни с той, ни с другой стороны фронта.

Исполнительский стиль Руслановой восходит к певческим традициям крестьян Поволжья. Она обладала глубоким, грудным голосом (лирическое сопрано, переходящее в драматическое, однако «народного плана») большого диапазона и могла переходить от контральто к верхним нотам сопрановского звучания. Обладая абсолютным слухом и превосходной музыкальной памятью, Русланова не стремилась всё время исполнять один и тот же репертуар, собирая русские народные песни.

Людмила Зыкина

Людмила Зыкина родилась 10 июня 1929 года в Москве в семье рабочих. В годы войны работала токарем на Московском станкостроительном заводе. После войны работала санитаркой в подмосковном военно-клиническом госпитале, а затем швеёй в больнице. При этом в то время, по собственным признаниям, заветной мечтой как самой Людмилы, так и её отца было стать лётчицей.

Творческая биография началась в 1947 году с участия во Всероссийском конкурсе молодых исполнителей, после которого её приняли в хор имени М.Е. Пятницкого. Конкурс в ходе приёма достиг 1500 человек на место, в конце комиссия отобрала четверых: трёх юношей и одну девушку — Людмилу.

В 1957 году Зыкина стала лауреатом Шестого фестиваля молодежи и студентов в Москве а в 1960 году — победительницей Всероссийского конкурса артистов эстрады.

С 1960 Людмила Зыкина — солистка Москонцерта. Помимо России, Зыкина была популярна во всех республиках СССР и во многих странах мира.

В 1977 году Зыкина создала русский народный ансамбль «Россия». Голос Зыкиной — полнозвучное, мягкое и меццо-сопрано. На протяжении всей жизни придерживалась народного русского стиля пения, сначала хорового, затем сольного. Следует отметить, что всенародную известность Зыкиной принесли не столько русские народные песни, сколько советские, стилизованные под народные, песни небольших поселков и рабочих окраин, написанные композиторами Мрком Фрадкиным, Григорием Пономаренко и др.

Знаменитые исполнительские коллективы. Хор имени Пятницкого

В 1902 году Пятницкий приступил к созданию ансамбля народной песни. В 1910 году Митрофан Ефимович Пятницкий создал хор из народных певцов Воронежской, Смоленской и Рязанской губерний. 2 марта 1911 года хор впервые выступил в зале Дворянского собрания Москвы. Зал был полон. Медленно раздвинулся занавес, и перед удивлёнными зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен которой стояли грубо сколоченные лавки.

Русская печка, чугунки, кочерга, ухваты, люлька, прялка, сундук с приданым. На сцену вышли восемнадцать крестьян. Концерт прошёл под оглушительные овации зрителей. Это было чем-то совершенно новым, объединившим в себе народную песню и театрализованное представление. Тот первый концерт хора показал красоту русской народной песни и открыл дорогу на концертные подмостки её исполнителям – простым русским крестьянам.

В 1919 году он снова взялся за формирование хора, объединил вокруг себя исполнителей и знатоков народных песен, переселившихся в Москву из отдалённых сёл и деревень. Кого только не было в возрождённом хоре Пятницкого! Работницы и рабочие, дворники и сторожа – певцы-самородки, не имевшие музыкального образования, но обладавшие отличным слухом, вокальными данными и музыкальной памятью. Репетировали на квартире Пятницкого, многим он совершенно бесплатно давал уроки вокала. После смерти Митрофана Ефимовича Пятницкого хор получил его имя.

Хор имени Пятницкого стал одним из ярких народных символом Советской державы. Его гастроли видели зрители более чем сорока стран мира. В наши дни хор вновь исполнять подлинно русские народные песни и танцы разных областей нашей родины, как: «Кадриль преленских ямщиков», «Касимовская пляска», «Саратовская карачанка».

Ансамбль «Русская песня»

Петь девочка полюбила в раннем детстве. Шумные компании часто устраивали различные маскарады с песнями и плясками, отец Надежды играл на всевозможных музыкальных инструментах, поэтому девочка росла в атмосфере праздника и была очень артистичным ребенком. Уже в десятом классе она заслужила признание своего таланта, заняв первое место на Всероссийском конкурсе молодых исполнителей в жанре «Народная песня». Ее кумиром в то время была Людмила Зыкина, песни которой она часто перепевала.

Ансамбль «Золотое кольцо»

Заключение

Изучив весь материал, я могу ответить на проблемный вопрос моего проекта.

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. В них вложен талант и ум многих поколений.

Из песен мы узнаём о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах.

В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм и мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.

Из народных песен мы узнаём много нужных нам сведений, поэтому, я думаю, народная песня нам всегда будет интересна.

Источник

Правильные рекомендации