Письменный анализ русской народной песни по плану 8 класс

Опыт анализа лирической песни (на материале песни “Уж ты, ночка, ты, ноченька темная.”, 8 класс)
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Опыт анализа лирической песни (на материале песни “Уж ты, ночка, ты, ноченька темная.”, 8 класс)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Опыт анализа лирической песни
(на материале песни “Уж ты, ночка, ты, ноченька темная.”, 8 класс)

Вероятно, эта песня возникла в период частых столкновений русских с татарами.(16-18 века), которые жестоко расправлялись с нашими предками и уводили девочек и женщин в плен, поэтому песню, скорее всего, пели русские невольницы.

Произведение пронизано грустью, даже горем, чувством безысходности. Героиня оплакивает свою загубленную судьбу.

На мой взгляд, в песне можно выделить три части.

Первые четыре строки посвящены ночи (лирическая героиня видит в беззвездной ночи свою подругу по несчастью).

Вторые четыре строки (анафора усиливает безысходное положение героини) рассказывают слушателю о том, что невольница осталась без семьи (всех, наверное, убили татары).

Последнее двустишие открывает нам сокровенную тайну о возлюбленном героини, который, к сожалению, остался далеко на родине и ничего не знает о ней.

Итак, мы попытались рассмотреть более детально язык произведения, характер лирической героини, а также обстоятельства, при которых она могла быть создана.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока о народных песнях.Сопоставительный разбор лирических песен. Самостоятельная работа над анализом исторических песен.

Урок-зачет в игровой форме в 9 классе «Сложноподчиненные предложения предложения».

Учителя литературы знают, как сложно бывает научить девятиклассников анализу лирического произведения. Несомненно, в период обучения можно предложить ученикам примерный образец такого анализа, выполне.

Основная идея программы: продолжить формирование у одиннадцатиклассников эстетического вкуса, гуманистического мировоззрения, интереса к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественно.

Основная идея программы: формировать у старшеклассников эстетический вкус, гуманистическое мировоззрение, интерес к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественной и мировой литератур.

Алгоритм и этапы анализа лирического произведения.

В материале представлен план-конспект по теме «Обучение анализу лирического произведения».

Источник

«Народные песни» (урок литературы в 8 классе)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русские народные песни исторические лирические солдатские семейные любовные обрядовые *

* Художественные особенности жанра: лирический герой; композиционные особенности; основной принцип внутренней организации; символика; языковые особенности

* Лирический герой – это всегда простой человек труда: крестьянин, крестьянка, солдат, ямщик, бурлак, «удалой разбойник.

Лирический герой Простой человек труда: Крестьянин Солдат Ямщик Бурлак Удалой разбойник

Композиция монолог диалог

* Композиция: монолог (обычно начинается с обращений: к людям (матери, отцу, милому и т. д), к родной сторонке, к различным явлениям природы. диалог (разговор девушки с милым, с подругами, родителями и т.д.)

МОУ ЧСОШ им. А.А. Яковлева * Эпитеты : постоянные (зелёный сад, чистое поле, буйный ветер, тёмный лес, сырая земля и т.д.) эмоционально-психологические (родной батюшка, дорогие подружки, любезный дружочек, соколик ясный) МОУ ЧСОШ им. А.А. Яковлева

Художественные особенности: обращения поэтический параллелизм символы постоянные эпитеты

* Домашнее задание: 1. Письменный ответ на вопрос: В чём покоряющая душу сила народной песни? 2. Письменный анализ русской народной песни по плану: К кому обращается лирический герой? Докажите, что вопросы носят риторический характер т.е. не требуют ответа или он очевиден. Каково основное настроение, выраженное в песне? Какими художественными средствами оно выражено? Какой отклик в душе слушателя находит эта песня?

У молодца моего личико, Бело личико, кругло личико. Поплывет теперь со мной Вдоль по речке Чусовой, — Мой селезень белокосистый, Белокосистый, воронистый…

Ты дубрава моя, дубравушка, Ты дубрава моя, зеленая, Ты к чему рано зашумела, Приклонила веточки, запечалившись? А к тому приклонила я веточки, Что рыдает во мне птаха малая, Птица певчая Богу молится, Проклинает она черна ворона, Что сгубил ее малых детушек, Разорил ее тепло гнездышко…

На речке, на речке на быстрой Калина моя, малина моя На речке, на быстрой девка воду брала Калина моя, малина моя Девка воду брала, друга поджидала Калина моя, малина моя Едет мой любезный со чистого поля Калина моя, малина моя Со чистого поля на вороном коне Калина моя, малина моя На вороном коне, в белом балахоне Калина моя, малина моя Молочик, молочик, свей мне перстенёчек Калина моя, малина моя Свей мне перстенёчек из ясного солнца Калина моя, малина моя

Ах, частушка-веселушка прилетела ко мне вновь, Моя верная подружка, моя первая любовь. А ты играй, играй залётка, а ты играешь и играй, А про любовь мою не знаешь, а ты не знаешь и не знай. На пуховой на подушке спит прияточка моя Засыпает, вспоминает всё меня, да всё меня. Что дусёнок редко ходишь в пятидневку восемь раз, Если кажется далёко, приходи, живи у нас. Симпатёночку-милёночку ещё наговорю, Симпатёнок, мой милёнок, а ты люби меня одну. Говорила, говорила говорёные слова, До чего договорилась стала милому своя.

Породила да меня матушка, Породила да государыня, В зеленом-то саду гуляючи, Что под грушею под зеленою, Что под яблоныо под кудрявою, Что на травушке на муравушке, На цветочках на лазоревых. Пеленала да меня матушка Во пеленочки во камчатные, Во свивальники во шелковые. Берегла-то меня матушка Что от ветра и от вихоря; Что пустила меня матушка На чужу-дальну сторонушку. Сторона ль ты моя, сторонушка, Сторона ль ты моя незнакомая! Что не сам-то я на тебя защел» Что не добрый меня конь завез – Занесла меня кручинушка, Что кручинушка великая — Служба грозная государева, Прытость-бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая Задания: 1.Определите композиционную форму песни. 2. Кто её лирический герой? 3. На какие смысловые части делится песня? 4. Какие поэтические приёмы используются в песне?

Номер материала: ДБ-366675

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Исследовательская работа «Русская народная песня: прошлое и настоящее»

Нынешний век – это время забвения и утраты традиций и разрушения многих семейных и социальных устоев. Поклонение перед западной культурой вытесняет из жизни русского общества исконные, хранимые веками народные обычаи и традиции. Например, традицию русской народной песни, исполняемой в кругу друзей, семьи или при застолье, мамы перестали петь детям колыбельные – один из древнейших жанров народной песни. Богатство народной песни сообщает о нравственном законе и правилах жизни, о лучших качествах человеческого сердца. Справедливость и отвага, любовь и честь, патриотизм и трудолюбие, бескорыстие и широта души – вот предметы вековой русской песни.

Наша исконная песня не только раскрывает неповторимость русской души и хранит достояние истории русского народа, но ещё и сохраняет общность русской нации, приобщает последующие поколения к культурному достоянию прошлого. Понимая ценность народного творчества, старшее поколение бережно хранит и помнит многие народные песни. В сердцах многих людей продолжают жить лучшие образцы песенного творчества русского народа. Перед нами встал вопрос: почему русская народная песня живет по сей день? Когда появился интерес к русской народной песне, когда стали ее записывать и изучать? В своей работе мы попытаемся познакомить вас с краткой историей, известными собирателями и исполнителями русской народной песни, а также выяснить, насколько молодое поколение знакомо с русской народной песенной культурой.

Цель исследовательской работы: сравнить прошлое состояние русской народной песни с современным.

народной песни, ее собирателях и исполнителях

Таким образом, предметом исследования становиться русская народная песня, объектом исследования – процесс развития русской народной песни как явления культурной жизни русского народа.

В ходе работы применялись следующие методы исследовательской деятельности:

1. Изучение литературы

2. Анализ русской народной песни

Эти методы позволили выявить основные исторические закономерности развития жанра русской народной песни, помогли обозначить исторический путь изучаемого объекта.

Перед исследованием было сделано следующее:

По данной теме существует достаточно много сведений, которые в данной работе были проанализированы и систематизированы.

Актуальность темы исследования обусловлена самой жизнью, многие прежние культурные ценности утратили свой смысл, изменились нравственные ориентиры, поэтому необходимо возрождать интерес к своим корням и традициям, так как традиция – важнейшая составляющая культуры любого народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче,

тем более глубоко и радостно

поймем великое значение

творимого нами настоящего.

Нынешний век – это время забвения и утраты традиций и разрушения многих семейных и социальных устоев. Поклонение перед западной культурой вытесняет из жизни русского общества исконные, хранимые веками народные обычаи и традиции. Например, традицию русской народной песни, исполняемой в кругу друзей, семьи или при застолье, мамы перестали петь детям колыбельные – один из древнейших жанров народной песни. Богатство народной песни сообщает о нравственном законе и правилах жизни, о лучших качествах человеческого сердца. Справедливость и отвага, любовь и честь, патриотизм и трудолюбие, бескорыстие и широта души – вот предметы вековой русской песни.

Читайте также:  Удаление волос на теле народными средствами навсегда в домашних условиях

Наша исконная песня не только раскрывает неповторимость русской души и хранит достояние истории русского народа, но ещё и сохраняет общность русской нации, приобщает последующие поколения к культурному достоянию прошлого. Понимая ценность народного творчества, старшее поколение бережно хранит и помнит многие народные песни. В сердцах многих людей продолжают жить лучшие образцы песенного творчества русского народа. Перед нами встал вопрос: почему русская народная песня живет по сей день? Когда появился интерес к русской народной песне, когда стали ее записывать и изучать? В своей работе мы попытаемся познакомить вас с краткой историей, известными собирателями и исполнителями русской народной песни, а также выяснить, насколько молодое поколение знакомо с русской народной песенной культурой.

Цель исследовательской работы: сравнить прошлое состояние русской народной песни с современным.

народной песни, ее собирателях и исполнителях

Таким образом, предметом исследования становиться русская народная песня, объектом исследования – процесс развития русской народной песни как явления культурной жизни русского народа.

В ходе работы применялись следующие методы исследовательской деятельности:

1. Изучение литературы

2. Анализ русской народной песни

Эти методы позволили выявить основные исторические закономерности развития жанра русской народной песни, помогли обозначить исторический путь изучаемого объекта.

Перед исследованием было сделано следующее:

По данной теме существует достаточно много сведений, которые в данной работе были проанализированы и систематизированы.

Актуальность темы исследования обусловлена самой жизнью, многие прежние культурные ценности утратили свой смысл, изменились нравственные ориентиры, поэтому необходимо возрождать интерес к своим корням и традициям, так как традиция – важнейшая составляющая культуры любого народа.

I. Краткая история русской народной песни, жанровые особенности.

Таким образом, ко времени появления русского православного песнопения фольклор имел многовековую историю. Народная музыка прочно вошла в быт людей, отражая самые разнообразные грани социальной, семейной, личной жизни.

Таким образом, в XVII веке наши предки либо довольствовались песнопениями сугубо духовными, либо боязливо слушали на пирах старинные народные песни.

Таким образом, постепенно старые образы и символы стирались, новые песенные сюжеты стали напоминать анекдот. Русская народная песня теряла свою прежнюю глубину и чистоту, близость к родной природе.

Однако лучшие образцы русской народной песни с конца XVIII века начинают записываться и издаваться. Также в этот период русская народная музыка сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Новую жизнь русская народная песня обрела в советское время, благодаря её широкому распространению через радиопередачи, граммпластинки, телевидение. Существовало множество самодеятельных хоров, профессиональных коллективов, исполнителей-солистов.

Таким образом, можно сделать вывод, что русская народная песня прошла долгий период своего развития, сопровождая народ в его великом историческом пути. Развиваясь, народная песня приобретала новые темы, образы, средства музыкальной выразительности, что привело к сложению определенных жанров русских народных песен.

II. Собиратели русских народных песен и первые исполнители.

Народную песню, мог придумать обычный русский крестьянин, ямщик, мастеровой или служивый. Неизвестный сочинитель ни заботился, ни помышлял о том, чтобы его имя было увековечено в будущем. Народная память просто бережно хранила на протяжении столетий многие прекрасные русские песни, передавая их из уст в уста.

Огромный вклад в популяризацию русской народной песни внесли известные оперные певцы: Сергей Лемешев, Иван Козловский, Борис Штоколов, Юрий Гуляев, Елена Образцова, Дмитрий Хворостовский. Во второй половине XX столетия русская песня так же звучала в концертах Клавдии Шульженко, Валентины Толкуновой, Владимира Трошина и многих других исполнителей.

Русская народная песня в наши дни постоянно звучит на концертной эстраде в исполнении таких коллективов и солистов как Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня» [Приложение№4.4], Надежда Кадышева и «Золотое кольцо» [Приложение№4.5], Екатерина Шаврина, Сергей Захаров, Людмила Рюмина. Есть и молодые исполнители, такие как Марина Девятова [Приложение№4.6] и Пелагея. С эстрады звучит в большей мере стилизованная песня, меньше мы слышим и видим коллективы, которые сохраняют исконность русской народной песни.

Особое внимание Северный хор уделяет воспитанию своего слушателя, своего зрителя, поэтому множество его программ посвящается детской, подростковой и студенческой аудитории.

Таким образом, музыканты XVIII – XIX веков записали и сохранили для будущих поколений русскую народную песню, а исполнители начала XX века возродили традиции русской народной песенности.

Прежде чем выяснить насколько хорошо современная молодежь знает русскую народную песенную культуру, я взял интервью у основателя и бессменного руководителя детского ансамбля народной песни «Морошка» при ДДЮТ г. Архангельска Евгении Георгиевны Тиглевой [Приложение№6] Более 30 лет Евгения Георгиевна прививает детям любовь к русской народной песне. Она любезно согласилась дать интервью, которое я включила в свою работу.

1.Как давно вы знаете русские народные песни?

С детства. Учительница в школе пела, я запоминала. Пели родители по маминой линии, музыкальных инструментов не было и папа остукивал ритм палочками, а я пела.

2. Чем привлекла Вас народная песня?

Привлекало то, что народная песня исходит из души народа, и она близка народу. В русской песне – мелодичность, искренность.

3. Какие из русских народных песен вам больше всего нравятся (весёлые, грустные, хороводные, частушки)?

4. А есть у Вас самая любимая песня?

Самой любимой песни нет, не выбирала, все любимые. Больше нравиться исполнять песни Пинежского района: «Цветики, цветочки», «Гуленьки», «Соловеюшка».

5. Какие жанры русской народной песни вы знаете?

Их очень много: баллады, хороводные, плясовые, игровые, календарные, частушки.

6. Как вы думаете, есть ли у русской народной песни будущее?

Обязательно будет. Много ансамблей и хоров на эстраде. В том числе и в нашем регионе. Детей поет много. Мы выступаем на городских, областных, международных фестивалях. Пока мы поем, пока в нас нуждаются, слушают и любят – русская песня будет жить. Ансамбль «Морошка» воспитал много талантливых артистов. Среди них Татьяна Белкина – главный хормейстер Северного хора, (две ее дочки поют в «Морошке»), нашими выпускниками являются – артисты Северного хора, преподаватели народного пения, которые работают в музыкальных школах.

7. Но ведь не секрет, что большинство нашей молодежи интересуется совсем другими песнями, и если спросить какие русские народные песни они знают, думаю, ответ не будет оптимистичным. И получается, что книг не читаем, русский язык не знаем, песен народных не помним. Что нужно сделать, чтобы молодежь потянулась к русской народной песне?

Когда мы начинали 30 лет назад, детей и молодежи в коллективе было больше. Они приходили записываться сами, а сейчас мамы за ручку приводят. В настоящее время руководители ансамблей стараются выходить в школы заниматься с детьми, т.е родители и учителя в этом заинтересованы. Я считаю, что все-таки народ почувствовал упадок собственной культуры и старается приобщиться к ней, в том числе и к русской народной песне. Сейчас больше стало создаваться фольклорных ансамблей. Создаются певческие ансамбли, которые поют именно истинно русскую песню без всяких изменений. Современные же ансамбли сохраняют основу мелодии, а остальное идет уже в современной обработке: и ритм, и свет, и костюмы. Чтобы привлечь молодежь, нужно больше афиш, рекламы, концертов русской народной песни и по телевидению, и на сцене концертных залов.

Побеседовав с руководителем детского фольклорного ансамбля «Морошка», нам захотелось узнать мнение наших учащихся о народной песне.

Учащимся 6-8 классов была представлена следующая анкета:

1.Можешь ли ты назвать себя любителем музыки?

2. Какую музыку ты любишь слушать (современную зарубежную, современную русскую,

классическую, русскую народную)?

3.Какие народные песни ты знаешь?

4.Назовите известных вам исполнителей солистов народных песен?

5. Какие народные коллективы ты знаешь?

6. Нужна ли нам народная песня?

Анализ результатов опроса показал следующие результаты [Приложение№7,№8].

Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкой современной музыке, которая является частью массовой культуры. Музыка классическая и народная, которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, школьникам менее известна. Однако большая часть опрошенных считают, что русская народная песня нужна т.к она(из высказываний школьников) «является частью нашей культуры», «чтобы не забывать русские традиции, обычаи, обряды», «она отличает нас от других народов», «учит нас патриотизму и любви к Родине», «это наша история», «сейчас в русском языке появляется много иностранных слов, язык деградирут, русская музыка, несомненно, нужна», «нужна, чтобы современный человек знал, на каких песнях выросли его родители», «в ней изложена мудрость народная», «человек должен гордиться своими песнями», «да, нужна, чтобы пенсионеры зажигали».

Из р езультатов опроса школьников выяснилось, что современная молодежь в силу своего возраста увлекается жанрами современной и в большей степени зарубежной музыкой. Однако, несмотря на это, молодые люди правильно понимают значение культурных ценностей своего народа, а именно: важность сохранения русской народной песенной культуры.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в деятельности учителей музыки, литературы, истории, а так же руководителей детских фольклорных коллективов.

1.Асафьев Б. О народной музыке.- Л., 1987.

2.Жирнова Л. Северный русский народный хор. – М.:Советский композитор, 1975.

3. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г.. Русское народное творчество: Учебник для фил. Спец.

Ун-тов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. Шк., 1983, 448 с., с ил..

4. Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 году /Записали: слова – Ф.М.Истомин, напевы – Г.О.Дютш. СПб., 1899. С.VII. В дальнейшем – Песни русского народа (I).

5.Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. – М.: Государственное

музыкальное издательство, 1982.

6. Попова Т. Основы русской народной музыки. – М.: МУЗГИЗ, 1987.

7. Соболева Г. Г., Россия в песне. Музыкальные страницы: Для детей среднего

8. Щуров В. М. Песня, традиция, память.- М.: Государственное музыкальное

[1] Асафьев Б.В. О народной музыке. – Л. 1987. С. 65.

[2] Попова Т. Основы русской народной музыки. М.: МУЗГИЗ, 1987. С.163.

[3] Попова Т. Основы русской народной музыки. М.: МУЗГИЗ, 1987. С.174.

Читайте также:  Чем удалить плесень и грибок в ванной народными средствами

[4] Щуров В.М. Песня, традиция, память. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1987. С.76.

[5] Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 году / Записали: слова – Ф.М.Истомин, напевы – Г.О.Дютш. СПб., 1899. С.VII. В дальнейшем – Песни русского народа (I).С.12.

[6] Сайт в Интернет. www.playcast.ru.

[7] Жирнова Л. Северный русский народный хор. – М.:Советский композитор,1975. С.45.

[8] Жирнова Л. «Северный русский народный хор». – М.:Советский композитор,1975. С.64.

Источник

Урок в 8 классе по теме «Устное народное творчество: песни «

Урок литературы в 8 класс «Устное народное творчество: песня»

Учитель русского языка и литературы Соколова Татьяна Николаевна

1) повторить сведения об устном народном творчестве; познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами;

2) формировать умение работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию;

3) воспитывать любовь и уважение к народному творчеству;

4) формировать умение работать в группах.

Приобщить учащихся к усвоению русского фольклора

Развить навык анализа произведений устного народного творчества

Прививать любовь, интерес, уважение к творчеству родного народа.

мультимедийная презентация учителя, учебник, распечатанные материалы для самостоятельной работы учащихся, народные песни.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в прошлое, далекое прошлое. В те времена, когда люди не умели писать, читать, не было книг, журналов. А все передавалось в устной форме. Такая литература, к счастью, дошла до нас, и называется она устное народное творчество (1 слайд).

1. Беседа.(2 слайд) 1 мин

Что такое устное народное творчество?

Какие жанры устного народного творчества вы знаете? Назовите.

2. 3-4 слайд. Задание: соотнесите попарно произведения и жанры устного народного творчества.

(цель: повторить знания учащихся о жанрах УНТ. Прием: паутинка. форма работы – самостоятельная с дальнейшей проверкой) 4 мин

III . Объяснение нового материала.

Сказки и песни – два распространенных на протяжении многих веков жанра устного народного творчества.

Всем с детства знакомо это произведение, а знаете ли вы, ребята, кто написал любимого « Колобка»? Что вы знаете про сказки?

1. Народные сказки относятся к устному народному творчеству, фольклору. Такие сказки не записывались – они передавались из уст в уста, рассказывались по памяти, «обрастали» деталями, видоизменялись, в итоге один и тот же сказочный сюжет мог существовать одновременно во множестве вариаций.
При этом некоторые сказочные сюжеты повторяются в фольклоре разных стран. И «Колобок» – не исключение. По классификатору сказочных сюжетов история про убежавший от дедушки с бабушкой колобок относится к типу историй про «убежавший блин», и похожие сказки есть не только у славянских народов. Например, американский пряничный человек – герой все той же истории о том, как выпечка оживает, убегает от своих создателей и в итоге все равно оказывается съеденной. Эту историю можно встретить среди немецких и узбекских, английских и татарских сказок, в странах Скандинавии и других местах мира.

Таким образом, автор сказки «Колобок» – действительно народ, на протяжении столетий пересказывавший эту историю друг другу. Однако в последние десятилетия мы чаще всего знакомимся с этой историей, читая сборники сказок. И у текста, опубликованного в них, действительно есть автор.

Ребята, как вы думаете, для чего люди придумывали сказки? Для развлечения, и поучения малых деток.

Что в сказке вы заметили при прослушивании? Повторы. Это особенность русских народных сказок.

Почему концовка сказки немного грустная ( и почему только немного?)

Да потому, что это вымысел, а грустная, потому что поучает и заставляет задуматься. Не стоит хвалиться и быть легкомысленным. Нужно думать, правильно себя вести и быть очень осторожным!

Как гласит народная мудрость: « Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Но сказка – «ложь», выдумка, красивое воплощение мечты, где герой всегда заслуженно награждается за силу и ловкость, ум и смекалку, доброе сердце и верность.

Про сказку все мы с вами помним и знаем, а сейчас перейдем к песне.

2. Прочитайте слова известных писателей 19 века (на слайде). Как вы понимаете, что хотели сказать авторы?

3. Что мы хотим узнать о народных песнях? (постановка цели урока учащимися) 2 мин

4. Слово учителя. Какие бывают песни? (учитель показывает схему-кластер на 6 слайде)

Основное назначение народных лирических песен – выражать чувства, мысли, настроение народа. Давайте посмотрим отдельно на каждый вид песни.

5. Работа в группах. (3-4 человека)

Задание: познакомьтесь с разными жанрами народных песен, подготовьте ответ по плану (7 слайд), заполните свою часть таблицы в тетради (8 слайд).

Время работы в группах 5-7 минут.

6. Рассказ каждой группы о своем жанре. Остальные учащиеся в это время записывают кратко в тетрадь особенности жанра.

(Требование к ответу: краткость, лаконичность, точность изложения информации). (Цель: формировать умение работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию). 10 мин.

IV . Проверка знаний учащихся.

Прослушивание русской народной песни « Полюшко-поле…».

Как вы думаете, почему песни для русского народа имели огромное значение в жизни? Люди много трудились, занимались хозяйством, пахали, обрабатывали землю. И во время работы пели песни. Всегда песня сопровождала тяжкий и добросовестный труд русского человека. Мужчины пахали и сеяли, женщины следили за домом, доили коров, нянчили деток и снова- с песней! Детям рассказывали сказки, пели колыбельные песни, развлекали частушками, прибаутками…

Как вы думаете, что воспевали, кому посвящали все эти замечательные творения русский народ? Правильно, полю, земле, солнцу, природе, труду, человеку, животному…. Люди невероятно трепетно относились к природе, которая, в свою очередь, одаривала их своими богатствами ( земля-хлебом, небо-солнцем и дождем, лес-грибами, ягодами, орехами; луга-цветами и целебными травами)

На доске записаны пары слов

Беседа о словах и значении.

Просмотр иллюстраций, посвященных Земле Русской.

Нарисуйте образ русской земли (это может быть широкое поле осенью, густой лес летом, речка около деревушки зимой).

Учащиеся в парах рисуют образ Русской Земли. Обсуждение рисунков, анализ цветовой гаммы, настроения. Выбор ярких, теплых цветов ( используют карандаши), Русская Земля ассоциируется с добром, нежностью, гордостью, Величием…

IV . Проверка знаний учащихся.

1. Первичная проверка знаний учащихся (9 слайд)

Задание: соотнесите цитаты народных песен с их жанрами.

( цель: первичная проверка знаний, ФОПД – самостоятельная с последующей проверкой в парах). Время: 3 мин+2 мин

V. Подведение итогов урока.

Беседа. Что вы узнали о народных песнях? Что выражают народные песни?

Какой вывод можно сделать из того, что мы сегодня с вами узнали?

Ласково и с любовью относились люди ко всему окружающему их. Уважительным и заботливым было отношение друг к другу. Помогали, поддерживали советом, делом, соседа, брата, друга… Любили детей и приучали их с малых лет к труду, приобщали к бережному отношению ко всему живому и неживому. И детки учились на замечательных сказках и песнях, росли добрыми, мыслящими, отзывчивыми.

Мы можем гордиться тем, что имеем такой огромный запас творчества Русского народа. Вы станете родителями и научите своих деток хорошему. Не раз обратитесь за помощью к фольклору: песни, сказки, частушки… послужат вам добротным подспорьем в воспитании и развитии личности

VI. Рефлексия.(11 слайд) 2 мин

Продолжите фразу: Народные песни – это…

Народные песни нужны, чтобы…

В моей семье народные песни….

VII . Домашнее задание: (дифференцированное)

1. Найти тексты произведений русских писателей и поэтов, в которых использованы лирические песни. Для чего они используются в произведениях?

2. Записать тексты лирических песен, которые поют в вашей семье (1-2 песни)

Материалы, помогающие в разработке и проведении урока.

Раздаточный материал для работы в группах.

В XVI веке складываются циклы песен вокруг Ивана Грозного и героя, выдвинутого народом, – Ермака. По народным песням видно, за что царь получил свое прозвище. Царь велик, заслуги его неоспоримы. В то же время Иван Грозный по малейшему подозрению готов «казнить-вешать» своих пушкарей, во время карательных походов уничтожает целые города, в гневе посылает на казнь своего сына:

«Ай же вы, мои слуги верные,
Палачи мот немилосливые!
1
Берите-ка моего сына царского,
Того ли Федора Иванова,
За него за ручушки за белыя,
За него за перстни за злачёные,
Ведите-тко на поле на Куликово,
На это-то на место на торговое,
Срубите-тко ему буйну головушку
За него изменушку великую!»

Вторая половина XVII века ознаменовалась крупнейшим событием – крестьянским восстанием под предводительством Степана Разина. В это время крестьяне осознали себя самостоятельной силой. Основной стала тема социального протеста:

«Судари мои, братцы, голь кабацкая,
Поедем мы, братцы, на сине море гулять,
Разобьемте, братцы, бесурмански корабли,
Возьмем мы, братцы, казны сколько надобно,
Поедемте, братцы, в камену Москву…»

Пугачевский цикл исторических песен является продолжением разинского цикла. Эти песенные циклы объединяют общие мотивы, настроения.

Исторические песни в течение нескольких столетий были для народа одним из главных источников знаний о своем прошлом.

Обряды – это установленные обычаем действа и песнопения, отражающие верования народов. С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.

Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться. Юноши и девушки ряженые ходили по дворам, прославляли Коляду – молодое солнце, дающее всем блага, требовали подарка. С утверждением христианства это празднество стало все больше переноситься на рождественский сочельник и на крещенский вечер. Святки – народное название периода от Рождества до Крещения 1 становились самым любимым зимним праздником. В каждом доме к празднику Рождества Христова пекли пироги, караваи, символизирующие плодородие, приготовляли обрядовое печенье: баранки, фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным. Пол в избе устилали соломой, по дому рассеивали зерна пшеницы. Вся семья садилась угощаться за стол, поминали умерших родителей и просили у них помощи. Святки праздновались всеми, но больше всего молодежью. Игры, песни, посиделки, гадания наполняли двухнедельное святочное празднество. Как и в самые давние времена, парни и девушки ходили от избы к избе, но теперь с изображением звезды, возвестившей о рождении Христа, и пели величальные, то есть поздравительные песни, которые назывались колядками.

Читайте также:  Сборник вылетов народной солянки

Пришла коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку –
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!

* * * * * * * * * *
Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством во всем!

Хозяева дома одаривали колядовщиков печеньем, изображавшим различных животных, сладостями, пряниками.

Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали. Масленицу называли широкой, потому что это был веселый праздник: катались на санях с гор, на лошадях по деревне, играли во взятие снежного городка, устраивали ярмарки, балаганы, кулачные бои. На Масленицу было принято печь блины, напоминавшие о весеннем солнце, которые затем поедались. Считалось, что чем больше блинов съешь, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Недаром пели: «Как на масленой недели из печи блины летели. »

А мы Масленицу повстречали,
Повстречали, душа, повстречали.
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали.
Маслом гору поливали.

Изгнание зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны. Весну нужно было зазвать, оповестить о том, что ее с нетерпением ожидают. Обряд закликания весны приходится на середину Великого поста.

Весна, Весна Красная!
Приди к нам с радостию!
С великою милостию!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Жаворонушек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.

Так пели дети, обходя в этот день соседские дворы. Детям давали гостинец – выпеченный из постного теста крестик. Печенье-крестики воспринимались как вестники весны – жаворонки. Их просили прилететь, принести весну – и вот они прилетели. «Жаворонков» вешали на деревья, на плетни, на специальные шесты в поле или просто подбрасывали, а потом съедали. В этот день принято было выпускать птиц из клеток на волю, а к детям быть особенно доброжелательными. Детство – начало жизни, весна – пробуждение природы, начало ее расцвета, они родственны между собой.

Крестики, жавороночки,
Летите к нам из заслоночки!

На Троицу (50-й день после Пасхи) девушки брали угощения и шли в лес, собирали травы, цветы и плели венки, которые потом бросали в воду, загадывая по тому, как они поплывут о своей будущей жизни и женихе. Там же выбирали молодую березку и «завивали» ее, то есть украшали, вешали на нее ленты, венки, платки и загадывали желание. Если через три дня венки не вяли на березе, то значит, желание должно было исполниться. В песне «Во поле березка стояла» поётся: Я пойду, пойду погуляти
Белую берёзу заломати…

Свадебный обряд был одним из самых сложных. Народная свадьба распадалась на несколько этапов: предсвадебный цикл (сватовство, сговор, зарученье, девичник), собственно свадебные церемонии (сборы невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир) и послесвадебные (отгостки). Невесте перед свадьбой полагалось причитать: сожалеть о вольной, девичьей жизни. Это ритуальные причитания:

Все прошло да прокатилося,
Все да миновалося,
Девье да беспечальное житье…

Вот он едет, погубитель мой,
Вот он едет, разоритель мой,
Вот он едет расплести косу,
Вот он едет – потеряй красу…

На коня садится,
А конь веселится,
По улице скачет –
Вся улица сияет.
К роще подъезжает –
Роща защумела…

В конце свадебного пира пелись корильные песни, обращенные к его участникам. Они были полны шуточных, пародийных величаний:

Друженька хорошенький,
Друженька пригоженький.
Как на дружке-то кафтан
Весь по ниточке собран…
Башмаки хороши,
Только без подошвы.

Похоронные причитания и рекрутские причитания во многом схожи между собой. Проводы на 25 лет были равносильны смерти, именно поэтому в рекрутских причитаниях столько боли и тоски родных:

Не дай Господи на сем да на белом свете
Уже жить да в грозной службе государевой:
Как еденьице солдатушкам – сухарики,
Как питемьице им – водушка со ржавушкой…

Традиционные лирические песни

Песни пелись не только в связи с обрядами, но и просто для удовольствия: на посиделках, за повседневной работой. Эти песни веками служили народу для выражения переживаний и чувств, поэтому их называют лирическими. В песенном фольклоре лирические песни занимают большую часть. Появились эти песни позже, чем обрядовые. Все оттенки духовной жизни народа нашли в них воплощение.

В любовных песнях говорилось о первых встречах влюбленных, их любовной радости и тоске, верности и измене. Семейные песнирассказывали о несчастной жене и строгом или старом муже; о муже, который женился не по любви и теперь несчастлив, лишь и остается ему вспоминать прежнюю любовь. Молодые пели о суровых родителях, невестка – о неласковой свекрови.

Были песни разбойничьи, тюремные, солдатские, ямщицкие, бурлацкие, песни о крепостной неволе – они помогали переносить тяготы жизни, облегчить душевные муки. Такие песни врачевали душу человека. Поющий чувствовал, что он не одинок в своем горе, что такое горе переживалось многими и многими людьми. Народное сочувствие страдающему, которое слышалось в этих песнях, приносило утешение. Вот, например, разбойничья песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка, Не мешай мне думу думати…». Её поют в разбойничьем отряде Владимира Дубровского, её поёт Пугачёв в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Хотя и нарушали разбойники многие законы, в песне слышится сочувствие к их несчастной доле. В ней воспевается и удаль молодецкая, и слышится грустное раздумье о неминуемой смерти, ожидание суровой расплаты.

Названные виды лирических песен по-другому называют протяжными, «голосовыми», «долгими». Все эти определения указывают на неторопливый, распевный характер песни. В песне основным является музыка. Передать содержание без музыки сложно, так как практически отсутствует рифма и как стихи текст песни не воспринимается. Ритмический рисунок возникает здесь лишь при пении, певец вставляет в текст многочисленные повторы, восклицания, междометия, что с одной стороны усиливает эмоциональность, с другой – подчеркивает ритм.

Каждый исполнитель пел о себе, вкладывая свою душу. Но песня передавалась от поколения к поколению долгое время и от этого становилась по-настоящему народной.

Хороводные и игровые песни

К лирическим песням относят не только грустные и протяжные, но и веселые, шуточные, плясовые. Праздники не обходились без хороводов и плясок. Хоровод – круг подобен солнцу. Хождение по кругу в старинных игрищах уподоблялось хождению за солнцем, по ходу солнца и называлось «посолонь». Оно сопровождалось песней, которую исполняли все участники хором. Хоровод объединял, сплачивал людей. Участники хоровода не только пели, двигаясь по кругу, но и могли приплясывать, разыгрывать действия. В зависимости от характера песни различались хороводы игровые и орнаментальные или, по-другому, кружевные. В орнаментальном хороводеучастники ходят кругами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры: «завивание капустки», «заплетение плетня». Песни в таком хороводе связаны с картинами родной природы, коллективным крестьянским трудом:

Светит, светит месяц
Далеко, не близко,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои!
Как во поле, поле
Девка просо полет,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои!

Содержание песни игрового хоровода разыгрывается всеми его участниками. В центре круга помещается столько действующих лиц, сколько их в песне, отражающей сценки из народной жизни.

По улице мостовой,
По широкой столбовой,
По широкой столбовой
Шла девица за водой.
За ней парень молодой,
Кричит: «Девица, постой,
Красавица, подожди!
Пойдем вместе за водой,
За холодной, ключевой».
– «Ах ты, парень-паренек,
Твой глупенький разумок!
Не кричи во весь народ,
Мой батюшка у ворот;
Зовет меня в огород
Чесноку, луку полоть».

СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ возникли в солдатской среде. Возникновение солдатских песен в России относится к XVIII в. Большое количество их представлено уже в сборнике М. Д. Чулкова «Собрание разных песен» (Ч. 1—4, 1770—74).

По содержанию солдатские песни делятся на военно-исторические и бытовые. В первых получили отражение военные события, начиная со времен Петра I (Северная война 1700—21) и кончая первой мировой войной 1914—18.

В большинстве военно-исторических солдатских песен от лица очевидца изображаются яркие батальные сцены, смелость, находчивость и выносливость русских воинов, создаются образы полководцев — А. В. Суворова, М. И. Кутузова, М. И. Платова. Форма этих песен испытала влияние литературной поэзии.
Бытовые солдатские песни создаются, как правило, в стиле традиционных крестьянских лирических песен. В них нарисованы картины повседневной солдатской жизни. Глубокой грустью проникнуты песни о трудном солдатском ученье, тяжелых походах.

Вдоль по Питерской широкой по дорожке
Тут и шли-прошли солдаты молодые,
А за ними идут матушки родные.
“Сколь вам, матушки, и гнаться — расставаться!
Всю Россеюшку за нами не испройдёшь,
Сыру землю всю слезами не намочишь!”

Говоря о солдатских песнях, необходимо упомянуть о рекрутчине — страшном горе для многих крестьянских семей. Проводы рекрутов нередко сопровождались плачами — сродни похоронным и свадебным. Это проводы в другую жизнь, с небольшой надеждой на возвращение.

Из солдатской песни «Что победные
головушки солдатские…»

Что не грозная туча подымалася,
Что не чёрные облака сходилися,
Что подымался выше облак чёрныё дым,
Загремела тут стрельба ружейная;
Что не алое сукно в поле заалелося,
Заалелася тут кровь солдатская…

Источник

Правильные рекомендации