План урока по литературному чтению 3 класс устное народное творчество

Конспект урока по литературному чтению » Знакомство с разделом Устное народное творчество» (3 класс)

Урок № 5 по литературному чтению в 3 классе «Устное народное творчество».

Тема: Устное народное творчество.

Цель: Ознакомить учащихся с новым разделом учебника. Учить прогнозировать содержание раздела, развивать память. Внимание, обогащать словарный запас и т.д.

I . Мотивация к учебной деятельности

— Ребята все ли вы готовы к уроку?

— Если да, тогда улыбнитесь друг другу и садитесь на свои места.

Прозвенел уже звонок.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех.

Проверка домашнего задания. Чем похожи. Чем отличны печатные книги Древней Руси и современные книги.

II . Актуализация знаний и пробное учебное действие

— О чём писали в древних книгах.(Каковы темы текстов были древних книг?)

III . Выявление темы урока и постановка цели урока

— Прочитайте текст (слайд № 1.)

Над горою солнце встало.

С неба яблоко упало.

По лазоревым лугам

Покатилось прямо к нам!

В речку с мостика свалилось,

Кто поймал, тот молодец,

Ведь считалочке конец!

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начинайте читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте выразительно. Как вы думаете, что это? (считалочка).

— В какие моменты жизни и для чего используют считалочки и кто их использует?

— А как вы думаете, дети древних времён использовали считалочки?

— Они заучивали их из книг или придумывали сами? Значит, они творили.

— Скажите, встречались ли в текстах древних книг данные произведения?

— А как вы думаете. Как дошел до наших дней такой вид творчества?(Считалки запоминали и передавали устно из поколения в поколение.)

— А кто сочинял считалки? (Народ.)

— Назовите тему урока; Устное народное творчество. ( слайд № 1)

— Какая цель урока? Узнать, что называют устным народным творчеством.

— По какому плану будем достигать цели?

IV . Построение проекта для достижения цели.

Узнать, что обозначает выражение «Устное народное творчество».

Какие произведения относятся к жанрам устного народного творчества.

V . Реализация построенного проекта

— Мы приступаем к изучению нового раздела, который называется «Устное народное творчество». Откройте учебники на стр. 13.

— Прочитайте ещё раз название раздела. Как вы понимаете это название?

— Рассмотрите картинку. Может ли она нам помочь растолковать название раздела?

— Кто изображен, как он изображен, что у него в руках, как он одет?

Работа в тетради с записью числа кл. работы. (слайд № 2)

VI . Первичное закрепление

Прочитайте, чему мы научимся.

— С чем познакомимся.

— Можно назвать данные произведения жанрами устного народного творчества? Перечислите их. (дети перечисляют, а учитель вывешивает на доске названия.)(слайд № 3.)

— Послушайте и отгадайте:

Во фраке зелёном маэстро

Взлетает над лугом в цвету.

Он гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту.

— Что это? Песня, считалка, загадка, потешка.

— Значит загадки тоже являются жанрами устного народного творчества.

— Назовите какие ещё жанры устного народного творчества вы знаете?

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

— Начертите таблицу в тетради как на доске и заполните её. (слайд № 4.)

VIII . Включение в систему знаний и повторение

— Что обозначает слово устное?

— Что обозначает слово народное?

— Что такое творчество?

IX . Рефлексия учебной деятельности

— Выполнили ли мы план, который составили на урок?

— Какой раздел мы начинаем изучать?

— Какие жанры относятся к этому разделу?

-Домашнее задание: найти и записать в тетрадь 1 – потешку, 1 – прибаутку. 1- пестушку.

Номер материала: ДБ-417750

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по литературному чтению на тему «Устное народное творчество» 3 класс
план-конспект урока по чтению ( класс) на тему

Конспект урока литературного чтения на тему: «Устное народное творчество» 3 класс. Программа «Школа России»

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Старохуторская основная общеобразовательная школа»

Урок чтения по теме:

Подготовила: учитель нач. кл. Папенко О.В.

ЦЕЛЬ: углубить знания учащихся о русском фольклоре, его малыми жанрами: пословицами, поговорками, потешками, песнями, скороговорками, загадками, играми и считалками;

Развивать память, речь, артистические способности, навыки коллективной работы;

воспитывать интерес к устному народному творчеству, русской словесности.

Оборудование: класс разделен на сектора. В каждом секторе прилавок с вывеской-плакатом, карточки с заданиями, выставка книг.

Здравствуйте, гости дорогие!

Песнями да считалками побалуйте!

Давно мы вас ждём, поджидаем!

Ай да загадочки вам загадаем!

И весёлый наш праздник начинаем.

-О каких жанрах устного народного творчества вы услышали в приветствии ведущего?

— Вспомните, что же такое устное народное творчество? Почему оно так называется?

— То что люди передавали из уст в уста; то что они рассказывали, передавали из поколения в поколение. У устного народного творчества нет определённого автора. Прабабушки рассказывали что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то своё, а они нам.

№1 Прилавок «ПОСЛОВИЦЫ»

-Заходите, не стесняйтесь, умным словом угощайтесь! Запаситесь впрок ученьем, шуткой доброй и весельем.

— Вспомните, что такое пословица?

Пословица – это какое-то изречение, мысль, в которой содержится народная мудрость.

-Давайте поиграем, выясним, какие пословицы вы знаете.

Игра «Закончи пословицу»

Без труда не вытащишь …

Как аукнется, так и …

По одёжке встречают, …

Игра «Собери пословицу»

Дело, боится, мастера.

Чьё, знает, мясо, кошка.

Сани, зима, лето, телега.

Вывод: Пословицы содержат большой познавательный и воспитательный смысл, представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, придания ему выразительности и точности.

Читайте также:  Центры народных промыслов северного кавказа

№2 Прилавок «ПЕСНИ. ПОТЕШКИ. ДРАЗНИЛКИ. ШУТКИ-ПРИБАУТКИ».

Сорока, сорока где была?

Далеко: в лесу на опушке.

Кашу варила, на порог становила, деток кормила.

Гостей собирала, всех угощала.

Этому – дала, этому – дала, …

— Ребята, вы получили задания вспомнить песенки, потешки, частушки, прибаутки. На карточке написано, на какую тему.

Карточка 1. «Колыбельная»

Ай, баю, баю, баю, Ай, люли, люленьки

Тебе песенку спою Прилетели гуленьки.

Я про серого кота. Сели гули на кровать,

Как у серого кота Стали гули гулевать

Колыбелька золота, Стали гули ворковать,

Позолоченная, Стал ребёнок засыпать.

Подушечка в голове,

Кладу Машу на пушок

На пуховую кровать

Будет Маша крепко спать.

Карточка 2. «Малыш плачет, развесели его»

— Кашка–то сладенька. Бабушка добренька.

Попили, поели, на головку сели, ладушки запели.

Кто кашу не ест? Кто молока не пьёт?

Того забодает, забодает!

Карточка 3. «Дразнилка»

-Подразни ябед, драчунов, жадин.

1) Ябеда, корябида, солёный огурец,

По полу валяется, никто его не ест.

2)Жадина, жадина, жадина, говядина.

3) Плакса, вакса, гуталин,

Проглотил горелый блин.

Карточка 4. «Зазывалка»

— Долго не было дождя. Вянут цветы, деревья. Позови дождь.

Дам тебе гущи! На нашу рожь,

Хлеба каравай! На бабушкину пшеницу,

Хоть весь день поливай! На дедушкин ячмень.

Гром гремучий, тресни тучи,

Дай дождя с небесной кручи.

Карточка 5. «Шутки-прибаутки»

— Пошутите друг над другом.

1) – Федул, что губы надул? Ты чем занят?

— Кафтан прожёг… Ничем!

— Зачинить можно? А он что делает?

— Да иглы нет… Мне помогает.

— А велика ли дыра? Ну и ну!

— Да один ворот остался.

Сбил – сколотил – вот колесо,

Сел да поехал – ах, хорошо!

№3 Прилавок «СКОРОГОВОРКИ»

— Ребята, скороговорки появились давно, в глубокой древности. Сначала в них играли и взрослые, и дети. Но постепенно взрослые передали этот жанр устного народного творчества детям. Как вы думаете, для чего детям знать скороговорки? (Их полезно говорить, чтобы речь была чёткая и красивая).

1) Шапка да шубка, вот и весь мишутка.

2) Проворонила ворона воронёнка.

3) На осинке росинки.

5) Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

Вывод: Работа со скороговоркой направлена на совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции и тренировки речевого аппарата.

№4 Прилавок «ЗАГАДКИ»

Да подумай, посмекай,

Все загадки отгадай!

Учитель: Загадки были на Руси в глубокой древности. Они воспринимались как игра, как умственное состязание молодёжи. Возникшие давным – давно они и современным детям помогают увидеть мир по-новому, необыкновенно поэтически. Под загадкой понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который надо дать ответ. Загадки любят взрослые и дети. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа. Поэтому загадки – это история народа.

— Отгадайте загадки. Разложите их в коробочки по темам.

Загадки о неживой природе.

Солнышко застлала. (Туча)

Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)

10)Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

11) Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)

Загадки об инструментах.

12) Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется. (Топор)

13) Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила)

14) Кто ест сено без рта тремя зубами? (Вилы)

Загадки о домашней утвари.

15) Четыре брата под одной крышей сидят. (Стол)

16) Не крапива, а жжётся, не солнце, а печёт. (Печка)

Вывод: Загадки стимулируют умственную деятельность ребёнка, прививая вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире и раскрывает метафорические богатства русского языка.

— Когда вы были маленькими, мамы или бабушки, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростившись с зелёною кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей. (Василиса Прекрасная)

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Далеко они глядят. (Гуси – лебеди)

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Маленькие дети? (Семеро козлят)

Я по коробу скребён,

Чьи это слова? (Колобок)

— «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано» (Хаврошечка)

— «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?» (Морозко)

— «Не пей, братец, козлёночком станешь» (Алёнушка)

— «Фу – фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл» (Баба Яга)

— «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса)

— «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок)

— «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк)

— «Вижу – вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Машенька)

— Сегодня на уроке мы ознакомились с малыми жанрами устного народного творчества. Возьмите в библиотеке по желанию русские народные сказки, загадки, поговорки, потешки и прочитайте их.

Источник

Конспект урока литературного чтения в 3-м классе «Устное творчество русского народа. Проверь себя — обобщение по разделу»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок-игра с элементами соревнования.

Оборудование: выставка детских рисунков, цветок, магниты, иллюстрации к сказкам, репродукция картины В. Васнецова “Богатыри”, рисунки детей о семье, учебник Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой “Литературное чтение” 3 класс, 1 часть, рабочая тетрадь № 1, толковый словарь Ожегова.

Пособия: тексты потешки, небылицы.

1. Вводное слово учителя.

2. Выполнение учащимися различных заданий и упражнений (в форме игры).

4. Домашнее задание.

1. Организационный момент. Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока.

Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.

Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.

Читайте также:  Русская народная песня разлука обработка мосолова

Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?

(Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте. (стр. 4)

Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Учитель. Замечательно! Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Давайте разделимся на команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. В конце урока подведём итог: кто самый эрудированный по этой теме? (1 мин. )

Кто сможет сказать, что такое пословица? А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике (стр. 25)

Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях. Дома вы должны были нарисовать свою семью и подобрать пословицы о семье. Дети зачитывают приготовленные пословицы и объясняют их значение.

“Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.

“Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.

“Вся семья вместе – так и душа на месте”.

“Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил да добру научил”.

Каждая команда называет свои пословицы и объясняет их.

Прочитайте теперь пословицу, записанную на доске, и объясните её.

“Кто грамоте горазд, тому и не пропасть”.

Вы выполнили задание и открывается один лепесток. (1 мин. )

(Комментарий. Выявление читательского опыта учащихся, индивидуальный опрос и оценка ответов учащихся, умение работать с учебной книгой и библиотечными книгами. Дети приносят в класс книги из городской библиотеки, школьной или домашней. Стараюсь отмечать таких детей, стимулировать их познавательную активность).

Давайте прохлопаем и проговорим нашу любимую скороговорку “ Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа”. А теперь попробуем проговорить её быстрее. А для чего нам нужны скороговорки? Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.

Задание каждому ряду: приведите свой пример скороговорки.

Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.

Один, два, три, четыре, пять –
Кто умеет здесь считать?
Рассчитайте-ка ребят,
Что в кружочке здесь стоят.

Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.

Каждая команда должна привести пример своей считалки.

Молодцы, ребята! Вот открывается и следующий лепесток.

У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр.

Три-та-та, три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке.
А кошечка – по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
— Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

Это потешки. Как вы думаете, а для чего нужны потешки? Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.

Каждый ряд должен привести пример своей потешки.

Пока открывается следующий лепесток, мы с вами проведём физкультминутку при помощи потешки.

Лётал, лётал воробей.
Лётал, лётал молодой.
По-за синю морю.
Видал, видал воробей.
Видал, видал молодой
Как девицы ходят.
А девицы ходят так,
И вот эдак и вот так,
Так девицы ходят.
Лётал, лётал воробей.
Лётал, лётал молодой
По-за синю морю.
Видал, видал, воробей,
Видал, видал, молодой,
Как парнячи ходят.
А парнячи ходят так,
И вот эдак, и вот так,
Так парнячи ходят.

(Комментарий. Выявление читательского опыта учащихся, индивидуальный опрос и оценка ответов учащихся, умение работать с дополнительной литературой и учебной книгой. Данная форма работы позволяет каждому ребёнку показать свой уровень начитанности и литературного развития, проверить себя, что- то осмыслить и понять).

Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?

Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.

Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем её хором.

Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух.

Попробуйте придумать свою небылицу. Я вам даю рифму: галка – палка.

Молодцы, ребята, у вас неплохо получается. Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.

(Комментарий. На уроке была продолжена творческая работа учащихся, которую начали на уроках изучения русского народного творчества. Небылицы сочиняли в классе, в группах и индивидуально, а книжки-самоделки оформляли на уроках изобразительного искусства. Данная форма работы позволяет каждому ребёнку показать свой уровень начитанности и литературного развития).

Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.

Тогда для вас, ребятки,
По одной загадке.

Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (петух)

— А как вы догадались?

У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.

Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит. (ёж)

А как вы догадались?

У него много иголок.

Два брюшка, четыре ушка (подушка)

— Объясните, как вы определили, что это подушка.

Загадка, пословица, скороговорка, потешка, небылицы, считалка, песенка – это формы фольклора.

Вот и следующий лепесток открылся.

— Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.

А вот какое определение былины даёт толковый словарь Ожегова. (зачитать)

Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

— Каких былинных героев-богатырей вы знаете? Прочитайте отрывок на стр. 20 и назовите былину.

У вас на листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их.

Илья Муромец, Мороз Иванович, Кристофер Робин, Алёша Попович, Карабас Барабас, Добрыня Никитич.

Демонстрация репродукции картины В. М. Васнецова “Богатыри”.

Вот открылся ёщё один лепесток.

(Комментарий. Учились работать с образами героев, текстом произведения, отработка умения читать “вслух” и “молча”. Постановка учебной задачи является целью работы в учебнике, умение ориентироваться в учебнике и в тетради, самостоятельно выбирать операцию работы с учебником, отработка поискового чтения, выразительного чтения. Работа на листочках – фронтальная проверка полученных знаний. )

Читайте также:  Популярная русская народная игра

— Что такое сказка? Ответы детей.

— Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте. Стр. 28.

Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ. Но есть сказки, которые созданы писателями. Такие сказки называются литературными или авторскими. Это сказки А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и других писателей. (стр. 28)

— Вы нарисовали рисунки к сказкам, с которыми мы с вами уже познакомились. Скажите, пожалуйста, к каким сказкам вы нарисовали иллюстрации?

— А сможете ли вы назвать сказки, главные герои которых изображены на вот этих иллюстрациях.

Продемонстрировать иллюстрации, ответы детей.

Молодцы, ребята! А кто из вас может сказать, что такое присказка? Присказка – это шутливое вступление или концовка сказки.

Найдите и прочитайте присказки к сказке “Царевич Нехитёр – Немудёр”. Ответы детей.

Найдите диалог старика и старухи из сказки “Самое дорогое” и прочитайте, что предлагал старик, как ему возражала старуха.

В рабочей тетради на стр. 23 отгадайте кроссворд “По страницам сказок”. Проверить выполненную работу.

(Комментарий. Учились работать с образами героев, текстом произведения, отработка умения читать “вслух” и “молча”. Постановка учебной задачи является целью работы в тетради и учебнике, умение ориентироваться в учебнике и в тетради, самостоятельно выбирать операцию работы с учебником, отработка поискового чтения, выразительного чтения. Все ответы детей подтверждаются тестом. Здесь выявляется умение работать с текстом произведения. Дети учатся самопроверке и самооценке. Ведётся одновременно работа над языком произведения и над речью детей. Ребёнок может показать свой уровень начитанности и проверить себя. )

Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного творчества русского народа.

Давайте повторим? О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня. Ответы детей. По ходу урока выставляются оценки.

Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)

А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным?

Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды.

Я вам предлагаю дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них, а на следующем уроке вы перескажите сказку, которая вам понравилась или выразительно прочитаете отрывок этой сказки.

(Комментарий. Домашнее задание даётся в нескольких вариантах, чтобы каждый ребёнок мог выбрать работу по силам. )

К какому жанру устного народного творчества относится произведение, которое начинается словами:

1. “Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба”.

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
— Ха-ха-ха!

Катилось яблоко мимо сада,
Мимо сада, мимо града.
Кто поднимет, тот и выйдет!

4. В тетради выполнить задание № 2 на стр. 20.

Самоанализ. Мне очень нравится, что на уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. На уроке закрепили понятия об устном народном творчестве. Дети могут отличать жанры фольклора, владеют навыками выразительного чтения более 60 % учащихся.

1. При подготовке к данному уроку были учтены следующие особенности этого класса: дети два года обучаются в школе, уже сформировались навыки внимания. В большинстве своём в классе сангвиники, но 3 человека – холерики и 4 – меланхолики. Дети уже умеют оформлять свои мысли и выражать их в устной речи.

2. Образовательные цели были реализованы, а над развивающими и воспитательными целями следует продолжить работу. На уроке был использован в основном проблемный метод обучения через игровой приём. Перед каждым заданием я предлагала детям выполнить задачу. На уроке можно было увидеть и исследовательский приём – дети должны были нарисовать свою семью и подобрать пословицы к этому рисунку.

И хотя, многие родители находятся в разводе, дети изображают свою семью полной. Им хочется иметь и маму, и папу, и бабушку, дедушку, а в некоторых семьях членами семьи считают кошку, собаку, попугая. Это воспитывает любовь к животным, бережному отношению к членам своей семьи.

3. Выработанные на этом уроке знания будут использованы для дальнейшего изучения произведений устного народного творчества. На уроке были использованы словесные (рассказ, беседа, чтение), наглядные, практические методы.

4. Основная часть урока была посвящена игре с элементами соревнования. В ходе игры, благодаря проблемным заданиям ребята показали основные знания русского фольклора.

5. Вопросы, которые я задавала, были понятны детям, большое количество рук показало, что работа была интересна для детей.

6. Я считаю, что цветок во время игры стимулировал познавательную активность учащихся, побуждал к трудовой деятельности. Использованная репродукция развивала зрительную память, в рисунках детей проявилось и их творчество. Считаю, что игра как основная технология выбрана наиболее верной, т. к. в начальных классах является одной из главных.

7. На протяжении урока проведено 14 видов деятельности. Частая их смена позволила избежать переутомления. На уроке была использована физкультминутка для урока чтения.

8. Весь ход урока показал, что дети работают с удовольствием. Обстановка на уроке рабочая. Ни одна минута не пропала впустую. Правильные ответы я поощряла словом, а более полные – отметкой. Я хотела создать на уроке комфортную обстановку.

9. При переходе от одного задания к другому в игровой форме был сделан акцент на формирование аналитической деятельности: дети должны были угадать жанр устного народного творчества. Я старалась включить в работу всех детей.

10. Более углубленного изучения требуют пословицы и поговорки. Им я стараюсь уделять больше внимания, применяя их и на уроках русского языка, природоведения, изобразительного искусства. Почему так важно изучение произведений русского фольклора? Потому, что это основа всей русской классической литературы. На протяжении всех уроков, посвящённых русскому народному творчеству, я старалась обратить внимание детей на четыре важных жизненных человеческих императива: добро, правда, совесть и трудолюбие. Ведь на этом основана вся русская классическая литература. Здесь можно говорить о преемственности со средним звеном школы, где уделяется огромное значение этим заповедям мудрого фольклора. Конечно, мне стоит продолжать работу над развитием грамотной устной речи, умением выражать свои мысли, над выразительным чтением.

Источник

Правильные рекомендации