Почему эти сказки называются народными

Презентация к уроку

Цель: расширить знания учащихся об устном народном творчестве.

Форма: познавательный час

1. Слайд. Русские народные сказки.

Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки?

Чем же отличается рассказ от сказки и всякий ли рассказ является сказкой? (Выслушать мнения учащихся).

Почему же мы любим, читать и слушать сказки? В чем секрет долголетия сказки? (Выслушать мнения учащихся).

В сказке всегда хороший конец. Побеждает тот, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен.

2. Слайд. Возникли сказки в глубокой древности.

3. Слайд. Виды сказок.

Волшебные сказки (подводим курсор к данному названию и щелчком мышки переходим на 4 слайд).

В волшебной сказке человек общается с существами, которых в жизни не встретишь: Кощей бессмертный, Баба Яга, великаны, водяной и т.д. Тут и звери невиданные: Олень Золотые рога, Сивка- Бурка, Змей Горыныч, Жар-птица.

Число “три” со времён глубокой древности имеет магическое значение. В сказке всегда: в семье три сына, три сестры, у Змея Горыныча три головы, три задания должен выполнить герой.

Вспомним, что сказка передавалась устным путем, и рассказчик что-то изменял, добавлял свое. Так появились сказки похожие друг на друга, но не в точности одинаковые.

6. Слайд. Отрывок из мультфильма “Волшебное кольцо” (наводим курсор на видео и воспроизводим щелчком мышки). Переход на 3 слайд по гиперссылке в виде квадратика.

Сказки о животных (подводим курсор к данному названию и щелчком мышки переходим на 7 слайд).

Вспоминаем с ребятами сказки о животных? (“Зимовье зверей”, “Кот и лиса”, “Терем-теремок”, “Кот петух и лиса”. )

8. Слайд. Михаил Потапыч.

Медведь, по представлению древних славян, мог предсказывать будущее. Не редко он представлялся страшным, мстительным, не прощающим обиды. Но от века к веку образ медведя становился все добрее и добрее. У русских медведь- “дедушка”, “старик”. Люди верили, что медведь может помочь человеку, вывести заблудшего из леса.

9. Слайд. Пословица “Не рой другому яму, сам в неё попадешь”.

Образы из многих сказочных историй о зверях и птицах легко обращаются в пословицы и поговорки. (Кратко можно рассказать сказку “Не рой другому яму”, полный текст на последней странице). Жадный волк перешел из сказок в пословицу “Не клади волку пальца в рот” и поговорку “Волка в пастухи поставили” (о глупцах, неосторожно обращающихся со своим и чужим добром).

Попросить ребят продолжить пословицу “Не рой другому яму, сам в нее попадешь” (продолжение пословицы появится после щелчка).

10. слайд. К сказке “ Лиса и журавль”.

Вспоминаем с учащимися сказку о том, как лиса и журавль в гости друг к другу ходили. Чему же учит нас сказка? (Выслушать мнения ребят).

Отсюда вывод: как ты относишься к другим, так и они и к тебе будут относиться.

Попросить ребят продолжить пословицу “Как аукнется, так и откликнется” (продолжение пословицы появится после щелчка).

11. Слайд. Отрывок из мультфильма “Лисичка сестричка и серый волк” (наводим курсор на видео и воспроизводим щелчком мышки). Переход на 3 слайд по гиперссылке в виде квадратика.

Социально-бытовые сказки (подводим курсор к данному названию и щелчком мышки переходим на 12 слайд).

12. Слайд. Героями сказок являются обыкновенные люди.

Сказка передаёт быт, обстоятельства народной жизни. Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. Но, так как это сказка, то правда здесь соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, бедный и богатый, жадный и щедрый, умный и глупый.

13. Слайд. Народ верил, что царь хороший.

14. Слайд. Священник.

Без обмана в бытовых сказках нельзя. В сказке “Волшебный кафтан”, рубит мужик в лесу дрова, сильный мороз, так ему работается, что жарко стало. Снял он кафтан. А тут барин, тут барин замёрзший едет. Сказал мужик барину, что кафтан волшебный и греет на расстоянии. Тот и купил кафтан за большие деньги.

В бытовой сказке (недаром её называют ещё и плутовской) вполне допустима и кража. По одной из версий сказки “Вор”, Климка – вороватый, украл барского коня, простыни с постели, а то и саму барыню.

16. Слайд. Отрывок из мультфильма “Умная дочка” (наводим курсор на видео и воспроизводим щелчком мышки). Переход на 3 слайд по гиперссылке в виде квадратика.

Докучные сказки (подводим курсор к данному названию и щелчком переходим на 17 слайд).

17 Слайд. Сказки бабушки Груни.

Докучных сказок много. Сначала послушаем докучные сказки, которые расскажет баба Груня и ответим на её вопрос (щелчком по значку звука воспроизводим речь бабушки).

“Жил-был, был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не начать ли нам сначала.

Учащиеся отвечают на вопрос, который задала баба Груня.

Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе в трудную минуту.

Рекомендации: при показе слайдов, необходимо дать немного времени детям, чтобы они отреагировали на анимационные картинки. Потом учащиеся спокойно слушают, а знания лучше усваиваются.

Русская народная сказка “Не рой другому яму”

Сидит Мышь на бережку и думает; вдруг вылезла из воды Лягушка:

— Да вот, не знаю, как на тот берег переправиться.

— Садись на меня, я тебя перевезу. Да чтобы тебе в воду не упасть, привяжись ко мне покрепче.

Источник

Русские народные сказки: всё ли так просто?

«Что ты мне сказки рассказываешь?» – часто можно слышать в ответ на откровенную ложь. В массовом сознании понятие «сказка» стало едва ли не синонимом слова «ложь». Разве что в сознании ребёнка словосочетание «рассказывать сказки» является чем-то приятным и интересным, а вот в сознании у большинства взрослых это означает «бессовестно врать».

Если понаблюдать за окружающим миром, то можно понять, что в нём ничего не происходит «просто так» или «само по себе». Даже листья с деревьев падают лишь потому, что это кому-то нужно. В данном случае самому дереву, чтобы подготовиться к зимней «спячке». Тоже самое касается и всех процессов в нашем обществе. И если что-либо активно высмеивается, либо же просто формируется некое пренебрежительное или снисходительное отношение к тому или иному явлению, значит кому-то нужно, чтобы это явление не воспринималось всерьёз.

Взять, к примеру, вегетарианство. Лишь в последние лет десять это уже стало полноценным типом питания, с которым вынуждена считаться даже медицина, более того, Всемирная Организация Здравоохранения подтверждает, что мясо-таки вредно. Правда, пока что с различными оговорками, реверансами – не готово пока что общество к таким радикальным переменам в концепции правильного питания.

Если же оценить отношение к вегетарианству ещё 15-20 лет назад, то можно видеть, что этот тип питания активно высмеивался. Дело в том, что юмор – это отличный инструмент для того, чтобы обесценить ту или иную идею. И надо сказать даже более эффективный, чем всякого рода цензура, запреты и даже уголовное преследование. Обратите внимание, как сейчас высмеивается всё, что связано с нравственностью и целомудрием – это именно процесс обесценивания через юмор. Потому что то, над чем люди смеются, никак не может восприниматься как нечто созидательное.

Сказка ложь, да в ней намёк

Однако вернёмся к сказкам. Почему в обществе такое снисходительное отношение к сказкам? Глядя на современное общество, можно с уверенностью сказать, что большинству людей было бы полезно почитать многие русские народные сказки, где порой встречается совсем даже не детская мудрость.

Сказ, рассказ – это некое повествование. А что же такое «сказ-ка»? Это уменьшительно-ласкательное от слова «сказ». То есть в самом названии уже отмечается некое пренебрежительное отношение к такому явлению, как сказка. И в данном случае мы можем видеть типичную подмену понятий. Ещё двести лет назад термин «сказка» вовсе не обозначал детскую небылицу. В середине 19-го века «сказкой» называли серьёзные документы, к примеру, «ревизская сказка». Ревизская сказка – это переписной лист, с помощью которого вели учёт населения. А в посольских приказах сказками назывались реальные сведения, а вовсе не детские небылицы.

Стоит отметить, что в те времена существовали сказки и в привычном нынешнем понимании этого слова. Именно 150 лет назад начался процесс записи русских народных сказок. И если сопоставить два этих факта – название термином «сказка» серьёзных документов и русского народного творчества, то получается, что в те времена отношение к русскому фольклору было более серьёзным, нежели сейчас. Почему так? Попробуем разобраться.

Можно привести сравнение с айсбергом: верхняя часть составляет лишь небольшой процент от его реальной массы. Большая часть айсберга скрыта под водой. Тоже самое можно сказать и про сказку – казалось бы наивный фантастический рассказ содержит в себе важную зашифрованную информацию, которая, скорее всего, может быть доступна лишь посвящённым, либо же при детальном и глубинном изучении той или иной сказки.

Читайте также:  Общероссийского народного фронта программа

То есть сказка – это послание предков будущим поколениям, которое содержит в себе мудрость, либо же иную важную информацию. И то, что мы воспринимаем сказку, как детское развлечение – это крайнее невежество. Мы видим лишь вершину айсберга, а основную суть сказки просто не замечаем.

Сказки передают сквозь века глубинную мудрость народа. Второй смысловой ряд – вот что важно в сказке. И достаточно копнуть чуть глубже привычного поверхностного информационного слоя любой сказки – и перед искателем открывается глубинная мудрость веков. Самый поверхностный слой восприятия – это, казалось бы, ничем не примечательный обычный сюжет. Глубинное восприятие, которое доступно даже маленьким детям, позволяет понять мораль сказки, то есть её поучительную составляющую. К примеру, сказка о старике и золотой рыбке учит тому, что алчность может привести к «разбитому корыту». Однако существуют и более глубинные уровни осознания сказок.

Проблема в том, что, взрослея, человек перестаёт читать сказки. На самом же деле в этом народном творчестве содержится мудрость, которая будет полезна большинству взрослых. И по мере взросления каждое произведение народного искусства будет открываться всё новыми и новыми гранями. В сказках можно не только встретить описание тайн мироздания, но даже и отсылку к конкретным историческим событиям, происходившим некогда на земле.

Отдельно можно сказать о колыбельных, которые также являются формой сказок. Колыбельная – это подача информации от матери к ребёнку на том уровне восприятия, который доступен младенцу. В, казалось бы, примитивном тексте содержится базовая человеческая мудрость – призыв быть честным, быть искренним, жить в гармонии со Вселенной и так далее.

Что зашифровано в сказке о Колобке

Чтобы показать пример того, как в простой детской сказке может быть зашифрована мудрость предков, попробуем рассмотреть историю о Колобке.

Казалось бы всё просто. Хитрый кусок хлеба укатился от бабушки с дедушкой, покатался по лесу и, бедняга, таки попался в лапы лисы. Забавно, занимательно, но не более того. Однако не стоит спешить с выводами. Попробуем увидеть в этой истории второй смысловой ряд.

Начнём с самого начала. Как был создан Колобок? Изначально это – просто кусок теста. Но в процессе творения он обретает личность, разум и, надо полагать, душу. То есть мы можем видеть зарождение жизни, фактически, из ничего. Это ли не символ воплощения души в материальном мире?

Можно рассмотреть сюжет этой истории с точки зрения устройства Вселенной. Предположим, что Колобок – это символ Луны. И в истории о Колобке мы можем видеть описание того, как Луна передвигается по небесным созвездиям. Чтобы заметить параллели между описанием путешествия Колобка и движения Луны по небосводу, обратимся к более древнему варианту сказки.

В более древнем варианте Колобок встречает сначала Вепря, затем Ворона, потом Медведя, Волка и под конец Лису. И что же мы можем видеть? Вепрь, Ворон, Медведь, Волк и Лиса – это созвездия славянского зодиака – Сварожьего круга. И самое интересное, что по мере продвижения по созвездиям Луна становится меньше. А в сказке каждое из животных, которое встречается Колобку, откусывает от него кусочек. Забавное совпадение, не правда ли? А может быть, не совпадение?

Таким образом, вполне возможно, что история о Колобке содержит иллюстрацию движения Луны по небосводу – в каждом из созвездий Луна убывает, пока не исчезает вовсе в созвездии Лисы. Можно предположить, что сказка о Колобке – это пособие по изучению астрологии, которое зашифровано в простые детские образы для лучшего запоминания. Это типичный приём, известный нам ещё со школы – чтобы эффективно чему-либо обучить ребёнка, процесс обучение следует проводить в игровой форме.

Пушкин – поэт или пророк

Обратимся к другому произведению – сказке Пушкина «Руслан и Людмила». Если после прочтения этой сказки изучить древнее ведическое писание «Рамаяна», то можно заметить, что истории идентичны практически полностью. Стоит отметить, что Пушкин написал произведение «Руслан и Людмила» в 20 лет. Мог ли он знать о древнем ведическом писании в столь юном возрасте?

Вполне можно предположить, что Пушкин не был простым поэтом – возможно, он имел некую связь со вселенским разумом и черпал знания непосредственно из источника. Это заставляет задуматься о том, что все его произведения – не просто красивые стихи, а зашифрованные знания, которые он, подобно пророку, хотел передать людям. И кто знает, какие ещё тайны мы не увидели в его стихах, изучая их на уроках в школе? Быть может, стоит присмотреться к творчеству Пушкина повнимательнее, и многие тайны откроются нам.

Сказки – это послания предков, которые способны открыть нам многие тайны и изменить судьбу целых народов. А как известно, невежественными людьми проще управлять. Именно поэтому мы можем видеть, как вносятся изменения и искажения в изначальный вариант народных сказаний. Происходит ли это случайно, то есть просто те или иные подробности естественным путём скрывает от нас пыль веков или чья-то недобрая рука намеренно вычёркивает из народных сказаний то, что нам знать не положено – вопрос открытый.

Сказка про репку: куда пропадают персонажи

Вспомним сказку про репку. Сюжет, казалось бы, прост – несколько сказочных персонажей «тянут-потянут» репку. Вроде бы всё очевидно – история о том, что в любом деле следует действовать сообща. Но если присмотреться к персонажам, в истории присутствуют животные, а также люди. И вот тут закралась некая нестыковка. В сказке присутствует внучка, дед и бабка. И возникает вопрос: куда же делись отец и мать – ключевые образы славянской традиции, символ продолжения рода?

И если попытаться найти в сказке второй смысловой ряд, то можно предположить, что это история о взаимоотношениях поколений и взаимодействии временных структур. Образ репки можно расшифровать как образ некой мудрости предков, которую из глубин общественного сознания намереваются вытащить персонажи.

Итак, дед помышляет вытащить репку. Дед – как символ рода. Но самостоятельно справиться не может и зовёт бабку. Бабка, в данном случае, как символ традиции, хозяйственности. Вдвоём они также не достигают успеха и, в древнем варианте сказки, зовут отца и мать. Отец – символ защиты и опоры рода, а мать – забота и любовь. И что же получается – в современном варианте сказки это символы, то есть такие понятия, как защита и опора рода, а также забота и любовь просто отсутствуют.

Также стоит отметить, что количество персонажей с девяти сокращено до семи. Девять – сакральное число славянской культуры. А вот семёрка – это сакральное число христианства. Кстати, в истории прослеживается ещё одна подобная подмена – девятидневную славянскую неделю заменили семидневной.

Таким образом, сказки – это хранилища многовековой мудрости предков. Сказку можно сравнить с жёстким диском компьютера. Можно, конечно, этим устройством колоть орехи – тоже весьма продуктивно получается, а можно подключить устройство к компьютеру (голову, проще говоря, включить) и изучить информацию, которая на этом носителе находится. Какой вариант выбрать – решать нам. Ведь это послание наших предков, и от того, как мы распорядимся этим сокровищем, зависит наше будущее.

Источник

Конспект НОД «Русские народные сказки»

Елена Кривошта
Конспект НОД «Русские народные сказки»

Конспект НОД «Русские народные сказки».

Цель: воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Задачи: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Узнавать и героев сказки в загадках. Познакомить с новой русской народной сказкой «Лиса и журавль», учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи простые и сложные предложения, обогащать словарный запас детей.

Словарная работа: потчует, куманек, несолоно хлебала.

Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам и серия картинок к сказке «Лиса и журавль».

Ход НОД.

В. : сегодня мы с вами побеседуем о русских народных сказках.

В. : почему сказки называют русскими народными?

Д. : потому что их сочинил русский народ.

В. : Какие русские народные сказки вы знаете?

Д. : «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят» и другие.

В. : молодцы названия сказок вы знаете, а сможете ли вы узнать сказку в загадках? (воспитатель загадывает загадки, после ответа детей показывает иллюстрации к сказкам).

1. Он от бабушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

2. Нравом зол, цветом сер,

Семерых козлят он съел.

(Волк и семеро козлят)

3. У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала.

4. Миша по лесу идёт,

Короб на спине несёт –

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла-

Вокруг пальца обвела!

5. Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

6. Не послушался братишка

Много горя принесла

(Сестрица Алёнушка и

7. Мышка дом себе нашла,

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов.

8. Ах, ты Петя простота,

Не послушался кота,

(Петушок – золотой гребешок)

9. Посадил ее дед в поле

Читайте также:  Холестериновые бляшки на веках народная медицина

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

В. : молодцы ребята вы все загадки отгадали. Ребята скажите, пожалуйста, чем отличаются сказки от других произведений?

Д. : в сказке есть, что то, волшебное необычное, то чего не бывает в жизни.

В. : как обычно начинаются русские народные сказки?

В. : послушайте, пожалуйста, еще одно произведение «Лиса и журавль». (воспитатель рассказывает сказку и показывает иллюстрации)

В. : ребята как вы думаете, что это за произведение?

Д. : это сказка.

В. : почему вы так думаете?

Д. : потому что лиса и журавль разговаривают. Животные не могут класть пищу в посуду. Лиса с журавлем не могут подружиться в природе они враги.

В. : ребята мы с вами выяснили, что это сказка, давайте поговорим об этой сказке. Вам понравилась эта сказка?

В. : как вы думаете, почему лиса позвала к себе журавля?

Д. : лиса хотела угостить журавля.

В. : как лиса звала журавля?

Д. : приходи куманек, приходи дорогой.

В. : чем угощала лиса журавля?

Д. : манной кашей, которую размазала по тарелке.

В. : почему лиса размазала манную кашу по тарелке?

Д. : лисе стало жалко каши, чтобы съесть все самой.

В. : почему журавль не смог ничего съесть?

Д. : у журавля длинный узкий клюв.

В. : как поблагодарил журавль лису?

Д. : спасибо кума и на этом, приходи ко мне в гости.

В. : чем угощал журавль лису?

Д. : окрошкой, которую налил в кувшин с узким высоким горлышком.

В. : смогла ли лиса поесть окрошку?

Д. : нет, не смогла, ел только журавль своим узким длинным носом.

В. : что сказал журавль лисе?

Д. : ну, не обессудь кума, больше потчевать не чем.

В. : ребята как вы понимаете значение пословицы «как аукнулось, так и откликнулось»?

Д. : как лиса угощала журавля, так и журавль угостил лису.

В. : (рассказывает еще раз сказку)

Три – четыре ребенка пересказывают сказку близко к содержанию.

В. : чем сегодня мы с вами занимались?

Д. : мы вспомнили русские народные сказки, познакомились с новой сказкой «Лиса и журавль», уточнили, чем отличаются сказки от других произведений.

Итоговое открытое занятие для детей 1 младшей группы «Русские народные сказки» Развитие речи + художественное творчество Задачи: Образовательные: повторить содержание знакомых сказок; совершенствовать умение детей.

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи посредством художественной литературы «Русские народные сказки» Итоговое открытое занятие для детей 1 младшей группы Развитие речи посредством чтения художественной литературы (по русским народным сказкам).

«Сказочное путешествие». Конспект занятия в средней группе детского сада по теме «Русские народные сказки» Конспект занятия в средней группе. Тема: «Русские народные сказки» «Сказочное путешествие» Цель: Обобщение знаний о русских народных сказках.

Литературная викторина «Русские народные сказки» для детей старшего дошкольного возраста Литературная викторина: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать знания о русских народных сказках. Задачи: Воспитательные: Воспитывать.

Долгосрочный проект «Русские народные сказки» в средней группе ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Средняя группа Цель: Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.

Проект «Русские народные сказки» Проект «Русские народные сказки» 2 младшая группа Сроки реализации проекта: Проект: краткосрочный (2 недели);.

Развлечение для средней группы «Русские народные сказки» Развлечение по теме: «Русские народные сказки». «В гостях у сказки».(Средняя группа). Цель: Закрепить и расширить знания, представления.

Родительское собрание в старшей группе для детей с ОНР «Русские народные сказки» Родительское собрание в старшей группе для детей с ОНР «Русские народные сказки» Цель: знакомство с условиями для всестороннего развития.

Викторина «Русские народные сказки» (с презентацией) Составила: воспитатель первой квалификационной категории Асяева О. Л. Екатеринбург, 2014 Тема:«Русские народные сказки».

Источник

Русская народная сказка
статья по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

Русская народная сказка

1.Русская народная сказка, ее особенности.

Сказка возникла в доисторические времена и играла важную роль в развитии творчества народа, на всех его этапах. Она отражала взгляды народа на данном этапе исторического пути, будь то мирные времена или какие-то военные действия. Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Через сказку ребенок знакомится с окружающим миром, получает представление о добре и зле. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

Передаваясь из уст в уста, сказки менялись, как и действительность, которую они отражали. Порой сказки разных народов очень схожи, так как несут эстетические взгляды трудовых слоев населения, их мечты, боль и ненависть к эксплуатации в любых ее проявлениях. Сказки разных народов имеют и ярко выраженные национальные черты.

Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Их национальный характер выражается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, преимущественно крестьянской.

Зачин. ( «Жили-были, В некотором царстве, в некотором государстве»),

Основная часть. ( Интересное, непредсказуемое развитие сюжета),

Концовка. (Кульминация, с непременно торжествующим добром)

Самыми распространенными в русском исполнении являются сказки о змееборце, о трех царствах, о волшебном кольце, о чудесном избавлении от несчастий. В сказке часто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата, 33 года и т.д. В конце сказки, как правило, употребляют присказки: «и я там был, стали они жить-поживать и добра наживать».

Особенности русских народных сказок:

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли, палаты белокаменные. Встречаются также тавтологии: диво дивное, чудо чудное; сросшиеся синонимы: путь-дороженька, горе-несчастье.

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко.… Все это делает пересказ плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…(Вот чудо-то, Пойду-ка я направо, Что за чудо).

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Форма сказки идеальна. Сказка дает схему человеческих отношений. В ней чувствуется стремление народа восстановить справедливость.

Народной сказке свойственны все особенности фольклора. Сказочник зависит от традиций, в форме которых сказка дошла до него. Эти традиции создавались многими поколениями сказочников.

Русским народным сказкам присущи определенные образы героев: образ дурака, доброго, веселого, удачливого победителя всех жизненных невзгод; образ ловкого, смелого солдата, победителя самой смерти; образ чудесной работницы; образы коварного и мстительного царя, страшного чудовища, которое надо победить; образы чудесных помощников, будь ли это волк, верный конь, благодарный за привет старичок.

Сказочная фантастика выражает стремление устремления народа, его мечты, желания, надежды. В этой фантастике воплощалось все, что волновало сердце и ум народа. Глубокая народность- естественная особенность такого вымысла. Сказочный вымысел служит раскрытию жизненной правды. В этом состоит специфика сказки.

Условно сказки подразделяются на волшебные, авантюрные, бытовые и о животных. Причем в сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои (отрицательные и положительные).

2.Сказки о животных.

В русской народной сказке о животных взаимно отражают друг друга два мира – мир людей и мир зверей. Сказки о животных «вводят человека в круг первых жизненно важных представлений, объясняют сущность многих явлений, знакомят с характерами и взаимоотношениями людей».

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Животное считалось родоначальником- тотемом. Тотема нельзя было убивать и употреблять в пищу. Тотемизм явился своеобразной формой религиозного осознания связи человека с природой и зависимости от нее. В то же время в тотемизме сказалось желание найти защиту против опасностей, которые часто подстерегали людей. Человек надеялся найти защиту у зверя, снискать его уважение к себе.

Сохранились следы тотемизма и в суевериях русского народа. Например на севере России верили в то, что медведь- это человек, превращенный каким-либо волшебством в медведя. Медведь, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). В сказках постоянно подчёркивалась огромная сила медведя. Он давит всё, что попадает ему под ноги. Медведь и в древние времена считался особым существом, его нужно было остерегаться. В тоже время, медведь рассматривался людьми как покровитель. Верили, что медведь может вывести из леса заблудившегося.

Появлению сказок о животных предшествовали рассказы, связанные с поверьями о животных. Но отличие сказок от поверий очень существенно. Например: волк в поверьях- зверь хищный, хитрый, изворотливый, умный и злой, а в сказках- глупый, его легко обмануть, он вечно голодный и избиваемый. Выраженное в поверьях почтительное отношение к лисе тоже противоречит откровенной насмешке, с которой в сказках рассказывается о ее частых промахах и неудачах. Этому способствовало изменение уклада жизни древних славян, изменение воззрения людей на природу и общество.

Читайте также:  Что не является жанром устного народного творчества

История сказки как художественного явления началась с момента, когда прежние рассказы о животных стали терять всякую связь с мифическими понятиями. Образ животного воспринимался уже как иносказательное изображение человека.

Главными героями русских сказок о животных стала лиса- Лиса Патрикеевна, лисица-красавица, Лисафья. Она во всех сказках верна самой себе. Она изворотлива и лжет напропалую, нередко пускается на самую невероятную выдумку. Лиса думает только о своей выдумке. Она мстительна и злопамятна. Все это часто встречается у людей с практическим, изворотливым умом, обуреваемым мелкими страстями.

В многочисленных сказах выведен и медведь. Человеческий тип, воплощенный в медведе, отчасти схож с тем, который воспроизведен в волке. Поэтому часто волк замещает в сказке медведя. Но сходство образов лишь частичное. В основном в сказках медведь- зверь высшего ранга, он самый сильный в лесу. В медведе олицетворялся образ государя, владыки округа.

Лесные и полевые звери: заяц, лягушка, мышь; птицы (дрозд); насекомые играют в сказках роль слабых. Они служат на посылках, их легко обидеть. Социальный смысл присущ и этим сказкам.

Из домашних животных и птиц положительными героями являются кот и петух. Кот бескорыстен в дружбе, а петух готов придти на помощь всякому обиженному. Все сказки о животных воссоздают богатые подробностями бытовые истории. Сказочные герои живут жизнью крестьян. В большинстве сказок используется богатство образности, скрытое в разговорной речи.

Небольшую, но весьма ценную группу сказок про животных составляют сказки о неправом суде, о древнем русском судопроизводстве. По приемам аллегорического изображения такие сказки напоминают басни. В них сохранились бытовые подробности эпохи, в которую они были созданы. Многие из них литературного происхождения. Судопроизводство в этих сказках подвергнуто сатирическому изображению.

Это сказки с цепной композицией. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Звенья цепочки все одинаковые («Репка», «Теремок», «Колобок»). Повторяющиеся одинаковые эпизоды дополняются новыми элементами. Эта группа сказок создавалась специально для детей. Сказки сокращались, упрощались.

герои собираются в одном месте,

герой изгоняется из избы,

покушение на жизнь героя.

Совсем иной эффект достигался докучными сказками. Докучными (т.е. рассчитанными на то, чтоб больше не докучали, не приставали) они названы с известной долей юмора. Например, ребятишки долго упрашивают пестунью рассказать им сказку, и та наконец соглашается. Они устраиваются поудобнее, приготовившись внимательно слушать длинную и увлекательную сказку. А вместо этого сказка укладывается в двух-трех строчках:

Хочешь сказку про лису!

Ходили журавль да овца:

Сметали они стожок сенца –

Не сказать ли с конца?

У всех волшебных сказок можно найти похожие черты. Вообще, все волшебные сказки очень похожи по их построению. Самая простая схема любой волшебной сказки содержит в себе следующие пункты:

Такая структура присуща и более поздним сказкам. Они тяготеют к ней, как к своей первоначальной повествовательной основе.

Светлому миру положительных сказочных героев и их помощников противопоставляются темные силы этого царства.

Баба Яга, несмотря на ее нехороший образ, способна иногда посочувствовать и помочь герою.

Сказки волшебного типа включают в себя чудесные, авантюрные, героические:

4. Социально-бытовые сказки.

Социально-бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается, прежде всего, в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы: социальную несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его личность. В сказках речь идет о барщине, о бедности крестьян. Вторая тема реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде.

Хитрость и народная смекалка побеждает в бытовой (или социально-бытовой) сказке, где чудеса сведены к минимуму, а в основе сюжета реальные человеческие отношения с необычными происшествиями. В отличие от волшебной сказки бытовая сказка ироничнее, насмешливее. Шутка тут пронизывает всю историю. В бытовых сказках выражены острый иронический смысл и та шутка, в которой блещет ум народа.

Так же, как и помещиков, сказки высмеивают попов. В них сатирически изображены все служители церкви, начиная с пономаря и кончая архиепископом. Бичующий смех обрушивается на глупых, жадных, продажных, грубых, необразованных попов. Именно об этом сказки «Церковная служба», «Безграмотная, деревня», «Поп и дьякон», «Отец Пахом», «Похороны козла» и др. Нередко сказки заканчиваются изображением гибели попа от рук работника, мужика или Ивана-дурака.

Осмеянию в социально-бытовых сказках, как в «Сказке о Ерше Ершо-виче», «Вороне», подверглось судопроизводство средневековой Руси и даже сам царь. Неразумность, несправедливость решений суда народ объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках он как бы восстанавливал справедливость.

Сказка утверждала: кто много работает, тот должен быть богатым. Довольно интересная особенность, разбогатев, герой сказки продолжает трудиться: посему социально-бытовая сказка не представляет своего героя вне трудовой деятельности.

Во многих типах социально-бытовых сказок важную роль играет солдат. Его образ весьма оригинален. Это «бывалый» солдат, который умеет и мастерить, и рассказывать сказку, и перехитрить, когда надо. Образ его важен тем, что солдат часто как бы выносит приговор в спорах, дает оценку поведению людей, обличает пороки, потешается над суевериями («Суп из топора»). Солдат способен обмануть чертей, барина и глупую старуху.

Народ видел недостатки и в собственной жизни, сказки помогали ему искоренять их. Они бичуют прежде всего глупых людей, непрактичных и пустых мечтателей, упрямство и скупость.

Идейная задача социально-бытовых сказок определяет и их структуру: основой ее служит социальная антитеза, противопоставление мужика барину, купцу, попу, бедного богатому («Марко Богатый и Василий Бесчастный»). Такого рода антитеза раскрывала общественные противоречия и выполняла важную роль в повышении классового сознания трудовых масс, вызывала ненависть к богачам, находила положительный отклик у слушателей. Идейная сторона социально-бытовых сказок проявляется и в оценке действительности, и в оценке поведения персонажей.

В социально-бытовых сказках существует серия сказок, которые принято называть новеллистическими и которые чаще всего разрабатывают сюжеты о споре мужа и жены, об испытании верности жены, о лености жены и глупости мужа, о спрятанном и наказанном любовнике. Обычно муж при содействии кума отучает жену командовать собой. Комизм особенно ярок в рассказах о старике и старухе, которые ревнуют друг друга.

Сказка относится к жанру сказок о животных. Это кумулятивная сказка, т.к она распадается на определенное количество повторяющихся эпизодов. В данной сказке много загадок. Например, откуда же появился сам теремок и почему он пустой. Сказка не дает ответ на этот вопрос, и нам остается только гадать, что имели ввиду наши предки.

К теремку начинают подходить сначала насекомые: муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар-пискун. Они поочередно заселяются в теремок и начинают жить в дружбе и согласии. Затем к теремку прибегает мышка-норушка. Ее тоже принимают, она маленькая и в теремок вполне помещается. Следом приходит лягушка-квакушка. И здесь мы находим очередную загадку. Ведь в теремке ей целый завтрак собрался: муха, блоха, комар. И этот завтрак зовет: «Ступай к нам жить». Враг прощен и уважен. Лягушка лезет в теремок, оставив за порогом все скользкие мысли. Начинается другая жизнь.

Именно благодаря коню Иван справляется с невыполнимой задачей: «Приезжает Иван на царский двор, а там народу видимо-невидимо. В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна Несравненная Красота.
Царь вышел на крыльцо и говорит:
— Кто из вас, молодцы, с разлету на коне доскочит до оконца, да поцелует мою дочь в уста, за того отдам ее замуж и полцарства в придачу».

Почему царь ищет мужа для своей дочери таким странным способом? Может быть, царь хочет, чтобы его зять был лихим наездником? Храбрецом? Нет, царскому зятю нет нужды скакать на лошади лучше других. Не ждет от него царь ни знатного происхождения, ни золота-самоцветов. Задавая заведомо невыполнимую для простого смертного задачу, царь стремится заполучить в зятья того, кто владеет магией, кому помогают потусторонние существа, кто «на ты» с колдовским сообществом. Тот, кто владеет магией, достоин дочери царя, а со временем и его трона.

Иван справляется с задачей с третьей попытки. В сказке ярко выражена троичность (три брата, три ночи, конь трех мастей, три попытки). Сказка заканчивается свадьбой Ивана и царской дочери. Как и во всех сказках главный герой получает достойную награду за доброту, мужество и отвагу. А лень и трусость остаются ни с чем.

Сказка «Каша из топора»

Сказка относится к жанру социально-бытовых сказок. Главный герой сказки – солдат. Отрицательный герой – жадная женщина. В сказке высмеивается скупость и глупость хозяйки дома. Попросив ужин и получив отказ, солдат решил проучить жадную бабу. Он принимается варить кашу из топора.

У хозяйки много еды, но она скупа и решила обмануть солдата. Но солдат оказывается хитрее. Здесь нарочито ярко показывается глупость хозяйки дома. Солдат хитростью вынуждает бабу принести ему и крупу, и соль, и масло. А та, пав жертвой собственной недогадливости, и не понимает, что ее обманули.

Сказка наказывает и высмеивает скупость и глупость. А солдат за смекалку награжден: и каши поел и топор унес.

Источник

Правильные рекомендации
Adblock
detector