Почему этот нравственный вопрос волновал создателей народных сказок

«Духовно-нравственные идеалы русских народных сказок»

Наталья Мерзлякова
«Духовно-нравственные идеалы русских народных сказок»

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Духовно-нравственное воспитание происходить благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности, имеющей моральную ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений и главное, у него формируется эмоционально – нравственное отношение к окружающему миру.

Немаловажную роль в становлении художественно-нравственной личности ребенка играет чтение и обсуждение русских народных сказок. Сказка – любимый литературный жанр малышей. В этом озорном, фантастическом, игровом жанре легче всего преподнести ребенку высокие нравственные истины. Самой природой заложено в ребенке проиграть как можно больше сложных и разнообразных ситуаций взрослого мира, чтобы постичь его, чтобы найти среди его сложностей свое место в жизни. И в этом плане сказка – один из лучших помощников ребенка. Сказка не только «мудрая ложь», но и игра, которая оказывает на малыша духовно-нравственное влияние, пробуждает в нем чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, равнодушия, эгоизма, народ красочно рисует в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра. А чтобы закалить душевные силы ребенка, вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывают, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность героев обязательно побеждает зло, каким бы страшным оно не было. Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых высмеивается такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусость, глупость, жадность.

Во многих русских сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей, насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и разнообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Русская народная сказка с ее богатством красочных описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает дошкольникам взаимосвязь природы и человека. Природа всегда помогает положительным героям, а сказочные персонажи дают представление о морали, справедливости.

Эмоциональное проявление детей после знакомства со сказкой показывают, как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Ребята отзываются на все доброе, прекрасное, выражают сочувствие, приходят на помощь попавшему в беду, грустят, радуются.

У детей развивается сознательное отношение к делу, воспитывается чувство ответственности, уважение к окружающим, чувство человечности, мужества.

Русские народные сказки – это школа развития вышеперечисленных чувств детей. Выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. Сказка для ребенка – это не только вымысел, фантазия – это особая реальность мира чувств, эмоций такого прекрасного, таинственного.

Возникающие у детей добрые чувства, необходимо развивать, поддерживать, предоставляя ребенку возможность действовать. Педагогам следует позаботиться о том, чтобы этические представления, полученные детьми при чтении русских народных сказок, нашли отражение в жизни. Читая детям русские народные сказки, педагоги активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность.

«В гости к героям русских народных сказок». Конспект НОД по театрализованной деятельности в средней группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно- эстетическое, социально – коммуникативное, физическое. Цель:.

Физкультурное развлечение для детей в средней группе «Путешествие в мир русских народных сказок» Задачи: 1. Вызвать у детей интерес к русским народным сказкам и умение их воплощать в играх, желание играть в них. 2. Упражнять в выполнении.

«Снежная сказка» (снежные скульптуры по произведениям русских народных и авторских сказок). Фотоотчёт Предлагаю вам совершить путешествие в мир «Снежной сказки». Сказка – неотъемлемая часть детства, которая открывает для ребенка целый мир.

Интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию детей 2–3 х лет с использованием русских народных игр Цели и задачи: • приобщение детей к русской культуре, национальным устоям посредством русских народных игр; • развитие духовно-нравственных.

Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок» Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны.

Маски-шапочки «Герои русских народных сказок» Авторское дидактическое пособие «Маски-шапочки героев русских народных сказок» «Герои русских народных сказок» Деревенец Наталья Владимировна,.

План работы по нравственному воспитанию посредством русских народных сказок Сентябрь Тема: Хвастун – храбрец. Сказка «Заяц – хвастун» (рус. нар. сказка в обраб. О. Капицы). Пословицы: Хвались, да назад оглянись;.

Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа) Безусловно, все дети любят сказки. С самых ранних лет ребёнок знакомится в первую очередь с русскими народными сказками. Дети становятся.

Спортивный праздник по мотивам русских народных сказок «Там на неведомых дорожках» в дошкольном отделении «Обучай-ка» Сценарий спортивного праздника «Там на неведомых дорожках…» по мотивам русских народных сказок Задачи.

Источник

Реферат «Добро и зло в русских народных сказках»

Мир сказок удивителен. В волшебных сказках светлому миру положительных героев и их помощников противостоят враждебные им тёмные силы сказочного царства, которые являются представлением народа о зле и коварстве. Но особенно ярко выражалась в волшебных сказках любовь народа к Родине, мечта о стране, где побеждены зло и несправедливость и где царят мирная жизнь и труд. В данной исследовательской работе рассмотрен вопрос о добре и зле в русских народных сказках на примере образов Ивана-царевича и Бабы-Яги.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с.Ния

реферат по литературе

языка и литературы

Глава 1 Сказка и сказочные герои___________________________5

Глава 2 Иван – царевич_____________________________________6

2.1. Кто такой Иван – царевич?________________________6

2.2. Иван-царевич в сказке «Царевна-лягушка»____________6

Глава 3 Баба Яга___________________________________________8

3.1. Кто такая Баба Яга?________________________________8

3.2. Баба Яга в русских народных сказках_________________9

Глава 4 Ваше мнение…____________________________________10

4.1. Результаты анкеты учащихся школы по теме

«Русские народные сказки»_________________________10

Глава 5 Заключение_________________________________________11

Список используемых источников_______________________________12

В сказке всегда происходит борьба добра и зла. Хорошие сказочные герои обязательно выходят победителями, какие бы препятствия им не приходилось преодолевать. И хотя сказки рассказывают о необычных событиях, но всё равно в каждой выдумке есть что – то от настоящей жизни.

В современном мире проблема добра и зла очень актуальна. В нашей жизни не хватает доброты и бескорыстия. Этому есть множество примеров: брошенные собаки и кошки на улицах городов и посёлков, преступления людей, войны. А ведь люди должны быть людьми: делать добро для других, беречь животных и нашу планету, помогать всем.

Читая русские народные сказки, я понял, что народ уже в глубокой древности размышлял об этой проблеме и создавал вымышленные истории со счастливым концом и обязательной победе добра над злом. В своей исследовательской работе я решил рассмотреть вопрос о добре и зле, обратившись к русским народным сказкам, ведь с ними связаны мои первые представления о справедливости, о том, что добро обязательно побеждает зло.

Цель моей работы: изучить сказочные персонажи, выяснить, действительно ли Иван – царевич и Баба Яга являются представителями добра и зла в русских народных сказках и составить обобщённую характеристику этих героев.

В своём проекте я постараюсь решить следующие задачи: Слайд 5

Объект исследования : образы Ивана – царевича и Бабы Яги.

Предмет исследования: русские народные сказки.

Для проведения исследования по теме реферата я определил следующие этапы работы : Слайд 7

Гипотеза: добро побеждает зло.

Глава 1 Сказка и сказочные герои

1.1. Толкование слова «сказка» Слайд 9

А сказками назывались документы, в которых сообщались различные сведения о количестве и составе населения.

Впервые термин «сказка» в современном значении был употребл ё н в 1649 году. Очень быстро его значение перешло только на волшебные,

сказки, в основе сюжета которых были фантастические приключения или подвиги главного героя.

В волшебных сказках светлому миру положительных героев и их помощников противостоят враждебные им тёмные силы сказочного царства, именно эти образы являются представлением народа о зле и коварстве. Но особенно ярко выражалась в волшебных сказках любовь народа к родине, мечта о стране, где побеждены зло и несправедли-вость и где царит мирная жизнь и труд.

1.2. Сказочные герои

Все герои русских народных сказок делятся на два типа:

главными героями наших сказок являются сильные, Слайд 10

находчивые, добрые и благородные герои: Иван – царевич,

Елена Прекрасная, Елена Премудрая; кроме добрых героев, в сказках всегда присутствуют и злые: Слайд 11

Баба Яга, Кащей Бессмертный, Змей Горыныч, Леший, Кикиморы.

Глава 2 Иван – царевич Слайд 12

2.1. Кто такой Иван – царевич?

Каково же происхождение имени Иван?

Самое распростран ѐ нное мужское имя на Руси – Иван.

О происхождении этого имени рассказывает Лев Успенский: «Тысячелетия назад среди малоазиатских иудеев было распространено имя Иехоханан, что означало «милость божия», «дар бога». Когда широкое распространение получило христианство, то вместе с ним пришли к народам имена «святых людей». Пришло оно и на Русь, и в русском языке стало звучать «Иван».

Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII – начале XIX века. Иван – царевич выступает в сказках как положительный герой, который борется со злом, помогает обиженным или слабым. Этот сказочный герой всегда изображался народом умным и смелым, добрым и отзывчивым, потому ему и приходят на помощь силы природы, чтобы помочь справиться с трудностями.

Очень часто в начале сказки Иван – царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своём царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван – царевич получает назад своё царство, трон или находит своих родителей. Это настоящий сказочный герой.

2.2. Иван – царевич в сказке «Царевна – лягушка»

чтобы найти Василису Премудрую. Иван – царевич предстаёт перед нами мужественным и бесстрашным, он не побоялся в одиночку 6.

пойти искать свою жену, от других героев он отличается активностью, которая больше всего проявляется тогда, когда исчезает Василиса Премудрая и царевич отправляется на её поиски.

Теперь он сам принимает решения и начинает действовать самостоятельно, ни минуты не раздумывает.

«…Загоревал царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошёл искать жену свою, Василису Премудрую…»

Сказка «Царевна – лягушка» рассказала о том, как герой добивался победы, добра и справедливости. Он нашёл свою Василису Премудрую. Добро и справедливость торжествуют, но для этого герою пришлось пройти через трудности и испытания. Я считаю, что Иван – царевич смело боролся со злом, показал себя достойным представителем «добрых сил».

Эта сказка убеждает нас в том, что и в жизни человек может многого добиться благодаря уму, доброте, труду и смелости.

Волшебная сказка «Царевна – лягушка» посвящена верности людей своему слову и делу, настойчивости в преодолении препятствий для достижения своей цели.

Глава 3 Баба Яга Слад 15

3.1. Кто такая Баба Яга?

Очень часто в русских народных сказках присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Она хорошо известна всем с самого детства. Но многие ли из нас задумывались над тем, кто она такая, что означает её имя?

Чтобы узнать значение имени Бабы Яги, я обратился к энциклопедии и толковому словарю. Итак, Баба – первая часть имени говорит о её возрасте, о том, что она старая женщина, ведь наши русские слова «баба», «бабушка» обозначают людей старшего возраста.

Современный толковый словарь Ефремовой даёт два толкования второй части имени:

1). Яга – это злая старуха колдунья как персонаж русской народной сказки.

Работая над темой своего реферата, я вновь обратился к русским народным сказкам, в которых действует – злодействует Баба Яга.

3.2. Баба Яга в русских народных сказках.

Баба Яга вместе с Кащеем Бессмертным, Змеем Горынычем представляет в сказках страшные чудовища, тёмные силы, которые часто очень жестокие, коварные. Так русские люди в далёком прошлом выражали своё представление о зле. Сказочники не жалели красок, чтобы показать борьбу между добром и злом.

Читайте также:  Приступ эпилепсии народные средства

Баба Яга умеет пугать, колдовать, мешает положительным героям совершать добрые поступки.

В сказке «Финист – ясный сокол» образ Бабы Яги несёт в себе зло, она состоит в родственных отношениях с мачехой главной героини и помогает злой мачехе извести падчерицу.

В сказке «Гуси – лебеди» Баба Яга является похитительницей детей, пытается их зажарить, она отрицательный персонаж.

А в сказке «Марья Моревна» Баба Яга хотела погубить Ивана – царевича. 9.

В сказках, которые я перечитал, по характеру Баба Яга очень злая, хитрая, жестокая, командует нечистой силой. Она всем вредит, создаёт на пути трудности, похищает детей, может посадить героя на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть. Слайд 17

Во всех этих сказках Баба Яга предстаёт очень коварной. Она всегда хочет навредить добрым героям. Очень хорошо, что сказок со злой Бабой Ягой не так уж и много. Но без таких героев тоже нельзя, иначе не было бы сказки.

Подводя итог этой части работы, можно сказать о важности и незаменимости этого образа для русской волшебной сказки. Баба Яга и страху нагонит, и героя на выносливость испытает, и волшебство проявит, а где-то и уму-разуму научит. В сказочном образе Бабы Яги проявилось творчество русского народа, умение через слово выразить свою фантазию и мастерство сказителя.

Глава 4. Ваше мнение… Слайд 18

4.1. Результаты анкеты учащихся СОШ

с.Ния по теме «Русские народные сказки»

В ходе своей работы мне было интересно узнать, как ученики нашей школы знают русские народные сказки и их героев. Я решил провести небольшое исследование: подходил к ученикам разных классов и задавал вопросы:

Результаты опроса получились следующие: Слайд19

злая, страшная, некрасивая, старая, вредная, кривой нос,

колдует, варит зелье, всех ловит, ест людей, летает,

превращается, обманывает – 30.

Меня очень порадовали итоги проведённого опроса среди

учеников: все они знают русские народные сказки и их героев, представителей добрых и злых сил, очень хорошо, что ребята знают, что главным в сказках является то, что добро всегда побеждает зло.

Глава 5. Заключение Слайд 21

Итак, работая по теме исследования, я ещё раз перечитал

русские народные сказки, чтобы рассмотреть вопрос о добре и зле, я изучал образы Ивана – царевича и Бабы Яги, анализировал их поступки, составил характеристики этих героев и убедился в том, что они действительно являются яркими представителями добра и зла в русских народных сказках. Ведь добро и зло в сказках играет очень важную роль, потому что помогает нам уже с ранних лет понимать, что добро – это хорошо, а зло – это плохо. Поэтому можно сделать вывод: сказки учат доброте, отличать хорошее от плохого, терпению, трудолюбию, смелости, верить в свои силы, преодолевать трудности, бороться со злом, защищать слабых. В сказке всегда хороший конец: побеждает тот, кто любит свой народ, уважает старших, родителей. Слайд 22

Список используемых источников:

Источник

Добро и зло в русских народных сказках

Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.
В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.

Вот почему каждая русская сказка наводит пример противостояния добра и зла. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные, смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи. Все это благодаря их нему доброму сердцу, жалости к другим беззащитным персонажам, которым необходима помощь. Добрым героям помогают все, даже птицы и звери. Вот яркие примеры: Ивану царевичу помогал Серый волк, а заяц, рак и утка оказали помощь в поисках иголки, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.

На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость, свое стремление и надежду. Русская народная сказка – это не только развлечение, скрашивающее долгий вечер, а еще и урок как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Книга с Русскими народными сказками является самой любимой, как для детей, так и для взрослых. Она – проста, добра и светла. В ней исключено место для предательства, фальши и лжи. Каждый злой поступок получает заслуженное наказание.

Вспомним слова, написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы подрастающее поколение впитывало в себя важные моменты и уроки, которые скрыты в сказочных героях и их забавных приключениях. Но и многим взрослым они тоже приходятся по душе. В сказках всегда добро побеждает зло. За добрые поступки каждый будет награжден. Наверное, немного найдется людей, которые скажут, что не помнят ни одного сказочного персонажа. Это из-за того, что фольклор пропитан душой всего русского народа.

Рассмотрим зло в народных сказках, которое всегда изображалось безобразным и страшным.

Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх и подавляемость. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою.

В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.

Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.
Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.

Источник

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА на тему:Сказка как средство нравственного воспитания младших школьников

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии

Направление подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы: начальное образование

Степанищева Елена Вениаминовна

(фамилия, имя, отчество)

заочная _форма обучения

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

Сказка как средство нравственного воспитания младших школьников

Профессор, доктор педагогических наук, проф. кафедры

(ученая степень, ученое звание)

Гарипов Марсель Исмагилович

(фамилия, имя, отчество)

(ученая степень, ученое звание)

(фамилия, имя, отчество)

Допустить к защите:

педагогики и психологии

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников посредством сказки

1.2 Особенности использования народных сказок как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста……………………..…….17

1.3 Нравственное воспитание младших школьников в свете новых требований ФГОС НО…………………………………………………………. 20

Глава 2. Опытно-поисковая работа по изучению проблемы нравственного воспитания младших школьников посредством сказки

2.1 Констатирующий этап по изучению проблемы нравственного воспитания младших школьников ………………………………………………………….26

2.2 Формирующий этап по нравственному воспитанию младших школьников посредством сказки…………………………………………………………….31

2.3 Контрольный этап по изучению проблемы нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………….…. …43

Список использованных источников ………………………………………53

В научной литературе указывается, что мораль поддерживается силой общественного мнения и при этом оформляется в различных заповедях, принципах как следует поступать.

Из всего этого делаем вывод: взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

Основа нравственного убеждения закладывается в детстве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии «…яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» (В.А.Сухомлинский). С этим не поспоришь.

В морали закреплены такие понятия, как «добро», «честь», «совесть», «справедливость». Все эти понятия имеют оценочный характер. Причем оценку может дать как взрослый, так и сверстник.

А как будет принята оценка – зависит от того же нравственного восприятия, которое заложено в процессе нравственного воспитания. Так что, как не крутите, а без нравственности не прожить и не выжить.

Проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Поэтому именно учитель, обладающий возможностью влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждой ступени обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания.

Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Поэтому, в каждой прочитанной книге необходимо научить маленького читателя видеть добро и зло. Научить правильно, читать художественное произведение, сказки, чтобы правильно оценить поступки, совершенные героями.

Объяснить, почему именно так нехорошо поступил герой, почему именно такой поступок описан в сказке, чему учит нас сказка, от чего уберечь, предостеречь.

Добро, радость, счастье – это категории, принимаемые и ожидаемые читателем. А если в процессе воспитания поставить простой вопрос «почему»? – ребенок – читатель, ребенок – человек – задумается и будет искать ответ.

Пусть решение проблемы определится не сразу, но ее поиск будет продолжаться до тех пор, пока не определится выход из создавшейся жизнью ситуации.

Безусловно, мы не можем оградить или запретить общение с улицей или телевидением. Но хотелось бы, чтобы проблема нравственности волновала не только заинтересованных: учителей, авторов школьных программ, но и тех, кто является носителем внешней информации (СМИ, телевидение, радио).

Изученность проблемы. Проблема нравственного воспитания юного поколения была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, И.П. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.

В современной педагогике общие проблемы нравственного воспитания разработаны в трудах А.М. Архангельского, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова Н.Е. Щурковой и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания.

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников В.А.Сластенин, О.С.Богданова, Т.А. Стефановская, И.А. Каирова, И.П. Подласый и др.

Цель исследования: Изучить сказку как средство нравственного воспитания младших школьников. Опытно-поисковым путем определить уровень нравственного воспитания младших школьников, подобрать эффективные средства нравственного воспитания младших школьников.

Объект исследования: процесс обучения и воспитания младших школьников.

Предмет исследования: сказка как средство нравственного воспитания младших школьников.

Гипотеза исследования: Предположим, что сказка является эффективным средством нравственного воспитания младших школьников.

— Изучить теоретические основы нравственного воспитания младших школьников посредством сказки ;

— Провести практическое исследование по изучению уровня нравственного воспитания младших школьников на констатирующем этапе;

Читайте также:  Реформы в области народного образования 1863 1864 таблица

— Организация работы по нравственному воспитанию младших школьников на формирующем этапе;

— Провести практическое исследование по изучению уровня нравственного воспитания младших школьников на контрольном этапе;

— Разработать рекомендации для педагогов и родителей.

Методы исследования. Анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, беседа, диагностика, анализ полученных результатов исследования.

Методики исследования. Диагностика нравственной мотивации (С.Ф. Сироткина); Методика И.Б. Дерманова «Как поступать».

Организация исследования: Исследование проводилось на базе АНО ОО Прогимназии №14 «Журавушка» г. Бугульма, в период с сентября 2018г. по апрель 2019г.

В исследовании принимали участие младшие школьники 2 класса (20 человек).

Практическая значимость. Определены наиболее эффективные методы нравственного воспитания младших школьников, п одобраны и разработаны методические рекомендации для педагогов начальной школы, также практическая значимость определяется возможностью применения полученных результатов в практике начального образования.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников посредством сказки

Русский педагог К.Д. Ушинский писал, что «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [25, с.21].

У С.И. Ожегова нравственность определяется как, внутренняя мораль, мораль не показная, не для других – для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность [2, с.184].

Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, а что нет.

Они переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия – определяющий критерий нравственного развития личности.

Нравственные чувства – переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием его поведения требованиям общественной морали [26, с.44].

Вопросы о роли нравственного воспитания осознавались и ставились в педагогике с давних времен.

Большую роль отводил нравственному воспитанию педагог Г. Песталоцци – «Нравственное воспитание» он считал главной задачей детского воспитательного учреждения.

По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям» [26, с.58].

Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог И. Гербарт.

Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном слове: нравственность» [26].

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра» [26, с.62].

По мнению В.А. Сухомлинского, необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». [2, с.213].

Василий Александрович утверждал, что «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания.

Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Он считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Мы считаем, что учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием.

В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса.

Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы.

Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [2, с.252].

Мы согласны с точкой зрения Н.И. Болдырева, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс.

Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми.

Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [8, с.102].

В основе нравственного воспитания лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

По мнению И.А. Каировой, главной целью воспитательных дел является формирование нравственного поведения. Воспитательные дела составляют цепь нравственных поступков в ежедневных жизненных ситуациях.

Именно поступок характеризует отношение школьника к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия. Однако даже поступки не всегда говорят о нравственной воспитанности.

Важны и побудительные мотивы, которые движут школьником и объясняют поступки. Поэтому формирование высоконравственных мотивов деятельности – важная и необходимая часть воспитательных дел.

Чтобы школьник совершал нравственные поступки, у него должны возникнуть в этом потребность.

Формирование нравственных потребностей младшего школьника есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания.

С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали – возможность свободного выбора.

Система поступков ведет к формированию нравственной привычки – устойчивой потребности совершать нравственные поступки [8, с.119].

Нельзя не согласиться с мнением В.М. Бехтерова, что привычка – «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков именно дает нам эту вторую натуру, без которой школьник при всей своей образованности может оказаться в лучшем случае бесплодным существом и общественным «пустоцветом», в худшем же случае окажется эгоистичным существом, представляющим собою не лишнего только, но и вредного, а иногда даже и опасного члена общества… привычки могут быть простыми (в их основе лежат правила культуры поведения, дисциплины) и сложными, когда создается потребность и готовность к деятельности, имеющей как общественное, так и личное значение [22, с.31].

Остановимся на некоторых определяющих факторах морального развития ребенка – младшего школьника и методах нравственного воспитания.

Немецкий педагог начала XIX в. Гербарт учил, что, прежде всего надо «обуздать дикую резвость ребенка», а затем уже внушать ему нравственные идеи, которым он должен подчинять свое поведение [22, с.37].

А теоретики и сторонники концепции «свободного воспитания» считали, считают, что основой нравственного воспитания является именно эта «дикая резвость».

Ее не нужно «обуздывать», ибо в ней выражены жизненные потребности и интересы младшего школьника. В первом случае в качестве мер воспитания выдвигают суровую дисциплину, надзор и наказание.

Во втором рекомендуют удовлетворять все желания и потребности школьников в расчете, что они сами выработают нормы поведения, диктуемые интересами общественной жизни.

Итак, первая теория направлена на подавление активности младшего школьника, а наша задача состоит в максимальном развитии общественной активности и самодеятельности школьника.

Вторая кажется более приемлемой, так как учитывает активность школьников, его интересы и потребности, опирается на его личный опыт.

Но удовлетворение потребностей и интересов школьников в нашем обществе должно быть подчинено требованиям общественной морали, необходимости воспитывать у него стремление всегда поступать соответственно нормам нашего общества.

На наш взгляд, нравственное воспитание начинается с пробуждения в школьнике добрых чувств. Забота о людях, уважение к ним, внимание к их нуждам и самочувствию зреют в нежном сердце ребенка с младенческого возраста, как ответ на родительскую любовь и заботу.

Любовь к школьнику – естественное чувство родителей и учителей. Лишенный ласки, внимания, душевной теплоты со стороны родителей или учителей, школьник не получает стимулов для пробуждения и развития благородных человеческих чувств.

Он приучается смотреть на людей лишь с точки зрения своей выгоды, замыкается, вырастает черствым человеком.

Разумная любовь к школьнику поможет увидеть и отличить его прихоти от подлинных потребностей – писал Н.С. Панич. Первым нельзя потакать.

Вторые должны быть удовлетворены. Любовь должна быть дополнена требованием дисциплины, уважения к другим школьникам.

Но часто воспитание, как в семье, так и в школе сводится к надзору за школьником.

Надзор, конечно, необходим. Но это лишь предпосылка к воспитанию.

В задачу учителя входит, прежде всего, организация деятельности школьника, в процессе которой вырабатываются необходимые качества. Дети любят читать.

Далеко не все дети читают классическую художественную литературу. А где еще так глубоко раскрываются и пропагандируются самые высокие гуманные чувства, красота подлинно человеческих отношений.

Но в жизни, как и в книгах, школьник видит не только хорошие, но и дурные примеры. Бывает, что хорошим он не подражает, а следует дурным. Дома никто не ругается, а он сквернословит.

Мораль требует не только воздержания от безнравственных поступков, но и борьбы с ними.

Недостаточно предохранять ребенка от дурных влияний, нужно научить его активно противопоставлять им.

Поэтому разъяснение школьнику мотивов нравственных поступков, раскрытие общественного содержания моральных норм является очень важным и необходимым условием воспитания критического отношения к своим поступкам и поведению других школьников.

Нельзя, однако, отрывать беседы на моральные темы от личного опыта школьника, превращать их в нотации.

Известно, что знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одного этого знания недостаточно.

Критерием здесь могут быть только реальные поступки младшего школьника, их побудительные мотивы, желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого школьника, только упражнением в нравственных поступках [22, с.40].

Школьник, который привык удовлетворять все свои потребности и нужды за счет других, но не привык сам заботиться ни о ком и ни о чем, не вырастет нравственным человеком, даже если он выучит наизусть все нормы морали.

В школе младший школьник – член детского коллектива. Внимание родителей и учителей следует направить на то, чтобы помочь ему активно включиться в жизнь этого коллектива.

Соблюдение правил для учащихся, выполнение школьником общественных поручений – непременное условие его морального развития [8, с.113].

За хорошие поступки школьника поощряют, за плохие – наказывают. Поощрение и наказание как средства воспитания практикуются издавна. Поощрение является стимулом, необходимым для выработки привычек нравственного поведения, всякое наказание – неприятность.

На практике применяется множество различных форм наказания: замечание, выговор и т.д.

Наказание порождает чувство озлобления и недоверия детского коллектива к учителям, если оно воспринимается как несправедливое.

Телесные наказания озлобляют школьника и лишают их главного – возможности влиять на мысли, чувства и побуждения школьников. Чем быстрее будет преодолен в сознании родителей и учителей этот вредный пережиток прошлого, тем успешнее будут решаться задачи воспитания нравственности у школьников.

Управление каким-либо процессом невозможно без обратной связи. Управление воспитанием предполагает возможность учитывать те изменения, которые происходят в личности школьника под влиянием воспитания, то есть возможность выявлять уровень воспитанности школьников [8, с.115].

Задача психологии и педагогики воспитания заключается в том, чтобы определить содержание критериев нравственной воспитанности и вооружить учителя такими методами, которые давали бы максимально точную и надежную информацию о ходе формирования личности школьника.

Известно, что современная психология рассматривает психическое развитие ребенка не только как сложный процесс его приобщения ко всему опыту, накопленному и обобщенному человечеством, но и как процесс переработки школьником этого опыта, усвоения его и выработки на этой основе собственного, активного, творческого отношения к действительности, в том числе и к самому себе, к своей личности и ее развитию.

Нравственное формирование школьника не составляет исключения. Оно осуществляется не как простое усвоение школьником общественных норм и нравственных критериев, принятых в данном обществе.

Усвоенные нравственные образцы и нормы переплавляются в опыте ребенка, перерабатываются им.

В результате что-то отвергается, что-то принимается и органически входит в его личность, в систему его потребностей, становится его внутренней средой, определяющей собственные требования школьника к себе [8, с.121].

Поэтому нравственное воспитание не исчерпывается усвоением нравственных знаний и умений.

По мнению К.Д. Ушинского, нравственно воспитанным считается не тот, кто может поступать нравственно, а тот, кто не может поступать безнравственно [25, с.16].

Читайте также:  Что делать чтобы кошка не гуляла народные методы

Показатель – то, что доступно восприятию, то, что показывает наличность чего-либо.

Известно, что одним из основных критериев нравственной воспитанности является уровень сформированности нравственных потребностей, чувств и привычек .

Не менее важным критерием сформированности и воспитанности младшего школьника является уровень преднамеренности (произвольности) поведения .

Моральная устойчивость школьника, умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими желаниями и выполнять свои намерения, без умения управлять своими поведениями.

Правильно воспитанный младший школьник принимает решение действовать и осуществлять свое намерение, выполняет стоящую перед ним задачу, преодолевая все другие, конкурирующие желания.

Таким образом, одним из важнейших критериев воспитанности младшего школьника является уровень преднамеренности (произвольности) его поведения, уровень овладения им своими потребностями.

Конечно, при определении уровня воспитанности ни в коем случае нельзя не учитывать и овладения формами культурного поведения, принятыми в обществе нормами и правилами, гигиеническими и бытовыми навыками и всем тем, что называется умением себя вести [1, с.400].

Таким образом, одним из важнейших критериев воспитанности можно считать правильное нравственное поведение вне контроля и принуждения.

Как правильно утверждал А.С. Макаренко, «дисциплина есть не условие воспитания, а его результат» [1].

Положительное отношение к труду, людям – это составная часть рассматривается как нравственное качество человека.

В связи с этим перед школой, семьей встает главная задача – раскрыть подрастающему поколению сущность труда, перспективы его высоких результатов для всего общества, а также долг и необходимость личного участия каждого в общем труде.

1.2 Особенности использования народных сказок как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Роль сказки в жизни детей имеет колоссальное воспитательное значение. Язык сказки понятен детям, позволяет объяснить им разницу между добром и злом.

Сказка в жизни каждого ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло.

Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим. Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия [11, с.22].

Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.

Сказа формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения.

Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны.

Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки: образное мышление; активную речь; внимание; умение связно выразить мысль; творческие способности и фантазию; все виды памяти; умение правильно использовать мимику.

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов.

Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки.

Так, благодаря фольклору ребенок вовлекается в пространство народной культуры [11, с.25].

Многочисленные варианты использования литературного материала дают детям возможность полностью раскрыть свой потенциал.

Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами.

Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности.

Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда.

Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира. Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность.

Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить.

Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно.

Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов.

Существует прекрасная методика сказко-терапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться.

Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.

Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью.

Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку применить на практике элементарные правила безопасности.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом [12, с.255].

Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

1.3 Нравственное воспитание младших школьников в свете новых требований ФГОС НО

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения.

Безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей – совокупность этих проблем современного общества делает процесс воспитания еще более трудным.

Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, то есть имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда.

Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению.

Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строилась на основе самых высоких нравственных отношений [19, с.62].

Следовательно, воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России – цель современного образовательного учреждения.

Для ее реализации, начиная с первых дней обучения учащегося начальной школы, требуется создание программы духовно-нравственного воспитания длительностью 4 года.

Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования являются Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [28].

К основным задачам, которые требуется решить при реализации программы духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы, можно отнести:

— формирование основы морали, то есть осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;

— создание основы нравственного самосознания личности (совести).

Способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

— развитие доброжелательности и чувства эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание другим людям;

-формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявляя критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

— развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей.

Главные принципы нравственности и духовности человека получают свою основу в воспитании детей, когда они находятся в начальной школе.

Ребенок учится важнейшим основам поведения, складываются его взгляды на окружающее пространство, он учится понимать сверстников, создаются нравственные убеждения личности младшего школьника.

В это время необходимо научить школьника правилам и нормам, которые действуют в обществе.

Младшие школьники эмоционально воспринимают окружающий мир.

Этот возраст особенно восприимчив к нравственному и эстетическому воспитанию, важно не пропустить это время и способствовать формированию полноценного члена коллектива, который усвоит нравственные и культурные ценности общества, в котором он живет. Согласие с окружающими – это главная цель воспитания.

Исследователи в области педагогики свидетельствуют о том, что в настоящее время духовное совершенствование детей отстает от интеллектуального развития.

Мальчики и девочки приносят домой дневники с хорошими отметками, однако не умеют понимать окружающих и правильно оценивать их действия.

Для того чтобы нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности приносило свои результаты в виде положительного поведения детей, необходима слаженная работа всех звеньев воспитательного процесса.

К ним относятся: уроки по школьной программе, воспитание и обучение детей в группах продленного дня, руководство поведением детей дома.

Родителям не следует перекладывать ответственность за духовное и нравственное воспитание своих сыновей и дочерей на школьного учителя и воспитателя ГПД.

Школа – это только часть образовательной системы, где по специальным программам младших детей обучают грамоте: счету, письму и основам жизнедеятельности.

Родители обязаны активно включаться в воспитательный процесс, несмотря на занятость на работе, и ознакомиться с основными образовательными программами, по которым обучаются их дети.

Положительный пример взрослых оказывает наиболее сильное влияние на младших школьников. Дети копируют поведение родителей: мамы и папы.

Образовательная программа, в основном, рассчитана на обучение детей школьным предметам, при этом государство берет на себя ответственность за этот процесс [19, с.63].

Многие родители понимают процесс воспитания детей, как обучение их грамоте и знанию школьных предметов, не заботясь об их эстетическом и нравственном воспитании.

Главное внимание они уделяют контролю выполнения детьми домашних заданий и ставят целью хорошие отметки, не размышляя о духовном развитии ребенка.

Педагоги советуют родителям помнить о том, что главная цель воспитания ребенка – подготовить его к общению со сверстниками, с людьми разных возрастов (нравственное воспитание), научить видеть красоту природы (эстетическое воспитание).

Нравственное формирование личности младших школьников должно осуществляться родителями. Педагоги акцентируют внимание на том, что основы нравственности закладываются, в первую очередь, в семье. Благополучная семейная пара, имеющая детей – основная ячейка общества, в которой будут воспитаны полноценные члены общества.

Если младший школьник видит маму и папу, совершающих неблаговидные поступки, ссоры, конфликты внутри семьи, скандалы своих родителей с соседями, он непременно станет повторять эти сценарии в своей личной жизни.

Совет родителям: если подобная ситуация произошла в жизни и ребенок стал свидетелем ссоры или конфликта, то для предотвращения негативного влияния на его нравственное развитие нужно дать оценку своим поступкам и действиям окружающих с позиций морали и этических норм [19, с.66].

Выводы по первой главе:

2. Роль сказки в жизни детей имеет колоссальное воспитательное значение. Язык сказки понятен детям, позволяет объяснить им разницу между добром и злом.

Сказка в жизни каждого ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

3. Многочисленные варианты использования литературного материала дают детям возможность полностью раскрыть свой потенциал.

Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами.

Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Источник

Правильные рекомендации
Adblock
detector