- Сочинение: Н. А. Некрасов – певец народа
- Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова
- Ход урока
- I. Проблемный вопрос урока: «Почему Николай Некрасов народный поэт?»
- Словарная работа
- II. Проверка домашнего задания.
- III. Проверка выполненных индивидуальных заданий
- IV. Выразительное чтение и комментарий учениками стихотворений Н.А.vНекрасова.
- V. Тематика лирики Н.А. Некрасова
- VI. Работа с репродукциями картин русских художников, с иллюстрациями
- VII. Подведение итогов урока
- Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века Николай Алексеевич Некрасов. Образ народа в лирике Некрасова
Сочинение: Н. А. Некрасов – певец народа
(332 слова) Почему Некрасова называют народным поэтом? Он, несомненно, оставил очень заметный след в русской литературе. Его поэзия отличается искренней любовью к народу, наблюдательностью и даже смелостью, поэтому в памяти людей он ассоциируется именно с этой темой.
Через свои произведения поэт показал, насколько тяжела и невыносима крестьянская жизнь: бедность, непосильный труд, безысходное пьянство, постоянное давление со стороны господ. Автор поднимал важные проблемы этого сословия: невежество, низкий уровень жизни и культуры, рабская покорность. Поэтому народ в описании Некрасова – не улыбающийся персонаж с лубочной картинки, а конкретный человек с достоинствами и недостатками, радостью и печалью. Чтобы оживить этот образ, поэт одним из первых вводит разговорную речь в произведения литературы. Он пытается показать, насколько она простая и живая, а еще – понятная всем слоям общества. Так, поэма «Кому на Руси жить хорошо» изобилует диалогами, в которых речевые характеристики крепостных отражены очень ярко. Многие стихотворения, например, «Тройка» или отрывок «Ой полна, полна коробушка…» становятся очень популярными у крестьян и купцов. Их с уверенностью можно назвать истинно народными.
Некрасов не ставит своей целью показать культуру жителей Российской империи, хотя к ней он тоже обращается, описывая крестьянскую жизнь. В центре его внимания, в первую очередь, находятся каждодневные, общие для всего крепостного населения проблемы, которые дворянство намеренно игнорирует. Конечно, речь идет об отмене крепостного права, проведении новых реформ, выдаче крестьянам земли («Мороз, красный нос», «Размышления у парадного подъезда» и др.)
В произведениях поэта видна его сильная любовь к народу. Он отмечает, какие на Руси живут талантливые и трудолюбивые люди, которые не сдаются даже в условиях бедности, страха и неграмотности.
Автор писал, что он «лиру посвятил народу своему». Так и получилось: он ввел в поэзию разговорную речь и различные образы людей из крестьянства, поднимал остросоциальные проблемы, призывал чиновников изменить ситуацию, пока крепостные не восстали. А еще Некрасов, работая издателем журналов, открыл многих литературных деятелей, таких как Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, которые тоже по-своему отстаивали права и свободы простого люда. Недаром Достоевский отмечал, что за Некрасовым «остается бессмертие, заслуженное им за преклонение его перед народной правдой».
Источник
Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова
Разделы: Литература
Ход урока
I. Проблемный вопрос урока: «Почему Николай Некрасов народный поэт?»
(слайд 2) (Вопрос записан на доске.)
Словарная работа
Понятие «народности»
Индивидуальные задания. Игра «Водоворот».
(Ученики получают индивидуальные задания, выполняют их, обмениваются заданиями, дополняя ответы друг друга, пишут разными чернилами, потом обсуждают, спорят.)
Задание 1. Прочитайте отрывки из стихотворения Н.А. Некрасова «Родина» (1846). Насколько признание лирического героя соответствует фактам биографии автора?
Ответы:
Задание 2. Кто из известных писателей, современников Н.А. Некрасова, сотрудничавший с ним в журнале «Современник», поссорился с Н.А. Некрасовым, сказав такие слова, и почему: «Выбирай: я или Добролюбов!»? Что последовало за этим ультиматумом?
Ответ. Такой ультиматум поставил И.С. Тургенев Некрасову перед тем, как в «Современнике» была опубликована статья Н.А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (по поводу романа «Накануне»). Некрасов не увидел в статье ничего оскорбительного для Тургенева, ничего, из – за чего ее стоило бы не печатать. Последовал раскол «Современника». Примирение Тургенева и Некрасова произошло перед самой смертью последнего. (Слайд 4)
Задание 3. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Какой вид тропа (языкового средства) использован поэтом в описании шестилетнего мальчика?
Ответ. Эпитет «с ноготок» в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» – литота. Суть этого тропа в преуменьшении какого-либо свойства, явления, в данном случае – роста «мужичка».
Чтение учителем отрывков из стихотворений Н.А. Некрасова
«Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова». (Слайды № 6-7)
Беседа с классом по вопросам:
– Какие критерии народности лирики Н.А. Некрасова вы уже заметили?
– Какова тематика прочитанных мною отрывков?
– Кому посвящает стихотворения Н.А. Некрасов?
Учитель. Чтобы понять, с какой целью Н.А.Некрасов обращался к темам данных стихотворений (тема крепостного права, тема назначения поэта и поэзии, тема патриотизма, тема гражданского идеала, тема любви к Родине), нужно знать его биографию Послушаем ваши выступления.
Беседа по вопросам:
– Можно ли в высказываниях о Н.А. Некрасове найти частично ответ на проблемный вопрос сегодняшнего урока: «Почему Н.А. Некрасов народный поэт?
– Как сам Н.А. Некрасов говорит о своей поэзии
– Что делает стихотворения музыкальными, похожими на песню русскую?
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)
«Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов…» (Н.Г. Чернышевский). (Слайд 8)
«Да знаете ли Вы, что Вы поэт – и поэт истинный?» (В.Г. Белинский). (Слайд 9)
«Я лиру посвятил народу своему…» (Н.А. Некрасов). (Слайд 10)
II. Проверка домашнего задания.
Биография Н.А. Некрасова.
Рассказ ученика о детских годах жизни поэта.
Фотографии из семейного альбома Н.А. Некрасова
А.С. Некрасов. Отец поэта. Фотография 1850 г.
Псовая охота. Репродукция с акварели П.П. Соколова. 1894 г. (слайд 11)
Рассказ ученика о петербургском периоде жизни Н.А. Некрасова
(начало литературной деятельности, сборник стихов «Мечты и звуки»)
Рассказ ученика о сотрудничестве Н.А. Некрасова с Белинским, о «Современнике».
Рассказ ученика о любви в жизни Н.А. Некрасова (Авдотья Яковлевна Панаева, «панаевский цикл»). (Слайд 16)
Рассказ ученика о последних годах жизни Н.А.Некрасова. (Слайд 17)
III. Проверка выполненных индивидуальных заданий
IV. Выразительное чтение и комментарий учениками стихотворений Н.А.vНекрасова.
Вопросы для комментария:
– Почему ученик выбрал именно это стихотворение?
– Какова тема, идея этого стихотворения?
– Какие особенности некрасовской лирики увидел в этом стихотворении?
V. Тематика лирики Н.А. Некрасова
1. Тема назначения поэзии и роли поэта в жизни общества
А) «Поэт и гражданин» (1856). Вывод. В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активной борьбы за гражданские убеждения.
Б) «Муза» (1852). Муза –
1) в греческой мифологии: богиня, покровительница искусств и наук;
2) источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество (переносное значение).
Муза – крестьянка, потому что крестьянская тема – среди особо волнующих поэта, с другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка – сама поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько умаливать свое достоинство.
В) «Элегия» (1874). Элегии – жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.
2. Тема родины и народа
«Размышления у парадного подъезда…», «Железная дорога», «В полном разгаре …».
Вывод. Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжаться не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступником. (Слайды 18-20)
3. Тема идеала общественного деятеля
А) «Памяти Добролюбова» (1864). В стихотворении Некрасова появляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине, способен отдать во имя нее жизнь.
Б) «Памяти приятеля» (1853) – к пятилетию со дня смерти В.Г. Белинского, имя которого в то время находилось под запретом цензуры.
В) В.Г.Белинский» (1855), «Несчастные» (1856) – поэмы, посвященные В.Г. Белинскому.
4. Любовная лирика
«Мы с тобой бестолковые люди…» (1851). Драматичной была любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают. И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины – подруги, как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.
VI. Работа с репродукциями картин русских художников, с иллюстрациями
Задание. К данным репродукциям картин русских художников, к иллюстрациям подобрать стихотворения Н.А. Некрасова. Что их объединяет?
В.Г. Перов. «Похороны крестьянина», «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»; В.Е. Маковский. «Свидание»; И.Е. Репин. «Бурлаки на Волге».
VII. Подведение итогов урока
1. Ответ на проблемный вопрос урока
Учитель. Н.А.Некрасов входит в наше сознание как поэт народный. Иронизируя, дворянские эстеты называли Некрасова мужицким поэтом. Представители революционной демократии, рассматривая его творчество, также считали, что некрасовский патриотизм имеет ярко выраженный классовый характер. А нужно акцентировать внимание на общечеловеческом содержании его творчества. У многих складывается впечатление, что поэт, ненавидя эксплуататоров, всячески произносил русское крестьянство, безоговорочно любил его, даже идеализировал. Но заслуга Н.А. Некрасова состоит в том, что, высоко оценивая духовные силы народа, стремление к свободе, он решительно обличал те его пороки и недостатки, которые тормозили развитие реформ императора Александра II. Стремление Некрасова пробудить в сердцах униженных и оскорбленных крестьян чувство человеческого достоинства – самая благородная черта его гражданской лирики. Эта идея актуальна и сегодня: к сожалению, приходится отметить, что проявления рабской и раболепной психологии не изжиты нашим обществом.
2. Художественное новаторство Н.А. Некрасова
Источник
Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Николай Алексеевич Некрасов.
Образ народа в лирике Некрасова
Образ народа в лирике Некрасова
Одно из открытий Некрасова, оказавшееся столь значимым и для поэтов-современников, и для последующих поэтических поколений, – это многогеройность его поэзии. Наряду с лирическим героем, лирическим «я» Некрасова в его поэзии предстали перед читателями люди с разными характерами и судьбами. Поэт открыл для читателей новый мир – сложный, противоречивый мир русской жизни, позволил заглянуть в душу народа, в сокровенные уголки сердца крестьян, мелких чиновников, городских бедняков: они заговорили в его стихотворениях о своей любви и своей беде, своих надеждах и своих страданиях.
Исследователи объясняют острый интерес писателя к другому человеку, стремление открыть читателю душу и сердце множества людей «чувством социальности». «Для внутреннего облика автора в лирике Некрасова чувство социальности – одно из самых определяющих, – пишет Б. О. Корман. – Лирический мир автора необыкновенно раздвинулся. Человек из народа, отличный от автора, вошел в его сознание и врос в его душу. В этой живой, страстной заинтересованности в чужой судьбе, в этой устремленности лирического чувства не только на себя, но и на другого – на человека из народа – заключается новое качество лиризма поэзии Некрасова ».
Одно из первых таких стихотворений-исповедей – «В дороге» (1845). Обратившись к сюжету, достаточно популярному в русской литературе, – исповеди ямщика, рассказывающего о несчастной любви, Некрасов нашел свои – новые, особенные аспекты в этой драматической теме. Трагическая история любви ямщика, как зеркало, отразила трагедию русской жизни. Очень точно сказал один из современников Некрасова – поэт и критик Аполлон Григорьев, что стихотворение Некрасова «совместило, сжало в одну поэтическую форму целую эпоху прошедшего» и, «как всякое могучее произведение, забрасывает сети и в будущее».
При всей особенности судеб героев – ямщика и его жены Груши, они не исключительны: само время, с характерными для России социально-нравственными отношениями, встает за их судьбами. Взятая в господский дом «холопка» – девочка Груша – была «выучена» вместе с барышней «всем дворянским манерам и штукам». Воспитанная вместе с дочерью помещика, крестьянская девочка не только научилась играть на органе, читать, не только одевалась иначе, чем крестьянские девочки – «сарафанницы», но и обрела иные желания и стремления, иные мысли и чувства. Выгнанная после смерти барина его наследником в деревню и насильно выданная за крепостного, Груша не может привыкнуть к этой жизни. Не лень, но отсутствие трудовых навыков, которые крестьянские дети обретают постепенно, с раннего возраста, делают для нее непосильной любую работу:
Ни косить, ни ходить за коровой.
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла – становилось
Инда жалко подчас. да куды! –
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ноги коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко
Годы горя и мучений вместил в себя этот короткий рассказ. Но трагедию молодой женщины усиливает ее одиночество, непонимание ее близкими. «На патрет все какой-то глядит / Да читает какую-то книжку» – эти слова ямщика о своей жене открывают сложные человеческие отношения: неспособность, невозможность понимания между людьми, воспитанными в разных условиях, жившими, по сути, в разных мирах. То, что мужу кажется ненужной причудой: чтение книги или забота о маленьком сынишке, для его жены – потребность, без которой нельзя жить, с которой невозможно расстаться. «Белоличкой» и «белоручкой» Грушу сделало воспитание. И читатель вместе с рассказчиком, сочувствуя горестной судьбе его жены, мог бы сказать: «Погубили ее господа, / А была бы бабенка лихая!» Но, вслушиваясь в горестно-простодушный рассказ ямщика о «злодейке-жене», в рассказ, в котором сочувствие соединяется с жалобами на собственную долю и с равнодушием, непониманием, читатель суть истории понимает иначе, чем рассказчик. Не только прихоть помещиков погубила молодую женщину, но и близкие ее – без вины, но виноваты. А главное, погубила Грушу и ее семейное счастье сама непосильная крестьянская жизнь, которая человека превращает только в работника, убивая в нем все иные желания:
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна –
Чай, свалим через месяц в могилу…
А с чего. Видит Бог, не томил
Я ее безустанной работой.
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить – так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку.
Но, в сущности, не менее трагичной предстает и судьба мужа, которого насильно женили на «белоручке» Груше:
Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись. посадили
На тягло – да на ней и женили.
В этом произведении впервые зазвучала самая трагическая некрасовская тема: тема женской судьбы. Было бы неверно говорить, что в лирике поэта трагедия связана только с судьбой крестьянки. В стихотворениях Некрасова свою трагедию переживают и дочери чиновников и помещиков («Дешевая покупка»), и богатые и знатные хозяйки салонов («Княгиня»). Одна из самых трагичных – судьба матери лирического героя («Затворница», «Из поэмы: «Мать» (Отрывки)»). Можно предположить, что именно ее судьба и определила во многом трагическое восприятие женской доли в творчестве Некрасова.
Множество женских характеров, женских судеб предстает в лирике Некрасова. Но есть в этих драмах какое-то сходство. Воспитанная ли в богатой семье, или родившаяся в семье крепостного, женщина обречена на несчастливую судьбу. Недолгая любовь быстро сменяется охлаждением и равнодушием, отчетливым сознанием разности характеров, горьким разочарованием в избраннике. Героини Некрасова – нежные и любящие, крестьянки и дворянки, становятся рабынями и жертвами мужа-деспота или мужа-привередника. В одном из последних произведений поэт скажет:
Но я всю жизнь за женщину страдаю.
К свободе ей заказаны пути;
Позорный плен, весь ужас женской доли,
Ей для борьбы оставил мало сил
Эти слова относятся ко всем некрасовским современницам. Но социальное бесправие крестьянки делало «ужас женской доли» еще более печальным и тягостным. Рассказывая о судьбе женщины-крестьянки, поэт не оставляет никакой иллюзии читателю на счастливое изменение в ее жизни. Голос рассказчика всегда звучит сурово и непреклонно. Так, размышляя о возможной судьбе красивой крестьянской девушки в стихотворении «Тройка» (1846), Некрасов рисует разные картины ее будущей жизни, но все они по-своему трагичны. Описывая красоту «чернобровой дикарки» в начале стихотворения, автор знает: красота не может принести ей счастья. Крестьянскую красавицу ждут два пути: стать недолгой прихотью «старика» или «юноши» или законной женой «неряхи мужика»:
Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка.
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
В этом размышлении нет антитезы: счастливая – несчастливая доля. Несомненно, горькая ирония звучит в авторских словах о «легкой» доле содержанки. Но судьба замужней женщины представляется не менее трагичной. Крестьянская доля, тяжелый труд, злоба ближних – изуродуют женщину и физически и нравственно. Символом безрадостной доли – жизни, исполненной тяжелой работы и лишенной счастья, становится в стихотворении образ «сна непробудного». Отчетливый контраст между юной героиней, чье лицо «полно жизни», «полно движенья», и ее будущей жизнью-сном, жизнью без жизни возникает в авторском размышлении:
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник,
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь няньчить, работать и есть.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, – появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
Включение в авторское размышление образов и мотивов из народных песен о доле замужней женщины (злая свекровь, муж-привередник) делают его зримее, убедительнее: не об одной загубленной жизни скорбит поэт, – это плач по русской крестьянке. Характерно, что, начиная стихотворение вопросом, обращенным к крестьянской девушке: «Что ты жадно глядишь на дорогу?», Некрасов заканчивает его тоже обращением, в котором звучит не вопрос, а утверждение, недоброе пророчество: «Не гляди же с тоской на дорогу / И за тройкой вослед не спеши / Не нагнать тебе бешеной тройки ». Тройка, бешено мчащаяся по дороге, в этом стихотворении выступает символом жизни, полной, насыщенной, яркой, но недоступной крестьянской красавице. Она с рождения обречена на «тяжелый путь» или на «сон непробудный» – жизнь без жизни.
Одна из самых драматических тем в лирике Некрасова – тема матери. Наверное, никто из русских поэтов не сказал столько проникновенных, задушевных слов о материнской доле, как Некрасов. Но воспел он не радость материнства, а «великую печаль» – трагедию матерей, потерявших сыновей на войне, на военной службе, на охоте, показал весь ужас одинокой старости. Каждая такая история, поведанная Некрасовым, а чаще всего рассказанная самой матерью, – предстает не как трагедия одной семьи, а становится воплощением всеобщей беды, общей женской судьбы.
Не случайно первоначальное название стихотворения «Горе старой Орины» поэт заменяет иным – «Орина, мать солдатская», тем самым придавая рассказу о погубленном в солдатчине богатыре Иванушке и горю его матери необычайную широту обобщения: все матери солдатские плачут вместе со старой Ориной.
Известно, как Некрасов работал над этим стихотворением: по воспоминаниям сестры поэта, Некрасов «несколько раз делал крюк, чтобы поговорить» с несчастной матерью, «а то боялся сфальшивить». Но «фальшь» была бы страшна не только в «плаче» Орины. Характерно, что стихотворение – двухголосно, это диалог: в плач старой Орины вплетается еще один голос – рассказчика, вопрошающего, сочувствующего и плачущего вместе с ней. Эти голоса разных людей, с разными судьбами, разного социального происхождения, звучат поразительно одинаково, в унисон:
Что насупилась ты, кумушка!
Не о смерти ли задумалась?
Брось! Пустая это думушка!
Посетила ли кручинушка?
Молви – может, и размыкаю.» –
И поведала Оринушка
Мне печаль свою великую.
Голоса рассказчика и рассказчицы настолько неразличимы, что завершающие печальный рассказ слова невозможно приписать одному из героев: они могли быть сказаны и героем, и рассказчицей:
Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная.
Но столь же очевидна их близость и народному плачу. Они кажутся продолжением тех слов из народной песни, которую Некрасов взял эпиграфом: «День-деньской моя печальница, / В ночь – ночная богомолица, / Векова моя сухотница».
Орина рассказывает о последних днях жизни сына Иванушки, но отдельные детали, отрывочные воспоминания о юности Иванушки позволяют вместить в этот рассказ всю недолгую жизнь молодого крестьянина. Призванный в солдаты, красавец и богатырь возвращается через восемь лет умирать в родной дом. Красота Иванушки и его богатырская сила, поразившая даже генерала, еще более подчеркивают весь трагизм разрушенной жизни семьи: не на радость Иванушке и Орине его красота, не на счастье – его богатырская сила. С достоинством и мужеством принимает герой мысль о неизбежной смерти: величие страдания предстает в описании его последних дней:
Не любил, сударь, рассказывать
Он про жизнь свою военную,
Грех мирянам-то показывать
Душу – Богу обреченную!
Немота перед кончиною
Подобает христианину.
Знает Бог, какие тягости
Сокрушили силу Ванину!
Я узнать не добивалася.
Никого не осуждаючи,
Он одни слова утешные
Говорил мне умираючи.
Тихо по двору похаживал
Да постукивал топориком,
Избу ветхую облаживал,
Огород обнес забориком
Печальной песней-плачем звучит рассказ матери о прощании Иванушки с солнцем красным, домом, «скотинкою», «полянушкой». Солдатская служба, те восемь лет, что и сломали богатырскую силу Иванушки, предстают только в описании беспамятства героя, в переданных матерью отрывистых словах бредящего перед смертью героя. Но за этим кратким рассказом – годы суровой муштры и бесчеловечного обращения с солдатом:
Все ему перед кончиною
Служба эта представлялася.
Ходит, чистит амуницию,
Набелил ремни солдатские,
Языком играл сигналики,
Песни пел – такие хватские!
Артикул ружьем выкидывал
Так, что весь домишка вздрагивал;
Как журавль стоял на ноженьке
На одной – носок вытягивал.
Вдруг метнулся. смотрит жалобно.
Повалился – плачет, кается,
Крикнул: «Ваше благородие!
Ваше. » Вижу, задыхается.
Ни рассказ-воспоминание самого Иванушки, ни авторские описания солдатских будней не обрели бы такой поразительной достоверности, как отрывистые слова умирающего. Но, правдиво повествуя о страшной судьбе сына, Орина и сама, как ее сын-богатырь, не скажет слова осуждения. Народное терпение – особая тема для Некрасова. Это и предмет восхищения («В том богатырство русское», – скажет потом о терпении Савелий, богатырь святорусский), и источник горьких писательских мыслей, но и основа для надежды на лучшее будущее народа.
Тема будущего народа – одна из важнейших для Некрасова. Правда, поэт менее всего был склонен утешать своих читателей противопоставлением печального настоящего и утопических картин счастливого будущего народа. Подобно Ф. М. Достоевскому, он видел органическую связь между судьбой народа и его характером. Счастливое будущее не может прийти только само по себе, только благодаря внешним усилиям отдельных людей, источник его – и народная душа, народный характер, совестливость, трудолюбие и удивительное терпение русского народа. Во многих произведениях Некрасова появляется образ народной души-почвы, «почвы доброй» и жаждущей лишь сеятеля, что бросит семена «разумного, доброго, вечного». Характер народа и его судьба – этой теме посвящены два известных некрасовских произведения – стихотворения «Размышление у парадного подъезда» и поэма «Железная дорога».
Источник