Почему поэт уверен что к нему не зарастет народная тропа

Стихотворение и анализ «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Краткое содержание

После безвременной кончины А.С. Пушкина среди прочих записей был обнаружен черновик его рукописи, озаглавленной «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В конце стихотворения стояла дата – 21 августа 1836 года. Поэт В.А. Жуковский, которому передали оригинал, занялся его литературной правкой, и стихотворение, в том виде, в каком оно существует сейчас, впервые было напечатано в 1841 году.

Уже в начальной фразе: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» звучит надежда поэта на то, что он не будет забыт, в первую очередь, народом. Далее следует лаконичная оценка своего творчества и пояснение, благодаря чему он заслуживает право на признание — в первую очередь, гуманизму своих произведений и тому, «что чувства добрые я лирой пробуждал».

Почти во всех произведениях Пушкина присутствует тема свободолюбия, ощущается присутствие мятежного духа. Учитывая эпоху, в которую творил поэт, прославление свободы считалось весьма опасным занятием. Недаром, в четвертой строфе, в завуалированной форме упоминаются декабристы, о милосердном прощении которых говорит поэт.

Стихотворение проникнуто горькими размышлениями о несправедливости 19 века, об отношениях с императором и другими представителями властей, об эфемерной, так и не достигнутой свободе. В то же время, уже в начале произведения поэт празднует личную победу над самодержавной монархией, говоря о своем памятнике: «Вознесся выше он главою непокорной александрийского столпа». В последней строфе поэт призывает музу быть послушной лишь Божьей воле, что означает жить и творить, согласно своей совести, не ведясь на хвалу, и, не обращая внимания на клевету.

Анализ

История создания

О нерукотворном памятнике самому себе писал еще древнеримский поэт Гораций. Он считал, что только его поэзия, ставшая достоянием многих поколений, может считаться воплощением памяти о нем. Из российских литераторов этой же темы касался Г.Р. Державин, который перевел произведение Горация и вложил в него гражданский смысл. Но для Пушкина работы этих авторов не стали образцом для подражания. Его «Памятник» – это его собственная судьба, размышления о которой ведутся на современном ему историческом фоне.

Данное стихотворение вошло в историю пушкинского творчества, как пророчество. Не пройдет и пяти месяцев, как его автора не станет. Поэт погибнет от смертельного ранения, полученного на дуэли. Чтобы понять, что подтолкнуло Пушкина к написанию «Памятника», нужно вернуться к периоду лета 1836 года.

На тот момент Александру Сергеевичу было уже полных 37 лет. Как известно, в этот период и, чаще всего, у творческих людей, наступает «кризис среднего возраста». Не исключено, что не избежал его и Пушкин. Глобальная переоценка всей жизни, творчества, ценностей и приоритетов вполне могли способствовать возникновению такого настроения.

Второй причиной могли стать постоянные притеснения со стороны властей, которые мешали поэту свободно дышать, жить и работать. Эти преследования и неоднократные ссылки также наложили свой отпечаток на его моральное состояние. К тому же, все чаще стали раздаваться недовольные голоса читающей публики. Многим стало казаться, что Пушкин слишком зазнался, вознеся свою персону на воображаемый Олимп. Было понятно, что все эти разговоры были порождением обыкновенной зависти, что также очень огорчало поэта.

Была еще и личная причина, которую также не стоит сбрасывать со счетов. На момент написания стихотворения общество наполнилось слухами о любовной связи его жены Натальи с французом Дантесом.

Существовала еще одна версия – «мистическая», согласно которой, поэт задолго до смерти, точно знал, когда он уйдет из жизни. Дату и время его кончины, по преданию, ему предсказала некая гадалка. Так, в предчувствии скорого конца автор и взялся за перо, чтобы оставить потомкам свое прощальное послание.

Персонажи и образы

В роли центрального образа в стихотворении выступает «нерукотворный памятник», который олицетворяет литературное достояние поэта, предназначенное для грядущих поколений. Этот величественный образ должен будет стать тем центром, к которому «не зарастет народная тропа», и слух о котором «пройдет по всей Руси великой».

Лирическим героем здесь является сам Пушкин, гениальный поэт, знающий себе цену, а, самое главное, свою цель – служить во имя свободы и гуманизма, не оглядываясь на мнение злопыхателей и критиканов.

Сопровождающая поэта муза – еще один образ данного стихотворения. Именно ее призывает поэт не гнаться за славой и не добиваться всеобщего одобрения, а слушаться лишь божьего веления и не сворачивать с выбранного пути.

Композиция

В стихотворении пять строф, в каждой из них содержится определенное размышление. Так, первая строфа знакомит читателя с самой идеей сотворения «нерукотворного памятника», как символа творческого бессмертия автора. Причем, поэтическое наследие рассматривается, как нечто более ценное, чем обычные, привычные всем памятники.

Во второй строфе озвучивается сама возможность этого бессмертия. Герой говорит о том, что пока «жив будет хоть один пиит» – не умрет и душа поэта, воплощенная в его творениях.

Третья строфа посвящена пророчеству автора о всенародном признании его таланта. Поэт уверен, что его литературное наследие явится объединяющим звеном для всех свободных народов России.

Далее поэт объясняет свою уверенность тем, что его произведения полны гуманизма, милости к падшим, прославления свободы и добрых чувств, то есть всего того, что не позволит им быть забытыми.

Текст финальной строфы посвящен музе. Автор говорит о единстве поэта и музы, об их общей ответственности, в первую очередь, перед своим предназначением и Богом. Поэт призывает не вестись на хвалу и не тратить свои силы на споры с глупцами.

Художественное направление «Памятника» – классицизм с присутствующими в нем элементами романтизма. По жанру его можно отнести к оде, о чем говорят его пафос и торжественность. Литературный род этого стихотворения – гражданская лирика.

Размер и средства художественной выразительности

Стихотворный размер – ямб, который в этой оде можно назвать комбинированным. В первых трех строчках каждой строфы использован шестистопный ямб, в последней строке каждой строфы – четырехстопный, который позволяет акцентировать внимание именно на ней. Рифмовка в тексте перекрестная, с чередованием мужской и женской рифм.

Читайте также:  Орловский институт народного хозяйства

Чтобы подчеркнуть торжественность, автор использует возвышенный язык, который представлен старославянизмами и церковными словами: «глава», «столп», «пиит». Главная метафора текста – «нерукотворный памятник», подразумевающий поэтическое наследие поэта. Земля у Пушкина также представлена метафорически – «подлунным миром», а живущий в степи народ – «другом степей». Опять же, к памятнику, автор применяет олицетворение «вознесся выше он главою непокорной», благодаря которому он принимает черты одушевленного персонажа.

Автор использует большое количество эпитетов: «непокорная глава», «заветная лира», «великая Русь», «жестокий век» «воздвиг нерукотворный», «главою непокорной» и другие. Инверсия «восславил я свободу» способствует усилению пафоса произведения.

Проблематика и основная идея произведения

В стихотворении можно выделить несколько тем и связанных с ними проблем. Основной темой можно считать роль поэта и поэзии и осмысление этой роли автором. Второй немаловажной темой является свобода, без которой немыслимо творчество, потому что она – главный вдохновитель поэта.

Творческое бессмертие и народная память – еще одна важная тема, затронутая Пушкиным. Фразой «душа в заветной лире мой прах переживет» поэт выражает уверенность, что его произведения переживут века, и останутся востребованными у будущих поколений. Все темы поэт преподносит, пребывая в торжественном и серьезном настроении.

Так случилось, что «Памятник» стал самым настоящим подведением итогов и поэтическим завещанием. Пушкин, наряду с утверждающей ролью поэзии, предрекает себе, как поэту, вечное бессмертие и благодарную память потомков.

Источник

“Памятник, к которому не зарастет народная тропа”

Многие современники А. С. Пушкина еще при его жизни предсказывали ему особое место в русской и мировой литературе. Известный русский критик В. Г. Белинский писал о Пушкине: “Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство”. И история показала, что он был абсолютно прав.
А. С. Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений писатель черпал из глубины жизни. Он подвергал действительность смелой критике

Пушкин стал по-настоящему народным поэтом, душой народа, его голосом. Он поднимал в своем творчестве вопросы, которые волновали и современников поэта, и последующие поколения.
Глубоко, ярко и живо выражая в своих стихотворениях личные переживания, поэт не ограничивается лишь личной темой. В его произведениях постоянно звучит неподдельный интерес к другим людям, к судьбам народа и страны. И эта общественная тема волнует автора также искренне, как личная.

Именно об этом – о смысле жизни

Творчество – это великий труд и подвиг, и поэт должен быть воодушевлен большой и важной идеей. Поэзия, по твердому убеждению Пушкина, должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. Самым строгим судьей своему творчеству является сам поэт:
…Ты сам свой высший суд,
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит…
Автор призывает поэта не обращать внимания на мнение толпы, относиться равнодушно к хуле и хвале. Ведь хвала, обида и клевета – временное. Постоянна лишь преданность своим высоким идеалам. И этим требованиям и задачам Александр Сергеевич стремился следовать всю свою жизнь.

Он постоянно жил жизнью своей страны, ее радостями и печалями, ее успехами и страданиями, ее славой и болью.
Пушкин был поэтом свободы: его творчество взывает к свободе – политической и духовной, свободе от рабства и предрассудков. Он посвятил его служению человеку, борьбе за счастье и справедливость. “Поэт – эхо мира”, – писал М. Горький.
Пушкин был поэтом для избранных, и в то же время в его произведениях отражаются характерные, типичные переживания и чувства, понятные и близкие большинству людей. Так, в стихотворении “Деревня”, оде “Вольность” отразились мысли и стремления прогрессивно настроенных слоев общества. А в стихотворениях “Я вас любил…” или “Я помню чудное мгновенье…” заключены искренние нежные чувства, которые волновали и всегда будут волновать сердца всех людей, независимо от их взглядов и политических убеждений.
Пушкин был “поэтом действительности”, в его творчестве находило отклик все многообразие явлений жизни, весь красочный живой мир волновал “нежный ум” поэта. И во всем этом мире, в каждой незаметной на первый взгляд детали, он умел находить таящуюся в ней красоту и гармонию. Н. В. Гоголь задавал себе вопрос: “Что же было предметом его поэзии?” И ответ был очевиден и поразителен: “Все стало ее предметом…

Немеет мысль перед бесчисленностью ее предметов”.
В своем стихотворении “Я памятник себе…” поэт выражает надежду, что будущие поколения поймут и оценят его, полюбят его поэзию за то, что она пробуждает лучшие чувства. Всем своим творчеством, всей своей жизнью, всеми мыслями, стремлениями и делами А. С. Пушкин воздвиг себе “нерукотворный памятник”, к которому уже многие годы не зарастает “народная тропа” и не зарастет, наверное, никогда.

Источник

Комбинированный урок на тему

«К нему не зарастет народная тропа …»

Г.К.Аскарова, учитель русского языка и литературы

Что влияет на успех урока? Прежде всего, четкая постановка его цели и правильное определение задач, которые должны быть решены на уроке. Целью данного урока стал анализ стихотворения А.С.Пушкина

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», через который учащимся необходимо понять основной замысел поэта о бессмертии человека-творца. Задачи урока были сформированы следующим образом: систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках литературы, продолжать развивать умение анализировать лирическое стихотворение и пробудить у учащихся интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина. Методы и приемы обучения на уроке были следующие: слово учителя, работа в группах, видеосюжет, художественное чтение учащихся, самостоятельная работа. Успешной реализации цели и задач урока способствовали тщательно продуманная наглядность и оборудование: портрет А.С.Пушкина, фотографии памятников в городе Астана; иллюстрации памятников, созданных в честь великого поэта в разных городах; выставка произведений, музыка Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель», текст пушкинского стихотворения «Памятник», интерактивная доска, телевизор.

Эмоционально настраивают учащихся на урок о великом русском поэте поэтические строки Ф.И.Тютчева, взятые в качестве эпиграфа к нашей беседе об А.С.Пушкине:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Тихо звучит музыка вальса Г.В.Свиридова, и на ее фоне ученик читает отрывок из стихотворения Жамбыла Жабаева «Песня о Пушкине»:

Горишь ты алмазом, цветешь, как рубин,

Поэзии русской могучий акын.

Жемчужины песен ты миру создал,

Из черного века твой гений сверкал.

Трусливая свора придворных царя

Гнала тебя в горы, презреньем даря.

Не в битве великой и не от меча –

Погиб ты от грязной руки палача

Сияют твои золотые слова.

Прослушав музыкальное и поэтическое произведения, учащиеся говорят о своем эмоциональном состоянии, а затем они внимательно вслушиваются в слова учителя:

Читайте также:  Урок народного вокала видео

— Поэзия Пушкина… Это высокая правда о человеке, о жизни, о душе. Это духовное достояние, гордость и любовь всего человечества. Сегодня на уроке мы систематизируем и обобщим знания, полученные на предыдущих уроках литературы по творчеству поэта и проведем анализ его стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…».

После вступительного слова учитель на интерактивной доске проецирует высказывания об А.С.Пушкине.

Л.С.Пушкин (брат поэта): «… был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевлено, ростом он был мал, но сложен необыкновенно крепко и соразмерно».

В.П.Горчаков: «Человек небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым и наблюдательным взором, необыкновенно живой…».

М.П.Погодин: «… без всяких притязаний, с живыми, быстрыми глазами, с тихим приятным голосом».

Прочитав высказывания, учащиеся в парах готовят ответ на вопрос:

« Пушкин… Какой он? » (Каждой паре даются чистые листы, учащиеся дают свою характеристику личности и внешности поэта).

После того как учащиеся зачитали свои ответы на вопрос учителя, они получают новое задание: дать определение слову «памятник» с помощью словаря. Завершив эту работу, они приступают к очередной деятельности:

1-ая группа подбирает синонимы к слову «памятник», а 2-ая группа дает перевод этого слова и его синонимов на казахский язык. Учитель обращает внимание учеников на иллюстрированный материал, представляющий памятники города Астана и среди них выделяет памятник А.С.Пушкину, который был открыт в 1999 году. На нем есть такая надпись: «Народу Казахстана от гражданина России В.С.Столповских, скульптор А.Ковальчук». Знакомятся учащиеся и с другими памятниками великому поэту, находящимися в разных городах.

С большим интересом ученики смотрят видеосюжет у памятника А.С.Пушкина в Астане, посвященный празднованию дня рождения поэта. Группа учащихся рассказывает, что ежегодно не только в городе Астана, но во всех городах Казахстана отмечают день рождение поэта, а также о мероприятиях, посвященных этому празднику.

Учитель просит учащихся задуматься над вопросом: « Предчувствовал ли Пушкин, что после его смерти будут помнить о нем?»

Высказав свои предположения, ученики внимательно слушают стихотворение «Памятник», который поэт написал в 1836 году. Когда оно прослушано, то учащиеся включаются в словарную работу. На доске записано объяснение следующих слов:

Александрийский столп – колонна высотой в 27 метров, воздвигнутая в честь Александра Ι на Дворцовой площади Петербурга (демонстрируется иллюстрация Дворцовой площади в Петербурге).

Заветная лира – искусство поэта.

Воздвиг – поставил, построил.

Памятник нерукотворный – такой, какого нельзя сделать руками, нельзя сотворить из камня, бронзы.

Ознакомившись с объяснением некоторых слов, данных в стихотворении, учащиеся возобновляют работу в группах, формулируя ответы на следующие вопросы:

Почему Пушкин называет свой памятник «нерукотворным» и противопоставляет его Александрийскому столпу?

Почему поэт уверен, что «к нему не зарастет народная тропа»?

В каких строках поэт говорит о бессмертии своего творчества?

Ответив на данные вопросы, ученики с помощью учителя приступают к анализу стихотворения, стараясь проследить за замыслом поэта и отметив особенности композиционного построения стихотворения. Для более полного анализа учащимся необходимо повторить некоторые сведения из теории литературы, поэтому они обращаются к словарю литературоведческих терминов, восстанавливая в памяти определение таких понятий, как: тема, идея, композиция, эпитет, олицетворение, метафора.

Поработав по схеме анализа стихотворения: 1) год написания стихотворения; 2) тема стихотворения; 3) идея, как она раскрывается;

4) композиция; 5) художественные средства (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры), ученики отвечают на вопрос: «Что хотел донести до читателя поэт этим стихотворением?» В своих ответах учащиеся подчеркивают, что, по мнению Пушкина, настоящий поэт независим от служения светской толпе, он должен служить свободе, красоте, истине, добру.

Когда урок подходит к концу, учитель обращается к своим ученикам с заключительным словом, стараясь сохранить в них эмоциональный настрой, полученный ими от соприкосновения с творчеством гениального поэта: Кипучей творческой жизнью продолжал жить Пушкин до самых последних дней. Погиб поэт, как сказал Герцен, « в расцвете сил, не допев своих песен, не досказав того, что мог бы сказать». Последние часы жизни… (Тихо звучит вальс Свиридова). Послушайте, какими они были для поэта.

Ученик 1: Весть о дуэли быстро распространилась по Петербургу. К дому на Мойке спешили сотни людей. Не было только придворной знати. Жуковский в письме к отцу Пушкина сообщал о последних часах жизни поэта: « Послав Даля ободрить жену надеждою, Пушкин сам не имел никакой. Однажды он спросил: «Который час?» И на ответ Даля продолжал прерывающимся голосом: «Долго ли… мне… так мучиться? Пожалуйста, поскорей!» Последние слова Пушкина: «Кончена жизнь…»

Ученик 2: 29 января поэт умер. В «Санкт-Петербургских ведомостях»

30 января 1837 года было сделано сообщение: «Вчера, 29-го января, в3-м часу пополудни скончался Александр Сергеевич Пушкин».

Могила поэта находится в Святогорском монастыре, недалеко от Михайловского. В честь великого поэта дважды в год – в день его рождения и его гибели – звонят колокола Святогорской церкви.

Источник

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина

Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” примечательно тем, что написано оно всего за несколько месяцев до трагической гибели Пушкина. Его называют духовным завещанием поэта и краткий анализ “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” по плану поможет понять, почему. Его можно использовать на уроках литературы в 8 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

История создания – стих написан в 1836 году и опубликовано в первом посмертном сборнике пушкинских стихов в 1841 году. Небольшие правки в него внёс Жуковский.

Тема стихотворения – роль поэта и его произведений в общественной жизни, их важное предназначение.

Композиция – классическая пятистрофная. Первая строфа возносит поэта над обществом и временем, последняя – говорит о его божественном предназначении, таким образом, мысль развивается последовательно.

Жанр – ода.

Стихотворный размер – ямб, но ритмика строится также на анафорах.

Метафоры – “ не зарастет народная тропа “.

Эпитеты – “ памятник нерукотворный “, народная тропа “, “ гордый внук славян “.

Инверсии – “ главою непокорной “, “ и славен буду я… “.

Анафора – “ что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу “.

История создания

Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Романовича Державина, с другой, – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина ещё со времён лицея. Спустя год после его написания поэт умрёт от раны, полученной на дуэли с Дантесом, поэтому данное стихотворение называют духовным завещанием “солнца русской поэзии”. Считается, что он предчувствовал гибель и знал, что этот момент наступит скоро, так что изложил свои взгляды на поэзию, какими они были на тот момент.

При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано – оно увидело свет только в 1841 году, отредактированное Василием Андреевичем Жуковским. Напечатали его не в журнале, а в сборнике стихов – первом, изданном уже после гибели поэта.

Читайте также:  Общественный народный фронт полномочия

Главная проблема, которую поставил поэт, – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.

Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта и поэзии.

Композиция

Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причём для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны шестистопным ямбом, четвёртая же – четырёхстопным.

Это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что ещё больше подчеркивается использованием разнообразных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя твёрдую творческую и человеческую позицию, поэтому такой жанр подходит лучше всего.

Средства выразительности

Четвертая строфа, очень важная для понимания того, какую роль в русской поэзии отводил себе Пушкин, выделяется именно за счёт анафоры, в то время как последняя выделяется с помощью обращения “о муза” – на самом деле поэт обращается не к самой музе, а к тем, кто творит с её помощью. Он показывает, какой видит идеальную поэзию: свободной от человеческих слабостей и повинующейся только высшему суду, то есть Богу.

Источник

Зачем Пушкин написал Памятник?

Зачем Пушкин написал странные стихи без названия, условно называемые «Памятник»? Вот эти:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

«Памятник» – абсолютный лидер по части раздергивания на монументальные цитаты. Про нерукотворный памятник, народную тропу и т.п. Любая строка – готовый эпиграф. Особенно если не вдумываться в смысл. Матерые исследователи, похоже, так и делают.

Если же все-таки вдуматься, то, на первый взгляд, получается как-то некрасиво. Недруги Александра Сергеевича этим радостно пользуются. Мол, не страдая отсутствием скромности, поэт Пушкин сам себе сочинил эдакий хвалебный гимн. Все упомянул – и на грядущее бессмертие намекнул, и культурно-исторический процесс приплел, и нацменьшинства не забыл, и свой вклад в мировую революцию отметил… Прямо речь для торжественного заседания на любую тему.

Но и это еще не все. Давным-давно известен длиннющий список стихотворений практически того же содержания! Интернет с удовольствием выдаст ссылки на полтора десятка имен – ограничимся двумя:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный
Металлов тверже он и выше пирамид.
Гавриил Державин

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди.
Михаил Ломоносов

Получается, что Пушкин почти дословно фактически украл свой «Памятник» у Державина. А Гавриил Романович, надо полагать, позаимствовал его у Ломоносова. Ну, а Михаил Васильевич воспользовался первоисточником от Горация. Да и тот, как говорят, был не первым…

Вопрос один: зачем во все это влез Пушкин?

Одно очевидно: уж точно не затем, чтобы присвоить себе чужое. Да и как можно присвоить то, что общеизвестно и лежит на поверхности? Впрочем, гению красть ни к чему: лучше него писать никто не умеет, и он в этом убежден. И все же Пушкин намеренно берет эпиграф из того же Горация и почти полностью повторяет Державина. Чтобы все это видели!

Может быть, это – пародия? Вполне возможно: в числе адресатов часто упоминают Булгарина, Державина, критика Катенина… Особенно понятен намек на Булгарина, чьи именины совпадают с датой под пушкинским черновиком. Ведь тот, формально – образец для подражания: и газету успешно издает, и романы его читают, и в средствах не нуждается, и с Начальниками всех мастей в прекрасных отношениях. Правда, писатель-то он никудышный, однако…

И вот здесь-то, возможно, и кроется ответ. Именно булгарины ценились и ценятся в обществе куда выше, чем «солнце нашей поэзии»! Взять того же Фаддея Венедиктовича. Он действительный статский советник. Государь дарит ему брильянтовые перстни. Бенкендорф лично ходатайствует о зачислении того «на должность» в министерство. Именно ему отсылают на рецензию пушкинского «Годунова». Стало быть, именно он – истинный литератор, а по заслугам и награда!

А что имел от общества «литератор Пушкин»? Конечно, формально у него все ОК: сам Государь когда-то похлопал по плечу. Но в реальности ему отечески предложили переделать «Бориса Годунова» в «Вальтерскотта», завернули «Медного всадника», раскритиковали сказки, а «Современник» дружно проигнорировали… Он откровенно прозябает, закладывая то шали жены, то ложки с вилками. Верным источником дохода стала вовсе не литература, а благодетель-Начальник. Достаточно вместо «годуновых» и «всадников» сочинить тому очередное верноподданное письмо. И получить вместе с подачкой кое-что из ненужной одежды – например, камер-юнкерский мундир…

Но почему все так мерзко? Видимо, рассуждает сам с собой Пушкин, для того, чтобы преуспеть на официальном уровне, нужно писать именно так, как это делают «настоящие литераторы»! А вот и «образец» для подражания: напыщенный «Памятник». Неважно, какой из них – державинский, ломоносовский… И Пушкин, криво усмехнувшись, проходится по одиозному тексту редакторским пером, превращая его в свою «вариацию на тему»… Эдакую эпитафию самому себе.

Что еще? Да, пройдет какой-то слух! Иными словами, читать не будут, но имя припомнят. И финн, и калмык, и тунгус. Как же, мол, знаем… По этому поводу он в свое время великолепно высказался в «Онегине»:

Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!
ЕО, гл. 2, XL

Укажет, укажет… И молвит что-то громкое и заведомо верное – как в «Памятнике».

А Пушкин, в итоге, попадет со своим прогнозом в «яблочко». Как всегда. Ведь спустя столетия эту откровенную пародию, поданную в виде напыщенной чепухи, на полном серьезе будут зубрить в школах, высекать на постаментах и вставлять в заголовки статей…

Только последние четыре строки до сих пор стараются не замечать…

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

Хотя они-то, как раз, и стоят того, чтобы их цитировать.

Дальнейшая жизнь для русского гения не имела смысла. И поэтому она оборвалась меньше чем через месяц…

Источник

Правильные рекомендации