Почему сцена свидания сопровождается народными песнями гроза

Содержание
  1. Разговор Катерины с Борисом (анализ 3-го явления второй сцены III действия пьесы «Гроза»)
  2. Свидание Катерины с Борисом (Анализ 3-го явления сцены второй третьего действия) по пьесе Гроза (Островский А. Н.)
  3. Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия пьесы А.Н. Островского «Гроза»)
  4. Свидание Катерины с Борисом (анализ 3-го явления второй сцены III действия пьесы «Гроза»)
  5. Последнее свидание Катерины с Борисом
  6. Последнее свидание Катерины с Борисом происходит в третьем явлении пятого действия пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза».
  7. Место эпизода в действии?
  8. Какое Чувство сейчас наиболее сильно в Катерине?
  9. Сопоставимы ли в этой сцене Катерина и Борис?
  10. Диалог, происходящий между героями:
  11. Читаемое в разделе:
  12. Ранее опубликованные в разделе:
  13. Новые материалы раздела:
  14. Задачи и тесты по теме «Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского «Гроза»)»
  15. Популярные совместимости
  16. Рейтинг взаимоотношений в разных сферах жизни
  17. Гроза островского Как развиваются отношения катерины и Бориса( по содержанию пьесы)

Разговор Катерины с Борисом (анализ 3-го явления второй сцены III действия пьесы «Гроза»)

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» по праву считается одной из лучших пьес в русской драматургии. Она затрагивает важные человеческие проблемы, актуальные во все времена: проблему свободы, любви, счастья, совести, нравственного выбора.
Все эти темы разработаны в пьесе очень точно и психологически тонко. Поэтому, наверное, «Гроза» до сих пор входит в репертуар каждого уважающего себя театра и пользуется большой популярностью у публики.

Но мечтам Катерины не суждено было исполниться. Выйдя замуж за Тихона Кабанова, она попала в атмосферу «темного царства». Героиня шагу не могла ступить без тяжелого, осуждающего взгляда свекрови Марфы Игнатьевны. Целый день занимаясь тяжелой работой, Катерина не слышала ласкового слова ни от мужа, боящегося матери, ни от Кабанихи. Героиня чувствовала, что задыхается в этой «духоте и неволе».

Стремление Катерины к свободной и светлой жизни выразилось в ее любви к Борису Григорьевичу, племяннику Дикого. Этот молодой человек долгое время жил в крупном городе, был хорошо образован и воспитан. В нем для Катерины воплотилась мечта о другой жизни, другой судьбе.

С того момента, как героиня полюбила Бориса, ее душу разрывали противоречия. С одной стороны, Катерина не могла нарушить патриархальные законы, впитанные ею с молоком матери. Она стремилась остаться верной женой, добропорядочной женщиной, уважаемой в обществе.
Героине необходимо было ощущать себя человеком с чистой совестью и выполненным долгом. С другой стороны, жизнь в Калинове становилась для Катерины все более невыносимой. Единственной отдушиной для нее была любовь к Борису. Катерина не хотела думать о Борисе, но не могла и не думать о нем. В конце концов, решившись, героиня назначила своему возлюбленному свидание.

Встреча Катерины и Бориса происходит в 3-ем явлении второй сцены III действия пьесы. Героиня приходит на свидание, покрытая большим белым платком, молча стоит, потупив глаза. Ей очень тяжело переступить нравственную черту в своей душе. Катерину пугает греховность ее поступка: «Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем».

Но, несмотря на внешнее сопротивление, героиня уже все для себя решила. Она говорит Борису о своей измене мужу как о свершившемся факте: «Ты меня загубил!» Борис находится в недоумении: «Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!» Он не понимает трагических сомнений Катерины: «Ваша воля была на то».

Катерине хорошо с Борисом, но душа у нее неспокойна. Героиня хочет, чтобы Борис облегчил ее муки, помог успокоиться. Она говорит молодому человеку, ожидая возражений: «Да, тебе хорошо, ты вольный казак, а я. » Борис на свой лад успокаивает Катерину: «Никто и не узнает про нашу любовь».

Но для Катерины это не довод. Ей не страшно осуждение окружающих. Героиня знает, что она сама никогда не простит себе измены, нарушения нравственного закона: «Что меня жалеть, никто не виноват – сама на то пошла…Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Идя на свидание к Борису, Катерина решила: «Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить».

Но обо всем этом героиня будет думать и плакать потом, под замком у свекрови. А пока те две недели, что муж будет в отъезде, Катерина решила полностью посвятить своему возлюбленному, которого полюбила с первого взгляда: «С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы».

Ослепленная любовью, героиня не замечает, что Борис очень похож на ее мужа Тихона: он так же слаб и безволен, так же оглядывается на мнение окружающих. Философия этого героя близка взглядам Варвары: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Борис увлечен Катериной, но не любит ее. Он не задумывается, что будет с женщиной после этих «веселых» двух недель. Главное для него – сиюминутное удовольствие: «О, так мы погуляем! Время-то довольно».

Таким образом, данный эпизод является переломным в жизни Катерины. Именно на этом свидании она делает выбор в пользу короткой, но свободной и счастливой жизни. Героиня осознает все последствия своего поступка: позор, который упадет на нее и на всю семью мужа, презрение и осуждение со стороны калиновцев и Кабанихи, невыносимая жизнь взаперти. Катерина знает заранее и то, что она не сможет жить с осознанием своей греховности, душевной нечистоты. Но стремление к счастью, любви и свободе оказывается для нее дороже. Героиня делает этот выбор, заплатив за него самую высокую цену – свою жизнь.

Источник

Свидание Катерины с Борисом (Анализ 3-го явления сцены второй третьего действия) по пьесе Гроза (Островский А. Н.)

Сцена первого свидания Катерины с Борисом самая поэтичная в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Из душного и мрачного дома Кабановой мы попадаем в чудесный мир волжской природы. Очень хорошо сказал об окружающей красоте механик – самоучка Кулигин: «Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чисто…» Романтичность обстановке придают народные песни, в которых высказалась душа русского народа.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Это первая встреча Катерины и Бориса, когда они могут рассказать друг другу о своих чувствах. В начале свидания трижды повторяется ремарка «молчание». Катерина в большом белом платке стоит, потупив глаза в землю. В душе женщины происходит страшная борьба между любовью к Борису и сознанием гибельности этой любви. Поэтому в начале встречи она ещё пытается бороться с любовью, как с искушением, как с грехом: «…ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем». Она причитает словно в исступлении, повторяя Борису: «загубил, загубил, загубил!» Но Борис не осознаёт драматизма ситуации, всего, что творится в душе женщины. Он живёт одной минутой, не заглядывая в будущее, уверяет Катерину, что любит её, жалеет и не погубит, что никто не узнает про их любовь. Катерина бросается в любовь, как в омут с головой: «Не жалей меня, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» Она не побоялась Божьего суда, а людской суд ничего для неё не значит. В этот момент проявляются решительность и сила её характера, способность на безоглядные поступки ради любви.

Борис проявляет себя в этом эпизоде как робкий, нерешительный, малодушный человек. Он надеется только на то, что никто не узнает об их «беззаконной» любви, радуется тому, что в запасе целых три недели: «О, так мы погуляем!» Он совершенно не задумывается над тем, к чему приведёт эта связь, какая судьба ожидает любимую женщину.

В этом эпизоде показано, насколько разные по своему характеру, по своей жизненной позиции Катерина и Борис, предугадывается трагическая развязка этой любовной истории. Борис не герой, он не имеет ни силы, ни решительности Катерины, ни способности любить самоотверженно, без оглядки. И уж, конечно, он не сможет защитить любимую женщину, спасти её от гибели, он не достоин её.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id16657

Источник

Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия пьесы А.Н. Островского «Гроза»)

Последнее свидание Катерины с Борисом происходит в третьем явлении пятого действия пьесы «Гроза». Эта сцена имеет важнейшее значение для раскрытия образов Катерины и Бориса. А также именно она является переломной во всем действии. Можно сказать, что эта сцена привела пьесу к трагическому финалу.

И вот происходит чудо: героиня встречает того, ради которого пренебрегла всем, ради которого «душу свою…погубила».

Встретившись, влюбленные плачут, от горя ли, от счастья ли, или от того и другого вместе. Ремарка, данная Островским – «Молчание» – как нельзя лучше описывает внутреннее состояние героев. И вправду, о чем говорить?

Читайте также:  Огородник русская народная песня

Первым нарушает молчание Борис. Ведь он пришел сюда не просто так. Он пришел сказать Катерине, что уезжает: «Далеко…в Сибирь».

Первые фразы Катерины в этой сцене отрывисты и коротки. Как будто она готовится сказать что-то чрезвычайно важное, то, что решит ее судьбу. После того, как Борис сообщает ей о своем отъезде, у Катерины вырывается мольба. Она просит героя взять ее с собой. Это почти крик последней надежды. Фраза «Возьми меня с собой отсюда!» является кульминационным моментом всей сцены. От решения, которое примет Борис, зависит судьба Катерины, да и его судьба тоже.

Что же отвечает ей Борис? Он говорит, что «отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то с тем проститься, где мы с тобой виделись». То, что в такой момент Борис вспоминает дядю, говорит о его бесхарактерности. Он не может сам принимать решения. И отвечает Катерине отказом.

В этот переломный момент Катерина показывает всю широту своей души. Когда рухнула ее последняя надежда и земля начала уходить из-под ее ног, она находит в себе силы сказать Борису: «Поезжай с Богом!». Вместо того, чтобы проклясть бессердечного и бесхребетного Бориса, который оставлял ее на растерзание свекрови и общественного мнения, Катерина говорит ему о своей любви.
А любовь ее, воистину, не знает границ: «Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да еще впереди сколько! Ну да что думать о том, что будет! Вот я теперь тебя видела, этого они у меня не отымут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидеть тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня…»

Читая эти строки, понимаешь, что только великая женщина способна на такую любовь и на такие чувства. Готовая пойти против всех, бросить все и поехать за любимым в далекую и холодную Сибирь, в тяжелую минуту она прощает Бориса. Прощает за все.

Но судорожная мысль всё-таки вертится в голове у Катерины. Она не может найти нужных слов: «Что-то я тебе хотела сказать! Вот забыла! Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего».

А Борис, вместо того, чтобы поддержать Катерину, говорит: «Время мне, Катя!»

В следующую секунду идея, которая еще витала в воздухе, и исполнение ее казалось таким невозможным, превратилась в голове Катерины в осознанное и страшное решение. Мы еще не знаем, о чем идет речь, но уже догадываемся. Катерина говорит Борису, чтобы «ни одного нищего» он дорогой не пропускал и всем приказывал, чтобы они молились за ее «грешную душу». Именно в этот момент Катерина решила совершить самый страшный, в христианском понимании, грех, замолить который не под силу и тысяче нищих: самоубийство.

С этой секунды Катерина начинает навсегда прощаться с Борисом, так как поняла, что больше никогда она его не увидит. Борис же, не в силах понять, куда он толкает свою возлюбленную, начинает жаловаться, обвинять всех и вся: «Злодеи вы! Изверги!». И произносит одну из самых важных своих фраз: «Эх, кабы сила!» Он признается в своем бессилии, в том, что он не может сделать ничего, чтобы спасти Катерину. А самое главное, он признается в своем бесконечном эгоизме. Заподозрив, что Катя задумала неладное, он думает не о ней, а том, что он измучается дорогой, думая о героине.

Есть в этой сцене удивительный момент. В последний раз Борис хочет обнять Катерину, но она…не подпускает его к себе. Поверить в то, что, не обидевшись на отказ Бориса сразу, она решила обидеться сейчас, невозможно. Да и не укладывается это в образ Катерины. Просто, решив совершить самоубийство, она не может позволить любимому прикоснуться к ней – страшной грешнице. Кроме того, Катерина торопит Бориса: «Ступай, скорее, ступай!».

Простившись с Борисом навсегда, Катерина бросается в Волгу, унеся с собой свою огромную любовь к человеку, не захотевшему ее спасти.

Кто знает, как повернулась бы судьба героев, если в ту важнейшую минуту Борис согласился взять Катерину с собой. Да, героев ожидали бы страшные трудности. Быть может, она разочаровалась бы в своем выборе. Но Борис не мог, а точнее, не смог поступить по-другому.

Простившись с Борисом навсегда, Катерина бросается в Волгу, унеся с собой свою огромную любовь к человеку, не захотевшему ее спасти.

Источник

Свидание Катерины с Борисом (анализ 3-го явления второй сцены III действия пьесы «Гроза»)

Последнее свидание Катерины с Борисом

Драма «Гроза», написанная А. Н. Островским в 1859 году, по своему жанру — социально-психологическая драма, но она близка к трагедии. Это доказывает не только трагический финал — самоубийство героини, но и сильнейший накал страстей, классическое противоречие между чувством и долгом в душе Катерины. Как тонкий мастер-психолог, рисует автор глубокие переживания героини, ее страдание, смену настроений. Так же ярко и трогательно рисует он последнее свидание Катерины с Борисом, заставляя читателей сочувствовать героине в той сложной ситуации,
в которой она оказалась. Признавшись публично в своем грехе — измене безвольному слабому мужу, не сумевшему понять Катерину и защитить ее от нападок свекрови, Катерина вызывает на себя шквал упреков и унижений, всеобщее осуждение. Тихону жалко ее, но больше всего жалко ему себя, поэтому он только пьет и жалуется на жизнь. Бориса отсылают на три года «в Тяхту, к китайцам», в контору знакомого купца. Он плачет и только просит не мучить Катерину, но защитить ее не может никто. Героине так тяжело, что она мечтает о смерти как о единственном избавлении от страданий, и единственное, что еще могло бы хоть как-то ее утешить — это увидеть Бориса. Любовь к нему осталась в ее сердце. «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!» — это поэтическое причитание Катерины сродни народному фольклору. Словно в ответ на ее призыв «Откликнись!», появляется Борис, услышавший голос героини. Их радость от встречи искренняя и непосредственная, но это, скорее, последняя возможность для Катерины поплакать на груди у любимого человека, и мало в этой встрече радости. Катерина просит прощения у Бориса, что выдала тайну их любви, что не смогла скрывать это в своей душе. Она себя считает во всем виноватой, искренне желая Борису «не тужить» о ней долго. Ей очень тяжело дома, и она бесхитростно рассказывает об этом: свекровь мучает ее, запирает, муж то сердится, то ласков, да «ласка-то его.хуже побоев». Единственная просьба ее к Борису — взять ее с собой. Но Борис так же слаб и безволен, как и Тихон. Завися от дяди материально, он не может его ослушаться: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду.» Когда-то он не хотел думать о том, что предстоит им с Катериной: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» Теперь же он страдает: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Он беспокоится прежде всего о себе, боится, чтоб их не застали. Осознавая свою слабость, проклиная тех, от кого зависит, он в отчаянии восклицает: «Эх, кабы сила!» В этой сцене Катерина нравственно намного выше Бориса: она готова и к любви, и к самопожертвованию. «Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут, а больше мне ничего не надо». Ее внутренний мир гораздо богаче, тоньше, наполнен более сильными чувствами. В самоотверженной любви для героини главное — чтобы не сердился на нее, не проклинал ее Борис, его счастье и душевный покой ей дороже собственного. Поэтому после расставания с ним ей нечего больше ждать от жизни. Борис заподозрил что-то неладное, у него даже появилось предчувствие, что Катерина что-то задумала. Но, попросив, чтоб он подавал по дороге милостыню всем нищим с наказом молиться за ее грешную душу, Катерина настаивает на скорейшем прощании. Уезжает рыдающий Борис, и теперь Катерина остается одна, и ждать ей от жизни больше нечего. Эта сцена глубже раскрывает внутренний мир обоих героев: слабость, бессилие и себялюбие Бориса и глубокое страдание и самоотверженную любовь Катерины. Раскрывается также нравственное превосходство героини: ясно, что Борис не герой, и прав был Н. А. Добролюбов, утверждая, что полюбила его Катерина больше «на безлюдье». Но, кроме более полного раскрытия характеров героев, эта сцена важна и еще по одной причине: она психологически мотивирует последующее самоубийство Катерины, подготавливая читателя к восприятию дальнейших событий. Все это дает нам основание сделать вывод о важности и значимости сцены в трагедии, а также о ярком мастерстве Островского-драматурга, создавшего многие незабываемые шедевры русского театра.

Последнее свидание Катерины с Борисом происходит в третьем явлении пятого действия пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза».

Место эпизода в действии?

Он между двумя монологами Катерины. В первом – страх, переживание своей вины, отвращение к жизни. Во втором – страх уходит, рождается невольный порыв к гармонии, уже не отвращение, а любовь к смерти. Могила перестает пугать, становится домом. Этот последний шаг от ненависти к любви Катерина делает, пережив последнее свидание с Борисом.

Читайте также:  Причины возникновения псориаза и лечение народными средствами

Какое Чувство сейчас наиболее сильно в Катерине?

Чувство вины. Ни слова упрека Борису. Только просьба о прощении.

Сопоставимы ли в этой сцене Катерина и Борис?

Борис несчастен, слаб и жалок. Всего боится. Но главное – не понимает Катерину. Они не соизмеримы по глубине и нравственной чуткости. Он своей вины не видит. Трусливо и жалко сетует: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой!». А ведь его предупреждали и Катерина, и Кудряш.

Диалог, происходящий между героями:

– Ты не забыл меня? – Как забыть, что ты! – …Ты не сердишься? – За что мне сердиться?

Для Бориса слова Катерины значат только то, что они значат. Он и отвечает конкретно на конкретные вопросы, плоско, приземлено, бескрыло. Сама же Катерина чувствует, что не может словом выразит чувства, но некому её понять, она сама себя не понимает. Она опять в полете: мыслью, чувством, и тщетно пытается вернуть себя на землю: «Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать!». Так исчерпало себя всё, что удерживало её на земле.

Читаемое в разделе:

Ранее опубликованные в разделе:

Новые материалы раздела:

Катерина и Борис в пьесе «Гроза» являются персонажами, на уровне которых реализуется любовный конфликт произведения. Чувства молодых людей изначально были обречены, любовь Катерины и Бориса была трагична: Катерина была замужем, изменять мужу и сбежать с другим человеком было ниже её моральных принципов. Автор не рассказывает о первой встрече Катерины и Бориса, читатель узнаёт о ней со слов Бориса: «А тут ещё сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого? В женщину, с которой даже и поговорить-то — никогда не удастся! Идёт с мужем, ну, и свекровь с ними! Ну, не дурак ли я? Погляди из-за угла да и ступай домой». Это была не любовь, а скорее влюблённость с первого взгляда. Для Кати чувства значили гораздо больше. В таком увлечении девушка видела ту самую настоящую и искреннюю любовь, о которой мечтало её сердце. Поэтому девушка, чьё воспитание не позволяло изменить мужу, отчаянно пыталась успокоить своё сердце. Решение Кати выйти к Борису в сад было фатальным. После десяти ночей тайных свиданий Катерина призналась мужу и свекрови в том, что чувствует к Борису. Последнее свидание Катерины и Бориса произошло уже после разговора Кати с Тихоном и Кабанихой.

Каждый из героев ищет встречи друг с другом, у каждого есть ощущение, что они должны сказать что-то друг другу. Но оба молчат. И говорить-то собственно, не о чем. Нужно сказать, что перед встречей Катя находилась в некоем пограничном состоянии. Обрывки мыслей и фраз, будто Катя хочет признаться в чём-то важном. Идея о страшном самосуде будто витала в воздухе, ещё не приняв чётких форм, но после встречи с Борисом решение было принято окончательно. Что же произошло во время их разговора?

Катя всё ещё надеется на то, что может быть счастлива с этим человеком, начинает будто оправдываться за свои поступки, извиняться, просить прощения. Её вопрос о том, забыл ли он её заставляет читателей понять, что в чувствах Кати произошли некоторые изменения. На всё реплики девушки Борис отвечает отстранённо, показывая, что ему ничего не нужно. Катя узнаёт, что Борис едет в Сибирь. И вот, последнее, на что решается девушка: «возьмёшь меня с собой?»

Реплика ещё раз доказывает силу характера, непоколебимость и веру Кати в эту любовь. Девушка отчаянно надеется на положительный ответ. В этом вопросе на самом деле были сосредоточены десятки других, более важных. «Любишь ли ты меня?», «что значат для тебя наши чувства?», «не ошиблась ли я в тебе?» — и множество других. Катя говорит о себе, а Борис в такой важный для девушки момент, вспоминает о дяде: «я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись». Заметьте, проститься с местом, а не с Катей. В этот момент Катерина получает ответы на все свои незаданные вопросы, окончательно приняв решение покончить с собой. Именно после этих слов наступает такое резкое и болезненное прозрение, которого так боялась и вместе с тем ждала девушка.

Несмотря на это, девушка думает над тем, чтобы сказать что-то важное. Действительно важное. Но Борис торопит Катю, у него не так много времени. Девушка молчит о том, что уже решила расстаться с жизнью — это жертва не ради Бориса, а ради самой себя. Гибель не из-за несчастной любви (это бы всё опошлило), а из-за невозможности жить честно. В прощании Катерины с Борисом есть одна примечательная деталь: Борис начинает догадываться, что у Кати на уме, хочет подойти ближе, обнять девушку. Но Катерина отстраняется. Нет, это не обида, не гордость. Катя просит Бориса подавать милостыню каждому, кто будет её просить, молиться за её грешную душу. Девушка окончательно отпускает Бориса. И Борис уходит, не понимая масштабности и значения этого разговора для Кати.

Тест по произведению

Задачи и тесты по теме «Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского «Гроза»)»

Взаимоотношения Катерины с Борисом в явл. 3 достигают той кульминационной точки, после которой каждый из них должен на что-то решиться. Четвертое действие пьесы заканчивается «сценой покаяния» Катерины и победоносным криком Кабанихи: «Что, сынок! Куда воля-то ведет!». И вот – последняя прощальная сцена.

На нее Катерина приходит, приняв уже для себя решение. Это трудное решение. Уже с момента первого появления чувствуется, что Катерина пребывает в состоянии мучительных душевных переживаний. Во-первых, она уже решилась. Мы не знаем еще на что. Но мы видим и чувствуем взволнованность души Катерины в коротких ремарках: «подбегает к нему и кидается на шею», «плачет на груди у него», «смотрит ему в глаза». А ее речь… О душевном состоянии говорит интонационное звучание ее слов: то с вопросом, то с восклицанием. («Ты не забыл меня?», «Ты сердишься?», «Уж так тяжело, так тяжело!…») Внутренняя борьба между чувством и долгом, совестью достигает такого напряжения, что мысли в голове путаются, она говорит сбивчиво. Как в бреду, Катерина говорит: «Постой, постой! Что-то я хотела сказать!» Нарастание этой борьбы усиливают слова: «Погоди! Погоди!» — и следующая за ними ремарка (подумав). И как бы вспомнив: «Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай…».

И вот, кажется, муки совести отпустили ее, она приняла решение, что в дом Кабанихи, где она должна будет жить и мучиться от постоянных упреков, унижений, она не вернется. Потеряна и последняя надежда на спасение. На предложение взять ее с собой в Сибирь, Борис ответил отказом.

И Катерина, как бы сбросив с плеч груз душевные мук, в последний раз посмотрит в глаза Борису и скажет: «Ну, будет с меня! Теперь бог с тобой, поезжай». И последняя встреча с Борисом, та гроза, которая бушевала в душе Катерины, в этой сцене прощания станет яркой молнией, вспыхнувшей и погасшей.

Восклицательная и вопросительная интонация голоса говорит о том, что и он с волнением, тревожным предчувствием чего-то, идет на свою последнюю встречу с Катей. («Боже мой! Где же она?») О душевном состоянии говорят и его частицы «ах», витиеватое «кабы», «каково» («Ах, кабы знали эти люди, каково мне…»)

Как по-разному открываются в этом явлении характеры героев. Если Катерина и в последнюю свою встречу думает не о спасении своей души, а о любимом человеке, то безвольный Борис, который встретился. Катерине скорее на безлюдье, унизительно, жалко взамен на эту решительность скажет: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду». Более того, он боится, как бы хуже от этой встречи не было: «Не застали б нас здесь».

«Гроза» — одно из лучших произведений А. Н. Ост-ровского. Ее высоко оценили критики. А. И. Герцен писал о пьесе: «В этой драме автор проник в глубочай-шие тайники… русской жизни, бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины, этой без-гласной, которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи».

Характер главной героини пьесы, Катерины, во многом раскрывается в ее взаимоотношениях с Бори-сом. Одним из самых ярких эпизодов, позволяющих понять своеобразие образов обоих героев, является последнее свидание Катерины с Борисом.

Отношения героев сложились трагично. Катерина, чистая душой, искренняя, не смогла жить в атмосфе-ре ханжества и самодурства, окружавшей ее в доме Кабанихи, но она также не смогла вытерпеть тяжести тех нравственных мучений, которые были принесены ей совершенным грехом. Не умея лгать, Катерина во всем созналась и свекрови, и мужу. Последней отду-шиной для нее и стало свидание с Борисом.

Читайте также:  Чешется в ухе внутри причина лечение народными средствами

Увидев Бориса, Катерина со слезами бросается ему на шею. Она ни в чем не винит своего возлюбленного. Всю вину героиня берет на себя. «Ты не сердишься? — спрашивает она Бориса. Не хотела я тебе зла сделать».

Борис сообщает Катерине, что едет в Сибирь. Не бо-ясь ни людского осуждения, ни позора, Катерина го-това бежать с ним, бросить все. Только Борис к этому не готов. Где же его мужская сила, решимость, ответ-ственность за содеянное? Ее нет в его характере. «Нельзя мне, Катя»,— отвечает Борис. Едет он в Си-бирь не по своей воле, а по дядиному наставлению. Дядю Борис почитать должен — от него зависит его дальнейшее материальное благополучие.

Услышав такой ответ, Катерина не ожесточается сердцем, не пугается. «Поезжай с богом!» — говорит она любимому и просит его забыть о ней. Не собствен-ная судьба, а будущее Бориса важны для нее, хотя по-ложение ее трагично. Кабаниха «мучает» Катерину, «запирает», «всем и мужу говорит: «Не верьте ей, она хитрая»», все смеются ей «прямо в глаза». Обостри-лись и ее отношения с Тихоном. Тот «то ласков, то сер-дится, да пьет все», «постыл» он героине. «Ласка-то его мне хуже побоев»,— признается она. Ей так тяже-ло, что «умереть легче». Однако это не толкает Бориса на решительный шаг. Он способен только сожалеть о том, что судьба свела его с Катериной, сделала их не-счастными, заставила мучиться. Ему нелегко про-щаться с Катериной, но он бессилен, о чем красноре-чиво говорит его восклицание: «Эх, кабы сила!». Только об одном он может просить Бога: «чтобы умер-ла она поскорее, чтобы ей не мучиться долго!». Задер-жаться лишнюю минутку он опасается. Только Кате-рине ничего не страшно. Эта цельная натура готова держать самый жестокий ответ за все содеянное. Она до конца остается сама собой. Борис, фактически пре-давший Катерину своим безволием, ее недостоин.

По мнению Н. Добролюбова, истинно народный по своей сущности характер Катерины является единст-венно верным мерилом оценки всех других персона-жей пьесы, в той или иной степени противостоящих самодурной силе.

Последнее свидание Катерины с Борисом происходит в третьем явлении пятого действия пьесы «Гроза». Эта сцена имеет важнейшее значение для раскрытия образов Катерины и Бориса. А также именно она является переломной во всем действии. Можно сказать, что эта сцена привела пьесу к трагическому финалу.

И вот происходит чудо: героиня встречает того, ради которого пренебрегла всем, ради которого «душу свою…погубила».

Встретившись, влюбленные плачут, от горя ли, от счастья ли, или от того и другого вместе. Ремарка, данная Островским – «Молчание» – как нельзя лучше описывает внутреннее состояние героев. И вправду, о чем говорить?

Первым нарушает молчание Борис. Ведь он пришел сюда не просто так. Он пришел сказать Катерине, что уезжает: «Далеко…в Сибирь».

Первые фразы Катерины в этой сцене отрывисты и коротки. Как будто она готовится сказать что-то чрезвычайно важное, то, что решит ее судьбу. После того, как Борис сообщает ей о своем отъезде, у Катерины вырывается мольба. Она просит героя взять ее с собой. Это почти крик последней надежды. Фраза «Возьми меня с собой отсюда!» является кульминационным моментом всей сцены. От решения, которое примет Борис, зависит судьба Катерины, да и его судьба тоже.

Что же отвечает ей Борис? Он говорит, что «отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то с тем проститься, где мы с тобой виделись». То, что в такой момент Борис вспоминает дядю, говорит о его бесхарактерности. Он не может сам принимать решения. И отвечает Катерине отказом.

В этот переломный момент Катерина показывает всю широту своей души. Когда рухнула ее последняя надежда и земля начала уходить из-под ее ног, она находит в себе силы сказать Борису: «Поезжай с Богом!». Вместо того, чтобы проклясть бессердечного и бесхребетного Бориса, который оставлял ее на растерзание свекрови и общественного мнения, Катерина говорит ему о своей любви.

А любовь ее, воистину, не знает границ: «Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да еще впереди сколько! Ну да что думать о том, что будет! Вот я теперь тебя видела, этого они у меня не отымут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидеть тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня…»

Читая эти строки, понимаешь, что только великая женщина способна на такую любовь и на такие чувства. Готовая пойти против всех, бросить все и поехать за любимым в далекую и холодную Сибирь, в тяжелую минуту она прощает Бориса. Прощает за все.

Но судорожная мысль всё-таки вертится в голове у Катерины. Она не может найти нужных слов: «Что-то я тебе хотела сказать! Вот забыла! Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего».

А Борис, вместо того, чтобы поддержать Катерину, говорит: «Время мне, Катя!»

В следующую секунду идея, которая еще витала в воздухе, и исполнение ее казалось таким невозможным, превратилась в голове Катерины в осознанное и страшное решение. Мы еще не знаем, о чем идет речь, но уже догадываемся. Катерина говорит Борису, чтобы «ни одного нищего» он дорогой не пропускал и всем приказывал, чтобы они молились за ее «грешную душу». Именно в этот момент Катерина решила совершить самый страшный, в христианском понимании, грех, замолить который не под силу и тысяче нищих: самоубийство.

С этой секунды Катерина начинает навсегда прощаться с Борисом, так как поняла, что больше никогда она его не увидит. Борис же, не в силах понять, куда он толкает свою возлюбленную, начинает жаловаться, обвинять всех и вся: «Злодеи вы! Изверги!». И произносит одну из самых важных своих фраз: «Эх, кабы сила!» Он признается в своем бессилии, в том, что он не может сделать ничего, чтобы спасти Катерину. А самое главное, он признается в своем бесконечном эгоизме. Заподозрив, что Катя задумала неладное, он думает не о ней, а том, что он измучается дорогой, думая о героине.

Есть в этой сцене удивительный момент. В последний раз Борис хочет обнять Катерину, но она…не подпускает его к себе. Поверить в то, что, не обидевшись на отказ Бориса сразу, она решила обидеться сейчас, невозможно. Да и не укладывается это в образ Катерины. Просто, решив совершить самоубийство, она не может позволить любимому прикоснуться к ней – страшной грешнице. Кроме того, Катерина торопит Бориса: «Ступай, скорее, ступай!».

Вот какой участи хочет он для Катерины! Вот каким он видит решение проблемы! И мы понимаем, что не помог он Катерине не потому, что был бесхребетным и безвольным человеком, а потому, что не хотел!

Кто знает, как повернулась бы судьба героев, если в ту важнейшую минуту Борис согласился взять Катерину с собой. Да, героев ожидали бы страшные трудности. Быть может, она разочаровалась бы в своем выборе. Но Борис не мог, а точнее, не смог поступить по-другому.

Простившись с Борисом навсегда, Катерина бросается в Волгу, унеся с собой свою огромную любовь к человеку, не захотевшему ее спасти.

Популярные совместимости

Екатерина Борис
Екатерина и Александр [ 76% ] Борис и Анна [ 83% ]
Екатерина и Дмитрий [ 76% ] Борис и Ольга [ 69% ]
Екатерина и Евгений [ 63% ] Борис и Татьяна [ 78% ]
Екатерина и Андрей [ 74% ] Борис и Ирина [ 89% ]
Екатерина и Михаил [ 78% ] Борис и Светлана [ 72% ]
Екатерина и Алексей [ 63% ] Борис и Юлия [ 74% ]
Екатерина и Сергей [ 72% ] Борис и Мария [ 72% ]
Екатерина и Григорий [ 69% ] Борис и Елена [ 83% ]

Рейтинг взаимоотношений в разных сферах жизни

Характеристика Значение (от 1 до 5) Расшифровка
Секс 5 Партнеры настолько тонко чувствуют друг друга, что порой им даже не требуется слов. Одинаковые темпераменты способствуют достижению гармонии в сексе. Между этими людьми настоящая химия: достаточно полувзгляда, полунамека, чтобы мгновенно вспыхнула страсть. Интимная близость дарит незабываемые эмоции обоим.
Дружба 2 Разное мировоззрение не позволяет установить абсолютно гармоничные отношения, но найти общий язык вполне реально. Главное — идти на уступки, слушать и слышать собеседника.
Любовь 4 Эти личности имеют схожие представления о том, как должны выстраиваться любовные отношения. Их тянет друг к другу, им приятно находиться вместе. Если и возникают конфликты, партнерам удается быстро и безболезненно решать их.
Деловые отношения 4 У таких людей, как правило, не возникает разногласий в деловой сфере. Они хорошо понимают друг друга, вне зависимости от занимаемой должности. Если и случаются трудности, эти личности всегда проявляют готовность к конструктивному диалогу.
Семья 1 У этих людей очень уж разные взгляды на семейную жизнь. Конфликты могут возникать буквально на ровном месте. При этом нельзя сказать, что такой брачный союз обречен. Просто людям с такой совместимостью придется постараться больше, чем другим.

Гроза островского Как развиваются отношения катерины и Бориса( по содержанию пьесы)

Источник

Правильные рекомендации
Adblock
detector