Право народной законодательной инициативы

Право народной законодательной инициативы

Народная законодательная инициатива является одной из форм прямой (непосредственной) демократии, наряду с референдумом и др. [1] В отличие от представительной демократии, при которой власть народа осуществляется через представляющие его государственные органы, прямая демократия предполагает принятие государственных решений самими гражданами.

Народная законодательная инициатива представляет собой право определенной группы избирателей предложить проект закона, который подлежит обязательному рассмотрению парламентом. При этом парламент, как правило, может принять любое решение: согласиться с проектом, внести в него поправки или отклонить его [2]. Этим народная законодательная инициатива отличается как от референдума, решение которого имеет силу закона, так и от права на обращения в органы власти с предложениями (петициями), которые предполагают ответ, но не требуют обязательного рассмотрения на уровне законодательной власти.

В России народная законодательная инициатива – это явление новое, хотя простые обращения (заявления, жалобы) в органы государственной власти практиковались довольно давно [3]. В Конституции РФ 1993 года также закреплено право граждан на обращения в органы власти (ст.33), а упоминание народной законодательной инициативы как формы непосредственной демократии отсутствует. В то же время, поскольку непосредственное осуществление власти народом является основой нашего конституционного строя (ст.3), есть возможность дополнительно раскрывать способы выражения этой власти в специальных законах. На федеральном уровне такие законы приняты в отношении референдумов. Народная законодательная инициатива в федеральном законодательстве еще не получила правового закрепления [4]. В этом отношении регионы России обогнали центр, поскольку во многих субъектах федерации народная инициатива уже стала правовой нормой. Эта форма прямой демократии установлена не менее чем в 20 субъектах РФ (см. таблицу), что можно считать достаточно широким распространением нового для нашей страны института власти.

Отсутствие федерального регулирования народной законодательной инициативы открыло для регионов свободу творчества, что привело к значительному разнообразию определений этой формы прямой демократии в разных субъектах федерации. Народная законодательная инициатива называется также «народная законотворческая инициатива» (Иркутская область), «народная правотворческая инициатива» (Липецкая, Ярославская, Калужская области), «народная инициатива (граждан)» (Томская область), «законодательная инициатива» граждан (Тамбовская, Липецкая, Волгоградская, Свердловская, Астраханская, Смоленская, Омская области). При этом в Уставе Волгоградской области существует также «гражданская инициатива», которая является формой обращения (заявления), поскольку не предполагает обязательного рассмотрения законодательного предложения в парламенте. Похожая ситуация в законодательстве Кемеровской области, где речь идет о законодательном предложении. Кроме того, нельзя считать народной законодательной инициативой право вносить законопроекты, предоставленное почетным гражданам (Санкт-Петербург, Камчатская область), а также общественным организациям (в том числе коренных и малочисленных народов) (Корякский автономный округ, Приморский край, Республика Карелия, Белгородская область) и профсоюзам (Тульская область). В данном случае субъекты законодательной инициативы выступают либо как частные лица, либо как организации, то есть в обоих случаях отсутствует элемент народовластия. В Уставе Костромской области вводится понятие «народная инициатива», которая включает в себя и обращения граждан, и сходы, и предложения по законопроектам.

Несмотря на большой разброс в названиях, в основу большинства региональных подходов положена соответствующая практика, сложившаяся в развитых демократических странах Европы. В соответствии с ней для осуществления законодательной инициативы сначала образуется инициативная группа, которая официально регистрирует инициативу, а затем эта группа собирает определенное количество подписей в поддержку инициативы. Затем инициируемый документ и подписи направляются в представительный орган власти, который рассматривает инициативу и принимает по ней решение. Эта практика народной законодательной инициативы нашла отражение в российском региональном законодательстве. Вопрос о том, кто может выступить с народной законодательной инициативой (быть субъектом законодательной инициативы), во всех регионах решен примерно одинаково – это граждане, проживающие на соответствующей территории и обладающие активным избирательным правом. Различия народной законодательной инициативы в региональном законодательстве связаны с определением содержания инициативы и процедуры ее осуществления.

К содержательной стороне народной законодательной инициативы относится также определение того, по каким вопросам она может осуществляться. В ряде субъектов РФ на этот счет установлены ограничения, которые связаны с разделением полномочий между Российской Федерацией и регионами (Волгоградская, Ярославская, Брянская области, Алтайский край). В Свердловской и Омской областях установлены особые правила для законодательной инициативы по внесению изменений в региональные Уставы (требуется большее число подписей в поддержку).

Говоря о процедурах народной законодательной инициативы, в первую очередь необходимо отметить, что в законодательстве лишь нескольких субъектов РФ она описана достаточно подробно, чтобы служить реальным механизмом осуществления народом своей власти (Волгоградская, Ярославская, Брянская, Калужская области, г. Москва, Алтайский край). В остальных случаях региональное законодательство, как правило, ограничено установлением минимального числа граждан, поддержка которых необходима для рассмотрения инициативы соответствующим парламентом. Для определения легитимного количества голосов применяется два подхода:

При этом число необходимых подписей колеблется от одной тысячи (Калужская область) до 100 тысяч (Краснодарский край), и от 0,1% (Приморский край) до 5% (Республика Хакасия).

Отвечая на вопрос о том, какой из названных способов определения необходимого числа граждан является наиболее оптимальным, В.В. Комарова пишет: «… установление абсолютного числа граждан значительно упрощает дело, поскольку освобождает инициативную группу и представительный орган власти (или избирательную комиссию) от необходимости вычисления процентного отношения и ведения споров, от какого числа избирателей необходимо вычислять конкретный процент. Применение процентного отношения в какой-то мере объективизирует ситуацию. Необходимо только унифицировать это число для всех гражданских инициатив соответствующего уровня и выразить его в абсолютном числе для упрощения подсчетов и исключения споров » [6].

Рассмотрим более подробно механизм законодательной инициативы в тех субъектах РФ, в которых он определен. Начнем с того, как запускается весь процесс. В Брянской и Ярославской областях и в Москве это осуществляет инициативная группа граждан количеством не менее 20-ти, 5-ти и 50-ти человек, соответственно. В Калужской области субъекты законодательной инициативы должны сначала о ней заявить и опубликовать свой проект, а затем уже создают инициативную группу (5 человек). Особая ситуация в Алтайском крае, где прежде готовится ходатайство о возбуждении процедуры законодательной инициативы, которое должно быть подписано не менее чем тремястами гражданами. Затем проводится рассмотрение ходатайства, экспертиза и публикация законопроекта. И лишь после этого создается инициативная группа по сбору подписей. По поводу состава инициативных групп никаких особых требований нет – во всех регионах это должны быть граждане-избиратели.

Для сбора подписей во всех четырех регионах, в которых есть проработанный механизм законодательной инициативы граждан, утверждены соответствующие бланки. Срок для сбора подписей в Брянской области и Алтайском крае составляет 2 месяца, в Ярославской области – 30 дней, а в Калужской области срок не установлен. Проект законодательной инициативы вместе с подписями передается в Брянской области сразу в областную Думу, в Ярославской области и Алтайском крае – в Избирательную комиссию для проверки подписей, и уже оттуда поступает в представительный орган власти. В Калужской области законодательная инициатива осуществляется через депутата Законодательного Собрания.

Рассмотрение народной законодательной инициативы в представительных органах государственной власти регионов, как правило, осуществляется так же, как и любого другого законопроекта. Хочется отметить как положительный момент, что в Уставе Волгоградской области указано, что « законопроекты и предложения, направленные в областную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы граждан, рассматриваются Думой в первоочередном порядке ». Кроме того, в Брянской области и Алтайском крае предусмотрено, что в случае, если представительный орган власти откажется придать законопроекту силу закона, то проект выносится на региональный референдум.

Завершая обзор, можно сказать, что в отношении народной законодательной инициативы в России сложилась редкая ситуация, когда региональное законодательство оказалось впереди федерального. Хотя во многих регионах это пока только правовая декларация, закрепленная в Уставе или Конституции, без определения четкого механизма осуществления, это открывает путь для дальнейшего движения по пути к развитию институтов прямой демократии.

Региональное законодательство в области осуществления
народной законодательной инициативы

Развитость законодательства по вопросам народной законодательной инициативы

Источник

Народная законодательная инициатива

Народная законодательная инициатива подобно выборам и референ­думу тоже является одним из способов осуществления непосредствен­ной демократии. Она предполагает участие избирателей и принятие ре­шения их определенным числом. Но это решение не носит характера окончательного, оно относится только к инициативе постановки вопроса. Народная законодательная инициатива — это право определенной группы избирателей предложить проект закона, который подлежит обяза­тельному рассмотрению парламентом, хотя последний вправе принять любое решение: согласиться с ним, внести в него поправки или откло­нить его. Институтом, близким к народной законодательной инициативе, является также право определенной группы избирателей предложить референдум по определенному вопросу (вопросам); это предложение, как говорилось выше, может быть либо принято, либо отклонено.

Институт народной законодательной инициативы предусмотрен кон­ституциями или законами ряда стран. На общегосударственном уровне он действует в Австрии, Испании, Италии, Швейцарии, на Филиппинах, на региональном — применяется в США, Швейцарии и некоторых дру­гих странах (в субъектах федерации). Он не применяется в тех странах англосаксонского права, где всегда господствовала идея верховенства парламента. Народная законодательная инициатива не используется также во многих мусульманских странах, где доминирует концепция аш-шура.

Конституции стран, предусматривающие возможность народной за­конодательной инициативы, устанавливают, что для внесения проекта закона нужно собрать определенное число подписей избирателей, под­линность которых подвергается проверке и удостоверяется нотариусом или должностными лицами местного самоуправления на уровне общин. В Швейцарии необходимо собрать 50 тыс. подписей, в Испании — 500 тыс., в Бразилии — 1 % общей численности избирателей, в Колумбии — 5%. Нередко предусматривается, что эти избиратели должны представ­лять в определенной пропорции различные районы страны. Это сделано для того, чтобы постановка вопроса имела общегосударственный, а не местный характер. В Бразилии избиратели должны представлять не менее пяти штатов (из приблизительно трех десятков), в Румынии — не менее одной четверти уездов страны. Зачастую установлен срок для сбора подписей, обычно он составляет не более шести месяцев.

Нередко требуется, чтобы проект закона, представляемый в порядке законодательной инициативы, был оформлен соответствующим обра­зом — разделен на главы, параграфы или статьи, а иногда чтобы он имел также мотивировочную часть и объяснение необходимости данного законопроекта. Подписи избирателей должны содержать имена, фами­лии, часто — место жительства или название общины, в списки которой внесен избиратель. После проверки подписей и их удостоверения за­конопроект передается в парламент и рассматривается им по обычной процедуре.

В странах тоталитарного социализма усеченной формой народной законодательной инициативы является право некоторых общественных организаций вносить законопроекты по определенным вопросам. Чаще всего этим правом наделяются профсоюзы, составляющие в этих странах единую централизованную организацию. В отдельных странах такое право имеет церковь (например, в Великобритании), но только по рели­гиозным вопросам. В порядке законодательной инициативы, как и при референдуме, запрещается вносить проекты по некоторым вопросам: о бюджете, налогах, амнистии, по вопросам международных отношений и т.д.

Народная законодательная инициатива применяется редко и малоэф­фективна. Например, в Италии со времени принятия конституции 1947 г. в таком порядке принят лишь один закон (в целом в Италии принимается в среднем 300 законов ежегодно).

Тема 8. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ ОРГАНЫ

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Испол­нительная и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельнос­ти, но действуют от имени и во исполнение закона.

Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосудар­ственным представительным органом, а в субъектах федерации, в авто­номиях политического характера — также местными законодательными органами.

8. 1. Понятие парламента и его структура

Понятие парламента. Термин «парламент» происходит от француз­ского «парле» — говорить. Французский язык широко использовался аристократией в средневековой Англии, считающейся родиной парла­мента. Хотя предшественником парламента были представительные ор-

Конституция Чехии, как и конституция Словакии, принята и ходе нодготонки к разделению Чехе-Словакии на дна государства, что было осуществлено с 1 января 1993 г. ганы в Древней Греции и в Древнем Риме, сословно-представительные учреждения в начале Средних веков в Европе, происхождение современ­ного парламента связывают с событиями XIII—XIV вв. в Англии, когда власть короля была ограничена собранием крупных феодалов, высшего духовенства, представителей городов и сельской местности (общин).

Современный парламент — это высший орган народного представи­тельства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулиро­вать важнейшие общественные отношения главным образом путем при­нятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов ис­полнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например в некоторых странах избирает президента, обра­зует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет ам­нистию и т.д.

Марксистско-ленинская концепция конституционного права тради­ционно отвергает значение парламента и парламентаризм как систему управления государством, требуя заменить и действительно заменяя их на практике системой советов. Ее сторонники считают, что парламент сколько-нибудь значительной роли в управлении государством не играет (настоящую работу осуществляет исполнительная власть, «штабы моно­полий»), что в парламенте «только болтают», а в его состав при капита­лизме не входят трудящиеся. Действительно, в связи с усложнением современной жизни в информационном обществе, с повышением требо­вательности к процессам управления, возрастанием роли исполнитель­ной власти, с необходимостью широкого привлечения для процессов уп­равления технических средств, расчетов, вычислительной техники зна­чение парламента в управлении обществом может снижаться. В связи с этим в западной науке создана концепция рационализированного парла­ментаризма, которая осуществляется на практике в ряде стран. Она предполагает ограничение роли парламента и передачу части законода­тельных полномочий исполнительной власти (хотя акты этой власти не называются законами). Однако даже в такой группе стран снижение роли парламента не является безусловным: за ним остается последнее слово в решении самых принципиальных вопросов, в том числе вопросов о правах человека. Кроме того, в определенные периоды роль парламента может возрастать и он оказывает решающее воздействие даже на консти­туционно независимую от него исполнительную власть (например, в связи с отставкой президента Никсона в США в 1974 г.).

Значение парламента отвергается, хотя и с других позиций, фундаменталистскими мусульманскими концепциями, основанными на идее халифата, когда взамен парламента создается совещательный орган при правителе (светском и религиозном главе государства), как, например, в Саудовской Аравии по конституции 1992 г.

Однако в большинстве му­сульманских стран парламент все же избирается, но его роль иногда ограничивается консультативными полномочиями.

Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. В ряде случаев, однако, в парламентской деятельности доминируют мелкие и мельчайшие интересы, личные амбиции, различ­ные неформальные связи, как это бывает в некоторых странах СНГ.

Структура парламента. Под парламентом обычно понимают одно­палатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалат­ного парламента, хотя с юридических позиций это понятие гораздо слож­нее. В англосаксонском праве парламент — это триединое учреждение, включающее главу государства (монарха в Великобритании, президента в Индии), верхнюю и нижнюю палаты (при этом закон, как правило, может быть принят при согласии всех этих трех составных частей). В странах с влиянием англосаксонского права, где главой государства яв­ляется президент и существует одна палата (например, в Танзании по конституции 1977 г.)> парламент рассматривается как двуединое учреж­дение, состоящее из главы государства и Национального собрания. В континентальном праве, в Германии, Франции, под парламентом понима­ются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента. Наконец, в некоторых странах (Египет) глава государства рассматривается как часть однопалатного парламента.

В настоящее время число палат в парламентах стран мира не пре­вышает двух, но в конце 80-х — начале 90-х годов в ЮАР (до принятия временной конституции 1994 г.) парламент юридически состоял из трех палат, хотя подлинным органом государственной власти была палата белого населения. В парламенте Югославии в 70-х годах было пять палат. В некоторых странах Африки и Океании существуют особые палаты вождей, но они обладают только совещательными полномочиями по определенным вопросам (обычаи, культура и др.). В большинстве стран в настоящее время действуют двухпалатные парламенты, а в Дании, Греции, Египте, Китае, Португалии и многих других странах — однопалатные.

Читайте также:  Ржавчина на листьях народные средства

Палаты парламента имеют разные названия (нередко — палата де­путатов и сенат), но их принято называть нижней и верхней. Последнее название имеет исторический характер: в настоящее время в большин­стве стран верхняя палата обладает меньшими полномочиями, чем ниж­няя.

Верхняя палата может быть либо слабой, когда она в состоянии от­срочить принятие решения парламентом (нижней палатой), но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето — отказ согласиться с решением нижней палаты — может быть преодолено последней (Великобритания, Польша и др.), либо сильной, когда без ее согласия закон не может быть принят (Италия, США).

Глава государства является участником законодательной власти не­зависимо от того, охватывается ли он понятием «парламент». Лишь в тех странах, где глава государства не подписывает законы, не обладает пра­вом вето, он фактически не участвует в законодательстве. В большинст­ве же стран законы принимаются парламентом, а издаются главой госу­дарства (в связи с этим ниже рассматривается институт промульгации законов).

Палаты парламента неодинаковы по своей численности. Обычно нижняя палата в два раза (Италия), а то и больше (Польша), многочис­леннее верхней. Лишь в Великобритании иное соотношение: более 1100 пэров в верхней палате (палате лордов) и 651 член — в палате общин. Самая большая численность однопалатного парламента в Китае: по конституции 1982 г. Всекитайское собрание народных представите­лей не может превышать 3 тыс. человек. В настоящее время в нем около 3 тыс. депутатов. Тенденция последних десятилетий — установление фиксированной численности палат, при этом в нижней палате нигде не бывает больше 651 члена, обычно же их значительно меньше. В Великоб­ритании на скамьях в зале заседаний нижней палаты всего около 400 мест, т.е. заранее предполагается, что не все члены (651 человек) явятся на заседание; в верхней палате обычно 100—300 сенаторов (часто мень­ше и очень редко немногим больше).

В марксистской теории двухпалатная структура парламента (кроме федеративного государства) рассматривается как нежелательное явле­ние (в Китае, на Кубе, в КНДР, Вьетнаме однопалатный парламент). Считается, что верхняя палата более реакционная и тормозит позитивные мероприятия нижней, решения о проведении которых могут принимать­ся под давлением трудящихся. В настоящее время в большинстве стран верхние палаты не пользуются сколько-нибудь значительными полномо­чиями. В Великобритании, например, палата лордов нередко в течение 5—6 лет не выдвигает никаких возражений против законопроектов, при­нятых палатой общин. В современных условиях верхняя палата рассмат­ривается скорее как орган, призванный обеспечить всестороннюю взве­шенную оценку законопроекта.

Формирование палат парламента. Члены нижней палаты парла­мента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты — сенаторами. В состав парламента иногда вхо­дят также их заместители (в Бразилии, например, на каждого сенатора приходится два заместителя), а в единичных федеративных государствах — делегаты от территорий, владений, федерального округа, ассоции­рованных государств, не являющихся субъектами федерации (США). Порядок занятия ими места в парламенте и их правовое положение не­одинаковы.

Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента избира­ются обычно на 4—5 лет либо непосредственно гражданами, либо путем многостепенных выборов (в настоящее время в Китае). Часть членов парламента может избираться косвенными выборами (Бутан, Свазиленд и др.). В некоторых странах резервируются места для сторонников опре­деленных религий и национальностей, а также для женщин. Эти места тоже замещаются путем непрямых выборов (для женщин — в Бангла­деш, для приверженцев индуистских религий — в Пакистане, для асси­рийцев — в Иране и т.д.). В Египте половина мест резервируется для депутатов — рабочих и крестьян, которые избираются всеми граждана­ми наряду с депутатами от других групп населения. В однопалатном парламенте Дании есть фиксированное представительство от Фарерских островов (2 человека), от Гренландии (2 человека), в Китае — от армии. Иногда в однопалатные парламенты президент может назначить неболь­шое число лиц, имеющих особые заслуги перед отечеством (например, не более 10 человек в Египте). В Бутане, Тонго, Брунее в однопалатных парламентах значительное число мест занимают лица по должности — находящиеся на службе у короля, и представители знати. Правильность избрания депутатов проверяет либо сам парламент (на практике — со­здаваемая палатой мандатная комиссия), либо (по жалобам и протестам) орган конституционного контроля, верховный суд, специальный избира­тельный трибунал.

Верхняя палата формируется различными способами: путем пря­мых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности и др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены в США (по два сенатора от штата), в Бразилии (по три), в Италии (не менее семи от области), в Японии, Румынии и многих других странах. Путем косвен­ных выборов формируется сенат во Франции, где избирательную колле­гию в каждом регионе (наиболее крупной административно-территори­альной единице) составляют, как отмечалось выше, члены нижней пала­ты от данного региона и советники различных муниципальных органов. В Индии члены верхней палаты избираются законодательными собрания­ми штатов. В Испании сочетаются прямые и косвенные выборы: часть сенаторов избирается непосредственно гражданами, а часть — предста­вительными органами автономий. В Бельгии часть сенаторов избирается прямыми выборами, часть назначается, часть избирается косвенными выборами — провинциальными советами. Полностью назначаются верхние палаты главой государства в Канаде, Иордании, Таиланде, Ямайке, Барбадосе, Белизе (во многих из них генерал-губернатором — пред­ставителем короны Великобритании). Большинство членов верхней па­латы назначается в Малайзии. В Германии члены верхней палаты назна­чаются правительствами земель. Несколько членов верхней палаты (5 в Италии, 12 — в Индии) могут назначаться главой государства. В Вели­кобритании места в палате лордов занимают по наследству дворяне (пэры), имеющие титул не ниже барона (с 1963 г. — и женщины), а также лица, которым такой титул пожалован королевой по представле­нию кабинета министров (титул и место в палате не передается ими по наследству), епископы и архиепископы, члены, избранные шотландски­ми и ирландскими лордами, апелляционные (судебные) лорды. В Зимба­бве часть сенаторов избирается нижней палатой, часть назначается пре­зидентом.

Своеобразно избирается верхняя палата в Норвегии, Исландии: ее избирают из своего состава члены нижней палаты (1/4, 1/3 состава). В федерациях верхняя палата либо формируется на паритетной основе, т.е. от определенных регионов избирается, назначается, делегируется одинаковое число сенаторов, либо представительство в ней зависит от числа жителей в субъектах федерации (в Германии — от трех до шести членов верхней палаты от каждой земли, в Индии — от 1 до 34 от штата). В унитарном государстве число сенаторов также зависит нередко от чис­ленности населения региона (в Польше — от двух до трех сенаторов от воеводства, во Франции, Италии — обычно 1—7 сенаторов).

Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются целиком. К верхней палате часто применяется принцип ротации: сенаторы изби­раются на более длительный срок и палата обновляется по частям (в США на 6 лет с обновлением на 1 /З через два года, во Франции на 9 лет с обновлением на 1 /З через три года). Во многих странах верхняя палата избирается на тот же срок, что и нижняя (Италия, Польша и др.).

Прекращение полномочий палат и органы, замещающие парла­мент. Парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава, как только этот состав приступит к работе (в некоторых стра­нах — после присяги депутатов). Он может быть распущен досрочно. Очень редко главой государства распускаются обе палаты (например, Италия). Обычно роспуску подлежат лишь нижняя палата и однопалат­ный парламент, а верхняя палата лишь прекращает свои полномочия на время роспуска нижней палаты (например, в Польше). Если верхняя палата избрана на более длительный срок, чем нижняя, то после избра­ния новой нижней палаты верхняя возобновляет свою деятельность. Бы­вает и так (хотя редко), что верхняя палата вправе осуществлять свои полномочия в отсутствие нижней и даже в какой-то мере замещать ее, давая (или не давая) согласие на издание президентом временных актов с силой закона.

Роспуск парламента осуществляется по различным основаниям: при выражении недоверия правительству по инициативе парламента; при отказе в доверии, когда этот вопрос ставится правительством; если пар­ламент не может сформировать правительство в определенный срок (21 день в Польше) или начать пленарные заседания (в течение 30 дней на Украине); если парламент не принимает государственный бюджет в течение определенного срока; если он неоднократно лишал доверия пра­вительство в течение установленного срока (в Венгрии — четыре раза в течение года); если он не способен принимать решения (Чехия); если он не выразил доверия правительству, которое он же сформировал; если неоднократно отклонял кандидатуру премьер-министра, предложенную президентом (дважды в Белоруссии по конституции 1996 г.).

В перечисленных случаях глава государства может распустить парламент, но не обязан делать это. Он может, например, уволить в отставка правительство или при неутверждении бюджета ввести в действие бюд­жет прошлого года. В дуалистических монархиях и полупрезидентские республиках глава государства, распуская парламент, действует по своей воле, в парламентарных монархиях и республиках (кроме исклю­чительных случаев) — по указанию правительства.

8.2. Полномочия парламента

Классификация парламентов с точки зрения их полномочий. В зависимости от полномочий различают три вида парламентов: с неогра­ниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и консуль­тативные. Считается, что в связи с концепцией верховенства парламента парламенты с неограниченными полномочиями существуют в большин­стве стран англосаксонского права: парламент может принять решение по любому вопросу. Однако и в таких странах есть королевская прерога­тива (например, вопросы войны и мира в Великобритании, хотя на прак­тике такие полномочия осуществляются парламентом или даже кабине­том министров). В тех странах этой группы, где принято жесткое разде­ление властей (например, в США), а также там, где есть органы консти­туционного контроля, обладающие правом объявлять законы неконсти­туционными, концепция верховенства парламента подвергается опреде­ленным ограничениям.

Концепция неограниченных полномочий высшего представительного органа принята и в странах тоталитарного социализма, конституции ко­торых обычно содержат перечень вопросов, относимых к компетенции этого органа, а затем следуют слова: «и другие», означающие, что выс­ший представительный орган может принять к своему рассмотрению любой вопрос (на практике парламент действует по указанию руководст­ва правящей коммунистической партии). Впрочем, и в тех демократичес­ких странах, где какая-либо партия имеет большинство в парламенте и ее лидеры образуют кабинет министров, парламент тоже действует под руководством партии большинства, кабинета.

Парламенты с ограниченными полномочиями существуют во Фран­ции и в некоторых франкоязычных странах Африки, ее бывших колониях (Сенегал, Мадагаскар, Габон и др.). Конституции перечисляют вопросы, по которым парламент может издавать законы — законы-рамки, устанав­ливающие основы правового регулирования (более детальное регулиро­вание в соответствии с этими законами вправе осуществлять исполни­тельная власть), и «исчерпывающие законы», т.е. издаваемые по вопро­сам, которые могут регулироваться только парламентом. Все остальные вопросы составляют сферу так называемой регламентарной власти: по ним издаются нормативные акты президента, правительства, министров, парламент же в эту сферу не должен вмешиваться.

Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульман­ских странах. Иногда они принимают законы с одобрения монарха, иног­да вообще не могут издавать законы (в ОАЭ, например, хотя существует назначаемое Национальное собрание, акты же, имеющие силу закона, издает Совет эмиров). В Саудовской Аравии подобные акты издает ко­роль (после обсуждения в Консультативном совете — совете аш-шура), но они не называются законами, так как считается, что все важнейшие отношения, являющиеся предметом законов, уже урегулированы в свя­щенных книгах — Коране и сунне.

. Полномочия парламента. Главная задача парламента — принятие законов. Среди них важнейшее значение имеют основные законы — кон­ституции (в некоторых странах они принимаются парламентами), по­правки к ним, органические законы, а также ежегодно принимаемые законы о государственном бюджете. Все они принимаются по особой процедуре, правда, неодинаковой для разных видов законов.

Парламент избирает, назначает, образует другие высшие органы го­сударства, формируя их целиком или в части (другую часть может назна­чать президент). Делает он это самостоятельно или утверждая, давая согласие на кандидатуры, предлагаемые другим высшим органом госу­дарства. Например, на Украине парламент дает согласие президенту на назначение председателя Антимонопольного комитета, председателя Фонда государственного имущества, генерального прокурора. В некото­рых странах парламент избирает президента (Израиль, Ливан, Турция и др.); парламент (Италия) или одна из его палат (бундестаг в Германии) является составной частью коллегии, избирающей президента. В стра­нах тоталитарного социализма парламент избирает постоянно действую­щий орган, который между сессиями выполняет многие полномочия пар­ламента (Государственный совет на Кубе, Постоянный комитет Всеки­тайского собрания народных представителей), избирает (Германия, Япо­ния) или назначает премьер-министра (в двухпалатном парламенте это делает нижняя палата). Во многих странах парламент образует весь состав правительства: путем голосования по программе правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства. Парламент (одна из палат) формирует конституцион­ный суд (или назначает часть его членов), верховный суд (или назначает его председателя), назначает генерального прокурора, генерального кон­тролера, некоторых других высших должностных лиц.

Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно: у каждой из них своя компетенция. В США президент назначает мини­стров, членов Верховного суда с согласия верхней палаты; в Бразилии высшие судьи, генеральный прокурор, председатель Центрального банка назначаются президентом с согласия нижней палаты.

В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратифика­цию (при ратификации нельзя вносить поправки в договор, можно лишь ратифицировать его в целом или отказаться сделать это), решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны. Он обладает некоторыми квазисудебными полномочиями: решает вопросы об импичменте (отрешении от должности) президента и некоторых иных долж­ностных лиц (например, в США — федеральных судей), выносит реше­ния о предании суду министров и других высших должностных лиц (Франция, Польша). Парламент наделен правом решать вопросы, отно­сящиеся к основам правового положения группы лиц: только он может объявлять амнистию (прекращать наказание осужденных по определен­ным статьям уголовного кодекса).

Особое значение имеют финансовые и контрольные полномочия пар­ламента. В большинстве стран только он вправе устанавливать матери­альные обременения государства (в частности, принимать решения с государственных займах, о займах у иностранных государств и междуна­родных организаций), устанавливать налоги, принимать государствен­ный бюджет в виде единого закона о доходах и расходах государстве сроком на год (Франция) или в виде совокупности бюджетных (финансовых) законов (Япония). Вопросы государственной казны традиционно относятся к важнейшим полномочиям парламента.

Контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Формы такого контроля различны в президентских республиках (а также в дуалистических мо­нархиях) и в парламентарных республиках и монархиях. Однако парла­мент всегда, будучи высшим органом народного представительства, об­ладает контрольными функциями.

Контроль парламента может иметь политический характер (напри­мер, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность со­зданных парламентом расследовательских комиссий).

Используются следующие формы контроля за деятельностью испол­нительной власти, особенно правительства, министров, подчиненных им структур, хотя контроль парламента может осуществляться и в отноше­нии других органов:

1. Вопросы, к. правительству (иногда отводится особое время специально для вопросов к премьер-министру), министрам, другим высшим органам государства и должностным лицам на пленарном заседании пар­ламента (палаты). В соответствии с регламентами парламентов обычно раз в неделю установлен «час вопросов» к правительству и министрам, который может длиться 40 минут, а в палате лордов — 20 минут. Вопро­сы, как правило, подаются заранее в письменной форме и оглашаются на заседаниях палат. Различаются устные и письменные вопросы (ответы на последние обязательно подлежат публикации). Вопрос должен относиться к фактам и не содержать обвинений. После ответа министра воз можно выступление депутата, задавшего вопрос (но не более 5 минут) Обсуждение ответа не предусмотрено, и решение по нему не принимается. Для подачи вопросов могут существовать ограничения. Так, в Германии один депутат может задать не более двух вопросов в неделю. Вопросы, требования, просьбы могут быть обращены к министру и не на пленарном заседании, а при посещении депутатом министра или в порядке переписки с ним депутата. В президентской республике, дуалистической монархии эта форма контроля обычно не используется, хотя бывают исключения (например, Египет).

Читайте также:  Саратовский областной центр народного творчества официальный сайт

2. Дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как правило, предлагает оппозиция, но такие предложения могут исходить и от правительства, стремящегося обеспечить себе поддержку в общественном мнении. Возможно начало дебатов и по предложению определенного числа депутатов (например, 20 в Египте). Дебаты не преследуют цели вынесения решения с оценкой деятельности правительства.

3. Интерпелляция, которая используется только в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских рес­публиках. Она предусматривает постановку какого-либо важного, обще­ственно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение министра (главы правительства), обсуждение и принятие решения путем голосования. Неудовлетворительная оценка ответа, вы­ражение недоверия, порицание действий могут повлечь за собой отстав­ку министра либо правительства, или, напротив, последнее может, дей­ствуя через главу государства, распустить парламент с назначением даты новых выборов. По сравнению с вопросом подача интерпелляций существенно затруднена. Обычно требуется большое число подписей, установлены жесткие сроки их подачи и обсуждения и т.д.

4. Постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству (решается голосованием). Внесение резолю­ции о недоверии, как и интерпелляции, затруднено и подчиняется стро­гим правилам. Обычно этот вопрос ставит оппозиция, пытающаяся «сва­лить» правительство. Однако и правительство часто прибегает к такой мере, связывая требование принять какой-либо закон с выражением до­верия правительству и угрожая в противном случае своей отставкой. Отставка не всегда желательна в данный момент для части членов оппо­зиции, поскольку связана с новыми выборами в парламент, а депутаты не всегда уверены, что смогут вновь попасть в него. Бывают и другие причи­ны, в связи с которыми выражение недоверия правительству в данный период нежелательно для оппозиции (например, неуверенность в своей победе на выборах при роспуске парламента) или практически невоз­можно (раскол среди депутатов оппозиции). Поэтому такая мера являет­ся действенным средством давления правительства на депутатов и неред­ко успешно им применяется. Вотум недоверия практически невозможен в дуалистической монархии и президентской республике, где правитель­ство формируется главой государства по собственному усмотрению. В одних полупрезидентских республиках такая мера невозможна, в дру­гих возможна, но она всегда крайне затруднена. При вотуме недоверия даже одному министру ответственность может быть коллективной; в отставку уходит все правительство (например, в Дании).

5. Доклады и отчеты правительства и министров о своей деятель­ности на пленарных заседаниях палат. Действенность этой меры зависит от формы правления. В парламентарных республиках и монархиях при неудовлетворительной оценке работы исполнительной власти встает во­прос об отставке правительства и министров, но, поскольку правительст­во опирается на парламентское большинство, этого, как правило, не бывает, да и отчеты практически не заслушиваются «своим» же парла­ментом (правда, формой таких отчетов могут стать дебаты по политике правительства). При других формах правления доклады и отчеты превращаются, по существу, в информацию, иногда на такие заседания, особен­но в некоторых постсоциалистических странах, приглашаются не только парламентарии, но и представители других государственных органов, что придает происходящему известную парадность.

6. Парламентские слушания. Эта форма активно используется в президентских и полупрезидентских республиках и крайне редко — в парламентарных государствах. Особенно эффективны парламентские слушания в США. Они организуются какой-либо постоянной комиссией парламента и имеют целью привлечь внимание общественности, государ­ственных органов к вопросам большой значимости. На слушания пригла­шаются представители исполнительной власти, известные обществен­ные деятели, ученые, эксперты, другие лица. Какие-либо обязывающие решения на слушаниях не принимаются.

7. Парламентские расследования. Для этой цели парламент или его палаты создают специальные комиссии, которые имеют доступ ко всем документам, включая секретные; все должностные лица и граждане должны являться по вызову этих комиссий и давать показания, отказ грозит обвинением в неуважении к парламенту и наказанием. В Италии, Японии парламентские расследования иногда заканчивались отставкой премьер-министров, а затем и судом. В США в 1974 г. они привели к первой в истории США отставке президента Р.Никсона.

8. Деятельность парламентских комиссаров и других органов при парламенте. Выше уже упоминалось о счетных палатах, задачей которых является проверка исполнения бюджета, принимаемого парламентом, и других финансовых законов, об уполномоченных по правам человека, о генеральных контролерах. В ряде стран существуют комиссары по кон­тролю за законностью в вооруженных силах, по экологии, по равенству языков и др. Они не имеют распорядительных полномочий, но делают ежегодные доклады парламенту о состоянии законности, о недостатках в организации управления в соответствующей области, могут обратиться в органы юстиции с требованием возбудить уголовное дело в случаях грубых нарушений закона должностными лицами, а в некоторых странах и сами могут возбуждать такие дела. Иногда они обязаны следить также за соблюдением этики поведения должностными лицами.

9. Созыв специальных заседаний парламента для контроля за дей­ствиями органов исполнительной власти в особых ситуациях (при введе­нии чрезвычайного положения, использовании во Франции президентом исключительных полномочий, применении федеральной интервенции в Бразилии).

10. Импичмент по отношению к высшим должностным лицам, когда парламент (нижняя палата) предъявляет обвинение и в порядке квазису­дебного процесса верхняя палата решает вопрос об отрешении от должности. В некоторых странах парламент только формулирует обвинение, а дело рассматривает специальный суд.

11. Контроль за делегированным законодательством — актами исполнительной власти, изданными по поручению парламента и имею­щими силу закона. Такие акты представляются в парламент и иногда подлежат утверждению им в установленный срок (в противном случае они теряют силу). В Германии, например, они представляются в соответ­ствующую постоянную комиссию, которая докладывает о них на пленар­ном заседании парламента.

8.3. Порядок работы парламента

Сессии и заседания парламента. Парламент осуществляет свою деятельность в различных формах: на раздельных и совместных заседа­ниях палат, путем работы постоянных комиссий, деятельности депутатов в избирательных округах, через органы, состоящие при парламенте, и т.д. Совместные заседания палат проводятся крайне редко и лишь в установленных конституциями случаях: для выборов президента, заслу­шивания ежегодных посланий главы государства, преодоления вето верхней палаты, заслушивания клятвы президента и др.

Главной формой работы парламента в подавляющем большинстве стран является сессия, т.е. промежуток времени, в течение которого периодически созываются пленарные заседания палат, работают посто­янные комиссии. Часть остального времени называется парламентскими каникулами, определенный период депутаты работают в своих избира­тельных округах, занимаются другими видами депутатской деятельнос­ти, в частности изучением законопроектов, подготовкой к слушаниям, заседаниям. Иногда понятие сессии распространяют только на пленар­ные заседания, что неверно.

В некоторых странах германского права (Австрии, Германии) поня­тия сессий нет, там парламент созывается на заседания его председате­лем (председателем палаты) по мере надобности, когда подготовлены вопросы для пленарного заседания.

Различаются очередные и чрезвычайные сессии. Очередные сессии созываются главой государства (в странах тоталитарного социализма — постоянно действующим органом парламента) либо один раз в год (на­пример, в Великобритании и Египте сессия созывается раз в год и длится приблизительно семь месяцев), либо два раза в год (в большей части государств). Лишь в отдельных странах ранее конституции предусматри­вали три сессии в год (Болгария). Если предусмотрены две сессии, то обычно бывают весенняя и осенняя сессии (в Бразилии, например, с 15 февраля до 30 июня и с 1 августа до 30 декабря). Если президент или иной глава государства не созывает сессию в указанный срок, депутаты обязаны собраться сами. Окончание конституционного срока сессии оз­начает прекращение финансирования ее работы.

Внеочередная сессия может быть созвана президентом по требова­нию части депутатов (в одних странах — 1/3 депутатов, в других — 1/2, в отдельных развивающихся странах — 2/3). На внеочередной сессии могут обсуждаться только те вопросы, для которых она созвана. Повестку дня должны указать инициаторы созыва.

Для работы парламента и принятия им решений необходим кворум. Это понятие имеет два значения: кворум для заседаний (обсуждения) и кворум для голосования. Для пленарного заседания палат в большинст­ве стран необходимо определенное количество присутствующих депута­тов; только при этом условии заседание считается действительным. Обычно требуется присутствие более половины депутатов (50% плюс один депутат), но иногда кворум для заседания гораздо меньше: в Индии — 1/10 часть членов парламента в нижней палате, в Японии — 1/3, в Великобритании — 40 членов палаты общин (из 651) и три пэра палаты лордов.

Однако такого кворума, как правило, для принятия решения недо­статочно. В большинстве случаев решение принимается большинством голосов списочного состава парламента (палаты). Поэтому бывает, что кворум для заседаний есть, а для принятия решения голосов недоста­точно. Для принятия конституционных и в ряде случаев органических законов, как отмечалось, установлены еще более жесткие требования (разные нормы квалифицированного большинства). В ряде стран кво­рума для заседаний и принятия решений не существует. Поэтому в Израиле, например, бывало так, что при численности парламента (кнес-сета) в 120 членов законы принимались большинством в 20, а то и 15 голосов.

Заседания парламента (палат) бывают открытыми и закрытыми. На открытых может присутствовать публика, но в специально отведенных для этого местах (обычно не в зале заседания, а наверху, на галерее). Присутствующие не могут подавать каких-либо реплик, нарушать поря­док. На закрытых заседаниях парламента присутствуют лишь его члены и специально приглашенные лица. Решение о проведении закрытого за­седания может быть принято лишь самой палатой, иногда (например, i Германии) большинством в 2/3 голосов присутствующих.

Сессия может быть продлена и досрочно окончена по решению парламента (если конституция не устанавливает фиксированных сроков); онг прекращается досрочно в случае роспуска парламента (распускаете;

нижняя палата, а верхняя прекращает свою деятельность, но срок избрания ее сохраняется). В развивающихся странах роспуск парламентов без назначения даты выборов, но с обещаниями провести их в будущем часто происходит в результате военных и государственных переворотов (со времени возникновения самостоятельных государств в Латинской Аме­рике в «третьем мире», включая страны Азии и Африки, произошло около тысячи удавшихся и неудавшихся переворотов).

8.4. Законодательный процесс

Стадии законодательного процесса. Процесс законотворчества за­нимает более половины времени работы парламента. Он состоит из не­скольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация (удостоверение, подписание и опубликование за­кона главой государства с указанием исполнять закон). Разумеется, мно­гих из этих стадий нет в абсолютных монархиях даже с консультативны­ми парламентами.

Внесение законопроекта. Составить свой законопроект и предло­жить его может любое физическое или юридическое лицо. Можно соста­вить текст и послать его, например, в Национальное собрание Франции, но парламент не обязан принимать к рассмотрению такой текст. Он обязан рассматривать только проекты, внесенные органами и должност­ными лицами, пользующимися по конституции правом законодатель­ной инициативы. Именно такому праву соответствует указанная выше обязанность парламента. Право законодательной инициативы не означа­ет, что парламент должен принять положительное решение, он лишь обязан выразить свое отношение к проекту. Законопроекты остальных лиц не порождают никаких юридических последствий.

Правом законодательной инициативы обладают глава государства (не всегда), палаты парламента, их постоянные комиссии, правительст­во, группы депутатов определенной (обычно значительной) численности (в некоторых странах — несколько десятков человек), отдельные депута­ты (в Египте и Польше — один депутат), некоторые органы государства, но только по предметам их ведения (Федеральный верховный суд, гене­ральный прокурор — в Бразилии). В развитых капиталистических стра­нах около 90% всех законопроектов вносит правительство. Во многих развивающихся странах депутаты годами не вносят ни одного законо­проекта.

Некоторые законопроекты, например о государственном бюджете, может вносить только правительство. Инициатива пересмотра конститу­ции в отдельных странах должна исходить от главы государства. В Ита­лии, США и некоторых других странах законопроекты могут быть внесены в любую палату, финансовые законопроекты в ряде стран вносятся только в нижнюю палату.

Обсуждение законопроекта состоит из нескольких стадий, каждое обсуждение на пленарном заседании палаты (но не в комиссии) называ­ется чтением, работа над законопроектом в постоянной комиссии назы­вается комитетской стадией.

Обычно бывают три чтения (в Албании предусматривалось четыре), но иногда при принятии срочных законопроектов их число сокращается. При принятии срочных, не вызывающих разногласий, особо важных за­конов комитетская стадия, особенно в странах англосаксонского права, может быть заменена заседанием комитета всей палаты, т.е. пленарным заседанием, но проходящим по иной процедуре. В Болгарии, Польше, Швеции применяются два чтения. Каждому чтению может предшество­вать комитетская стадия — обсуждение в соответствующей постоянной комиссии, а после нее — доклад и содоклад на пленарном заседании парламентского меньшинства. В некоторых странах при обсуждении бюджета, особенно при существенных разногласиях с правительством, применяются четыре чтения,

В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проек­та. Иногда зачитывается только заголовок или автор делает сообщение, за которым следует обсуждение. После этого происходит голосование. При отрицательном решении проект снимается с повестки дня, при поло­жительном — передается в постоянную комиссию, соответствующую профилю проекта. Иногда председатель палаты (спикер) после оглаше­ния заголовка проекта сам передает его в комиссию. В других случаях проект сразу передается в комиссию без рассмотрения на пленарном заседании палаты.

Второе чтение происходит с докладом автора проекта (представите­ля правительства, иного органа, депутата) и содокладом постоянной ко­миссии. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проек­та, обсуждаются и голосуются поправки (часто председатель палаты суммирует одинаковые поправки и вместе ставит их на голосование). В странах англосаксонского права спикер, используя свои большие полно­мочия, нередко применяет прием «кенгуру» — по своему выбору ставит на голосование одни поправки, игнорируя другие. Для ограничения вре­мени прений используется также прием «гильотина» — заранее назнача­ется время прекращения прений, и те, кто уже записался, но не получил слова, лишаются возможности выступить. «Предварительный вопрос» о прекращении дискуссии голосуется без обсуждения. В разных странах для выступления в нижней палате предоставляется от 10 до 40 минут. Нельзя выступать дважды. В верхней палате регламент для выступле­ний, как правило, отсутствует.

Обсуждение на пленарном заседании бывает двух видов: свободное и фракционное. Свободное обсуждение предполагает, что выступать может каждый депутат и что он, высказывая свое отношение к проекту, не связан фракционной (партийной) дисциплиной. В США обсуждение часто носит именно такой характер, во многих других странах свободное обсуждение проводится только по специальному постановлению парла­мента (по требованию определенного числа депутатов, хотя отнюдь не большинства). К свободному обсуждению в современных парламентах прибегают весьма редко. В Великобритании за последние три десятиле­тия оно имело место всего несколько раз. Так же обстоит дело в Израиле и многих других странах. Обычно обсуждение бывает фракционным, когда от имени фракции выступает ее руководитель или другое уполно­моченное им лицо. Решение об этом принимается на фракции заранее, как и решение о принципиальном отношении к проекту. Выступающий дает оценку проекта, вносит предложения о его принятии, отклонении, изменении или дополнении. При системе фракционного принуждения члены фракции обязаны выступать и голосовать по решению партийного руководства.

В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. На этой стадии возможны только редакционные поправки. После этого пред­ставители фракций могут выступать только с кратким заявлением по мотивам голосования, объясняя свою позицию.

Принятие закона. Как отмечалось, оно осуществляется путем голо­сования на пленарном заседании и требует определенного большинства. В Чехии так называемые обыкновенные законы принимаются 3/5 голо­сов состава каждой палаты, в Израиле — большинством присутствую­щих (без кворума), в Румынии — большинством присутствующих (при кворуме более половины), на Украине — более чем половиной конститу­ционного состава однопалатного парламента.

Члены парламента голосуют разными способами: с помощью элек­тронной системы (нажимая определенные кнопки на своем пульте), бюллетенями, поднятием руки, путем разделения (выхода в разные двери), аккламацией (криком), в ответственных случаях используется поименное голосование. В некоторых странах возможно голосование по доверенности за отсутствующего депутата. Если нет возражений оппозиции, голосование не проводится, считается, что решение достиг­нуто путем консенсуса (Индонезия, Испания). Как уже говорилось, голосование в парламенте может быть фракционным (солидарным) или свободным.

Читайте также:  Уральский народный хор солисты

Поскольку законопроект становится законом, только если он принят в одинаковом тексте в обеих палатах (при двухпалатном парламенте), после принятия в одной палате он поступает в другую (нередко, как отмечалось, законопроект обсуждается параллельно в обеих палатах, но многие конституции требуют, чтобы он был принят сначала в нижней палате). Одна из палат, обычно верхняя, может не согласиться с текстом, принятым другой палатой (вето палаты). Тогда возникает вопрос о пре­одолении разногласий палат.

При разногласиях палат применяется несколько способов их пре­одоления: 1) правило «челнока»: проект переходит из одной палаты в другую, пока не будет принят в одинаковом тексте; 2) создание согла­сительной комиссии из равного числа представителей обеих палат;

3) созыв совместного заседания обеих палат с общим голосованием. Так как нижняя палата почти всегда многочисленнее верхней, закон принимается в редакции нижней палаты. Наконец, вето верхней палаты может быть преодолено вторичным принятием закона нижней палатой, но в этом случае обычно требуется квалифицированное большинство, как правило, 2/3 голосов от общей численности палаты. В некоторых странах (например, в Испании, Польше) достаточно простого большин­ства списочного состава палаты. В Великобритании вето верхней палаты может быть преодолено только на другой сессии парламента, т.е. прак­тически через год.

Особый порядок установлен для принятия бюджетных и финансовых законов. Законопроект о бюджете вносится только исполнительной влас­тью (президентом, правительством), поправки депутатов, предлагающие увеличение расходов, снижение доходов, в большинстве стран невоз­можны, сроки обсуждения проекта ограничены (в Великобритании — 26 дней, во Франции — 40). Если бюджет не будет принят в установлен­ный срок, правительство может временно ввести в действие проект бюд­жета или продлить бюджет прошлого года (осуществлять финансирова­ние по показателям прошлого года). Финансовые законопроекты всегда вносятся только в нижнюю палату, часто по отношению к таким законам верхняя палата права вето не имеет. Как отмечалось, государственная казна — прерогатива нижней палаты, олицетворяющей народное пред­ставительство.

Промульгация и издание закона. После принятия закона парламен­том наступает стадия промульгации закона главой государства. Про­мульгация включает несколько элементов. Это удостоверение закона и того факта, что он принят по должной процедуре, подписание закона, распоряжение о его опубликовании и исполнении. Глава государства имеет право не подписать закон (право вето), и тогда он не вступает в силу. О способах преодоления вето главы государства — введения зако­на в действие без его подписи — будет сказано ниже.

Закон вступает в силу с момента опубликования, в указанный в нем срок или в предусмотренный законодательством страны срок вступления законов в силу, например через 10 дней после опубликования. Если установлен такой общий срок, конкретный закон может изменить этот порядок, установив для данного закона свой срок. Сложные законы, затрагивающие широкий круг регулируемых отношений (например, гражданский кодекс, уголовный кодекс), обычно вступают в силу через несколько месяцев, что специально оговаривается в особых законах о введении кодексов в силу. Определенный срок всегда необходим для того, чтобы население имело возможность ознакомиться с законом, затрагивающим его права и интересы. Поэтому неверно, если законы или нормативные акты, затрагивающие права граждан, вступают в силу с момента их подписания.

8.5. Непарламентские формы осуществления законодательной власти

Возможны надпарламентские и внепарламентские формы осущест­вления законодательной власти. Надпарламентские формы связаны с созданием особого рода органов, включающих наряду с парламентом (он становится частью таких органов, нередко преобладающей по численнос­ти) высших должностных лиц, лиц, назначенных президентом, предста­вителей государственной власти на местах, которые, по идее, должны выражать интересы местного населения. Такие органы существуют в настоящее время в некоторых странах Азии. В Индонезии это созывае­мый раз в пять лет Народный консультативный конгресс, состоящий из членов парламента и назначенных президентом представителей армии, из других так называемых функциональных групп — представителей разных слоев населения. Конгресс принимает общую концепцию разви­тия страны на последующие пять лет, может принимать законы, имею­щие особо важное значение. Он выбирает также президента и вице-пре­зидента. В Туркменистане существует Народный совет (Халк Маслаха-ты). В его состав входят президент республики, депутаты парламента (меджлиса), по одному представителю, избираемому от каждого этрапа (традиционная организация населения), председатель Верховного суда, генеральный прокурор, члены Совета министров, губернаторы областей, некоторые другие лица. Наиболее важные решения принимает Народ­ный совет, но законодательствует и парламент. Таким же органом, хотя и с иным составом, была по конституции Афганистана Великая джирга. Только она могла принимать и изменять основной закон. Органом такого же рода является Великий народный хурал в Монголии.

Законодательная власть может осуществляться и внепарламентским путем, в частности путем принятия законов на референдуме, о чем гово­рилось выше. В Китае «частные законы» — законы по частным вопро­сам — может принимать Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей. Он широко использует это право, поскольку сессия парламента собирается лишь раз в год и на короткое время. Законы по экономическим вопросам (точнее, акты, имеющие силу закона) может издавать Государственный совет (правительство) Китая. Для этого ему не нужно какого-либо делегирования полномочий. На Кубе акты, издаваемые Государственным советом — высшим постоянно дей­ствующим органом парламента, — также, по существу, имеют силу зако­на. Несколько законодательных органов существует в КНДР.

В последние десятилетия появились и другие, «подпарламентские» формы осуществления законодательной власти — издание при опреде­ленных условиях законов комиссиями или секциями парламента (Греция, Испания, Италия). Выше было сказано также об осуществлении регламентарной власти и о делегированном законодательстве.

Тема 9. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ ОРГАНЫ

9.1. Понятие исполнительной власти

Создатели концепции разделения властей полагали, что ограничен­ный монарх, будучи главой государства, одновременно будет осущест­влять исполнительную власть через подчиненных ему министров. В соответствии с этими представлениями создавались многие ранние кон­ституции в монархических государствах, а отчасти и в тех, где наслед­ственного монарха заменял выборный президент и ему были подчинены министры.

В современных условиях по конституциям различных стран исполни­тельная власть принадлежит либо главе государства и правительству (совету, кабинету министров), как в Египте, либо только главе государ­ства, президенту, как в США, либо только правительству, как в Италии. Ими исполнительная власть делегируется органам и должностным лицам низшего ранга. На деле во многих странах глава государства (монарх или президент) лишь формально обладает исполнительной властью, в парла­ментарных республиках и парламентарных монархиях ее осуществляет правительство (совет, кабинет министров), по «совету» которого, а на деле по указанию, президент издает правовые акты. В полупрезидент­ских республиках правительство, напротив, подотчетно президенту, е руках которого на деле сосредоточено общее руководство исполнитель­ной деятельностью, хотя по конституции исполнительная власть может принадлежать лишь правительству.

Органы исполнительной власти не ограничиваются только исполне­нием законов. Они занимаются также распорядительной деятельностью, что необходимо для осуществления исполнительских задач, издают нор­мативные акты во исполнение законов. В соответствии с этим в странах тоталитарного социализма принята концепция правительства как испол­нительно-распорядительного органа.

Наконец, органы исполнительной власти обладают самостоятельны­ми нормотворческими полномочиями, выходят за границы исполнитель­но-распорядительной деятельности по применению законов. На основе делегированных парламентом полномочий, обладая самостоятельной регламентарной властью, президент, правительство, министры издают множество нормативных актов, регулирующих важнейшие сферы жизни. Нередко такие акты имеют не меньшее, а большее, чем закон, значение.

Однако во многих европейских странах, в Японии монарх лишен кон­ституцией полномочий исполнительной власти или утратил их на прак­тике, оставаясь главой государства, как правило, в виде безвластного символа единства нации. Что же касается президентов, то в последние десятилетия стала прослеживаться тенденция отделения главы государ­ства от исполнительной власти в парламентарных и особенно в полупре­зидентских республиках (в юридическом, а не в фактическом отноше­нии). В последних стали выдвигаться идеи особой президентской власти, арбитражных функций президента по отношению к другим институтам государственной власти. Президент — арбитр над всеми публичными властями. Эта идея и норма французской конституции 1958 г. оказала влияние на многие другие основные законы, особенно постсоциалисти­ческих стран (Казахстана 1995 г., Украины 1996 г., Белоруссии 1996 г.).

В президентских и полупрезидентских республиках (Египет, Перу, Украина и др.) создаются особые должности премьер-министров, советы министров, которых нет в традиционных президентских республиках (Бразилии, Мексике, США и др.). Должность премьер-министра обособ­ляется от должности президента, юридически многие функции исполни­тельной власти изымаются из ведения президента, хотя фактически он остается главным руководителем правительства, а премьер-министр не­редко является лишь административным премьером. Это относится и к ситуации в некоторых постсоциалистических государствах, где прези­дент непосредственно руководит деятельностью ключевых министров (обороны, внутренних дел, иностранных дел и др.), которые не подчиня­ются премьер-министру или, как считается, находятся в двойном подчи­нении: правительству как коллегии (фактически премьер-министру) и президенту.

На местах исполнительную власть осуществляют главы субъектов федерации (губернаторы и др.), формируемые парламентом местные пра­вительства, избранные или назначенные губернаторы областей, началь­ники районов, префекты, комиссары, супрефекты и другие представите­ли президента и правительства. Им подчинен местный государственный аппарат, иной, чем аппарат органов местного самоуправления.

В отличие от представительных и судебных органов система органов исполнительной власти составляет единую вертикаль: нижестоящие должностные лица и органы подчинены вышестоящим, обязаны испол­нять не только закон, но и указания вышестоящих органов или долж­ностных лиц; акты нижестоящих органов могут быть отменены выше­стоящими.

9.2. Глава государства

Понятие главы государства. Глава государства — это конститу­ционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государ­ственности народа. В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его под­писи закон недействителен (монарх в Великобритании, президент в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Германия, Ита­лия). Он может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, как президент Франции, единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия).

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором — постоянно действующий орган парламента, им избираемый. В прошлом это были президиумы высших представительных органов, постоянные комитеты, государст­венные советы в странах тоталитарного социализма — в СССР, Болга­рии, Венгрии, Польше и др. В настоящее время подобным органом явля­ется Государственный совет на Кубе, где нет президента (по конституции глава государства — председатель Государственного совета). В Китае по конституции главой государства является избираемый парламентом председатель республики, но многие функции главы государства он вы­полняет совместно с Постоянным комитетом парламента, а некоторые такие функции осуществляет сам Постоянный комитет. В Иране эти полномочия разделены между Руководителем государства, избираемым особым образом из высших духовных лиц — мусульман, и президентом республики. В Швейцарии функции главы государства осуществляет правительство, а президент избирается парламентом на один год и суще­ственных полномочий не имеет. В ОАЭ существует «коллективный мо­нарх», в Малайзии — выборный монарх.

Во многих странах британского Содружества (Австралия, Канада и др.) полномочия главы государства принадлежат британскому монар­ху, но осуществляет их генерал-губернатор — его представитель. Он утверждается монархом по рекомендации местного правительства, а в Папуа — Новой Гвинее избирается парламентом. После военных перево­ротов функции главы государства обычно принадлежат хунте (военному, революционному совету) и избираемому или назначаемому ею президен­ту. Так было во многих странах Латинской Америки, Африки, Азии.

Иногда руководитель хунты сам провозглашает себя президентом. Пpи коллегиальной форме президентуры основные полномочия главы государства осуществляются коллегией, а менее значительные, церемониальные (например, прием верительных грамот иностранных дипломатических представителей) — председателем коллегии или его заместителем.

Глава государства, независимо от его разновидности, имеет некоторые общие для всех стран полномочия. В отношении парламента этот созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда — право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представите­лей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства. Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, а для осуществления других требуется согласие или утвержден» парламента (например, для назначения послов в США) или даже правительства (в условиях парламентарной республики). В парламентарных республике и монархии, а иногда и в полупрезидентских респуб ликах, для того чтобы некоторые акты президента или монарха неиствовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью (так называемая контрассигнатура). Реже это может быть наряду с подпись» премьера также подпись министра, ответственного за выполнение данного акта президента или монарха.

Монарх. Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. На деле однако, вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной мо­нархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнитель­ной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.

Как уже говорилось, монарх получает и передает свой пост по наследству. Существует несколько систем наследования:

1) салическая, когда престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын), а женщины, в том числе дочери, исключаются из числа наследников престола (Бельгия, Норвегия, Япония и др.);

2) кастильская, когда женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если же есть младший сын и старшая сестра, то сын имеет преимущество (Великобритания, Дания с 1953 г., Испания, Нидерланды и др.);

3) австрийская (она существовала в прошлом), когда женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин (на практике, во всяком случае в последние столетия, жен­щины по данной системе пост монарха не занимали);

4) шведская, в соответствии с которой по закону 1980 г. женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами. В настоящее время 18-летняя дочь короля Швеции, у которого есть еще младший сын, является претендентом на трон и действует как заместитель короля во время его отъездов из страны (до принятия закона 1980 г. в этом государ­стве трижды правили королевы: в XIV, XVII и XVIII вв.);

5) мусульманская, когда трон наследует, по существу, не определен­ное лицо, а «благородная» правящая семья (часть династии), которая сама уже решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля (не обязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Ку­вейт, Саудовская Аравия и др.). Эта же семья при участии высших свя­щеннослужителей и мусульманских ученых (улемов) смещает короля и ставит на его место другого члена семьи (так было, например, в Саудов­ской Аравии вследствие обвинения короля в недостаточном благо­честии);

6) племенная, когда король рассматривается как главный вождь пле­мени, а его наследника определяет племенной совет из числа многочис­ленных сыновей покойного. В Свазиленде это делает племенной совет во главе с королевой-матерью, в чем сказываются пережитки матриархата. Последний раз он избирал короля в 1982 г. из числа более 150 сыновей покойного.

Правовое положение монарха. Монарх — лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к административной, уголовной ответст­венности, против него не может бы

Источник

Правильные рекомендации