Примеры народной культуры в современном мире

Содержание
  1. Народная культура: примеры из жизни
  2. Формы культуры
  3. Материальное производство
  4. Духовная культура
  5. Мировое и национальное наследие
  6. Массовая культура
  7. Высокая культура
  8. Народная культура: примеры и особенности
  9. Необходимость народной культуры
  10. Будьте всегда в Настроении
  11. Народная культура: примеры из жизни
  12. От Masterweb
  13. Формы культуры
  14. Материальное производство
  15. Духовная культура
  16. Мировое и национальное наследие
  17. Массовая культура
  18. Высокая культура
  19. Народная культура: примеры и особенности
  20. Необходимость народной культуры
  21. Народная культура: признаки и особенности. Связь массовой и народной культуры
  22. Признаки народной культуры
  23. Русская народная культура
  24. Связь народной культуры с массовой и элитарной. Примеры
  25. Примеры народной культуры в современном мире
  26. Особенности народной культуры
  27. Готовые работы на аналогичную тему
  28. Современная народная культура
  29. Роль традиционной народной культуры в современном обществе

Народная культура: примеры из жизни

Все, что окружает человека изо дня в день, связано с культурой. Культура – многоуровневая система, имеющая крайне сложное строение. В целом она делится на элитарную, массовую и народную культуру. Примеры этих явлений покажут, в чем сходство и отличие разных направлений, а также то, как они влияют на развитие общества.

Формы культуры

Можно сказать, что существует две основные формы культуры: предметная и личностная. К предметной культуре относится все, что может обрести физическую форму, то есть готовые результаты деятельности человека. Личностная форма – это индивидуальное человеческое развитие, приобретение знаний, совершенствование способностей и расширение кругозора.

Деятельность каждого нового поколения является источником развития культуры. В каждую историческую эпоху человечество совершенствует свою деятельность на базе того, что было создано до него. Опыт прошлого усваивается, наследуется и перерабатывается, трансформируясь в нечто новое. Таким образом и происходит развитие культуры, когда на предшествующих элементах начинают строиться новые культурные ценности.

Взять, к примеру, массовую народную культуру. Допустим некогда, примерно столетия два-три назад, в одной далекой деревне были придуманы частушки. Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, часто дополнялись новыми рифмами и словами, чтобы в конечном итоге превратиться в гимн определенной местности.

Материальное производство

Главными сферами человеческой деятельности является создание духовного и материального. Это утверждение относится и к материальной, элитарной и народной культуре. Примерами материального наследия могут служить картины, дома, предметы быта, средства производства и т.д. Благодаря материальной культуре можно составить истинное представление о культуре народа и уровне его развития в конкретный период времени.

Духовная культура

В процессе жизнедеятельности человек производит не только материальные блага, но и трансформирует свое сознание. Так появляется духовная культура. Это мораль, менталитет, мировоззрение, правовое и эстетическое сознание и т.д. В целом, это умственная деятельность, хотя она может включать и некие материальные аспекты, к примеру, работу скульптора.

Духовная культура является самостоятельным элементом, в разные периоды она могла либо опережать экономику, то есть материальную культуру, либо отставать от нее.

Мировое и национальное наследие

Также культура делится в соответствии с ее носителями. Таким образом выделяют мировую и национальную культуру. К мировому наследию относят все лучшие достижения каждой нации. Национальная культура – это, в первую очередь, синтез массовой, элитарной и народной культуры.

К примеру, некий отдельный элемент народной культуры не может претендовать на место в мировом сообществе, потому что он представляет только так называемый «народ», оставляя позади наследия «масс» и «элит». Чтобы понять эту премудрость, стоит для начала рассмотреть основные направления развития культур.

Массовая культура

Высокая культура

Элитарная культура происходит от французского слова «elite», что значит «лучший». Это продукты, восприятие которых требует соответствующего уровня образования и специальной подготовки. Их создают настоящие профессионалы, чьи имена навсегда сохраняются в памяти человечества. К примеру, музыкальные композиций Шопена и Вагнера вряд ли по достоинству оценит среднестатистический потребитель, которому всегда были ближе песни Шакиры, Аврил Лавин и т.д.

Впервые элитарная культура возникла еще в ранних цивилизациях, где высокая культура была доступна только узкому кругу людей, не распространяясь в широкие массы.

Элитарные группы населения присутствуют в каждом обществе. Культурологи считают их самой способной к духовной деятельности частью общества, ведь представители элиты обычно одарены высокими нравственными и эстетическими качествами. Благодаря элите общество способно осознать само себя. Начиная с середины ХХ века, элитарную культуру стали считать творческой, то есть ответственной за создание новых культурных ценностей.

Народная культура: примеры и особенности

Также внимание стоит уделить народной культуре. К ней относят результаты деятельности определенного народа, которые были созданы им на протяжении всего исторического периода. Все произведения народной культуры создаются непрофессиональными, анонимными авторами. Зачастую никто не знает, кто был автором сказки или былины, кто придумал национальную одежду или изобрел предметы быта. В качестве примера произведений народной культуры можно рассмотреть одежду.

Даже сегодня неизвестно, кто придумал кокошники и сарафаны, но они стали неотъемлемыми атрибутами быта, так называемой «народной модой». В свою очередь всем известно, что маленькое черное платье придумала Коко Шанель. Изначально этот атрибут был предметом элитарной культуры, со временем трансформировавшийся в элемент массовой культуры. Это один из примеров взаимовлияния народной массовой и элитарной культуры.

Произведения народного искусства подпитывают другие культурные формы, вдохновляя композиторов, писателей, архитекторов.

Необходимость народной культуры

Но пора спуститься с небес на землю: в современном мире народная культура часто ассоциируется с чем-то странным, например, с девушками в кокошниках, которые поют частушки под балалайку. Рассматривая современные реалии, сложно игнорировать тот факт, что некоторые культурные продукты являются откровенно бесполезными.

Еще несколько десятилетий назад люди имели абсолютно другие моральные ценности, которые произошли из народной культуры и отобразились в массовых продуктах того времени. Культура – это то что мы делаем каждый день, наши мысли и наши поступки. Все это культура, и то, на что она будет ориентирована, зависит от того, каким произведениям человек отдает предпочтение.

Читайте также:  Русские народные поговорки песенки потешки

Народная культура возвращает человека к простому трудовому народу, для которого было важно, чтобы каждый оставался личностью, а его поступки были осмысленными.

Народная культура несет уважение к человеку. Ее создавали простые люди, которым не чужды были горе и пороки, которые знали цену труду и презирали гедонистическую бездеятельность. На такие произведения не влияли продукты массового культурного потребления. Примеры народной и элитарной культуры несли в себе одинаковую мораль и смысл, просто народ рассказывал о них простыми, доступными каждому словами.

Источник

Будьте всегда
в Настроении

Народная культура: примеры из жизни

От Masterweb

Все, что окружает человека изо дня в день, связано с культурой. Культура – многоуровневая система, имеющая крайне сложное строение. В целом она делится на элитарную, массовую и народную культуру. Примеры этих явлений покажут, в чем сходство и отличие разных направлений, а также то, как они влияют на развитие общества.

Формы культуры

Можно сказать, что существует две основные формы культуры: предметная и личностная. К предметной культуре относится все, что может обрести физическую форму, то есть готовые результаты деятельности человека. Личностная форма – это индивидуальное человеческое развитие, приобретение знаний, совершенствование способностей и расширение кругозора.

Деятельность каждого нового поколения является источником развития культуры. В каждую историческую эпоху человечество совершенствует свою деятельность на базе того, что было создано до него. Опыт прошлого усваивается, наследуется и перерабатывается, трансформируясь в нечто новое. Таким образом и происходит развитие культуры, когда на предшествующих элементах начинают строиться новые культурные ценности.

Взять, к примеру, массовую народную культуру. Допустим некогда, примерно столетия два-три назад, в одной далекой деревне были придуманы частушки. Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, часто дополнялись новыми рифмами и словами, чтобы в конечном итоге превратиться в гимн определенной местности.

Материальное производство

Главными сферами человеческой деятельности является создание духовного и материального. Это утверждение относится и к материальной, элитарной и народной культуре. Примерами материального наследия могут служить картины, дома, предметы быта, средства производства и т.д. Благодаря материальной культуре можно составить истинное представление о культуре народа и уровне его развития в конкретный период времени.

Духовная культура

В процессе жизнедеятельности человек производит не только материальные блага, но и трансформирует свое сознание. Так появляется духовная культура. Это мораль, менталитет, мировоззрение, правовое и эстетическое сознание и т.д. В целом, это умственная деятельность, хотя она может включать и некие материальные аспекты, к примеру, работу скульптора.

Духовная культура является самостоятельным элементом, в разные периоды она могла либо опережать экономику, то есть материальную культуру, либо отставать от нее.

Мировое и национальное наследие

Также культура делится в соответствии с ее носителями. Таким образом выделяют мировую и национальную культуру. К мировому наследию относят все лучшие достижения каждой нации. Национальная культура – это, в первую очередь, синтез массовой, элитарной и народной культуры.

К примеру, некий отдельный элемент народной культуры не может претендовать на место в мировом сообществе, потому что он представляет только так называемый «народ», оставляя позади наследия «масс» и «элит». Чтобы понять эту премудрость, стоит для начала рассмотреть основные направления развития культур.

Массовая культура

Высокая культура

Элитарная культура происходит от французского слова «elite», что значит «лучший». Это продукты, восприятие которых требует соответствующего уровня образования и специальной подготовки. Их создают настоящие профессионалы, чьи имена навсегда сохраняются в памяти человечества. К примеру, музыкальные композиций Шопена и Вагнера вряд ли по достоинству оценит среднестатистический потребитель, которому всегда были ближе песни Шакиры, Аврил Лавин и т.д.

Впервые элитарная культура возникла еще в ранних цивилизациях, где высокая культура была доступна только узкому кругу людей, не распространяясь в широкие массы.

Элитарные группы населения присутствуют в каждом обществе. Культурологи считают их самой способной к духовной деятельности частью общества, ведь представители элиты обычно одарены высокими нравственными и эстетическими качествами. Благодаря элите общество способно осознать само себя. Начиная с середины ХХ века, элитарную культуру стали считать творческой, то есть ответственной за создание новых культурных ценностей.

Народная культура: примеры и особенности

Также внимание стоит уделить народной культуре. К ней относят результаты деятельности определенного народа, которые были созданы им на протяжении всего исторического периода. Все произведения народной культуры создаются непрофессиональными, анонимными авторами. Зачастую никто не знает, кто был автором сказки или былины, кто придумал национальную одежду или изобрел предметы быта. В качестве примера произведений народной культуры можно рассмотреть одежду.

Даже сегодня неизвестно, кто придумал кокошники и сарафаны, но они стали неотъемлемыми атрибутами быта, так называемой «народной модой». В свою очередь всем известно, что маленькое черное платье придумала Коко Шанель. Изначально этот атрибут был предметом элитарной культуры, со временем трансформировавшийся в элемент массовой культуры. Это один из примеров взаимовлияния народной массовой и элитарной культуры.

Произведения народного искусства подпитывают другие культурные формы, вдохновляя композиторов, писателей, архитекторов.

Необходимость народной культуры

Но пора спуститься с небес на землю: в современном мире народная культура часто ассоциируется с чем-то странным, например, с девушками в кокошниках, которые поют частушки под балалайку. Рассматривая современные реалии, сложно игнорировать тот факт, что некоторые культурные продукты являются откровенно бесполезными.

Читайте также:  Псориаз эффективные народные средства

Еще несколько десятилетий назад люди имели абсолютно другие моральные ценности, которые произошли из народной культуры и отобразились в массовых продуктах того времени. Культура – это то что мы делаем каждый день, наши мысли и наши поступки. Все это культура, и то, на что она будет ориентирована, зависит от того, каким произведениям человек отдает предпочтение.

Народная культура возвращает человека к простому трудовому народу, для которого было важно, чтобы каждый оставался личностью, а его поступки были осмысленными.

Народная культура несет уважение к человеку. Ее создавали простые люди, которым не чужды были горе и пороки, которые знали цену труду и презирали гедонистическую бездеятельность. На такие произведения не влияли продукты массового культурного потребления. Примеры народной и элитарной культуры несли в себе одинаковую мораль и смысл, просто народ рассказывал о них простыми, доступными каждому словами.

Источник

Народная культура: признаки и особенности. Связь массовой и народной культуры

Народная культура – тема по обществознанию. Определение и признаки, примеры. Традиционная русская народная культура, что к ней относится? Массовая и народная культура: примеры взаимосвязи и отличия.

Народная культура — это форма культуры, создаваемая анонимными непрофессиональными авторами. К ней относятся народные сказки, былины, песни, танцы, традиционные промыслы и обряды.

Народная культура — бесписьменная, из поколения в поколение она переходит благодаря традиции. В ее создании принимает участие множество людей, неизвестных по именам, и фактическим творцом выступает народ как коллектив.

Устное народное творчество, включающее песни, сказки и легенды, называется фольклором.

Народная культура отличается от элитарной простотой содержания — она демократична и понятна не только образованной элите. От массовой культуры она отличается своим некоммерческим характером: целью народной культуры не является получение прибыли.

Признаки народной культуры

Создателем и носителем этой культуры, ее субъектом является народ, а не отдельные личности.

Она создается непрофессиональными творцами. Это, однако, не исключает высокого уровня мастерства.

Анонимность. Народная культура безлична, в ней не выражено индивидуальное авторское начало.

Опора на традицию. Народная культура воспроизводит принятые образцы, она консервативна.

Передается непосредственно от человека к человеку: от мастера к ученику, от исполнителя к зрителю.

Не институционализирована — не нуждается в формальных общественных институтах, существует и развивается сама по себе.

Василий Максимов. «Бабушкины сказки»

Русская народная культура

Народная культура национальна, то есть тесно связана с конкретным этносом. Можно говорить о немецкой, французской, китайской, русской народной культуре.

Русская народная культура уходит корнями в культуру восточнославянских племен. С формирования государства Древняя Русь в IX веке можно говорить о появлении древнерусской культуры, в дальнейшем породившей русскую, украинскую, белорусскую национальные культуры.

К русской народной культуре относятся былины и сказки, песни и танцы (зачастую обрядовые), частушки, пословицы и поговорки, зодчество и ремесла. Также к народной культуре относятся костюм, кухня и обряды — в том числе похоронные и свадебные.

Одежда жителей различных российских губерний. Густав-Теодор Паули, «Народы России». Источник: Wikimedia

Связь народной культуры с массовой и элитарной. Примеры

В традиционном обществе народная культура играла важнейшую роль, поскольку элитарная культура была доступна лишь немногочисленной аристократии и духовенству, а массовой культуры еще не существовало.

В индустриальном и постиндустриальном обществе значение народной культуры резко снижается. Однако полностью она не исчезает. Более того, возникает новый городской фольклор — анекдоты, легенды, дворовые песни. Создаются новые приметы и обычаи.

Даже интернет-мемы в каком-то смысле продолжают традиции народной культуры: их творцы анонимны и обезличены, приемы и темы повторяются из раза в раз.

Массовая культура порой имитирует формы народной, усваивает ее мотивы и приемы. Так, модельеры могут использовать народные узоры в своих коллекциях, а музыканты — элементы народных песен. Пример — фолк-группа «Бурановские бабушки», представлявшая Россию на «Евровидении» в 2012 году и занявшая там второе место.

Элитарная культура также может черпать вдохновение из народной. Например, сохранился записанный М. Ю. Лермонтовым текст народной песни «Татарский полон» («Что в поле за пыль пылит, / Что за пыль пылит, столбом валит? / Злы татаровья полон делят, /То тому, то сему по добру коню»). Эта запись отличается от других известных вариантов данной песни. Возможно, Лермонтов подверг текст обработке и планировал использовать его в одном из своих исторических произведений.

Интерес поэта к народной культуре проявился и в «Песне про купца Калашникова»: поэма написана в псевдонародном стиле.

А бывает и наоборот — произведения элитарной культуры становятся «народными». Например, колыбельная «Спи, младенец мой прекрасный» исполняется на стихи Лермонтова (сам он при написании вдохновлялся казачьей песней). А вот автор самого популярного мотива к этой колыбельной неизвестен, и это сближает песню с подлинно народными произведениями.

Источник

Примеры народной культуры в современном мире

Вы будете перенаправлены на Автор24

Народная культура является одной из форм культуры наряду с элитарной, массовой и контркультурой. Главное отличие от них в том, что в народной культуре творцом выступает народ как коллективная личность.

Народная культура относится к традиционной форме культуры, в ней выделяется множество культурных пластов, относящихся к разным эпохам как очень древним, так и современным. Эта форма культуры бесписьменная, поэтому важной ее составляющей является традиция, то, как передается важная для социума информация: миф, сказка, былина, песня и под. Произведения передаются из уст в уста и требуют точности воспроизведения. Новые веяния народной культуры практически не касаются, она стремится быть консервативной, так как доминирующими являются процессы сохранения традиций.

Особенности народной культуры

Народная культура всегда регулировала и определяла абсолютно все сферы жизни социума:

Читайте также:  Оренбургский государственный академический русский народный хор сайт

Готовые работы на аналогичную тему

Все это воплощалось в фольклоре.

Устное народное творчество – это коды культуры определенного этноса. По произведениям фольклора изучают становление наивной картины мира, мифологической картины мира, научной и других картин мира народа.

Современная народная культура

В современном мире традиционные формы народной культуры претерпели значительные изменения. Они связаны с общим изменением в культурных и общественных системах, которые послужили толчком к утрате универсализма традиционных культур. По мере развития общества усложняется и культура, становясь все более многоуровневой. Об этом свидетельствует появление земледельческой, религиозной, художественной, политической, правовой и других культур. Конец Средневековья ознаменовался разделением культур светской и религиозной, официальной и приватной, сословной и общенациональной, региональной и мировой.

Кроме того, после возникновения письменности, а позже книгопечатания, стали оформляться и опосредованные способы передачи канонических фольклорных текстов. Социальное расслоение общества и, как следствие, дифференциация культуры повлекло за собой появление субкультур. Фольклор начинает активно с ними взаимодействовать, таким образом сохраняя свою роль культурного наследия и одновременно создавая вторичные формы народной культуры.

Интересно, что в современном информационном обществе с практически неограниченными техническими возможностями, узкой специализацией всех профессиональных областей, продолжает параллельно жить синкретичная культурная практика вне профессиональная. Причем все это прекрасно уживается в новейшей многослойной культуре. Конечно, традиционные фольклорные формы, типа сказаний, былин, исчезают, но появляются другие – малые формы устного народного творчества и постфольклор.

Отметим, что в моменты экономических и политических кризисов активизируются старые традиционные формы социальной практики, например, магия, формы религии, тотемизм, народная медицина и под. Ученые говорят о своеобразном параллелизме в культуре – традиционно-народном и профессиональном, научном подходах к одним и тем же жизненным коллизиям. Так, разочаровавшись в официальной медицине, люди ищут помощи у знахарей, целителей, травников. Уже доказано, что наука и магия апеллируют к разным сторонам человеческой психики: наука – к разуму, а магия – к глубинным эмоциям.

Современная народная культура состоит из таких слоев, как архаический (крестьянский), конкретно-исторический фольклор, неофольклор, бытовое массовое творчество, художественная самодеятельность.

Источник

Роль традиционной народной культуры в современном обществе

РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация: в статье освещается вопрос о важности приобщения к народной культуре современной молодежи.

Ключевые слова: народная культура, патриотизм, патриотическое воспитание, воспитание, приобщение, этнокультурные традиции.

В традиционную народную культуру входят передаваемые от поколения к поколению празднично-обрядовые, семейно-бытовые и этнопедагогические традиции этноса, а также народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, формы их бытования в этнических общностях). Народная художественная культура (или этнохудожественная культура) представлена устным народным творчеством, народной музыкой, танцами, декоративно-прикладным творчеством, фольклорным театром и другими видами народного художественного творчества [2].

В настоящее время, когда общество усложнилось, появилось множество больших и малых социальных групп формального и неформального типа, произошло расслоение социальной и социально-культурной практики, народная культура стала одним из элементов современной многослойной культуры.

По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия) [3].

Одной из серьезных проблем нашего времени является отторжение подрастающим поколением отечественной культуры, общественно- исторического опыта предшественников. В обществе все более заметной становится утрата традиционного российского патриотического сознания. Многие исследователи молодежной среды отмечают недостаточную сформированность гражданской позиции юношества, подчеркивают, что в ситуации кризисного социума, когда не найдены четкие нравственн о- духовные воспитательные идеалы, это проявляется с большей очевидностью [1]. В воспитательном процессе народная культура представляет особый интерес. Общие идеи и предельные ценности народной культуры остаются актуальными и переходят в область профессиональной деятельности специалистов разного профиля. Однако затем они могут снова вернуться в массовое сознание и в видоизмененном виде, опять стать частью народной культуры. Так в значительной мере происходит в настоящее время, когда в России, как и в других странах, активизировался интерес к традиционным культурам, включая их ранние формы. Знание и приобщение к народной культуре позволяет глубже осознавать происходящие в обществе процессы, чтить и хранить традиции, развивать у детей осознание принадлежности к собственной культуре и к родному народу, воспитывать патриотизм [5].

Вопросами воспитания молодого поколения занимались ученые-педагоги Ю.К. Бабанский, Я.А. Коменский, A.C. Макаренко и др.

Велико значение этнохудожественной культуры в патриотическом воспитании учащихся и молодежи. На это указывают современные диссертационные исследования Е.З. Соловьёвой, И.М. Власовой. Вместе с тем, следует отметить, что педагогические резервы этнокультурных традиций, как средства приобщения к народной культуре в практике учреждений образования, используются не в полной мере.

На основании выше изложенного мы считаем роль народной культуры в воспитании современной молодежи одним из важнейших. Именно этим обусловлен выбор темы нашего диссертационного исследования «Формирование социально-культурных компетенций бакалавров в процессе организации фольклорных праздников». Мы предполагаем, что формирование специальных компетенций предписанные федеральным образовательным стандартом по направлению «Социально-культурная деятельность», могут быть освоены не только благодаря образовательному процессу, но и с помощью организации каких-либо мероприятий. Так как основным компонентом нашего исследования все-таки являются фольклорные праздники, с их помощью мы хотим разработать и реализовать программу по овладению специальными компетенциями при организации мероприятия, но и для кого-то знакомством, а для кого- то более глубоким и детальным изучением народной культуры.

Для того, чтобы увидеть уровень приобщенности к народной культуре, для начала нами будут разработаны ряд анкет и тестов, чтобы выявить необходимость в проведении дальнейших исследований. Первый этап, проведение анкетирования и подведение результатов, намечены на декабрь 2015года.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector