Примеры устного народного творчества частушки

Этнография
и фольклор Русского Севера

Александрович А. Современная деревня и ее песни : (поэзия Вологодского края) / А. Александрович // Красный Север. – Вологда, 1920. – 5 февраля.
О вологодских частушках первых лет советской власти.

Афоничева Н. В. Белозерские частушки / Н. В. Афоничева // Белозерье : краевед. альм. – Вологда, 1994. – Вып. 1. – С. 190-196.

Бабьи частушки / [публ.] Н. Ф. Шевелева // Красный Север. – Вологда, 1925. – 15 января (№ 12). – С. 6.

Буртин Ю. О частушках / Ю. Буртин // Новый мир. – 1968. – № 1. – С. 211-238.

Власова З. И. О приемах композиции в частушке / З. И. Власова // Русский фольклор : материалы и исследования. Т. 5 / отв. ред. В. Е. Гусев. – М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1960. – С. 231-246.

Власова З. И. Частушка и песня : (к вопросу о сходстве и различии) / З. И. Власова // Русский фольклор : [материалы и исследования]. Т. 12. Из истории русской народной поэзии. – Л., 1971. – С. 102-122.

Вологодские частушки, пословицы, поговорки / [сост.-ред. и авт. вступ. ст. С. В. Викулов]. – Вологда : Обл. кн. ред., 1957. – 206 с.

Вопросы музыкознания и музыкального образования : сб. науч. тр. Вып 3 / [Н. А. Аипова и др. ; отв. ред. М. Г. Долгушина]. – Вологда : Русь, 2007. – 320 с.
Из содерж. : К вопросу об исполнительском аспекте бытования жнивных частушек в традициях западного региона Вологодской области / С. Р. Кулева. – С. 262-267.

Гаврилов М. В. Народные частушки / сообщ. М. В. Гавриловым // Новгородские губернские ведомости. – 1896. – № 86. – С. 2.
Частушки Череповецкого и Белозерского у. Новгородской губ.

Где песня льется – там легче живется : из записной книжки собирателя и исследователя устного народного творчества Николая Шашукова. – Вологда : [б. и.], 2008. – 200 с.
Из содерж. : «Поиграй повеселее русского веселого…» : (чучковские частушки). – С. 59-122.

Глесер Э. Ф. Частушки окрестных деревень г. В.-Устюга / Э. Ф. Глесер // Записки Северо-Двинского общества изучения местного края. – Великий Устюг, 1926. – Вып. 2. – С. 35-46.

Дранникова Н. В. Формирование жанра частушки как один из этапов развития народной поэзии : (на материале Архангельской области) : автореф. дисс… канд. филол. наук / Н. В. Дранникова. – М. : [б. и.], 1994. – 18 с.

Дранникова Н. В. Традиции скоморошества и северно-русская частушка / Н. В. Дранникова // «Рябининские чтения-95» : материалы междунар. науч. конф. – Петрозаводск, 1997. – С. 136-141.

Зеленин Д. К. Сборник частушек Новгородской губернии : (по материалам из бумаг В. А. Воскресенского) / [Д. Зеленин] // Этнографическое обозрение.– 1905. – № 2, 3 / под ред. В. Ф. Миллера, Н. А. Янчука. – М., 1906. – С. 164-230.
В т. ч. тексты частушек, записанных в Череповецком у. Новгородской губ.

Земцовский И. Вологодские частушки / И. Земцовский // Советская музыка. – 1958. – № 2. С. 109-115.

Зеркало нравственной жизни народа : [частушки] / публ. подгот. Ю. Максин // Устюжна : краевед. альм. – Вологда, 1992. – Вып. 1. – С. 176-184.

Ильинский Н. В. Отражение войны в вологодских частушках : (за первые полгода войны) / Н. И-ий // Известия Вологодского общества изучения Северного края. – Вологда, 1915. – Вып. 2. – С. 132-138.

Как по харовским мосточкам : сборник частушек / [авт.-сост. : А. В. Нефедова, О. В. Полякова]. – Харовск : [б. и.], 2005 (Граффити). – 243 с. : ил.

Калинин И. О песнях Поонежья / И. Калинин // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. – 1910. – № 24. – С. 37-40.
О частушках.

Квачадзе Т. Частушка как отражение истории, реалий местного быта и повседневной культуры : (исследование частушек, записанных в п. Непотягово) / Т. Квачадзе ; науч. рук. А. И. Квачадзе // Юность. Наука. Культура : материалы регион. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. А. Огаркова. – Вологда, 2009. – С. 172-177.

Клагге И. О композиции частушки / И. Клагге (Том) // Русский фольклор : [материалы и исследования]. Т. 12. Из истории русской народной поэзии. – Л., 1971. – С. 123-134.

Коничев К. И. Северные частушки / К. Коничев. – Архангельск : Севкрайгиз, 1936 (Вологда) (тип. «Северный печатник»). – 63 с.

Кулаков М. Частушки военных лет / М. Кулаков // Маяк. – Вологодский р-н, 1976. – 14 февраля. – С. 4.

Кулева С. Р. Неизвестная частушка / С. Р. Кулева; [отв. ред. : А. Кулев]. – Вологда : ОНМЦКиПК, 2008. – 247 с. : ноты.

Лазурин А. А любовь не стареет / А. Лазурин // Красный Север. – Вологда, 1992. – 17 марта.
О вологодских частушках 20-30-х гг.

Лазурин А. Все больше про любовь : [частушки 20-х и 30-х годов] / А. Лазурин // Сокольская правда. – Сокол, 1975. – 1 января.

Лазутин С. Г. Изучение частушки и некоторые вопросы историографии русской фольклористики / С. Г. Лазутин // Русский фольклор : материалы и исследования. Т. 7 / [редкол. : В. Г. Базанов (отв. ред.) и др.]. – М. ; Л., 1962. – С. 259-275.

Лазутин С. Г. Русская частушка : вопросы происхождения и формирования жанра / С. Г. Лазутин. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1960. – 262 с.

Леонтьев Н. П. Печорский фольклор / Н. П. Леонтьев ; предисл., ред. и прим. В. М. Сидельникова. – Архангельск : Арханг. обл. изд-во, 1939 (Вологда). – 172 с. : портр.
Из содерж. : Частушки (1-38). – С. 111-117.

Лосев С. Деревенская песня и музыка наших дней в Вологодской губернии / С. Лосев // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. – 1910. – № 18. – С. 45-52.

Львов И. Я. Новое время – новые песни : (о повороте в народной поэзии) : посвящается народным учителям и прочим интеллигентам деревни / И. Я. Львов. – Устюг : Тип.-скоропеч. П. Н. Лагирева, 1891. – 39 с.
Критический анализ «новой народной» поэзии – частушек.

«Мы не сами записались…» / публ. Ю. Максина // Вперед. – Устюжна, 1993. – 9 октября.
Частушки начала 1920-х гг., собранные на территории Устюженского р-на Вологодской обл.

Народное творчество Мяксинского района [Вологодской обл.] // Краеведение в школе. – Вологда, 1949. – Сб. 1. – С. 87-88.
Содерж. : Дореволюционный фольклор; Советский фольклор; Частушки.

Народные песни Тотемского уезда Вологодской губернии / [сост. Ф. Малевинский]. – Вологда : Тип. П. А. Цветова, 1912. – 76 с.
Из содерж. : Деревенские песни-частушки. – С. 35-76.

Читайте также:  Салмина глебова учимся рисовать графика живопись и народные промыслы

«Наши дролечки на фронте…» / вступ. текст и публ. Ю. Максина // Вперед. – Устюжна, 1993. – 22 июня. – С. 3-4.

Непеин А. С. Переживания девушки-северянки (по частушкам) / А. Непеин // Вологодский листок. – 1915. – 16 июля (№ 882). – С. 2.

Новые времена – новые песни : (девичьи частушки вологодских деревень) / [публ. и коммент.] Н. Ушкова // Крестьянская жизнь. – Вологда, 1928. – 5 января (№ 1). – С. 4.

Полуянов А. Частушка, как живой отзвук народной жизни / А. Полуянов // Известия Вологодского общества изучения Северного края. – Вологда, 1915. – Вып. 2. – С. 120-128.

Попов А. Отражение войны в архангельских частушках / А. Попов // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. – 1916. – № 3. – С. 97-105.

Русская народная поэзия : («Песни-частушки») // Вестник Новгородского земства. – 1906. – № 23. – С. 80-83 ; № 24. – С. 120-127. – В конце подпись : N.

Русская частушка / вступ. ст. и ред. текста В. М. Сидельникова. – М. : Советский писатель, 1941. – 153, [2], с. : ил.

Русские северные традиции : Усть-цилёмская горка и вологодские частушки : альманах : темат. вып. по рус. фольклору / [ред.-сост. С. Л. Браз]. – М. : Родникъ, 2000. – 75 с.

Русские частушки / [сост. Н. Котикова]. – [Л.] : Музгиз, 1956. – 316 с. : ноты.

Русские частушки, страдания, припевки / [сост. Н. Котикова ; под общ. ред. М. Матвеева]. – Л. : Госмузиздат, 1961. – 318 с. : ноты.
В т. ч. тексты вологодских, архангельских, пинежских, каргопольских, пудожских, поморских, печорских частушек и припевок.

Симаков В. И. Жизнь крестьянской девушки северянки по народным частушкам / В. И. Симаков // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. – 1911. – № 7. – С. 577-587.

Сипина Л. Современная тарногская частушка / Л. Сипина // Сборник студенческих работ Вологодского государственного педагогического института. Вып. 5. Материалы межвуз. фольклор.-диалект. студ. конф., 10-12 апр. 1967 г. – Вологда, [1967?]. – С. 52-56.

Скрадоль Н. «Жить стало веселее» : сталинская частушка и производство «идеального советского субъекта» / Н. Скрадоль // Новое литературное обозрение. – 2011. – № 2. – С. 160-183.

Слово о родной деревне / [авт.-сост. Л. Г. Яцкевич (Калачёва)]. – Вологда, [б. и.], 2011 (ТПФ «Граффити»). – 271 с. : ил., портр.
Из содерж. : Устное народное творчество деревни Квасюнино ; Квасюнинские частушки : [конец XIX – первая половина XX века] ; Словарь диалектных слов и фольклоризмов, употребляемых в квасюнинских частушках. – С. 18-96.

Смирнов И. А. Кирилловская частушка начала ХХ века как транслятор народной жизни / И. А. Смирнов // Русская культура на рубеже веков : русское поселение как социокультурный феномен : сб. ст. / ред. : Г. В. Судаков. – Вологда, 2002. – С. 139-153.

Тарутин А. Черты современного быта и поэтического творчества вологодского крестьянства / А. Тарутин // Помочь : Вологодский сборник в пользу пострадавших от неурожая. – СПб., 1892. – С. 130-148.
Тексты частушек заимствованы у И. Львова.

«Только знаю: ягодиночка за Родину погиб» / подгот. Т. Бахарева // Знамя. – с. им. Бабушкина, 2015. – 9 января. – С. 9.
Частушки времен Великой Отечественной войны из Рослятинского и Жубринского с/с Рослятинского (ныне Бабушкинского р-на) Вологодской обл.

«У кого какое сердце…» / предисл. Ю. Максина // Вперед. – Устюжна, 1993. – 31 июля.
Частушки 20-х гг., собранные в Устюженском р-не Вологодской обл.

Усолье : сборник частушек : к 70-летию Бабушкинского района / [ред. : В. С. Белков]. – Вологда : Евстолий, 1999. – 107 с.

Успенский Г. Новые народные стишки : из деревенских заметок // Полное собрание сочинений. Т. 3 / Г. Успенский. – 6-е изд. – СПб., 1908. – С. 668-680.
53 частушки, запис. в Череповецком у. Новгородской губ. в 1889 г., и три сатирические песни.

Устюженская частушка 1920-х-1930-х годов : (из собрания Устюженского краеведческого музея) / вступл. и публ. М. В. Малясовой // Устюжна : краевед. альм. – Вологда, 1995. – Вып. 3. – С. 445-461.

Устюженские частушки в записи И. А. Арапова (1908-1917 гг.) / публ. А. В. Боброва // Устюжна : краевед. альм. – Вологда, 2000. – Вып. 4. – С. 301-318.

Устюженские частушки периода Великой Отечественной войны : (1941-1945 гг.) / публ. М. В. Малясовой // Устюжна : краевед. альм. – Вологда, 2000. – Вып. 4. – С. 319-340.

Фольклор Севера : региональная специфика и динамика развития жанров : исследование и тексты / [отв. ред. : Н. В. Дранникова, А. В. Кулагина]. – Архангельск : Изд-во ПГУ, 1998. – 189 с.
Из содерж. : Частушка на Севере. Проблемы генезиса и жанровой специфики / Н. В. Дранникова. – С. 62-83.

Цветков С. Любовь и вера жили в них : вологодский фольклор в годы войны / С. Цветков // Красный Север. – Вологда, 1995. – 29 марта.
С публикацией текстов частушек, запис. в Сямженском, Чебсарском, Биряковском,Череповецком р-нах Вологодской обл.

Частушка / предисл. В. Ф. Бокова ; подгот. текста и примеч. В. С. Бахтина. – М. ; Л. : Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1966. – 607 с. : 6 л. ил.

Частушки / [сост. С. Викулов]. – Вологда : Облиздат, 1952. – 248 с.

Частушки 1940-1950-х годов : (из собрания Марии Васильевны Кудрявцевой) / вступл. и запись Н. Б. Смирновой // Устюжна : краевед. альм. – Вологда, 1995. – Вып. 3. – С. 462-490.

Частушки в записях советского времени / изд. подгот. : З. И. Власова, А. А. Горелов. – М. ; Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1965. – 496 с. : нот. – (Памятники русского фольклора).
Приведены тексты вологодских и архангельских частушек.

Частушки военных лет // Заря Севера. – с. Кичменгский Городок, 1976. – 21 февраля. – С. 4.
Частушки, записанные в с. Сараеве Кичменгско-Городецкого р-на Вологодской обл.

Частушки и переборы [ноты] : для баяна. Вып. 3 / сост. А. Аверкин. – М. : Музыка, 1981. – 96 с.

Частушки : [про войну, немцев, австрийцев, Вильгельма, казаков, монополию, рекрутчину, любовные и т. д.] : изданы по записям 1914-1915 г. / [сост.] В. И. Симаков. – Петроград : Паровая тип. Л. Б. Гутмана, 1915. – 80 с.

Частушки, пословицы, загадки : сборник / сост. К. Коничевым ; [ред. Т. Н. Трескина]. – Архангельск : Кн. изд-во, 1954. – 120 с.

Частушки, припевки, страдания / сост. С. Павин. – М. : Советский композитор, 1973. – 88 с.
В т. ч. тексты и ноты частушек и припевок, записанных в Архангельской, Вологодской обл.

Яцкевич Л. Г. Лирические, трагические и смеховые начала квасюнинских частушекc : [д. Квасюнино Шекснинского р-на Вологодской обл.] / Л. Г. Яцкевич // Беловский сборник / гл. ред. Г. В. Судаков. – Вологда, 2016. – Вып. 2. – С. 149-159.

Читайте также:  Рисунок народного промысла гжель

Источник

Мастер-класс «Частушки-веселушки». Ознакомление с историей возникновения жанра, ее разновидностях, смысловым содержанием»

Гульнара Мустафаева
Мастер-класс «Частушки-веселушки». Ознакомление с историей возникновения жанра, ее разновидностях, смысловым содержанием»

Частушка – как вид народного творчества.

Частушка — удивительный фольклорный жанр, короткая русская народная песня, обычно юмористического содержания, передаваемая устно.

Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.

По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой.

Есть деревенские и городские, простонародные и интеллигентские, взрослые и детские частушки, а тематика их так обширна, что, пожалуй, отражает всю жизнь человека и общества.

Частушки-хохотушки

В зимний вечер как-то раз,

Гости собрались у нас,

Пропоют свои частушки,

Первым делом известим,

Что на празднике сегодня,

Мы скучать вам не дадим

Петь, плясать настроена,

Один день не попляшу,

На другой с ума схожу

Ты играй повеселее,

Балалайка, три струны,

Подпевайте, кто умеет,

Не стесняйтесь, плясуны!

Я волнуюсь за фигуру,

Я хочу здоровой стать,

И ложусь пораньше спать

Я без песен пропадаю,

С песней я и там, и тут,

Девяносто песен знаю,

Еще дома целый пруд!

Не отдай меня, мамуля,

Не умею печь блины я,

Печку письмами топила,

Не подбрасывала дров,

Все смотрела, как горела,

У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал,

«Ознакомление детей с историей родного города, посредством театрализованной деятельности». Цель занятия: Знать название родного города, его основные достопримечательности: Петропавловская крепость, Зимний Дворец, Медный Всадник,.

Воспитание гражданина и патриота через ознакомление детей с историей России «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задачи первостепенной важности, и нет необходимости.

Авторские частушки «Я частушки пропою про компанию свою», г. Благовещенск. Видео Исполнение авторской частушки для межрегионального конкурса компании (г. Владивосток)»Я частушки пропою про компанию свою», г. Благовещенск.

Конспект урока объединения «КВН». Особенности сценического юмористического жанра Тема: «Особенности сценического юмористического жанра. Репетиционная деятельность» Цель: Осознать место юмора и шутки в КВНе. Задачи: 1.

Мастер-класс для воспитателей «Знакомство с историей и традициями народных подвижных игр с мячом» Как укрепить здоровье ребенка? как научить интересно играть вместе с другими детьми? Часто родители в поисках решения записывают ребенка.

Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок. Мастер-класс «Осторожные сказки» Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Логинова Елена Леонидовна, воспитатель детского сада №6 «Сказка». Тема моего самообразования.

Доклад из опыта работы «Ознакомление дошкольников с историей Кубани» В МБДОУ детский сад №15 я веду работу с детьми по формированию у них представления об истории Кубани. Развиваю познавательные способности.

Презентация «Игры с готовым содержанием и правилами» Презентация «Игры с готовым содержанием и правилами» Игра – ведущая деятельность дошкольников Значение игры для ребенка дошкольного возраста.

Фотоотчет «Просмотр экспозиции картин «Мастера исторического жанра» в доме детского творчества» 11 октября дети старшей группы «Теремок» воспитатель Яровенко Т. В. и «Подготовительной к школе группы «Сказка» воспитатель Пименова Т. Н.

Источник

Цель проекта: исследовать частушки как особый тип народной поэзии, доказать значимость частушек для русского народа.

Задачи:

1)изучить историю создания и особенности построения частушек;

3)доказать значимость русской частушки для человека.

ОКОУ «Клюквинская школа-интернат»

Курского района Курской области

фольклора, живое наследие предков»

Частушка русская любима народом, её

с удовольствием слушают и ещё поют, и

пока она жива – жив народ.

С ростом грамотности устное народное творчество стало изменяться. Среди его многочисленных жанров любимым в народе остаётся частушка! Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно – музыкального творчества. Ничего подобного во всей мировой литературе нет! Поэтому и необходимо к ней особое отношение и внимание.

Цель проекта: исследовать частушки как особый тип народной поэзии, доказать значимость частушек для русского народа.

Актуальность: на сегодняшний день фольклор претерпел существенные изменения, уже не создаются былины, исторические песни, сказки, но есть жанры, которые модифицировались, это частушки, они выжили, существуют. Очень важно постоянно фиксировать те примеры, которые есть, так как жанр на грани исчезновения. Необходимо проявлять еще больше внимание молодого поколения к прошлому, уважать прожитую жизнь старшего поколения, учиться у него умению веселиться, достойно скрашивать невзгоды, и на фоне всего этого частушка выступает, как хорошее средство воспитания молодежи.

1)изучить историю создания и особенности построения частушек;

3)доказать значимость русской частушки для человека.

Предмет исследования: Русские частушки и их виды.

Объект исследования: Поэтическое содержание частушек.

Первое появление частушек как жанра

В самостоятельный песенный жанр частушки выделяются лишь в 80-е годы XIX в. В 90-е годы XIX в. частушки приводятся во многих газетных и журнальных статьях. Работа по собиранию частушек широко развернулась в самом начале XX в. Из дореволюционных изданий наибольшую ценность представляют «Сборник деревенских частушек» В. И. Симакова (1913) и «Сборник великорусских частушек» Е. Н. Елеонской (1914), в которых публикуется более девяти тысяч частушек, записанных в самых различных губерниях России.

— одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты-скоморохи ещё в XVII-XVIII веках;

— другие исследователи убеждены, что частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины XIX века.

Вторая точка зрения кажется более убедительной прежде всего потому, что литература (и древняя в том числе) использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют, кроме частушки.

В частушке совсем не отражена отмена крепостного права 1861 г., зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х г.г. XIX в.:

русско-турецкая война, русско-японская война, 1-ая русская революция 1905 г.

В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля 1866 года издания слова «частушка» нет.

Впервые слово «частушка» употребил русский писатель Глеб Иванович Успенский в очерке «Новые народные песни» в 1889 г.;

В русской литературе частушка появляется только в произведениях XX века: в поэме А. А. Блока «Двенадцать», в стихах В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Д. Бедного, А. А. Прокофьева и их современников.

Читайте также:  Суставные боли народные методы лечения

Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила её названием, определяющим её характер или прямо указывающим на место её рождения.

Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Затем частушки стали бытовать и в других условиях. Первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца 19 в. частушка становится и по созданию, и по бытованию преимущественно женским жанром фольклора.

Частушки необычайно разнообразны по своему содержанию. В отличие от традиционных лирических песен, в которых тема семейных отношений занимает центральное место, в частушках эта тема затрагивается сравнительно редко. Частушка – жанр молодежный. Поэтому неудивительно, что главными ее героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.

По своей ритмике частушки разнообразны. Ритм зависит от музыкального наигрыша, под который они исполняются, обусловлен видом пляски, которую они сопровождают.

Содержание исследованных частушек позволяет выделить шесть основных тем:

1. Частушки о любви и любовных страданиях;

2. Частушки о гармонисте и гармони;

3. Частушки о жизни в колхозе и «забавах» молодежи в деревне;

4. Частушки на военную тему;

5. Частушки о политике;

6. Заключительные частушки.

Средства поэтического стиля частушек

Следует заметить, что в частушках довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония, юмористический подтекст. Поэтический синтаксис частушек отличают простота и краткость. В частушках, как и в традиционных песнях, довольно широко употребляются вопросы и обращения.

Отличие частушки от старых лирических песен

Частушки богаты не только бытовым, но и конкретным социально-историческим содержанием. И в этом они существенно отличаются от традиционных лирических песен, которые главное внимание уделяли бытовой тематике. Отличаются частушки от старых лирических песен и по своему основному эмоциональному тону. Если основной эмоциональный тон старых лирических песен был грустный, минорный, то для частушек более характерен тон мажорный. Преобладающее место в них занимают настроения бодрости, активного жизнеутверждения. С особой силой эти мотивы бодрости и жизнеутверждения сказались в частушках плясовых, шуточных и юмористических.

Паровоз пары пускает,

По дороженьке бежит.

В Красной армии служить.

изредка из одного предложения:

Мы с подружкой дружно жили

Из окна в окошечко,

Одного вдвоем любили,

Есть тексты, представляющие собой сложноподчиненное предложение

Хорошо гармонь играет,

Если б я играть умела,

Связь между предложениями чаще параллельная, что позволяет сказать о стихотворности частушек. Вторая часть текста (3, 4 строчки) движет текст, конкретизирует первую часть, внося новую информацию. Имеется несколько частушек, в которых первые две строки не связаны по смыслу с остальными. Они выполняют функцию зачина, так как основное содержание раскрывается в 3 и 4 строчках.

На дубу сидит ворона,

В перестройку посылаю

Основной тип речи – повествование, хотя в некоторых частушках содержится описание или элементы описания внешности или характера лирического героя.

Частушки – текст разговорного стиля и предполагают неофициальное общение людей в быту. Лексика частушек многообразна и выразительна. Обилие разговорных и просторечных слов, наличие устойчивых сочетаний, эмоциональность выражений подчеркивают словесную ценность каждой частушки. Тексты частушек насыщены историзмами, разговорными и просторечными словами, образными выражениями, заслуживающими толкования.

Морфологический анализ текстов

Морфологический анализ текстов показал многообразие использованных в частушках частей речи: глаголов ( утекло, решили, любила, исчезло, купить, достать, голодать, объявили, поднимаются… ); местоимений (ко мне, у мово, мому, у нас…); имен существительных ( перестройка, депутаты, народ, магазин, пенсия, здоровье, туристы …); междометий (ох, ой, ах); частиц (только, вон, бы, уж, неужели); полных и кратких прилагательных (узкая, большой, тяжелая, дефицитные, хороши, трудна, глубоку …); наречий ( подскочило невзначай, разденут догола, жили веселее, будет завсегда… ); имен числительных ( на восьмом десятке, двести зрител ей, двадцать лет, сорок пять… ); слов категории состояния (не жалко, не видно, можно, стыдно). Реже используются причастия (голодающий народ, заработанные денежки). Данные части речи показывают на разговорный, эмоциональный текст частушек.

Синтаксический анализ текстов

Синтаксический анализ текстов показал преимущество простых осложненных и сложноподчиненных предложений. Простые предложения осложнены обращениями, однородными членами, вводными словами. По цели высказывания предложения в основном побудительные и повествовательные, реже – вопросительные. Эмоционально окрашенные. Есть предложения с прямой речью, диалог, неполные предложения.

Может, вместе мы возьмемся

Кой с кого за это спросим

И к ответу привлечем.

(простое повествовательное предложение, осложнено вводным словом и однородными членами).

А еще попросим вас

Провести бы газ для нас,

Чтоб деревню все любили,

Из нее не уходили. (сложноподчиненное предложение)

Словообразовательная характеристика частушек

Выразительные средства языка

Богато используются в частушках выразительные возможности языка. Как было сказано ранее, в частушках много обращений, междометий, частиц, кратких прилагательных, предложений с прямой речью, предложений с однородными членами, которые оживляют частушки.

В магазине все исчезло –

Песок, сахар и мука.

Из-за этой перестройки

Силы нет у мужика. (однородные члены)

Не было б обидно (обращение, частица)

Ах, бывало, милый спросит:

«Как, Наташенька, дела?»

А теперь я не услышу

Его ласковы слова. (прямая речь)

Врозь фашисты побежали

Через балки, через рвы

Словно зайцы наступали,

Удирали, словно львы.

Из большого чайника.

Я не выйду за простого-

Выйду за начальника.

Эх сторонушка родная,

Нас приветливо встречают

Дома строят, дома строят.

Да ничего хорошего.

Ритмическая структура частушки

Своеобразна частушка и по своей ритмической структуре, по организации стиха в ней. Под влиянием литературной поэзии (ее четырехстрочных строф-куплетов) в частушке закрепилась и стала основной четырехстрочная форма. В отличие от традиционной лирической песни, в частушке обязательна рифма. В этом тоже обнаруживается влияние литературной поэзии. В частушках можно встретить самые разнообразные рифмы:

Дровами чтобы не топить

Надо газ нам проводить

С газом – свет, тепло, уют

В каждый уголок придут

Не тебя ли, гармонист,

Любят все девчоночки!

Меня милый провожал
У меня платочек взял;
Как платок я отдала, —
Крепко рученьку пожал

Однако в подавляющем большинстве случаев рифмуются только четные строки.

Прислал милый письмецо,

«Ох, как скучно без тебя,

Наличие в частушке рифмы в четных строках, с одной стороны, делит ее на две части, подчеркивает ее композиционную двухчастотность, а с другой — объединяет все ее строки в одно ритмически цельное произведение.

Мы видим, что частушка как уникальный жанр русского фольклора, к сожалению, постепенно исчезает, уходит из нашей жизни.

Источник

Мои рекомендации