Принципы народной педагогики это

Сущность и особенности народной педагогики

Научное понятие «народная педагогика» ввел в педагогический обиход К.Д. Ушинский через свое знаменитое, выдержавшее десятки изданий «Родное слово». Но это понятие до 1864 г. употреблялось и другими учеными, такими как, например, В.И. Водовозов.

Как уже было отмечено выше, долгое время этнопедагогические знания развивались в русле научной педагогики. Первая попытка сделать народную педагогику предметом специального теоретического изучения принадлежит знаменитому педагогу и этнографуГ.С. Виноградову. В 1926 г. выходит его книга «Народная педагогика». В ней он дает описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавшей право существования термина и понятия «народная педагогика». Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», – утверждал Г.С. Виноградов. Он охарактеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении.

Но не менее важной его заслугой является обоснование необходимости использования «научного подхода, изучения теоретического для глубины и полноты охвата всего содержания народной педагогики». Таким образом, он обосновывает необходимость специальной науки, которая бы изучала народную педагогику во всем ее богатстве и многообразии.

Решение этой важной проблемы осуществил академик Г.Н. (Геннадий Никандрович) Волков. В своей монографии «Этнопедагогика» (1974) он обосновал право на существование специальной отрасли научно-педагогического знания – этнопедагогика.

Имеется множество определений научного понятия «народная педагогика» известных ученых педагогов: Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, З.Г. Нигматова, Я.И. Ханбикова и др.

Более полным, на наш взгляд, является определение академика А.Э. Измайлова. Под народной педагогикой он понимает «. совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс. Памятники народной педагогики хранятся народом в создаваемых им сказках, легендах, эпосах, поговорках и пословицах, преломляются через призму национальных обычаев и традиций разных народов и, в конечном счете, имеют цель целенаправленно воспитывать и обучать молодое поколение на лучших идеалах народных масс. ».

Педагогическая энциклопедия дает следующее определение:

Народная педагогика – это система принятых в данной местности данным народом приемов и методов воспитания, которые передаются от одного поколения к другим и усваиваются ими прежде всего как определенные знания, умения и навыки, приобретенные людьми в процессе жизни. Народная педагогика предполагаетпередачу социального опыта, норм поведения, общественных традиций.

Живя тысячелетиями на своей земле, народ просеяел через сито все культурные ценности и то, что дошло до нас, должно быть дорого нам. Вот почему мы должны хранить и оберегать и старые колыбельные песни, и национальную одежду и изумительные народные праздники, и танцы, и художественные ремесла, и старую живопись. Но прежде всего мы должны передать нашим потомкам сокровища нашего народного языка. Язык народа – язык Родины. Сколько сказано о нем проникновенных и величественных слов. Приведем проникновенные слова К.Д. Ушинского: «В светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты каждого поколения остаются в языке – в наследии потомкам. В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой жизни – словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. Когда исчезает народный язык, – народа нет более».

Воспитание возникло вместе с человечеством. Поэтому неправомерно игнорирование развития воспитания, прогресса его за счет участия в нем народа, широких слоев трудящихся. Большинство людей вплоть до революции 1917 года воспитывалось вне школы и без школы. Решающую роль в их формировании играли народные традиции воспитания, складывающиеся веками. После возникновения школ, организованных государством, воспитание стало предметом особой науки – педагогики. Но складывалась и развивалась педагогика под влиянием народной педагогики, являющейся результатом коллективного творчества народных масс. В течение многих веков развитие педагогической науки и народной педагогики шло параллельно в сложном взаимодействии. Но народная педагогика сохранила свои позиции. По сей день бессмертны ее средства – песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки, бессмертны многие черты личности, сформированные народом как требования к воспитанию подрастающего поколения. Народный кодекс воспитания многих этносов на первый шаг выдвигает служение народу, стране. Воспитательные идеал народа, его беззаветная педагогическая мечта, выражается в подготовке героя ради своей страны. Каждый должен считать своим долгом при необходимости пожертвовать во имя Родины собой, ради расцвета своей страны, ее благополучия. Народные герои русских народных сказок, сказаний, былин долго странствуют по свету, мужают в борьбе с разными злыми силами. Добрые люди им помогают, да и сами герои не раз оказывают помощь людям, находящимся в руках злодеев. Вспомните, например Илью Муромца, Садко и др. В моральный облик »героя своей страны» народ включает такие черты, как доброта, отзывчивость, почтение к родителям и старшим. Народный герой – защитник сирот и вдов, заступник бедных и угнетенных, отважен и храбр, беспредельно любит свою родину. Например, казахи говорят: «Не будь сыном отца, а будь сыном народа». Все народы придают огромное значение формированию у ребенка чувства справедливости. Например, у казахов справедливым считается только тот, кто может даже волосок разделить по справедливости на две части. Чувство гражданственности, стремление добровольно служить родной стране, ярко выражено в народной педагогике разных народов.

Актуальность исследования народной педагогики, как области истории педагогики вытекает из учения философии об отношении к наследию пошлого. Только точным знанием педагогической культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить педагогическую культуру настоящего и будущего.

Культурное содружество, педагогическая общность народов, способствует развитию общих черт культуры, морали и быта, дальнейшему укреплению взаимного доверия и дружбы между ними. Изучение педагогического наследия народов показывает, что у каждой нации и народа есть такие педагогические находки, которые обогащают общечеловеческую педагогическую культуру. Исследования общих черт разных наций и их распространение способствует дальнейшему взаимообогащению народов их культуры. Разработка этнопедагогических проблем помогает правильному пониманию явлений семьи, быта и воспитания. Изучение истоков народной педагогики поможет выделить положительные народные традиции, полезные для современной педагогики. Без правильного разрешения проблем истоков педагогических знаний невозможна научная разработка истории развития педагогической науки. Академик И.Л. Павлов в свое время народ называл кладовой науки, по его мнению, чем больше берет интеллигенция из этой кладовой, тем более плодотворна историческая жизнь науки. Кроме того, ввиду относительной устойчивости народных педагогических традиций, объясняемых вечным характером воспитания, этнопедагогические труды могут оказать известную услугу специалистам в области таких наук, как гражданская история, фольклофистика, этнография, история философии, права и других проблем, связанных с изучением закономерностей духовного прогресса человечества.

Читайте также:  Русские народные исторические песни информация

Исследования этнопедагогических проблем имеет важное идеологическое значение: позволяет уяснить созидательную роль народных масс в педагогике, содействует правильной оценке духовного облика и духовной культуры ранее угнетенных народов и помогает разоблачать лживые измышления о культурной неполноценности бывших колониальных народов. Научно-практическая, теоретическая актуальность этнопедагогики, как науки о педагогическом опыте и воззрении народных масс, о коллективном педагогическом творчестве семьи, общины, рода племени, народности и нации объясняет еще и тем, что она содействует решению ряда важных методологических проблем.

Во-первых проблема истоков педагогических знаний.

Во-вторых проблема коллективности творчества народных масс в сфере науки и культуры.

В-третьих проблема преемственности опыта и идей в связи с оценкой наследия прошлого.

И наконец, проблема зависимости темпов развития науки от объема накапливаемой информации. Как и все формы общественного сознания, педагогика развивается на основе преемственности. Педагогика должна насытить себя суммарным, всем совокупным педагогическим опытом народов, всего человечества. В устном народном творчестве народа, в его обычаях, обрядах, традициях заключен колоссальный объем информации по вопросам воспитания.

Прогресс педагогики был немыслим без педагогических идей и опыта народа. Изучение народных традиций воспитания оказывается не только наиболее интересным, но и наиболее плодотворным в истории педагогики. Мысль К.Д. Ушинского о сказках, как о блестящих попытках народной педагогики, и о том, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа, применима ко всей педагогической культуре народа. Сегодня педагогическая наука становиться одной из ключевых сфер исследований, от которой зависит как общечеловеческий прогресс познания, формирования всесторонне развитой личности, так и подъем экономики и культуры. Никакая культура немыслима вне воспитания, ни одна высокая культура не может возникнуть и существовать независимо от высокой педагогической культуры. Чем же можно объяснить живучесть народных педагогических традиций? Ответ может быть только однозначным: практическими потребностями.

Конкретно это представляется следующим образом. Педагогическая наука во-первых, недостаточно занимается вопросами семейного воспитания и не удовлетворяет практических потребностей масс, во-вторых педагогика не успела еще вобрать в себя весь передовой педагогический опыт народа, и, наконец, педагогическое просвещение не сделало еще необходимые и важные достижения педагогической науки достоянием широких масс. Народная педагогика в современных условиях является фактором, как бы восполняющим пробел между спросом народа на педагогику и предложением. Спрос настолько велик, что не всегда и не во всем находит удовлетворения.

Народная педагогика – это особая форма массового самодеятельного педагогического творчества, которая испытывает на себе постоянное влияние педагогической науки и сама, в свою очередь, оказывает на нее влияние.

В народной педагогике отчетливо выступает культ ребенка. Это чисто педагогический культ, совершенно свободный от суеверного начала. «Золото не есть золото, дитя есть золото», »Без детей нет будущего», »Ребенок семейный бог». В культе матери также преобладает морально педагогический элемент »Ни одно слово матери не упадет на землю, а дойдет до небес». »Слово матери со дна морского поднимет камень». »Что не вошло с молоком матери не войдет с козьим». Культ утверждает непререкаемый авторитет матери, возможно, сохранившейся еще со времен матриархата, и поддерживаемый исключительно ее ролью в рождении и воспитании.

Гегель, например, полагал, что в раннем детстве важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. Народами единодушно отмечается великая педагогическая миссия матери в воспитании: »Чтоб дать душу, нужен отцу, чтоб сделать человеком – нужна мать». Самое святое и прекрасное в жизни человека – это мать. Очень важно, чтобы дети также чувствовали нравственную красоту труда, которая приносит радость матери.

Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери – гласит старинное украинское изречение. В этом изречении большая мудрость народной педагогики. Невозможно воспитать человечество, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому человеку. Слова о любви к людям – еще не любовь. Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости – это семья, отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности.

Народная педагогика – это по преимуществу дописьменная педагогика, устное народное педагогическое творчество. Она имеет своей целью сохранение и распространение совокупности целей и задач, путей и средств воспитания и обучения в их взаимной связи, педагогических навыков. И приемов, применяемых в целях привития личности качеств, желаемых народом. Народная педагогика служила интересам гуманного и демократического. Народ – это все равно, что золотоискатель, бриллиантоискатель: он выбирает, сохраняет и несет, шлифуя на протяжении многих десятилетий, самое гениальное.

Правомерно считать демократизм отличительной чертой народной педагогики. Она складывалась в процессе воспитательной работы широких слоев. Поэтому в ней представлены, прежде всего, педагогические взгляды и опыт народа. Это определяет классовую приверженность и демократическую природу народной педагогики.

Народная педагогика сильна не стройными системами, не теорией, а отдельными находками, а результатами воспитания, т.е. доминированием практических воспитательных воздействий.

С практицизпмом связана вторая отличительная особенность народной педагогики – эмпиризм. Конкретным проявлением эмпиризма является разрозненность педагогических идей народа их разработанность, они представлены в традициях, обычаях, в разных видах и жанрах народного творчества, в хозяйственных занятиях, в различных сферах общественной жизни, в материальной культуре. Для памятников подлинно народной педагогики характерно подлинное и глубокое отражение действительно жизненных потребностей народа истории труда, освободительной борьбы народных масс, идеалов, дум и чаяний, а так же мировоззрения сложившего как результат народной системы воспитания.

Как одну из особенностей народной педагогики хотелось отметить изменчивость и инертность народного воспитания. Нередко отдельные категории воспитания продолжают свое существование, утратив экономическое оправдание. Они трансформируются, приспосабливаются к другим экономическим отношениями, могут насыщаться новым содержанием. Динамичность и инертность служат ключом к разгадке генезиса отдельных форм и принципов народного воспитания.

Преемственность является также специфической чертой народной педагогики. Демократическая сущность народного воспитания обеспечивает преемственность его основных идей, форм, средств. Они, будучи прогрессивными по своей природе, передаются из поколения в поколение, развиваясь, обогащаясь и видоизменяясь. Особенностью народной педагогики является синкретизм, т.е. сочетание разнородных, противоречивых, несовместимых воззрений. Формы народного воспитания выступают в неразрывном единстве со всеми институтами социальной жизни народа, с его культовыми верованиями, традициями, обрядами, нормами общественного поведения.

Читайте также:  Расширенные вены на руках лечение народными средствами

Очень важно помнить, что народная педагогика не является наукой, т.к. она представляет совокупность эмпирических знаний, проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединенными с жизнью и трудом ребенка.

Народная педагогика служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука, а также этнопедагогика. Именно народная педагогика оказала влияние на формирование законов и правил научной педагогики.

Необходимо обратить внимание на то, что поскольку в основе народной педагогики лежат эмпирические знания, она наряду с практически достоверными ценными, полезными знаниями содержит антигуманистические положения, например, пренебрежительное отношение к женщине, покорность к проявлениям социальной несправедливости. Об этом свидетельствуют народные пословицы и поговорки: «За одного битого двух небитых дают», «Курица не птица, баба не человек», «Моя хата с краю, я ничего не знаю», «Своя рубашка к телу ближе» и др.

Народная педагогика, помимо отработанных веками своих воспитательных средств, использует в воспитании детей также средства народной культуры: фольклор, народные игры, праздники, обряды, предметы материальной культуры и др. Она развивается и сегодня, бытует в семьях, прежде всего в сельской местности. Ее богатый воспитательный потенциал широко используются в практике учебно-воспитательной работы школ, в педагогической пропаганде среди населения. Однако он используется лишь частично.

Источник

Курсовая работа по теме Понятие и основное содержание народной педагогики

Тема курсовой работы актуальна, так как приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, это важно для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа. Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.

В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с традициями русского народа, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя обучающихся с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Объект исследования: учебно-воспитательная работа учителя по формированию нравственной культуры младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики.

Цель курсовой работы: рассмотреть возможности традиций народной педагогики в воспитании нравственной культуры младших школьников

1)Рассмотреть понятия народная педагогика, нравственное воспитание;

2) Рассмотреть основные средства воспитания в народной педагогики;

3)Рассмотреть особенности нравственной культуры личности младших школьников на современном этапе;

4)Рассмотреть содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственной культуры личности младших школьников.

1.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ИХ МЕСТО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДА

Термин «народная педагогика» ввел в научный оборот К.Д.Ушинский еще в прошлом столетии. Народная педагогика изучает процесс взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт. Народная педагогика проявляется в моральных законах и обычаях, закрепляя сложившиеся традиции. Существуя со времен возникновения человеческого общества, она впитала в себя вековые обычаи и требования к воспитанию детей. Народная педагогика проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, детских орудиях труда, в детском фольклоре и во многих других элементах народной жизни [2].

Осознавая воспитание как важнейшую функцию старшего поколения, развития семейных традиций, ремесел, выживания рода, народ по крупицам собирал опыт каждой семьи, каждого селения. Этот опыт опробировался в течение многих поколений, обобщался народными сказителями в пословицах, сказках, былинах, песнях, обрядах и таким образом предавался потомкам. Новые поколения уточняли, дополняли педагогические заповеди предков, развивали их.

В педагогической культуре получила отражение эволюция педагогических представлений народа с древнейших времен до настоящего времени. Она неоднородна, поскольку наряду с величайшими достижениями педагогики в ней сохранились предубеждения, предвзятости, предрассудки и суеверия, уходящие корнями в седую патриархально-родовую древность. Такая неоднородность объясняется также историческими условиями жизни народов, неравномерностью их культурного развития[13].

Не только предметы ухода за детьми, предметы, содействующие воспитанию, но и само отношение к воспитанию претерпевают постоянную эволюцию вместе со всем материальным и духовным прогрессом общества. Каждому человеку свойственна инстинктивная, безотчетная любовь к своим детям. Инстинктивность в свою очередь порождает стихийный элемент в народном воспитании.

Любовь к детям может рассматриваться не только как сугубо личное чувство, но также как принадлежность большой и малой семьи, рода, племени, народности, народа и страны. Понятие о народной педагогике может быть вполне научным только при условии, если в воспитании подрастающего поколения учитываются интересы всего народа и речь ведется о народном воспитании [7].

Первичными элементами народной педагогики были –примитивные педагогические умения как зачатки педагогического искусства («ремесла»). Критериями деятельности народных педагогов служили здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта, что послужило в дальнейшем исходным основанием для педагогической теории. На ранних ступенях воспитатели из народа, не зная еще наук, постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколение народную мудрость- начатки теории. Народная педагогика из-за отсутствия письменности и грамотности несла большие потери, мудрость распылялась, многие открытия делались тысячи раз.

Семья, семейная жизнь считалась на Руси естественной формой существования человека. Каждый взрослый здоровый человек, если он не монах, имел свою семью. Не иметь семьи и мужа в годах считалось противоестественным. О тех, кто не обременял себя семейными узами, говорили: « Ни роду – ни племени». Полноценной считалась многодетная семья [8].

Читайте также:  Русская народная игра охотники и зайцы правила игры

С раннего возраста начинали воспитывать потребность в труде, формировали необходимые навыки. Среди игрушек преобладали игрушечные орудия труда, макеты повозок, каталки, коляски, предметы домашнего обихода. Глиняные игрушки часто изображали домашних птиц и животных. Крестьянский труд был сопряжен со значительными физическими нагрузками. Пользовались уважением физически сильные люди, которым любой труд был по плечу. Детям ставили их в пример, стимулировали физическое развитие увлекательными играми и забавами.

Нравственность, мораль, отношение к людям, к труду, к Родине всегда были в центре внимания народного воспитания. Почти в каждом уезде, волости делали уникальные игрушки, имели свой стиль вышивки, культивировались собственные промыслы. Вещь, изготовленную в родном краю, узнавали на чужбине. Это рождало чувство гордости за свой край, уважение, любовь к родной стороне. В лихую годину эти чувства заставляли простых крестьян становиться на защиту родной земли. Любовь к Родине, ненависть к ее врагам, смелость, мужество, стойкость воспитывали в детях исторические предания, песни, былины, герои которых боролись с врагами земли русской [16].

Любовь к людям, уважение к старшим воспитывал жизненный уклад крестьянской семьи. Основой ее жизни был труд на пользу всех её членов. Ругань, корысть, зависть считались грехом и были невыгодны для экономики семьи. В крепкой семье было старшее поколение, их уважали и слушались, считались с их мнением.

Гуманизм, милосердие воспитывало в детях отношение к обездоленным. Приютить странника, подать нищему, накормить солдата считалось нравственной обязанностью. Калеки и убогие особенно почитались в народе. Их кормили, одевали всем миром. Одним из объектов внимания народной педагогики была социальная сфера. Традиционно на Руси наиболее важные вопросы решались «миром» на общем сходе всех жителей села. Сельская община выступала регулятором жизни, поведения сельчан. Особое влияние на взгляды и поведения крестьян оказывало общественное мнение, формировавшееся в процессе труда и отдыха повседневной жизни. Центром сосредоточения общественного мнения являлся сход. Наиболее активную поддержку на нем получали представители старшего поколения. Старики на сходках занимали почетные места. Их нельзя было перебивать, когда они говорили [3].

Все народное искусство воспитывало гордость, уважение к своему народу, формировало национальное достоинство, не позволяющее порочить свою нацию, народ, что « способствовало воспитанию ответственного перед народом, перед Родиной за свое доброе имя, а перед другими народами за доброе имя своего народа». Так развивалось чувство национального самосознания, создавались условия для межнационального сближения. Нет в русском фольклоре произведений, нет народных традиций, обрядов, унижающих достоинство какой-либо нации.

Русская народная педагогика развивается с помощью фольклора, традиций, обрядов, прикладного искусства, всего уклада жизни формировала русского человека гуманным, трудолюбивым, мастеровым [14].

Таким образом, народная педагогика формирует педагогическую культура народа, дает ребенку и его родителям полезные советы, рекомендует разнообразные средства и приемы воспитания и организации досуга, знакомила с принятыми нормами поведения в различных ситуациях.

1.2 Средства народной педагогики

К средствам воспитания относятся пословицы, поговорки, песни, танцы, сказки.

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, общение, традиция, быт, искусство, религия.

Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно и самого этноса. Патриотизм – это прежде всего любовь к родной природе. Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый фактор, многосторонний, многогранный. Народные педагоги по разному используют природу как фактор воздействия на личность. Природа как фактор народного воспитания имеет гораздо большее значение, чем было принято считать до сих пор в современной педагогике. Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причем не только в преподавании природоведения в начальной школе [13].

В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. В процессе игры дети рано включаются в самовоспитание, которое происходит стихийно. Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, способностях человека.

Труд в народной педагогике занимает особенное место. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда. Многообразные дела, полезные для детей, семьи, народа – вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций.

В народе общение невероятно богато и многообразно. Общение – высшее духовное богатство в отношениях между людьми. В специфике общения проявляется национальный характер.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человека. В настоящее время бесценные знания сельских ребят умирают без применения из-за игнорирования их в школьном образовании. Сельская крестьянская культура, богатая традициями, представляет собой великое духовное сокровище человечества. И возможности этой культуры далеко не исчерпаны. Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, ибо человечество – единый космический этнос.

Традиции как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими условиями.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности, причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки, она позволяет воспитателю без каких-либо тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, а также уровень творческого мышления ребенка.

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов. В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что народная педагогика используя разнообразные средства направлена на формирование и развитие нравственной культуры личности младшего школьника.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector