Приобщение дошкольников к народной музыкальной культуре

Статья «Приобщение дошкольников к русской народной музыкальной культуре»
статья по теме

Аннотация: В данной статье обобщен практический опыт музыкальных руководителей ДОУ по приобщению дошкольников к русской народной музыкальной культуре через организацию проектной, кружковой и музыкально-досуговой деятельности. Отмечены особенности проекта «Русские народные музыкальные инструменты».

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

Аннотация: В данной статье обобщен практический опыт музыкальных руководителей ДОУ по приобщению дошкольников к русской народной музыкальной культуре через организацию проектной, кружковой и музыкально-досуговой деятельности. Отмечены особенности проекта «Русские народные музыкальные инструменты».

Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее.

Воспитание гражданина и патриота своей Родины – задача особо актуальная в наше время, её решение невозможно без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культуру России нельзя представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, его эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

В народном искусстве заложены огромные воспитательные возможности. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко и доступно пониманию детей, воспроизведению в самостоятельной деятельности.

Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта. Народный праздник является для ребёнка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Дети водят хороводы, играют во множество народных игр, поют обрядовые песни, узнают об истории и традициях народных праздников, разучивают рождественские колядки, участвуют в театрализованных представлениях. Масленица проходит с весёлыми шутками, играми, пением закличек, угощением блинами. На Пасху расписываем яйца, играем в народные игры. Не забываем о праздниках «Осенние посиделки», «Троица». Для участия в таких праздниках мы всегда привлекаем родителей, т.к. их участие трудно переоценить. Это сближает поколения, позволяет взрослым лучше узнать своего ребёнка, посмотрев на него со стороны. Совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам не только помогает освоению новых действий, но и дарит ребёнку такое необходимое для него внимание близкого, родного человека; способствует формированию умения работать коллективно, прислушиваться к мнению других, высказывать и отстаивать своё мнение. А сколько радости приносят совместные народные подвижные игры! Несомненно, всё это приносит неоценимую пользу разностороннему развитию детей.

Знакомство с народными праздниками проходит комплексно – в проектной, кружковой и досуговой деятельности.

В процессе реализации проекта «Народные праздники и традиции» («Святки», «Масленица», «Пасха») дети на доступном уровне знакомятся с народными играми, народным календарем, традициями, бытом, обычаями русского народа, принимают непосредственное участие в общем действии, изготовлении костюмов и атрибутов к праздникам, что способствует развитию познавательных способностей, формированию высокой нравственности, воспитания любви к Отечеству, уважению к предкам, интереса к самобытной русской культуре.

В ходе реализации проекта «Русские народные музыкальные инструменты» дети знакомятся с русскими народными музыкальными инструментами; имеют представление о том, как появились первые русские народные музыкальные инструменты, кто придумал и как их изготовили; различают характер звучания; знают правила пользования инструментами приёмы игры и их хранение. Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа.

На протяжении нескольких лет ведётся планомерная работа в кружке «Калинка». В ходе занятий в кружке у детей наблюдается устойчивый интерес к музыкальному фольклору, потребность использовать полученные навыки в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, проявляется активность, творчество, уважительное отношение к русским народным традициям.

Результатами проводимой работы по приобщению дошкольников к русской народной музыкальной культуре являются: использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, пословиц, скороговорок; умение играть в русские народные подвижные игры; дети осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, танцуют народные танцы, исполняют частушки, читают стихи); знают приёмы игры на детских народных музыкальных инструментах.

Таким образом, в процессе целенаправленной работы у детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности – интегрированного свойства личности, которое проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.

Источник

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях
статья на тему

Приобщение детей к музыкальной культуре русского народа является одним из основных средств формирования у них патриотических чувств, развития нравственности и духовности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

к истокам русской народной культуры

на музыкальных занятиях

Традиционная народная культура является важной составной частью национальной культуры каждого народа.

В последние годы в образовательных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей к культуре русского народа. Но как приобщить детей к истокам русской народной культуры? Как разбудить в них интерес к самим себе, к родному краю, к своему народу? Как воспитать в детях патриотизм, нравственность, духовность?

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Каждый год в наше МБДОУ № 55, как и в другие ДОУ, приходят совершенно иные дети, иное поколение. Вызвать у детей непосредственный интерес, а затем и глубокую любовь к народной культуре, привить желание изучать народный фольклор непросто. Из бесед с детьми я выяснила, что детям нравится петь народные песни, играть в народные игры, но, с другой стороны, они не видят необходимости серьезно изучать народное творчество. Дети считают фольклор чем-то устаревшим, неинтересным, скучным, на фоне очень ритмичной современной музыки, танцев, ярких и глянцевых журналов и комиксов.

Здесь следует отметить, что восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы музыкального руководителя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.

Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Только в результате научного анализа они различаются как отдельные способности. Поэтому не может быть одной способности при полном отсутствии других. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. Каждая способность связана с определенной стороной музыкальной деятельности и не может существовать сама по себе, так же как не может существовать одна сторона деятельности без деятельности в целом.

Широко используя все виды фольклора на музыкальных занятиях, я приобщаю детей к общечеловеческим ценностям. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особые черты русского характера: представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, восхищение мастерством человеческих рук.

Читайте также:  Очищение легких курильщика народными средствами

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Календарно-обрядовые праздники являются наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций и обладают большими воспитательными возможностями.

На занятиях мы знакомимся почти со всеми праздниками народного календаря, их особенностями, обычаями, обрядами, структурой. А наиболее известные праздники, такие как «Рождество», «Масленица», «Пасха» являются ежегодными учебно-воспитательными мероприятиями в детском саду.

Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать богатые возможности народной культуры для духовного развития детей, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству, а наиболее одаренным детям – стать творцами в сфере народной художественной культуры. Всеобщность восприятия народного искусства в отличие от восприятия многих других современных видов искусства делает его незаменимым средством единения людей, что так важно в наши дни.

Принципы организации образовательного процесса:

Реальными показателями практической работы будут являться:

— повышение уровня интеллектуально-личностного развития детей, состояния их здоровья и эмоционального благополучия;

— повышение интереса и уважительного отношения к многонациональной культуре нашей Родины;

— разработка, внедрение и распространение инновационных программ, технологий, направленных на ознакомление дошкольников с национальной культурой средствами народного творчества (выпуск методических рекомендации, научные статьи.);

— повышение профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.

Обобщая сказанное, хочется отметить, что приобщение детей к истокам народной культуры на занятиях музыки является средством воспитания у них патриотичности, нравственности, духовности и других качеств, необходимых для личностной культуры ребенка. Есть особая педагогика – народная. Она требует атмосферы свободы, импровизации, профессионального мастерства. Она побуждает ребенка и педагога к восприятию духовных ценностей, к осознанию себя в мире и мира в себе.

Я в своей музыкально-воспитательной работе постоянно использую материал песенного фольклора, так как русские народные песни формируют у детей внимательное, бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливают связь и преемственность поколений. Содержание песен, положительный опыт героев помогают сформировать у детей позитивные черты характера: бережное, заботливое отношение к животным, гостеприимство, трудолюбие, чуткость. Кроме того, развитие творческой активности на основе музыкального фольклора в пении ведет к более активному музыкальному развитию: дети произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением. С помощью русских народных песен я делаю путь постижения детьми мира музыки более увлекательным, ярким и интересным.

Творческая активность с использованием музыкального фольклора в музыкально-ритмических движениях формирует умение комбинировать движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

Таким образом, приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях является неотъемлемой частью всей системы музыкального воспитания дошкольников.

Источник

«Русская народная культура как средство развития музыкальных способностей дошкольников»
материал на тему

Сообщение из опытп работы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

«Развитие музыкальных творческих способностей

детей дошкольного возраста средствами русской народной культуры»

МДОУ д/с № 14 «Тополек»

Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
Со светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Если эту заповедь предков в душе сбережет,
То радость и счастье с собой принесет.

Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Именно народная музыка с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности.

Значительную роль в воспитании дошкольника играет приобщение его к народной песенной культуре. Поэтому одна из задач моей деятельности –

обогатить детей знаниями о русской народной культуре, культуре Южного Урала.

Проблема развития музыкальных способностей дошкольников средствами народной культуры в наше время очень актуальна, так как остро стоит вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения, суть которого в том, чтобы посеять, взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Теоретической базой опыта является учение Б.М. Теплова о способностях. В своих работах он дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей.

• Развитие музыкальных способностей детей через приобщение к музыкальной народной культуре.

Задачи работы представлены на слайде:

• Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;

• Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народных танцев, хороводов;

• Развитие и совершенствование музыкальных навыков и умений, умения проявлять свои творческие способности;

Важным условием является отбор методов и приёмов, способствующих развитию творчества. В своей работе использую наглядные и наглядно-слуховые методы, словесные, метод целостного восприятия, развитие творческого мышления и воображения, игровые, метод элементарного музыцирования.

Педагогические условия для развития творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности

1. Показ: картин, иллюстраций, пособий, музыкальных инструментов.

3. Пение без сопровождения музыкального инструмента и в его сопровождении.

1. Образный короткий рассказ о музыкальном произведении.

3. Метод целостного восприятия

Синтез музыки, поэзии, изобразительного искусства.

4. Развитие творческого мышления и воображения

3. МВО (метод вокальных объектов).

4. ВМП (воспроизведение маленькими потешками).

5. Игры на развитие музыкального мышления: «

6. Работа со сказкой.

2. Творческие задания.

6. Метод элементарного музыцирования.

1. Вопросы, направленные на самостоятельное принятие решения.

2. Озвучивание стихов, картин, загадок о явлениях природы, сказок и др.

3. Участие в шумовом оркестре.

Для развития музыкальных способностей использую, современные образовательные технологии представленные на слайде :

Современные образовательные технологии, используемые в музыкальной деятельности.

Название используемой технологии

Группы, в которых используется технология

Средние, старшие подготовительные

Развитие речи, творческих способностей

Развитие чувства ритма,

Средние, старшие, подготовительные

Релаксация, развитие фантазии, двигательных навыков

Все возрастные группы

Развитие музыкальных навыков

Экспериментирование со звуками

Все возрастные группы

Обогащение слушательского опыта

Средние, старшие, подготовительные группы

Развитие певческих и творческих способностей

Средние, старшие, подготовительные

Развитие слухового внимания

Развитие танцевальных и творческих способностей

Все возрастные группы

Развитие интегративных качеств

Старшие, подготовительные группы

Развитие пластичности, чувства ритма

Развитие музыкальных способностей средствами народной культуры проходит по следующим направлениям:

Работа с детьми по формированию певческих навыков.

Решение этой задачи предполагает активную работу со специально подобранным репертуаром. Особое место в репертуаре принадлежит народным песням. Сам характер народных песен (обилие гласных, «поющийся» текст, простой ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы, интересное содержание) способствуют выработке легкого, льющегося звука, ровных по интонированию гласных, делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Учитывая особенности голосового аппарата дошкольника и его возрастные возможности, использую унисонное пение с детьми при исполнении уже ранее выученных попевок.

Использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного репертуара.
Естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает мне развивать у детей воображение, активизировать их творческие проявления.

Читайте также:  Первая всесоюзная выставка народного хозяйства

Включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность.

Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности.

Ребенок, участвуя в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, наиболее полно проявляет свои музыкальные и творческие способности.

Знакомство с русскими народными играми.

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

Следующее направление работы : Танцевальное творчество

Проводя с детьми работу по ознакомлению с народным творчеством, стараюсь не забывать и о классической музыке, где знакомлю детей с композиторами М.И. Глинкой, П.И. Чайковским, Н.А. Римским-Корсаковым, которые использовали народные мелодии в своем творчестве.

Успешное развитие музыкальных способностей детей невозможно без помощи и активного участия родителей. Для привлечения родителей к совместной работе проводились индивидуальные беседы и консультации «Развитие музыкальных способностей дошкольников в семье», родители принимали участие в праздниках, оформлены информационные листы для родителей, начала работу «Музыкальная гостиная для родителей». Тема первой встречи «Край родной – земля Уральская»

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, повысился интерес к музыке.

Таким образом, русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые в работе с детьми способствовали развитию у детей музыкальных способностей, художественного вкуса; пробуждали чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества.

Источник

Опыт работы музыкального руководителя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Гричан Юлии Викторовны на тему: «Приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки»
материал по музыке по теме

Опыт работы музыкального руководителя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Гричан Юлии Викторовны на тему: «Приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ул. Победы 244 тел.:2-18-93

ОПЫТ РАБОТЫ по теме:

«Приобщение дошкольников к народной культуре

Гричан Юлия Викторовна

Музыкальный руководитель МБДОУ № 9

Разнообразие форм и методов работы……. …………………………. …. 8

2. Библиографический список……………………………………………. 11

3.1. Приложение №1. Тематическое планирование

3.2. Приложение №2. Конспекты занятий

3.3. Приложение №3. Сценарии праздников и развлечений

3.5. Приложение №4 Доклады

3.4. Приложение №5. Консультации для родителей

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.

Россия- Родина для многих, но для того чтоб считаться её отпрыском либо дочерью, нужно почувствовать жизнь собственного народа и творчески утвердить себя в ней, принять российский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Реальный патриот обучается на исторический ошибках собственного народа, на недостатках его характера и культуры.

Патриотизм-это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территория, климат, природу, компанию публичной жизни, особенности языка и быта.

Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно хоть какому другому чувству, патриотизм обретается без помощи других и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Конкретно пробудить, а не привязать так как в базе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Родная культура, как отец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души дитя, началом, порождающей личность.

Сейчас к нам равномерно возвращается государственная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, народному творчеству, в которых люд оставил самое ценное из собственных культурных достижений.

Цель обобщения опыта.

В последнее время я часто замечаю в современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых преселенцев-казаков, приемникам их традиций. Главная цель моей работы – знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. Я хотела помочь своим воспитанникам раскрыть окружающий мир, познакомить их поближе с традициями, обрядами, народными играми.

Выбранная мной тема опыта работы подразумевает духовное и нравственное обогащение детей, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, прививание патриотических чувств.

Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Мы храним старинные вещи, наблюдаем в витринах современных магазинов старую кубанскую утварь, как элементы высшего эстетства. Благодаря национальной культуре, мы знаем, что на кухне должны быть яркие рушники, к празднику – особый наряд. А за столом – хорошее радостное пение застольных песен. Народная культура – полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Возрождение обычаев и традиций не возможно без реставрации прежних моральных устоев. Каждый наш день – день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это я и старалась донести до своих воспитанников.

Результативность опыта работы.

Цель моих занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать своим воспитанникам о красоте родного края, познакомить с народными традициями, обрядами, фольклором. Дать представление об истории развития края, его заселении казаками, с казачьей одеждой, познакомить с интерьером хаты, с предметами быта и народными ремёслами.

Богата наша Кубань традициями народного творчества. Частью этого богатства являются песни, прибаутки, колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки. В них можно найти взгляд на правду и ложь. На быт и труд. В них отразилась поэтическая история народа. До наших дней сохранились обряды, связанные с временами года, с культом урожая, трудом. Они передавались от старших поколений к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них – уклад жизни народа, его доброта, щедрость, почитание отцов и дедов. Дети с удовольствием заучивали народные кубанские песни, прибаутки, пословицы, поговорки и затем использовали в своей речи, делая её более яркой, эмоциональной.

Обогащая музыкальный опыт детей, мы с детьми беседовали о народных песнях, слушали фонограммы, исполняли кубанские песни на наших праздниках и развлечениях. Кроме песен дети знакомились с танцевальными элементами. Это хороводный топающий шаг, шаг с притопом. Особенное удовольствие доставляла детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках. Излюбленной же темой детей стали народные обрядовые праздники. Приобщаясь к ним дети получали возможность познавать характерные особенности жизни предков, традиции православной веры, как основы основ духовности и нравственности.

В процессе работы дети становились активнее, эмоциональнее, у них значительно повысился произвольный интерес к историческому прошлому, давним традициям.

С приходом новых детей в группу мои ребята с энтузиазмом подводили их к макетам, показывали и рассказывали о том, что они уже знали.

Моя задача, задача музыкального руководителя – познавать детей с исто-

Читайте также:  Русская народная сказка подземное царство рисунок

ки Кубани, возрождать традиции кубанского народа, воспитывать чувство любви к родному краю.

Актуальность темы опыта.

Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности. Предания на Кубани к сожалению не записывались, а передавались устно от стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни кубанцев. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.

Данная программа предполагает решение следующих задач:

— осуществляя индивидуальный подход к детям в процессе обучения, формировать навыки пения без сопровождения;

Для реализации этих задач важно умело сочетать наглядный показ произведений народного творчества (иллюстрации, картины русских художников, предметы быта и творения народных умельцев) с непосредственным восприятием фольклора (слушание в записи народных песенных образов в исполнении известных певцов и хоровых фольклорных коллективов).

В процессе занятий нужно стараться раскрыть дошкольникам удивительный мир красоты и гармонии фольклора, вобравший в себя все традиции народного творчества.

1. Психологическая подготовка.

Способствовать воспроизведению у детей нужного художественного образа народной песни. Проводить беседы с доходчивыми и понятными детям рассказами о русских народных и кубанских песнях, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью людей. Использовать наглядный материал (предметы быта, иллюстрации, элементы костюмов).

Расширять общий и музыкальный кругозор. Знакомить детей с живым песенным фольклором, а также прослушивать магнитофонные записи с подлинными образцами народных песен в исполнении как отдельных выдающихся певцов, так и хоровых фольклорных коллективов.

3. Воспитание навыков пения без сопровождения.

4. Музыкально-образовательная работа.

Учить детей осваивать нотную грамоту. Обучение музыкальной теории строить на самих песнях. Например, при ознакомлении с длительностями предлагать ритмические диктанты, построенные на известных детям мелодиях и ритмических рисунках: «Андрей-воробей», «Катилось яблочко по огороду» и др.

Воспитывать чувство ритма различными путями. Например, обучать детей стройно ходить в такт хоровой песне:

Воспитывать четкое ощущение ритма с помощью игр, сопровождаемых песенными припевами с хлопками в ладоши. Кто с последним словом песни скорее закроет руками свои уши, тот побеждает.

5. Общая вокально-хоровая подготовка.

Активизировать внимание детей. Брать для разучивания народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим мелодическим движением. Такой песенный материал больше всего подходит для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра.

Сопровождать пение движением. Оно оказывает большое влияние на качество хорового звучания, на улучшение дикции, воспитывается чувство ансамблевой согласованности.

6. Показательные выступления.

Создавать большой интерес и повышать творческий стимул детей первыми выступлениями. Организовывать выступления детей с небольшими программами народных песен на детсадовских утренниках и праздничных концертах.

Разнообразие форм и методов работы.

Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности народный музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, и любовь к Родине в целом.

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников. Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей тех, кого зовут соотечественниками.

Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования любви к Родине являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Я всегда считала, что взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Дети, получившие знания, стремятся удивить родных, с удовольствием и интересом делятся новыми впечатлениями дома. Родные включались в обсуждение, рассказывали о чем-то своем. Таким образом, родители становились моими единомышленниками. Мной и родителями была проделана работа по оформлению макета кубанского подворья. Руками умелой мамы была сшита национальная одежда для казака и казачки. Мы посетили краеведческий музей, где дети впер

вые увидели настоящие предметы старины и быта казаков. Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек. В семейных архивах нашлись старинные фотографии, предметы вышивки, у кого-то имелись книги с красивыми иллюстрациями – родители охотно приносили эти вещи на время в детский сад, чтобы дать возможность познакомиться с ними и другим детям.

На развлечениях и досугах родители не только присутствовали, но и принимали непосредственное участие, даже исполняли роли.

Основным материалом для занятий коллектива являются подобранные из взрослого фольклора, доступные из всех жанров кубанские русские и кубанские песни, танцы, игры. Они способствуют развитию творческой деятельности, позволяют личности раскрыться и являются сутью фольклорной традиции.

Дети обучаются принципам народного исполнительства, учатся петь народные песни, водить хороводы, обыгрывать театрализованными приемами содержание песни.

Предполагаемая в данной программе работа с фольклором позволяет расширить и углубить знания о своем родном крае, а также способствует развитию у детей национального самосознания, а значит, и уважение к своему народу.

Мною была разработана методика работы с детьми при обучении их народному пению:

2. Используется разнообразный наглядный материал: предметы быта, фотографии, иллюстрации; элементы русских и кубанских костюмов; организации встреч с носителями народной культуры.

3. Для поддержания интереса каждое занятие должно заключать в себе что-то новое, чтобы не утомлять внимание.

Ценность детского народного хорового пения в том, что в нем воспитывается любовь к народной песне, к родному языку и поэзии. Дети обучаются принципам народного исполнительства; учатся водить хороводы, обыгрывать театрализованными приемами содержание песни. Народная

песня помогает развивать в детях музыкальные, творческие способности, художественный и эстетический вкус.

Выполнение данной программы рассчитано на два года. За это время воспитанники должны овладеть вокально-хоровыми навыками и практическими навыками (пластика и культура движений).

Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. И задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна.

Источник

Правильные рекомендации