Проанализировать русскую народную песню

Анализ русской народной песни «Я на камушке сижу»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Урмарская ДШИ»

Анализ музыкального произведения

русская народная песня в обработке А.М.Иванова-Крамского

«Я на камушке сижу»

МБОУ ДО «Урмарская ДШИ»

Румянцева Зоя Алексеевна

— полное и подробное название произведения;

— время создания музыки (век, эпоха);

— сведения о жизни и творчестве композитора;

— разбор музыкально-тематического материала;

— ладотональные особенности произведения, определение основной тональности, характеристика тонального плана;

— взаимосвязь фактуры с содержанием произведения.

— общий характер произведения;

— динамика, фразировка, кульминация;

— наличие различных редакций данного произведения;

— назвать произведения разных авторов на данную мелодию – тему;

— собственное отношение к изучаемому произведению.

Список используемой литературы.

Общие сведения о произведении и его авторе

В 1936 году шестиструнную гитару в нашей стране причислили к космополитическим инструментам. В постановлениях партии и правительства указывалось, что советский человек не может пропагандировать «иностранщину»: классы гитары были закрыты в школах, училищах и Московской консерватории. А.М.Иванова-Крамского начали преследовать «за пропоганду «испанщины», на какое-то время его отстранили от сцены, не давали работать». Но несмотря на запреты, Александр Михайлович вместе с П.С.Агафошиным продолжали вести концертную деятельность. В 1939 году, Иванов-Крамской был удостоен II премии Всесоюзного радио на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. А.М.Иванов-Крамской руководил военным оркестром, который обслуживал части Советской Армии. В семейном архиве хранятся медали участника войны «За оборону Кавказа», «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы»,»За оборону Сталинграда» и другие. После войны А.М.Иванова-Крамского пригласили в качестве дирижера оркестра народных инструментов Всесоюзного радио.

Иванову-Крамскому принадлежит большая заслуга в создании концертного сольного репертуара для гитары. Его программы состояли из музыки всех эпох, от композиторов XVI века до современных авторов.

Иванов-Крамской – автор более пятисот сочинений для гитары: сонат, переложений и обработок, двух концертов для гитары и симфонического оркестра, музыки к фильму «Несрочная весна».

Александр Михайлович в своей концертной деятельности часто исполнял и собственные сочинения: два концерта для гитары с оркестром, обработки русских народных песен ”Выхожу один я на дорогу”, ”У ворот, у ворот”, ”Как у месяца”, ”Я на камушке сижу”, вариации на тему романса ”На заре ты ее не буди”.

В 1959 году музыкант был удостоен звания заслуженный артист РСФСР

Источник

Храм Воскресения Христова

Клин, Московская область

«Русская песня – душа народа» статья Ирины Скорик о русской песне.

Наша Россия-матушка поистине богата талантами, мостовые можно мостить, но одна беда – их редко можно услышать, т.к. настоящее искусство, русская песня заменена зарубежной дешевой подделкой, лжекультурой. Но песню как русскую душу, нельзя уничтожить, теплится она неугасимой свечей в родных глубинках, как лампадка перед иконой, охраняя от недобрых взглядов свою истинную веру, свою культуру.

Почему, когда мы слышим родную речь, интонации русской песни, в нашей душе появляются щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира в душе? В чем же таинственная сила, обаяние народной песни?

Все очень просто. Интонации русской песни – интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца.

Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа». Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни – это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, — правильное вероисповедание.

Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Ф.И. Глинка подчеркнул, что «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем».

Некоторые русские песни дошли до нас из глубокой древности. Проходя многовековой путь, песня зачастую теряла своего автора и обретала подлинно народные черты, становилась достоянием всей русской культуры. Но к счастью, некоторые песни сохранили свое авторство до наших дней: «Однозвучно гремит колокольчик» — И. Макаров, «Варяг»— Я. Репинский, «Вечерний звон» — И. Козлов, «Лучинушка» — Н. Панов. Но, не смотря на это, все эти песни имеют одно общее определение, близкое и родное нашему сердцу – русская народная песня.

Бесконечно богата и многогранна песенная культура. Вспомним, как русская песня любовно поет о родной сторонушке, о темной ноченьке, о бесконечно близкой нам избитой дороге с заунывно одиноко звучащим колокольчиком и щемящей песней ямщика.

С какой скорбью, печалью народ поет о тяжелой женской доле, о доле вдовы – солдатки, о той доле, которая подстать нашей матушке России ( «Матушка», «Лучинка», «Ой, ты, вдовушка» и др.)

Ой, ты, доля горькая – лучинушка,

Плачет в поле девичья краса,

Словно долю женскую – судьбинушку

У России – матушки взяла.

И наоборот – заразительно веселые, остроумные, плясовые и шуточные песни – еще одна грань народного характера.

Вспомним, как русский человек в народных песнях прощается со всем миром перед смертью. Здесь престает перед ним картина высшей нравственности. В последние минуты жизни он не клянет судьбу, а спокойно предается воле божьей, прося у всех прощения, отдавая поклон родителям, а жене – свою последнюю волю, дабы она не печалилась и обвенчалась с другим, отпуская ее с миром и любовью, благословляя её на новую жизнь. Думы не о себе, а о близких людях, являются ярким примером высшей нравственной чистоты, неразрывности жизни русского человека с христианством, примером того, что русская песня – духовное отражение православия на Руси.

И самое главное – русская песня является живым свидетельством исторических событий разных эпох.

Идеалом русской песни всегда было стремление к святости. Россия – страна, где народ любовно называет свою родину святою – «Русь святая!»

Русь святую разоряют, Ты бери коня,

Читайте также:  Профилактика колита народными средствами

Нет уж сил владеть собой: Что не лучшего,

Бранный жар в крови пылает, Ты беги, беги, мать,

Сердце просится на бой! Во святую Русь.

«Вспомним, братцы, Русь и славу» «Как за речкою, да за Дарьею»

Музыкальной основой русских народных песен являются духовные песнопения, знаменные древние распевы. Это еще раз подчеркивает, что в основании великой русской культуры лежит христианство – православная вера наших предков.

Духовные знаменные распевы представляют собой одноголосное пение. Постепенно русская песня выработала на их основе глубоко самобытный тип многоголосья, подголосочной полифонии, где один голос подхватывается другим, другой третьим, и в своем развитии каждый проходит свой путь, как бы проживает мелодическую ткань, напоминающую великолепные русские кружевные узоры.

В самобытном гармоническом звучании диатонического лада русской песни мы слышим черты русского характера. В народной песне нет суеты, мелочности. Там все основательно. В самой ладовой основе кроется архаичность, глубина, непоколебимость, сдержанность. Огромная могучая внутренняя духовная сила лежит в основе русской песни, которая, в то же время, отличается особой напевностью, мелодичностью. В удивительной мелодии раскрывается вся природная красота матушки России, ее раздолье, широта, чистота и искренность души русского человека.

Особая отличительная черта русских песен – отсутствие агрессивности. Русские люди, славяне, издревле занимались миролюбивыми занятиями – земледелием и скотоводством. Он не завоеватель, а защитник, так было во все времена:

«Вспомним братцы, Русь и славу,

И пойдем врагов разить.

Защитим свою державу,

(«Вспомним, братцы, Русь и славу»)

Русский народ гордится своими песнями и в своем народном творчестве воспевает их с большой любовью:

Как затянет, как зальется

Песней русскою народ,

И откуда что берется,

Прямо к сердцу так и льнет.»

Какая могучесть, исполинская силушка, и в то же время открытость. Это не хвастовство, а великая любовь к своей русской культуре. Не случайно Россия испытывает сейчас огромное противостояние. Антиправославные силы Запада и всего мира направлены на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся, загадка русской души непонятна. Ведь за ней кроется глубина, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками – это истинная православная вера. Фактически одна Россия-матушка осталась во всем мире хранительницей православного вероисповедания.

Россию нельзя взять в открытом бою, она сразу становится необоримым щитом. Сейчас все делается тихо, без драки и боя. Надев дружескую личину, через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Главная цель – уничтожение православия через русскую культуру. Через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Насаждая свою лжекультуру, т.е. стараясь подчинить русский народ, Запад подменяет истинные понятия.

Поэтому-то настоящую народную русскую песню в ее истинном звучании сейчас редко услышишь. А то, что мы слышим – это несколько эстрадированный, веселящий, ни к чему не обязывающий городской современный фольклор, где от русской песни присутствует очень мало. Если мы и слышим наши любимые песни, то в совершенно искалеченном виде, обработанные современными агрессивными ритмами, которые глубоко чужды распевности русской мелодии. Это песни-калеки, где широкая протяжность русской песни должна подлаживаться под четкий ритм, так называемой «свободы».

Я уже не говорю о том, что русские песни пытаются смешать с негритянскими ритмами и напевами, что совершенно недопустимо, не говоря уже о чисто внешнем облике, о «русских», расписанных золотыми узорами, костюмах молодых исполнителей, которые едва прикрывают наготу.

Стыдно и больно слышать песню «Вечерний звон» — символ русской культуры в совершенно искаженном виде, в виде пляски-агонии. Обидно за наших эстрадных супер-звезд, которые по своему неразумению, своими же руками разрушают русскую культуру.

Русская песня – это голос народа и его не так-то легко подчинить. И если идут такие откровенные нападки на песню, то это только подчеркивает высочайшую ее духовность.

Народная песня не только сохранилась, но и развивается. Глубокий поклон нашей замечательной исполнительнице нар.арт. России Л.Зыкиной и Л.Стрельченко и другим. Которые действительно берегут и хранят в своем сердце истинное звучание русской песни. Наша матушка Россия – это неиссякаемый источник народного творчества. Отрадно, что в наше время пишутся новые песни, в которых сохраняется все то, что Русь хранила веками. Это действительно чистые родники. Как хочется, чтобы они зажурчали веселым гамом и осветили Русскую землю своими светлыми потоками. Смыли всю грязь, западную наносную культуру, которая коростой вцепилась в родную землю, в души русских людей.

Русская песня – это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.

А все, что происходит сейчас – вне истинной культуры – это сознательное действие опорочить великое настоящее искусство, которое дарит истинный свет души. Пытаясь заслонить солнце, они сами оказываются в тени. Это мышиная возня, слабая попытка укусить самого себя за хвост, так как русская песня, как и вера православная, поругаема не бывает!

Ирина Скорик, г. Санкт-Петербург, 2001 год

Источник

Исследовательская работа по теме «Русская народная песня»

Работа ученика в научно-исследовательской конференции «ЮНОСТЬ В НАУКЕ»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Русская народная песня

Федорченко Кира Алексеевна учащаяся 1 – А класса

— Когда зародилась русская народная песня?

— Какие виды и жанры народной песни существуют?

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что в русской народной песне отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства и умения. В наше время люди не задумываются о важности приобщения к русской народной песне. Ведь именно через нее осуществляется сопричастность младшего поколения к национальным и нравственным ценностям предков.

Цель исследования: изучение видов и жанров русской народной песни с древних времён и до наших дней.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

Задачи: изучить литературу по теме, выяснить через анкетирование, что знают о русских народных песнях ученики 1-х классов, изучить историю возникновения Русских народных песен, их виды и жанр, проанализировать и обобщить полученную информацию.

Объект исследования: русская народная песня.

Предмет исследования: процесс изучения и анализа русской народной песни.

Для решения поставленных задач были использованы следующие

Вывод: результаты исследования позволяют расширить и углубить знания о русской народной песне. Собранный материал может быть использован для составления различных сценарий классных часов, внеклассных меропри

Читайте также:  Що таке народна педагогіка

Русская народная песня

Федорченко Кира Алексеевна учащаяся 1 – А класса

Проблема: В настоящее время мы не наблюдаем большого интереса людей к русской народной песне и к фольклору в целом.

Гипотеза: Я предполагаю, что русская народная песня может привить чувство гордости за великую русскую культуру, но, чтобы добиться этой цели нужно обратить внимание детей на культурное богатство нашей страны.

На втором этапе исследования мной было проведение анкетирования среди одноклассников. В анкетировании участвовало 48 учащихся.

Были предложены следующие вопросы:

Проанализировав анкеты, я выяснила, что 8% детей любят русские народные песни. Мне показалось неправильным, что мои сверстники так мало знают о русской народной песне. Ведь народная песня украшала жизнь человека в самые знаменитые минуты его жизни. Она объединяет людей, рождает в их сердцах восторженную любовь к ближнему.

И тогда я решила обратиться к своей маме за помощью. С ней мы решили рассказать о русской народной песне, о её видах и жанрах, и показать, как радуется душа, когда поёшь русские народные песни.

На третьем этапе исследовательской работы я познакомила моих одноклассников с видами и жанрами русской народной песни.

1. Я решила начать знакомство с русской народной хороводной песни, потому что в хороводе всегда проявляется чувство дружбы, товарищества.

2. Затем, я познакомила своих одноклассников с колыбельной песней.

3. А еще мы с одноклассниками пели частушки.

Ребятам очень понравилось водить хоровод, петь песни и частушки.

На четвёртом этапе моей работы я систематизировала информацию о русской народной песне. Всю полученную информацию сопоставила с выдвинутой гипотезой и пришла к выводу, что русская народная песня – летопись народной жизни, хранитель духовных начал жизни.

Таким образом. в моей работе были использованы следующие методы исследования:

В ходе работы были изучены следующие материалы:

1.Рыбаков С. «Русская песня»

2.Соболевский А. И. «Великорусские народные песни». – СПб., 1895-1902. – Т. I-VII.

3.Толмачев Ю. А. «Народное музыкальное творчество». Учебное пособие. Тамб. гос. тех.

Русская народная песня

Федорченко Кира Алексеевна

учащаяся 1 – А класса МАОУ СОШ № 2

«Есть у песни ( народной)

В ней напев звучит природный

И родные все слова».

— эти строки из стихотворения Б. М. Кустодиева «Масленица».

Из истории о русской народной песне :

Песня русская в березах,

Песня русская в хлебах –

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах…

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Кто сложил ее, не знаю,

Только песня та добра,

Песня с детства мне родная –

И подруга, и сестра!

А слова ее простые

Душу трогают до слез,

Столько песен из России,

Сколько в рощицах берез.

Словно музыка степная

Золотая рожь встает

В полный голос слышен колос –

Песни русские такие,

Что охота подпевать…

Столько песен у России, –

Никому не сосчитать.

Из истории народных песен

Русская народная песня берет начало в фольклоре славянских племен, живших на территории Киевской Руси в IX-XII веках. Исследователи полагают, что до того как сложилась Киевская Русь восточные славяне уже имели достаточно развитый календарный и семейно-бытовой обрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку [Приложение №1]. Как утверждает музыковед Б.В.Асафьев: «Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами»[1]. Народное музыкальное искусство зародилось задолго до возникновения светской профессиональной и православной музыки.

Корнями в древность уходит и песенный эпос: исторические сказы да былины, которые повествуют о могучих богатырях, о славных битвах, о добрых молодцах да красных девицах. Исполняли их под перебор на гуслях, в широком кругу слушателей, и посредством музыкального повествования рассказывали детям о старинных легендах и ушедших эпохах – татаро-монгольском иге, Смутном времени, крещении Руси. Во время Великой Отечественной Войны обновился жанр солдатской и военно-патриотической песни, родились новые мелодии, трогательные и воодушевляющие веру в победу над фашистами.

В 19 веке интерес к народной песне настолько вырос, что многие композиторы, историки и филологи отправились в путешествие по русским деревням, собирая бесценные, уникальные мелодии и тексты, которые сливаются в бесконечно глубокую по смысловым и эмоциональным оттенкам русскую песню. Именно тогда репертуар народных певцов пополнился новыми мотивами. О русских песнях с восхищением высказывались знаменитые писатели и поэты: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Н. Гоголь, Л. Толстой, И. Тургенев и другие деятели золотого и серебряного веков литературы.

Основные жанры и виды русских народных песен.

Задушевны и трогательны русские лирические песни. Лирическая песня украшала жизнь человека в самые знаменательные минуты его жизни. Она объединяла людей, рождала в их сердцах восторженную любовь к ближнему, помогала высказать сокровенные мысли и чувства о жизни, о её радостях и печалях.

Фольклористы склонны считать лирическую песню довольно поздним жанром русского устного народного творчества. Корни лирической песни, тем не менее, теряются в глубокой древности. Лирическая песня вышла из обрядовой, однако она красочнее, свободнее. Чаще всего русская лирическая песня представляла многоголосие, которое требовало большого мастерства от исполнителей. взаимопонимания, умение слушать друг друга, продолжать начатый кем-то запев, мелодию. Русская народная лирическая песня сохранилась до сегодняшнего дня и продолжает звучать, вызывая в наших сердцах восторг и преклонение, стремление приобщиться к этому удивительному фольклорному мастерству.

1. Выйду за ворота,
Погляжу далёко, ох,
Погляжу далёко
Где лузья-болота.

2. Где лузья-болота,
Озеро глубоко, эх,
Во этих в озёрах
Живёт рыба-щука

Ещё с давних времён повелось, что их исполняют либо матери, либо няни детям для их убаюкивания.

Музыкального сопровождения требуют все предыдущие жанры народных песен. Колыбельные же песни исполняются акапельно.

Всё начинается с поэзии пестования-колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово «баять»,»убаюкивать»,означает не только «говорить», «уговаривать» но и заговаривать».Колыбельные песни- это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранять.

Читайте также:  Русское народное творчество поделки для детей дошкольного возраста

Сидит ворон на краю

Звонко трубушка играет,

Сон и Дрёму нагоняет.

Угомон тебя возьми.

Летят гули вон, вон,

Слово «частушка» происходит от «частый», то есть быстрый. Это быстрые песни в четком ритме двудольного танца. Это такой ритм, который можно отсчитывать «и раз – и два; и раз – и два». Мелодия совсем коротенькая – всего один небольшой куплет, который много раз повторяется с разными текстами.

Каждый из вас, конечно же, слышал частушки – веселые озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. Их поют под аккомпанемент балалайки, гармони, баяна и других народных инструментов, нередко сопровождая пляской. Достается в частушках лодырям и неряхам, обманщикам и лежебокам. Бывают частушки шуточные и юмористические.

Мы частушки запоем, запоем мы громко!

Затыкайте ваши уши – лопнут перепонки!

По дорожке я пошла, Пашу там увидела!

Под кустом сидел и плакал – курица обидела!

Русская народная песня в современном мире.

Меня заинтересовало, знают ли мои сверстники о русских народных песнях, о её видах и жанрах?

Мы с Татьяной Васильевной провели анкетирование и вот, что выяснилось: что знания моих сверстников о русской народной песне, о её видах и жанрах приблизительные и неточные.

В анкетировании принимали участие учащиеся 1А и 1Б класса- 48 человек.

Проанализировав анкеты, я выяснила следующее : (Приложение 1)

83% из опрошенных учащихся любят слушать музыку,

17%. учащихся ещё не слушают музыку. они любят играть в компьютерные игры.

96% не знали, какие виды русских народных песен бывают..

4% учеников сказали, что да. Мама поёт колыбельную сестричке братику. По праздникам родители любят петь застольные песни,

Мне показалось неправильным, что мои сверстники так мало знают о русской народной песне. Ведь народная песня украшала жизнь человека в самые знаменитые минуты его жизни. Она объединяет людей, рождает в их сердцах восторженную любовь к ближнему. И тогда я решила обратиться к своей маме за помощью. С ней мы решили рассказать о русской народной песне, о её видах и жанрах, и показать, как радуется душа, когда поёшь русские народные песни.

Хороводные и плясовые

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Ребятам очень понравилось водить хоровод и петь песню «Во поле береза стояла».

Дальше мы решили познакомиться с колыбельной песней. Взяли куколку, положили ее в коляску и начали петь песню «Баю, баюшки, баю, не ложися на краю». Все дети из моего класса знают эту песню, потому что родители пели эту колыбельную им. Очень жаль, что в наши дни, когда прогресс не стоит на месте, колыбельные песни, постепенно уходят. Колыбельные звучали в домах на протяжении многих веков. Считалось, что воспитание ребёнка начиналось именно с колыбельной песни. Еще мы вспомнили другую колыбельную:

Спи, моя радость, усни!

В доме погасли огни;

Птички затихли в саду,

Рыбки уснули в пруду,

Мышка за печкою спит,

Месяц в окошко глядит…

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

А еще мы с одноклассниками попробовали спеть в жанре частушки, они мне очень нравятся, потому что частушки очень веселые и шутливые, даже можно самим придумать частушку на любую тему. Мы с мамой решили попробовать придумать частушки и вот что у нас получилось:

Хорошо учиться в школе

Много знаний получать,

И с ребятами всем классом

После школы погулять!

Почему же я обратилась именно к этой теме, потому что музыка и песня окружили меня с самого детства. Вся моя семья – музыканты. Бабушка и мама – играют на фортепиано, дедушка играет на народных инструментах, а дядя на саксофоне. Любимые песни нашей семьи – народные. Сначала это были песни моей бабушки и мамы: колыбельные, плясовая и хороводная. Ни один праздник в семье не обходится без народной песни: дни рождения, Новый год. И взрослые и дети в нашей семье знают и любят народные песни: «Ладушки»; «Петушок»; «Ой люли, люли» Любимая песня моей мамы – «Во поле береза стояла».

Проведенная мною работа дала мне много полезной информации о русской народной песне. Я нашла ответы на поставленные мною вопросы.

Я предполагаю, что русская народная песня может привить чувство гордости за великую русскую культуру, но, чтобы добиться этой цели нужно обратить внимание детей на культурное богатство нашей страны.

Вся красота и значение песни раскрываются в сочетании музыки и поэзии. Каждая песня имеет мелодию, в которую вложена частичка чувства, души, раскрывающегося в песне.

Русская народная песня – яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Народная песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся.

Из глубины веков песня донесла до нас память о людях, и страстях, переживаниях и идеалах, она связывает времена, радует и печалит человеческие души. Сопровождая народные жизни, она по-своему отражает духовные искания, нравственные идеалы русского народа, показывает жизнь народа в различные исторические периоды.

Народная песня – летопись народной жизни, хранитель духовных начал жизни.
Русская песня – это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура. Мне очень понравилось быть исследователем. В заключении хочу исполнить шуточную песню «А я чайничала».

1. Алдошина М.И. Эстетическое воспитание средствами народного искусства. Москва- 2005.

2. Аникина В.П. Русские народные песни.- М.: Детская литература,1972

3. Асафьев Б. О народной музыке.- Л., 1987.

4. Башманова Т.В. Первые шаги к народному творчеству. Саяногорск. 2006г.

5. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г.. Русское народное творчество: Учебник для фил. Спец. Ун-тов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.1983, 448 с., с ил.

6. Рыбаков С. «Русская песня»

7.Соболевский А. И. «Великорусские народные песни». – СПб., 1895-1902. – Т. I-VII.

8.Толмачев Ю. А. «Народное музыкальное творчество». Учебное пособие. Тамб. гос. тех. унт, 2006 г.

Источник

Правильные рекомендации