Проект народные подвижные игры в физическом развитии детей

Проект «Русские народные подвижные игры как средство приобщения старших дошкольников к народным традициям и развития их физических качеств»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17«Елочка» г. Кулебаки

«Русские народные подвижные игры как средство приобщения старших дошкольников к народным традициям и развития их физических качеств»

в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с ОНР

Воспитатели: Шикова Е.А.

Название проекта: «Русские народные подвижные игры как средство приобщения старших дошкольников к народным традициям и развития их физических качеств».

Целевая группа : Дети группы компенсирующей направленности (5-7 лет).

Количество участников: 16 человек.

Продолжительность: 1 месяц.

Проектная база: Детский сад № 17 «Елочка», г.о.г. Кулебаки Нижегородской области.

Актуальность проекта: Великая ценность каждого человека – здоровье, оно немыслимо без систематических занятий физическими упражнениями.

Известно, что дети много сидят дома у телевизоров и компьютеров. Они мало двигаются и редко играют на свежем воздухе. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на их духовном развитии, снижает тонус их нервной системы. Подвижные игры, активный отдых с семьей – «канули в лета», а ведь именно они гармонично развивают организм в целом. Из-за отсутствия физической активности дети предрасположены к лени.

Актуальность физического воспитания детей в нашем современном мире стоит на первом месте. Наше государство уделяет большое значение этому вопросу.

Педагоги со своей стороны совместно с родителями являются первой ступенью в формовании здорового, физически крепкого и активного ребенка. Они должны приобщить ребенка к здоровому образу жизни, «заразить» желанием заниматься физическими упражнениями, стремиться к движению и получать удовольствие от него.

Актуальность данной темы обусловлена не менее важным фактором – это снижение интереса к русским народным традициям

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин.

Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, считается, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие нравственной сферы ребенка. Таким образом, актуальность темы проекта исходит из значимости игры как уникального феномена детства в нравственном и физическом воспитании дошкольников.

Цель: Развить физические качества старших дошкольников и приобщить их к народным традициям путем обширного использования русских народных подвижных игр.

привить интерес к русским народным подвижным играм;

повысить уровень знаний воспитателей в области роли народной подвижной игры в физическом развитии ребенка;

содействовать укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности растущего организма и профилактике заболеваний;

привить интерес и потребность к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом;

создать предпосылки для успешного освоения спортивных игр;

создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры;

привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр;

создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;

воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм;

использовать все виды фольклора, способствующие познавательному и духовно-нравственному развитию детей.

Практическая значимость проекта: обогащение и расширение знаний детей о народной культуре и традициях посредством народных игр и забав; развитие физических качеств детей через подвижные игры.

Ожидаемые результаты: Повышение интереса дошкольников к двигательной активности, физическим упражнениям, улучшение качества физкультурно-оздоровительной работы, систематизация фольклорного материала для применения в разных видах деятельности с целью активизации психо-эмоциональных и речевых способностей дошкольников.

Этапы реализации проекта:

План проведения проекта

Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт, применяемый при оздоровлении и воспитании детей на основе русских народных подвижных игр в других ДОУ.

Систематизировать имеющиеся в ДОУ методические материалы по использованию подвижных игр для обеспечения привлечения детей к народным традициям и развития физических качеств дошкольников.

Сформулировать задачи основного и контрольно-аналитического этапа, определить стратегию деятельности. Составить планирование работы.

Провести мониторинг детей по критериям игровых умений, физических качеств, знаний народных традиций и заинтересованности в подвижной игровой деятельности.

составить картотеку методических материалов по проблеме проекта;

составить картотеку народных подвижных игр для физического, эмоционально-личностного и речевого развития дошкольников;

составить планирование работы по физическому и духовно-нравственному воспитанию с использованием народных подвижных игр%;

разработать и провести мероприятия для дошкольников с целью развития физических возможностей детей, стимулирования их двигательно-речевой активности, развития интереса к народным традициям;

подобрать консультативно-информационные материалы для просветительской деятельности педагогов и родителей.

На данном этапе были проведены следующие мероприятия для детей:

беседы с детьми на тему «Русские народные подвижные игры»;

ООД по художественно-эстетическому развитию детей (лепка) на тему «Как мы играли в подвижную игру «Медведи и пчелы»»;

ООД по художественно-эстетическому развитию детей (коллективная аппликация) на тему «Как мы играли в хороводную игру «Карусели»»;

чтение сказки К.Д. Ушинского «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» (игра «Жмурки с колокольчиком»);

просмотр мультфильма по мотивам сказки С.Я. Маршака «Сказка об умном мышонке» (игры: «Кошки-мышки», «Жмурки», «Уголки», «Горелки», «Пятнашки», «Чехарда», «Прятки»);

разучивание и использование народных подвижных игр в режимных моментах, а прогулке, на физкультурных занятиях.

Кроме того, на данном этапе были проведены следующие мероприятия с привлечением родителей:

родительское собрание «Русские народные подвижные игры как средство сохранения традиций и развития физических качеств у старших дошкольников»;

Читайте также:  Чем лечить сучье вымя народными средствами

выставка рисунков на тему «Как мы играли в народные подвижные игры всей семьей»;

памятка для родителей «Советы для родителей по проведению подвижных игр»;

консультации для родителей: «В подвижные игры играем – здоровье укрепляем»; «Формирование представлений о семейных ценностях, традициях, посредством русского фольклора у воспитанников», «Народные подвижные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного воспитания»;

буклеты для родителей: «Подвижные игры на природе», «Подвижные игры с родителями»;

комплекс встреч с родителями: «Играем в народные подвижные игры с родителями»;

информация в родительский уголок: «Подвижная игра – залог здоровья малышей», «История русских народных игр», «Игры на Руси», «Роль подвижных игр в развитии речи дошкольников».

Также на данном этапе были проведены следующие мероприятия для педагогов:

консультации для педагогов: «Подвижная игра как средство гармоничного

развития ребенка», Важность подвижных игр для детей дошкольного возраста», «Роль подвижных игр в воспитании здорового ребенка»;

памятка для педагогов: «Правила проведения подвижных игр»;

буклеты для педагогов: «Народные игры», «Сундучок бабушкиных игр»;

семинар-практикум для педагогов: «Русские народные игры как средство здоровьесбережения и приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре

и традициям русского народа»

Итоговое мероприятие по проекту: Развлечение с детьми «Русские народные подвижные игры»

Провести мониторинг детей по критериям игровых умений, физических качеств, знаний народных традиций и заинтересованности в подвижной игровой деятельности.

Результаты реализации данного проекта:

значительно возрос уровень развития физических качеств старших дошкольников (быстрота, выносливость, сила, равновесие, ловкость);

у детей появился устойчивый интерес к традициям, обычаям, фольклору русского народа;

расширились знания детей народных подвижных игр, народных считалок;

улучшилась духовно-нравственная атмосфера среди воспитанников, исчезли ссоры, дети стали более сплоченными;

создана картотека народных подвижных игр;

сформированы и распространены среди родителей и педагогов буклеты и памятки по теме проекта;

создан план ООД с использованием подвижных народных игр;

разработаны сценарии и проведены по ним развлечения и праздники с обширным применением народных подвижных игр;

разработан конспект и проведено родительское собрание в рамках данного проекта;

сформированы консультации для педагогов и родителей по теме «Русские народные подвижные игры»;

создан конспект и проведен семинар-практикум для педагогов по теме проекта.

Ресурсное обеспечение: ПК, интерактивная доска, фотоаппарат, мультфильмы, интернет-ресурсы, фотоматериалы, аудиозаписи, художественная литература.

Источник

Проект «Народные детские подвижные игры»
проект по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях русского народа чере подвижную игру.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Народные детские подвижные игры»

Старшая –подготовительная группа

План реализации проекта

Актуальность темы проекта

В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ремесла, промысла: сапожного, ткачества, бортничества, охоты, рыбалки…

Национальные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.

Окунаясь в историческое прошлое русского народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Подвижные игры просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (деревянная палочка, мяч, веревка, платок, и др.).

Дети старше-подготовительной группы, родители и педагоги группы, музыкальный руководитель.

Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях русского народа через подвижную игру.

1. Формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм русского народа; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.

2. Сформировать представление о разнообразии народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.

3. Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.

4. Познакомить детей с народными играми детей, выходцев из ближнего зарубежья

Срок реализации проекта: октябрь – ноябрь

— у детей формируются знания о традициях народа, в котором они живут; дети учатся использовать национальные игры в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми.

— повышается профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность; углубляются знания традиций и культуры народа.

— повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр; развивается система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем).

Этапы реализации проекта

Подвести детей к теме проекта

Оптимизация всех разделов программы по закреплению знаний о традициях и культуре русского народа; познакомить родителей с целями и задачами проекта, реализуемого в группе, объяснить его важность и необходимость

Цели консультация для родителей: повышается образовательный уровень родителей

Формирование элементарных знаний и представлений об играх родного народа и их разнообразии. Продолжать учить детей использовать народные подвижные игры в свободной деятельности.

Обобщение опыта работы по теме «Народные детские подвижные игры».

Оценка результатов проекта

Результаты анкетирования семей по теме «Народные детские подвижные игры»:

во всех принявших в анкетировании семьях родители гуляют с детьми, обеспечивают им возможность играть в подвижные игры и развиваться физически, но в то же время большинство родителей не играют со своими детьми и не смогли ответить, какое же значение имеют подвижные игры для физического развития и здоровья детей. Большинство родителей знают, что такое народные подвижные игры и знакомы с ними, но в то же время дети не знают, что такое народные игры. Это говорит о том, что в семьях слабо прослеживается связь поколений, воспитание в историческом, культурологическом и патриотическом русле не проводится. По итогам анкетирования было решено ознакомить родителей с информацией о важности и необходимости совместных подвижных игр с детьми, их значении для укрепления здоровья детей и укрепления связей внутри семьи как между родителями и детьми, так и между родителями. Обратить внимание родителей на взаимосвязь поколений в историческом, культурологическом и патриотическом направлении. С этой целью были проведены консультации для родителей «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем», «Русские народные подвижные игры», индивидуальные беседы с родителями, также к родителям была просьба принести фотографии моментов совместных игр с детьми с целью привлечения родителей к совместным играм с детьми.

Читайте также:  Сталкер народная солянка тайник коллекционера под мостом

Из результатов опроса детей можно сделать вывод, что дети знают названия игр, их правила, и могут организовать в самостоятельной деятельности игры. В ходе проекта ребята научились отличать подвижные игры от других видов игр, также ребята смогли познакомиться с понятием народные игры, оказалось, что народные игры детям знакомы, и они любят в них играть, но пока с трудом могут отличить народные игры от других подвижных игр. С тремя детьми родители начали проводить свободное время не перед телевизором, а в игре, и это все-таки хоть не большое, но все же достижение.

По окончании работы над проектом педагоги группы повысили профессиональную компетентность в проектной деятельности; углубили знания о традициях и культуре родного края, укрепили связь с семьями детей.

Подводя итоги проекта, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение народных игр, применять их в совместных играх, как в семьях, так и во время пребывания в детском саду.

Анкета для родителей по теме «Народные детские подвижные игры»

Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на предложенные вопросы. Заранее благодарны Вам за участие!

г) На спортивную игровую площадку

в) Сюжетно-ролевые игры

г) Другие (Какие?)_______________________________________________

Вопросы для детей по теме «Народные детские подвижные игры»

Русские народные подвижные игры

Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Все играющие бегут по кругу со словами: Арам-шим-шим, Арам-шим-шим, Арамия-Дульсия, Покажи-ка на меня. На последние слова круг останавливается, и играющие смотрят, на кого указывает рука водящего. Тот, на кого показал водящий, входит в круг и встает спина к спине с водящим. Все хором произносят: «Раз, два, три». На счет «три» стоящие в центре одновременно поворачивают голову. Если они повернули головы в одну сторону, то выполняют какое-то задание ребят – поют, танцуют, читают и т.д. После этого первый водящий уходит, а второй занимает его место. Если они повернули головы в разные стороны, то никакого задания им не дается, первый водящий уходит, а второй начинает игру с начала. Когда в эту игру играют более старшие ребята, они иногда вводят такое правило. Если в центре мальчик и девочка, и они повернули головы в одну сторону, то они должны поцеловаться. Если же в центре два мальчика или две девочки, то они пожимают друг другу руки.

Игра “Ты катись, весёлый бубен!”

Все встают в большой круг. Ведущая произносит слова: Ты катись, весёлый бубен, быстро, быстро по рукам. У кого весёлый бубен, тот сейчас… /задание/ и т.д.

Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют:

Птички летят, колокольчики звенят!

Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать, кого ни будь из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого – либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим.

Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:

Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте- ка, ребята, где золото упало?»

Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:

Кто с крылечка сойдет,

Тот колечко найдет!

Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру

Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные игроки подходят с дятлом к дереву и поют:

Ходит дятел по пашнице,

Ищет зернышко пшеницы,

Не нашел и долбит сук,

Раздается в лесу стук.

После этого дятел берет палку и считая про себя, стучит по дереву задуманное количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет число и столько раз обежит вокруг дерева, становится новым дятлом и игра повторяется.

Один из играющих берет в руки мяч и напевает:

Оля, Коля, дуб зеленый

Ландыш белый, зайка серый

Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.

На площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии 5-7 метров друг от друга. Выбираются двое вышибал, остальные игроки собираются в центре между двух линий. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать.

Читайте также:  Под устойчивостью работы объекта народного хозяйства понимают

Организованная совместная деятельность с детьми

«В какой одежде ходили прежде»

Цели: формирование представлений детей о внешнем виде наших предков, проживающих на территории Брянской области и его связи с бытом людей; формирование начальных навыков анализа и сопоставления на примере сравнения одежды русского и других народов; обогащение лексического запаса «панева», «завеса», «убрус»

Оборудование: музыкальное оформление (русские народные песни); альбом с иллюстрациями одежды разных времен и народов; мяч; Лидия Иовлева «Художники в Третьяковской галерее. Виктор Васнецов». Трилистник, 2002; Галина Чурак «Художники в Третьяковской галерее. Василий Суриков». Трилистник, 2002; Галина Чурак «Художники в Третьяковской галерее. Илья Репин». Трилистник, 2002; Джемс Паттерсон «В какой одежде ходили прежде»; «Русский традиционный костюм. Комплекс с паневой» дидактический материал, игра-лото

Игра на внимание
Я буду бросать вам мячик, а вы, поймав его, отвечать, кто вы и как вас зовут.

Рассматривание иллюстраций к книгам: Лидия Иовлева «Художники в Третьяковской галерее. Виктор Васнецов». Трилистник, 2002; Галина Чурак «Художники в Третьяковской галерее. Василий Суриков». Трилистник, 2002; Галина Чурак «Художники в Третьяковской галерее. Илья Репин». Трилистник, 2002; Джемс Паттерсон «В какой одежде ходили прежде»

2. Знакомство детей с женской одеждой Центральных районов России конца 19 века.

Включить русские народные песни (погружение)
Закройте глаза и представьте, что вы живёте в Древней Руси. Вокруг вас стоят старинные избы, вы играете на зелёной лужайке. На вас славянская одежда: у девочек сарафаны длинные, разных цветов, в косичках ленты и широкие штаны с косоворотками у мальчиков, у всех на ногах лапти.
Посмотрите, что происходит у вокруг вас? Представили?

В то время как у детей закрыты глаза, воспитатель вывешивает костюм с паневой.

А теперь откройте глаза. Вот в такой одежде ходили ваши пра – пра – пра бабушки.

Дети подходят рассматривают, трогают костюм, воспитатель отвечает на вопросы детей, знакомит их с понятиями: панева, завеса, убрус.

3. Итог: Дидактическая игра «Русский национальный костюм. Комплекс с паневой»

Организованная совместная деятельность

«Игрушки наших бабушек»

Цели: формирование представлений детей о народной игрушке; формирование патриотических качеств личности и гордости за принадлежность к своему народу; продолжать педагогическую деятельность по воспитанию у детей национального самосознания и уважения к другим нациям

Оборудование: соломенные игрушки, тряпичные игрушки, куклы – обереги, глиняные игрушки, матрешки, фотоальбом с описанием «Матрешки», Итта Рюмина «Куклы наших бабушек», Издательство «Малыш», Москва, 1989

Содержание совестной деятельности

Деятельность проводится посредством рассказа воспитателя детям при одновременном рассматривании детьми соответствующих моменту рассказа игрушек

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Глиняные фигурки лепили ещё до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каркопольские и хлуднёвские.

Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Результаты анкетирования родителей

В анкетировании приняли участие 17 семей.

г) На спортивную игровую площадку 6

а) Подвижные игры 10

б) Настольные игры 4

в) Сюжетно-ролевые игры 3

Вывод: во всех принявших в анкетировании семьях родители гуляют с детьми, обеспечивают им возможность играть в подвижные игры и развиваться физически, но в то же время большинство родителей не играют со своими детьми и не смогли ответить, какое же значение имеют подвижные игры для физического развития и здоровья детей. Большинство родителей знают, что такое народные подвижные игры и знакомы с ними.

По итогам анкетирования было решено ознакомить родителей с информацией о важности и необходимости совместных подвижных игр с детьми, их значении для укрепления здоровья детей и укрепления связей внутри семьи как между родителями и детьми, так и между родителями.

С этой целью были проведены консультации для родителей «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем», «Русские народные подвижные игры», индивидуальные беседы с родителями, также к родителям была просьба принести фотографии моментов совместных игр с детьми.

В начале проведения проекта и в конце был проведен опрос детей по теме подвижных игр.

Источник

Правильные рекомендации