Проект в начальной школе народные праздники

Проект «Народные праздники».

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Народные праздники».»

Методическая тема проекта: «Народные праздники»

Тип проекта: педагогический.

Вид проекта: групповой, краткосрочный

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, музыкальный руководитель.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа. Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Тем более Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д. Ушинского «…для ребёнка светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.». В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Особое внимание в деятельности МБДОУ «Детский сад №8» уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Насыщенность народного праздника играми, творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Читайте также:  Рецепты чистки печени народными средствами

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

в «Конвенции о правах ребенка».

Это послужило в выборе темы проекта: «Народные праздники»

Формирование у детей первоначальных представлений о народных праздниках, культуре и жизни русского народа.

Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Создать систему работы по приобщению детей к народной культуре через народные праздники.

Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству.

Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей.

Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.

Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям народной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.

Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

Инновационная направленность проекта

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников

Ожидаемые результаты реализации проекта

— обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

— пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

— формирование чувств национального достоинства;

— развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

— совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

— объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

— разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

— создание системы социального партнёрства МБДОУ «Детский сад №8» и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

Механизмы реализации проекта

— активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

— формирование партнерского сообщества сотрудников МБДОУ «Детский сад №8», детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию;

Методы реализации проекта

1. Наглядно-действенный метод:

— показ сказок (педагогом, детьми);

— рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

— проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

— чтение педагогом художественной литературы;

— воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
— экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод:

— чтение и обыгрывание литературных произведений педагогами;

— загадывание и отгадывание загадок;

— рассматривание наглядного материала;

— рассказы детей о своих впечатлениях;

— беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
— чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

— ответы на вопросы педагога, детей;

— проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

— сообщения дополнительного материала воспитателем;

— рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

— проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3. Практический метод :

— организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;

— проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), («Мирилка»), и др.;

— организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;

— проведение экскурсий различной направленности;

— организация вечеров с родителями, для родителей;

— изготовление с детьми наглядных пособий;

— организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Пасхальный сувенир, Кулич)

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);

Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);

Подготовка материала для продуктивной деятельности;

Подборка подвижных, дидактических игр,

Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.

Этапы реализации проекта

Перспективный план работы над проектом:

1 этап. Подготовительный

В познавательной деятельности

Серия бесед о том, что такое Великий пост, как православные люди готовятся к нему, рассказывается о страданиях Иисуса Христа, о великой радости людей в День Воскресения.

Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Подбор методического материала для консультаций

В продуктивной деятельности

Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки».

Занятие по ручному труду на тему: «Подарок на именины».

Коляда «Сеем, сеем посеваем…»

Слушание «Колокольный звон»

Источник

Проект «Народные праздники»

Понятие «традиция», исходит от латинского traditio, означающему «передавать». Первоначально traditio использовалось в прямом его значении, обозначающее материальное действие: так, в римской империи его применяли при вручении какого-либо предмета и даже, при выдаче дочери замуж.

В наши времена, слово «традиция», также имеет связь с прошлым, с тем, что утратило новизну, но, неизменно, не смотря на все исторические катаклизмы, символизирует стабильность их восприятия и соблюдения.

Читайте также:  Пословица к сказке про ленивую и радивую русская народная сказка

Праздников на Руси было великое множество. Сохранились праздники, которые мы продолжаем соблюдать, привыкнув к ним, даже не раздумывая об их происхождении.

А ведь существуют праздники, которые вновь применимы и в нашей современной жизни. Возрождаются древние славянские традиции с их неповторимым этническим багажом.

Народные (фольклорные) праздники – это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций и т.п.). Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления экологической культуры преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней.

И в России, и в других странах основные народные праздники носили природно-земледельческий характер. С этой точки зрения, праздники – своеобразный дневник быта людей, их жизненного уклада, времен года в целом, а значит, трудовой культуры.

С другой стороны, народные праздники – это образец высоконравственных отношений, это пример толерантного общения, сотворчества. Сохранившийся культ природы, ее поэтизация и обожествление, приоритет духовных ценностей – это отличительная черта древних славянских племен. Христианские верования, которые тесно сплелись после принятия христианства с языческими представлениями, несомненно, также являются образцом душевного и духовного отношения человека к миру. Нет необходимости доказывать, какой воспитательный гуманистический потенциал имеет обращение детей к духовной культуре народа.

Изучая свои истоки, ученики лучше узнают исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимают мировую общность, приобщаются к народным идеалам мужества, красоты, юмора, любви к родной земле.

А использование метода проектной деятельности в исследовании народного богатства дает возможность детям раскрыться в полной мере, творчески реализоваться через сотрудничество, проявить себя как личность, выразить внимание к другим людям, быть полезным им, заслужить одобрение и признание окружающих, позволяет испытать чувство собственной значимости.

Метод проектов — комплексный обучающий метод, который дает ученику возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В начале учебного года 5-6 класс начал реализовывать долгосрочный социальный проект «Проведение мероприятий по теме «Народные праздники» в 2- 4 классах».

В совместной деятельности мы прошли все этапы проекта.

Описание проекта «Народные праздники».

Цель: формирование этической и экологической культуры школьников через приобщение учащихся к народным, природным праздникам прошлого.

Задачи:

— формировать толерантное отношение к культурам народов России;

-развивать творческое сотрудничество детей между собой, детей и взрослых в процессе собирания материала, подготовки и проведения праздника;

-на примере традиционного для народа преклонения перед природой формировать бережное, ответственное отношение к ней учащихся;

-способствовать самореализации, самовыражению личности школьника.

Этапы проекта.

На этом этапе обсуждались разные идеи, предложенные детьми.

Мысль о проведении мероприятий для учащихся начальной школы показалась самой увлекательной. В этой деятельности учащиеся 5 – 6 класса, могли проявить себя наиболее многогранно и принести пользу другим. Но мероприятие – это форма, труднее было выбрать содержание, актуальное, практически значимое и для самих учащихся 5 – 6 классов, и для ребят начальной школы, ведь поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации проектной деятельности. Среди идей (здоровый образ жизни, вредные привычки, народные праздники, экологическое просвещение и др.) идея знакомства с народными (фольклорными) праздниками показалась на тот момент самой злободневной.

Дети признали, что и у них знаний по этой теме мало, и у ребят начальной школы тоже (ведь они сами были выпускниками начальной школы и могли об этом судить). На этом этапе определили и примерные пути решения проблемы. Обсудили, что может быть результатом проекта: копилка собранного материала по теме, которой могли бы использовать и ученики школы, и учителя при подготовке своих мероприятий; составление и проведение праздников для учащихся 1-4 классов.

Проект решили реализовывать 2 года, так как понимали, что материал очень обширен, богат.

На данном этапе происходил более полный анализ проблемы, определились возможные источники информации, более точно формулировалось, что может входить в копилку «Народные праздники».

Цель и задачи проекта обозначились более четко и полно.

Были выбраны ответственные за подготовку каждой микротемы, определено время на ее разработку и представление.

Результатом 1-го полугодия должна стать копилка собранного материала и проведение праздника « Капустные посиделки» и «Святки» (по готовому и отредактированному сценарию).

Планирование продолжить проект.

2- е полугодие – составление и проведение праздника «Масленица».

Источник

проект:» Народные праздники и традиции».
проект (старшая группа) на тему

История русских народных праздников и традиций

Скачать:

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Народная культура

Возраст участников проекта: дети 5-6 лет.

Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники группы, родители воспитанников.

Тип проекта: групповой, познавательно-образовательный, творческий.

Вид проекта: среднесрочный.

Реализация проекта: с 15.01.19 по 30.03.19.

Интеграция образовательных областей:

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Как они соблюдали традиции и обычаи? Какие игры и игрушки были у детей? Ответить на эти вопросы – значит, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь лучше узнать и уважать своё прошлое и создан этот проект.

Читайте также:  Русские народные инструменты вопросы

Проблемы, на решение которых направлен проект

— отсутствие интереса у детей к культурным традициям своего народа;

— повышенный интерес к западной культуре.

— сформировать понятие о русском народном творчестве;

— создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

— способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважение к традициям и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества;

— знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством;

— создать условия для активации творческого мышления детей посредством народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие;

— пробуждать интерес детей к народным праздникам и песням.

Данный проект помогает раскрыть ребенку мир русской культуры, расширить представление об образе жизни людей, их обычаях, традициях, фольклоре. На основе познания способствует речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Через приобщение детей к культуре своего народа и его традициям формируется у них представление о себе и других, как о личности.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

— определение цели и задач проекта;

— разработка комплексно-тематического плана;

— анализ, имеющихся условий в группе, в детском саду;

— создание условий для работы;

— подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

— беседа с детьми о выявлении знаний по заявленной теме проекта, обсуждение проблемы, вживление в игровую ситуацию;

— ознакомительная консультация для родителей о проекте;

— привлечение родителей к сбору загадок, стихов, пословиц, поговорок по теме проекта.

2 этап – основной, практическая деятельность

— беседа «В гостях у Василисы Премудрой»;

— беседа «Какие народные праздники вы знаете»;

— беседа «Бабушкин сундук»;

— викторина « А знаем ли мы»

— беседа о русском народном костюме;

— беседа «Народная игрушка»;

— экскурсия в мини-музей «Предметы старины» (знакомство с предметами домашнего обихода);

— рассматривание картин: А.А. Соловьёва «Тройка», «Масленица» Б.И.Кустодиева;

— постановка театрализованного представления «Петрушкины посиделки»;

— драматизация народных сказок (совместно с воспитателем);

— чтение «Рождественский праздник» К.Лукашевич;

— чтение стихотворения «Стихи о Рождестве», А.Фет; «Блины» Д.Кузнецова;

— разучивание потешек, закличек, пословиц;

— составление рассказов из опыта детей;

— игра-ситуация «Умей в гости звать и умей угощать»;

— сюжетно-ролевая игра «У нас праздник»;

— дидактическая игра «Кувшин доброты»;

— рисование «Славянские узоры на платье»;

— рисование «Украшение доски» элементами городецкой росписи;

— рисование «Веселые матрешки»;

-рисование (коллективное) «Масленичное солнышко»;

— обучение игре в русские шашки;

— изготовление атрибутов к празднику Масленицы;

— знакомство с подвижными играми: «Гуси-лебеди», «Горелки», «Карусель», «Гори, гори ясно», «Жмурки», «Ручеёк», « Тень, тень, потетень», «Пугало», игра-забава «Перетягивание каната»;

— консультация «Приобщаем детей к народным традициям»;

— выставка детских работ «Хохломская роспись» (из «Детского Календаря»);

— помощь в подготовке к празднику «Широкая Масленица».

3 этап – заключительный

— анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-творческой деятельности.

— выявление полученных знаний у детей о народных традициях и русской культуре;

— выставка «Рецепты блинов от родителей»;

— итоговое развлечение с детьми «Широкая Масленица».

Результаты реализации проекта

В ходе подготовки и реализации проекта были проведены беседы с детьми по темам народной культуры, быта, знакомство с народными играми, праздниками. Основная работа была направлена на воспитание у детей патриотических чувств к своей родине, любви и уважения к народной культуре и традициям. Большую роль в нравственном воспитании играет народное творчество. Для формирования у детей интереса к предметам старины мы создали мини-музей, который вызвал у детей большой интерес. Для родителей были подготовлены тематические консультации, совместно с ними были организованы выставки, родители помогали в изготовлении атрибутов к празднику. Главный результат реализации проекта заключается в проявлении у детей интереса к русской культуре, к России, к её национальным традициям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель проекта:•Формирование интереса и любви к праздникам, традициям и обычаям русского народа.•Воспитание творчески развитой личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при при.

Проект «Народную культуру изучаем, и традиции не забываем&raquo.

Цель проекта:Формирование элементарных представлений о празднике, характерных традициях и обычаях русского народа. Задачи:Развивать кругозор и познавательную деятельность в природе.Из.

Введение «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребе.

Фольклорный праздник с элементами экологического просвещения «Гуканье весны» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры. Праздник имеет э.

проект для старшей группы.

Проект «Народные праздники и традиции&quot.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector