Прокофьев русские народные песни ноты

Сборники с нотами для фортепиано
ноты в pdf


С. Прокофьев
Фрагменты

из музыки к кинофильмам и драмматическим театрам
составление и преложение для фортепиано в 4 руки В. Блока и Р. Леденева
«Государственное музыкальное издательство», 1963г.
номер м30514г
(pdf, 5.19 Мб)

Вошедшие в сборник фрагменты из музыки С. С. Прокофьева к драматическим спектаклям и кинофильмам дают возможность познакомиться с интереснейшей стороной многогранного таланта выдающегося композитора.
Прокофьев исключительно скромно оценивал значение музыки в драматическом театре. «Музыка в драматическом спектакле,— писал он,— должна появиться там, где она усиливает впечатление, и не должна звучать там, где драматическое действие может обойтись без нее».
Присущие Прокофьеву яркая характеристичность и меткость музыкальных образов, точность и лаконизм композиторского мышления позволили ему и в условиях специфических ограничений, накладываемых жанром театральной музыки, создавать сочинения непреходящего художественного значения.
Музыка к спектаклю «Гамлет» была написана Прокофьевым для Ленинградского драматического театра, возглавлявшегося режиссером С. Радловым.

В сборник включены четыре фрагмента из музыки к «Гамлету». В эпизоде «Призрак Гамлета-отца» музыка полна скорби, внутреннего драматизма, порой она звучит декламационно. Контрастом к этому фрагменту звучит торжественная- «Пантомима» с небольшими лирическими эпизодами, представляющая собой миниатюрное рондо. 3 спектакле эта музыка сопровождает пантомиму, разыгрываемую бродячими актерами («мышеловка» в третьем действии). Наконец, в переложении даны две трогательно-простодушные песенки Офелии, для которых композитор, по его словам, «частично воспользовался народными материалами времени, близкого к шекспировскому».
Своеобразной музыкальной «пушкинианой» явилась музыка Прокофьева к драматическим спектаклям «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» (1936 г.) и кинофильму «Пиковая дама» (1938 г.). Ни спектакли, ни кинофильм не были поставлены; однако эта музыка занимает в творчестве Прокофьева видное место. Художественно-яркая сама по себе, она была им позднее частично использована в других сочинениях.

Прокофьев обладал, по меткому замечании И. Эренбурга, редким умением «слышать время» Диапазон воспроизведения эпох в его музыке по истине неограничен — от языческой Руси в «Скифской сюите» до кипучей действительности XX век, в оратории «На страже мира». Такая широт охвата времен, событий, образов требовала, естественно, предельной рельефности и стилистическо: точности музыки.
В фрагментах из музыки к «Евгению Онегину эта точность обрисовки музыкального быта эпох порождает изящную стилизацию. Прозрачность фактуры, пластичность мелодий, ювелирная точность формы, наконец, бесхитростная простота свежесть образов — все это сближает музыку «Евгению Онегину» (а частности,. «Мазурку» «Польку») с глинкинскими миниатюрами. Интерес но отметить, что «Полька» в оригинале написан для двух клавесинов. При ее исполнении следует стремиться к легкости, прозрачности звучания пр; весьма скромной педализации.
Проникновенное «Анданте» из музыки к спектаклю «Евгений Онегин» отмечено благородством лирического высказывания.
Впоследствии тема «Анданте» легла в основ] музыкальной характеристики дона Карлоса в опере «Дуэнья» (1940 г.).
Иной характер носит музыка к «Борису Годунову». Музыкальная зарисовка «Самозванец у фонтана» построена на столкновении беспокойно звуча щей фигуры (во второй партии) и гибкой широкое мелодии русского склада.

Второй отрывок — «Аморозо» — любовный дуэт Марины и Самозванца. Чудесная мелодия развертывается на мягко колышущемся фоне. Один из включенных в сборник фрагментов из музыки: кинофильму «Пиковая дама» — светлая, нежна: характеристика Лизы, тонко очерченный лирический портрет (впоследствии одна изначальны тем первой части Восьмой фортепианной сонаты) Второй фрагмент — «Бал» — пышный, блестящи полонез.
Близка к «пушкиниане» Прокофьева «Кадриль из музыки к кинофильму «Лермонтов» (1941 г.) Однако элементы стилизации русской танцевальной музыки середины XIX века сочетаются здесь с гораздо более ярко выраженным своеобразием прокофьевского почерка.
Двухручный вариант «Кадрили» был включен Прокофьевым (с некоторыми изменениями) в цикл «Три пьесы» соч. 96 (1941 —1942 гг.) под названием «Контрданс».

«Песня» из музыки к короткометражному фильму «Тоня» (1942 г.) — образец типичной для Прокофьева мягкой распевной кантилены.
Материалом для сдержанно-сурового «Анданте» (в оригинале — название «Могила») из музыки к кинофильму «Партизаны в степях Украины» (1942 г.) послужило вступление к первой картине оперы «Семен Котко» (1939 г.).
В 1942-1945 годах Прокофьев написал музыку к кинофильму «Иван Грозный», поставленному кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном. Результат творческого содружества двух выдающихся художников трудно переоценить. «Иван Грозный» может быть смело назван музыкальной киноэпопеей — настолько велика в нем роль музыки. На основе музыки к этому фильму Прокофьев намеревался написать оперу «Иван Грозный».
В сборнике музыка к «Ивану Грозному» представлена величавой эпически-широкой песней
«Океан-море» (стихи В. Луговского; при окончательном монтаже музыки этот фрагмент в фильм не вошел):

Читайте также:  Пастушья песня французская народная песня канон

Океан-море, море синее,
Море синее, славное.
Ты до самых небес расстилаешься,
До высокого солнца волнами бьешь.

Составители не стремились при переложении фрагментов «фортепианизировать» их фактуру, поскольку оркестровый и фортепианный стили Прокофьева имеют много общего, а при радикальной переделке фактуры неизбежно были бы утрачены характерные черты прокофьевского письма. Исключение сделано лишь в пьесе «Самозванец у фонтана», где в первой партии для удобства исполнения ритмически изменена фигурация в левой руке.
В сборнике впервые публикуются пьесы: «Лиза», «Мечты», «Самозванец у фонтана», «Мазурка», оба «Анданте». Остальные фрагменты впервые печатаются в переложении для фортепиано в четыре руки. Пьесы в сборнике расположены по принципу тонального контраста, а не в хронологическом порядке.
В. Блок, Р. Леденев

Источник

«Русские народные песни в обработке Сергея Прокофьева»

Тема урока: Русские народные песни в обработке Сергея Прокофьева: «Катерина», «На горе-то калина».

Цели урока:

1. Образовательная: познакомить учащихся с обработками русских народных песен С.Прокофьева.

2. Развивающая: развитие у учащихся умения анализировать музыку и картины художников (слуховой, визуальный и тактильный анализ).

3. Воспитательная: обогащение кругозора учащихся, воспитание чувства патриотизма и гордости за русский народ.

Задачи урока:

1. Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся,

музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального слуха, певческого голоса, мышления, памяти, воображения, фантазии.

Оборудование: рояль, ноутбук, видеопроектор, экран.

Иллюстраторы: Сосновская Элина (8 класс «сольное пение»).

Закирьяева Мавиле (3 класс «сольное пение»).

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБУ ДО ОКТЯБРЬСКАЯ ДМШ

«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

в обработке С.ПРОКОФЬЕВА»

Тема урока: Русские народные песни в обработке Сергея Прокофьева: «Катерина», «На горе-то калина».

музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального слуха, певческого голоса, мышления, памяти, воображения, фантазии.

Оборудование: рояль, ноутбук, видеопроектор, экран.

Иллюстраторы: Сосновская Элина (8 класс «сольное пение»).

Закирьяева Мавиле (3 класс «сольное пение»).

2.Упражнения из дыхательной гимнастики Н.Стрельниковой (6 мин)

3.Артикуляционная гимнастка (3 мин)

4.Упражнения из распевки Сета Ригса для расширения диапазона (4 мин.)

5.Распевочные упражнения из сборника Н. Бахуташвили (5 минут).

6.Обзор сборника «Русские народные песни» в обработке С.Прокофьева. (5 минут)

7.Работа над русской народной песней «Катерина» с Элиной Сосновской (10 минут).

8.Работа над русской народной песней «На горе-то калина» с Закирьяевой Мавиле(10 мин).

9.Правила для согласных звуков.

10. Правила для гласных звуков.

Приветствие. Постановка учебной задачи.

II. Упражнения из Дыхательной гимнастики

(то есть «шмыгните 4 раза).Затем руки опутите и отдохните 3-4 секунды – пауза.Сделайте 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.

3) «китайский болванчик»:

Упражнения для распевки из школы Сета Риггса

Преподаватель: О чем нужно помнить в пении в речевой позиции, что это естественный прием при котором наш голос работает без усилий. Мы не должны позволять мышцам лежащим вне гортани вмешиваться в процесс рождения звука. А также не забывать что когда мы освобождаем процесс появления звука освобождается и артикуляция, в результате чего слова пропеваются легко и внятно. При расслабленной и стабильной гортани резонатор также остается стабильным, что позволяет голосу соблюдать соответствующий баланс верхних, средних и нижних гармонических составляющих вне зависимости от диапазона в котором поем.

Упражнение № 1. Расположи кончики пальцев на щеках так, чтобы они поддерживали лежащую вокруг губ кожу. Подтянуть кожу так, чтобы твои зубы соединились. Благодаря этому мышцы остаются расслабленными и чтобы двигать ими не нужно много воздуха. Используя звук «М» позволь свои губам вибрировать как можно свободно и равномерно. Всю работу делает воздух. Расслабь губы и все остальные мышцы лица и горла. Чем медленнее будет скорость вибрации губ, тем лучше. Следим за тем, чтобы губы были свободными и расслабленными, а звук слитным. Попробуем выполнить это упражнение, избегая прерывистости звучания (отрабатывается упражнение).

Упражнение № 2. Трель языком. При извлечении звука позволь своему языку слегка колебаться. Ноты те же, что и в упражнении №1. Помни, при переходе к головному голосу важно следить за тем, чтобы звук был связным (отрабатывается упражнение).

Упражнение № 3. Споем звук «нэй». Следим за тем, чтобы он не пелся носом. Постарайся не утрировать звук «эн» иначе он будет гнусавым. Также следи за тем, чтобы не петь грудным голосом (отрабатывается упражнение).

Читайте также:  Субинволюция матки после родов лечение народными средствами

Упражнение № 4. Споем те же ноты, но только на слог «мам». Чтобы удобнее было петь, сделай свой голос немного «плаксивым» для того чтобы опустилась твоя гортань. Эта позиция является временной. При пении следить, чтобы мягкое небо оставалось расслабленным, а звук по мере того, как будешь петь все выше и выше, уходил за него все дальше и дальше. Поем звук «мам» внятно, не следует переходить на «мем» – это будет сигналом того, что гортань начала подниматься (отрабатывается упражнение).

6.Обзор сборника «Русские народные песни» в обработке С.Прокофьева.

7.Исполнение Элиной Сосновской песни «Катерина».

Прокофьев умеет взять из народной мелодии самую суть, душу, подлинность чувсв, печаль, страдания.

Песня Катерина хоть и печальная, но нет элемента отчаянья. Хоть и покинул её милый, но она молодая. у неё всё впереди. Песня печальная, но не трагическая, просветленная. «Ты не плачь катюша» поётся в конце.». «Поедем гулять»..Всё пройдет.

Напоминание упражнения на дыхание: взять носом воздух и

короткими порциями на слог «ф» или «тц» выпускать, упираясь

в спину и брюшные мышцы. Второе упражнение: на слог «ф»

выпускаем на одном дыхании пока не закончится воздух.

Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух.

Работа над текстом, дикцией. Предлагаю несколько упражнений для работы кончиком языка. Проговариваем: «Вы слыхали про покупки, про какие про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки мои..». Прошу проговаривать слова скороговорки, активно, работая верхней губой.

Работа над взятием первого слога на «mp» и постепенного выведения

вытягивания голосом окончания фразы. Предлагаю звук посылать сразу

в нёбо и для более полного «legato» рисовать линию мелодии на бумаге.

Повторяем, проговаривая текст, где нужно брать дыхание, от этого

зависит ясность артикуляции, резонирование звука.

Останавливаемся на последней ноте, работаем над расширением

и переведении звука в головной резонатор.

8. Исполнение Мавиле Закирьяевой песни «На горе-то калина».

Русские народные песни в обработке С.Прокофьева – это не бытовые песни, они как бы эстетизированны, камерные. Гармонизация написана современным языком.

Пропеваем мелодию песни на слог «и», добиваясь хорошо

разливающегося «legato». поём » на «у», «о».

Первый слог первого куплета берётся после люфтика носом с

опорой в «пуп». Мелодию выпеваем хорошим опёртым «legato»,

помогая рисуя на бумаге.

Во втором предложении обращаю внимание на дикцию, поем при

небольшом раскрытии рта.

В последнем предложении работаем над ритмом, над совпадением

партии голоса и фортепианного аккомпанемента.

Последняя нота берётся на хорошем опёртом дыхании, с раздуванием

9.Правила для согласных.

Для каждой согласной нужно уяснить себе положение отдельных частей речевого аппарата и их функции в процессе произнесения.

Согласная Р произносится только кончиком языка, который вибрирует у корней верхних передних зубов (резцов). Часто
встречается картавое Р, которое произносится вибрацией задней части языка. Это может вызвать ненормальное явление —
вибрацию мягкого нёба, приводящую к нежелательным последствиям: неестественному положению гортани и нижней части глотки,
детонации и неспокойному голосоведению (качанию голоса), изнашиваемости голоса.

Губные согласные Б, В, М, П, Ф произносятся минимальными, но точными и четкими мгновенными движениями (смыканием) губ.

Согласные Т, Д требуют четкого, острого смыкания кончика языка с корнями верхних резцов. При неправильной артикуляции
во время произнесения этих согласных (например, у нижних зубов) возникают акустические недостатки, происходит травмирование
всего голосового аппарата и ухудшается эластичность выдоха.

Согласные Г, К, Х формируются задней частью языка, при этом его спинка плотно соединяется с мягким нёбом, которое
естественным образом приподнимается. Неправильная артикуляция языка при произнесении этих согласных сильно травмирует
гортань и голосовые связки.

Согласные С, З должны произносится путем легкого касания кончиком языка нижних резцов, при этом края языка касаются
верхних боковых зубов. Малейшее отклонение в положении языка при произнесении этих звуков придает им уродливость
(например, сюсюканье).

Согласные Л, Н произносятся путем прижатия кончика языка к верхним резцам. При смягчении этих согласных кончик и часть
языка прижимаются уже не к зубам, а выше — к альвеолам верхних зубов.

В произнесении согласных Ж, Ч, Ш, Щ участвует весь язык. При произнесении звука ж вибрирует кончик языка, а при Ч —
язык напряжен и направлен ближе к зубам, чем при Ш, Щ.

Читайте также:  Традиции русской семьи мудрость народного воспитания

Согласная Ц произносится твердо. Ее правильное произнесение зависит от правильного произнесения звуков Т, С.

10.Правила для гласных звуков.

Всего их десять: шесть основных (И, Э, А, О, У, Ы) и четыре йотированных (Е, Ё, Я, Ю).
Гласные звуки образуются только голосом: при их произнесении воздух свободно, беспрепятственно проходит через полость рта.

Гласные И, Э — гласные переднего ряда, образуются поднятием спинки языка к твердому нёбу (для произнесения И — больше,
для Э — меньше). При этом кончик языка упирается в корни нижних резцов.

Гласные О, У, Ы образуются при небольшом отведении языка назад (как бы сокращении его по продольной оси) с обязательным
участием мягкого нёба.

Гласная заднего ряда А является весьма трудной (объем наибольший, подъем языка нижний). В ее правильном произнесении
участвуют мягкое нёбо, пилястры и мягко отведенный назад (как бы сокращенный по продольной оси) язык. Гласная А является
наиболее глубокой гласной («чем глубже помыслим, тем лучше споем»).

Таким образом, основные гласные русского языка образуются исключительно формой языка, его движением в ротовой полости с
участием мягкого нёба и пилястр.

Йотированные гласные Е, Ё, Я, Ю образуются при сочетании двух звуков: мягкого согласного Й и следующего за ним основного
гласного. В момент произнесения звука Й кончик языка находится у нижних зубов, откуда он с сильным напряжением краев и
середины отскакивает в ту позицию, в которой должен находится для произнесения соответствующей гласной.

Чтобы научиться правильному произношению всех звуков, певец должен проделать большую систематическую работу. Это обеспечит
ему правильную вокальную речь. Необходимо помнить, что она всегда должна согласовываться с правильным певческим дыханием.
В заключении невольно хочется привести высказывание Великого русского певца — актёра
Ф.И.Шаляпина: «Раз голос поставлен правильно, говори — как поёшь, и пой — как говоришь».

Источник

Народные песни. Ноты, пособия, литература.

Народные песни. Ноты, пособия, литература. запись закреплена
Избушка фольклориста

СВАДЕБНЫЕ ПРИЧИТАНИЯ :
С момента сговора невеста должна была исполнять причитания. Причитания – это поэзия эмоций. Причитания (причеть, плач, голошение) – речитативно, с плачем, исполняемые песенные импровизации.

Свадебные причитания – преимущественно жанр невесты. (Если невеста не умела причитать, то это делала специально приглашенная плакальщица.)
Показать полностью.

Главное содержание причитаний – тяжелые переживания, горестные размышления девушки в связи с предстоящим выходом замуж, прощанием с родной семьей, подругами, со своим девичеством, молодостью. В основе причитаний лежит противопоставление жизни девушки в девичестве и замужем. В причитаниях девушка идеализирует жизнь в родительском доме, а замужняя жизнь изображается в самых мрачных тонах.

Причитания состоят из традиционных формул. Причитания исполнялись от имени невесты, иногда от имени матери, подруг.

1. Причитания – просьбы (главный мотив просьба). Первое причитание, которое исполняет невеста – это просьба не отдавать ее замуж. Далее просьба к крестной, старшей сестре или к замужней подруге рассказать, как жить замужем. Просьба к брату приготовить дрова для бани, и к подругам прийти на девичник;

2. Причитания – жалобы (сетование, укор). Исполнялись от имени невесты. Она упрекала родителей том, что те выдают ее замуж;

3. Причитание – благодарение. В них невеста благодарит родителей за все, что они для нее делали;

4. Причитания – сон (видение). Исполнялись утром. В это причитание говорится о том, что девушке мало спалось, но много виделось. Сон рассказывает о путешествие в чужой стороне. Всегда во сне оказывается в лесу. Лес – это иной мир. В лесу есть хижина без дверей, лишь одна труба;

5. Причитания невесты-сироты. По содержанию и поэтике они были ближе к похоронным причитаниям. Невеста должна была пойти на могилу родителей, чтобы попросить у них благословения. Если к могиле нельзя было подойти, найти, то она спускалась в погреб. Там она исполняла причитание, где просила дать знак о благословение. Типичные образы : желтые пески, гробовые доски, образ дерева без вершиночки;

Причитания исполнялись до дня свадьбы. Невеста в них всегда страдающая сторона. Ее символы: растения (цветок, трава), но они всегда растоптаны, птицы (лебедь) – тоже всегда страдают. Символика причитаний всегда связана с бедой, трагедией.

Источник

Правильные рекомендации