Пушкин устное народное творчество

Пушкин и фольклор. Народные сказки Пушкина

«Начало искусства слова в фольклоре», – так определил А.М. Горький органические связи литературы с фольклором. 1 Народно-поэтическое творчество вливалось в русскую литературу, русские писатели опирались на него, оно одухотворяло ее, вносило русское национальное начало, обогащая их художественное творчество сюжетами и образами, героями из народа и народно-поэтическими стилистическими приемами. Литературно-фольклорные связи основывались на глубоком интересе литературы к духовному миру народа, к проблеме народности, освоению фольклорных традиций. Литература опиралась на народное творчество, постигала его нравственные и эстетические идеалы. Фольклор является питательной средой литературы, его живительными истоками. Богатством народной поэзии стремилась обогатиться вся русская литература. Жанры и фольклорные сюжеты, выразительно-изобразительные средства вливаются в русскую литературу и придают ей национальное своеобразие. Она обнаруживает идейную и художественную близость с устной поэзией. Нет ни одного писателя, который прошел бы мимо устной народной поэзии, не отразил бы в своем творчестве фольклорных традиций и не обратился бы к фольклору.

С особой глубиной народно-поэтические мотивы отразились в произведениях А.С. Пушкина. Поэт увлекался народным творчеством. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма, – писал он. – Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

«Пушкин был первым русским писателем, – отмечал Горький, – который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу. Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу». 2

Народные элементы естественно входили в поэзию и прозу Пушкина, поскольку она сама была народной, глубоко проникающей в духовный мир. Пушкина пленяло народное творческое воображение, его фантазия, художественное образное мышление, стихия языка. Поэт последовал принципам фольклорной сказки. Его сказки, сложенные по образцу народных, «удерживали прелесть и свободу сказочного чуда» (В.П. Аникин), народный склад. В сказках Пушкина, как и в народных, открывался мир удивительных чудес: возникший на пустынном острове златоглавый город «с теремами и церквями», и затейливая белка, которая «песенки поет, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые», и тридцать три богатыря. В них удивительная Царевна-Лебедь, которая «днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Ее образ соотносится с фольклорными героинями: «а сама-то величава, выступает будто пава; а как речь-то говорит, словно реченька журчит». Фантастические чудеса народного вымысла идут у Пушкина от народной сказки. Так, образ кота-баюна из записанной Пушкиным сказки «Чудесные дети», представленный сказочной народной «формулой»: «у моря-лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет» – входит в поэзию Пушкина как «кот ученый». Здесь присутствуют те же художественные поэтические образы, что и в народной поэзии. Сам же Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» изображаемый им сказочный мир характеризует как мир необыкновенный, фантастический:

В его мире и колдуны, и богатыри, и царевна, и бурый волк, и ступа с Бабою Ягой, и царь Кощей. И все эти поэтические образы сказки исконно русские, национальные. Поэт подчеркивает: «Там русский дух… там Русью пахнет!» В этом поэтическая народность пушкинских строк. Поэма «Руслан и Людмила» выдержана в народно-сказочных традициях: сказочный сюжет – похищение героини, ее поиски героем, преодоление различных препятствий, народно-традиционные сказочные чудеса, счастливый конец. Пушкин опирается на народные былинные традиции. Действие происходит, как и в былинах, в древнем Киеве, в гриднице высокой пирует Владимир- Солнце. Пир изображен также в былинной манере. Главный герой Руслан подобен былинным богатырям. Черты его гиперболизированы и героичны. Он освобождает Киев от печенегов, с которыми борется в одиночку. Поразительна и стихия народной речи, выраженная в пословицах и поговорках:

Народно-поэтические мотивы используются Пушкиным и в других его произведениях. Фольклорные темы, мотивы и сюжеты выступают как средство характеристики народной жизни, психологии и эстетических представлений народа. Народный «разбойничий» фольклор входит в сюжет повести «Дубровский». Широко используется народное поэтическое творчество в «Капитанской дочке» в эпиграфах, пословицах. При помощи народных пословиц, песен, сказок создаются характеристики Пугачева и пугачевцев. О «привычках милой старины» Пушкин пишет и в романе «Евгений Онегин», рассказывая о деревенской жизни семьи Лариных:

«Поэзия Пушкина вырастает на родной основе, в этом ее огромная сила, очарование и непреходящая ценность. Он смело вводит фольклор в литературу, во многом предопределив пути дальнейшего его освоения». 6

Читайте также другие статьи раздела «Фольклор и литература»:

Источник

Использование русского фольклора в творчестве А.С.Пушкина

Презентация и разработка по литературному чтению для начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Использование русского фольклора в творчестве А.С. Пушкина>»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « Средняя школа № 2 г. Рудня»

«Использование русского фольклора в творчестве А.С. Пушкина»

Выполнила: учитель начальных классов Терещенкова Светлана Ивановна.

Содержание
Стр
Введение
Основная часть
Глава1. Теоретическая часть

1.1.Что такое фольклор
1.2. Фольклор в произведениях Пушкина…

А) Произведения, основанные на сказках народа

Читайте также:  Произведения композиторов на основе народных песен

Заключение Литература Приложение

Тема « Использование русского фольклора в творчестве А.С. Пушкина »

Актуальность
данной работы обусловлена необходимостью изучить использование русского фольклора в творчестве Пушкина.

Цель работы – узнать в каких произведениях использовал фольклор А.С. Пушкин.

Ей повсюду путь открыт,

Вывод здесь всегда один:

Добрый злого победит!

Методы исследования: поиск, анализ литературного материала по теме; исследование, опрос.

Глава1. Теоретическая часть
1.1. Что такое фольклор.

Что же такое фольклор? Э то слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Фольклор – это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Современная литература уходит своими корнями в фольклор, многие произведения которого похожи даже в совершенно разных культурах.

Главная особенность фольклора – это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми рассказчиками. Со временем литераторы заимствовали многие сюжеты из фольклорных произведений и подписывали эти произведения своим именем. Вот почему во многих литературах мира встречаются похожие сюжеты, персонажи и произведения. При этом фольклор постоянно развивается и меняется вместе с жизнью люй.

1.2. Фольклор в произведениях Пушкина.

Нет ни одного писателя, который прошел бы мимо устной народной поэзии, не отразил бы в своем творчестве фольклорных традиций и не обратился бы к фольклору.

Не стал исключением и А.С.Пушкин. С особой глубиной народно- поэтические мотивы отразились в произведениях А.С. Пушкина. Поэт увлекался народным творчеством. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма, – писал он. – Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
Именно Пушкин стал первым поэтом XIX века, который широко показал все богатство и красоту русской народной культуры. Песни и поговорки, предания и загадки — все наследие русского народа включалось поэтом в произведения.
Народные элементы естественно входили в поэзию и прозу Пушкина, поскольку она сама была народной, глубоко проникающей в духовный мир. Пушкина пленяло народное творческое воображение, его фантазия, художественное образное мышление, стихия языка.

А) Поэт последовал принципам фольклорной сказки. Его сказки, сложенные по образцу народных, «удерживали прелесть и свободу сказочного чуда» (В.П. Аникин), народный склад. В сказках Пушкина, как и в народных, открывался мир удивительных чудес: возникший на пустынном острове златоглавый город «с теремами и церквями», и затейливая белка, которая «песенки поет, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые», и тридцать три богатыря. В них удивительная Царевна-Лебедь, которая «днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Ее образ соотносится с фольклорными героинями: «а сама-то величава, выступает будто пава; а как речь-то говорит, словно реченька журчит». Фантастические чудеса народного вымысла идут у Пушкина от народной сказки. Так, образ кота-баюна из записанной Пушкиным сказки «Чудесные дети», представленный сказочной народной «формулой»: «у моря-лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет» – входит в поэзию Пушкина как «кот ученый». Здесь присутствуют те же художественные поэтические образы, что и в народной поэзии. Сам же Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» изображаемый им сказочный мир характеризует как мир необыкновенный, фантастический:

«Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей»

«Хоть лоб широк, да мозгу мало!

А как наеду, не спущу!»

В) Некоторые его произведения основываются на сказаниях и легендах русского народа. В текстах пушкинских сказок: о золотой рыбке, о попе и его работнике балде, о царе Салтане, — многое взято из русского народного творчества. Да это и неслучайно — няня поэта Арина Родионовна славилась как сказительница и мудрая, знающая женщина.

Не в этом ли мастерство Пушкина-фольклориста? Ведь не каждому дается умение настолько точно изображать народные мотивы и традиции, что и сам народ впоследствии принимает произведение за устное народное творчество, созданное им самим же.
Пушкин выступает в них и как реконструктор испорченной в устной народной передаче народной сказки, и как равноправный участник в ее создании. Не случайно, сказки Пушкина были приняты народом.

Глава 2.Практическая часть.

2.1. Опрос учеников.
Я решила провести анкетирование среди своих учеников. В моём классе учится 26 человек.

Источник

Пушкин устное народное творчество

ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.

АРМИЯ РОССИИ

СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Пушкин и народное творчество

Связь творчества Пушкина с народным творчеством глубже и интереснее, чем внешнее сходство отдельных приемов. Народ в своем устном творчестве подходит к утверждению простых и вечных ценностей человеческой жизни, простых норм нравственности и справедливости снизу, от своей повседневной трудовой практики, от непосредственного опыта своего быта, обычаев, веками сложившейся мудрости. Для трудового народа, прежде всего крестьянства, такие вечные ценности, простота нравственных норм как бы сами собою разумеются. Любое творчество, народные промыслы, здесь, деревенское искусство вовлечены в них.

Для Пушкина же она была не исходной, а уже обретенной. Пушкин, которому (вспомним еще раз слова Герцена) «были ведомы все страдания цивилизованного человека», который прошел через искус различной «непростоты» и даже в конце концов пал жертвой изощренной травли и всяческой несправедливости,— ш роковом для него 1836 году всецело погружается в мир народной и естественной простоты, с его оргапическим идеалом «доброты и благородства». Что значило по сравнению с ним маниакальное напряжение рыцаря условной чести Сильвио?

Читайте также:  Первое политическое объединение созданное на 1 съезде народных депутатов

Вскрытый «гриневским» стилем, этот мир бросает обратный свет на «светские» повести и замыслы,— и в этом свете к ним не могло уже быть простого возврата. Народность Пушкина была непосредственно подхвачена и продолжена русской литературой. В этом смысле роль «Капитанской дочки» несомненна. Но эстафета была передана как бы в обход того стиля, в котором только, как мы старались показать, и могло у Пушкина-прозаика в его эпоху происходить приближение к народной стихии. Это закономерно. Художественно утвердив здоровые простые общечеловеческие основы жизни в меру их действительной слаженности и устойчивости, пушкинский прозаический стиль как данная цельность уже не допускал дальнейшего «растормошения», разворачивания жизненных глубин.

А на очередь дня именно такое разворачивание, воооруженное остро социальным критерием, и выдвигалось. Начала добра и зла, правды и фальши, чести и бесчестья продолжали, осмысленные, жить в основе,— но путь к их новому, еще более историческому пониманию усложнился. К тому идеалу слаженности естественных основ жизни, которую закрепил Пушкин в сюжете и стиле «Капитанской дочки», надо было выйти на новом этапе через исследование вое более вопиющей неслаженности конкретного социального бытия. Уже «натуральная школа» начала с того, что как бы разъяла пушкинскую стилевую форму прозы, сохранив заключенный в ней гармонический мир как образец «золотого века» для будущего — и используя, развивая эту форму по частям. Цельная традиция была временно отодвинута — до поры.

Другие новости и статьи

Запись создана: Вторник, 26 Май 2015 в 0:19 и находится в рубриках Новости.

Источник

Истоки творчества А.С. Пушкина

Презентация к уроку

Цель урока: выявление истоков творчества А.С. Пушкина с опорой на изученный материал по литературе

Тип урока: урок-исследование

Оборудование: презентация ; компьютер; проектор; экран; иллюстративный материал; карточки для учащихся (составление таблицы; рефлексия “Мои достижения”)

Основные методы: репродуктивный, исследовательский, поисковый, словесные, наглядные.

Виды деятельности: информационная, читательская, авторская

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ключевые понятия: истоки творчества; история литературы; мифология; фольклор; древнерусская литература; литература 18 века; литература 19 века; художественные ценности.

Урок проводится с опорой на изученный материал 8 класса, на изученный материал предшествующих классов, самостоятельное (внеклассное) чтение учащихся. Главный вопрос урока “Какое влияние имели предшествующие произведения на творчество А. С. Пушкина?” рассматривается с опорой на хронологический, историко-литературный принцип. Урок построен на реализации самостоятельной работы учеников (групповой и индивидуальной). В виду большого объёма изучаемого материала уместно использовать два урока.

Изучение материала урока сопровождается слайдами презентации.

В процессе работы ученики составляют таблицу “Произведения Пушкина и предшествующая литература” (проектная деятельность).

Домашнее задание к уроку (самостоятельная работа учеников):

Написать этюд по высказыванию Н. В. Гоголя: При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. ”

Подготовить сообщения с опорой на дополнительные информационные источники:

— “Отражение славянской мифологии в произведениях А. С. Пушкина”;

— “Пословицы и поговорки в произведениях А. С. Пушкина”;

— “Использование русских народных песен в произведениях А. С. Пушкина”;

— “Обращение А. С. Пушкина к произведениям древнерусской литературы”;

— “Влияние творчества В. А. Жуковского на А. С. Пушкина”.

Подготовить выразительное чтение

— стихотворения “Конь” из “Песен западных славян”;

— “Вступления” к поэме “Руслан и Людмила”;

— “Песни девушек” из романа “Евгений Онегин”;

— фрагментов повести “Метель” и романа “Капитанская дочка”;

— отрывка из трагедии “Борис Годунов” (“Ещё одно, последнее сказание. ”

Организационный момент; актуализация темы урока; постановка задач урока.

Слад 1: “Истоки творчества”

Слово учителя: А. С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня. Но первая тропа к Пушкину, первая ступень познания его творчества пролегает через литературу – ту литературу, которая предшествовала его творчеству.

Слайд 2: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. ” (Н.В. Гоголь)

Актуализация творческого домашнего задания: зачитать этюд на тему высказывания Н. В. Гоголя.

Слайд 3: В.А. Тропинин, “Пушкин” (фрагмент);

Постановка задачи урока; задание ученикам:

— исходя из утверждения В.Г. Белинского, определите цель нашего исследования.

Актуализация знаний учащихся.

Слайд 4: “Что было создано до Пушкина?”.

Проектная деятельность (составление таблицы):

Что было до Пушкина? Представители (имена) Произведения А.С. Пушкина
1 Славянская мифология Сказки, “Руслан и Людмила”, “Песнь о вещем Олеге”, “Песни западных славян” и др.
2 Устное народное творчество Певец Баян “Руслан и Людмила”, “Сказки”, “Повести Белкина”, “Капитанская дочка”, “Евгений Онегин” и др.
3 Древняя русская литература Нестор, Пимен “Песнь о вещем Олеге”, “Борис Годунов”
4 Литература 18 века М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин “Воспоминания в Царском Селе”, ода “Вольность”, роман “Евгений Онегин”
5 Литература 19 века Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский Баллады, “Вадим”, “Метель”, “Борис Годунов”

Постановка исследовательской задачи: “Какое влияние имела предшествующая литература на творчество А. С. Пушкина?”

(Слайд 5: фото “Письменный стол поэта в Михайловском”)

Проведение исследования – решение вопроса урока.

Читайте также:  Улетели гуси лебеди навсегда народная

Сейчас мы обратимся к каждому из названных периодов литературы и выясним, какое влияние они оказали на развитие творчества А. С. Пушкина.

Реализация индивидуального задания: сообщение “Отражение славянской мифологии в произведениях А. С. Пушкина”

Слайд 8: “Песни западных славян”; иллюстрация к стихотворению “Конь”.

Реализация индивидуального задания: чтение стихотворения “Конь” из Песен западных славян”.

Устное народное творчество

Слайд 10: “Устное народное творчество: поэма “Руслан и Людмила”; фронтиспис и титульный лист первого издания поэмы “Руслан и Людмила”.

Реализация индивидуального задания: чтение “Пролога” к поэме.

Имя какого легендарного певца – сказителя и исполнителя русских былин упоминается в поэме?

Нет, наверное, человека, который бы не знал сказок А.С. Пушкина. Давайте их вспомним.

Ученики называют сказки А.С. Пушкина.

Обсуждение вопроса: откуда Пушкин, дворянин по происхождению, знал русские народные сказки?

Ученики рассказывают о влиянии бабушки, М. А. Ганнибал, няни Арины Родионовны, которые познакомили его с народными сказками. Образ няни Арины Родионовны, талантливой русской сказительницы, не раз встречается в пушкинских стихах.

Отметим справедливость слов С. Я. Маршака: “Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной”.

Слайд 12: “Устное народное творчество: русские народные песни”

Реализация группового задания: сообщение “Использование русских народных песен в произведениях А.С. Пушкина”.

Реализация индивидуального задания – выразительное чтение отрывка из романа “Евгений Онегин” (Песня девушек)

Слайд 13: “Устное народное творчество: пословицы и поговорки”; Неизвестный художник, копия с оригинала О.А. Кипренского

Реализация группового задания: сообщение “Пословицы и поговорки в произведениях А.С. Пушкина”;

Широко применяя народную речь, Пушкин использовал в своих произведениях пословицы и поговорки. Давайте прочитаем отрывок из повести “Метель” (реализация индивидуального задания):

“Марья Гавриловна сама в беспрестанном бреду высказывала свою тайну. Однако ж ее слова были столь несообразны ни с чем, что мать, не отходившая от ее постели, могла понять из них только то, что дочь ее была смертельно влюблена во Владимира Николаевича и что, вероятно, любовь была причиною ее болезни. Она советовалась со своим мужем, с некоторыми соседями, и наконец единогласно все решили, что, видно, такова была судьба Марьи Гавриловны, что суженого конем не объедешь, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное. Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание”.

Подведение итогов исследования по второму вопросу: Пушкин изучал устное народное творчество, смело использовал в своих произведениях обороты народной речи и создал целый ряд произведений по мотивам русского фольклора.

Пушкин и древнерусская литература

Реализация группового задания: сообщение “Обращение А. С. Пушкина к произведениям древнерусской литературы”;

Слайд 14: “Древнерусская литература: трагедия “Борис Годунов”; В. Васнецов, “Летописец Нестор”.

Реализация индивидуального задания: чтение отрывка из трагедии “Борис Годунов” (“Ещё одно, последнее сказание. ”)

Слайд 15: “Древнерусская литература: “Песнь о вещем Олеге”; иллюстрация к балладе “Песнь о вещем Олеге”.

Предполагаемый вывод: произведения древнерусской литературы также нашли отражение в творчестве А. С. Пушкина

Пушкин и литература 18 века

Слайд 16: “Литература 18 века: “Старик Державин нас заметил. ”; С. Харламов, Г. Р. Державин, 1983.

Слайд 17: “Литература 18 века: “Воспоминания в Царском Селе”; И. Репин, “Пушкин на лицейском экзамене” (фрагмент).

Какое влияние оказало творчество Г.Р. Державина на Пушкина?

Огромное влияние на А.С. Пушкина оказал Г. Р. Державин. В начале творческого пути Пушкин во многом подражал Державину. Он создал ряд стихотворений, написанных в державинском классицистическом стиле: “Воспоминания в Царском Селе”, оду “Вольность” и другие. Эти стихи отличает гражданский пафос, высокая лексика, использование старославянизмов. “Воспоминания в Царском Селе” были написаны Пушкиным-лицеистом, он их читал на экзамене в присутствии Державина.

Литература 19 века

Слайд 18: “Литература 19 века: “Его стихов пленительная сладость пройдёт веков завистливую даль”; П. Ф. Соколов, портрет В. А. Жуковского, 1820.

Реализация индивидуального задания: сообщение “Влияние В. А. Жуковского на А. С. Пушкина”.

В одной из “Повестей Белкина” А. С. Пушкин как эпиграф к главе использовал строки из известной вам поэмы В.А. Жуковского:

Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокой.
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокой.
.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы.

Вопрос для обсуждения:

Назовите эту поэму и произведение Пушкина.

Подведение итогов урока (исследования):

Совместная работа учителя и учеников.

Предполагаемый вывод: Творчество А. С. Пушкина подготовлено всеми предшествующими эпохами, которые нашли отражение в его произведениях.

Именно поэтому он занимает особое место в культуре России.

Слайд 19: “Творчество Пушкина вобрало в себя все достижения народной и российской поэзии. Предшественники относятся к нему, “как малые и великие реки к морю, которое наполняется волнами” (В. Г. Белинский).

Слайд 20: Домашнее задание и инструктаж по его выполнению

Творческая работа: “Использование народной речи в романе “Капитанская дочка”.

Формы выполнения работы: сочинение, реферат, презентация.

Реализация задания: выступление на уроке литературы.

Этап рефлексии: самооценка по пятибалльной системе; заполнение таблицы:

Мои достижения Баллы 0-5
1 Освоил работу со справочной литературой
2 Могу систематизировать исследуемый материал
3 Умею выдвигать гипотезы
4 Умею задавать вопросы и строить суждения
5 Могу делать аргументированные выводы

Источник

Правильные рекомендации