Рисунки к русским народным потешкам

littlereader_ru

Маленький читатель

Дайте нашим детям книги, и вы дадите им крылья

С какими первыми художественными формами языка познакомится малыш? Разумеется, с колыбельными и песенками-потешками. Многие современные родители открещиваются от устного народного творчества: времена изменились, присказки и поговорки были хороши еще лет 150 назад, а сейчас невозможно устарели. По-своему они правы, ведь в первую очередь народные колыбельные и потешки принадлежат давно уже чуждому современной городской (да и деревенской) семье крестьянскому быту. В них находили свои отражения приметы, суеверия, отголоски языческих верований наших предков. Надо ли это современному ребенку, тем более переплетенное в пухлую книжку и трансформировавшееся в литературное произведение?

Оказывает не надо, а абсолютно необходимо.

То, что потешки превратились в литературное произведение, не удивляет. Уже давно прошли времена, когда устное народное творчество действительно передавалось из уст в уста. Книгам с колыбельными, детскими песенками, пестушками-потягушками – всему найдется место на книжных полках. Это воспринимается хорошо. Другое дело: малые фольклорные формы – ответный жанр, они предполагают ответную реакцию слушателя. Это не тексты и не стихи – это своего рода сценарии игр, форма общения взрослого и ребенка. Они проживутся и прочувствуются малышом, т.е. отложатся в эмоциональный багаж, при наличии близкого взрослого (мамы или папы, бабушки или дедушки), который будет соучастником игры.

Тут народные потешки можно условно разделить на два вида:

Бытовые пестушки-потешки, в которых обыгрываются знакомые ребенку из повседневного опыта действия, например:

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Такие потешки ситуативны и предметны, их легко вписать в ежедневный ритуал ухода за ребенком: пробуждение, умывание, кормление, игры. В них перечисляются и озвучиваются знакомые малышам предметы и явления окружающего мира. Невозможно переоценить их вклад в развитие малыша. На протяжении веков их слова отшлифовывались, пока они не превратились в родительские «заклинания».

Литературные потешки, содержание которых далеко от обыденного опыта современного малыша, например:

Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому,

Он головушкой помахивает,

Чёрной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает

Обыграть их можно только символически, как популярные «Сорока-белобока» или «Еду, еду к бабе, к деду». Ритм и мелодичность, их звучание столь же важны, как и содержание. Это, в некотором смысле, речевые формулы, которые настраивают фонетический слух ребенка, знакомят малыша с ритмикой, звучанием, структурой родного языка. Вне игрового общения они остаются полноценными художественными произведениями, красивыми, ритмичными, мелодичными, образными стихами, притягивающими внимание маленьких слушателей.

Такие литературные потешки, собранные под одной обложкой, — идеальный вариант первой книги для чтения малышу. Это то, что действительно запишется в глубины сознания, это квинтэссенция русского языка, бережно сохраненная фольклористами, которая никогда не потеряет свою актуальность, будь за окном хоть информационная, хоть постинформационная эра.

О том, чтобы знакомство с народными песенками запало ребенку в душу, позаботились талантливейшие художники.

ЮРИЙ ВАСНЕЦОВ

Для нескольких последних поколений детей русские народные песенки-потешки неразрывно связаны с образами, созданными Юрием Васнецовым. Это самая классическая классика. Можно сказать, если в семье говорят по-русски, дети видели иллюстрации Васнецова. Оформленные им детские книги были в каждом доме, они издавались массовыми тиражами, стали классикой книжного искусства. И именно за книги с потешками «Ладушки» и «Радуга-дуга» ему присудили гос.премию СССР.

Иллюстрации Васнецова бесспорно адресованы детям, но не просто юным читателям. Они адресованы внутреннему ребенку каждого взрослого, открывшего книгу. Его рисунки праздничны, нарядны, богато орнаментированы. Несмотря на кажущуюся простоту, граничащую с примитивизмом, они изумительно детализированы, они требуют внимательного рассматривания, исследования. В них чудесным образом сочетаются совершенно плоские статичные изображения с бьющей через край энергией движения героев, все сказочные персонажи двигаются, их статичность обманчива. Иллюстрации Васнецова рассказывают истории так же поэтично, как народные рифмы. Это лубок в лучшем его проявлении — доходчивости и емкости образов.

«Ладушки» по качеству издания не уступают «Радуге-дуге» (несколькими годами ранее Октопус выпустил такую же книгу, но после многочисленных жалоб на качество обработки изображений, качество бумаги и печати, а также шумного успеха «Радуги-дуги» издательство сделало работу над ошибками, в результате которой появились новые улучшенные «Ладушки»). Печать на хорошем уровне, правда все равно остались кое-какие огрехи, но буквоедством заниматься не хочется, когда в руках отличная книжка для самых маленьких.

Иллюстрации к «Ладушкам» очень нежные, несмотря на использования ярких фонов, композиции очень располагают к себе, маленькому ребенку будет очень просто вычленить главное на картинке, быстро соотнести текст и изображение, а это очень важно на этапе освоения навыка слушания художественного текста.

Среди менее ярких, но не менее достойных (а также, что немаловажно, бюджетных) хочу выделить двух котков: «Котеньку-котка» издательства Азбука и «Котеньку-котка» издательства Акварель.

В «Котеньке» от Азбуки под одной обложкой собрано самое большое количество потешек, песенок и сказок, проиллюстрированных Васнецовым. Формат чуть меньше А4, качество печати хорошее, офсет, бумага более шероховатая, чем в изданиях Октопуса, но достаточно плотная. Хорошая книга получилась с очень романтичной обложкой и безупречным содержанием.

Читайте также:  Ученые которые записывали устное народное творчество

«Котенька» Акварели вышел в серийном исполнении, но в этой серии оформление не отвлекает от содержания, обложка выглядит гармонично. Содержание здесь поскромнее, в книжку вошли только 12 песенок-потешек и 3 сказки (Колобок, Репка, Зайкина избушка). Среди плюсов: качество печати иллюстраций, довольно плотная мелованная бумага, блики некритичные. Книга приятная во многих отношениях, хорошо подойдет тем, кто хочет познакомиться с Васнецовым и его видением русского народного творчества.

ЕЛИЗАВЕТА ВАСНЕЦОВА

Дочь своего знаменитого отца не могла не пойти по его стопам в том числе в выборе стиля, так силен магнетизм работ Юрия Васнецова. Ведь говорят, что глядя на его иллюстрации малыши сами пытаются нарисовать свой сказочный мир. А Елизавета Юрьевна не просто смотрела, они рождались у нее на глазах.

Книга «Баю-баюшки-баю», оформленная дочерью знаменитого мастера, получилась удивительно нежной и материнской. Вся она светится материнской любовью, переливается мягкими убаюкивающими словами колыбельных и исподволь погружает читателей-слушателей в сладкую дрему насыщенную яркими видениями.

Как березонька скрип-скрип!

Наша Ленушка спит-спит.

Вот как Ленушка уснет,

Сладкий сон к ней придет,

Под малиновый листок,

Прямо нашей Лене в рот.

Колыбельные подобраны достаточно редкие, трогательные. Совсем вышедшие из обихода слова (хотя большинство слов колыбельных уже подвыветрились из коллективной памяти) объясняются в комментариях. Книга вышла в серии «Родом из детства», а значит, как и в «Котеньке-котке», читателей ждет не очень бликующая мелованная бумага, превосходное качество печати изображений (может быть, несколько увлекшееся желтым цветом), удобный формат.

ТАТЬЯНА МАВРИНА

Точному слову — точная иллюстрация

Татьяна Маврина была верна своему девизу, даже когда несколькими мазками создавала едва уловимое настроение, это настроение слово в слово с авторским текстом передавалось читателю. Ее жизнерадостный, деятельный характер отражается в каждом рисунке, адресованном детям. В детской литературе Татьяна Алексеевна оказалась случайно, или даже вынужденно, но ее союз с книгами для детей оказался на редкость счастливым. Ее легкие, полноцветные и полнозвучные работы, за кажущейся простотой и импровизационной уверенностью которых, скрывается вдохновенная и проницательная рука талантливого живописца, созвучны настроению литературы для самых маленьких своей откровенностью, безыскусностью и радостью.

Татьяна Маврина единственный советский и российский художник-иллюстратор, удостоившийся Золотой медали имени Андерсена, самой престижной в мире награды в области детской литературы, называемой иначе «Малой Нобелевской премией». Рассматривая брызжущие энергией, полные изящества и непринужденности иллюстрации Мавриной, мысленно соглашаешься с выбором искушенного жюри.

Недавно издательство Нигма в своей серии «Дочки-сыночки» переиздало несколько чудесных книжек-картинок с народными сюжетами из разряда для совсем маленьких: «Сорока-белобока», «Как у бабушки козел», «Жили-были», «Плетень» (и «Пир грибов», но это уже не народное творчество). Все книжки напечатаны на толстом надежном картоне, края закруглены, страницы плотно заламинированы — интересно сколько времени понадобится умельцам в возрасте до года, чтобы серьезно повредить такие непробиваемые издания?

В книжке «Сорока-белобока» представлен самый полный вариант потешки. Красный цвет, активно используемый на страницах книги, малышам так же привлекателен, как блестящие безделушки сороке, знакомая игра-потешка получит новое (высокохудожественное) измерение в сознании ребенка.

Персонажи истории «Как у бабушки козел» у Мавриной получились пухлыми, добрыми, невероятно положительными (даже волки). Очень душевная книжка с виртуозными, легкими иллюстрациями.

«Жили-были» — книжка-знакомство. На всю книгу — 8 самых популярных у детей сказочных зверей и их сказочные, народные прозвища. Вот самые малышовые герои сказок, вот их образы, созданные настоящим экспертом народного творчества Татьяной Мавриной, это не книжка с цветными фруктами и названиями цветов на каждой странице, это азы восприятия родной культуры. Тем и прекрасны издания, которые помогают наладить связь с истоками, возвращают детям крупицы традиционного детства.

«Плетень» в книжке тоже самый оживленный, здесь также приведен полный текст песенки. А персонажи уже отчасти знакомы читателям книжки-картинки «Жили-были». Говорящие характеры и говорящие иллюстрации,живой разговор озорных сказочных зверей, который можно не заканчивать никогда, ведь на последней странице дана подсказка родителям:

Да спать завалился.

Когда он проснется,

Сказка снова начнется.

Народное творчество настолько многогранно, что к нему можно обращаться на протяжении всей жизни, открывая все новые и новые глубины смыслов и образов, но начальную работу человек проделывает в раннем детстве, когда сживается с фольклорными героями своего народа, когда они становятся неотъемлемой частью его картины мира. Задача родителей дать ребенку рассмотреть как можно больше деталей в этой картине, для этих целей идеально подходят прекрасные детские книги, настоящие произведения книжного искусства.

Все описанные книги можно найти по ссылкам:

Источник

Иллюстрации Ю.А. Васнецова к русским народным потешкам

Иллюстрации Ю.А. Васнецова к русским народным потешкам в рамках проекта «Потешки с пеленок для дочки Аленки»

Просмотр содержимого документа
«Иллюстрации Ю.А. Васнецова к русским народным потешкам»

МАДОУ «Детский сад № 56», г. Березники, Пермский край

к русским народным потешкам

Подготовила: Атаманова Татьяна Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Что ты рано встаёшь,

Деткам спать не даёшь?

Пошел котик на торжок, Купил котик пирожок, Пошел котик на улочку, Купил котик булочку. Самому ли есть, Либо Кате снесть? Я и сам укушу Да и Кате принесу.

Читайте также:  Секвестрированная грыжа позвоночника лечение народными средствами

Ходит конь по бережку, Вороной по зеленому. Он головушкой

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Сам на кобылке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках. Съехали с гор, Развели костер.

без хвоста. Сел задом наперед, И поехал в огород.

Ходит кот по лавочке, Водит кошку за лапочки: Топы, топы по лавочке! Цапы, цапы за лапочки!

На улице две курицы С петухом дерутся. Две девицы-красавицы Смотрят и смеются: — Ха-ха-ха, ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!

Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок, Выпал беленький снежок, Ехал Ванечка дружок,

Ваня ехал, поспешал, Со добра коня упал, Он упал, упал, лежит – Никто к Ване не бежит,

Две девушки увидали – Прямо к Ване подбежали, Прямо к Ване подбежали, На коня Ваню сажали, Путь-дорогу показали.

Источник

Конспект НОД по предметному рисованию для детей средней группы на тему: «Добрый сказочник Юрий Алексеевич Васнецов».

ольга исаева
Конспект НОД по предметному рисованию для детей средней группы на тему: «Добрый сказочник Юрий Алексеевич Васнецов».

Занятие по ознакомлению с книжной графикой в средней группе на тему:

«Добрый сказочник Юрий Алексеевич Васнецов»

Цель:

• Познакомить детей с творчеством Ю. Васнецова,

Рассказать о том, что он иллюстрировал (русский фольклор: стихи, потешки, прибаутки, сказки) и как.

• Обратить внимание на особенность его рисунков – нарядность, сказочность,декоративность: образы рисунков напоминают дымковские игрушки; юмор, доброе отношение к изображенным героям.

• Почитать некоторые произведения и соотнести их с рисунками.

• Вызвать у детей интерес к творчеству художника, эмоциональный отклик на его рисунки, желание их рассматривать, высказывать свое отношение к ним.

• Альбом «Заинька, войди в сад. Русские народные песенки, потешки». Рис. Ю. Васнецова. М., 1984.

Небольшая группа детей сидит полукругом за столами. Перед детьми на столе воспитателя стоит портрет художника, а рядом – дымковские игрушки, расписная деревянная вятская посуда.

Ход занятия:

— Дети, познакомимся с очень интересным художником, иллюстратором детских книг Юрием Алексеевичем Васнецовым. Родился Юрий Алексеевич в старинном русском городе Вятке. Вятский край – удивительный, там много рек, озер, а леса густые, дремучие. Издревле жили в этих краях свободные люди – вятичи. Они пахали, сеяли, а потом убирали рожь, овес, пшеницу, ячмень, лен; из зерна мололи муку, пекли хлеб, варили каши, а из льняных стеблей пряли пряжу, ткали холсты и шили одежду. Вятичи ловили в реках и озерах рыбу, собирали мед – сначала от диких пчел, а потом научились устраивать пасеки с домиками для пчел. Они были смелыми, сильными, охотились на медведей, оленей, волков, охранили свои города и поселки от врагов.

Зимой, когда снег заносил дома по самые крыши и видны были только дымки из труб, дети любили кататься на санках, а взрослые делали из дерева посуду, прялки, расписывали их узорами – яблоками да ягодами лесными, цветами и травами. Женщины пряли, плели кружева. Мужчины делали сани, дуги для лошадей, деревянную посуду. А еще все любили лепить из глины игрушки-свистульки (глину брали на берегу реки Вятки).Лепили разные игрушки: куриц да петухов, лошадок да козликов и совсем необычных для тех мест индюков – они были сказочные, с хвостами в виде пышных букетов. Лепили барышень в нарядных платьях, кормилиц с маленькими детьми на руках, водоносок с коромыслами на плечах, коняшек со всадниками и много других интересно придуманных игрушек.

Игрушки сначала лепили, затем обжигали в русских печах – дым стоял столбом над избушками. Поэтому и прозвали эти вятские игрушки дымковскими. После обжига игрушки белили и расписывали яркими красками – красными, синими, зелеными, желтыми. Давали им высохнуть и украшали кусочками сусального золота (это очень тонкая пластиночка). Когда игрушки были готовы, их аккуратно укладывали в короба и по весне везли на большой рынок – ярмарку с каруселями и разными забавами для детей и взрослых, песнями и потешками скоморохов, прибаутками коробейников. Детям там обязательно покупали игрушки-свистульки, в которые они с удовольствием свистели. Очень все любили эти ярмарки. Вот и прозвали эту ярмарку «Свистуньей».

Сохранились в Вятке песни и обряды, старинные праздники, которые с детства видел маленький Юра Васнецов и сам с удовольствием в них участвовал. Став взрослым и окончив Академию художеств, он всю свою жизнь посвятил созданию рисунков к русским народным песенкам, прибауткам, потешкам, загадкам. Вот послушайте некоторые из них и посмотрите, какие к ним рисунки нарисовал Васнецов». (Читает и показывает иллюстрации в альбоме «Заинька, войди в сад». Неторопливо рассматривает с детьми листы больших иллюстраций.)

Зайка, зайка, войди в сад,

Серый, серый, войди в сад!

Заинька, сорви цвет, Серенький, сорви цвет.

Зайка, зайка, сорви цвет.

Серый, серый, сорви цвет! Заинька, свей венок,

Серенький, свей венок.

Зайка, зайка, свей венок,

Серый, серый, свей венок!

Заинька, попляши, Серенький, попляши.

Зайка, зайка, попляши,

Серый, серый, попляши!

На обложке альбома к потешке «Заинька, войди в сад…» изображен яркий и веселый сад. Какие необыкновенные там растут цветы – голубенькие, узорчатые, с желтенькими ягодками. А солнышко, какое? Лучистое, с нарядным пояском из ягодок. Сапоги заинька надел нарядные и курточку красивую. А что это за букет у него в лапке? Да, просто волшебный! Цветы – как любимые зайкины капустные кочаны. Вот и радуется, приплясывая, зайчик. А какие краски подобрал художник? Разноцветные. Страничка ярко-розовая, с синенькой рамочкой. На розовом фоне очень нарядно смотрятся зеленый, желтый, голубой, красный цвета. Яркая, красивая картинка! Мы ее поставим на полочку, и будем любоваться ею!

Читайте также:  Сценарии к празднику день народного единства для школьников

А вот следующая иллюстрация – про котика. «Пошел котик на Торжок…» (Читает потешку):

Пошел котик на Торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Либо Бореньке снесть?

Да и Бореньке снесу.

— Посмотрите, как осторожно ступает котик, у него палочка, как у дедушки. На нем расписные валеночки. А что несет котик? Булочку. Какая она? Очень большая – на всех хватит. А каким изобразил кота художник? Важным, хозяйственным, деловым. Куда это он торопится? К Бореньке – булочку ему несет. Дело происходит зимой – вон, как много снега нанесло,все в снегу: избушки, деревья, кусты, забор – красота-то, какая! Зимой быстро темнеет – вот и горит фонарь, освещая дорогу. Свет от фонаря идет сказочный. А почему сказочный? Вон, какие кружочки-снежинки вокруг фонаря хороводы водят! А что мы видим вдали? Кто это там нарисован? Тетенька и собачка. Почему это тетенька так руками разводит, вверх их подняла? Удивляется коту, да и собачка удивлена – лает.

А еще дальше что нарисовано? Деревенька – избушек много, все-то они в снегу по самые крыши, из труб дым вверх идет, печи топят, холодно вечером.

Какую интересную картинку придумал и нарисовал художник! А в потешке обо всем этом и не говорится.

А какого цвета вся страничка? Голубовато-белая. Это холодная страничка – дело-то зимой происходит.

Еще посмотрим одну иллюстрацию. Это страничка к потешке «Дедушка Ежок, не ходи на бережок…»(Показывает и читает потешку):

Не ходи на бережок:

Там растаял снежок,

Ты промочишь ножки,

А теперь, давайте сами нарисуем зайчика. Посмотрите на картинки. На одной зайчик сидит, на другой – бежит от волка.

Вспомним алгоритм рисования зайчика. (Вспоминаем). Приступаем к работе!

В конце занятия анализируем работы детей.

Комочек пуха, длинное ухо,Паслися на лужайке:

Прыгает ловко, любит морковку.

И зайка Попрыгайка.

Заяц, суслик и хомяк

Вот и этак, вот и так,

Вот и танец краковяк.

Заяц лапкою притопнет,

А хомяк в ладоши хлопнет,

Суслик громко засвистит,

Зайца в танце закружит.

В густом лесу жила

На пенечке под окошком

Старый заяц плел лукошко,

Плел да песню распевал.

Внучек прутья подавал.

Как лукошко доплетут,

В лес по ягоды пойдут.

Рвать лохматой лапкою.

Серый заяц пас коров

Изо всех лесных дворов:

А в кармане пирожок,

На плече огромный кнут,

И коровы рядом тут.

Все коровы на лужке

Перепутала зайчиха зайчат,

Было трое, а стало их пять,

Где чужие, где свои – не отличить.

Всех их надо молоком накормить.

Сел зайчишка на лужайке,

Заиграл на балалайке:

Не подслушивай, олень,

Не подглядывай, сова,

Научись играть сама!

Перепутала зайчиха зайчат,

Было трое, а стало их пять,

Где чужие, где свои – не отличить.

Всех их надо молоком накормить.

Потом еще попрыгала –

Уложила их в кровать,

Стала песни напевать.

Не свисти зайчонок:

Напеки мне, зайчиха, лепешек,

Навари мне, зайчиха, моркошек,

Постирай рубашоночку чисто –

В лес далекий уйду я туристом,

Надоела мне, зайцу, забота,

Не хочу в огороде работать,

Петь зайчатам не стану я песни,

Мне по лесу бродить интересней.

Нынче заяц я вовсе старый,

У костра побренчу на гитаре,

Я ленивый и жырный зайчище,

И зайчата меня пусть не ищут.

Как напал на зайца страх,

Позади собачий лай,

Впереди вороний грай.

И стоят везде пеньки,

А, быть может, мужики.

Зайцы по лесу бежали,

Зайцы сосенки считали:

Раз, два, три, четыре, пять –

Умножаем их на пять.

И начнут считать опять.

Там заяц с медведем в обнимку гуляют

В большом и красивом лесу.

Медвежьего друга там волк уважает,

И он не боится лису.

И съели б зайчишку, да съесть то нельзя,

Ведь заяц с медведем с детства друзья.

Все морковочку грызут,

Петуха к норе несут.

На снежочке колком –

Беленькие носики стали

На колхозных грядках

Нет зимой морковки,

У берлоги встал зайчишка,

В дверь стучится лапой:

— Ты проснись скорее, Мишка,

Нынче холодно в тайге,

Заяц веточку грызет,

На сосне снегирь поет:

— Убегай скорее, зайка,

Лисы ходят на лужайке.

Конспекты занятий по ИЗО Конспекты занятий. Занятие по знакомству с творчеством художника-иллюстратора Ю. А. ВАСНЕЦОВА (старший дошкольный возраст) Цель занятий:.

Непосредственно образовательная деятельность «Знакомство с творчеством Ю. А. Васнецова» Тема: Знакомство с творчеством Ю. А. Васнецова Программное содержание: Воспитывать у дошкольников интерес к изобразительной деятельности,.

Источник

Правильные рекомендации