Рисунки казахского народного костюма

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Цитатник

фёдоровский городок в царском селе. Фео́доровский городо́к —Дома для.

Рубиновая паюра королевы Баварии Терезы Эссенская «детская» корона.

Кто такая Мария Дульиоли Барберини? Итальянка, родная племянница 235-го папы римского Урбана VIII.

Ссылки

Новости

Фотоальбом

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Приложения

Казахский национальный костюм


Казахский национальный костюм


В казахском национальном костюме отражены древние традиции казахов, связаные с их этнической историей, экономическими, социальными и климатическими условиями.

5.

Шили шубы и из шкур домашних животных.

Войлок один из традиционных материалов верхней одежды в казахском национальном костюме.

У казахов высокая шляпа из белого войлока называется АК КАЛПАК. Такая же шляпа с загнутыми вверх широкими полями называется АИР КАЛПАК. Парадные белые шляпы ак калпак вышивали белым шелком, обшивали серебряным галуном по тулье и украшали по краю шнуровым швом. Разновидностью калпака является ТЕЛЬПЕК.

Особенно красивы были мужские пояса с подвесками: кошельком, пороховницей, кресалом, трутом, футляром для ножа. Иногда подвески имели только декоративное назначение. И функциональныеи декоративные подвески назывались ОКШАНТАЙ.

Пояса делали не только из кожи, но из шелка и бархата и носили их взрослые мужчины. У юношей пояса не были наборными, не имели подвесок. Пряжки и накладки на ремень имели сердцевидную форму, делались в виде стилизованых фигур птиц, оленей, волчьей головы, рогов барана итд.

С ними сходны женские пояса, правда они более широкие и нарядные. В основном женские пояса были из шелка. пояса из шелка с декоративной вязкой называются КУР БЕЛДИК.

Как мужские, так и женские пояса украшались металлическими прямоугольниками, треугольниками, сердцевидными и роговидными накладками,а также накладками в виде балясин со вставками бирюзы, агата, сердолика. Для вставки использовался и нефрит. Казахи считали, что одежда, украшенная нефритом, предохраняет человека от молнии.


Fashion, мужской и женский гардероб, национальный костюм,

Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям

Источник

Казахский национальный костюм

Казахстан – это республика, где и в наше время чтят традиции, уважают старших и живут согласно обычаям. Важной частью казахской культуры считается национальный костюм. У элементов одежды местного гардероба древняя история. Рассмотрим ее подробнее.

Аспекты казахского национального костюма родились из истории тюрко-монгольских племен. Каждый элемент такого наряда имеет историческое обоснование, обусловленное климатом, образом жизни казахов, условиями жизни и нравственными устоями.

Национальная одежда отражает статус человека, носящего ее. По назначению костюмы казахов делились на праздничную, повседневную, дождевую, верхнюю, а также нательную одежду.

Согласно древним обычаям воины перед битвой одевали лучшую и самую дорогую одежду. Богатые ткани использовались для пошива праздничных нарядов.

Бархат, парча, велюр, атлас и вельвет были также знакомы казахам, но использовались реже. Дубленки и шубы были распространены в Казахстане задолго до того, как они появились у других народов. Мужские и женские брюки изготавливали из роскошных тканей, редко использовались простые натуральные материалы.

Национальная одежда в Казахстане обладает следующими особенностями:

Костюм казаха или казашки должен был быть максимально удобным, чтобы в нем было легко ездить на лошади, готовить обед и присматривать за детьми.

Одежда женщин отличалась от костюмов мужчин большим разнообразием цветом, вышивкой, затейливыми орнаментами и, конечно, таким элементом, как платье.

К нательной одежде у женщин относили казакин, брюки, жилетки, платья. Чапан и купи были верхней одеждой. Купи шили на подкладке из меха.

Праздничные юбки женщин отшивались с многочисленными оборками. Девушки и девочки носили халаты с застежками, замужним женщинам было дозволено носить костюмы без застежек с поясом.

Многие мужские костюмы у казахов шились на подкладке из войлока. Кенепы и плащи дополнялись брюками из легких тканей, жилетами, рубахами.

Вышивка на мужских костюмах тоже присутствовала, но в меньшем объеме, чем у женщин. Безрукавки были популярны у казахов летом, а теплые кафтаны зимой. Борики и колпаки для мужчин шились из белой кошмы. Головные уборы мужское население Казахстана носило в любое время года.

В казахском национальном костюме применялось немного цветов, зато много оттенков. Вся одежда отшивалась из ярких тканей. Основными цветами считались красный, зеленый, синий, серебряный и золотой.

Позднее стали использовать голубой, желтый и розовый оттенки. Этих цветов хватало, чтобы создавать неповторимые наряды с индивидуальной вышивкой. Данную цветовую гамму казахи делили на оттенки и применяли несколько вариантов одного цвета в одном наряде.

Вышивка на одежде считалась оберегом человека от сглаза и зла. Цена материалов прямо указывала на финансовое положение владельца. Детей казахи одевали точно так же, как и взрослых. Единственным отличием был размер национального костюма ребенка.

Источник

Выступление на тему «Казахский национальный костюм»

История развития казахского национального костюма.

Одежда, как и другие предметы материальной культуры, отражает историческое развитие общества, изменения климатических условий, национальные особенности, а также эстетические представления народа о мире, этнокультурные особенности, возрастные категории, социальную и этническую принадлежность человека.

«Если человек не помнит своей истории, то у него нет будущего» гласит казахская пословица. Сохранение своей истории, свое культурного наследия является одной из актуальных проблем современного общества. Национальный костюм, в котором с наибольшей полнотой воплотились богатейшие традиции казахского декоративно-прикладного искусства, является выразителем эстетических представлений народа, обеспечивает передачу из поколения в поколение духовного и исторического опыта.

С незапамятных времен народный костюм казахов является уникальным проявлением материальной культуры нации, создававшейся в тяжелых условиях кочевой жизни в степях с их знойным летом, пронизывающими ветрами, морозными зимами. В нем, как в зеркале, нашли свое отражение эстетические идеалы народа, его представление о прекрасном. Именно его колорит и яркая самобытность сыграли огромную роль в утверждении этнического самосознания народа.

Национальный костюм казахов прост в композиции, целесообразен, удобен для верховой езды степняков-кочевников, приспособлен к защите от холода, зноя и постоянных ветров. Отличается благородной нарядностью, которая достигается отделкой мехом, вышивкой, инкрустацией и др. Ему присуща общность форм для всех слоев населения с небольшими поправками на возраст, пол и социальный статус.

Для изготовления одежды, обуви, головных уборов использовались следующие ткани и материалы:

кожа (основной, базовый материал), из нее шили зимние штаны, праздничную верхнюю одежду, безрукавки, тулупы, головные уборы. Шкуры брались преимущественно домашних животных – коз, овец, жеребцов, коров. Выделанная и выбеленная кожа применялась в сочетании с тканями;

мех (как утеплитель и, одновременно, украшение верхних нарядов, обуви и пр.);

войлок (тонкая шерсть, выделанная в домашних условиях);

хлопчатобумажная ткань (привозная – ситец, бязь, кумач, миткаль, для людей среднего достатка);

шелк, парча, бархат, атлас, тонкое сукно (привозные, символ обеспеченности, достатка, высокого социального статуса человека).

Украшали комплекты вышивкой, меховой отделкой, различными аксессуарами. Для окраски ткани варили смеси красителей – желтые, красные, оранжевые и другие.

Окраска одеяния носит символистическое наполнение: белый цвет означает радость, черный – землю, красный – огонь, солнце, зеленый – молодость, желтый – знание.

Особенности казахского костюма

Распашной характер верхней одежды и запахивание её на левую сторону независимо от пола.

Наличие высоких шапок, часто украшенных перьями, вышивкой и драгоценными камнями.

Обогащение женского платья каймой, бахромой или оборками.

Небольшое количество цветов в общем ансамбле костюма.

Обычно одежда украшалась национальным орнаментом. Чаще всего это вышивка, нашивки с люрексом, узорчатое тканьё, а также различные ювелирные изделия.

Традиционными материалами для одежды обычно служили кожа, мех, тонкий войлок и сукно из бараньей или верблюжьей шерсти.

Из овчины, козьих, жеребячьих, сайгачьих шкур обычно шили верхнюю одежду: тулупы, безрукавки, шаровары и т.д. На шубы, лёгкую одежду, головные уборы, шли также хлопчатобумажные ткани, доставляемые купцами из Индии. По «Шёлковому пути» из Китая и Средней Азии поступали шёлк, бархат, парча и шерстяное сукно. А с XVII в. в казахской степи стали появляться русские товары.

Мужской костюм казахов состоял из нательного белья, верхней одежды, обуви и головных уборов.

Койлёк – это длинная (до колен) рубаха с отложным или стоячим воротником, скошенным плечом, выкроенной проймой и разрезом на груди. Шили обычно из белого холста. Под рукавами вставлялись клинья в виде треугольников, служившие ластовицей.

Поверх жейде казах надевал обычно лёгкую, расширяющуюся книзу одежду, сшитую по фигуре и шаровары.

Камзол – во многом сходен с бешметом, только без рукавов.

Бешмет, камзол и кокерше (разновидность камзола) могли быть утеплёнными, в зависимости от сезона.

Шаровары шили из того же материала, что и шекпен, со вставкой-клином для удобства при верховой езде. Застёжек и пуговиц не было. Верхние края штанин заворачивали и вставляли в них поясок, выполняющий роль ремня.

Шекпен (чекмен) – просторный халат, длинный как плащ с широкими длинными рукавами был скатан из верблюжьей шерсти и обычно служил защитой от бурана, дождя или другой непогоды. Жёлтые и белые шекпены делали из неокрашенной шерсти. Парадные шекпены окрашивали в синий, пурпурный и другие цвета, их швы для отделки обшивались галуном.

Купи – зимняя шуба, крытая шекпеном из сукна.

Кебенек – старинный плотный плащ без рукавов, делали преимущественно из белого тонкого войлока. Имел форму военной накидки и глухой стоячий воротник. Украшали вышивкой, шнуром и декоративной стёжкой. Для защиты от непогоды одевали поверх зимней одежды.

Женские штаны – дамбал не отличались по покрою от мужских, шили их из того же материала, что и нижнюю рубаху, а иногда из разноцветных тканей с широким поясом и шагом.

Камзол верхняя одежда , шился преимущественно из бархата яркого цвета. Длина его была ниже бёдер, силуэт приталенный, обычно на подкладке. Украшали вырез, полы и низ камзола. Чаще всего это была вышивка: гладь, тамбур, золотая и серебряная канитель, или же кайма, нашивки с люрексом, галуны или бисер.

Костюм замужней женщины-казашки состоял из тех же предметов, что и девичий, за исключением головных уборов.

У казахов высокая шляпа из белого войлока называется ак калпак. Такая же шляпа с загнутыми вверх широкими полями называется аир калпак. Парадные белые шляпы ак калпак вышивали белым шелком, обшивали серебряным галуном по тулье и украшали по краю шнуровым швом. Разновидностью калпака является тельпек.

Шапки типа борык носили и девушки, только у них они были украшены подвесками и пучком перьев филина, цапли или павлина. Казахи такую шапку называют камшат борык- бобровая шапка.

Пояса делали не только из кожи, но из шелка и бархата и носили их взрослые мужчины. У юношей пояса не были наборными, не имели подвесок. Пряжки и накладки на ремень имели сердцевидную форму, делались в виде стилизованых фигур птиц, оленей, волчьей головы, рогов барана итд.

С ними сходны женские пояса, правда они более широкие и нарядные. В основном женские пояса были из шелка. пояса из шелка с декоративной вязкой называются кур белдик.

Она является практически одинаковой у мужчин и женщин. Летние сапоги отличались каблуком и загнутыми носками. Обувь, как и все элементы костюма богато декорировалась, особенно женская. Сапоги молодых девушек и женщин украшались вышивкой и аппликациями. Пожилые носили сапоги без каблука. Зимой сапоги надевали на теплые войлочные чулки. Бедняки и пастухи ходили в войлочных сапогах на кожаной подошве.

Костюм детей у казахов повторяет одежду взрослых, только в уменьшенном виде, в соответствии с возрастом и полом ребёнка. По-видимому, это связано со стремлением поскорее увидеть в своём ребёнке взрослого.

Национальная одежда – это богатое историко-культурное наследие, всестороннее исследование знакомит с традициями, обрядами и уровнем жизни народа.

С развитием человеческого общества некоторые изделия прикладного искусства приобрели новый вид, новые формы, все они имеют глубоко национальный колорит и применяются поныне.

В традиционном казахском костюме – примечательным является разнообразие его видов и форм, приемников его декоративного оформления которое не нарушает естественного художественно – стилевого единства, выработанного веками. Декор присутствует на всех элементах комплекта. В зависимости от половозрастных и социальных различий она отличалась материалами, применяемыми для художественного оформления.

Декоративное оформление швейных материалов являются актуальными на сегодняшний день и не выходят из моды. Современный декор отличается от исторических образцов в основном технологией исполнения и применяемыми отделочными материалами. Однако цель декорирования сохранилась – сделать одежду людей более привлекательной и красочной.

Использование символики казахской национальной одежды в современном дизайне костюма Казахстана происходит преимущественно в рамках очень популярного этно-направления, корни которого погружены в космос кочевой культуры древних поселенцев евразийских степей. Этно-мотивы обеспечивают трендам казахстанских дизайнеров так называемую узнаваемость, самобытность, этническую, региональную идентификацию, особое положение в многоликом мире fashion-индустрии. Сегодня фольклорные линии этно придают практически каждой модной коллекции древнюю экзотику, яркость, гламурный шик, создают настроение своими редкими деталями или даже становятся стилем жизни. Притягательная сила этностиля заключается в таких непременных принципах народного костюма любого этноса как эстетичность, функциональность, целесообразность, рациональность кроя и исполнения. Причем, этностиль не в коей мере не отменяет ту радость эксперимента, то новаторство, без которых не может существовать дизайн, ориентированный на новейшие научно-технические достижения, технологии и материалы, самые современные веяния моды, самые изысканные запросы потребителей.

Этнический стиль принято называть фольклорным или народным. Фольклорная одежда помогает создавать своё внутреннее пространство, прикоснуться к истокам существования, ощутить свободу и силу. Применение этнических традиций в одежде формирует устойчивый интерес к культуре и искусству казахского народа, способствует взаимопроникновению и развитию международного диалога, у казахстанских дизайнеров появилась возможность показать ценности своего народа, а также выйти на международные «площадки» высокой моды, продемонстрировав художественный синтез этнической самобытности национального костюма в сочетании с современными тенденциями.

Применение народных традиций в одежде формирует устойчивый интерес к культуре и искусству казахского народа, способствует взаимопроникновению и развитию международного диалога и дает возможность показать ценности своего народа, воспитывает молодое поколение.

Фольклорная одежда помогает создавать своё внутреннее пространство, прикоснуться к истокам существования, ощутить свободу и силу, а также выйти на международные «площадки» высокой моды.

Источник

Читайте также:  Работа в народном фронте
Правильные рекомендации