Рисунки русского мужика в народном костюме

Здоровый и могучий: как одевались мужчины на Руси

Русская духовная и материальная культура богата и глубока, что, конечно же, нашло отражение и в русском народном костюме. Народные костюмы любой нации или этноса объединяет в себе эстетические вкусы и объединяет в себе функциональные особенности и образное содержание, возложенное на него традициями его создателей и носителей. Уже не раз мы знакомились с элементами женского народного костюма, настало время поговорить о мужском!

В отличие от исконного дамского гардероба, мужские наряды не отличались разнообразием. Если женский сарафан скрывал фигуру, то мужская одежда её подчёркивала. Итак, основными элементами мужского костюма были:

Штаны-порты

Главная составляющая мужского национального костюма. Нижнюю часть брючин заправляли в сапоги или обвязывали «портянками»-онучами, которые носили вместо носков с лаптями, поэтому и шили их немного укороченными. Синие с белой полоской по бокам, брюки могли быть облегающими или широкими как шаровары. Со временем появились и стали модными карманы, до этого кисет и гребень подвязывали к поясу.

Пояс

Пояс был не менее важной деталью мужского костюма – без пояса, как и без креста, ходить было неприличным. Пояс, который повязывали младенцу, вводил его в мир людей, в пространство культуры. Пояс выступал оберегом и даже опознавательным знаком – узоры на нём говорили о принадлежности определённой местности. Также мужчины по-разному подвязывались поясом. Молодые парни использовали более широкие и длинные пояса на талии, а люди солидного возраста – под животом. Женатые надевали короткий узкий пояс или даже шнур.

Рубаха

Рубаха – элемент одежды, который мужчины носили с малых лет. Она была длинной, носилась поверх штанов и подвязывалась поясом. Рубаха-косоворотка с высоким воротничком-стойкой была особенно популярной. Чаще всего для пошива рубахи выбирали ткани светлых оттенков – серой, белой или бежевой, а также красные ткани. Рукава, горловину и низ вещи украшали вышивкой или тесьмой, которые имели сакральное значение. Свадебные рубахи вышивала невеста – украшение даже выступало в роли оберега.

Головные уборы

Да, мужчины тоже укрывали головы, особенно в холода. Они носили тафьи – особые круглые шапочки, которые старались не снимать даже в церкви, что ею осуждалось. Поверх тафей можно было надевать шапки из разных материалов в зависимости от социального статуса человека. В тёплое время года мужчины носили картузы, грешевики и соломенные шляпы, а зимой ушанки и малахаи. Головные уборы украшались тесьмой, лентами, цветами, а также вышивались бисером.

Верхняя одежда

В зависимости от времни года мужчины носили зипуны, длинные кофтаны, свиты, тулупы и шубы, подпоясанные кушаком. Зажиточные семейства могли себе позволить украшать верхнюю одежду меховыми манто, а бедные защищались от морозов и ветра высокими стоячими воротниками.

Источник

Как нарисовать мужской русский народный костюм гуашью

Существует немало разновидностей русских народных костюмов для мужчин. В этом уроке представлен пошаговый рисунок «Русский мужской народный костюм» простым карандашом и гуашевыми красками. В нем будет красная рубашка с пояском и штаны черного цвета. Добавим для общей картины и высокие черные сапоги.

Материалы, которые пригодятся в рисовании:

Поэтапное рисование мужского народного костюма:

1. Намечаем на листе бумаги народную рубашку с длинными рукавами и воротником. Но сперва проведем вертикальную линию в центре листа, которая поможет в рисовании. Добавим поясок на рубашке.

2. Теперь дорисуем штаны и высокие сапоги в народном стиле. Уточняем контур рубашки и добавляем детали, которые помогут придать ей русский народный стиль. После этого ластиком убираем линии построения и получаем готовый карандашный набросок костюма, который следует красочно раскрасить гуашью.

Читайте также:  Почки солевой диатез народное лечение

3. Разводим на палитре красный цвет гуаши. Наносим затем на все участки рубашки.

4. Штаны и сапоги будут черного цвета. Поэтому их полностью закрашиваем данным оттенком.

5. Крохотные детали на рубашке в ее центрально части возле воротника закрашиваем желтой гуашью. Используем бордовый цвет для проработки объема этой детали народного русского костюма для мужчины.

6. Теперь создаем обводку рубашки и деталей костюма черной гуашью, чтобы получить нужный контур.

7. Получился вот такой готовый красочный рисунок «Русский мужской народный костюм», который выполнен гуашью.

Источник

Русский костюм в картинах художников

Екатерина Андрющенко запись закреплена
Русский костюм в картинах художников запись закреплена
Жар-птица.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. ПУТЕШЕСТВИЕ С СЕВЕРА НА ЮГ
Продолжение

Эта необычная книга вводит читателя в мир русского народного костюма, рассказывает об исторической и обрядовой среде, в которой формировался облик традиционной одежды русского народа, учит основам моделирования из различных материалов (картона, ткани, бумаги, ниток, бисера и т. п.).
Книга состоит из двух частей: в первой рассказывается о традиционном костюме различных губерний России, от самых северных до южных, а во второй — о том, как изображали народный костюм русские художники XIX — начала XX столетия, когда в обществе возник глубокий и неподдельный интерес к крестьянскому искусству.
Книга рассчитана на широкий круг читателей
Источник: https://yadi.sk/a/oaIIpafk3WQdWQ

Русский костюм в картинах художников запись закреплена
Авторские платья Сестры Тургиновы | Путь женщины

Плачея — убор просватанных девушек.

Головной убор в женском русском национальном костюме — важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. По нему можно было узнать возраст владелицы, из какой она местности, ее семейное и социальное положение. Традиционно на Руси головные уборы разделялись на девичьи, женские и свадебные. Девичьи головные уборы оставляли открытыми темя и косу, женские, наоборот, скрывали волосы целиком.
Показать полностью.
После того как девушка была просватана, она меняла головной убор, так как теперь должна была отличаться от незамужних подруг. Просватанной или сговоренной девушка считалась со дня сговора или рукобитья, когда родственники жениха и невесты договаривались об условиях свадьбы, и до венчания.
С этого времени, в соответствии с определенными моментами свадебного ритуала, смена головного убора могла происходить несколько раз. На Русском Севере кокошник-плачея был тем самым промежуточным, между девичьим и женским, головным убором, получившим название из-за ставшей традицией песни-плача невесты, оплакивания ее девичества.
Плачея не было головным убором на один раз, не такими расточительными были наши предки.
После того, как девица получала определённый статус в доме мужа, к плачее могли добавить донце, чтобы закрыть волосы. Тогда плачея носилась, как праздничный головной убор.

Русский костюм в картинах художников запись закреплена
Авторские платья Сестры Тургиновы | Путь женщины

Костюмы в русском стиле из сериала «Годунов» (2018-2019 г.)

Русский костюм в картинах художников запись закреплена
Сольное и хоровое народное пение
Русский костюм в картинах художников запись закреплена
Авторские платья Сестры Тургиновы | Путь женщины

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ «ПАРОЧКА»

Под влиянием городского костюма в конце XIX века в крестьянской женской одежде появляется новый комплект, основа которого состояла из юбки и кофты или цельного платья, сшитого из покупной фабричной ткани.

Комплект из юбки и кофты, который был выполнен из одного материала — шелка, атласа или хлопчатобумажной ткани, — на севере ласково называли «парочка».
Показать полностью.

Кофты шились с воротником-стойкой, кружевной вставкой на груди и пышными рукавами, сложный крой верха костюма, в виде баски, оборок, застроченных мелких складок, рюш из тюля кружева подчеркивал приталенный силуэт.

Читайте также:  Узоры русский народный костюм

Ансамбль-парочка — из юбки и кофты стал самым распространенным видом женской одежды среди женщин провинциальных северных городов в конце XIX — начале XX веков.

Русский костюм в картинах художников запись закреплена
Журнал «Народное творчество»

В преддверии морозов и снега, катаний с горки и других зимних развлечений

Русский костюм в картинах художников запись закреплена

Волшебный мир русского костюма в открытках художника Сергея Сергеевича Соломко.

Русский костюм в картинах художников запись закреплена
Авторские платья Сестры Тургиновы | Путь женщины

ШЬЁМ КОФТУ «КАЗАЧОК»

В конце XIX-начале XX века под влиянием городской моды все более популярными становятся комплекты, состоящие из кофты и юбки, сшитых из одной ткани — так называемые «парочки». Именно в это время в деревенской женской моде появляется «казачок» — приталенная кофта с застежкой спереди, скроенная точно по фигуре.
Показать полностью.

Как правило, казачки шили со стоячими воротничками, с длинными пышными рукавами, сужающимися к запястью, полочки и спинка состояли из нескольких деталей. Рукава шились из двух деталей и кроились не по прямой, а с изгибом, повторяющим естественный изгиб руки.

Плечевой шов смещался на спинку. Казачки делали из шёлковых или шерстяных однотонных тканей алого, синего, коричневого, кремового, розового, голубого цвета и т.д., из шёлковых жаккардовых тканей с цветочным рисунком, из атласа и штофа. Для подкладки использовали хлопчатобумажные ткани.

Выкройки взяты из книги Т. А. Левачевой «Поморский традиционный костюм».

Русский костюм в картинах художников запись закреплена

«Солнцев был одним из тех лучших и немногих,
которые учили нас всех ценить и любить
настоящую коренную Русь».
В.В. Стасов

Показать полностью.
Федор Григорьевич Солнцев (1801-1892) – русский художник-график родился 14 апреля 1801 года в селе Верхненикульском Мологского уезда Ярославской губернии в семье крестьян графа Мусина-Пушкина. В 1815 году его определили в Академию художеств. На картины начинающего художника обратил внимание Президент Академии художеств, директор Императорской публичной библиотеки А.Н. Оленин, он стал привлекать Солнцева для исполнения различных работ и заказов, нацеливая на художественно-археологические исследования. В 1829 г. Ф.Г. Солнцев исполнил рисунки Рязанских древностей: драгоценные бляхи, бармы, перстни. Эта работа окончательно связала жизнь и творчество Федора Григорьевича с археологией: современники называли его исключительно художником-археологом, а впоследствии его полувековая художественно-археологическая деятельность была отмечена золотой медалью Императорского Русского Археологического общества. С конца 20-х гг. XIX в. Ф.Г. Солнцев стал главным помощником А.Н. Оленина в издании археологических трудов. В начале 1830 года он рисовал “Керченские” и “Фанагорийские древности”. В 20-е годы XIX в. А.Н. Оленин привлек Солнцева к работам по созданию проектов различной форменной одежды.

30-е годы XIX века стали новым этапом в творческой биографии Ф.Г. Солнцева. Он работал в Москве, снимая рисунки с древнейших вещей, хранившихся в Оружейной палате Московского Кремля и его соборах, делал акварельные зарисовки различных видов Москвы. Часть этих рисунков была выполнена для работ русского историка, действительного члена Императорского Общества истории и древностей Российских — Ивана Михайловича Снегирева, занимавшегося исследованием российских древностей. Созданное Ф.Г. Солнцевым собрание рисунков русской старины от VI до XVIII века было использовано при издании «Древностей Российского государства» (1849-1853 гг.) Издание состояло из 500 рисунков большого формата.

С 1830 по 1853 гг. Ф.Г. Солнцев много ездил по древнерусским городам, занимаясь исследованием и срисовыванием предметов и памятников старины, делал этнографические зарисовки. В 1847 г. было издано сочинение киевского гражданского губернатора И.И. Фундуклея «Обозрение Киева», Большая часть зданий и вещей, которые были описаны в «Обозрении Киева», представлены в рисунках и чертежах. Гравюры к книге создавались по рисункам Ф.Г. Солнцева. Ф.Г. Солнцев реставрировал фрески и раскрывал мозаики Киевского Софийского собора (Х1 век), с ювелирной тщательностью копировал его росписи. В марте 1853 г. он представил 80 рисунков в Императорское русское археологическое общество для издания. Из-за отсутствия средств процесс подготовки издания затянулся на долгие годы и начался только в 1866 г. В 1871 г. вышел первый выпуск «Древностей» — «Киевский Софийский собор».

Читайте также:  Нейропатия ног лечение народными средствами

В 1836 г. Ф.Г. Солнцев был удостоен звания академика. С 1844 по 1867 г. он преподавал иконописание в Санкт-Петербургской Духовной семинарии, за что получил ордена св. Анны 2-й степени и орден св. Владимира 3-й степени. В 1858-1866 гг. под его наблюдением было изготовлено более 200 иконостасов для церквей западных российских губерний по заказу Министерства государственных имуществ. Он сам сделал эскизы образов, крестов, хоругвей и проч.

Плодотворным было сотрудничество художника с издательским отделом Священного Синода. К предпринятому в 1885 г. архиепископом черниговским Филаретом изданию «Жития святых, чтимых православной церковью» Ф.Г. Солнцев сделал 400 рисунков. По рисункам Солнцева был издан Антиминс. С его иллюстрациями вышли книги «Пояснения на литургию» Дмитриевского, «Пояснения на литургию» Н.В. Гоголя и др.

С конца 30-х годов, когда император Николай I принял Ф.Г. Солнцева под свое покровительство, для членов императорской фамилии художник создал целый ряд рукописных книг: Молитвослов для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I; Молитвослов для императрицы Марии Александровны, жены Александра II; Молитвенники ангелам-хранителям для великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Марии Александровны; Жития избранных святых; «Праздники в Доме Православного Царя Русского»; Житие Сергия Радонежского; Служба святой Марии Магдалине; «Русские святые, предстатели перед Богом за царя и святую Русь»; «Знаменательные дни в Доме императора Александра III». В 50-е годы ХIX в. создавался «Молитвенник с Месяцесловом» по заказу и при участии княгини М.П. Волконской. Анализ техники живописи показывает, что над оформлением работали два художника. Основная работа была выполнена Ф.Г. Солнцевым и лишь небольшая часть — П.В. Басиным. Примерно в те же годы, в 1854 г., по заказу княгини Леониллы Николаевны Меншиковой Ф.Г. Солнцев создал уникальную рукописную книгу «Евангелие от Иоанна», которая в 1887 году, согласно завещанию княгини, поступила в Отдел рукописей Императорской публичной библиотеки.

Вторая половина жизни художника была заполнена не менее важными и серьезными работами. С 50-х гг. XIX в. Ф.Г. Солнцев принимал участие в живописных работах по исправлению интерьера в соборе Александро-Невской Лавры. В 1861-1862 гг. он возобновлял Свято-Троицкий Александро-Невский собор, а в 1863-1864 гг. присматривал за обновлением лаврской церкви Святого Духа.

В 1860-е гг. крепкая дружба и сотрудничество связали Ф.Г. Солнцева с журналистом, издателем и писателем М.И. Семевским. В течение 30 лет журнал «Русская старина» выходил в оформлении художника Солнцева. В 1873 г. при Императорском Русском Археологическом обществе была образована особая комиссия из 5 членов, под председательством Н.И. Стояновского, для издания многочисленных трудов Оленина, скончавшегося в 1843 году. Часть из них опубликовали уже 1877 г. 100 иллюстраций, вошедших в «Археологические труды», принадлежали Ф.Г. Солнцеву. (Древности Босфора Киммерийского, хранящиеся в Императорском музее Эрмитажа. Рис. Ф.Г. Солнцева. СПб., 1854. 2 тт.; Оленин А.Н. Археологические труды в 4-х тт. под ред. Н.И. Стояновского со 100 снимками Ф.Г. Солнцева. СПб., 1877, 1881, 1882.)

Федор Григорьевич Солнцев прожил долгую жизнь — почти все XIX столетие. На его глазах одна историческая эпоха сменялась другой, а художественная деятельность этого скромного труженика искусства оказывала сильнейшее воздействие на всю эпоху, на творчество целых поколений, утверждая «русский стиль».

Ирина Богатская. Древности Российского государства в творчестве Федора Солнцева. «РИ» № 1/2005.

Источник

Правильные рекомендации