Рисунки с народными инструментами

Вспоминаем забытую музыку вместе с Сергеем Плотниковым

С перва это было просто увлечение, хобби. Сегодня люди, проезжающие мимо Воронежа, специально заезжают в город, чтобы посетить «Музей забытой музыки», созданный Сергеем Плотниковым. Когда-то он был участником ансамбля, исполнявшего этнографические песни с использованием устаревших народных музыкальных инструментов — теперь играет только для души, а все свое время посвящает воссозданию и восстановлению музыкальных инструментов, чтобы рассказать как можно большему количеству людей про колесную лиру, гусли, гудок, калюку, жалейку и другие уникальные шедевры из истории русской музыки. В эксклюзивном интервью порталу «Культура.РФ» Сергей Плотников рассказал о самых интересных забытых музыкальных инструментах.

Гусли

Сергей Плотников: «У меня есть два любимых инструмента — гусли и колесная лира. Гусли — инструмент, на котором можно играть практически все. Можно петь духовные стихи, былины складывать, исполнять плясовые, протяжные наигрыши или просто музицировать. Не все современные песни подходят под гусли, но хорошо звучат песни Виктора Цоя.

Народные гусли были трех видов: лирообразные, крыловидные и шлемовидные. Самый древний вариант — лирообразные гусли, которые вышли из употребления в XIV веке. У них малое количество струн — 5–6 штук и не очень большой диапазон звучания. Садко, Ставр Годинович, Добрыня Никитич — все былинные герои, по идее, должны были играть на лирообразных гуслях. Затем появились крыловидные гусли, которые народ использовал вплоть до 1980-х годов. Шлемовидные гусли были очень популярны на картинах и в кино. Но они относились к народной традиции марийцев и чувашей. У русских в народной традиции — крыловидные гусли, а шлемовидные считались инструментом благородного общества, поэтому крестьянами не использовались.

Раньше, когда еще не умели производить проволоку, для гуслей использовались кишечные и жильные струны или струной служил скрученный конский волос. Затем струны стали металлическими, они намного громче звучат. Кстати, в Средние века во время игры на танцах громкость была одним из главных достоинств инструмента.

Колесная лира

Колесная лира — очень специфический и интересный музыкальный инструмент. Он появился, скорее всего, в Центральной Европе в X–XI веках. Либо во Франции, либо в Испании. Первоначально на инструменте играли два человека, клавиши располагались не снизу, как сейчас, а сверху— один ручку крутил, а второй исполнял музыку.

В России первые сведения о колесной лире относятся к XVII веку.

Пик популярности — XIX век. Лирники — своего рода философы, исполняли исключительно духовные стихи и евангельские истории, библейские притчи, стихи о расставании души с телом, о загробной жизни. Сохранилась запись XIX века, где у лирника спрашивают: «Песни печальные все, повеселее чего-нибудь знаешь?» Он говорит: «Знаю, но играть не буду, потому что это все пустое».

Гармонь

Этот самобытный народный музыкальный инструмент появился в середине ХIХ века.

На территории России — 50 видов гармоней. Внешне все они похожи, но имеют разный строй и разное звучание. Каждая губерния пыталась придумать свой вариант гармони или переделать уже имеющийся инструмент под свою исполнительскую традицию. В основном их покупали, чтобы играть на свадьбах. Гармошка была самым дорогим инструментом. Даже существовало такое понятие «цена гармошки». В Ельце спрашивали: «Сколько стоит гармошка?» Продавец отвечал: «30 свадеб». Свадебный аккомпанемент гармониста стоил 10 рублей. 30 свадеб отработал — и окупил цену гармони.

Гудок

Скоморохи, к слову, были очень предприимчивыми ребятами. Они заходили ватагами по 60–100 человек к боярину или к богатому крестьянину во двор, давали без спроса представление и просили за него денег. Заказывал ли кто-то их концерт — их не волновало, представление дано.

Домра

Все музыкальные инструменты дошли до наших дней, физически не сохранился лишь один — древнерусская домра.

Домра широко применялась скоморохами на Руси в XVI–XVII веках как сольный и ансамблевый («басистая» домра) инструмент, но начиная с XV века, после выхода ряда церковных и государственных указов (один из них — 1648 года, царя Алексея Михайловича, «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий»), скоморошество подвергалось гонениям, а домры были уничтожены и забыты.

Сейчас домристы играют на «новодельном» инструменте.

Балалайка

После того как из употребления вышла домра, на Руси появилась балалайка. Мы привыкли видеть современную (андреевскую) балалайку и не можем представить, что она когда-то была совсем другой. Предок нашей балалайки вероятнее всего калмыцкая домбра, двухструнная балалайка с очень длинным грифом, где одна из струн игровая. Звучала она больше на азиатский манер.

Со временем русские гриф укоротили и добавили третью струну. Балалайка в народном варианте появилась в конце XVII века. Якоб фон Штелин пишет, что редко когда не встретишь в каком-нибудь дворе мужичка, который на этом антихудожественном музыкальном инструменте наигрывает свои вещички дворовым девкам. Инструмент был легкодоступен, его можно было купить в любой лавке или изготовить самому.

Рожок

Владимирский рожок — очень сложный музыкальный инструмент, из которого звук извлекается губами. Длинная труба издает низкий звук. Отверстия повышают ноты. По строению инструмент очень простой — труба, имеющая пять отверстий, а вариаций можно сыграть великое множество, это уже зависит от способностей исполнителя. Не зря пастухам, игравшим на рожке, платили больше, чем тем, кто не умел на нем играть. Так что был большой материальный стимул.

Читайте также:  Простуда головы лечение народными средствами

Жалейка

Помните, Валентина Толкунова пела: «где-то жалейка плачет…»? А еще этот инструмент есть в мультфильме «Князь Владимир». Но в целом о жалейке слышали только те, кто занимается фольклором.

Калюка

Калюка — это травяная дудка или обертоновая флейта. Мы все в детстве свистели в такие трубочки. Калюка делается из любой пустотелой травы — дудника, кокорыша. Тонкая струя воздуха, попадая на острую кромочку, рассекается — и получается свист. Дуем слабо — звук низкий, дуем сильно — звук высокий. Снизу есть отверстия. Такой нехитрый инструмент брали в ночное дежурство пасти коней. Под его звуки ходили на покос. До поля идти долго, и, чтобы не было скучно, трубочки нарезали: поиграли, покосили, домой вернулись — и выбросили. Сезонный инструмент. Из травы — народный вариант, а сейчас делаются пластиковые. Принцип тот же, но играть легче.

Кугиклы

Самый древний свистковый духовой инструмент, разновидность многоствольной флейты. Он уникален по простоте и исполнительским возможностям. Представляет собой пять скрепленных трубочек, которые изготавливают из камыша или кокорыша, а также из дерева, металла или пластика. В русской традиции каждая трубочка на кугиклах имеет свое название: «гудень», «подгудень», «средник», «подпятушка» и «пятушка». Считается, что это женский музыкальный инструмент, на котором играют ансамблем из трех-четырех исполнительниц. При игре на кугиклах издают голосом звуки, похожие на звук трубочек. Инструмент был особенно популярен в Брянской, Курской и Калужской областях.

Волынка

Все уверены, что это традиционно шотландский инструмент. А в Шотландии и Ирландии он называется «бэгпайп». У каждого народа есть подобие волынки. У французов — мюзетт, у испанцев — гайта, у украинцев — коза, у белорусов — дуда. Описание русской волынки есть в деревнях начиная с XIX века, но до наших дней русская волынка не дошла.

Варган

Из-за телевидения и кинофильмов у большинства сложился стереотип, что на варгане играют только народы Севера. А были времена, когда на Руси не было ни одного человека, который бы не «дрындел» на варгане.

Даже в боярских домах девушек обучали игре на варгане. Это наш, русский инструмент, но мы его ошибочно приписали эскимосам.

Меня часто спрашивают: «Делитесь ли вы секретами мастерства? Вдруг появится конкурент». Я говорю: чем больше конкурентов появится, тем больше будет заказов. Чем больше инструментов делается, тем больше появляется людей, которые хотят их иметь. Кафедра этномузыкологии в России есть, а кафедры народного инструментоведения пока нет. Таких энтузиастов, как я, очень мало».

За предоставленные фото и видеоматериалы благодарим «Музей забытой музыки».

Источник

Русские народные музыкальные инструменты: детям о Руси.

Видео о русских народных музыкальных инструментах для детей.

В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!

Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!

Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах. А после этого через несколько дней вспомните еще раз путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов – загадайте загадки. Пусть ребенок попробует, опираясь на полученный опыт, отгадать названия русских народных инструментов. А помогут отгадывать наши картинки, задания и стихи. Не спешите рассказать сразу обо всем! Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!

Русские народные музыкальные инструменты: загадки, стихи, картинки и задания для детей.

Балалайка.

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Балайка – это струнный щипковый инструмент. Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.

О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет».>О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? (Вспомните с ребенком известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – домра, гитара, скрипка и другие)

Домра.

Загадайте ребенку загадку о домре:

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.

Что это за музыкальный инструмент? Мы его видели в видеофильме. Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.

Есть еще одна загадка о домре:

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.

К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Дети видели домру в ролике выше и узнают ее на картинке.

Читайте также:  Отекают ноги ниже колен причины чем лечить народные средства

Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.
Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей) Называлась она «домришка» 🙂 До самой большой под названием «домра басистая». Спросите ребенка, как он думает — какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий)

У нашей русской домры есть много родственников. Какие у нас с тобой есть родственники? Перечислите их с малышом. А вот какие родственники есть у русской домры – У грузин чунгури, у украинцев – бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар».

Рассмотрите с ребенком домру. Чем она похожа на балалайку? (У нее тоже три струны, корпус у нее тоже деревянный). А чем домра отличается от балалайки? (У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый – как половина шара)

Оказывается, у скромной русской домры — огромная родня. У грузин – чунгури, у украинцев – бандура, у туркменов – дутар, у киргизов и татар – думра, у казахов – домбр, у калмыков – домр.

Гусли.

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.
(Гусли.)

А Ваш малыш знаком с былиной о Садко? Если нет, то посмотрите замечательный фильм по этой былине.

Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше — давным–давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми».

А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Спросите ребенка, почему? Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола).

Кто же играет на гуслях? Гусляр.

Колокола.

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол)

Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол)

Колокола – это какой музыкальный инструмент – струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.

Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. Найдите на картинке язык колокола.

А есть колокола без языка. Попросите ребенка догадаться, как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой».

Спросите ребенка, где он видел настоящие колокола? Наверняка, на колокольне!

А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Попросите ребенка придумать, чем можно заменить колокола? Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон. Вот как выглядят оркестровые колокола.

Гармонь.

«То толстеет, то худеет, на весь дом голосит». Что это? (Гармонь)

Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет? Попросите ребенка изобразить руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)

В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони? Рассмотрите внимательно картинку. Зачем нужны эти пуговки- кнопочки?

Предложите ребенку послушать еще одну загадку о гармони и сказать, какой называется гармонь в этой загадке.

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
(Гармонь)

Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная). Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? (Пусть ребенок попробует по аналогии придумать слово «трехрядная»). А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная).

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

Почему «клавишный»? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

Рассмотрите с ребенком части гармони на рисунке. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент – «пневматический», в нем работает невидимка-воздух. Вспомните с ребенком, какую еще работу выполняет воздух-невидимка, как он людям помогает (интересный материал о том, какую работу выполняет воздух Вы найдете в статье о воздухе- помощнике «Откуда берется ветер?»)

Читайте также:  Песни русские народные о любви марии девятовой

Интересно об истории любимой русским народом гармошки рассказано в телепередаче «История одной вещи. Гармонь». Это передача для взрослых. Но, показав малышу отдельные фрагменты из нее, Вы поможете ему увидеть, как работает гармонь, какие кнопочки на ней, услышать как гармонь звучит, ее переливы. А также узнаете много нового об истории гармони в России.

Жалейка, рожок, свирель – народные духовые инструменты.

Свирель.

А на ней пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху. (Свирель)

Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой»

Рожок.

Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок
Дополняет наш кружок.

Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? Конечно же ребенок ответит, что в него дуют, чтобы получился звук. И действительно, духовыми инструментами называются те музыкальные инструменты, в которых звук получается в результате колебаний воздухе в трубке.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры. В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук. А свирель – это какой инструмент – тоже духовой или нет?

Рожки бывают разные: во владимирские рожки играли во Владимирской области. А как называют рожки, в которые играли в Костроме? (Костромские – пусть ребенок сам образует это слово от слова «Кострома»). А в Ярославле? (Ярославские). В Курске? (Курские).

Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.

На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? (напомните ребенку, что на рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его)

Если Вы хотите больше узнать о рожках, то можете посмотреть передачу канала «Ремесло» об этих народных инструментах. Это ролик для старших детей и взрослых.

Речевое упражнение «Оркестр»

А теперь, когда ребенок познакомился с наиболее известными русскими народными музыкальными инструментами, можно поиграть в слова. Попросите малыша отгадать, как называется музыкант, который играет на данном инструменте.

Главное в этом задании – стимулировать словотворчество детей, их желание экспериментировать со словами, развивать языковое чутье. Все дети в этом задании ошибаются, и это отлично! Если ребенок, например, скажет «На балалайке играет балалай», ответьте ему: «Такое слово могло бы быть в русском языке, но люди договорились называть этого музыканта по-другому. Догадайся, как». Пусть малыш попробует придумать другие слова. Дети могут назвать такие слова – «балалайщик», «балалист» и другие. Стимулируйте ребенка искать правильный вариант, но ни в коем случае не смейтесь над ошибками. Ведь это не ошибки, а словотворчество ребенка, его активный поиск точного слова, его экспериментирование с языком. В конце, если малыш так и не догадался, подскажите началом слова: «балала-е…» и назовите правильный вариант – «На балалайке играет балалаечник». В любом случае похвалите ребенка за его поиски ответов.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что в этой игре главное не запоминание ребенком правильных названий профессий музыкантов, а активный поиск ответа и экспериментирование со словом.

Загадка — картинка для дошкольников.

На каких инструментах играют эти сказочные герои?

Вот и подошло к концу наше первое знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Но мы с Вами не прощаемся!

По просьбам читателей сайта для более удобного использования материала я выкладываю картинки из этой статьи в высоком разрешении в виде презентации «Русские народные музыкальные инструменты» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (найти их можно в разделе группы «Документы» — для тех, кто не знает где это находится — это правый столбик странички группы). Эту презентацию можно редактировать.

А с детьми можно выполнять задания и рассматривать картинки из статьи, данные в презентации ниже.

Еще на сайте о музыкальных инструментах для детей:

— Музыкальные инструменты своими руками: домашняя музыкальная мастерская, развивающие упражнения с самодельными музыкальными инструментами, познавательное видео для детей.

Презентация «Русские народные музыкальные инструменты» для игр и занятий с детьми.

В презентацию вошли картинки из этой статьи для занятий с детьми. Скачать презентацию бесплатно можно:

А если Вы хотите с ребенком попробовать сами поиграть на одном из доступных самодельных инструментов дома и сделать музыкальный инструмент из …. посуды :), то приглашаю Вас почитать статью «Колыбельные: слова, мелодии, игры для детей»

Познакомьтесь с историями других вещей:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Источник

Правильные рекомендации