Роль народных игр в развитии речи дошкольников

Народные игры, как эффективное развитие диалогической речи и коммуникативных качеств
материал по развитию речи

Выступление на педсовете из опыта работы с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Народные игры, как эффективное средство развития диалогической речи и коммуникативных

Варкентин Анна Ивановна

город Солнечногорск, 23.11.2018 г.

Когда-то была не просто досужим развлечением, а

способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла, развивала и «держала в форме» все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.

Слово игра в нашем сознании неразрывно связано с детством. Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле. Когда дитя еще мало, с ним играют бабушки, мамушки-нянюшки: Ой, мой маленький, ненаглядненький,

Глазки-луковка, дочка моя куколка. Или: Это кто уже проснулся, кто так славно потянулся? Потягуни-потягушечки от носочков до макушечки! Мы потянемся, потянемся, маленькими не останемся.

Когда малыш подрастает, его круг общения расширяется. Он вступает в различные отношения со сверстниками, с теми, кто младше или старше. Эти отношения во многом строятся игровыми способами, касается ли это разрешения конфликтных ситуаций или создания общего дружеского досуга. Например, чтобы погасить ссору, очень хороша «мирилка» «Мирись, мирись и больше не дерись». Для выяснения, кто есть кто, может подойти дразнилка «»Жадина-говядина, соленый огурец», «Дразнилка» или игра «В горшки», в которой своим соревновательным азартом обнаруживается самый находчивый, проворный, решительный.

запас, проявляются способности и коммуникативные качества ребенка.

упорство, инициативность, стремление к победе и др. Не менее важна роль игры для развития воображения, образного мышления, без которого невозможна никакая творческая деятельность. В игре складывается умение ориентироваться в сложных ситуациях, делать единственно правильный выбор из множества открывающихся возможностей в напряженном темпе игры. Эта способность находится в непосредственной связи с развитием коммуникативных качеств, диалогической речи, с умением манипулировать словами и понятиями.

Типы народных игр чрезвычайно многообразны: жребий и наказание, игры с игрушками, игры с движениями, прыгание, состязание в стойкости, игры с вращательными движениями, с завязанными глазами, с мячом, с веревочкой, с палками и деревяшками, камешками, игры с песнями и хороводами, игры-драматизации и пр. Я остановлюсь на народных музыкальных играх.

всех видов музыкальной деятельности: это общение

том, что, например, репку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать «с конца, да не сорвать с кореньица», т.е. не повредить.

Разнообразна, пестра многоцветна ткань художественного слова в детских играх. Это диалогичность, эмоциональные двойные обращения и звукоподражания: «Гуси, гуси, га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!; четкий ритм, динамичность сюжетного действия и эффектная предметность изображения, подчеркнутая простой игровой

атрибутикой: жгуты, повязки, шапка, надвинутая на глаза, ленты, палочки, венки, платочки, деревяшки, мячи, скакалки и др. Так же разнообразна и драматургия игры по месту, пространству, хореографии, игровой задаче, а именно: игры цепочкой, общий круг, круг в круге, два круга рядом, змейка, две шеренги, воротца. В них можно играть как в помещении, так и на улице. В «Жмурки», «Прятки», «Догонялки», «Ловишки», «Один лишний» можно играть с различными припевами, дополняя игру эмоционально полноценным драматическим действием.

Нам, взрослым, за детьми не угнаться. Но никогда мы не передадим детям несметного богатства народной игры, не введем их в эту прекрасную, умную, нисколько не занудливую школу приуготовления к жизни, если будем стоять в стороне, блюсти свое воспитательское достоинство, менторски излагая условия увлекательного и необходимого детям занятия. Нам всем надо чуточку вернуться в детство, играть с детьми вместе, тогда игра не останется сценическим воплощением зафиксированных фольклористами на бумаге уважаемых, но мертвых раритетов, а заживет новой жизнью, развиваясь, варьируясь, меняясь, как и полагается ей в естественных условиях бытования. Играйте на здоровье и вы не ошибетесь, дорогие воспитатели!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема овладения детьми диалогической речью и коммуникативными навыками является в настоящее время одной из актуальных в теории и практике педагогики и методики развития речи. Это обусло.

В данной работе дано понятие «игры», раскрыт принцип последовательности и систематичности развития диалогической речи по возрастам, представленый некоторые примеры игр.

Театрализованные игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки.

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи у детей с ОНР.

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.

В статье раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии у дошкольников с ОНР диалогической речи, также раскрываются проблема обучения диалогической речи в игре, структура игры, уров.

Источник

Роль татарских народных игр в развитии речи дошкольников
консультация на тему

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №67»

«Управление дошкольного образования»

Нижнекамского муниципального района

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Роль татарских народных игр в развитии речи дошкольников»

воспитатель татарского и русского языков

Мухомедзянова Гульнара Асгатовна

Роль татарских народных игр

в развитии речи дошкольников

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Игра занимает большое место в системе нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

В татарской народной игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью ребенка.

В татарских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи с тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, это способствовало укреплению здоровья.

Совместные действия детей создают условия для общих, радостных переживаний, общей активной деятельности.

В коллективных татарских народных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.

Любая игра помогает преодолеть ребенку застенчивость, робость, а татарская народная игра, в особенности, так как она близка к сказке, вызывает у ребенка интерес и доверительное отношение. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же он, подражая своим товарищам, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Читайте также:  Сбербанк на народной 2 режим работы для физических лиц

Очень важна роль татарских народных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особенное значение имеют они для увеличения физических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Татарские народные игры являются неотъемлемой частью интернационального художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. Создается эмоционально положительная основа для патриотического воспитания.

целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют татарские народные игры.

Формируя нравственные представления и мотивы поведения, систему моральных ценностей, духовные потребности, педагог вместе с тем влияет на все стороны личности и решает задачи умственного, трудового, эстетического воспитания.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом формирования нравственных качеств являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Татарские народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

В татарской народной игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью ребенка.

Работая с детьми, надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Источник

Доклад. Народные игры в познавательно-речевом развитии дошкольников
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Выступление на педсовете.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 3 «Незабудка»

«Народные игры в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.

Народные игры — наиболее универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществлялась одновременно в трех аспектах:

1. речевого (словесного) общения;

2. ритмического или мелодического выражения;

3. совместных движениях и действиях.

До сих пор популярны среди детей такие народные игры, как «Зелена», «Каравай», «Колобок», «Бояре», «Гуси-гуси», «Горелки» и т. д., те немногие крупицы некогда богатейшей детской культуры, которые являются и источником положительных эмоций и средством проявления коллективного вдохновения, единодушие детей, с помощью которого удовлетворяются насущные социальные потребности каждого нормального ребенка: быть частью группы, членом детского коллектива, быть принятым компанией сверстников, быть участником игры и т. д.

На определенном этапе развития перед ребенком встает задача научиться организовываться, договариваться, идти на компромисс, подчиняться общепринятым требованиям, соблюдать дисциплину и т. д. В такой естественной, игровой, художественной форме, как народные игры, считалки, сговорки, зачины и т. д., ребенок усваивал необходимость распределения обязанностей и соблюдения правил.

Научить ребенка соблюдать разумные правила – это краеугольный камень педагогики.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.

Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Олени и пастухи»и так далее.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благополучному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и другие.).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка » коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости (наседка).

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными и веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые, по определению русского фольклориста Г.А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, побуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Читайте также:  Пивной ресторан пивко на народного ополчения

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования, гармонически развитой, активной личности.

В зависимости от характера обучающей задачи народные игры делятся на две

большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом различных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и другие), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и другие), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и другие).

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера –обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательной для детей форму.

Ребенка привлекают в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей – восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Но можно проследить и нечто общее, свойственное всем дидактическим играм и игрушкам независимо от того, в каком уголке земного шара они возникли. В них отчетливо прослеживается сложившийся в представлениях разных народов взгляд на ребенка как на существо, которое нуждается для своего полноценного развития в познании окружающего мира, радостном настроении, эмоционально окрашенном общении с окружающими близкими ему людьми, в активных действиях, движениях, позволяющих раскрыться, проявить себя.

Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки», «Фанты», «Барыня», «Краски» и многие другие.

Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений, формирования представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении.

Во многих игрушках заложена возможность самообучения ребенка через игровые действия, их повторность, поиск правильного решения задачи, достижение успешного результата. Способ игрового действия часто подсказывается самой конструкцией народной дидактической игрушки, что отвечает задаче воспитания самостоятельности в игре.

В русской народной педагогике имеются дидактические игры и игрушки, предназначенные для детей разных возрастов: от раннего до школьного. Они входят в жизнь ребенка очень рано – на первом году жизни. Мать, играя с ребенком 7 – 9 месяцев отроду, привлекает его внимание к окружающим предметам учит первым игровым действиям. Так, слушая «Сороку-белобоку», малыш перебирает пальчики своей руки, трясет мизинчик, которому не досталось каши зато, что он «мякинку не принес», «за водицей не ходил, дров не носил, кашку не варил», поднимает ручки к голове при словах «Шу, шу! На головку села!». А двух летний малыш, охотно включаясь в игру-перекличку, учится говорить, участвовать в диалоге, приобретает первые конкретные представления о нормах поведения. Простые рифмованные тексты, которые вызывают у слушающих желание их проговаривать, стимулируют несложные игровые действия, создают у малыша радостное настроение, удовлетворяют потребность в активном познании окружающего мира.

Для детей постарше русская народная педагогика предназначает дидактические игры, в которых заложена возможность развития активности, сноровки, инициативы, смекалки. Здесь находят выражения присущая дошкольникам потребность в движении, в общении со сверстниками, заключается обильная пища для работы ума воображения. Выдумка, шутка, юмор, оптимистический характер – отличительные особенности русских народных игр. Они приучают ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу. В каждой народной игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач.

Так, игра «Барыня», в которой много запрещающих правил, ненавязчиво учит ребенка выдержке, умению подчинять чувства рассудку; развивает память, гибкость мышления.

С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Варианты игр творят педагоги-практики. Опираясь на идеи, заложенные в народных играх, ученые создают новые дидактические игры, предлагают целые системы таких игр.

В последнее время поиски ученных идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задач. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно – дидактическими.

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи. В некоторых играх есть правила, запрещающие действия и предусматривающие наказание. Запрещающие правила усиливают контроль ребенка за своим поведением, что повышает произвольность последнего.

В играх для старших дошкольников правила указывают, как выбирать и сменять водящего, кого считать выигравшим и проигравшим, что влекут за собой проигрыш и выигрыш.

Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей. Наличие готового содержания и фиксированных правил облегчает объединение в игре. Этому же служат и считалки, с помощью которых дети настраиваются на игру, выбирают водящего, учатся быть справедливыми.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

В играх, где все играющие делятся на две партии (группы, команды), вначале выбирают вожака (матку) для каждой партии, а затем уже определяют состав команд. Разделить всех игроков поровну, так, чтобы никому не было обидно, помогают скороговорки.

Играющие образуют пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверей, птицы, игрушки, растения и т.д. Разрешается применять шуточные названия: цапы-цапы и топы-топы; дедушка Пыхто и бабушка Никто и т.п. сговорившись, пары подходят поочередно к тому или другому матке и спрашивают:

Матка, матка! Чего тебе надо?

Пирог с грибами или козла с рогами?

Из ведра ерша или из корзины ежа?

Выбирая названия, матка выбирает себе игроков. Скороговорки бывают разные.

Источник

«Народные игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

В данной разработке показана роль народных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Использование игр в ежедневной работе с детьми по развитию речи.

Читайте также:  Туберкулез кишечника лечение народными средствами

Просмотр содержимого документа
««Народные игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»»

Выступление на РМО воспитателей и логопедов

«Русские народные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей.

На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:

1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;

2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому педагоги и психологи строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор, народные игры.

Педагогическая значимость русских народных игр

1.В играх ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои

2. В играх много юмора, шуток

3. Они доступны и выразительны

4. Развивают мелкую моторику и речевой аппарат

5. Расширяют представления об окружающем мире

6. Фольклорный текст, музыка привлекают детей

7. В играх есть определенные правила

8. Они развивают физические качества: быстроту, ловкость, силу, меткость, выносливость

9. Формируют положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения.

Роль игры в развитии речи детей

Игра выполняет множество функций в плане развития речи:

 формирование мотивации к процессу говорения;

 воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;

 развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;

 пополнение и активизация словаря;

 совершенствование грамматического строя речи;

 совершенствование монологической и диалогической форм речи;

 развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

 усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;

 воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Методика проведения народных игр

Теперь давайте коснёмся методики проведения народных игр. Можно выделить общие советы:

1.Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.

2.Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок…

3.Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.

4.Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.

5.Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту.

6.Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.

7.При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.

8.Народные игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр.

Особенность народных игр

Игры носят соревновательный, творческий, коллективный характер

Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди», «покажи», «назови» и другие

Каждая игра имеет свои правила, необходимо чётко объяснить их.

Очень часто для выбора водящего используются считалки.

Игры для детей младшего возраста

Теперь остановимся непосредственно на особенностях проведения народных игр для каждой возрастной группы.

— Для младшей группы важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока», «Улитка, улитка», «Петушок, петушок».

Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.

Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано. Так же в младшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры как: «Пузырь», «Наседка и цыплята», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Лошадки», хоровод «Кто у нас хороший», «Колпачок».

Игры для детей среднего возраста

— В среднем дошкольном возрасте дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний.

В средней группе можно использовать игры «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «У Маланьи, у старушки», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем…», «Пчёлки и ласточка», «Баба-Яга», «Дедушка Мазай», «Узнай и назови», «Угадай, кто зовёт».

Расширяем активный словарь детей, используя считалки, развиваем лидерские качества, ответственность.

В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей.

Игры для детей старшего возраста

— У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.

В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении народных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.

Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы. (« Путаница», «Придумай небылицу», «Понарошку», «Чепуха»).

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что дошкольное

детство является периодом чрезвычайно интенсивного развития форм и

функций речи и овладения грамматическим строем и звуковым составом

родного языка. И использование народных игр для развития и корректировки

речевой деятельности у дошкольников имеет смысл, в связи с тем, что:

— сознание развивается только в совместной человеческой деятельности и

только в условиях речевого общения, в том числе, в совместных народных

— народные фольклорные игры представляют собой особый вид

деятельности со своими правилами и особенностями, в которой активно

— народные игры выступают одним из источников образцов языка высокого качества, что весьма важно для развития речевой деятельности;

— народные игры с использованием диалогов, рифмовок, скороговорок и стихов-перевертышей служат углублению ориентировки ребенка в звуковой форме языка, что очень важно в дальнейшем для освоения процесса чтения и письма.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector