Русская народная игра рисунок

Русские народные игры
материал (старшая группа) по теме

«Игры народные» – этим термином мы обозначаем как собственно игры, так и различные забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, которые, имея игровую основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального, поэтического и изобразительного искусства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Многовековой опят человечества показал, что игра – важнейшее средство в воспитании ребенка. Он имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки и легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

«Игры народные» – этим термином мы обозначаем как собственно игры, так и различные забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, которые, имея игровую основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального, поэтического и изобразительного искусства.

Известный русский исследователь народных игр XIX века Е.А. Покровский отмечал, что представление об игре имело некоторую разницу у разных народов. ( таблица )

Наиболее подробно понятие «игра», «играть» разъясняет В.И. Даль – русский писатель, лексикограф, этнограф в «Толковом словаре живого русского языка» (таблица)

«Психологический словарь» понятие игра раскрывает так: (таблица)

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Игры эти заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее мы приводим ряд игр, которые с большим удовольствием и пользой можно использовать как в учебном процессе в школе, детском оздоровительном лагере, так и в свободное время в кругу семьи.

В педагогической литературе существует достаточное количество классификаций игр. Классификация игр дает основание уточнить их целевое назначение, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, создает возможность осмысленного использования разнообразных игр. (таблицы классификаций)

Веселые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, салочек? Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом.

Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке. Участвовать в таких играх могут ребята самых разных возрастов — от дошкольников до старшеклассников. Правила их просты и понятны.

Цель. Развитие внимания и ловкости. Развития навыков общения.

Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.

Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.

Цель: Развитие ловкости, формирование навыков общения.

Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга.

Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

Цель: развитие ловкости, выносливости. Приобретение навыков общения со сверстниками.

Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать на двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на «дереве». В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.

Растеряхи (состязательная игра)

Цель: развитие координации движений, силы; воспитание сплоченности, товарищества.

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

Цель. Развитие навыков общения. Развитие ловкости, выносливости.

Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога «медведя», 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.

Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем» и идет в берлогу.

Укротитель диких зверей

Цель. Развитие ловкости, выносливости, внимания. Обучение навкам общения.

На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это укротитель зверей, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Укротитель зверей идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за укротителем. И так укротитель может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только укротитель говорит: «Внимание, охотники», звери и укротитель стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится укротителем и игра продолжается.

Цель. Расширение и углубление процесса взаимодействия детей с окружающими людьми. Развитие ловкости, выносливости. Развитие воображения.

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

Цель. Развитие познавательного интереса к знаниям. Развитие внимания.

Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

Вам прислали сто рублей

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. Поле игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант. Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по нескольку фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью. Ведущий ведет примерно такой разговор:

— Что продается в булочной?

— А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?

— Из какой муки пекут булки?

— Из пшеничной. И т. д.

При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.

Цель. Развитие познавательного интереса к знаниям, к стремлению применять знания на практике. Формирование положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия, деловитости. Вооружение разнообразными трудовыми умениями и навыками.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

Горелки (Огарыши, Столбом, Парами)

Цель. Тренировка внимания. Приобретение навыков общения со сверстниками. Развитие ловкости, умения бегать.

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Стой подоле, Гляди на поле,

Едут там трубачи Да едят калачи.

Погляди на небо: Звезды горят,

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Пятнашки (состязательная игра)

Цель. Развитие ловкости, выносливости. Обучение навыкам общения.

Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.

Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой.

Цель. Расширение и углубление процесса взаимодействия детей с окружающими людьми. Развитие ловкости, выносливости.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Цель. Развитие навыков общения.

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

Эта игра отлично подойдет для моря или бассейна, где дети постоянно раскидывают свои шлепки и сандалии. Для этой игры нужно организовать две команды. Участники команд выстраиваются в колонны, расположенные на одной линии, предварительно разувшись. После того, как команды построятся, ведущий собирает всю обувь ребят, сваливает ее в кучу и перемешивает. Теперь по очереди каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться!

Цель. Развитие внимания ловкости. Развитие навыков общения.

Игра рассчитана на достаточно большое количество участников. Главное, чтобы участников было нечетное количество. Стулья ставятся в круг. Игроки встают за стульями (по одному за спинкой) и садятся на стулья (один должен остаться свободным). Тот игрок, который стоит за спинкой пустого стула (естественно, лицом в круг), считается водящим. Он должен незаметно подмигнуть одному из сидящих, чтобы тот заметил к быстро пересел со своего места на этот свободный стул. Задача тех, кто стоит за стульями,— не, отпустить своего сидящего, задержать его, иначе он станет водящим. Поэтому во время игры все внимательно смотрят за водящим: одни, чтобы поменять место, другие, чтобы успеть не дать этого сделать. Руки стоящих должны лежать на спинке стула, и лишь в тот момент, когда водящий подмигнул его напарнику, он может задержать того, взяв за плечи. Через некоторое время сидящие и стоящие меняются местами.

Цель. Развитие навыков общения.

Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:

Вокруг берёзоньки идем,

Кругом нас всё плетнём,

Кругом ствола обведена.

Вьётся плетень, плетётся,

В поле, в лес волочётся.

Расплетайся, плетень, расплетись,

Золотой узелок, развяжись.

Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень».

Расплетают плетень под приговоры:

Наряжен наряд-Из ста ребят,

Вместе связаны стоят.

На берёзоньку завивайся.

Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.

Цель. Развитие навыков общения.

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.

Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.

Хлопая в ладоши, поют:

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

Цель. Ознакомление с особенностями различных видов деятельности. Развитие навыков общения.

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

— А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Читайте также:  Список русских народных сказок про животных

Правила игры. Задания могут придумывать и сами участники игры.

Цель. Развитие ловкости, выносливости. Развитие навыков общения.

Цель. Развитие ловкости выносливости, координации движения. Развитие навыков общения.

играющих. Как только

Коту нельзя забегать

На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это леший, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Леший идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за лешим. И так леший может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только леший говорит: «Внимание, охотники», звери и леший стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится лешим, и игра продолжается.

Правила игры. Игрокам нельзя выталкивать соперников из занятых пеньков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы раскрывает актуальность становления нравственных качеств дошкольника, воспитывая у него гуманное отношение к окружающим, через народную игру.

Консультация для воспитателей.

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами.

Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала. задачи: 1.

Старший дошкольный возраст.

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Источник

Картотека русских народных игр

КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР

Народные игры – самый «лёгкий» вид деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни. Народные игры содержат минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому они прекрасно подходят для свободного проявления индивидуального «я».

Игра «Ведьмина метелка»

Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.

Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору – коняшка. (Сани)

Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)

Идет Егорка – бела шубенка (Снег)

Лежит белое суконце (Снег)

По дворам пробежал,

Все окна расписал (Мороз)

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

Я вода да по воде же и плаваю. (Лед)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

Ковром устилает. (Снег)

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»

Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги.

Игра «Перетяни веревку»

На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

Игра «Курочки и петушки»

Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.

Игра «Мы веселые ребята»

Выбирается ловишка. Он становится спиной к играющим. Дети подбегают к ловишке со словами: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, но попробуй нас поймать. Раз, два, три (хлопают в ладоши) – лови!». С окончанием текста ловишка догоняет детей.

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:

К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:

На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

Дети и скоморохи (обращаются к одному из скоморохов, на котором надета шапочка козлика).

А в «Ловишку» поиграй.

После слов, обращенных к «козлику», дети разбегаются, а «козлик» старается их забодать.

Продолжаем мы веселье,

Все бегом на карусели.

К обучу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Вот и началась игра.

Зайка прыгнул на пенек,

В барабан он громко бьет,

В жмурки всех играть зовет.

Проводится игра «Жмурки».

Ход игры. Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит

Игра «Пройди в воротца»

Ход игры. Весна водит всех взрослых и детей «восьмеркой» за собой (движение «ниточка с иголочкой»). С окончанием музыки Весна указывает рукой на какую-либо пару детей и взрослых. Они поворачиваются лицом друг к другу и берутся за руки, образу «воротца». Остальные дети проходят, ведомые Весной, в эти воротца. Внутри «воротцев» остается ребенок. Игра продолжается, пока не окажутся пойманными 4-5 детей. Под плясовую мелодию они танцуют, а другие дети весело хлопают в ладоши.

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит,

Дети двигаются в центр круга и обратно. Дети стоят в кругу, а «козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки». «Козлик» кричит и догоняет детей, которые разбегаются.

Ход игры. Дети стоят лицом в руг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.

Ходит по двору петух.

На весь двор кричит,

Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом. Дети разворачиваются лицом в круг, продолая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.

Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:

Уж я золото хороню,

Чист серебро хороню!

Гадай, гадай, девица.

Гадай, гадай, красная!

Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то он становится ведущим.

Игра «У медведя во бору»

Выбирается водящий – «медведь». Он находится на некотором расстоянии от других участников игры. Дети произносят текст, приближаясь к «медведю».

С окончанием текста дети разбегаются, «медведь» их догоняет.

В процессе игры могут быть использованы и такие слова:

А потом как зарычит

Идем в бор с дубинкой,

Бить медведю в спинку!

Ход игры. Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу (например: сеяние, жатву, косьбу и т.п.) или другой вид занятий (ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в снежки и т.д.) будут ему показывать. Они подходят к дедушке Мазаю и поют.

Здравствуй, дедушка Мазай,

Из коробки вылезай!

Где мы были – мы не скажем,

А что делали – покажем!

После этих лов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если Мазай отгадывает, дети разбегаются, и он их ловит. Кого первого поймали. Тот становится новым дедушкой Мазаем, и игра повторяется. Если неотгадывают, ему показывают другую работу.

Вмсто пения может звучать такой диалог:

— Здравствуйте, дети! Где вы были?

После этих слов дети выполняют движения.

Игра «Жмурки с колокольчиком»

Ход игры. По жребию (считалкой) выбирают «жмурку» и игрока, которого он будет искать. «Жмурке» завязываюи глаза, а другому ребенку дают колокольчик. Участники игры встают в круг. «Жмурка» должен поймать водящего с колокольчиком. Затем выбирается новая пара игроков. «Жмурок» может быть несколько. Стоящие в кругу дети предостерегают «жмурок» от встреч друг с другом словами: «Огонь! Огонь!»

Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»

Ход игры. Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой верневочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками. Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.

С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.

На третий куплет движения повторяются.

К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.

Игра «Веселые музыканты».

Ход игры. Под любую мелодию из двух частей дети, стоя в кругу, играют на музыкальных инструментах (погремушках, румбах, колокольчиках и др.). Петрушка стоит в центре круга, дирижируя. С окончанием первой части дети, положив инструменты на пол, легко бегут по кругу. Петрушка становится в общий круг и бежит вместе с детьми. С окончанием музыки играющие быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.

Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.

Заря-заряница, Красная девица,

Один, два, три – не воронь,

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

Участники становятся парами в колонну. Если играющих в горелки много, то можно стать парами в две колонны (одна против другой) на расстоянии 15-20 м. Два «горельщика» стоят впереди колонн – каждый спиной к своей колонне. Со словами «…колокольчики звенят» последняя пара в каждой из колонн разъединяет руки и бежит навстречу игрокам из противоположной команды, стараясь образовать с ними новые пары. «Горельщики» ловят любого из бегущих. Оставшиеся без пар становятся новыми «горельщиками».

Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом (для создания обстановки большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней»). Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя.

Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.

Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится.

Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая.

Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.

«Земля – вода – небо» (или «Зверь – рыба – птица»)

Играющие должны знать названия рыб, птиц, зверей, чтобы игра проходила веселее и активнее. В первом и втором вариантах названия угадывается соответствие: небо – птицы, вода – рыбы и т.д. В игре принимают участие все желающие дети. Играющие садятся или становятся кругом лицом к центру. В середине круга – ведущий с мячом (лучше набивным).

Ведущий произносит одно из слов названия игры и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Тот ловит мяч, называет соответствующее животное, например, лису или медведя на слово «зверь» («земля»), и возвращает мяч ведущему. Если участник игры не успел назвать или неправильно назвал животное, не сумел поймать мяч, то он получает штрафное очко или отдает фант (мелкий предмет).

Ведущий кидает мяч новым игрокам, стараясь всех держать в напряжении в ожидании мяча и необходимости быстро назвать нужное животное. Мяч можно дважды кинуть одному и тому же играющему. Когда накопится группа участников, имеющих штрафные очки, игру прерывают, чтобы разыграть фанты, а имеющим штрафные очки дать веселое групповое задание: спеть, сплясать, изобразить пантомиму и т.д. Затем игра продолжается с новым ведущим.

Ведущий может кидать мяч только произнося уже слово «земля» или другое.

Нельзя повторяться в названиях животных.

(Старое название игры – «Слухи»)

Читайте также:  О чем шумите вы народные витии стих а с пушкина

В игре принимают участие 8-10 человек. Дети садятся в ряд или полукругом. Одного выбирают ведущим. Он садится первым и придумывает слова или фразу. Эту фразу ведущий шепчет соседнему игроку на ухо. Тот передает услышанное следующему по порядку и т.д. Передавать фразу надо на ухо так, чтобы другие не слышали. Говорить следует отчетливо, не искажая слов нарочно. Нарушивший это садится последним в ряду.

Затем ведущий подходит к последнему в ряду играющему и просит произнести то, что ему передали. Почти всегда с первоначальной фразой происходят изменения, потому что игрок не всегда хорошо может расслышать слово и заменить его сходным по звучанию. Чтобы выяснить, кто первым исказил фразу, просят повторить, что он услышал, не только последнего в ряду, но и второго от края. Первый исказивший слово пересаживается в конец ряда. На освободившееся место садится ведущий. Новым ведущим становится тот, кто оказался в начале ряда. Если фраза или слово воспроизведены без ошибок, ведущим остается прежний игрок.

«Третий – лишний с гребешком»

Играющие собираются на небольшой площадке или в зале. Выбирают двух водящих. Остальные становятся по кругу парами: один впереди другого. Один водящий убегает от второго и может стать впереди любой пары. Стоящий сзади оказывается лишним и должен убегать от второго водящего.

Чтобы игра проходила весело, водящие то и дело применяют неожиданные уловки. Например, второй водящий на бегу может незаметно передать ремень кому-то из стоящих, а сам продолжает гнаться за первым водящим. Как только он пробегает около держащего ремень игрока, тот торжествующе «стегает» водящего ремнем. Затем подбрасывает ремень и убегает, став новым первым водящим. Первый же превращается во второго и должен, подобрав ремень, догонять убегающего. Бывший второй водящий становится в оставшуюся неполную пару.

Заканчивается игра по договоренности.

Водящие не должны убегать в сторону от круга или пересекать его, сокращая расстояние. Убегающий может становиться впереди любой стоящей пары.

Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «луной» («месяцем»). Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». При этом играющие поют любимые песни. Когда через «ворота» идет последний, они «закрываются». Попавшегося тихо спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната. Вариант игы: дети, изображающие «ворота», говорят:

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Чтобы не быть пойманным, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается она также перетягиванием каната.

Из числа играющих выбирается несколько «капканов» (по 2 человека). Стоя в парах лицом друг к другу, они поднимают сомкнутые руки, образуя воротца, или «капканчики», через которые пробегают, взявшись за руки, остальные игроки.

«Капканы» образуют круг и открыты, пока играет музыка (или звучит бубуен). По сигналу (свисток, громкий хлопок, прекращение музыки) «капканы» закрываются, т.е. опускаются руки, задерживая оказавшихся между рук.

Пойманные берутся за руки с участниками «капкана», образуя кружок из 3-4 человек. Они снова поднимают руки, а цепочка из остальных игроков опять бежит по кругу, пробегая через «капканы». Те закрываются снова и снова, пока не останентся всего 2-3 пойманных, самых быстрых и ловких.

Игра повторяется 2-3 раза

Участвует любое количество играющих. Каждый из играющих задумывает и называет громко какой-нибудь город. Остальные должны запомнить – у кого какой город.

— А что делают в Москве?

Сразу все играющие, кроме «приехавшего», начинают изображать, как в «Москве копают картошку». Задания должны быть смешными и по возможности трудно выполнимыми, так как с тех, кто не сможет этого изобразить, «приехавший» берет фант (любую вещь) и складывает на виду у всех.

Теперь выбравший Париж говорит «Динь, динь!» и т.д. Игра продолжается. В конце разыгрываются фанты.

Из играющих выбирают водящих – двух Морозов. Они выходят на середину зала. Участники игры с одной стороны зала, на которой они собираются вначале, должны перебегать на другую сторону. Это происходит после следующего диалога. Подбоченясь, два «Мороза» обращаются к собравшимся:

— Мы два брата молодые, два Мороза Удалые.

Дети хором отвечают:

— Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!

После произнесенных слов дети бросаются перебегать на другую сторону зала. Если никто из игроков не решается это сделать, «Морозы» объявляют, что все, кто не побежит на счет «три», станут проигравшими – будут «заморожены». Морозы читают: «Раз, два, три!» Все бросаются перебегать зал, а «Морозы» стараются осалить (коснуться) детей рукой. Осаленный должен остановиться, замереть без движения, как «замороженный». «Разморозить» его могут другие, еще не осаленные игрока, коснувшись рукой. Тогда он бежит вместе со всеми на противоположную границу зала, куда «Морозы» уже не имеют права забегать.

В начале игры можно договориться, что «замороженных» водящие отводят в свой «ледяной дворец», где выручить их нельзя до смены водящих.

Дети садятся по кругу на пол, скрестив ноги, руки у них находятся за спиной. Одному из играющих кладут в руки предмет, который должен найти выбранный считалкой водящий. При этом участники игры напевают знакомую песню тихо, если водящий удаляется от предмета, и громко, если он к нему приближается. Можно вместо песни использовать приговорку:

Уж я золото хороню,

Чисто серебро хороню

Гадай, гадай, красная,

Руссу косу плетучи,

Вместо приговорки один из играющих может звенеть в колокольчик.

Выбирается водящий, который отходит в сторону. Участники игры загадывают любые предметы (каждый-свой). Приходит водящий и задаёт участникам вопросы, в ответ на которые игроки должны назвать задуманный предмет.

Играющий, чей ответ более других подошёл к заданному вопросу, становится водящим.

Выбирается жмурка. Но глаза ему не завязывают. Его сажают перед большим белым экраном. На небольшом расстоянии от экрана устанавливают фонарик. Играющие проходят между фонарём и экраном, а жмурка по теням должен узнать участников игры. Игроки, чтобы сбить водящего с толку, могут надеть на себя любые детали одежды. За каждого неправильно названного игрока водящий отдаёт фант.

Выбирают считалкой ведущего.

Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего) – колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги» Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку. Играющие произносят:

Колечко, колечко, катись на крылечко,

Через поле, через луг возвращайся, сделав круг!

Вариант игры с несколько иным названием «В перстни» предлагает Г.Науменко.

Золот перстень хороню –

В матушкин теремок,

Под батюшкин замок.

Вам не отгадать, не отгадать!

Мне вам не сказать, не сказать!

Мы давно уж гадали,

Мы давно перстень искали –

Все за крепкими замками,

За дубовыми дверями.

Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают:

Покатилось колечко с красного крылечка –

По овинам, по клетям, по амбарам, по сеням.

Найди золотое колечко!

Если он найдет, у кого спрятано кольцо, они одновременно с ним бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо.

Ходит дятел по пашнице,

Ищет зёрнышко пшеницы,

Не нашел и долбит сук:

Выбирают дятла, подходят к дереву и поют.

Дятел берёт палку и считая про себя,

Стучит по дереву задуманное количество раз.

Игрок, который правильно назовёт число

Ударов, столько раз бежит вокруг дерева,

И становится новым дятлом.

Прячу, прячу ремешок

Под калиновый кусток,

А кто зореньку проспит,

Того бить колотить.

Водящий с ремешком ходит за кругом, у детей глаза закрыты.

С последним словом кладёт ремень кому-нибудь за спину.

Тот бежит за водящим, пытаясь догнать и слегка ударить его

Ремешком. Водящий пытается занять место того, кто за ним бегает.

Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.

Все идут по кругу и поют.

Сиди, сиди, Яша под ореховым кустом,

Грызи, грызи, Яша, орешки калёные,

Далее говорят, хлопая в ладоши.

Вставай Яша – дурачок!

Где твоя невеста, и в чём она одета?

Как её зовут и откуда привезут?

Яша в это время крутится на месте, по окончании

Идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в

Середину. Необходимо узнать, кто перед ним, назвать имя.

Дети встают друг за другом «паровозиком»,

Кладут руки на плечи впередистоящему.

Далеко, далеко Похлопывают по плечам.

На лугу пасутся Рисуют пальцами «змейку»

вдоль позвоночника ребёнку,

Ко…… Качают плечами вперёд-назад.

— Козы? Наклоняют голову вперёд.

— Нет, не козы! Качают головой вправо-влево.

Далеко, далеко Поворачиваются на 180 градусов и

На лугу пасутся повторяют движения первого куплета.

Далеко, далеко опять поворачиваются и повторяют

На лугу пасутся те же движения.

Правильно коровы! Поворачиваются на 90 градусов и качают головой

Пейте, дети молоко, Постепенно медленно приседают.

Будете здоровы! На последний слог быстро встают на ноги и

поднимают руки вверх.

42. «Бабка Ёжка»
В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка Костяная Ножка
С печки упала, Ногу сломала,
А потом и говорит:
— У меня нога болит.
Пошла она на улицу
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает

Дети стоят в кругу.

В центре водящий с закрытыми глазами.

Дети идут по кругу и поют:

«К нам кукушка в огород Прилетела и поет. Ты кукушка не зевай, Кто кукует отгадай»

Воспитатель указывает на любого в кругу.

Ребенок пропевает «Ку-ку».

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. По считалке выбирается «Заинька»

Дети идут по кругу пропевая слова:

Заинька- горностаинька Некуда заиньки выскочить Кругом заборы высокие А у заиньки ножки коротенькие Ну-ка зайка скоком-скоком, Повернись-ка боком-боком, Ну-ка зайка повернись Кому хочешь, поклонись.

С окончание пения зайка выбирает нового водящего.

Дети идут по кругу взявшись за руки.

В центре круга водящий с завязанными глазами.

Как то вечерком на грядке Репа свекла, редька, лук Поиграть решили в прятки Но сначала встали в круг.

Останавливаются, считают загибая пальцы. Водящий кружится.

Рассчитались четко тут же Раз, два, три, четыре, пять, Прячься лучше, прячься глубже. Ну, а ты иди искать.

Дети приседают, водящий идет искать. Стараясь найти и на ощупь отгадать, кого поймал.

Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек»

Ты барашек серенький, Ты барашек беленький, Мы тебя кормили, Мы тебя поили, Ты нас не бодай, С нами поиграй, Скорее догоняй.

С окончанием пения дети разбегаются. Барашек ловит. Кого поймал, тот выполняет роль барашка.

Перед началом игры выбирается аист и ребенок с шапочкой аиста.

Дети становятся по кругу, держась за руки. В центре круг аист. Его руки сложены за спиной ладонями вместе.

Дети идут по кругу, аист идет противоходом внутри круга, высоко поднимая ноги. Он ищет шапочку и поет:

Аист: Я над речкою гулял, Здесь я шапку потерял, Новенькую шапку, Тепленькую шапку, Красненькую шапку.

Дети идут по кругу.

Ребенок за кругом держит в руках шапку, идет противоходом и поет:

Ребенок: Я на реку пришел, Здесь я шапочку нашел, Новенькую шапку Тепленькую шапку, Красненькую шапку.

С концом песни все останавливаются.

Ребенок: Ну, попробуй, догони, Свою шапку отними.

Дети поднимают соединенный руки, образуя воротца, через которые пробегают аист и ребенок. Аист догоняет, надевает шапочку и танцует парой внутри круга. Аист остается в кругу, ребенок с шапкой выбирается другой.

Если аист не поймает, то водящий становится аистом. Аист становится в круг. Игра повторяется.

6. «Игра с колокольчиком».

Звучит музыка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга ребенок с колокольчиком. С началом пения идут противоходом.

Ребенок с колокольчиком поет:

С колокольчиком хожу, На ребяток я гляжу. Колокольчик золотой, Кто плясать пойдет со мной?

В конце песни ребенок с колокольчиком выбирает того, с кем будет танцевать. Двое детей пляшут под любую плясовую музыку. Выбранный ребенок становится ведущим.

Дети стоят в кругу. В центре Звездочет. Дети идут по кругу вправо и поют:

В небе звездочки мигают, Звездам хочется играть, Звездочет считает звезды Раз, два, три, четыре, пять!

Припев: (идут в круг, отходят назад.) Звездочет, звездочет, Поиграй- ка с нами! Что покажешь ты нам, Отгадаем сами.

Дети отгадывают, что делает звездочет.

Мы позвли Звездочета, Пусть считает нас подряд, В нашем садике, как в небе, Много звездочек –ребят.

Звездочет: Отгадает кто из вас, Что я делаю сейчас?

Кто отгадает, что делает Звездочет, становится Звездочетом.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга аист. Дети идут по кругу поют. Аист ходит, высоко поднимая ноги и взмахивает руками-«крыльями». Дети: Аист вышел на охоту, Ходит, ходит по болоту. Аист: Очень хочется лягушкой закусить, Очень хочется лягушку проглотить!

Лягушки прыгают, Аист стоит на одной ноге и машет крыльями.

Лягушки поют: Кваки, кваки, ква ква. ква. С окончанием музыки лягушки прыгают от аиста, а он их ловит. Кого поймал, тот становится аистом.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга стоит водящий.

На голове может быть маска зайца. Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются. С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару. Тот кто не нашел себе пару становится водящим.

Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай, Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут, Не найдёт тебя медведь. Выходи, тебе гореть!

Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют:

Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету, выходят из игры.

Читайте также:  Отрасли народного хозяйства россии доклад

Количество ракет уменьшается. Игра начинается сначала.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые — За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, А потом кругом-кругом, Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот! » они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спишите! Карусель остановите. Раз и два, раз и два, Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону.

Мы смешные обезьянки, Мы прыгучки, кувыркалки. Мы на месте не сидим И бананы мы едим.

Внутренний круг – Тигры поют:

А мы тигры –не смешные, Мы голодные и злые, Спойте песню еще раз, Мы поймаем вас сейчас.

По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Звучит веселая музыка, обезьянки то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Музыка останавливается, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи! (2 раза) Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик, Ты совсем как человечек. Мы тебя кормили, Мы тебя поили, На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его) Танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь.

Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки.

Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:

Вышла курица-хохлатка, С нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курица: ко-ко, Не ходите далеко.

Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.

На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет.

После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа.

Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу). Я иду за ним шажком. Ком все больше становился и быстрее покатился. Ком все больше становился и быстрее покатился (ускоряемся и в речи и в движениях) Ком все больше становился и быстрее покатился (еще ускоряемся) Угодил в калитку! Бух! Развалился! (аккуратно падаем) Из сугроба вылезаем (встаем) И одежду отряхаем.

Яша садится посреди луга.

Вокруг него водят хоровод, припевая:

«Сиди, сиди, Яша, в ракитовом кусту, Грызи, грызи, Яша, спелые орехи. Лови себе, Яша, кого тебе надо»

Яша бросается за кем-либо. Пойманный становится Яшей.

Посредине круга сидит «мак». Хоровод поет:

Игроки останавливаются и спрашивают у «мака»:

Все бросаются к хороводнику и трясут его, если он не успел убежать. Если хороводник успел три раза ударить кого-либо, тот становится хороводником.

Все становятся в круг и поют:

Дети, берутся за руки, образуя собой длинную вереницу.

Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют:

Вейся, вейся капустка моя, Вейся, вейся белая, Как мне, капустке, виться Как мне зимой не валиться!

Ведущий вереницы проводит хоровод через своеобразные «ворота» — поднятые кверху сомкнутые руки, которые держат последние участники в веренице.

Когда все играющие проходят через «ворота», то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища.

Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и так далее до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

После этого действия последний стоящий участник в веренице остается стоять на месте, а весь хоровод «завивается» вокруг него, постепенно огибая и охватывая в кольцо все плотнее и плотнее, пока не получится своеобразный «вилок капусты».

Затем капустка уже начинает «развиваться», пока не придет опять в своё первоначальное исходное положение.

Игра все время сопровождается пением.

Играющие становятся в круг, взявшись за руки, поют:

Заинька, выйди в круг, Серенький, выйди в круг, Скорей, скорей, выйди в круг, Скорей, скорей, выйди в круг!

Один из играющих, предварительно выбранный «заинькой», выходит на середину круга. Играющие продолжают петь:

Заинька, ты пройдись, Серенький, ты пройдись, Туда-сюда ты пройдись, Туда-сюда ты пройдись!

«Заинька» прохаживается то в одну, То в другую сторону, а играющие хлопают в ладоши:

Заинька, умой ручки, Серенький, умой ручки, Леву, праву, умой ручки, Леву, праву, умой ручки!

«Заинька» показывает, как он моет ручки. Те же движения повторяют все играющие:

Заинька, умой личико, Серенький, умой личико. Сверху донизу умой личико, Сверху донизу умой личико!

«Заинька» показывает, как он умывается, остальные играющие повторяют его жесты.

Заинька, пригладь шерстку, Серенький, пригладь шерстку. Сзади, спереди пригладь шерстку, Сзади, спереди пригладь шерстку!

«Заинька» проводит руками по одежде, одергивает ее, чистит. Все играющие повторяют:

Заинька, причешись, Серенький, причешись. Да получше причешись, Да получше причешись!

«Заинька» показывает, как он причесывается. Играющие повторяют:

Заинька, под бочка, Серенький, под бочка. Пляшет, пляшет казачка, Пляшет, пляшет казачка!

«Заинька» танцует, остальные играющие тоже танцуют. После слов «пляшет, пляшет казачка» все разбегаются, «заинька» их ловит. Пойманный становится «заинькой».

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Паучок, паучок, Тоненькие ножки, Красные сапожки. Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили, Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь, Выбирай кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

Принесли мы вам подарки, кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет. Ведущий выбирает один из названных предметов, и дети изображают его движения.

Затем ведущий выбирает ребенка лучше всех показавшего движение, и он становится ведущим.

Скачет конь наш – Цок-цок-цок,

Слышен топот быстрых ног Дети двигаются по кругу прямым галопом.

Кукла, кукла, попляши, Красной лентой помаши. Дети свободно танцуют.

Вот как кружится волчок, Прожужжал и на бок лег Дети кружатся и приседают.

Самолет летит, Летчик смелый в нем сидит. Дети бегут по кругу с поднятыми в стороны руками.

Играющие выбирают водящего, встают в круг

Кони, кони, мои кони. Дети идут по кругу, водлщий

Мы сидели на балконе, стоит в центре.

Чай пили, чашки мыли,

И сказали всем: «Замри! С последними словами дети оста

А кто первый отомрет, навливаются и не двигаются.

Тот получит шишкой в лоб. Водящий старается их рассме

Не смеяться, не болтать, шить.

А солдатиком стоять!»

Мели, мели, мельница, Дети кружатся, стоя на месте,

Жерновочки вертятся. с последними словами останавли

Мели, мели, засыпай ваются.

И в мешочки набивай! Тот, кто не сумел вовремя остановиться или не удержался на

месте, выходит из игры.

Ходит Ваня, ходит Ваня

Посреди кружочка, Дети идут в одну сторону, Ваня в другую.

Ищет Ваня, ищет Ваня

Для себя дружочка, Ваня ходит по кругу и выбирает дружочка.

Нашел Ваня, нашел Ваня

Для себя дружочка. Ваня выбирает дружочка и ведет его в середину круга.

Дети хлопают в ладоши. Ваня и дружочек танцуют.

На коня садится, Конь завеселится. Плеточкой помашет, конь под ним запляшет. Ребенок садится на коня, дети изображают цоканье копыт.

Мимо сада едет, Дети идут по кругу.

К дому подъезжает, Ребенок подходит к названному

Со коня слезает, ребенку, ведет его к качалке и

Со коня слезает (имя ребенка) приглашает. встает в круг.

Дети стоят в кругу, держась за руки.

Да не лопайся! Дети медленно отходят назад.

Хлоп! Лопнул пузырь! Дети останавливаются, хлопают в ладоши и приседают.

Дети становятся в пары, образуя коридор.

Идет матушка Весна, Водящий берет за руку одного

Отворяй ворота. Ребенка и ведет за собой через руче

Первым март прошел, ручеек, затем следующего и т. д.

Всех детей провел. Игра повторяется, пока все дети

А за ним апрель, не пройдут через ручеек.

Открывай окно и дверь.

А уж как пришел май, •

Сколько хошь теперь гуляй!

Поиграй-ка с нами, Ваня, выходи скорей вперед Дети двигаются по кругу.

И с закрытыми глазами Воспитатель указывает на одного из

Догадайся, кто поет. детей, который нараспев произносит:

Эту песенку свою Водящий называет имя ребенка.

Для тебя, дружок, пою.

Ты глаза не открывай,

Кто я, ну-ка, отгадай!

Каждый ребенок выбирает себе имя какой-либо

птицы, все встают, в круг взявшись за руки,

На зеленом дубочке

Птицы весело поют. Дети идут по кругу.

Ай, птицелов идет! Останавливаются, замирают.

Он в неволю нас возьмет, Птицелов идет по кругу, остана-

Птицы, улетайте! вливается около одного из детей и хлопает в ладоши.

Этот ребенок подражает крику птицы, которой он назвался.

Птицелов называет птицу и угадывает имя ребенка.

Игру лучше проводить на траве. Дети стоят по кругу

и держатся за руки.

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод. Дети идут по кругу.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

Бах! Приседают или опускаются на

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Водим, водим хоровод. Дети идут в другую сторону.

Как заканчиваем круг

Дружно прыгнем все мы вдруг:

Прыг! Останавливаются и подпрыгивают на месте.

Дети стоит по кругу.

Закружились карусели. Дети начинают медленно двигаться по кругу.

Все кругом, кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом. Двигаются быстрее, переходят на бег.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите. Замедляют бег.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра. Останавливаются.

Дети встают в круг близко друг к другу,

Пускай наша грушка

Растет, растет. Идут по кругу, взявшись за руки.

Вырастай ты, грушка,

Вот такой вышины. Поднимают руки вверх.

Вырастай ты, грушка,

Вот такой толщины. Расширяют круг, делая несколько шагов назад.

Вырастай ты, грушка,

Вырастай в добрый час.

Потанцуй ты, (имя ребенка,

Покрутись ты для нас. Названный ребенок танцует.

Все щупать будем. Идут к центру, дотрагиваются до «грушки».

От нашего (имя ребенка)

Убегать будем. «Грушка» ловит убегающих детей.

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами.

Дедушка Водяной, Дети идут по кругу. Со последпц. мц

Что сидишь Ты под водой. словами водящий, не открывая

Выгляни на чуточку глаз, подходит к одному из играю

На одну минуточку. щих и дотрагивается до него, стараясь узнать. Угадав, меняется с ним местами.

Играющие встают в две шеренги напротив

друг друга. Это стенки ткацкого станка.

Выбираются два «Челнока». Они встают

на противоположных концах шеренг

Хорошо умею ткать. Шеренги возвращаются на место.

Пинч-понч, клепу-клепу Шеренги идут навстречу друг другу.

Хорошо умею ткать. Шеренги возвращаются на место.

«Челноки» стараются пробежать между

стенками, не сталкиваясь друг с другом.

Слова и движения стенок повторяются, темп

постепенно увеличивается. Когда «челноки»

оказываются зажатыми между стенок, игра останавливается, и выбирают других водящих.

Выход есть из огорода,

Только заперты ворота. Дети идут вокруг «зайца». Он ходит по кругу, высматривая, возможность выскочить.

На плетень, на плетень Дети останавливаются, раскачи-

Зря Ты Не кидайся. вают руки вперед-назад.

Скоро день, скоро день, «Заяц» пытается выскочить.

Не укрыться зайцу. Когда ему это удается, выбирается другой водящий.

Раз малинка, два малинка,
Ела ягоды Маринка,
И в корзинке у Маринки.
Не осталось ничего.
Кто по ягоды пойдет,
Тот корзиночку найдет.

Шел, прошел,
Не нашел,
Шишел.
Вышел,
Вон пошел!

Стакан, лимон, выйди вон.
Из окошка кувырком!
Лимон покатился,
Стакан разбился!

Бомба взрывается,
Игра начинается.
В начале игры:
Раз, два, три,
Огонь, пали!

Жили-были три селёдки:
Куля, Муля и Балда.
Куля, Муля спали вместе,
А Балда спала одна.

Катится яблочко.
С крутой горы.
Кто поднимет.
Тот уйди!

Первишки, другишки,
Шалуны мальчишки
Стали играть,
Воду выбирать.
Ну-ка ты, Додон,
Убирайся вон!

Шла машина темным лесом.
За каким-то инте-ресом.
Инте-инте-инте-рес,
Вы-ходи на букву эс.
А на буковке звезда,
Там не ходят поезда.
Если поезд там пойдет,
Машинист с ума сойдет!
Вот и поезд не пошел,
Машинист с ума сошел.

Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет
Пиф-паф ой-ой-ой.
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу,
Отказался он лечиться,
Привезли его домой,
Оказался он живой.

На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич
Сапожник, портной
Кто ты будешь такой

Источник

Правильные рекомендации