Русская народная песня ах ты душечка обработка красотиной

Аннотация обработки русской народной песни

Аннотация обработки русской народной песни «Ах, ты, душечка»
1. Общие сведения о произведении и его авторах
Обработка русской народной песни «Ах, ты, душечка» написана Красотиной Е.А. для четырёхголосного однородного мужского хора a cappella. Русская народная песня «Ах, ты, душечка» входит в цикл семейно-бытовых обрядовых песен, которые исполнялись во время свадьбы.
Старинная русская свадьбаскладывалась из обширного цикла традиционных комедийных и драматических сцен, игровых действий и обрядов, сопровождаемых разнохарактерными песнями. Это была своего рода бытовая драма, длившаяся несколько дней, в которой переплетались моменты лирические и трагические, радостные и праздничные, шуточные и сатирические. Важнейшие эпизоды свадебной игры ― сватовство, рукобитье, сговор или «смотрины»невесты, девичник, встреча свадебного поезда родными и друзьями невесты в день заключения брака и, наконец, свадебный пир, сопровождавшийся разнообразными обрядами, обычаями, песнями и плясками.
Свадебные песни ― один из любимых и хорошо сохранившихся жанров русского народного песенного творчества. Свадебные песни разнообразны в жанровом отношении: плачи и причитания, обрядовые песни, лирические песни-жалобы,лирико-эпические песни, связанные с поэтической характеристикой облика девушки-невесты, гостевые, застольные, торжественные величальные и песни-здравицы, припевки и плясовые песни.
Свадебные циклы на протяжении веков пополнялись новыми поэтическими образами, сюжетами и выразительными средствами музыкального языка. Русская народная песня «Ах, ты, душечка» относится к свадебным песням позднейшегопроисхождения с её весьма широким звуковым объёмом.
Красотина Евгения Алексеевна кандидат педагогических наук, автор «Хрестоматии по дирижированию» совместно с К.Р. Рюминой и Ю.Е. Левитом. Родилась 7 июля 1924 года в Москве. В 1950 году окончила дирижерско-хоровой факультет Московской консерватории (класс дирижирования К. Лебедева), в 1969 ― аспирантуру Московского государственного заочногопедагогического института по специальности «Методика музыки» (руководитель Т. Беркман). В 1950-1970гг. ― преподаватель дирижерско-хорового отделения Музыкального училища при Московской консерватории. Одновременно ― руководитель и хормейстер самодеятельных хоровых коллективов Москвы.
В 1953-1957 гг. ― стажер-хормейстер ГАБТа СССР. В 1960-1961 гг. ― ас-нт кафедры музыки МГПИ им. В.И. Ленина, с 1965― преподаватель,с 1972 ― зав. кафедры хорового дирижирования Московского заочного педагогического института, с 1974 года ― доцент, руководитель студенческих хоровых коллективов факультета, преподаватель по классу дирижирование, чтение хоровых партитур, хороведение.
Е.А. Красотина является автором обработок русской народной песни «Ах, ты, душечка», болгарской народной песни «Хей, Балканы!», словацкой народнойпесни «Ивушка» и др.
Награждена медалью «За оборону Москвы».
2. Анализ литературного текста
Лирический характер русской народной песни «Ах, ты, душечка» прослеживается уже в литературном тексте. Повествование ведётся от лица жениха ― «доброго молодца», который обращается к своей возлюбленной, приглашая её на свидание. Возвышенный, поэтический образ девушки заключён уже в начальных словах: «Ах, ты,душечка, красна девица»:

Ах ты, душечка, красна девица,
Мы пойдем с тобой, разгуляемся.

Мы пойдем с тобой, разгуляемся
Вдоль по бережку Волги-матушки.

Эх, пускай на нас люди зарятся:
“Ну и что ж это, что за парочка!

То не брат с сестрой, то не муж с женой,
Добрый молодец с красной девицей!”

Мы пойдем с тобой в зеленой лужок,
Мы нарвем цветов да совьем венок.

Там скажу тебе про любовь свою,
Чтотомит мое ретиво сердце.

Что томит мое ретиво сердце,
Что пылает в нем жарче пламени.

Народное стихосложение написано нечётным пятисложным размером, характеризующимся как хорей ( / ∩ ) + дактиль ( / ∩ ∩):
/ ∩ / ∩ ∩ / ∩ / ∩ ∩
Ах ты, ду-шеч-ка, крас-на де-ви-ца,

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Источник

Хоровые произведения с нотами в pdf

_
Хрестоматия по дирижированию хором
средние музыкальные учебные заведения
Выпуск 1
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составители Е. Красотина, К. Рюмина, Ю. Левит
“Музыка”, 1991г. и 1994г.
номер 14632

Хрестоматия по дирижированию хором, составленная в соответствии с учебной программой, предназначена для дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ. Ее задача — оказать помощь педагогам в выборе необходимого для работы с учащимися репертуара, являющегося одним из важнейших компонентов в обучении и воспитании будущих учителей музыки и руководителей самодеятельных хоровых коллективов.
В хрестоматию включены сочинения различных стилей и жанров: образцы народных песен, произведений современных композиторов, русской и зарубежной классики. Большинство из них учащийся сможет использовать в своей будущей практической деятельности. Значительное место в хрестоматии занимают хоры без сопровождения — их изучению придается большое значение.

Хрестоматия состоит из четырех выпусков, предназначенных последовательно для I, II, III и IV курсов музыкальных училищ.
В первом выпуске помещены произведения для дирижирования в трех-, четырех- и двухдольном размерах в характере звуковедения а также произведения на разграничение функций рук и показ несложных фермат.
Во второй выпуск включены произведения в трех-, четырех-, двух- и шестидольных размерах, в более разнообразных темпах и характерах звуковедения, с различными динамическими и агогическими нюансами, а также произведения на более сложное разграничение функций рук, показ синкоп, акцептов и более сложных фермат.
В третий выпуск вошли более крупные хоровые произведения, небольшие хоровые сцены из опер, отрывки из кантат и ораторий, написанные в трех-, четырех-, двух- и пятидолыюм размерах, которые дирижируются по различным схемам.
Четвертый выпуск состоит из произведений в семи-, девяти-, двенадцатидолыгом и других смешанных или сложных размерах, дирижируемых по различным схемам. Кроме того, в него включены произведения, рекомендуемые для исполнения хором на госэкзамене и для показа самостоятельной работы (репетиции) дипломника.
Материал в каждом выпуске расположен по разделам, соответствующим определенным дирижерским заданиям. Однако, учитывая, что каждое из произведений дает возможность работать одновременно над освоением целого ряда дирижерских приемов и навыков, такое расположение материала следует считать несколько условным, лишь в определенной мере облегчающим выбор необходимого для изучения произведения.
Каждому выпуску хрестоматии предпосланы указания учебной программы, связанные с объемом дирижерских знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися данного курса. Кроме того, каждое произведение сопровождается краткой аннотацией, в которой отмечаются его некоторые характерные особенности и основные дирижерские задания.
Е. Красотина К. Рюмина Ю. Левит

Читайте также:  Русские народные сказки как жанр литературы

Скачать ноты

_
Хрестоматия по дирижированию хором
средние музыкальные учебные заведения
Выпуск 2
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составители Е. Красотина, К. Рюмина, Ю. Левит
“Музыка”, 1969г. и 1980г.
номер 5826 10919

Основными задачами второго курса являются: разграничение функций правой и левой руки в показе нюансов, вступлений разных голосов, выдержанных звуков и т. д.; освоение более широкого диапазона темпов (медленный темп, смена темпа — piu mosso, meno mosso, accelerando, ritenuto, stringendo, allargando) и динамических оттенков (crescendo, diminuendo, subito forte, subito piano, pianissimo, fortissimo); приемы дирижирования staccato.
Более подробно изучаются приемы исполнения фермат (снимаемая фермата на звуке в начале, середине и конце произведения; фермата на паузе в середине произведения; неснимаемая фермата). Во втором полугодии включаются в репертуар относительно несложные по хоровой фактуре произведения, дирижируемые по шести- и двухдольной схемам, а также произведения с синкопами и акцентами.
Совершенствуя навыки дирижирования, приобретенные на первом курсе, следует обратить большое внимание на выработку плавных движений в умеренном темпе при средней силе звучности.
Произведения второго выпуска распределены по четырем основным для данного курса группам дирижерских навыков и приемов:
1. Разграничение функций рук.
2. Темпы. Ферматы.
3. Динамика. Синкопы. Staccato.
4. Шестидольный размер.

Скачать ноты


Хоровые произведения
Хрестоматия по дирижированию хором

Выпуск 3
составители Е. Красотина, К. Рюмина, Ю. Левит
“Музыка”, 1981г.
номер 11351

III КУРС

Одной из задач хорового дирижирования на III курсе является освоение ряда сложных дирижерских схем 5/4 и 5/8 по пятидольной схеме (3+2 и 2+3); 5/4 и 5/8 в быстром движении по двухдольной схеме (2+3 и 3+2); 3/3 и 3/8 по трехдольной схеме в различных темпах и динамике; 3/2 и 3/4 в медленном движении с дроблением основной метрической единицы; 4/4 alla breve; 3/4 3/8 2/4 в быстром движении «на раз». Изучаются также приемы дирижирования полифоническими произведениями.
В репертуар учащихся включаются развернутые хоровые номера из опер и ораторий, а также произведения в очень быстром (Presto) и очень медленном (Largo) темпах, с длительными crescendo, diminuendo, ускорениями. Совершенствуя навыки дирижирования, приобретенные на I, II курсах, следует ознакомить учащихся с основными дирижерскими приемами для достижения хорового ансамбля и строя.
Помещенные в данном выпуске Хрестоматии произведения сгруппированы по дирижерским схемам, в отдельный раздел выделены полифонические сочинения. Однако следует иметь в виду, что каждое из взятых для изучения произведений (независимо от раздела, где оно помещено) должно быть обязательно использовано для овладения различными дирижерско-исполнительскими навыками, предусмотренными программой данного курса.

Скачать ноты

Источник

Аннотация на произведение «Ах ты, душечка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 01:24, реферат

Описание работы

Русская народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен. По складу встречаются народные песни одноголосные и многоголосные (гетерофонного и других типов). Особенности богатство содержания русских народных песен, их жанровое разнообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, частушки и др.), особенности музыкального языка. Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором. Общность тем, приёмов развития, сюжетов, образов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

1 общий анализ содержания.

Русская народная песня –творчество трудового народа. Она неразрывно связана с его жизнью, выражает его думы и чаяния, помогает в труде, сопровождает важнейшие события обществ и семейной жизни. Этим объясняется наличие ряда песенных жанров: трудовые, эпические, свадебные, хороводные песни и т.п. В старину песни складывались и бытовали изустно, что вело к их видоизменениям и породило обилие вариантов.

Русская народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен. По складу встречаются народные песни одноголосные и многоголосные (гетерофонного и других типов). Особенности богатство содержания русских народных песен, их жанровое разнообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, частушки и др.), особенности музыкального языка. Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором. Общность тем, приёмов развития, сюжетов, образов.

Произведение «Ах ты, душечка» является народной песней. Как известно наши предки пели о своём быте и укладе, о чувствах и переживаниях, обо всем, что их окружало и волновало больше всего.

Данное произведение является одной из вершин русской народной песни. Русская лирическая свадебная песня всегда отличала пронзительностью чувств и лиричностью и «Ах, ты душечка» не является исключением. В данной песни прослеживается один образ – это своеобразное признание в любви девушке. В анализируемом нами хоре не достает последнего куплета, в котором как раз заложен главный смысл песни:

Там скажу тебе про любовь свою,

Что томит мое ретиво сердце.

Что томит мое ретиво сердце,

Что пылает в нем жарче пламени

Таким образом, куплет представляет собой малый квадратный период. Первый куплет, состоящий из (5 тактов), начинается со вступлений всех партий. Второй куплет полностью схож с первым куплетом, изменились только слова.

В третьем и четвертом куплете появляется элементы полифонического склада. Имитация полифонии создает атмосферу грозности, дерзости, на людей, которые зарятся на пару.

Произведение написано в одной тональности е-moll остается неизменной на протяжении всего хора, исключение составляет лишь кратковременное отклонение в тональность субдоминанты, которое встречается в музыкальном материале каждого куплета. Минорная тональность помогает создать образ лирического настроения, придает сердечности, задушевности.

Читайте также:  Флаг киевской народной республики

Размер в этом произведении 5\4 и 5\8 это смешанный размер, который дирижируют по четырех дольной системе с удвоением первой доли (3+2) или третьей доли (2+3). Смешанный размер образуется сочетанием двух- и трёхдольных размеров.

Темп в произведение- largo (широко) не меняется на протяжение всего произведения при помощи него создается образ гуляющей пары по просторам русской земли, «по бережку Волги матушки», лишь в третьем куплете чуть увеличивается для создания образа.

Произведение написано для мужского четырехголосного хора. Произведение исполняется a’ cappella.

Произведение написано в удобной для всех голосов тесситуре. Здесь нет не слишком высоких, ни слишком низких звуков, поэтому вокальная нагрузка распределяется равномерно. При исполнении используются разные виды дыхания: одновременное (общехоровое), дыхание по партии и цепное. Так как произведение по характеру певучее, лирическое, то используется мягкая атака звука.

Голосоведение в произведении разнообразное. Встречается:

Строй хора- это система звуковысотных отношений, которые в хоровом исполнение выражаются в правильном интонировании звуков и интервалов. Прежде всего нужно достичь хорошего мелодического строя без которого невозможно добиться чистоты интонирования. При работе над произведением дирижёру нужно помочь хору, показать рабочим жестом трудные места. Особенности строя интонирование на одном звуке конец четвертого куплета.

Ансамбль- это способность всех певцов петь одновременно, как один, одновременно произносить слова во время пения, брать дыхание в указанном месте. В произведении встречаются: динамический, тембровый, ритмический, агогический rit.

Дыхание – берется по фразам, вдох должен быть активным в характере произведения.

Звуковедение прием звуковедения во всем произведении Legato поэтому жест плавный, весомый, вязкий. Такой характер звуковедения отражает глубину, широту, раздольность.

4 Исполнительский анализ:

Передача характера этой лирической песни в большей мере зависит от тщательного показа динамики и музыкальной фразировки.

Равномерность вступлений хоровых голосов с различных долей такта, их неодинаковый ритмический рисунок требуют четкого дирижерского показа как правой, так и левой рукой. Фермата на слове «молодец» (четвертая доля) исполняется как неснимаемая.

Группировка 2+3, в последнем такте 3+2.

Для того чтобы донести содержание произведения до слушателя, хор должен чётко и ясно произносить текст. Для этого необходимо попевать все гласные звуки «а», «я», «е», «э», «о», «ё», «ы», «и», «ю», «у». Четко произносить согласные звуки в концах слов: «пойдем», «тобой», «брат». Согласную в середине слова присоединять к следующему слогу: «душе-чка», «кра-сна», «пу-скай». Шипящие и свистящие проговариваются легко и быстро: «ах», «душечка», «сестрой». Особое внимание обратить на проговаривание в данном произведении буквы «ж».

Работая над произведением нужно обратить внимание на пропевание различных ступеней лада, чтобы добиться чистого интонирования. Главные ступени лада исполняются устойчиво.

5 Вокально-хоровые трудности

6 Дирижерские трудности

Источник

Схема строения песни

Аннотация

Обработка Е.А. Красотиной

Русская народная песня «Ах ты, душечка» настолько популярна, что обработки на нее делались неоднократно. К ней обращались М.Глинка, С.Чапкия, А.Алябьев и др.

Русская народная песня «Ах ты, душечка» написана в куплетной форме, где 1 и 2 куплеты представлены в виде одной части, а третий и четвертый куплет – в виде второй. Каждая часть построена в форме периода.

4 куплет 10-15 такт, где 13-15 такт представлены в виде расширения.

Схема строения песни

I период II период

I и II куплет III куплет IV куплет

В последнем такте мы удваиваем 1 долю, так как там группировка 3+2.

Размер 5/4 обуславливает главную сложность произведения, так как в такт нужно уложить 5 четвертей.

В произведении встречаются следующие длительности:

Ритмическую сложность составляет полиметрия, когда в разных голосах проходит свой ритм.

С 6 по 10 такты партия басов становится ведущей. Однако в 10 такте эту роль берут на себя тенора, и вступают соответственно первыми:

Еще одна ритмическая сложность состоит в том, чтобы до конца додерживать длинные ноты.

Аналогично нужно «допевать» последнюю долю такта, на которую в большинстве случаев приходится 2

И еще одну не менее важную сложность представляют паузы в 6-7 и в 10 такте:

Если рассматривать гармонию 1 части, то в ми миноре мы встретим Т, Д6/4, Т. Затем через S мы переходим в ля минор, где встречается II6, III,VII, где поступенное движение баса рисует гаммообразный ход мелодического минора. Затем плавно ля минор становится натуральным, и, переходя в III6/4, становится VI6/4 ми минора. Потом следует D, II7, D, T, S, D6, T.

Если анализировать гармонию 2 части, то гармонические функции будут аналогичны. Отличие лишь в том, что гармония и мелодия становятся более насыщенными.

Тесситура произведения удобная:

Т1 от соль мал. окт. до соль 1 окт.

Б1 от си больш. окт. до до 1 окт.

Б2 от си больш. окт. до до 1 окт.

Диапазон хора от си большой октавы до соль 1 октавы.

Дыхание общехоровое, за исключением пауз. В 6 такте вступает лишь партия басов, тенора начинают петь со второй доли 7 такта:

Аналогично в 10-11 такте вступает партия теноров, а партия басов вступает позже:

Что же касается общехорового дыхания, то оно берется в конце каждого куплета.

Особое внимание нужно обратить на то, что в 13 такте стоит неснимаемая фермата, и дыхание после нее не берется:

В целом же произведение исполняется на цепном дыхании.

При работе над дикцией особое внимание следует уделить слогу «ся», который исполняется [са]: разгуляемся, зарятся.

Звук [а] поется округленно, ближе к [о]: пойдем, с тобой.

Еще одна дикционная сложность заключается в умении связывать конец предыдущего слова с началом следующего, а так же переносить конечную согласную букву слога к следующему слогу: на на-слю-ди за-ря-тся:

Звук [р] произносится звонко и четко: красна, разгуляемся, бережку, зарятся, парочка, брат.

Читайте также:  Решения брянского районного совета народных депутатов

Окончания слов четко допевать до конца:

Фактура произведения гомофонно-гармоническая с элементами полифонии.

Работая, над вертикальным строем, следует добиться плавного звучания в вертикали, т.е. мягкого перехода из одного аккорда в другой. Повторяющиеся ноты нужно петь с тенденцией к повышению:

А унисонные ноты следует петь тише, чтобы было легче прислушаться друг к другу и избежать нечистого звучания.

Особую сложность составляет поочередное вступление голосов во второй части. Первый вступающий голос поет ярче до тех пор, пока не вступит другая партия. При появлении другой партии, первый голос должен стать фоном, чтобы не заглушить ее.

В 14 и 15 такте Т1 и Б2 должны служить фоном, где в терцию проводят мелодическую линию Т2 и Б1:

Работая над горизонтальным строем, особую сложность в партии Т1 вызывает скачок на м6 вверх, который нужно петь с тенденцией к понижению:

Следующая сложность состоит в интонировании малой секунды вверх, которая возникает от понижения фа#. Она поется с тенденцией к понижению.

В 3 такте скачки на ч4 и ч5 поются устойчиво:

Аналогичные скачки в 4 такте:

В партии Т2 также встречаются скачки на ч4. Но помимо них встречаются скачки на м3, которые вниз поются с тенденцией с повышением, а вверх с тенденцией с понижением.

А в 4 такте скачок вниз на б3 поется с тенденцией с понижением.

В партии басов сложность составляет ход мелодии по ступеням мелодического ля минора и с последующим переходом в натуральный.

Здесь при движении вверх повышается VI и VII ступени, а при движении вниз VII ступень понижается.

В партии басов так же, как и в партии теноров встречаются скачки на терцию, квинту, кварту. Скачок в 8 такте на малую сексту вниз составляет сложность, он должен интонироваться с тенденцией к повышению.

У Б1 в 1 и 2 такте наблюдается долгое повторение высокой ноты. Здесь нужно петь с тенденцией к повышению, чтобы интонация не ушла вниз.

В 11 такте скачок на октаву поется устойчиво:

Важное место в песне занимает работа над тембровым ансамблем. Звучание должно быть мягким, теплым, душевным, о чем говорит нам сам характер произведения. Высокие ноты должны так легко пропеваться, чтобы не чувствовалось надрыва. Особенно в начале и конце произведения звучание должно быть нежным и трепетным.

А в 3 куплете, наоборот, происходит волнение и мелодия может прозвучать более взволнованно, не так мягко, как в начале.

В 4 куплете волнение уже не такое сильное.

А в 13 такте оно вообще уходит. И звучание снова возвращает себе мягкость и прозрачность.

Темповый ансамбль играет не менее важную роль и составляет сложность. Широта и протяжность характеризуют темп. Поэтический текст дает тенденцию к ускорению, появляется желание отклониться в темпе, чего делать не следует. Особенно это происходит во втором и третьем куплетах, когда происходит динамическое и смысловое напряжение.

В 13 такте после ферматы темп замедляется еще больше, что создает атмосферу растворения созданной картины и подчеркивает трепетность чувств парня.

Чтобы добиться динамического ансамбля, следует обратить внимание на разнообразную динамику и соотнести ее с содержанием песни. Если вначале стоит нюанс p(тихо), то это соответствует повествовательному характеру первых двух куплетов.

3 куплет представляет кульминацию произведения. Динамика неожиданно сменяется на f, что создает контраст и подпитывает эмоциональное напряжение.

Эта динамика выражает всю силу чувств, в которых переплетается любовь к девушке и чувства от взглядов других людей.

4 куплет звучит не так напряженно – mf – как бы рисуя размышления людей, с кем этот парень, с сестрой или женой.

И в конце произведения на фермате застывает вопрос: так с кем же добрый молодец? И динамика p (тихо) подчеркивает трепетность ответа – «с красной девицей». И на pp и фермате вся эта картина растворяется.

Русская народная песня «Ах ты, душечка» очень интересна в своем исполнении.

Уже само начало произведения нас настраивает на то, что начинается рассказ. Этому способствует динамика (p), спокойный, широкий темп, очень размеренный и сложный размер 5/4 и сами длительности, которые не спеша начинают изображать содержание рассказа. Парень рассказывает девушке о своей любви. В его словах чувствуется очень ласковое отношение к девушке, потому что он называет ее «душечка», «красна девица». Это подчеркивает и сама гармония, которая очень прозрачная и теплая. Несмотря на минорный характер, песня совсем не кажется грустной. Она скорее навевает очень светлые и трепетные чувства. Переход в ля минор очень освежает песню, а мелодический вид тональности рисует саму красоту девушки. Парень в этом рассказе выражает и свою любовь к природе, называя речку «Волга-матушка».

При работе над партитурой у дирижера могут возникнуть следующие трудности:

-слабое ощущение долей такта в сложном размере 5/4;

-плохое ощущение темпа, желание его ускорить;

-потеря характера звуковедения;

-сложность при показе полифонии.

-слабое ощущение темпа;

-снятие раньше времени задержанных нот;

-сложные скачки в мелодии;

-занижение на повторяющихся нотах;

-«недопевание» до конца окончаний слов;

-чистое интонирование переходов из ми минора в ля минор и наоборот.

Для решения этих трудностей для начала необходима тщательная работа самого дирижера над партитурой, а затем уже работа с хором. Дирижер должен донести участникам хора смысл этой песни, правильно их настроить. При хорошей работе дирижера, все трудности будут ликвидированы. Хор, в свою очередь, должен хорошо выучить партитуру, чтобы следить за руководителем.

Такие произведения развивают более глубокое понимание музыкального языка, средств музыкальной выразительности. При работе над песней обогащается внутренний мир человека, воспитывается трепетное отношение к другим людям.

Источник

Правильные рекомендации