Русская народная сказка направо пойдешь

И главное – куда ни пойдешь, все время какие-то нежелательные последствия с реалистичным, а порой летальным исходом. Они зашифровали, а нам теперь голову ломай. Вот что хотели сказать? Читая различные версии, напрашиваются следующие выводы.

Вот как раньше люди жили? Никуда не ездили – обрабатывали свою землю, детей растили, каждый занимался своим делом, и все счастливы были. Это потом уже начались походы захватнические, раздел земель и владений, войны. Отсюда и предупреждение – пойдешь налево или направо, то есть покинешь свою землю и отклонишься от своего предназначения, и сам не возрадуешься. А вот пойдешь еще больше счастья искать впереди, возможно и найдешь, и даже жив будешь, да только оторвешься от своей земли и от своего жизненного предназначения.

Правы были предки. Так оторвались мы от своей земли и жизненного предназначения, что дальше некуда. И сколько человеческих жизней погублено в этих походах на чужую землю. И за счастьем гоняемся без устали, только всё никак догнать не можем. Причем, все с разной скоростью догоняют – кто на костылях, а кто на скоростной Феррари. И в этой погоне за призрачным счастьем некоторые представители Гомо Сапиенс расталкивают своих братьев по разуму далеко не только локтями. А раз есть гонка, то должен быть и финиш! И кто же пришел к финишу, если он вообще существует? Ведь все процессы – явление бесконечное. Но мы, Гомо Сапиенсы, везде создадим лимит.

Ну, вот несколько человек достигли определенного лимита, то есть финиша – собственность в Монако, яхта за 300 миллионов долларов, владение английскими футбольными клубами. И какой ценой? Ценой того, что остальные сапиенсы не то что идти вперед за счастьем, но уже и ползти разучились? Ну, подарили им монтекарловские владельцы по паре костылей, но разве далеко на них уйдешь в поиске счастья? Хотя многие продолжают барахтаться.

А тут еще реклама нас с толку сбивает – покупайте, покупайте, покупайте. А духовные гуру и целители кричат на каждом углу: «Нет! Идите к нам. Нам деньги тоже нужны!» Короче, указателей столько на развилках жизни, что у современного человека голова пойдет кругом, и тот камешек со своим наивным «Пойдешь направо и пойдешь налево» покажется наивным детским садом.

А может, никуда и не нужно ходить или бежать, а просто находить свое счастье там, где мы находимся? А может, пора вспомнить об истоках? Взять у этих истоков всё самое лучшее? Когда люди просто жили на своей земле, обрабатывали ее, растили детей, и были счастливы? Были близки к своей божественной природе, и обходились без «плодов» цивилизации? Не слишком ли много этих плодов развелось? Не являются ли тонны и тонны мусорных свалок немым свидетельством того, что нам действительно много не нужно…

А может, никуда и не нужно ходить, а просто обратиться к своей душе? Ведь существует еще РАЗВИТИЕ ПО ВЕРТИКАЛИ. И духовные практики были известны человечеству тысячелетиями. Это и молитва, и медитация, и обет молчания, и многое другое. Это могут быть простые размышления, общение с природой, творчество. И что интересно, в этих практиках нет вышеперечисленных минусов Развития по Горизонтали!

Когда мы развиваемся по вертикали, мы приближаемся к своему природному предназначению и больше похожи на деревья и цветы, чем на смятенного путника, стоящего на распутье и не знающего куда идти. Мы врастаем духовными корнями в свою интуицию и наше генетическое наследие, тянемся к свету знаний, раскидываем ветви своего созидания, и выращиваем плоды своей собственной мудрости. А теперь представьте себе, что на это дерево мы развесим маленькие новогодние украшения в виде Роллс Ройсов и Феррари, дизайнерской одежды и обуви, золота и бриллиантов, хрусталя и диковинной мебели. А теперь уберем? Изменится ли при этом что-нибудь? Изменимся ли мы? Почувствуем ли глубокое чувство утраты? Или освобождение от цепей под названием «Ярмарка тщеславия»? Об этом стоит подумать…

1) ПОЧИТАЙТЕ ВСЕЛЕННУЮ – проявляйте к ней Доверие, ищите свою Правду, посылайте Молитвы, слушайте ответы через Медитацию, проявляйте свою Готовность услышать, стремитесь к Созиданию, практикуйте Умиротворенность, а также научитесь жить в Простоте, т.е. без всяких излишеств.
2) ПОЧИТАЙТЕ СЕБЯ – подарите себе полное Подчинение, Осознание и Приятие, ежедневно повторяйте Установки, делайте осознанный Выбор, давайте себе Отдых, заливайтесь Смехом, а также ощутите полную внутреннюю Свободу.
3) ПОЧИТАЙТЕ ЛЮДЕЙ – не забудьте устанавливать Границы, проявлять глубокое Сочувствие, научитесь Отпусканию людей, полностью откажитесь от Осуждения, щедро дарите Прощение, и посвятите себя Служению людям.
4) ПОЧИТАЙТЕ СВОИ ЧУВСТВА – избавляйтесь от всего, что приносит вам Гнев, Смятение, Сомнения, Страх, Вину, Одиночество и Ненужность.
5) ПОЧИТАЙТЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПРОЦЕСС – постарайтесь открыть Истину, всегда проявляйте Терпение, укрепляйте Веру, и воспитывайте в себе Дисциплину.
6) ПОЧИТАЙТЕ ЖИЗНЬ – стремитесь к полному Балансу, работайте над своим Развитием, каждый день испытывайте Благодарность, подчиняйтесь всеобщему Порядку, сохраняйте в себе Радость, и дарите себе и всему живому Безусловную Любовь.

Источник

Былинный камень на распутье.

Сегодня можно видеть невооруженным взглядом, как современная литература. если вообще можно так назвать современное книгопечатание. полностью вытесняет старинную культуру, наш всеми забытый народный фольклор. Более того, если что-то еще и издается. жалкие крохи. то оно всеми мыслимыми способами искажается, подгоняется под современное восприятие. Ну конечно. Далекие предки ведь априори были глупее нас сегодняшних. Таково бытует мнение.
В старинных русских сказках, былинах и песнях русы не только повествовали о каких либо событиях, но и сообщали слушателям множество житейских мудростей, простых истин. Эти истины были органично интегрированы в контекст повествования, выражаясь современным языком.
Сегодня вместо этого в повести и рассказы интегрируют рекламу или пропаганду. То есть весь вал современного бульварного чтива заряжен лишь на то, чтобы вбивать в головы обывателей какие-то ложные понятия. И соответственно, кто платит, тот и заказывает музыку.

Взять хотя бы тот самый былинный камень, стоящий на распутье и указывающий на то, что ждет странника в каждом из направлений.
На сегодняшний день в книгах и в интернете существует множество различных вариаций чтения надписей на камне и их интерпретаций. Кто во что горазд. На эту тему напридумано множество анекдотов, что еще дальше уводит нас от понимания простой житейской истины. Еще больше усугубляют ситуацию угнездившиеся в нашем сознании те самые ложные понятия, которые так упорно вбивают в наши головы из поколения в поколение.

К примеру, всем известно выражение: «Пути господни неисповедимы».

Казалось бы, все ясно и понятно. И никто особо не задумывается. Вот Вы. Ответьте честно самому себе, пытались ли вы когда либо всерьез осмыслить сие выражение? Быть может по каждому слову.
В большинстве своем, люди просто повторяют друг за другом заезженные фразы, даже не вникая в суть. Так давайте же попробуем разобраться.

Почему «пути господни неисповедимы».

А если «путь» пройден, то что же тогда предстоит?

И вот. Оказывается человек на распутье. А перед ним стоит камень.

Этот былинный камень не указывает направление, куда следует или не следует идти. Этот камень ставит человека перед важным выбором на том или ином отрезке жизни. Данный выбор определяет его будущее, судьбу, если хотите. Он определяет всю дальнейшую жизнь человека.
Повезет тому, кто окажется у этого камня вновь, чтобы иметь возможность исправить свои ошибки. Но кому-то такой шанс выпадает лишь раз в жизни.

Так о чем же нам говорят эти странные надписи на камне?

Как я уже упоминал, на сегодняшний день понапридумывали множество всевозможных вариаций, что не разберешься в этой свалке. Однако, художник Виктор Васнецов, работая над картиной «Витязь на распутье», углубленно изучал русский фольклор, что может нам помочь в этом вопросе.
Так, в своем письме Владимиру Стасову В. Васнецов указывал, что на камне написано:

Чтобы понять смысл надписей, необходимо попытаться мыслить как древние предки. Современное восприятие здесь неуместно, так как мы сегодняшние мыслим другими категориями и далеко не факт, что наше восприятие является правильным. Не стоит забывать, что многие понятия, дошедшие до нас, искажены до неузнаваемости. При этом, как я полагаю, первоисточник всегда правдивее, чем все последующие интерпретации.
Зачем вообще многократно «интерпретировать» то, что и так ясно, как белый день? Необходимо лишь опираться на те образы, которые были совершенно естественны для людей, которые непосредственно выводили эти простые житейские истины.

Древние предки полагали, что конечная цель земной жизни человека, это переход на иной уровень бытия. И не столь важно, вознесение это или же просто переход в иное качество. Важно то, что это следующая ступень в эволюции. А эволюция, в свою очередь, предполагает постепенность и последовательность. Иначе говоря, если ученика первого класса перевести сразу в десятый класс, то он будет не в состоянии усваивать учебный материал и его придется возвращать обратно в первый класс. Именно последовательность и постепенность обеспечивают постоянный духовный и интеллектуальный рост человека над собой.

Читайте также:  Применение сабельника болотного в народной медицине

Одна из вариаций надписей на камне, что часто встречается в некоторых изданиях, тоже хорошо показывает суть:

Если образ «коня» в данном случае понимать, как собственность, то все становится очевидным. Что ты сможешь взять с собой, проходя через последний рубеж? Лишь то, что в душе твоей скопилось.

Ну и. как бы. «право», «правый» и «правильный» слова однокоренные.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Фотоальбом

Музыка

Стена

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

«Направо пойдешь – счастье найдешь, налево пойдешь. «

«Направо пойдешь – счастье найдешь, налево пойдешь. «


Все решает ваш Выбор!

Значение Выбора в жизни человека настолько велико, что возникает необходимость более глубокого его анализа и осмысления. Если обратить внимание на народную мудрость, то можно заметить, что люди с древних времен знали цену правильному Выбору. Это нашло отражение во многих сказках, особенно русских, где сказочные герои (обычно три брата) отправляются в путь на поиски счастья или смысла жизни. Этот путь почти всегда приводит к камню на развилке трех дорог. На камне надпись, предписывающая сказочным героям сделать Выбор, от которого будет зависеть вся их дальнейшая судьба: «Направо пойдешь – счастье найдешь, налево пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – и коня потеряешь, и голову сложишь». Как правило, главный герой выбирал самый опасный путь, то есть прямо. Почему? Именно в этом скрыт весь смысл правильного Выбора. Проанализируем надпись на сказочном камне.

Первая фраза гласит: «Направо пойдешь – счастье найдешь». Обычно брат, который идет по этому пути, находит все то, что искал: счастье и деньги, но остается духовно неудовлетворенным. В конце концов он оставляет свою счастливую жизнь и возвращается в отчий дом, затаив в себе зависть к брату, который рискнул пойти опасным путем. Дело в том, что наш незадачливый герой искал счастье в удовлетворении своих земных желаний, ошибочно полагая, что счастье – когда у тебя красивая жена и много денег. А если для приобретения всего этого он не приложил никаких усилий, то человек на верху блаженства – халява, сэр! Только в конце концов он начинал понимать, что желаниям предела нет, они растут пропорционально благополучию, но что-то самое главное проходит мимо. Этим главным является умение найти себя, что оказывается невыполнимым в рамках его представления о счастье. Герой проигрывает. И когда он встречает брата, не испугавшегося трудностей и опасностей, смело шагнувшего в неизвестность, грозившую гибелью, преодолевшего при этом все трудности, нашедшего себя и свое истинное счастье, то, будучи не в силах побороть свою ярость и зависть, убивает его. На самом деле он убивает в себе того, кто должен был реализоваться в жизни, но, растратив свой жизненный потенциал на мечты и бездеятельность, так и не реализовался.

Второй герой выбирает путь, о котором предписано: «Налево пойдешь – коня потеряешь». Разберемся, какой смысл сокрыт в этом. Конь в Древней Руси был культовым, чуть ли не священным животным. Он являл собой символ верного и преданного друга, потерять которого было равносильно смерти. Выбирая этот путь, герой понимал, что на нем может потерять не только верного друга.

Кто такой друг? Мы выбираем друзей в соответствии со своими идеалами, взглядами, убеждениями, создавая круг (систему) единомышленников. Обзаводясь ими, создаем команду, которая совершает те же жизненные ошибки, что и мы. В этой системе все равны и одинаковы, никто ничем не выделяется. Все исповедуют мало в чем отличающиеся жизненные ценности, естественно, разделяя тяжкий груз ответственности за общий неправильный выбор. Виновными в своих бедах и неудачах они себя, конечно, не считают, обвиняя кого угодно и что угодно.

Стоит вам изменить свое отношение к жизни, выбившись из системы единомышленников, как сразу же все они становятся в оппозицию, выжидательно злословя: «Посмотрим, чем все закончится. Ишь ты, выбиться вздумал, а то плохо ему жилось». Это в лучшем случае, а в худшем – еще и подножку поставят. Оппозиция не прощает тех, кто покидает ее ряды. Наш герой видел смысл жизни в наличии друзей – единомышленников, потеряв которых он потерял этот смысл. Разочарованным и опустошенным вернулся он домой. Так же как и первый брат, он не может побороть зависть, ярость, негодование к успехам своего более удачливого третьего брата. И он тоже принимает участие в братоубийстве. Этот герой тоже убивает в себе того, кто должен был реализоваться, но так и не смог, из-за отсутствия правильных пространственно-временных ориентиров.

Третий герой выбрал самый трудный и опасный путь, который сулил ему потерю коня вместе с собственной головой. Пройдя этот путь с достоинством, преодолев все трудности, обуздав все желания, принимая события такими, как они есть, контролируя и анализируя свои действия, третий брат получает от жизни вознаграждение – находит себя. Его счастливое воскресение после того, как братья с ним расправились, указывает на то, что человеку, нашедшему себя, имеющему правильные жизненные ориентиры, ничто не страшно, сама Жизнь охраняет его и дает все блага.

Как следует понимать недвусмысленное предупреждение «голову сложишь», перекликающееся с библейским требованием отдать на заклание сына? Сложить голову – означает сложить полномочия головного мозга, взявшего на себя несвойственные ему функции мыслительного аппарата, со всеми его базовыми ценностями и стереотипами материального (субъективного) мира. Человеку предлагается сделать переоценку ценностей, поставив на первое место духовные ценности невидимого, но объективного Тонкого Мира. Под отдачей на заклание сына подразумевается прекращение порочной практики воспитания своего потомства на базе субъективных, сугубо материалистических представлений о мире. Предлагается включить цепную реакцию подключения всех последующих поколений к головному мозгу Вселенной, к Ее Энергоинформационному Полю.

Выбору неспроста придается такое значение – верный Выбор связан с Эволюцией человека, с его способностью найти себя, отказавшись от субъективного и переключением на восприятие объективного, – всего того, что необходимо для создания благополучия. Вы уже знаете, что жизнь протекает между двумя противоборствующими силами: созидательными и разрушительными. В каждом конкретном событии человек ставится Жизнью перед выбором тех сил, во власти которых будет находиться: созидательных или разрушительных. Все хотят иметь дело с созидательными, но присоединиться к ним можно только при соблюдении определенных условий, очень жестко привязанных к самосовершенствованию человека. Исходя из описания Выбора по сказкам, можно сделать вывод, что он начинается с выбора жизненной ориентации. Каждому из нас предлагается сделать Выбор одного из трех возможных направлений.

Человек, избравший первое направление, ориентирован на себя, на удовлетворение своих физиологических и психологических потребностей (эмоций). Все свои силы он тратит на поиск счастья, добывание денег, причем непременно с затратой собственных усилий и труда. Восприятие мира чисто субъективное, находится в полном соответствии с его представлениями и убеждениями. Объективный мир целиком скрыт за пеленой субъективизма. Он полностью отключен от реального мира, оставаясь в коконе первородной Мерности. Объективный мир для него опасен и страшен. Такой человек реализует себя только в физическом труде, потому что не гармонизирован в Системе Сознание – Человек.
*

Человек, идущий по второму пути, ориентирован на слепое, бездумное копирование программ родителей, друзей, социума. Он готов пожертвовать своей жизнью ради общества, Родины, Человечества. В нем заложена тенденция к героизму, мессианству, целительству. Психологически он настроен на самопожертвование ради всеобщего блага. Пытается познать объективную реальность, но через призму субъективного настроя жертвенности. Такие люди говорят о всеобщей любви, нравственности, увлекаются эзотерическими и прочими науками с целью увековечить память о себе в народе. Они читают Библию и живут по заповедям Бога, всячески сторонятся и остерегаются происков Дьявола с его темными силами, находясь при этом во власти деструктивных, а по сути, все тех же темных сил.

Такие люди находятся между субъективным и объективным, но, как правило, побеждает чувственное, субъективное. Объективный мир они воспринимают только с позиций: «Мне это подходит, а это нет; это приму, а то нет; я этим буду заниматься, а тем не буду». Они пытаются управлять объективным миром при помощи эмоций и своего субъективного восприятия, стремясь «взять Бога за бороду». Всем и всюду диктуют свои права, навязывают свои идеи и правила. Это люди эмоций. Но им приходится считаться с объективной реальностью, так как их внутренняя сущность направлена во внешний мир, на заботу о всеобщем благе. Самопожертвование – их основное кредо, реализуя которое эти люди пытаются изменить мир в соответствии с субъективными представлениями «хорошо – плохо». Их логика направлена вовнутрь, в мир своих субъективных представлений, а следовательно, как и в первой группе, здравый смысл у них отсутствует. Это социально и религиозно – законопослушные граждане. В критической ситуации пойдут за тем лидером, который наобещает всеобщее благо и процветание. Они нерешительны и не могут сами начать преобразование собственной жизни. Погруженные в идеи всеобщего благоденствия, такие люди способны творить зло (все, что не сочетается с их моралью, должно быть уничтожено), причем они убеждены, что поступают верно. Эти люди не гармонизированы в Системе Человек – Человек.

Читайте также:  Чем вылечить гайморит без прокола народные средства

Человек, идущий прямо (аналогия выбора в сказках), полностью ориентирован на реальный объективный мир. Он развивает истинное, объективное видение мира, рациональное мышление, учится управлять эмоциями. К событиям подходит обдуманно, целенаправленно, контролируя свои мысли и действия. Строит взаимоотношения с людьми на взаимовыгодных условиях, учитывая не только свои интересы, но принимает во внимание интересы другого человека. Уважает волеизъявление других людей, никому не навязывает своих убеждений. Начинает осознавать пагубность генерального направления движения Человечества: на словах – к добру, к свету, к Богу, на деле же – в обратном направлении.

Такому оппортунисту приходится менять свою ориентацию вопреки программам и мнению большинства, выращивая свои собственные созидательные программы. Но только такой человек воссоединяется с природой, ему претит субъективизм и не нужны проповеди о всеобщей любви, нравственности, он этим живет. Это люди – Творцы и своей жизни, и всего жизненного пространства. Они решительны, не боятся трудностей, добиваются цели. Их логика направлена на анализ объективного мира, на активное взаимодействие с ним, путем собственного совершенствования и преобразования. Отсутствие субъективизма, точный анализ объективного помогают им брать от жизни все, что она дает. Они знают, что жизнь плохого не даст, а свой шанс упускать нельзя. Часто для достижения желаемого надо преодолеть трудности. Эти люди с ними справляются, проявляя выдержку, терпение, уверенность в собственных силах. Именно о таких можно сказать: они не ждут милости от социума, государства, врачей, а создают их сами, опираясь на созидательные силы природы! Вся жизнь сосредоточена в этом человеке и через него реализуется. Он сам Творит Жизнь!

Жизнь – это объективная реальность, которая существует помимо желаний и «хотений» человека. И эта реальность может стать агрессивной по отношению к человеку, если он не нашел правильных ориентиров, прежде всего не научился разумно пользоваться Выбором. Правильный Выбор только один – иметь объективную осознанность действительности, когда Сознание должно получить ориентацию на реальный мир, тот мир, каков он есть, а не тот, каким хотелось бы человеку его видеть. Из перечисленных вариантов Выбора верным, конечно же, является последний.

Источник

ТАРКОВСКИЕ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (часть 54)

«Направо пойдешь – жену найдёшь, налево пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – сам пропадёшь».
Из русских народных сказок.

«Спустя тысячелетия после того, как человек перестает “верить” в мифы, он будет продолжать выражаться их языком».
Лучиан БЛАГА.

Сквозным образом, прошедшим через всю картину Андрея Тарковского, является «Дурочка».
Впервые появляется она в киноновелле «Страшный суд».
Успенский собор во Владимiре. Там-то она и оказывается среди артели иконописцев, прибывших расписывать храм.
По словам профессора А.Л. Казина, новелла завершается «фактически “дружбой” Андрея с Дурочкой, которая невесть откуда появляется в соборе с охапкой соломы. Она медленно идет от дверей к середине собора, прислушиваясь к чтению Сергея и останавливается против стены, забрызганной черной сажей. Потом начинает тереть пятно рукой, плачет. В буквальном смысле она чужой грех покрывает – ведь это Андрей брызнул черным на соборную стену».

Сойдясь с Дурочкой, монах Андрей, пишет далее Александр Леонидович, «заключает с ней некий сверхчувственный союз (“любовь все терпит”), призывая вместе с тем на себя уничижение, которое паче гордости».
При этом, «с Дурочкой он не роман крутит, и не блуд творит, а крест свой несет. Так они вдвоем его и несут».

В следующей киноновелле «Набег» Андрей избавляет Дурочку от грозящего ей насилия. Спасает ценой великого греха…
А потом Дурочка сидит среди убитых татарами и союзными им русскими дружинниками Малого князя владимiрцев, нашедших последнее убежище в храме. Она (читаем в монтажной записи) «заплетает косу у убитой девушки».

Едва ли не самым знаковым русским храмом (не только по внешнему своему виду, но и по сути) является московский собор Василия Блаженного.
Предельно ясно это выразил, отлив в слове, искусствовед и священник С.Н. Дурылин:
«…Храм Василия Блаженного – самый русский из русских храмов: восточный, как восточна Россия, покаянный (“на крови”) и вместе торжествующий (память Казани), как всегда покаянна и торжественна Россия, прибегающий под Покров Богоматери и вместе напоминающий о единственно возможной на Руси правде – правде из уст юродивого».

Примечательно, что официальные русские церковные историки и богословы всегда весьма опасливо относились к этому виду святости (Христа ради юродивым), характерному исключительно для России и Византии.
К ним внимательно присматриваются.
При жизни и по смерти они всегда под подозрением, хотя бы даже и отчасти.
За весь 200-летний синодальный период было издано всего лишь две книги, освещающих эту специфическую православно-русскую – по своей органичности и неразрывности – проблему.

Своего накала взаимоотношения монаха Андрея и Дурочки достигают в предпоследней новелле «Молчание».
Все главные персонажи картины вновь собираются в Андрониковом монастыре: здесь и Андрей, и Кирилл, и настоятель, в свое время выгнавший Кирилла из обители.
«Но не только Андрей с Кириллом, – отмечает А.Л. Казин, – обретают в этой части духовное пристанище. По-своему обретает его еще один важнейший персонаж картины – Дурочка.
Для нашего рассмотрения судьба Дурочки представляет особый интерес еще и потому, что она, несомненно, символизирует собой душу России.
Пробродив с Андреем по дорогам лихолетья, заплетая косу убитой в Успенском соборе девушки, оплакав оскверненную Андреем белую стену храма, наконец, послужив поводом совершенного им же убийства, Дурочка оказывается в Москве, в Андрониковом монастыре. И тут ее окружают татары…»
Как справедливо отмечает киновед Майя Туровская, этот «случайный наезд татар уже не воинственный набег, а проза хозяйственного сосуществования.
И уже неизвестно, кто – кого. Орда ли Русь или Русь поглощает рассеявшуюся по русским равнинам Орду».

Но вот как эта сцена выглядит в монтажной записи:
«Татары на лошадях. Татарин на лошади берет Дурочку за руку, тянет за собой, ей бросают кусок мяса. Дурочка верещит. Татары кричат, смеются.
Жених-татарин: “Ай-яй-яй, как нехорошо грязный мясо кушать”.
Дурочка стоит возле лошади жениха-татарина, ест мясо, заглядывает на латы жениха. Затем берет лошадь под уздцы и ведет к ступеням собора. Смотрится в латы, затем на жениха-татарина. Татары смеются, кричат.
Жених-татарин: “О-о! Хороший русский – конина кушает, хочешь, поедем в орда? Моя жена будешь (Смеется). Моя семь жен имеет. Русский жена – нет. Каждый день будешь конина кушать. Кумыс пить. Деньги в волосы носить, а?” (Смеется).
Андрей идет мимо татар. Хватает Дурочку за руку и тащит.
Дурочка вырывается и возвращается к жениху.
Жених надевает ей на голову свой шлем, подходит к лошади, берет парчу [награбленное в каком-то храме церковное облачение. – С.Ф.] и надевает на Дурочку.
Дурочка бежит по двору, приплясывает. Андрей старается поймать ее, Дурочка дразнит его и убегает.
Андрей тянет Дурочку за руку Дурочка плюет в лицо Андрею.
Жених-татарин сажает ее себе в седло и уезжает. За ним уезжают татары.
По двору бежит маленький человек. Дурочка кричит».

Особо возмутила эта сцена А.И. Солженицына:
«Да, так главный же символ, пережатый до предела: юродивая дурочка-Русь за кусок конины добровольно надела татарскую шапку, ускакала татарину в жены – а на татарской почве, разумеется, излечилась от русской дури. Никак не скажешь, что эта дурочка родилась из неразгаданной биографии Рублёва. Так что ж – присочинена как зрительно выгодный аксессуар? Или как лучшее истолкование русского поведения в те века? и в наш век?»
Но тот ли смысл вкладывал сам режиссер в эту сцену? Как видел её, наконец, его (Андрея Тарковского) зритель? – Вот коренные вопросы!

«Как понять эту сцену? – задается вопросом и А.Л. Казин. – После всего, что произошло в фильме с Андреем и Дурочкой, после их совместного союза-молчания – только как метафизическую измену Дурочки своему православному “мужу”, то есть как отказ русской души от своего суженого-Логоса.
Андрей Рублев представляет в анализируемом фильме мужественное духовно-смысловое начало: Логос в ипостаси красоты.
Со своей стороны, Дурочка в своей непроявленной, хотя и безкомпромиссной женственности, есть именно душевная стихия России, не осознающая и не ценящая своей избранности.
Нельзя без стыда смотреть на эти барахтания русской души в грязи, в конине, на эти заискивания перед чужим и плевки в лицо родному. “Позор-то какой!”
Ничего не способен сделать с Дурочкой Андрей – хотя к нему-то, казалось бы, та должна быть привязана и благодарна.
В эпизоде соблазнения Дурочки татарами действия Андрея приобретают явно “сюрреальный” характер: он таскает щипцами из огня какие-то камни и бросает их в бочку. На самом деле, что еще может предложить женственной душе инок, отказавшейся от писания икон и принявший обет молчания?

А вообще, как сказал когда-то великий поэт, «в Россию можно только верить».
Да и как тут не верить?
«Апология России. – писал тот же Ф.И. Тютчев. – Боже мой! Эту задачу принял на себя мастер, который выше нас всех и который, мне кажется, выполнял ее до сих пор довольно успешно. Истинный защитник России – это история; ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым она подвергает свою таинственную судьбу. » (Этот УРОК – вспомним Достоевского, – который она открыто демонстрирует всему мiру: кто имеет уши слышать, да слышит!)
В конце концов, это – с раздражением (однако, всё же, и с каким-то едва заметным оттенком радостного удивления) – признал в свое время и «персек» Хрущев…
Россия, по его словам, словно квашня с тестом. Запустишь туда руки, и кажется: вот она – вся твоя. Но едва вытащишь – и на твоих глазах все следы твоего обладания этим самым мягким тестом мгновенно исчезают, будто ничего и не было…
Так было/бывает всегда.
Но что же, однако, будет? Ответ у Бога. Но его всё задают и задают разные люди: враги, обезпкоенные соседи. Но больше всего, конечно, мы сами интересуемся…

Читайте также:  Семена горчицы применение в народной медицине

Как оно, в смерти и ро́спаде,
Русское зреет зерно.

Николая ЛИСОВОЙ.

В своё время Н.В. Гоголь в «Мертвых душах» воспроизвел слова знаменитого русского актера М.С. Щепкина, ставшие не только после крылатыми, но также и весьма важными, прежде всего, «для внутреннего пользования»:
«Не стыдно ли тебе так поступить с нами? Ты всё бы хотел нас видеть прибранными, да выбритыми, да во фраках. Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит».
Н.В. Гоголю вторит Ф.М. Достоевский:
«“Не люби ты меня, а полюби ты моё” – вот что вам скажет всегда народ, если захочет увериться в искренности вашей любви к нему.
Полюбить, то есть пожалеть народ за его нужды, бедность, страдания, может и всякий барин, особенно из гуманных и европейски просвещенных. Но народу надо, чтоб его не за одни страдания его любили, а чтоб полюбили и его самого. Что же значит полюбить его самого? “А полюби ты то, что я люблю, почти ты то, что я чту” – вот что это значит и вот как вам ответит народ, а иначе, он никогда вас за своего не признает, сколько бы вы там об нем ни печалились. Фальшь тоже всегда разглядит, какими бы жалкими словами вы ни соблазняли его».
И вот, по словам Федора Михайловича, «Пушкин именно так полюбил народ, как народ того требует, и он не угадывал, как надо любить народ, не приготовлялся, не учился: он сам вдруг оказался народом».
Не славянофилы, заметьте-ка, а Пушкин – человек, кроме всего прочего, утонченной европейской культуры, воспитания и образования, которого еще со времен Лицея товарищи называли «Французом» – за блестящее владение им этим языком… Но создавшего, ведь, – не забудем – русский литературный язык!

Разумеется, и патриотизм Андрея Арсеньевича Тарковского, унаследованный им от своих родителей, также отличался не только от такового представителей партийно-советской бюрократии или патриотов-державников, но не совпадал также и с представлениями патриотов-почвенников.
Как верно (в данном случае) заметил критик Л.А. Аннинский: «Родину можно любить по-разному. Бывает любовь, растворенная в гордости, в преданности, в верности. Бывает любовь-боль. »
Зять Тарковского, Александр Гордон, так писал о «народной правде» в понимании своего шурина: «Хотя Андрей нечасто употреблял это выражение, слишком оно было затасканное, да и в разных устах имело разный смысл. В этом была главная интрига, главная “дуэль”, негласно и скрыто длившаяся …всю жизнь. И понимание народа было у каждого свое».
Несколько проясняют проблему слова Андрея Тарковского, сказанные им в адрес своего друга по ВГИКу Василия Шукшина в интервью 1981 г., т.е. уже после гибели товарища:
«Я очень хорошо отношусь и к нему, и к его фильмам, и к нему как к писателю. Но не уверен, что Шукшин постиг смысл русского характера. Он создал одну из сказочек по поводу российского характера. Очень симпатичную и умилительную. Были писатели в истории русской культуры, которые гораздо ближе подошли к этой проблеме. Василий Макарович, по-моему, этого не достиг. Но он был необыкновенно талантлив! […] Простите, может, кого-нибудь не устраивает то, что я говорю о прославленном и защищаемом народом Василии Макаровиче Шукшине, моем друге покойном, с которым я проучился шесть лет. Но это правда – то, что я говорю о нем».
О чем тут речь – можно понять, обратившись к свидетельству актера Юрия Назарова, снимавшегося у Андрея Тарковского, в том числе, как мы помним, и в «Андрее Рублеве»: «Он окунул меня в такие жуткие парадоксы России и при этом углубил мою любовь к ней. Одно дело – любовь-ослепление, которая может рухнуть в любой момент. Другое – любовь-знание, когда всё знаешь – и то, и другое, и третье, и всё равно ничего дороже нет, и этого уже никакими клещами не вырвешь! Тарковский дал мне именно эту любовь».

Заметим, кстати, что и лагерь русских почвенников был вовсе не столь монолитен, как это сегодня кажется некоторым.
И его (да еще как!) раздирали внутренние противоречия…
Известно, например, что, прочитав сценарий фильма Василия Шукшина о Степане Разине, давний его ближайший друг Василий Белов, предложил, по его словам, добавить в него «одну финальную сцену: свидание Степана перед казнью с Царем. Чтобы в этой сцене Алексей Михайлович встал с Трона и сказал: “Вот садись на него и правь! Погляжу, что у тебя получится. Посчитаем, сколько у тебя-то слетит невинных головушек”…»
Такое предложение друга вызвало у Василия Макаровича сильное замешательство: «Как же ты так… Это по-другому немножко. Не зря на Руси испокон пели о разбойниках!. Ты, выходит, на чужой стороне, не крестьянской…»
К сожалению, это далеко не единственный пример деформации русского сознания.
Вот, скажем, какой текст вышел недавно из-под пера одного из ведущих сотрудников прохановской патриотической газеты «Завтра» (№ 42. 2015), политолога Александра Нагорного (орфография и кавычки – всё на «совести» автора):
«…Либеральные пропагандисты напоминают: “А ваши большевики царя убили! Кайтесь! На колени!” – чтобы усилить раскол внутри российского общества и ослабить российское государство. Прежде всего – использовать фигуры “царственных мучеников” для демонизации всего советского периода отечественной истории, отрицания значимости и Победы 1945 года, и выхода в космос, и опыта как положительного, так и отрицательного – по созданию общества высшей социальной справедливости, человеческой свободы и прогресса. […]
…Силы, которым нужна полная дискредитация достижений нашей страны советской эпохи, вполне очевидны. Это те силы глобального капитала, которые приняли “Вашингтонский консенсус” и открыто ставят своей целью создать на планете “электронный ад” для человечества, сократив его до 500 миллионов “избранных”…
Россия сегодня, как и во времена СССР, выступает как главное препятствие на пути реализации этих планов. А значит – нужно это препятствие устранить, внося в общество раскол, объединяя на антисоветской основе все “несоветские” страты российского общества: “либералов-западников”, монархистов и православных».

Однако те, которые не один десяток лет стояли за прославление Святых Царственных Мучеников (без этих постыдных кавычек и маленьких буковок адвокатов «демонов революции» и цареубийц!), никого никогда – без разбора – не призывали «встать на колени» и «каяться».
Сделать это может только человек, не лишенный совести, причем исключительно по своей собственной доброй воле.
На безстыдников же и охальников это, разумеется, не распространяется, равно как и на детишек «комиссаров в пыльных шлемах», внуков «Кровавого Феликса» и певцов «красных смыслов».
Именно подобные люди (в этом вопросе, кстати говоря, наш оппонент почему-то не видит «единения» либералов-западников и «новых красных» – идейных и кровных потомков революционных палачей) совсем недавно совместно «отстояли» имя кровавого изувера Войкова, которое носит одна из станций московского метро.
Сделали они это, отвлекая не очень-то грамотного обывателя от сути вопроса, мельтеша – подобно дешевым фокусникам – перед его глазами мишурой действительно пока что еще никем не доказанных свидетельств о преступлениях Войкова коммуниста-перебежчика Г.З. Беседовского.
Но есть ведь и помимо них известные всем и давно доказанные, касающиеся Войкова, факты, отрицать которые никто не может:
1) Организация им провокации в Ипатьевском доме с целью имитации «монархического заговора», который бы мог послужить обоснованием для уничтожения Царской Семьи;
2) Участие в принятии решения об убийстве всей Царской Семьи на заседании исполкома Уралсовета 12 июля 1918 г.;
3) Активная роль в сокрытии следов цареубийства: именно подпись Войкова стоит под документом о выдаче серной кислоты, при помощи которой уничтожались Царские Тела. А если учесть, что он в свое время изучал химию в Женевском университете, то станет понятной и его ключевая роль в этой части преступления.
Все эти безспорные факты дают нам право называть Войкова ЦАРЕУБИЙЦЕЙ.
Конечно же, после всего сказанного людям, причастным к обелению подобного рода изуверов и их преступных деяний, радеющим ЯКОБЫ о каком-то «национальном единении», честный человек руку подать никогда не сможет.

Вот, однако, к каким размышлениям привел нас разбор содержания образа Дурочки в фильме Андрея Арсеньевича Тарковского, что является, между прочим, еще одним доказательством того, что картина эта продолжает жить, что мысли молодого режиссера оказались неожиданно зрелыми, что всё это, наконец, настоящее искусство.

Источник

Мои рекомендации