Русская народная вышивка изо 5 класс рисунки детей

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма. 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5

Ход урока

Беседа.

Учитель. Ребята! Обратите внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Это потому, что в его украшении чаще всего использовалась вышивка. Слайд №4.

На горе-то стоит елочка,
Под горой стоит светелочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Все сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке – иголочку.
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке;
Шила девица приданое,
То приданое немалое.

Все предметы, входящие в приданое, были яркими и декоративны, и особую роль в этом чаще всего играла вышивка. Вышивка – это искусство создания узоров на ткани при помощи иглы и нитей. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканями, вышитым и набивным узором. Слайд №5.

Различают несколько видов орнаментов: травный, зооморфный и геометрический. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.

В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками. По мере того как мы будем знакомиться с элементами вышивки, необходимо заполнять рабочую тетрадь №2 Слайд №7,8,9, 10, 11.

Нижний Дон, курган Хохлач, найдены останки сарматской царицы. В Азовском краеведческом музее есть этот стенд. Если хорошо его рассмотреть, то украшения царицы имеются геометрические символы, о которых мы говорили. Слайд №12

Вышивка выполнялась различными нитками: льняными, шерстяными, шелковыми, реже металлическими.

Иногда вышивку дополняли бисером, жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.

Рассмотрим два вида русской вышивки: орловскую и калужскую давайте найдем черты сходства и различия. Слайд №13.

Красота вышивки Калужской области достигается сочетанием прозрачного, как кружево, сложного орнамента с цветовой нитью. В другом случае, например в вышивке Орловской области, главное разнообразие цвета (желтого, красного)

Постановка художественной задачи:

Работа над эскизом.

Сочиняется орнамент на шаблоне по мотивам вышивки Калужской и Орловской областей. Слушаются русские народные песни. Проводится индивидуальная работа с каждым учеником.

Читайте также:  Русская народная песня про воду текст

Учитель. А сейчас посмотрим на свои работы и обсудим их. В нашем классе от орнаментов и узоров у всех стало теплее и радостнее на сердце. Мы побывали у вышивальщиц Древней Руси, узнали много интересного.

Источник

Презентация к уроку ИЗО 5 класс «Русская народная вышивка»
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Русская народная вышивка рассматривается на примере вышивки полотенца

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Земля Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

Макошь Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Конь Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Дерево Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Вода Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Название и предназначение полотенца Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти.

Родильное полотенце Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

Свадебное полотенце На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Вышивали на них птицу-паву в знак любви, дополняли вышивку растительными элементами и маленькими птичками. Это пожелание молодым добра и счастья.

Погребальное полотенце И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души. З нак перекликается с символом земли, но ромб, состоящий из трех пар пересекающихся линий, оставался внутри пустым.

Современные полотенца Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение и сейчас они не утрачены

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта к уроку изо «Русская народная вышивка» программа Неменский с учетом ФГОС.

Читайте также:  Татарская народная сказка три дочери 2 класс

Тип урока Открытие новых знанийЦель Содержательная цель:познакомить учащихся с русской народной вышивкой на основе краеведческого материала;способствовать формированию умения выстраи.

русская народная вышивка.

Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойст.

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской.

Древние знаки-символы в декоре. Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки.

Источник

Презентация к уроку ИЗО «Русская народная вышивка» 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русская народная вышивка 5 класс по пограмме Б.М.Неменского

Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского ремесла, готовили приданое. Русские женщины умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства.

Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье.

Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить на следующие разновременные пласты: 1) строгая геометрическая орнаментика, отражающая идею плодородия природы; 2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками; 3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю; 4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль.

В средней полосе России часто встречаются одноцветные или белые вырезы, на юге и севере такая вышивка выполняется на основе сочетания ярких цветных ниток. В Смоленской, Тверской, Калужской, Рязанской, Орловской губерниях мастерицы чаще применяли цветную перевить. В отличие от белой строчки в цветной перевити столбики сетки плотно обвиваются цветными нитями, обычно красными или золотистыми, но встречаются малиновые. На ярком цветном фоне четко выделялся белый узор, который нередко был расцвечен.

Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец. Древние славяне считали,что жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей

Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание. Посмотрите, как решены фигуры женщины и всадниц на конях – у них угловатые тела, странной формы головы. Ведь это не только изображение, а знаки орнамента.

Сюжет «Мать Мира с птицами в поднятых руках» встречается уже в вышивке X века. Как считают ученые, этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи. Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и «красном петухе».

Читайте также:  Сини україни служіть україні українська народна пісня

Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ древа жизни.

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или, как их еще называют «месяцы», также привлекали к себе внимание исследователей. “Круги”-”месяцы” можно встретить на концах полотенец, подзорах и передниках.Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи “бурого” (бордового) цвета тамбурным швом.На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах – по три – семь малых кругов в ряд. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом.

Ареал распространения данного узора невелик. Чаще всего он встречается в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (теперь Архангельская обл.)

Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом. Широкое бытование, вышивки крестом, на всей территории России было связано, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, выпускала дешевые сорта туалетного мыла. Сорта брокаровского мыла — «сельское», «русское», «национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, у покупателей имели большой успех.

Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму. И.Е.Репин говорил: “ Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это действительно народный, удобный и грациозный костюм. ”

Задания: Выполните эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. Ещё раз обратите внимание на выразительный язык вышивки а также на возможность по-разному решать один и тот же изобразительный мотив. Постарайтесь размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женская фигура с предстоящими всадниками, птица), дополните его орнаментальными рядами, которые выстройте из ритмически повторяющихся знаков-символов, растительных элементов.

Презентация выполнена учителем ИЗО МБОУ “Лицей им. С.Н.Булгакова” г. Ливны, Тарасовой Ниной Алексеевной Учебник «Изобразительное искусство» «Декоративно-прикладное искусства в жизни человека» Н.А. Горяева О.В.Островская, под редакцией Б.М.Неменского Москва «Просвещение» 2015г. Использованы материалы учебника и интернет-ресурсы.

Презентация 25 слайдов, к уроку ИЗО по программе Б.М.Неменского, 5 класс.

Источник

Мои рекомендации