Русские народные песни тексты про урожай

Русские народные песни тексты про урожай

Припев:
Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить,
С нашим атаманом не приходится тужить. 2 р.

А первая пуля, а первая пуля,
А первая пуля ударила коня,
А вторая пуля, а вторая пуля,
А вторая пуля-в сердце ранила меня.

Атаман наш знает, кого выбирает,
Эскадрон по коням, позабыли про меня.
Им досталась воля во широком поле,
Мне досталась пыльная горячая земля.

Жинка погорюет, выйдет за другого,
За мово товарища, забудет про меня,
Жалко только волю во широком поле,
Жалко саблю востру да буланого коня.

Кудри мои русые, очи мои светлые
Травами, бурьяном да полынью порастут,
Кости мои белые, сердце моё смелое
Коршуны да вороны по степи разнесут.

Припев:
Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить,
С нашим атаманом любо голову сложить.

Ой, то не вечер, то не вечер,
Мне малым-мало спалось,
Мне малым-мало спалось,
Ой, да во сне привиделось.
Ой, мне во сне привиделось,
Будто конь мой вороной
Разыгрался, расплясался,
Ой, разрезвился подо мной.
Ой, налетели ветры злые
Да с восточной стороны.
Ой, да сорвали чёрну шапку
С моей буйной головы.
Ой, развязался лук звончатый
Ой, да со правого плеча.
Рассыпались востры стрелы,
Ой, да по маушке земле.
А есаул догадлив был,
Он сумел сон мой разгадать:
«Ох, пропадёт» – он говорил, –
«Твоя буйна голова!»
Ой, то не вечер, то не вечер,
Мне малым-мало спалось,
Мне малым-мало спалось,
Ох, да во сне привиделось.

Пролягала она шлях-дорожка,
Пролягала она всё широка
По чистому полю,
По чистому полю.
Ой, как по етой было по дорожке,
Ой, как по етой было по широкой
Стоял бел шатёрик,
Стоял бел шатерик.
Ой, как из этого да из шатрочка,
Ой как из этого да из бялого
Выходил молодчик,
Выходил молодчик.
Ой выходил он да всё-молодчик,
Ой выходил- он да всё веселый
Казачий полковник,
Казачий полковник.
Ой, по полку-то ходит-то гуляет,
Ой, по полку-то ходит-то гуляет,
Приказы читает.
Приказы читает.
Он приказочки-то всё читает,
Он приказочки-то всё читает.
Казаков пытает,
Казаков пытает.
Ой, отчего-то а вы казаченьки,
Ой отчего-то а вы молодые
На личико бледны,
На личико бледны?
Ой оттого-то а мы худы-бледны,
Ой оттого-то а мы худы-бледны,
Что мы люди бедны,
Что мы люди бедны.
День в походе, а ночь в карауле,
День в походе, а ночь в карауле
На часах стояли,
На часах стояли.
Нам не ошиться, нам не обмыться.
Нам не ошить, нам не обмыться
Воши зае-едают, воши зае-едают.
Ой, а мы в ходе, а во походе,
Ой, а мы в ходе, а во походе,
Врага поджидаем,
Врага поджидаем.

Источник

Тексты русских народных песен об осени

Календарно – обрядовые песни осени связаны со сбором урожая. В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа “именинника” или снопа – “деда”. Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки.

Во время жатвы жнецы стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев. Если таковых найдется 12, то он называется житной маткой, или спорыньей. Нашедшие эти колосья хранят их как зеницу ока в продолжении всего года, приберегая их к посеву, во время которого их рассеивают первыми с твердой надеждой на получение от них обильного урожая.

Восстановить плодородие почвы помогал обряд “завивание бороды”. Последняя ещё не сжатая рожь тщательно пропалывалась и завязывалась на корню в сноп, а в середину этой завязанной “бороды” клалось угощение – краюшка хлеба с солью. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, потерянные в дни страды.

Читайте также:  Систолы сердца лечение народными средствами

Потом с последним снопом, распевая торжественно песни, торжественно шли домой. Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.

Приведем тексты осенних календарно – обрядовых песен русского народа.

Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!

Во время жатвы как жнецы, так и жницы стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев.

Яровая спорынья!
Иди с нивушки домой,
Со поставушки домой
К нам во Кощено село.
Во Петровково гумно!
А с гумна спорынья
Во амбар перешла,
Она гнездышко свила,
Малых деток вывела,
Пшеной выкормила,
Сытой выпоила!

Обрядовая песня, которая заклинала хорошую уборку урожая.

И говорило аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
Не хочу я, аржаное жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти,
Не хочу я, аржаное жито,
Да в пола стояти
Колосом махати!
А хочу я, аржаное жито,
Во пучок завязаться,
В засенку ложиться,
А чтоб меня, аржаное жито,
Во пучок взвязали,
Из меня рожь выбирали!

Жали мы, жали,
Жали-пожинали,
Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Нива долговая,
Постать широкая;
По месяцу жали,
Серпы поломали,
В краю не бывали,
Людей не видали

Обрядова песня пелась тогда, когда жницы по окончании жатвы приносили хозяину поля венок из колосьев, намекая на необходимость угощения.

Петрушечка-господырёк,
Отгреби-тко свой роёк
Отсыти ты нам сыты.
Жней за стол усади.
Жней за стол усади
Пива, меду поднеси!
Ты напой меня, жнею,
Я те песенку спою!

Осенняя календарно – обрядовая песня, оповещающая о конце трудового дня.

Ой, пора до двора:
Да на дворе не рано.
На дворе не рано —
Да сильная роса пала!
А еще попозднее —
Да роса посильнее!
Ай, пора до двора —
Да поела нас комара.
Ой, не так комара,
Да как дробные мушки!

Песня рассказывает о совершении обряда “завивания бороды” – специально для несжатых для этой цели колосьев

Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!

Эта песня пелась, когда жницы связывали последний сноп и катались по нему спиной

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку,
Чтобы не болела спинка!

Нивка, нивка,
Отдай мою силку,
Я тебя жала,
Силу свою теряла

Календарно – обрядовая песня осени, которая оповещала об окончании жатвы

У нас сегодня война была,
Эй, эй, эй, война была!
Мы сегодня воевали,
Эй, эй, эй, воевали!
Все жито пожали,
Эй, эй, эй, пожали!
Снопы повязали,
Эй, эй, эй, повязали!
И копны посчитали,
Эй, эй, эй, посчитали!
Несите горелочку,
Эй, эй, эй, горелочку!
И сыр на тарелочку,
Эй, эй, эй, на тарелочку!

Тексты осенних календарно – обрядовых песен русского народа подобрали ученики 6 класса к уроку литература.

Используемая литература: Круглов Ю.Г “Обряды русского народа”

Источник

Русские народные тексты песен про жатву

Жатвенные обряды заключали летний цикл. Начало и конец жат­вы сопровождались особыми обычаями, обрядами и песнями. Жатвенный обрядовый комплекс растянут по времени и приурочен к пограничью двух сезонов. Связано это с тем, что уборка озимых (рожь, пшеница) приходится на летнее время, а яровые (овес, ячмень) убирают уже осенью, поэтому некотрые исследователи отно­сят его уже к осеннему циклу (В. И. Чичеров).

Обрядовые действия сопровождали жнивные (жатвенные) песни. Исследо­вателями уже было отмечено, что песни, специально связанные со жни­вом (сбором урожая), были встречены только в некоторых местах бывшей Архангельской губернии, на Псковщине и главным образом в районах Смоленщины, граничащих с Белоруссией и Украиной. Среди восточнославянских на­родов этот жанр более всего известен белорусам.

Смоленские же земли являются по сути дела восточной окраиной ареала жатвенных песен. Бо­лее того, зафиксированные здесь напевы представляют собой местные версии основных песенных типов жнива, бытующих в Белоруссии. Вы­деляются три группы жатвенных песен:

Первый раз жатвенные песни начинали звучать на зажинках и ис­полнялись в течение всего периода уборки хлебов. На севере Смолен­щины было не принято петь во время работы на поле.

Читайте также:  Сценический костюм в русском народном стиле

Значительное место среди собственно жнивных песен занимают обрядовые лирические песни на семейные темы. В них наиболее ярко отражено предвзятое отношение семьи мужа к молодой невестке. В одной из песен женщина желает смерти свекру и свекрови:

Убей, Боже, свекра на постельке, свекрову ли печки.

Основным принципом организации этих песен является синтакси­ческий параллелизм с противопоставлением родного и чужого дома:

Я у татки жила, двадцать лет летовала, я й горя не знала.
Як я у свекорки один год годовала, все горе узнала…
Я у татки жила — хлеб-солю я ела, на работе песни пела.
Як я у свекорки — мед-вино не пьется, а на сердце пякется.

В зачине многих жатвенных песен показан образ жаркого пред­закатного солнца и мотив отправления после тяжелой работы домой:

А солнушко за бор, за бор,
А солнушко за бор, за бор.
Пора, жнеюшки, домой, домой.

В обрядовых песнях жатвы эти начальные формулы выполня­ют сигнальную функцию. Произнесение формулы «Пора-пора домой идти» означает окончание работы, она имеет значение и для участни­ков жатвы, и для всей общины (дома слышат пение и готовят ужин – «вечерю»). Формула «Солнышко за лес катится» также означает регламентацию времени работы с позиции традиционного сознания: день – время живых, ночь – время мертвых.

Поэтика жнивных песен тяготеет к развернутым олицетворени­ям. Песни говорят о ржаном колосе, о самом поле как о живых су­ществах. Антропоморфные черты убираемых хлебов представлены во многих песнях.

Чаще всего жатвенные песни (вне зажиночного и дожинального обрядов) исполнялись по дороге домой после тяжелого трудового дня.

Жатвенные (жнивные) песни – примеры, названия, тексты, слова.

Жну я, молода, жну я, тороплюся…

Жну я, молода, жну я, тороплюся,
Да назад поглядаю, да назад поглядаю:
Много ли нажала, много ли нажала?
А придешь домой ни к татке, ни к мамке,
К свекору, к свекрови, к свекору, к свекрови.
Не пытают: болит ли середина,
Ломят ли белы рученьки, ломят ли белы рученьки?
А спытают: много ли нажала,
Далеко прогнала, далеко прогнала?

Пора, бабки, во двор…

Пора, бабки, во двор.
На дворе не рано,
У меня мати чужая.
Я в двор не пойду
– Тута заночую,
Журбы не почу[ю].
Буду ночевать
В темненьком лесе,
Под белой березой.
Буду проклинать
Свекора, свекровку,
Деверя й золовку.
Побей, боже,
Свекорку в поле
Да сохами-боронами.
Побей, боже,
Свекрову ли печи
Кирпичиной в плечи.
Побей, боже,Деверьку в дорозе
На лютом морозе.
Побей, боже,
Золовку в таночку,
В червоном веночку.
Побей, боже,
Милого ли стола
Мягкими пирогами.

А ты, солнце, солнце красное…

А ты, солнце, солнце красное,
Чего рано за лес катишься?
А я к своему татке в гости йду
Через три луга зеленые,
Через три реки студеные.
Иду-иду да[й] пристаиваю.
А мой татка у воротиках стоит,
Моя мамка у окошечко глядит:
– Чего, чадо, запозднилася,
Ти травкою ты припутана,
Ти росою ты примочена?
– Припутана дробными детушками,
Примочена горькими слезами.

И говорило аржаное жито…

И говорило
Аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
-Не хочу я,
Аржаое жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти.
Не хочу я,
Аржаное жито,
Да в поле стояти,
Колосом махати.
А хочу я,
Аржаное жито,
Во пучок взвязаться,
В засенку ложиться.
А чтоб меня,
Аржаное жито,
Во пучок взвязали,
3 меня рожь выбирали.

По материалам книги: “Смоленская земля в памятниках русской словесности” Под редакцией В.В. Ильина.

Обрядовые песни сопровождают наш народ с незапамятных времен. Их поет мать младенцу, с ними дети учатся играм, работе по дому, в поле. Повзрослевшим парням и девицам славянские песни помогают общаться, выбирать суженных на всю жизнь. Весенняя и осенняя страда, длинные зимние вечера и короткие летние ночи имеют свои ритуалы, особые танцы и, разумеется, песни. Для любого волшебства, для общения с ушедшими предками, Богами есть свои песни.

Славянские песни – в работе подмога

Пение постоянно разливалось при выполнении тяжелой монотонной работы. И вовсе не от того, что к труду они относились с прохладцей. Отнюдь. Когда вместе трудятся много человек, когда их движения должны быть согласованы, без вспомогательных приемов не обойтись. Роль организатора брали на себя обрядовые песни. Они задавали ритм, не позволяли устать, впасть в уныние. При работе в поле на задорные и звонкие куплеты возлагалась еще одна роль – установить тесный контакт с Матерью Сырой Землею, напитаться ее силой, договориться о хорошем урожае.

Читайте также:  Профилактика ревматизма народными средствами

Вечер за прялкой требовал иных напевов – неспешных, протяжных, вьющихся, как нитка в руках умелой мастерицы.

Праздничные обрядовые песни славян душу веселят

И расти ей помогают. Расти и тянуться к мудрости предков, просветленности и могуществу Богов. А как иначе? Каждый праздник был связан с важным событием в природе и требовал выказывать особое уважение ее силам, которые вступали в свои права и могли сделать жизнь обильной или скудной, беспечной или тяжелой. Повседневные же славянские песни чаще всего помогали забыть о тревогах в семейном кругу или среди друзей. Такие посиделки приносили отдых и покой после тяжелого дня, сплачивали близких.

Эта книга — твой увлекательный путеводитель по славянским обычаям!

Свадебная славянская песня

Щекотала ласточка

Щекотала ласточка
Этож у нас ранёшенько на дворе,
Ой, на дворе, на дворе
Щекотала ласточка на заре,
Плакала девчоночка на море,
На белом, на камушке сидючи,
На быструю реченьку глядючи,
По бережку батюшка гуляя,
Гуляй, гуляй, батюшка, здорова,
Сыми меня со камушка белова,
У батюшки жалости не многа,
Не снял меня со камушка белова,
По бережку маменька гуляя,
Гуляй, гуляй, маменька, здорова,
Сыми меня со камушка белова,
У маменьки жалости не многа,
Не сняла дв с камушка белова,
По бережку миленький гуляя,
Гуляй, гуляй, миленький, здорова,
Сыми меня со камушка белова,
У милого жалости поболе,
Он снял меня со камушка белова,

Обрядовые песни русского народа для особых случаев

Как легко сказки и волшебство в жизни славян бок о бок уживались с ежедневным трудом, так одни и те же славянские песни могли исполняться в быту и по великим праздникам. Определенные песни пелись в честь важных событий в жизни: когда на девушку впервые надевали понёву, когда мальчик превращался в мужчину, готового защищать свой дом.

Пели обрядовые песни на Коляду-Солнцеворота, на встречу Ярилы, в Купальскую ночь и на праздник Авсеня. У каждого праздника свой смысл, у каждого из Богов просят чего-то ценного для всего рода в это время года. Просили всего сразу: щедрого урожая и сытой зимы, скорого прихода весны и рождения здоровых деток.

Обрядовые песни — отражение самой души нашего народа. Они облекают в слова, которые могут достучаться до природы и до высших сил, просьбы каждого человека, семьи, рода.

Летние обрядовые песни: праздник жизни и молодой силы

В славянском кологоде находится своё время для всякого праздника, а каждому празднику – своя песня. Летние обрядовые песни полны жизненной силы. Они напоминают о праздниках молодой любви и о пробуждении природы. В самую короткую ночь лета исполняют купальские песни, а в другое время песня сопровождает работу.

Песни на Купало

Летние песни связаны с самым известным праздником – Днём Купало или Купальской ночью. Празднование приходится на самую короткую ночь года, но продолжается часто дольше неё. Обычно молодёжные гуляния и хороводы у костров продолжались с неделю.

Один из мотивов купальских песен – история Бога Купало и Богини Костромы. В песнях повторяется история о брате и сестре, которые по незнанию полюбили друг друга и поженились. В песне упоминается «травица, что братец с сестрицей». Скорее всего, это цветок Иван да Марья – девушки традиционно украшают им купальские венки и используют его в обрядах.

Шинкарочка молода

Дай мне меду и вина,

Дай мне меду и вина.

А скинь же ты синь жупан,

Тогда тебе меду дам,

Тогда тебе меду дам.

Коли у меня грошей жбан,

Коли у меня грошей жбан?

Коли у тебя грошей жбан,

Источник

Правильные рекомендации