Русские народные сказки описание жилища

Исследовательская работа Тема: «Какие дома бывают в сказках»

Я очень люблю сказки. Когда была совсем маленькой, мне их читала мама или бабушка. Сейчас я школьница и могу читать их сама. Конечно, я еще прочитала не так много сказок сама. Но все сказки, прочитанные мною, были очень интересными и увлекательными. Они многому меня научили: доброте, честности, справедливости, любви к близким людям.

Я живу в многоквартирном пятиэтажном доме, а моя бабушка живет в одноэтажном деревянном доме, но все наши дома как-то похожи друг на друга. А вот сказочные персонажи живут в необычных, сказочных домах: и в маленьких и в домах побольше, и в домах в лесу, и на деревьях, и в морях, и озерах, в замках и пещерах.

И однажды мне захотелось больше узнать о том, в каких же сказочных домах живут герои прочитанных мною сказок, какие у них бывают дома. Так появилась моя исследовательская работа «Какие дома бывают в сказках».

Скачать:

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов

Тема: «Какие дома бывают

Выполнила: ученица 1 класса А

Руководитель: Львова И.А.

Какие дома бывают в сказках.

Домики трех поросят.

Избушка на курьих ножках.

Ледяной замок Снежной Королевы.

Подводный замок Русалочки Ариэль.

Я очень люблю сказки. Когда была совсем маленькой, мне их читала мама или бабушка. Сейчас я школьница и могу читать их сама. Конечно, я еще прочитала не так много сказок сама. Но все сказки, прочитанные мною, были очень интересными и увлекательными. Они многому меня научили: доброте, честности, справедливости, любви к близким людям.

Я живу в многоквартирном пятиэтажном доме, а моя бабушка живет в одноэтажном деревянном доме, но все наши дома как-то похожи друг на друга. А вот сказочные персонажи живут в необычных, сказочных домах: и в маленьких и в домах побольше, и в домах в лесу, и на деревьях, и в морях, и озерах, в замках и пещерах.

И однажды мне захотелось больше узнать о том, в каких же сказочных домах живут герои прочитанных мною сказок, какие у них бывают дома. Так появилась моя исследовательская работа «Какие дома бывают в сказках».

Сказочные дома настолько разные, что невозможно предугадать, каким будет дом в следующей сказке. Я прочитала несколько сказок, и в каждой автор описывал дом, в котором проживал сказочный персонаж.

Поэтому я поставила в своей работе следующие цели:

Объект исследовательской работы: дома сказочных персонажей.

Гипотеза: Могут ли построенные жилища указывать на характер сказочных героев?

Мое исследование состоит из нескольких этапов:

1.Опрос одноклассников по теме исследования.

2.Анализ прочитанных мною сказок по данной проблеме.

Опросив одноклассников, я пришла к выводу, что дети еще не очень хорошо читают, сказки им читают родители, но некоторые известные сказки они все же читали сами. Таких оказалось большинство. На мой вопрос «Задумывались ли когда-нибудь о том, в каких домах живут сказочные персонажи?» Лишь 15% ответили, что просто обращали внимание, а вот 85% никогда над этим не задумывались.

Все это меня привело к мысли о том, что я обязательно должна познакомить одноклассников со сказочными домами, описанными в сказках, это ведь так необычно и интересно. Это как раз и является первой целью моей работы.

Далее, я попытаюсь доказать, что сказочный дом может характеризовать своего героя.

И вот что у меня получилось.

II. Какие дома бывают в сказках

Стоял в поле Теремок, он ни низок, ни высок. Постепенно в теремок заселялись мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик- попрыгайчик, лисичка-сестричка, волк- зубами щелк. Последним, кто захотел вселиться в теремок был Медведь: в дверь не пролез, в окно даже голова не влезла, полез на крышу, да и развалил весь Теремок. Поплакали жильцы разрушенного теремка, погоревали, и все вместе, общими силами отстроили новый теремок, да такой, что даже и медведь смог поместиться.

В этой сказке сказочный дом был из бревен, а крыша соломенная. Автор ласково называет его теремком. И похож он на обычный деревенский маленький домик. Но всем сказочным персонажам он очень понравился, и им было там очень комфортно и уютно. Обо всех жильцах можно сказать, что они очень гостеприимные, добрые, даже на Медведя не рассердились, трудолюбивые. Они заново отстроили теремок. Как говорят: «В тесноте, да не в обиде»

И в этой сказке сказочные дома много могут рассказать о своих героях. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф были легкомысленными, неспособными оценить опасность, исходящую от волка, смеялись над братом. А Наф-Наф оказался самым трудолюбивым, добрым, так как пустил братьев в свой кирпичный дом и спас их от верной гибели.

Следующая сказка мне тоже очень нравится. Жили- были заюшка и лиса. У заюшки была избушка лубяная (деревянная), а у лисы – ледяная, построенная из кусков льда. С приходом весны, потеплело, вот и растаял лисичкин домик изо льда. Поленилась построить домик лисичка, как у зайчика и решила она обманом и хитростью завладеть домиком зайчика.

И в этой сказке построенные жилища много говорят о характере своих героев. Хоть зайца и наделяют такими чертами, как трусость, робость, в этой сказке он очень уверен в себе, трудолюбив, не поддался на уловки лисы. А лиса хитрая, ленивая, осталась ни с чем.

4.Избушка на курьих ножках

Эта избушка очень комфортна для проживания Бабы-Яги, и, кажется, что Баба-Яга сама похожа на эту избушку, такая же страшная, хитрая, любит обманывать других героев.

5. Ледяной замок Снежной Королевы

В прочитанной мною сказке о Снежной Королеве, ее замок был построен самой «Зимушкой Зимой», вот что описано в сказке: « Стены дворца намели снежные метели, а окна и двери проделали буйные ветры. Во дворце было больше ста залов; они были разбросаны как попало, по прихоти вьюг; самый большой зал простирался на много-много миль. Весь дворец освещался ярким северным сиянием. Как холодно, как пустынно было в этих ослепительно белых залах!»

Весь этот большой, потрясающий сказочный дворец Снежной Королевы был растоплен любовью сестры Герды к брату Каю.

Характер Снежной Королевы подобен ледяному замку, холодный, жестокий. Так можно ее охарактеризовать.

6. Подводный замок Русалочки Ариэль

Самым удивительным среди всех сказочных домиков был и остается подводный замок русалочки Ариэль.

В заключении хочу сделать выводы. Мне кажется, что целей работы я достигла, и моя гипотеза полностью подтвердилась. Я познакомила одноклассников с тем, какие бывают дома в сказках.

В прочитанных мною сказках не просто описываются сказочные дома, а рассказывается о тесной взаимосвязи с характерами сказочных героев. Например, в сказке «Три поросенка» говорится, что характер поросенка связан с тем, какой он домик построил, поросенок Наф-Наф оказался самым практичным поросенком, выстроил дом, с которым не смог сладить Волк. А в сказке «Теремок», каждый вселившийся, гостеприимно встречал нового жильца. Теремок настолько объединил их, что даже после того, как его разрушил медведь, они вновь отстроили его.

Но самым забавным сказочным домиком, я считаю избушку на Курьих ножках. Избушка Бабы-Яги живет какой-то своей жизнью. Она умеет поворачиваться, подчиняется приказам Бабы Яги. Баба Яга и избушка на курьих ножках дополняют друг друга и являются самыми яркими персонажами в русских народных сказках.

Каждая новая сказка – это новый сказочный домик, со своей красотой и необыкновенностью, с характерами сказочных героев.

Читайте также:  Сочинение на тему народные песни в нашей жизни

Недаром говорится: «В сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

И в реальной жизни, жилище человека может многое рассказать нам о его привычках и характере.

Я не собираюсь останавливаться на достигнутом и постараюсь продолжить свою исследовательскую работу по данной теме.

Источник

Русские народные сказки как воспроизведение истории архитектуры жилых построек

Сказки каждой страны несут в себе основы морали, культуры, традиций и быта каждого отдельного народа. Сказки легко запоминаются, поэтому в начальной школе упражнения по русскому языку, литературе, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, музыке и другим предметам составлены на основе сказочных образов.

Русские народные сказки – это не только поучительные истории, это еще и описание исторических особенностей народов Руси. В сказках описывается реальная жизнь народа: домашняя утварь, скот, пища, охота и рыболовство, а также хозяйственные постройки и жилища наших предков.

По результатам анкетирования, проведенного среди учеников 4 класса, мы выяснили, что сказка – это любимое произведение 100% опрошенных. На вопрос, как вы себе представляете облик жилищ, описанных в сказках, мы получили следующие ответы:

— землянка – это жилье для бедных;

— изба – это деревянный дом;

— избушка на курьих ножках – это дом Бабы-Яги;

— палаты – это богатые строения и другие.

Таким образом, актуальность выбранной темы определяется тем, что сохранившиеся в сказках образы быта русского народа способствуют активизации памяти, речи и мышления человека [1], а также могут знакомить детей с особенностями работы архитектора.

Целью данной работы является исследование архитектурных особенностей упомянутых в русских народных сказках жилищ, таких как землянка, изба, терем, чертог, хоромы, палаты.

Задачи исследования:

— чтение сказок и выбор слов, обозначающих жилые постройки;

— работа с толковыми словарями В.И. Даля, Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова;

— определение архитектурного облика жилищ на основе анализа научно-методической литературы по строительству.

Теоретическая значимость исследования: дано описание облика строений и составлен их перечень, с учетом хронологической последовательности развития строительства древней Руси.

Практическая значимость. Результаты исследования представлены учащимся школы в виде доклада, посвященного архитектурному наследию России.

Архитектура жилых построек в русских народных сказках

Рис. 1. Кадр из фильма «Сказка о рыбаке и рыбке». 1950г.

Землянка

Вспомним сказку «Чудесный колокольчик», в которой говорится о том, как мачеха в наказание отправила падчерицу в лес в надежде на ее погибель. Падчерица поселилась в землянке медведя Михайло Потапыча, который наградил девочку дорогими подарками и отпустил домой, а мачеху и ее родную дочь наказал за жадность и злобу.

Сюжет народной сказки, услышанной А.С. Пушкиным в рассказах няни, лег в основу «Сказки о рыбаке и рыбке» и дошел до наших дней. В этой сказе старик со старухой жили в ветхой землянке у самого синего моря.

Как же выглядела эта постройка и почему она названа землянкой? Обратимся к Толковому словарю Д.Н. Ушакова [2]: землянка – это жилье, вырытое в земле.

Рис. 2. Кадр из фильма «Сказка о рыбаке и рыбке». 1950г.

Изба

Изба, избушка чаще других построек упоминается в русских сказках. В толковом словаре В.И. Даля [4] слово «изба» (истопка, истобка, истба, изба), избенка, избеночка, избушка) означает жилой деревянный дом, постройка с печью.

Изначально изба топилась «по-черному», то есть дым из устья печи выходил («курился») прямо в помещение избы и только потом через отверстия в крыше (специальные деревянные трубы — «дымники») и в стенах (через окошки) выходил наружу [5]. Такие избы назывались курными. Дымники обычно украшались резьбой. По ним еще издали можно отличить курную избу. Дым, сохранявшийся в верхней части избы постоянно дезинфицировал помещение, сводя к минимуму число тараканов, сверчков и т.п.

С распространением потолка в XVIII веке в практику постепенно входит топка «по-белому», то есть стали все шире распространяться печи с дымовыми трубами, выходящими на крышу. Этот процесс во второй половине века нарастает, несмотря на то, что топка по-белому требовала гораздо больше дров.

Изба лубяная

В сказке «Лиса, заяц и петух» у лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Из чего же построена избушка зайки? Прилагательное «лубяная» образовано от существительного «луб», которое означает подкорье или исподняя кора, покрывающая блонь (заболонь – наружные слои древесины). [4]

В толковом словаре Ожегова мы нашли такое значение: луб – это пласт, кусок коры липы, вяза и некоторых других лиственных деревьев вместе с волокнистой внутренней частью [6]. Луб шел на изготовление кровли, мочала, лыка (корзины, лапти).

Таким образом, можно предположить, что лубяная избушка зайки построена из подкорного слоя стволов деревьев.

Рис. 3. Кадр из фильма «Летучий корабль». 1979г.

Избушка на курьих ножках

Возникновение образа избушки на курьих ножках исторически связывается с деревянными срубами, которые в древности на Руси ставились на пни с обрубленными корнями. [8] Избы на таких пнях предположительно строились в болотистых местах. Причем, пни не всегда выкорчевывались. Для строительства избы выбирались вековые деревья, которые образовывали четырехугольник или имели стволы большого диаметра. Деревья спиливались, и на их пни ставился сруб. Сами пни-сваи окуривались дымом, чтобы предотвратить гниение древесины.

Есть и еще одно мнение на происхождение понятия «курья нога» (единственное число – прим. автора). Курья нога – это развилка одной дороги на три. Избушка на курьих ножках – это избушка, стоящая на развилке дорог.

Рис. 4. Кадр из фильма «Терем-теремок». 1971г.

Терем

В толковом словаре В.И. Даля терем – это поднятое, высокое жилое здание или часть его; одинокий домик, в виде башни; жилище владельца внутри кремля [4].

О том, что у терема есть два значения и оба они верны, можно подтвердить примерами из живописи и дошедших до наших времен названиями объектов культурного наследия.

Например, в Московском Кремле расположен памятник русской архитектуры – Теремной дворец, построенный в 1635—1636 годах. Верхний этаж этого строения назван «златоверхний Теремок», от чего и получил свое название сам дворец.

Рис. 5. Кадр из фильма «Аленький цветочек». 1952г.

Чертог

Рис. 6. Кадр из фильма «Сказка о рыбаке и рыбке». 1950г.

Хоромы

Хоромы — в старину на Руси называлось обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями [2, 4].

В состав хором входили горница, кладовые, сени, светлицы, также и дворовые постройки: погреба, бани, хлева, амбары и другие.

Хоромы строились без особой симметрии. Видимо такой самобытностью они и привлекали взоры иностранцев, приезжавших в Россию.

В отличие от палат, хоромы строились только из дерева.

Рис. 7. Кадр из фильма «Сказка о царе Салтане». 1984г

Палата

Палата – великолепное жилое каменное здание [2, 4], часто упоминается в сказках, как жилое помещение царей и богатых людей (например, «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»).

Палаты (от лат. palatium — дворец, чертог) — термин, обозначающий русские средневековые, преимущественно жилые каменные или кирпичные сооружения [10].

Великолепие этих построек мы можем оценить и сегодня, увидев дошедшие до наших дней памятники архитектуры: Грановитая палата Московского Кремля – одно из старейших зданий Москвы, и Влады́чная палата — памятник архитектуры XV века, расположенный на территории Великого Новгорода.

На основе анализа научно-методической литературы мы выяснили, что изначально люди жили в землянках, землянки перерастали в полуземлянки и в избы. Избы надстраивались, и появлялись терема. С освоением каменных ремесел строились шикарные дворцы и палаты. Можно, наверное, предположить, что сегодняшние сказки отражали бы архитектурный облик многоэтажных домов и уникальных высотных зданий.

Читайте также:  Разгадай кроссворд народная мудрость впиши в него слова

В заключение хочется сказать «спасибо» людям – сочинителям и хранителям сказок, благодаря которым мы сегодня имеем возможность в интересной форме подать ребенку историческое наследие нашей Родины.

1. Павлова Л.В., Косова Н.М. Методология сетевого взаимодействия, обеспечивающая интеграцию образовательной системы «школа-вуз-предприятие». 17-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки 2015»: труды конгресса. В 3 т. Т.2/ Нижегород. гос. архит.- строит.ун-т; отв.ред. А.А. Лапшин – Н.Новгород: ННГАСУ, 2015. С. 55-57.

2. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000.

3. Гимбутас М. Славяне: Сыны Перуна. — М.: Центрполиграф, 2007. — 217 с.

5. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., РОССПЭН, 1998.

7. Избушка на курьих ножках. // Ашукин И. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. / Отв. ред. В. П. Вомперский; Ил. А. Б. Маркевича. — М.: Правда, 1986. — С. 274

8. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука; Аленький цветочек: Книга для ученика и учителя. — М.: Олимп: АСТ, 1998. — 560 с. — (Школа классики).

9. Этимологический словарь русского языка. — СПб.: ООО «Виктория плюс».

10. Большая советская энциклопедия, 2-е изд. / Б. А. Введенский. — М.: Большая Советская Энциклопедия, 1955. — Т. 31. — С. 569.

Источник

Проект «Русская изба в народных сказках»

лариса ковальчук
Проект «Русская изба в народных сказках»

Проект разработан совместно с воспитателем группы раннего возраста Чадиной И. И

Проект

«Русская изба в народных сказках»

Воспитание, созданное самим народом

и основанное на народных началах,

имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах,

основанных на абстрактных идеях

или заимствованных у других народов.

Введение в проект

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

Актуальность проекта.

Вид проекта: Ознакомительно-ориентировочный.

Участники проекта: Дети младшего и среднего дошкольного возраста, родители, педагоги, музыкальный руководитель.

Продолжительность проекта: проект краткосрочный с 14.01.2019 по 28.01.2019

Цель проекта: Совершенствование развивающей предметно-пространственной и образовательной среды в группах младшего и среднего дошкольного возраста по теме «Культура и быт русского народа».

Задачи проекта:

• Познакомить детей с устройством русской избы;

• Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

• Познакомить с традициями русского народа;

• Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами

Расширять словарный запас: изба, печь, ухват, чугун, лавка, сундук;

• Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы,частушки);

• Знакомство с русскими народными хороводными играми;

• Изготовить макет русской избы;

• Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

• Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Практическая значимость представленного опыта работы состоит в возможности применения его в повседневной практике педагога любого дошкольного образовательного учреждения, в возможности использования в рамках любой образовательной программы.

Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу, раскрывает для других педагогов новый положительный опыт по данной теме.

Работа над реализацией проекта позволит раздвинуть рамки традиционных контактов с родителями, которые могут внести свой вклад в образовательную работу, разнообразить образовательную деятельность с детьми.

Трудоемкость осуществления проекта заключается в необходимости организации в группе увлекательной, богатой материалами патриотического характера развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

Новизна проекта «Русская изба».

В данном проектеможно проследить связь между образовательными областями:

Художественно – эстетическое развитие

Коммуникативно – личностное развитие

Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.)

Проблема. При чтении русской народной сказки по «Щучьему велению»у детей возникли вопросы: Что такое русская печка? Что такое изба? Кто же жил в таком доме? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали? Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта.

Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.

Проверка гипотезы. Методы исследования.

• Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.

• Чтение художественной литературы.

• Рассматривание предметов быта и посуды.

• Заучивание потешек, прибауток.

• Использование русских народных песен и танцев.

• Проведение русских народных игр. самостоятельной деятельности.

• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

Рассказ о народных обычаях и традициях.

I этап – подготовительный.

Цель: разработать проект.

Изучение литературы по данной теме:

«Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова.

• «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством». И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Л. Князева, М. Д. Маханева.

Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры» Приложение №1

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

В детском саду мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, стол, кровать, сундук, горшки, посуда, иконы). Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта пробудили в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволило им ощутить себя частью русского народа. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Большое место в реализации проекта должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег.

На протяжении всего времени знакомим детей с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка беленький сидит» и др. ;хороводными: «Где был, Иванушка», «Ровным кругом», «Каравай» (Приложение 3) и многими другими.

Большое значение в реализации проекта имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии.Разработана консультация для родителей: «Сказка как средство патриотического воспитания дошкольника».Рекомендации для родителей: «Воспитываем патриота», «Читаем дома» «Воспитание детей через приобщение к народной культуре», «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа» (Приложение 2).

Родителям было предложено поучаствовать в выставке, для которой нужно вместе с детьми создать куклы-обереги.

Выставка коллективной работы макета мини-музей «Русская изба».

Совместное обсуждение полученных результатов.

Показ открытой образовательной деятельности совместно с музыкальным руководителем «Русская изба» (Приложение 4)

План мероприятий в рамках реализации проекта

«Русская изба в народных сказках».

День Содержание образования и развития на основе реализации образовательных областей

Взаимодействие с родителями

11.01.19 Предложить родителям принять участие в реализации проекта «Русская изба»

14.01.19 Беседа «Культура русского народа» Формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества, воспитывать уважение к труду мастеров Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Читайте также:  Уничтожение крыс народными методами

Театрализованная игра «Ярмарочная площадь». Приобщать детей к русской народной культуре, вовлечь в фольклорное действие, побуждать к импровизации, вызывать эмоцилнальный отклик детей.

15.01.19 Чтение русской народной сказки «Колобок» Систематизировать знания о русских народных сказках,обеспечить развитие памяти, логического мышления,активизировать словарный запас детей пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.

16.01.19 Знакомство детей с музыкальным фольклором “Как у наших у ворот” Познакомить детей с устным творчеством Вятского и русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого народа имеют общие черты. Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре».

Упр. на развитие мелкой моторики рук «Украшаем печь»(. Форм. у детей умение составлять узор из цветных льдинок по образцу и самостоятельно, обращать внимание на чередование элементов узора и «их взаиморасположение, развивать мелкую моторику рук.

Творческая мастерская (Аппликация) «Платок для Матрёшки» Познакомить детей с русской народной культурой. Формировать умение составлять узор на треугольном платке,чередуя круги и треуголь. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Индивидуальная работа. Работа с мнемо таблиц. сказка Репка Закреплять знание р. н. сказок, развивать словарь.

17.01.19 Сюжетно-ролевая игра «Семья» Форм. умение подбирать различные средства для отображения и развития замысла, распределять роли с учетом возможности и желаний каждого участника игры, устанавливать правила и четко выполнять их. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

Театрализованная игра «Репка». Развивать у детей умение использовать различные средства выразительности речи, мимики, пластики для передачи характера и особенностей поведения персонажей, учить согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Работа с раскрасками «Русские матрёшки» Воспит. любовь к р. н. творчесву,форм. умение аккуратно раскрашивать

18.01.19 Беседа о русской избе Познакомить с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта: печь, прялка, посуда, сундук и т. д. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь.

Русская народная игра «Каравай»игры: формирование чувства

Игра «Как котик в гости ходил» Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами. Повторение прибаутки, разучивание игры «Поясок».

Д/и «Собери самовар из частей». Упр. детей в умении собирать целое изображение из частей; закреплять знание детей о самоваре, развивать внимательность, память, умение работать по образцу.

21.01.19 Беседа «Эти мудрые русские сказки» Познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями. Консультация для родителей «Русские народные сказки»

Д /игра «Гуси» Развивать у детей диалогическую речь, формировать умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.

Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей».. Форм. у детей умение отвечать на вопросы воспитателя о содержании сказки, характерах и действиях персонажей, произошедших с ними событиях. Воспитывать любовь к р. н. сказкам.

Работа с раскрасками

«Любимая сказка» Форм. у детей умение аккуратно закрашивать, правильно держ. кар-даш

22.01.19 Видеопрезентация «Наряд русских крестьян» Приобщать детей к культуре русского народа; знакомить детей с нарядами русского крестьянства; воспитывать патриотические чувства к русским традициям. Консультация для родителей «Как люди на Руси жили»

«Посиделки в горнице». Закрепить знания детей о том, как жили русские люди; о быте и традициях. Дать представление о красном угле в горнице. Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа.Обогащение словаря: изба, горница, красный угол, кочерга, коромысло.

23.01.19 Сюжетно-ролевая игра «Семья» Побуждать детей играть вместе, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом, формировать умение использовать предметы-заместители. Предложить родителям изготовить русскую народную куклу

П/игра «У медведя во бору» Развивать у детей быстроту реакции,ловкость, умение ориентироваться в пространстве.

Слушание музыкальных произведений. «Как у наших у ворот» Пополнять словарь детей, упр. в умении как можно точнее подбирать слова для выражения чувств, настроений, образов, передаваемых музыкой

24.01.19 Беседа «Русские народные художественные промыслы»» формировать представление у детей о русских народных промыслах (Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, Дымковская игрушка). Консультация для родителей «Значение уголка «Русской избы»

Работа в творческой мастерской (Лепка) Продолжать знакомить с обычаем принимать гостей. Вызвать интерес к лепке баранок и бубликов. Формировать умение раскатывать столбики (цилиндры) разной толщины (для баранок – длинные и широкие, для бубликов- короткие и узкие) и замыкать в кольцо. Развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику

25.01.19 П/ игра «Гори, гори ясно.» Повышение речевой и двигательной активности детей, развитие быстроты реакции на сигнал, формирование умения выступать в качестве водящего и ведущего игры.

П/ игра «Жмурки» Развивать у детей ловкость, координацию движений, формировать умение выступать организатором игры.

Экскурсия в мини музей «Русская изба» Познакомить детей с историей русского народа; бытом, обычаями, утварью русской семьи, одеждой

Ознакомление с худ. лит. Русская народная сказка «Морозко». Продолжать знакомить детей с произведениями русского народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к услышанному

Работа в уголке музыкального воспитания. Обучение игре на музыкальных инструментах Учить детей различным приемам игры на музыкальных инструментах, развивать интерес к этой деятельности, стремление к творческому самовыражению.

28.01.19 Музыкальное развитие Итоговое мероприятие по проекту совместному с группой раннего возраста. «Традиции русского народа, русский народный фольклор».

1. Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.

2. Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: «чугун», «ухват», «кочерга», «печь» и др.

4. Узнают русские народные игры: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка беленький сидит»;хороводные: «Где был, Иванушка», «Ровным кругом».

5. Традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.

6. Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.

7. Положительная динамика взаимодействия с родителями.

8. Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

9. Будет создан макет мини-музей «Русская изба» (продукт проекта) пополниться предметно – развивающая среда в группе по данной теме.

Музыкально-образовательный проект «Русская Изба» “ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот,.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет В глухом лесу стоит избушка На курьих ножках на опушке. Стоит от леса в двух шагах Живёт там Бабушка Яга. В мир сказок каждый человек.

Презентация «Образ жар-птицы в русских народных сказках» Воспитатель обращает внимание детей на музыку с голосами птиц (звуки природы) Ребята, что вы сейчас слышите? (дети отвечают: пение птиц).

Проект «Мини-музей «Русская изба» Проект мини-музей «Русская изба» Подготовила: воспитатель детского сада № 39 «Буратино» Попаденко Алевтина Фёдоровна Тема проекта: «Русская.

Проект «Русская изба» для подготовительной группы роект на тему «Русская изба» Умный сильный наш народ, Свою землю бережет! А преданья старины Забывать мы не должны! Историю своей страны,.

Долгосрочный проект для младшей группы «Русская изба» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение- Чемерновская средняя общеобразовательная школа Клинцовского района Брянской области.

Проект «Русская изба» для средней группы Тема проекта: «Русская изба» Для детей средней группы Воспитатель: Литвиненко Ольга Николаевна г. Томск-2018 г 1часть.

Проект «Русская изба» во второй младшей группе Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Россия – наша Родина. Чтобы.

Источник

Правильные рекомендации