Русский народный головной убор кичка

Кичка древнерусский головной убор. Что означает кичка, кто и как ее носил.

Знаете ли вы, как одевались наши предки на Руси? В статье мы расскажем о таком головном уборе, как кичка, который являлся непременным атрибутом женского наряда.

Кичка что означает

Головной убор в женском русском традиционном костюме играл важную роль – по нему определяли принадлежность к жителям той или иной местности, семейное и социальное положение.

Слово “кика” пришло из старославянского языка, его буквальное значение – волосы.

Кичка считалась короной замужества, ее особенностью были выступающие детали разной формы – копыто, рога, лопатка, которые направлялись вверх и, по поверьям, указывали на взаимосвязь с небесной защитницей. Чтобы они не теряли форму, в них вставлялся твердый материал, например, береста.

Что такое кичка в древней Руси

Право носить кичку получали только замужние бабы, при этом, волосы убирались полностью под головной убор. Кичка защищала женщину, когда она находилась в репродуктивном возрасте, оберегала от злых сил, оказывала содействие в рождении детей.

Более широкое распространение кика приобрела в южных регионах России, ее носили в Курской, Тамбовской, Орловской, Калужской и других областях, при чем, она всегда сохраняла название населенного пункта – калужская, орловская и т.д.

Картина Рябушкина А. 1896 год “Семья купца в 19 веке”

Впервые кичка упоминается в документах XIV века, было даже такое село, под названием “Кичное”.

Вплоть до XIX века головной убор являлся неотъемлемым атрибутом замужней женщины, до тех пор, пока православная церковь не запретила ее ношение, требуя заменить кику на кокошник. Из обихода кика выходила постепенно, до 50-х годов XX-го века ее еще использовали в качестве украшения невесты на свадьбах. Сегодня, можно сказать, что о ней совсем забыли.

Рогатая кичка

Когда девушка готовилась к замужеству, ей положено было одевать кику с маленькими рожками, таким образом, она обозначала свой статус. Холостая крестьянка заплетала волосы в косу, замужняя плела две. Перед самой свадьбой молодуха распускала волосы и разделив их пробором, укладывала в круг, переплетала между собой. Это значило, что она теперь мужья жена.

Женщина, которая родила ребенка, размер рогов кички увеличивала и так поступала после рождения каждого следующего ребенка. Со временем рога увеличивались в размерах и могли достигать 30 см.

Чтобы удержать рога в нужном положении, приходилось высоко поднимать голову, отсюда появилось слово – кичиться.

Сегодня все понимают его значение. В пожилом возрасте смысла носить кичку уже не было.

Традиция ношения кички уходит корнями в язычество, поэтому православный храм в ней посещать было запрещено. Но, элементы такого убора можно наблюдать до сих пор – особенное повязывание платка, когда его концы поднимают вверх и завязывают на макушке, при этом, кончики торчат вверх.

Женские русские головные уборы

К кичке в каждой семье было особое почтенное отношение, так как считалось, что она несет божественное благословение и благополучие. Кика бережно хранилась и передавалась от матери к дочери. Шили кичку опытные мастерицы, сначала снимали мерку, затем, рисовали выкройку. Украшали с большим усердием – драгоценными камнями и красивым шитьем. Мужья часто привозили ее в качестве подарка своим женам.

Художники не оставили без внимания этот предмет гардероба, они изображали кичку на своих картинах. У наших современников они вызывают большой интерес, особенно у тех, кто интересуется историей русского костюма и у модельеров.

Есть и другие национальные атрибуты, которые несут ту же смысловую нагрузку:

Источник

Кика (кичка) — древнерусский женский головной убор

Вроде бы все имеют представление, во что одевались наши предки, но, зачастую, эта информация бывает далеко не полной. Учитывая обширную географию древней Руси, устоев и обычаев славян, проживающих в разных губерниях, одеяния людей очень сильно отличались и зависели от географического расположения, рода занятий, жизненного уклада.

История

В старинном костюме, важная роль отводилась головному убору. Он был завершающим акцентом в этнических одеждах народа. В зависимости от этого, можно было определить статус, отношение к той или иной местности. Головной убор кика (еще одно название кичка), был в ходу и имел широкое распространение, в основном в губерниях, расположенных в южных областях России – Орловской, Тамбовской, Курской и некоторых др.

Первое упоминание о ней, обнаружено в документах 14 века, когда кика получила широкое распространение на Руси. Так как ее надевали только замужние, прозвали кичку «короной замужества» и вплоть до 19 столетия, а кое-где гораздо дольше, она была не заменимым атрибутом.
Постепенно, кика, вышла из обихода, но в некоторых селениях, ее использовали невесты, как свадебное украшение. После 50-х годов прошедшего столетия о кичке совсем забыли и заменили ее на платок.

Как выглядит женская кичка?

Это шапочка, имеющая на макушке удлинения разных конфигураций, куда вставляли какой-нибудь материал, способный держать форму (картон, береста), зависела от положения бабы в семье и от местности, где бытовали свои уклады:

Читайте также:  Отит народные средства лечения алоэ

Рога, лопатка или копыто были направлены вверх, как бы указывая на связь с небесной защитницей. Согласно поверьям они защищали бабу в репродуктивном возрасте, оберегали от всякого зла, благоприятствовали рождению детей. Сверху одевали сороку – красивый кусок ткани, а в зимние месяцы, украшением служили меха. В составляющую кики входил позотыльник, прикрывающий волосы сзади. Очелье закрывало лоб и было неотъемлемым элементом убора. Красивое шитье, жемчуг и даже золото украшали эту часть кички.

Традиции ношения

Девушка надевала кику с рожками маленького размера, готовясь выйти замуж, они становилась символом ее статуса в семье. Крестьянка, будучи «холостая», всегда плела одну косу, после того, как она обзаводилась мужем — две. Накануне свадьбы молодухе распускали волосы, разделяли пробором, собирали и укладывали в круг, переплетая между собой. Это означало, что она приобретала статус «мужьей жены».

Родившая ребенка увеличивала размер «рогов» и с каждыми последующими родами, они становились все больше. Самые длинные были у старшей рода и могли достигать 30 сантиметров, это зависело от количества детей. Шапка хорошо смотрелась, если ее обладательница подбородок поднимала вверх (отсюда происхождение слова — «кичиться»). В старом возрасте уже не было смысла носить кичку.

Так как, подобные части гардероба были языческими, священнослужители запрещали посещать в них храмы. Но, даже в наше время, в отдаленных селах, элементы древнерусского обряда можно видеть в специальном способе ношения платка — концы завязывают спереди таким образом, чтобы кончики торчали.

Кичкообразный женский головной убор

Каждая семья с особым почтением относилась к кичке, которая несла, как им казалось, благополучие и божественное благословение. Ее хранили много лет и передавали своим дочерям. Опытные мастерицы шили кичку сами, снимали мерки и рисовали выкройку. С большим усердием украшали шитьем и драгоценными камнями. Очень часто мужья привозили ее в подарок женам.

Художники писали свои картины с изображением кики, их можно увидеть в музеях. Большой интерес вызывают не многочисленные фотографии и картинки.

Похожую смысловую нагрузку имели и другие национальные атрибуты:

Этнографические музеи проводят мероприятия, посвященные исконным русским нарядам.

Заключение

Дизайнеры, создавая коллекции, изучают русские этнические костюмы, используют кики, являющиеся дополнением и завершающим штрихом национального образа. История ношения кички до того вошла в обиход, что сохранилась даже в прическах. Салоны и парикмахерские предлагают услуги по укладке, но большинство девушек делают ее своими руками, не подозревая, что следуют обычаям предков.

Сегодня вряд-ли кто-то осмелится показаться в подобном при людно. Но, с другой стороны, мода, на столько переменчива, что не будет ничего удивительного, если через какое-то время, кика станет обыденным элементом одежды, который можно будет купить в любом магазине.

Источник

Русские народные женские головные уборы

Русские за какие-то сто лет довольно плотно забыли свои исторические костюмы, в отличие от других народов. Есть конечно отдельные объединения, которые сохраняют традиции, но увидеть на улице девушку в рубахе и сарафане теперь невозможно. Это очень печально! Если подумать, то любая традиционная веками подгонялась под условия жизни конкретного народа. Все детали костюма не только помогали чувствовать себя комфортно, но и отражали мировоззрение народа.

Головные уборы сопровождали женщину на каждом этапе ее жизни, отражая все детали ее возраста, социального положения и уровня жизни. Можно было «прочитать» не только ее обеспеченность и «замужем-не замужем», но и в какой губернии живет, имеет ли детей, и как давно.

От рождения и до 6-7 лет ребенок не считался полноценным членом общества, а был еще скорее «случайным гостем» — было непонятно, проживет он дольше или нет. Особой одежды не шили, кроме рубашечек из старых родительских одежд. Тут замешана то ли передача энергии, то ли экономия, то ли ношеные вещи были гораздо мягче свежесотканных. Из головных уборов были разве что платочки. От солнца головку не прятали (о Боже, воскликнут современные мамочки, а головку-то напечет!). Может и напекало, но чаще высветляло до белизны (думаю, дети умели прятаться от солнца, если пекло).

Потом наступало время отрочества. Рубашечку меняли на поневу, начинали украшать прическу. Судя по данным о раскопках, вероятно, это были повязки-«чёлки» с нашитыми металлическими колечками и бубенцами, с вышивкой, возможно — какими-то текстильными украшениями типа помпонов. Тут уже девочки, скорее всего, подражали старшим подружкам.

С 15 лет отроковицы становились девушками и считались готовыми к браку. Соответственно менялась и одежда — становилась более многослойной, украшенной. Девушки должны были носить одну косу, прическу можно было украшать открытыми головными уборами в виде ленты (полотенца) с открытой макушкой. К таким уборам относятся «венцы», «коруны», повязки, «почёлки». Потенциальный жених мог оценить здоровье девушки по густоте и блеску волос.

Виды девичьих головных уборов — повязок

Для густоты косы девушки шли на хитрость — накосниками (косниками) и украшали косу, и добавляли объема. Накосник — прочно сплетенный золотой шнурок, на который крепилось треугольное украшение, приходившееся на конец косы. На равном расстоянии друг от друга к шнурку пришивались бусины, жемчуг, ленточки, иногда — кружево. Косники хранились и передавались по наследству, но чаще всего не носились повторно, а использовались как образец для создания своего.

Читайте также:  Почему щенка тошнит после еды причины и лечение народными средствами

Примеры накосников без лент

Для удобства косник часто соединяли с налобной повязкой, которая звалась «чёлкой» (от древнерусского слова чело — лоб). «Челка» придерживала распущенные волосы во время праздничных веселий — святочных и масленичных игр, прыжков через костер в летние дни, на Ивана Купалу. Даже дома девушки носили льняные повязки. Нося с детства такие повязки, девушки отучались от лишней мимики, что позволяло сохранить лоб гладким. Иногда их пропитывали растительным (чаще всего льняным или конопляным) маслом, сывороткой из-под простокваши, отварами полевой ромашки, мяты, лопуха, крапивы, получая компресс для красоты кожи. К парадным очельям у висков крепились цепочки или ленточки, завершавшиеся полукруглыми полыми «колтами»-подвесками. На колтах в древности любили изображать символы семейного счастья — птиц-сиринов. Внутрь колтов девушки вкладывали кусочки тканей, пропитанных «ароматами» (духами или пахучими смолами).

Чуть позже мода сменилась, и стали по праздникам надевать «коруны» и «венцы». Высокие (7-10 сантиметровые) «коруны» и «венцы» имели обычно зубцы по краям, которые звались «городками». Обычно надо лбом располагалась самая высокая часть «городков», что зрительно увеличивало девичий лоб, подчеркивало правильность черт лица и гладкость кожи. Для того, чтобы усилить эффект, москвички XVII века заплетали волосы очень туго и, надевая коруну, натягивали под нее кожу лба так сильно, что приподнимались брови и девушки, по словам одного иностранца, «едва могли мигать». К странностям московской городской моды XVII века можно отнести и обычай вовсе сбривать брови, которые затем рисовались сажей на лбу выше их естественного места. Деревенские девушки так не рисковали — девушка без естественных бровей, видимо, могла показаться больной.

Кокошник, Архангельская губерния

Богатство головного убора позволяло рассчитывать на более богатого жениха. Поэтому по возможности на посиделки и праздники девушки наряжались как могли. И хотя парни охотнее играли и танцевали с «косыночницами», которым легче было двигаться, сватов засылали к «повязочницам», которые были богаче.

Слева — невесты-повязочницы (богатые), справа — косыночницы (бедные)

Следующим важным этапом в жизни девушки было замужество. Как и любая смена социального положения, во время перехода из девушки в женщину она как бы временно не принадлежала этому миру и была ближе к раю-«ирию», то есть была уязвима для нечистых сил. Поэтому было множество ритуалов и традиций, отражающих этот переход. В частности, сосватанной девушке можно было снова носить белую одежду — символ чистоты.

Ритуал смены головного убора — с девичьего на женский («окручивание») — был центральным моментом свадебных торжеств. Вместо одной косы (символа девичества) их заплетали в две (символ замужней жизни), которые и укладывали в круг, «окручивали» вокруг головы, чтобы покрыть сверху легким тонким платком, концы которого обвязывались вокруг шеи — «выи», отчего и головной убор мужатицы именовался повоем. Иногда повой покрывал небольшую шапочку или, наоборот, высокий кокошник и накидывался поверх него.

Окручивание невесты, Маковский К.Е. (конец 19 века)

Женские (не девичьи) волосы считались сильным колдовским средством, поэтому их прятали, а показаться «простоволосой» перед людьми значило навлечь на всю семью несчастья. Кстати, на Руси кудрявые волосы считались символом блудниц, ибо не может порядочная женщина иметь прическу сходную со «срамным» местом. Новгородские женщины даже одно время брились налысо — но вскоре церковь это запретила (видимо, взроптали мужья, которых лысые жены ну никак не прельщали).

Чесание, переплетание волос и окручивание сопровождались в свадебном обряде с ритуальным плачем — прощанием с девичеством и его символом — косой-«красотой». Девушка выплетала из косы ленту («красоту») и отдавала ее подругам. Те рвали ее на части и носили кусочки как оберег — пожелание счастливо найти своего суженого. Невеста же надевала на голову фату и отправлялась в церковь. После венчания ее голову должен был венчать уже другой, соответствующий новому положению убор.

Головной убор замужней женщины был сложен и многослоен. Но в быту обходились 1-2 слоями, а вот на праздник наряжались по полной.

1) Сначала надевался повойник (подубрусник) — полотняная шапочка с твердым очельем, сзади затягивалась тесемками или лентами. Он должен был скрывать волосы замужней женщины. Вместе с повойником носили повязанный сзади платок – подзатыльник. С 19 века повойник стал самостоятельным головным убором.

Старинный повойник, вид сверху

2) Поверх повойника и подхатыльника надевался волосник — сетка с околышком из вышитой золотом ткани. Волосник одевали вместе с верхними головными уборами – убрусом, кикой. Волосник могли позволить себе только знатные, богатые женщины.

Старинный волосник золотого шитья

3) Убрус – это, наверно, самый древний женский головной убор. Он представляет собой платок или прямоугольное полотнище длиной 2 м и шириной 40-50см. Убрус имеет и другие названия: полотенце, ширинка, фата, наметка, шлык. Один концом убрус повязывали на голову, полотнище скалывали под подбородком брошью или булавкой. Второй конец свободно лежал на плече. Его украшали вышивкой, золотым шитьем. Поверх убруса одевали ювелирные украшения. Постепенно убрус изменил свою форму и стал треугольным, похожим на современный платок. Его продолжали скалывать под подбородком, а концы подвязывали на макушке. Самый же известный нам сейчас способ завязывания платка под подбородком пришел к нам относительно недавно, в XIX веке из Германии. Способов завязывания убруса было множество, кто на что горазд.

Читайте также:  Что добавлять в бассейн чтобы не цвела вода народные средства

Замужняя женщина в убрусе поверх кички Способы повязывания убруса

4) Поверх повойника или волосника надевали головной убор замужней женщины, название и вид которого зависел от места жительства — кичка, сорока, кокошник, каблучок, наклон, злотоглав, рогачка, или, например, кокуй. На них иногда накидывали убрус.

Виды русских головных уборов

Кика (кичка) — головной убор, похожий на перевернутый кузовок. Кика значит «утка». Иногда он с рогами, сделан из лубка или проклеенного холста, обтянут позументом или тканью яркого цвета, украшен разными вышивками и бисером, драгоценными камнями. Мягкая тулья кики шилась точно по голове ее хозяйки; на тулью крепился жесткий верх разнообразных форм и объемов. Кику изготавливали мастерицы, а жены получали в подарок от мужей. Любая кика дополнялась жемчужной бахромой или сеткой из жемчуга и перламутровых бус — «поднизью» или «очельем», пришивались тонкие поблескивающие «ряски» или «рясны» — привески по бокам в виде бахромы или виноградных гроздьев из перламутровых бусин. Кику можно было носить всю жизнь, подобные украшения в старости успешно отвлекали взгляд от немолодых щек и скрывали морщины у мочек ушей. Кику передавали по наследству, порой им было по 200 лет.

Слева кокошник, справа кичка

Сзади швы кики прикрывались кусочком дорогого меха, как правило, собольего. В зимнем варианте кика вообще вся крылась меховыми шкурками, которые на редкость ладно сочетались с кованым серебряным кружевом (пластинками), нашивавшимся поверх шкурок, а также тонким серебристо-шелковым повоем, покрывавшим голову под кикой. Когда ткань повоя была достаточно тонкая, концы его могли быть завязаны большим бантом под подбородком.

картина Кузнецова Н. Д. «Головка в кичке м-ль Муромской. балерины»

Молодуха получала кику с небольшим рогом, означавшим готовность к деторождению. Родившая же могла носить кику с длинными рогами — это был символ, который должен был помочь матери защищаться и защитить детей от нечистой силы. К старости рога становились ниже или вовсе исчезали.

Замужняя женщина в рогатой кичке. Фото из коллекции Натальи Шабельской и ее дочерей, нач. ХХ века

Сорока (привязка, макушка) – самостоятельный женский головной убор или дополнение к другому убору. Простая сорока состояла из очелья (передняя часть), крыльев (боковая часть) и хвоста (задняя часть). Встречаются так же сороки состоящие только из двух частей: очелья и хвоста или очелья и крыльев. Этот головной убор изготавливался из шелка, кумача, бархата на холщевой основе и украшался вышивкой, бисером, золотым шитьем. В некоторых областях этот женский головной убор доходил до 20 элементов и требовал при одевании много времени и кропотливости. До наших дней почти не сохранился, так как в основном делался из золотых нитей, и их активно скупали скупщики и сжигали, чтобы выплавить золото и серебро.

Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Название произошло от слова «кокошь» — курица (видимо, из-за схожести формы с гребешком). Петух назывался кокот (кочет). Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити – рясны, а спереди сетка из жемчуга – поднизь. Сверху кокошника часто одевали платки из шелка или шерсти и закалывали их под подбородком. Так же сверху кокошника могли прикреплять покрывало из кисеи, которое спускали сзади на спину. В разных областях России встречаются различные формы кокошников: однорогий кокошник (как у Снегурочки), двурогий кокошник (в форме равнобедренного треугольника), в виде шапочек с плоским дном и высоким очельем, седлообразный кокошник.

Кокошник однорогий Двурогий кокошник

Украшения на кокошнике в виде шишек из бисера означало плодородие.

Кокошник с шишками из бисера — символами плодородия

Борушка (морхатка, моршень, сборник) — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кокошников-сборников. Представлял собой мягкую шапочку, расшитую золотыми и серебряными нитями.

Зимой женщины обычно носили все те же головные уборы с убрусом, бедные ограничивались одними платками. Богатые же могли позволить себе меховые шапки, вышитые шелком и золотыми нитями, украшенные речным жемчугом и драгоценными камнями.

Зимний костюм — меховая шапка поверх убруса

Столбунец – высокая меховая шапка, похожая на мужскую «боярскую» (горлатную) шапку. Но в женском варианте она сужалась в верхней части, а на затылке была дополнительная опушка из меха.

Картина Рябушкина А.П. «Москвичка» — девушка в столбунце

Шапка каптур – круглая, дополнительные лопасти закрывают затылок и щеки.

Меховая шапка-каптур с верхом из парчи

Треух – очень похож на современную ушанку. Но его верх шили из дорогих тканей.

Чебак — вариант треуха, где есть только «уши»

Меховая шапка «чебак»

Конечно, головные уборы были своеобразными, многие иностранцы (и просвещенные современники) считали их некрасивыми. Но многое можно было бы и возродить в современности — например, красивые зимние головные уборы.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector