Русский народный костюм брянской губернии

С большой любовью собиратель представил уникальные комплекты для того, чтобы вы получили не только эстетическое удовольствие, но и могли воспользоваться готовыми примерами при изготовлении сценических костюмов или современных женских нарядов с этническими мотивами. Надеемся, что эта встреча будет приятной и полезной.

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение «Сканер QR кода».

Категория: Традиционная одежда Автор: Сергей Глебушкин

Снова мы знакомим вас с замечательными крестьянскими костюмами из коллекции Сергея Глебушкина, на этот раз из Рязанской области. Без сомнения, они никого не оставят равнодушными. Цветовое решение, декоративные элементы всегда украшали одежду наших предков. По внешнему виду изделий легко определяли,

Новый выпуск ежеквартального познавательного журнала «Традиции». В постоянной рубрике «Народный костюм» в этом номере подписчики познакомятся с традиционными костюмами Архангельской области из собрания Сергея Глебушкина.

В этом номере вы увидите костюмы Воронежской области из коллекции Сергея Анатольевича Глебушкина. Она порадует вас удивительными цветовыми решениями, использованием прекрасной вышивки, тканых элементов. Безусловно, любая модница может использовать эти этнические мотивы, создавая свои наряды. Для

В этом номере мы знакомим вас с костюмами Курской губернии XIX века. Рады сообщить, что собиратель этой коллекции Сергей Глебушкин за активную работу по сохранению культурного наследия России отмечен благодарственным письмом Министра культуры РФ. Наши поздравления.

Источник

Презентация на тему «Традиционный крестьянский костюм Брянской области»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Традиционный крестьянский костюм Брянской области

Костюм центрального района Костюм центрального района (Брянского) состоит из рубахи, вышитой по верхней части рукавов, подолу, воротнику-стойке и манжетам, распашной юбки – понёвы, вышитого и украшенного вязаным кружевом передника – запона. Костюм дополнен тканым поясом, шейным украшением. Головной убор – повойник или перевязка.

Костюм западных районов (Новозыбковский район) состоит из рубахи – кошули ( рукава и подол рубахи украшены искусно вытканным узором), поневы – плахты и двух передников, надеваемых один поверх другого. Нижний – из чёрного сукна, верхний – из белого холста с тканым узором. Головной убор – два платка, завязанные подобно восточному тюрбану. Украшения – бусы (монисто). Костюм западных районов

Костюм юго – западного района (Стародубский район) состоит из вышитой рубахи, сарафана-андорана из черной шерсти, кумачового фартука с вышивкой по нижнему краю и бархатной безрукавки с фалдами сзади, с прямоугольным вырезом горловины, отороченным полосами кумача. Костюм юго-западного района

Костюм южных районов Брянской области (Комаричского района, находящегося на границе Курской и Орловской областей) состоит из рубахи, украшенной большим, отделанным кружевом и вышивкой воротником, широкими вышитыми оборками по низу рукава, поневы красного цвета, состоящей из шести полотнищ, сшитых между собой. Дополнением к костюму служит красный с желтыми полосками пояс, концы которого свисают по левому боку. Костюм южных районов

Разнообразные виды рубах бытовали на Брянщине. Это и рубахи с прямыми и косыми поликами, рубахи – кошули, сшитые из трех полотнищ, украшенные узорным ткачеством,рубахи с большими сборчатыми воротниками и стоечками. Рубаха

Передник в костюме Брянской области – нагрудная одежда туникообразной формы с короткой спинкой. Передник не столько спасал от загрязнения рубаху и поневу, сколько украшал женщину. Подол передника богато украшался узорным ткачеством, вышивкой, кумачовыми вставками, кружевом, прошвами. Передник (запон, завеса)

Разнообразны головные уборы Брянщины: мягкие шапочки – повойники, сороки, кички, девичьи ленты – перевязки. Головные уборы украшались вышивкой, бусами, пайетками, тесьмой, дополняли их бисерные подзатыльники. Головные уборы

На Брянщине повсеместно носили лапти, сплетенные из липового лыка. Надевали их на онучи (портянки) или на толстые шерстяные чулки и прикрепляли опорками красного цвета. Обувь

Номер материала: ДБ-202966

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Модель женского народного костюма Брянской области

В данной методической разработке представлено создание модели костюма Брянской области на куклу. Имеется историческая справка, фотографии подленных костюмов области и фотографии этапов создания костюма ребенком.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Е.М. Беляева» г. Клинцы Брянской области

«Модель женского народного костюма Брянской области»

Выполнила преподаватель художественного отделения

Румянцева Ирина Сергеевна

Список используемой литературы.

Русский женский народный костюм в наши дни продолжает привлекать к себе особое внимание. Особый интерес вызывает конструкция костюма, его составные элементы, орнаментальные украшения. Каждая деталь женского костюма имела особое значение и выполняла определённые функции.

Целью данной методической разработки является изготовление модели русского женского костюма Брянской области. Размер выполняемой модели соответствует размеру выбранной куклы.

Изготовление модели костюма для куклы обусловлено рядом факторов. Во-первых, кукла – это неотъемлемая часть детства девочек, одна из самых популярных игрушек. Как правило, куклы у девочек никогда не бывают в единственном числе, их всегда несколько, они разнообразные как по размерам, так и по своим формам, образам.

Читайте также:  Прыщ на языке как лечить народные средства

Во-вторых, через изготовление модели костюма для куклы в процесс создания одежды включаются элементы игры.

В-третьих, выполнение модели костюма небольшого размера требует соблюдения определённых условий. С одной стороны, есть возможность избежать больших финансовых расходов (стоимость ткани меньшего размера, соответственно, дешевле). С другой стороны, выполнение модели небольшого размера требует кропотливости, аккуратности и усидчивости. Эти факторы являются не меньшим воспитательным и познавательным аспектом, чем позание мира через игру.

Недаром существует поговорка о том, что «встречают по одежке…»: по костюму человека современники могли легко определить его происхождение, социальное, имущественное и семейное положение.

Брянский народный костюм является уникальным в своем роде. Благодаря своему географическому положению ( соседство с Украиной и Белоруссией) брянский костюм впитал и элементы белорусского костюма, и элементы украинского народного костюма.

На Брянщине можно выявить несколько типов крестьянского костюма. Как и в большинстве основу костюма составляет белая рубаха из полотна домашнего приготовления (льняного или конопляного), позже, в начале XX века из хлопчатобумажного, и понева – поясной вид одежды из домотканой шерсти. Неотъемлемыми частями костюма были передник ( запон, завеса ), головной убор ( повойник, сорока, лобная повязка – девичий головной убор), нагрудные, шейные украшения, обувь.

Рассмотрим более подробно составные части народного костюма Брянской области.

Самым распространенным типом рубахи в центральных районах Брянской области является рубаха с прямыми поликами( прямоугольные или ромбовидные вставки на плечах между горловиной и рукавом). Как правило ее стан шился из 4 полотнищ домотканного холста. Полик выкраивался из основной ткани или из кумача (красная фабричная ткань) и обильно вышивался. Сборки вокруг горловины присоединялись к небольшой стоечке, на концах которой находились две прорезных обметанных петли для стягивания воротника шнуром или ленточкой. Для этого типа рубах характерно присутствие небольших ластовиц из беленого полотна либо красного кумача. Низ рукава стягивался узким манжетом, к которому пришивалась довольно пышная оборка. Декор рукава был строг и изящен. Красно – черная вышивка покрывала геометрическим орнаментом верхнюю часть рукавов, широкой каймой располагалась по передней стороне низа рубах, проходила по стоечке горловины и краю манжет. Рубаха была длинной и широкой.

В Брянском районе бытовала и безполиковая рубаха, более простая в исполнении, предназначенная для повседневной носки.

В Выгоническом районе прижилась рубаха с «косыми поликами».

Рубахи из Комарического района выглядят особо нарядно благодаря большому, украшенному кружевом воротнику, похожему на пелерину. Нигде больше на Брянщине этот элемент не встречается.

Новозыбковский район расположен на границе с Белоруссией, поэтому не удивительно, что влияние культуры этой республики на жителей пограничных сел было очень значительным. Рубаха – кошуля шилась из трех полотнищ «с прямыми поликами». Особенностью украшения рубах этого района является тончайший тканый узор. Тканым узором украшались не только рукава рубахи, но и воротничок – стоечка, край рукавов, низ рубахи, даже швы, соединяющие оплечья с рукавом и детали стана.

Степень отделки вышивкой, ткачеством и другими материалами зависела от назначения поневы. Повседневная украшалась значительно скромнее, воскресная – наряднее, праздничная была самой нарядной, ее готовили долго и хранили всю жизнь.

Передник (запон, завеса)

В нарядном костюме очень важную роль играл передник – запон («завеса»). Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и поневу, сколько украшал женщину. Запоны надевались поверх рубахи с поневой, оставляя открытыми узорные рукава рубахи. Передник мог быть и с рукавами. Подол передника богато украшался узорным ткачеством, вышивкой, кумачевыми вставками, кружевом, прошвами.

Туникообразный покрой запонов прост: полотнище ткани, сложенное по утку, закрывает фигуру целиком спереди и до пояса сзади. Вырез для головы прямоугольный, вдоль спины посередине проходит разрез, оформленный застежкой на пуговицы либо завязками.

Девушки носили повязки в виде лент, украшенных вышивкой, позументом, бусами, металлической бахромой, оборками из лент.

Головные уборы дополнялись бисерными украшениями, закрывающими волосы на висках – «наушниками», бисерными нитями, зачастую соединенными между собой розетками, завершающимися на концах бусинами, называемыми «кишки».

К праздничной женской и девичьей одежде непременно надевали бусы и бисерные украшения. Украшений было так много, что зачастую они полностью закрывали верхнюю часть запона и рубахи.

Чепка – нагрудное украшение в виде плетеной узорчатой полосы из бисера с геометрическим узором, соединенной на концах и оканчивающейся бахромкой из бисера или бус. В других областях России такие нагрудные украшения назывались «герданы» или «гайтаны».

Во всех населенных пунктах были распространены стеклянные и дутые бусы.

Повсеместно носили лапти русского типа, сплетенные из липового ( вязового) лыка косым плетением. Надевали их на онучи или на толстые шерстяные чулки и прикрепляли оборами. Праздничные оборы, надеваемые на белые онучи, в селе Дорожово были красного цвета.

Традиционный праздничный костюм сохранялся в жизни крестьян Брянского уезда вплоть до 30 –х годов XX века.

Из дополнительной литературы мы узнали, что традиционные крестьянские костюмы различных районов Брянской области отличались кроем рубахи, понев, цветом и орнаментом вышивки и узорного ткачества, видами головного убора.

Виды костюмов Брянской области

Костюм центрального района (Брянского района)

Костюм западных районов (Новозыбковский район)

Костюм юго – западного района (Стародубский район)

Источник

Брянский народный костюм стал символом возрождения русской культуры

Ясна Яра побеседовала с Алексеем Беласом, замечательным собирателем народного костюма Брянской области. Алексей много лет посвятил изучению народных традиций своего родного края, юго-западной части Брянской области, и даже открыл музей народной культуры в Новозыбкове. Было интересно узнать об особенностях костюма Брянской области и прикоснуться к чуду возрождения русской культуры.

— Алексей, расскажи, пожалуйста, про свой музей…

— Конечно, собирать костюмы – это очень здорово, и хочется, чтобы эту красоту видели люди. На основе моего собрания было проведено пять выставок, две из них – в Москве, три – в области. С идеей создания музея мы много раз обращались в администрацию Новозыбкова, но получали отказ. Тем не менее, нам удалось открыть выставочное пространство в торговом центре. В нашем музее представлены как народная, так и старообрядческая культуры. Здесь стоит заправленный ткацкий станок, можно попробовать ткать.

Читайте также:  Полиенифрит симптомы и лечение народными средствами

Также у нас разработан туристический маршрут «Старообрядческое кольцо Брянщины», посвященный знакомству с народной и старообрядческой культурой. Ещё во времена Софьи из Москвы переселилось несколько семей старообрядцев в Брянскую область, в Стародубье. Старообрядчество довольно хорошо сохранилась в нашем районе, что также позволило сохранить и народный костюм. В программе нашего маршрута — посещение старообрядческих деревень, храмов, живописных природных мест.

— А как вообще получается находиться костюмы, это кажется каким-то чудом. Неужели бабушки ещё хранят старинные вещи?

— Конечно, это большая редкость. Но случаются и исключения. Однажды, мы ехали через одно село, о котором мне говорили, что тут ничего нет – ни рубах, ни рушников, всё повыкидывали, ни у кого ничего нет. Тут мы видим процессию людей на улице, и я прошу водителя притормозить, так как обгонять её не удобно. Мы вышли из машины, поглядеть, и оказалось, что идёт обряд перенесения свечи. Это обряд, когда почитаемую в селе икону и свечу носят из дома в дом, и в каждом месте совершают службу. Например, женщина хочет просить, чтобы у неё было много детей, и устраивает такое моление. Любое прошение может стать поводом для обряда свечи. Скорее всего, этот обряд основан на отголосках дохристианских верований. Мы видели свечи в форме женщины, когда делают огромную толстую свечу, приделывают ей ручки, повязывают платочки, одежду шьют. Потом свечу зажигают и её носят из дома в дом вместе с иконой. Так вот, в этом селе, одна бабка отстала от процессии, мы подошли к ней и заговорили. Оказалось, что у неё есть рушники и она согласилась показать их у себя дома. Пока мы у неё были, смотрели ткани и записывали песни, к дому подошли, кажется со всей деревни бабули – кто с котомками, кто с тюками, и все принесли свои рушники и вышивки. Так что большая часть моей коллекции как раз из этой деревни, где вообще ничего не могло быть.

— Алексей, расскажи пожалуйста об особенностях именно брянского народного костюма…

— Часто можно услышать, что брянский костюм – это узоры с цветочками. Это не совсем так. В нашем районе, на юго-западе области, в Новозыбковском, Красногорском, Гордеевском районах, довольно хорошо сохранились и более древние виды костюма, украшенные геометрическими узорами. Основные цвета – это белый, красный, чёрный. Также влияние на одежду этих мест оказали белорусские и украинские традиции.

В целом, по узору на рубахах, головных платках, рушниках, довольно точно можно определить, откуда вещь «родом».

Рубаха

Самая архаическая часть костюма – это рубаха. Интересно, что раньше части рубахи не сшивались, а скреплялись мережками, своего рода сеткой, сплетённой с помощью иглы. Это даже не шов, это соединение ткани. Это очень древний способ соединять ткань, пришедшие ещё с дохристианских, языческих времён. Эти мережки образуют своего рода орнамент, их делают нитками контрастных цветов – красными, чёрными. Часто на этих мережках изображали орнамент «хлеба» — ромбы, разделённые на четыре части, «засеянные поля». Таким образом, женщины закладывали в рубаху значение плодородия, достатка.

Эти узоры довольно широко распространены в разных частях земли, в Индии, Китае. Возможно, это признак древней земледельческой культуры, которая в каждой области имеет свои особенности.

Сами бабушки редко объясняют или совсем не объясняют значение этих узоров, просто говорят «матки так робили», то есть делали, и всё.

Верхняя часть рубахи называется чехлик, а нижняя часть – постовка. Чехлик могли украшать узорами, а поставку обычно делали из более грубой ткани, её могли со временем менять на новую.

Рубахи с рукавами, богато украшенные красными узорами, называются «красницы». На этих рубахах не делили мережку.

Обязательно украшали узором ворот или, на белорусский манер «каунер», манжетки, плечи, на праздничных рубахах — подол. На вороте делали две дырочки для лент – горловину скрепляли не пуговицами, а лентой, продетой через отверстия. Красный цвет узоров имеет обережное, охранное свойство.

Особый вид рубах из трёх цельных полотен называется «сцельницей». Это своего выражение «целостности» женщины. Целые полотна ткани скреплялись на них не швами – а как раз сетями-мережками. Такую рубаху одевали на свадьбу и похороны, по праздникам, в церковь, на обряд «стрелы».

Древние геометрические узоры в в конце XIX, начале XX века сменяются на узоры с цветами. Часто эти цветочки вышивали по схемам, которые прилагались к мылу производства «Брокара и Ко» (в последствие завод «Новая зоря»), и поэтому такие узоры назывались мыльными. Рубахи, богато украшенные цветочками, носили девушки, «деуки». Рубаху, по всему рукаву расшитую узорами называли «паусёмистая».

Молодые, замужние женщины носили одежду, в которой преобладает красный цвет. Чем старше становится женщина, тем меньше красного, и больше белого цвета появляется в её наряде. Бабушки могли носить белые рубахи, расшитые белым узором.

Понёва

Панёва – это шерстяная набедренная женская одежда, клетчатое полотно – которое одевается сверху на рубаху и закрывает нижнюю часть тела.

Панёвы начинали носить девушки, когда они готовились выходить замуж. Первое одевание панёвы сопровождалось обрядом «запрыгивания в панёву». Девушке предлагали «скакнуть в панёву», и если она соглашалась, для парней это был знак, что её можно сватать. В некоторых местах понёву одевали только на свадьбу. Часто первую панёву ткала для дочери мать.

В Беларуси есть свидетельства, что девушки до свадьбы носили «колышки» — это два полотна, которые одевали спереди и сзади, это своего рода «молодая» понёва. После замужества её сшивали, так что получалась полноценная панёва. Возможно, так было и в Брянской области.

Для юго-запада Брянской области характерна распашная панёва, без прошвы спереди. То есть это шерстяная юбка, которая закрывает заднюю и боковые части тела. Передняя же часть закрывается другой частью одежды, в виде фартука, «запинки».

Читайте также:  Орловский народный хор профсоюзов

Здесь принят особый вид завязывания панёвы, когда сзади делается своего рода «куль», в который парни могли насыпать девушке семечек.

Запинка, фартук

Поверх рубахи и понёвы одевали чёрный суконный фартук. Это и удобно, и возможно, таким образом разделяли верхнюю и нижние части тела, верхний и нижний мир человека. Верхняя часть фартука называется запинка. Она обычно белого цвета с орнаментом. Женщина одевала её, когда становилась беременной, закрывала и защищала себя и ребёночка.

Саян

В конце XIX века, в деревню приходят городские «моды», и девушки поверх рубахи начинают носить приталенные платья без рукавов – саяны. До свадьбы девушки также могли носить юбки.

Саяны появляются также благодаря появлению мануфактурных, готовых тканей. Саян, или в некоторых местах их называли шандоры, могли одевать на небольшие праздники, а панёвы – на большие.

Саяны состоят из двух частей – нижняя часть и лиф, в Стародубском районе он называется «кабат». Сверху одевали корсет – приталенные жилетки-безрукавки. Скорее всего, они пришли с Украины, где были распространены подобные «горсетки».

Свадебный наряд

Свадебный наряд включает рубаху, панёву, красный пояс, которые плели похожим образом, как и сети.

Невеста одевала сцельную рубаху, и такую же дарила своей свекрови. Эта рубаха становилось в последствие похоронной. На свадьбе «сцельная» рубаха также указывала, что девушка «целая».

Был такой обычай, когда после свадьбы и брачной ночи, девушка вешала свою рубаху на печурку – это место над «устьем» печи, показывая свекрухе, что она девица.

В селе Увелье пояс на невесту надевал «дружок» жениха. Он носил этот пояс, одев его на одно плечо, а в конце свадьбы, когда делили каравай, повязывал его на невесту. В некоторых местах девушку подвязывали поясом матери.

Обязательная часть свадебного наряда, и знак взрослой женщины – бело-красный платок. Его завязывали особым образом, похожим на турецкий тюрбан. Под платок могли одевать повойник, то есть повязку на волосы.

Молодые замужние женщины носили платки, затканные красными нитками. Чем старше женщина, тем меньше красного цвета было в наряде, и в старости бабушки носили белый платок с красной каёмочкой.

Похоронный наряд

Похоронная одежда, «смяртёльная» – это полный костюм — рубаха сцельница, понёва. Орнамент на такой одежде мог быть вышит белой ниткой по белой ткани. Сейчас уже не хоронят в полном костюме, но обязательно бабушек хоронят в красных платках. У некоторых хранятся тканые платки.

Украшения

Праздничный костюм обязательно дополняли серьги, бусы — «корали» (кораллы) и «гантари» (янтарь), «горлячки» (плетёное украшение на горле из бисера, ленточек). На таких украшениях тоже встречается «орнамент хлеба». Также поверх наряда одевали крест или иконку на ленте, верёвочке.

— А есть ли сейчас женщины, которые занимают ткачеством?

— Из бабушек уже никто не ткёт. Есть одна женщина Гана, бабушка лет 80, в селе Яловка – это единственная настоящая ткачиха на весь юго-запад. Её тканые вещи довольно хорошо расходятся, их много покупают.

Ткали в основном из льна. В целом, изготовление ткани – это женская работа. До Рождества нужно было всё выпрясти, а до Пасхи – всё соткать. В первую очередь ткали полотно для одежды, а ближе к весне начинали ткать рушники. На рушниках ткали «хлебные орнаменты», и это своего рода «женское волшебство» — ранней весной женщина задумывала урожай, который поспеет к осени.

— Расскажи ещё о традициях, с которыми ты сталкивался в деревнях, живы ли ещё какие обычаи, обряды?

— В нашем районе до сих пор празднуется старинный праздник «стрела». Он отмечается на Вознесение, 40 дней после Пасхи, возможно, в древности это был языческий праздник. На второй день после Пасхи бабы «откапывали стрелу». «Стрела» — это целое мероприятие, с песнями, определённым действиями. Возможно, когда-то в обряде использовали и настоящую стрелу, иногда её называют «Перунова стрела». Я вот спрашиваю у бабушек – «что это вы делаете», «что это вам даёт»? Они отвечают: «Мы стрелу водим, и всё плохое от села отводим. Матки наши делали, и мы делаем. Так надо». То есть это своего рода охранный обряд.

Был такой случай. Стояла летом невозможная жара. Приехали мы в деревню рядом с Врещаками и попали на обряд «стрелы». Бабули сели, выпили, закусили. Говорят: «Бабы, ну что, будем стрялу водить? Будем.» Они вышли из дома, взялись под руки и запели: «ты ляти стряла да удоль села» и так далее. С песнями они ходили по солнцу и против солнца вокруг села. Обычно на перекрёстках останавливаются, водят «карагоды» (хороводы), затем идут в центр села, где водят большой хоровод, потом идут в жито, срывают колоски и так далее. И после всех этих действий начался жутчайший ливень. Мы поехали в другое село, там тоже «водят стрелу». И тоже начинается такой же страшнючий ливень. Мы были в трёх сёлах и везде дождь идёт после проведения этого обряда.

И конечно на этот праздник, на этот обряд в старину женщины одевали целиком праздничный костюм – сцельницы, понёвы. Я думаю, конечно, всё это действует вместе с обрядом и с песнями.

— И последний вопрос — как ты представляешь традиционный костюм в современной жизни?

— Я думаю, что могут быть использованы какие-то части костюма. Конечно, современная женщина не пойдёт в понёве в офис. У меня есть такая мечта – собраться большой компанией, одеть народный костюм и пойти по городу – просто гулять, ехать в метро – чтобы показать его удивительную красоту и «сказать», что народный костюм жив и поныне.

Источник

Правильные рекомендации