Тарантелла
Тарантелла (итал. Tarantella ) — итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет (в Сицилии), музыкальный размер — 6 /8, ³/8. С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с 15 в. в течение 2 столетий тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название паука, так же как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто). В связи с этим в 16 в. по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура в ранних образцах — и в двудольном метре), многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.
Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.
Примечания
Ссылки
Смотреть что такое «Тарантелла» в других словарях:
ТАРАНТЕЛЛА — (ит. tarantella). Народный танец итальянцев, в котором участвуют три девушки: одна бьёт в тамбурин, а две танцуют с кастаньетами в руках. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАРАНТЕЛЛА ит. tarantella.… … Словарь иностранных слов русского языка
ТАРАНТЕЛЛА — [тарантэлла], тарантеллы, жен. (итал. tarantella). 1. Итальянский народный танец в быстром оживленном темпе. 2. Музыкальная пьеса в темпе и характере этого танца. Тарантелла Шопена. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ТАРАНТЕЛЛА — (итальянское tarantella, от названия города Таранто), южно итальянский быстрый народный танец (размеры 3/8, 6/8, 12/8). Известен с позднего средневековья. Использована Дж. Россини, Н. Паганини, Ф. Листом, М.И. Глинкой … Современная энциклопедия
ТАРАНТЕЛЛА — (итал. tarantella от названия г. Таранто), итальянский народный танец в быстром темпе: сопровождается игрой на гитаре, ударами тамбурина, кастаньет, иногда пением. Музыкальный размер 6/8, 3/8. К тарантелле обращались многие композиторы (Дж.… … Большой Энциклопедический словарь
ТАРАНТЕЛЛА — [тэ ] ы, жен. Итальянский народный стремительный танец, а также музыка в ритме этого танца. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
тарантелла — сущ., кол во синонимов: 1 • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Тарантелла — итальянский танец. Неаполитанская Т. пишется в 6/8 вскором темпе, в коленном складе, с трио, первая часть в миноре, tpio вмажоре. Музыка сопровождается ударами в тамбурин. Старинная Т. была в2/4 или 4/4 … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
тарантелла — тарантелла. Произносится [тарантэлла] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ТАРАНТЕЛЛА — (итал. tarantella, от назв. г. Таранто), итальянский быстрый танец … Этнографический словарь
Тарантелла — (итальянское tarantella, от названия города Таранто), южно итальянский быстрый народный танец (размеры 3/8, 6/8, 12/8). Известен с позднего средневековья. Использована Дж. Россини, Н. Паганини, Ф. Листом, М.И. Глинкой. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
тарантелла — (итал. tarantella, от назв. г. Таранто), итальянский быстрый танец … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Т А Р А Н Т Е Л Л А
Быстро, быстрее, еще быстрее – это главный принцип исполнения тарантеллы. Неистовый темп танца заставляет исполнителя выкладываться полностью, вовлекая в действо все новых и новых танцоров
Тарантелла – это танец, появившийся на свет в 15-м столетии на юге Италии. Его название, по одной из версий, происходит от названия ядовитого паука тарантула. По другой версии, танец получил свое название от итальянского города Таранто, где, как считают, и появилась тарантелла.
История возникновения
Существует несколько легенд, связанных с этим танцем. Одна из них рассказывает, что в древности, во время жертвоприношения, выбранную жертву закрывали в помещении, наполненном тарантулами. Жертва была вынуждена под музыку прыгать среди ядовитых пауков, надеясь избежать укусов. Темп музыки постепенно убыстрялся, и обессиленная жертва падала от усталости и погибала.
Насколько правдивы данные легенды – неизвестно. Но в прошлом люди действительно верили в целебное действие танца. Врачи даже спорили, что дает больший эффект – быстрые танцевальные движения или музыка.
Однако, в Средние века духовенство негативно относилось к этому танцу. Приписывая тарантелле целительную силу, простые люди оправдывали свои пирушки и неистовые танцы после них. Известен случай, когда во время похорон добродетельного парижского священника, молодая женщина исцелилась от паралича, прикоснувшись больной рукой к усопшему. Этот случай послужил началом неистовых действ на кладбище Сен-Медар. «Пляски исцеления» стали проходить там постоянно, сопровождаясь криками, кривляньями, непристойными звуками. Слово «тарантелла» стало синонимом неприличного действа.
Считалось, что этот экспрессивный танец под аккомпанемент тамбурина танцевали только женщины из низших общественных слоев, однако, уже в 17-м веке кардинал Барберини ввел исполнение тарантеллы при дворе. Вскоре танец стал популярным и в других государствах – Германии, Нидерландах, Франции. Ведущие композиторы не раз увековечили темпераментный танец в своих произведениях. К самобытному итальянскому танцу обращались в своем творчестве П.Чайковский, К. Дебюсси, Ф. Лист, Ф. Шопен, Д. Россини и другие.
Что такое тарантелла?
Тарантелла представляет собою синтез мавританских и испанских танцев, впитавших в себя итальянские национальные особенности. В Неаполе этот танец исполнялся парой: молодые люди использовали его для ухаживания за девушкой. Часто он имел характер поединка: кавалеры боролись за внимание дамы и состязались, кто кого перепляшет. Музыканты должны были четко улавливать настроения танцоров, которые, входя во вкус, все более и более ускоряли темп. Движения тарантеллы резкие, четкие, часто сопровождаются пением.
Виды тарантеллы
В каждом регионе Италии танец танцуют по-разному, но обязательно темпераментно и в быстром темпе. Различают неаполитанскую и сицилийскую тарантеллу. Особенностью сицилийской тарантеллы является использование в танце кастаньет, в то время как неаполитанская разновидность танца исполняется под тамбурин. Тарантелла бывает:
Каждый из этих видов танца объединяет стремительный темп, неистовый темперамент, веселое, бодрое настроение.
Рубрики: | Музыкальные жанры и формы Музыкальная культура народов мира Музыкальный словарь |
Метки: тарантелла танец
Процитировано 34 раз
Понравилось: 33 пользователям
Источник
Методическая разработка мастер-класса «Основные элементы итальянского танца «Тарантелла»
Муниципальное бюджетное учреждение
«Детская школа искусств»
Усть-Кутского муниципального образования
Методическая разработка мастер-класса
«Основные элементы итальянского танца «Тарантелла »
«Рассмотрено» на заседании
Директор МБУДО ДШИ УКМО
Приказ от 31 августа 2020 г. № 59
Разработчик: Маркова Галина Алексеевна, преподаватель хореографических дисциплин МБУДО ДШИ УКМО
В данной методической разработке представлен мастер-класс по народно-сценическому танцу для учащихся 5 класса хореографического отделения Детской школы искусств. Урок направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, эстетическое воспитание учащихся, приобретение основ исполнения итальянского народного танца, а также воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.
Данная методическая разработка предназначена для педагогических работников, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
1. Пояснительная записка………………………………………………4
2. Конспект мастер класса……………………………………………. 5
4. Литературные источники……………………………………………9
Народно-сценический танец является одним из основных предметов дополнительной предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество. Занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.
Данный мастер-класс направлен на музыкальное воспитание, при этом уделяется внимание не только развитию ритмичности, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Уделяется большое внимание таким психическим процессам как внимание, воля, память, воображение.
— поделиться с педагогами опытом работы в обучении учеников итальянскому танцу «Тарантелла»
— формирование знаний об истории возникновения традиционного итальянского танца и специфики исполнения основных его элементов.
— развитие интереса к традиционной танцевальной культуре итальянского народа, изучение традиционных движений итальянского танца «Тарантелла»
— формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе.\
Методы: словесный, наглядный, практический.
Тип занятия: практический.
Форма организации: мелкогрупповая.
Оборудование: музыкальный центр, USB – носитель.
Мастер-класс по народно-сценическому танцу
«Основные элементы итальянского танца «Тарантелла »
Ход проведения мастер-класса:
Вводная часть
Вход детей в танцевальный зал. Построение детей в линии в шахматном порядке. Поклон педагогу.
Педагог: Здравствуйте, дети и гости мастер класса! Меня зовут Галина Алексеевна. Я преподаватель хореографических дисциплин Детской школы искусств. Сегодня Вы участвуете в Мастер-классе, тема которого «Основные элементы итальянского танца «Тарантелла ». Сегодня мы разучим итальянский народный танец «Тарантелла». Мы выучим только самые основные элементы и в конце занятия соберем их в небольшой этюд.
Теоретическая часть : «История итальянского народного танца «Тарантелла».
Цель: расширить знания учеников и педагогов относительно происхождения итальянского народного танца.
Многие историки считают, что тарантелла это смесь испанских народных танцев и мавританских. В Неаполе с помощью танца кавалеры ухаживали, или проявляли свое желание познакомится с понравившейся ему девушкой, на что избранная отвечала парню танцем и завязывался красивый перепляс между ними. А иногда к ним присоединялись и другие пары, таким образом танцевали все. Танец сопровождается стремительной, быстрой и весёлой музыкой, резкими, четкими жестами и даже пением. А когда танцующие по кругу присоединяются друг за другом увеличивая таким образом круг и направление движения круга постоянно меняются это означает что мы попали на Итальянскую свадьбу. Основные инструменты: гитара, и тамбурин (бубен).
В каждом регионе Италии, у этого танца свои особенности. Есть сицилийская тарантелла, тарантелла Монтемарано, Калабрии, Гаргано. Однако классикой жанра является неаполитанская тарантелла, рожденная из испанских и мавританских мотивов. Неизменным в любом регионе остаются быстрота и задорность этого танца.
Этот неудержимый танец привлек к себе внимание многих композиторов. Ф. Лист написал тарантеллу (цикл «Венеция и Неаполь»), а также Шопен, Д. Обера, С. Прокофьев, Россини, К.М. фон Вебера, Ф.Мендельсона и многие другие композиторы 19 и 20 столетия написали свои вариации на тему тарантеллы. Более того, этот танец был описан многими путешественниками, как элемент передающий колорит и самобытность Италии.
Сегодня, в современной Италии, существует фестиваль под названием «Ночи тарантула». Его участники танцуют этот веселый танец. А в Монтемарано открыт музей посвященный тарантелле и школа искусств, призванная сохранить разновидность этого неоднозначного танца.
Практическая часть:
Цель : ознакомить учеников и педагогов с основными элементами итальянского народного танца «Тарантелла».
Педагог: Вот мы с вами и познакомились с танцем в теории, теперь перейдем к практике. Для этого вам нужно разделиться по парам. Но сначала небольшая разминка.
— упражнения для развития плечевого пояса,
— упражнение для тонуса мышц рук,
— упражнение для силы стоп,
— упражнение для развития силы ног (прыжки, приседание).
Основные движения «Тарантеллы»
1.Основные положения ног.
2.Основные положения рук: 7-я позиция рук (кисть на кисть за спиной).
Движения рук с тамбурином.
3. Battement tendu jete вперед:
— с шага и ударом носком по полу ( pique ) – с продвижением вперед, назад;
— поочередные удары носком и ребром каблука по полу с подскоками – на месте, с продвижением назад.
5. Jete «носок-каблук» поочередно (с подскоком).
6. Соскоки на полупальцы в 5-й позиции на р lie (и на месте и в повороте).
7. Pas echappe (соскоки на II позицию).
8. Бег – pasemboite – на месте, с продвижением вперед.
-на полупальцах по 5-й позиции;
-на одной ноге с ударами ребром каблука и носком по 5-й свободной позиции.
11. Pas debasque (тройные перескоки по 5-й прямой позиции с согнутыми вперёд коленями на 90 0 (на месте и в продвижении вперед, назад, с поворотом).
Составление небольшого этюда.
Педагог: Вот мы с Вами разучили основные движения танца «Тарантелла» и исполнили их под музыку. Если есть какие-то вопросы, то смело задавайте.
Вопросы участников мастер-класса и ответ на них.
Педагог: Наш урок подошел к концу. Все молодцы! Надеюсь Вам понравился танец и Вы будете его использовать в своей работе и исполнять на сцене. Всего Вам хорошего!
Все выполняют поклон и уходят.
Народно-сценический танец дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу.
Всестороннее изучение народного танца важно как с хореографической точки зрения, так и с точки зрения влияния его на этнокультурное воспитание личности исполнителя. Процесс обучения учащихся танцу «Тарантелла» способствует формированию у учащихся интереса и уважения к культуре итальянского народа, достижению понимания общемирового и специфического в этих культурах, формирует у них чувство и осознание себя гражданами мира.
Целью данного мастер-класса было поделиться с педагогами опытом работы в обучении учеников итальянскому танцу «Тарантелла». Дети изучили основные движения и элементы итальянского танца «Тарантелла» и исполнили этюд, легко справляясь с поставленными задачами.
В заключении своей разработки, хотелось бы подчеркнуть, что цель и задачи мастер-класса достигнуты.
Список литературных источников
4. Горина О.В..Адаптированная программа. Народно-сценический танец.Иркутск.2004
5. Сахина Л.А., Селезнев Н.М..Народно-сценический танец. Учебно-методическое пособие Улан-Удэ.2002
Источник