Русское народное платье как называется

Русский народный костюм – История создания, современные варианты, где купить (35+ фото)

Испокон веков сложилось так, что женщины на Руси были еще теми модницами, прямым доказательством этого является женский русский народный костюм. Даже простые крестьянки, не говоря уже о зажиточных барынях или купчихах, могли похвастаться содержимым своих сундуков, в которых десятками хранились разнообразные наряды. Что касается головных уборов, то наши прародительницы были просто без ума от них.

Простые ежедневные, вышитые бисером и украшенные мерцающими самоцветами – перечислить их было просто невозможно.

Так как же возникла любовь русских женщин наряжаться?

Причем непросто наряжаться, а создавать своими руками настоящие произведения искусства.

Содержание:

Летопись создания

История возникновения особенного и неповторимого языка форм, орнаментов и цветов русского народного костюма уходит своими корнями в XII век. Суровые русские зимы предоставляли нашим прародительницам достаточно свободного времени для рукоделия.

А что еще можно было делать бесконечно длинными вечерами, когда на улице гуляли снежные бураны.

Яркие краски служили напоминанием о ласковом летнем солнце и согревали холодными зимними вечерами. Рождающиеся в руках искусных рукодельниц костюмы были наполнены чувством вселенского умиротворения и покоя, а их орнаменты скрывали в себе сокровенные тайны искусства.

Известно ли вам, что в свое время Петром I было запрещено носить русскую народную одежду. Гнавшийся за Европой реформатор, разрешал носить такую одежду только крестьянам и священникам. Остальные же слои населения должны были одеваться на европейский манер.

Именно так, веками и складывался изумительный ансамбль, ставший впоследствии традиционно народным костюмом.

Интересно, но при одинаковых общих деталях, ощутимы и различия в национальной одежде разных регионов. Исторически принято разделять наряды северного и южного регионов России. Что касается центральной части страны, то в основном одежда шилась по северным традициям, и лишь местами было заметно влияние южнорусских мастериц.

Отличительные особенности

Итак, чем же отличались народные комплекты русских красавиц от нарядов женщин других стран?

Изюминкой была их многослойность. В нарядах любого региона присутствовало много элементов верхней одежды. Она делилась на накидную и распашную.

Как и следует из названия, накидная одевалась через голову, а распашную, имевшую продольный разрез от самого верха до низа, плотно застегивали на пуговицы или крючки.

Также костюм на Руси отличался богатым декором и расклешенным силуэтом без подчеркнутой талии.

Интересно, что такое разнообразие привело к образованию классификации комплектов, каждый из которых отличался:

Итак, как же одевались наши прародительницы.

Источник

Разновидности русской национальной одежды, мотивы в современном костюме

На протяжении многих веков русская национальная одежда хранит культурные ценности нашего народа. Костюм передает традиции и обычаи предков. Просторный покрой, несложный фасон, но красиво и с любовью украшенные детали одежды передают широту души и колорит русской земли. Не зря сейчас возрождение русских истоков прослеживается в современных модных коллекциях.

История костюма

Одежда древних славян является национальным нарядом населения Руси до правления Петра I. Фасон, украшения, образ костюма формировался под влиянием:

Одежда славян шилась из натуральных волокон (хлопка, шерсти, льна), имела простой крой и длину до пят. Наряды у знати были ярких цветов (зеленый, багряный, червленый, лазоревый), да и украшения были самые роскошные:

Образ одежды Древней Руси начал закладываться в древности, в 14 веке. Носилась она царем, боярами, крестьянами до 17 века.

Период 15-17 века. Русский национальный костюм сохраняет свою самобытность и приобретает более замысловатый покрой. Под влиянием польской культуры появляется распашная и приталенная одежда у восточных славян. Используются бархатные, шелковые ткани. У знатных княжеских и боярских сословий наряды были дороже, многослойнее.

Конец 17 века. Петр I издает указы, запрещающие носить национальные костюмы знати. Не касались эти указы только священников и крестьян. Указ запрещал шить и продавать русский костюм, на что были предусмотрены штрафы и даже изъятие имущества. Издал их русский монарх, чтобы перенять европейскую культуру и закрепить отношения с Европой. Эта мера прививания чужого вкуса отрицательно отразилась на национальном развитии.

Вторая половина 18 века. Екатерина II попыталась вернуть в костюмы дворянства европейского стиля русскую самобытность. Это проявилось в тканях и пышности оформления нарядов.

Отечественная война 19 века. Поднимается патриотический дух населения, что вернуло интерес к национальной одежде русского народа. Знатные барышни стали надевать сарафаны, кокошники. Наряды шили из парчи, кисеи.

20 век. Из-за натянутых отношений с поставщиками из Европы произошло возвращение к стилю в одежде Древней Руси. Проявилось это в модных тенденциях с элементами русского стиля.

Древняя русская национальная одежда была самая разнообразная и делилась на праздничный и повседневный наряд.Так же она различалась в зависимости от региона, социального класса обладателя, возраста, семейного положения и рода деятельности. Но некоторые особенности костюма отличали его от одежды других народностей.

Особенности русской национальной одежды:

В отделке русской одежды заложена информация о роде, семье, обычаях, занятиях. Чем дороже ткани и отделка костюма, тем знатнее и богаче считался хозяин.

Дворянская

Наряды княжеских и боярских сословий вплоть до конца 17 века сохраняли в одежде русский стиль. Традиционно он отличался роскошью и многослойностью. Даже рост территорий и бурные международные отношения не изменили национальную самобытность старинной русской одежды. Да и сами бояре и дворяне упорно не принимали европейские модные веяния.

За период 16-начало 17 века костюм знати стал разнообразнее, что не скажешь о крестьянской одежде, которая не менялась много веков. Чем больше слоев было в наряде, тем богаче и знатнее считался хозяин. Вес платья иногда доходил до 15 кг и более. Даже жара не отменяла это правило. Носили длинную, широкую одежду, иногда распашную с разрезом впереди. Красивы были наряды, подчеркивающие талию. Старинная русская женская одежда достигала массы 15-20 кг, от этого женщины двигались плавно, величаво. Именно такая походка была женским идеалом.

Древнерусская одежда князей, бояр шилась из дорогих тканей, привозимых из Италии, Англии, Голландии, Турции, Ирана, Византии. Богатые материалы — бархат, атлас, тафта, парча, кумач, сатин — были ярких оттенков. Они украшались шитьем, вышивкой, драгоценными камнями, жемчугом.

Крестьянская

Одежда древней Руси один из древних видов народного творчества. Через декоративно прикладное искусство мастерицы передавали традиции и истоки русской культуры. Одежда русских крестьян хоть и была простой, но создавала гармоничный образ, дополненный украшениями, обувью, головным убором.

Основными материалами для пошива были домотканые холщовые или шерстяные ткани простого плетения. С середины 19 века появляются фабричные ткани с яркими цветными узорами (шелк, атлас, кумач, сатин, ситец).

Крестьянская одежда очень ценилась, ее берегли, перешивали и донашивали почти до ветхого состояния. Праздничная одежда хранилась в сундуках и передавалась от родителей к детям. Одевалась редко, 3-4 раза в году, ее старались не стирать.

После долгих трудовых дней в поле или со скотом наступал долгожданный праздник. В этот день крестьяне надевали свой лучший наряд. Красиво украшенный, он мог рассказать о хозяине его семейное положение, местность, откуда родом. В вышивке изображали солнце, звезды, птиц, животных, людей. Орнамент не только украшал, но и охранял от злых духов. Русские узоры на одежде вышивали на краях изделия: горловина или воротник, манжеты, подол.

Все костюмы отличались друг от друга цветом, фасоном и украшением. И они передавали природные особенности родного края.

Военная

Не всегда у русской профессиональной армии было единое обмундирование. В древней Руси у воинов не существовало единой формы. Защитное снаряжение подбиралось в зависимости от финансовых возможностей и способов ведения боя. Поэтому даже в небольших дружинах одежда и доспехи русский богатырей были разные.

Читайте также:  Чем можно полечить кишечника народным средством

В древности под защитной амуницией у мужчин одевалась хлопковая или льняная рубаха, подпоясанная на талии. На ногах холщовые штаны-шаровары (порты), которые собирались не только на поясе, но и на щиколотке и под коленями. Обували сапоги, сшитые из цельного куска кожи. Позже появились наговицы – железные чулки для защиты ног в бою, а для рук – наручи (перчатки из металла).

Главным доспехом до 17 века была кольчуга из металлических колец. Она напоминала длиннополую рубаху с короткими рукавами. Вес ее был 6-12 кг. После появились другие разновидности нательной защиты:

Доспехи дружинников дополнялись на голове металлическим шлемом со шпилем. Он мог дополняться полумаской и бармицей (кольчужная сетка, защищавшая шею и плечи). На Руси в 16 веке появляется тегиляй (стеганый панцирь). Это удлиненный простеганный кафтан с толстым слоем ваты или пеньки. У него были короткие рукава, стоячий воротник, на грудь нашивали металлические пластины. Его чаще носили небогатые войны. Такие защитные доспехи русских воинов просуществовали до 17 века.

Детали и их значение в одежде

На огромной русской территории национальная одежда различалась, порой даже значительно. Это можно заметить на фотографиях и в музеях. Изображение на картинах людей в русских нарядах передает всю многогранность и самобытность древней Руси. Искусно выполненные украшения мастериц поражает сложностью работы.

Каждая область славилась своим декоративным искусством. Если знать старалась иметь богатую и оригинальную, ни у кого не повторяющуюся одежду, то крестьяне украшали вышивкой природных мотивов, вкладывали свою любовь к земле-матушке.

Мужской

Основой древнерусской мужской одежды была рубаха и штаны-портки. Носили их все мужчины. У знати они били из дорогого материала с богатой вышивкой. У крестьян были из домотканого материала.

Штаны-портки

До 17 века штаны были широкие, позже стали уже, завязывались шнурком на поясе и щиколотках. Штаны заправлялись в обувь. Знать надевала 2 пары портков. Верхние чаще шили из шелка или сукна. В зимнее время они были на меху.

Рубаха

Другая обязательная одежда древней Руси у мужчин была рубаха. У богатого люда это был нижний предмет одежды, а крестьяне надевали ее, выходя на улицу без верхней одежды (кафтана, зипуна). На рубахе был разрез у горловины спереди или сбоку чаще слева (косоворотка). Отделка на шее, манжетах обычно была выполнена из дорогой ткани, вышита или оформлена тесьмой. Яркие рисунки на тесьме были в виде растительных узоров. Рубаху подвязывали шелковым или шерстяным шнурком, иногда с кистями и носили на выпуск. Молодые люди на поясе, люди постарше – ниже, делая напуск над талией. Он играл роль кармана. Шили рубахи из льняной, шелковой, атласной ткани.

Зипун

Поверх рубахи надевали зипун. Он был длинный по колено, с поясом и застегивался встык. Узкие рукава застегивались на манжетах пуговицами. К горловине прикреплялся красиво украшенный воротник. Зипун чаще носили дома, но молодые люди иногда носили на улице.

Кафтан

Дворяне при выходе на улицу надевали кафтан. Встречалось много фасонов, общей была длина, ниже колен.

Ферязь

У дворянина была еще парадная одежда, названия ее – плащ или ферязь, которую носили поверх кафтана. Длина нарядов доходила до икр или до пола, сам он обшивался мехом или украшался меховым воротником. Широкая ферязь застегивалась на одну пуговицу. Для пошива наряда использовали темно-зеленое, темно-синее сукно или золотую парчу.

Если кафтан и ферязь были недоступны для крестьян, то шуба имелась почти у всех слоев населения. Шубы шились мехом внутрь, дорогие и не очень. Объемные с большими рукавами доходили до земли или были ниже колен. Крестьяне носили заячьи, овечьи шубы. А богатые, знатные люди шили их из шкурки соболя, куницы, лисы, песца.

Головной убор

Обязательный атрибут русской одежды являлась меховая шапка, напоминающая высокий колпак. У знати она украшалась вышивкой золотой нитью. Дома бояре, дворяне носили тафью, похожую на тюбетейку. Выходя на улицу, поверх тафьи надевали мурмолку и колпак из дорогой ткани с меховой оторочкой.

Обувь

Самая распространенная обувь у крестьян лапти. Кожаные сапоги были не у всех, поэтому очень ценились. Вместо сапог крестьяне оборачивали ноги плотно тканью и пришивали на стопы кожу. У бояр, князей, дворян была в древней руси самая распространенная обувь – сапоги. Носки обычно загнуты вверх. Обувь шили из цветной парчи, сафьяна и украшали разноцветными камнями.

Женская одежда

Основной женской древнерусской одеждой были рубаха, сарафан, понева. На формирование народного костюма южных районов древней Руси оказала влияние украинская и белорусская культура. Женский наряд состоял из холщовой рубахи и поневы (распашной юбки). Сверху женщины надевали передник или запон, завязывали пояс. На голову обязательно высокая кика или сорока. Весь наряд богато украшался вышивкой.

Славянский костюм северных земель имел рубаху сарафан и передник. Сарафаны шились из одного полотна или из клиньев и украшались тесьмой, кружевом, вышивкой. Головным убором был платок или кокошник украшенный бисером, жемчугом. В холодное время надевали меховые длинные шубы или короткие душегрейки.

Рубаха

Носили женщины всех социальных слоев, различалась она тканью и украшениями. Шилась из хлопка, льна, дорогие – из шелка. Подол, ворот и рукава украшали вышивкой, тесьмой, аппликацией, кружевом и другими узорами. Иногда плотные рисунки украшали нагрудную часть. В каждой губернии отличались узор, орнамент, цвет и другие детали.

Сарафан

Старинная русская женская одежда носилась до 18 века во всех слоях населения. Шили вещи из холщовой ткани, атласа, парчи, шелка. Обшивали атласными лентами, тесьмой, вышивкой. Сначала сарафан был похож на платье без рукавов, потом стал разнообразнее:

У богатых женщин распространен был сарафан-шушун расклешенный к низу. К нему пришивали удлиненные рукава, но не надевали их. Застегивался шушун на пуговицы до самого низа.

Понева

Юбка выполнена из трех полотен шерстяной ткани. Ткали дома, чередуя шерстяную и конопляную нити. Создавался клеточный узор. Украшали кистями, бахромой. Ярче украшали молодые женщины. Носили только замужние, иногда выпуская на поясе рубаху. Сверху на юбку надевали передник или запон с отверстием для головы.

Головные уборы

Завершает одежду в русском стиле головной убор, который у незамужних и замужних женщин отличался. У девушек часть волос была открыта, на голову повязывали ленты, обручи, повязки, ажурные венцы. Замужние женщины покрывали голову платком поверх кики. Головной убор южных районов был в виде лопатки и рогов.

В северных районах женщины носили кокошники. Головной убор был похож на круглый щит. Его твердую основу украшали парчой, жемчугом, бисером, бусами, у знати – дорогими камнями.

Детской

Детской одежды было мало, ее ценили, внешне она была похожа на взрослый наряд. Младшие дети донашивали за старшими. Совсем для маленьких, она могла быть с короткими рукавами, для удобства даже напоминать платье.

Первой пеленкой, рожденному мальчику была рубаха отца, а девочки – матери. В древней Руси одежду для детей перешивали из родительских нарядов. Считалось, так энергия и сила родителей убережет малыша от любых болезней, чужого сглаза. Рубашки для мальчиков и девочек не отличались, были плотные длинной до пят. Одежда с любовью украшалась материнской вышивкой, которая была оберегом для ребенка.

Примерно в 3 года детям шили первую рубаху из нового полотна. А 12 летним девочкам полагалась новая понева или сарафан, мальчикам – штаны-порты. Для детей-подростков наряды были уже более разнообразны, повторяли взрослые модели: косоворотка, штаны, шубы, головные уборы.

Этно стиль в современной моде

Традиционная одежда Древней Руси давно ушла в историю. Но модные идеи дизайнеров эффектно выглядят в современном наряде с элементами русского стиля. Сейчас в моде этнический образ.

Читайте также:  Чешская народная песня обработка в неедлы

Платья в русском дизайне притягивают своей скромностью, сдержанностью с неглубоким вырезом горловины, средней длины или почти до пола. Придают наряду изысканности оригинальности русские узоры на одежде:

Отделка выполнена на манжетах, подоле, горловине или кокетке. Большой популярностью пользуются натуральные ткани (хлопковые, льняные). А передает женственность и чистоту нежная расцветка (голубая, бежевая, зеленая, фисташковая). Фасон платья или сарафана может быть разным, как свободным, так и приталенным с юбкой слегка расклешенной, или «солнце». Рукава бывают длинные и короткие.

Дополняют образ в фольклорном колорите украшениями, аксессуарами (крупные серьги, бусы, ремешок) и верхней одеждой. Это может быть жилет, пальто или теплая шубка, муфта. На голове меховая шапка или яркая расцветка платков дополнит образ. Модельеры иногда в современных нарядах используют эффект многослойности с изменением объема и формы рукавов.

В настоящее время комплекты одежды по-русски для мужчин, женщин, детей привносит национальный колорит в народных гуляниях, праздниках. Новое веяние — вечеринка в русском народном стиле — возвращает гостей к Древней Руси, к ее традициям, хороводам, играм.

Русская национальная одежда – это хранительница культурных корней. Художественный образ сохранился через многие века. Сейчас возрождается интерес к русским традициям, праздникам, культуре. Появляются новые современные наряды, которые используют элементы русского костюма.

Видео

Источник

Русский национальный костюм

Русский национальный костюм — используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона. Праздничный и повседневный.

Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству. Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.

Содержание

Мужская одежда

Основой мужской одежды была сорочка или нижняя рубаха. У первых известных русских мужских рубах (XVI — XVII веков) под мышками квадратные ластовицы, по бокам от пояса треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.

В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой.

Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.

Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. В шагу ромбовидная ластовица. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник — сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.

Верхняя одежда

Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь, или охабень. Летом поверх кафтана надевали однорядку. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк.

Опашень — долгополый кафтан (из сукна, шелка и пр.) с длинными широкими рукавами, частыми пуговицами донизу и пристежным меховым воротником.

Свита (одежда). Обычное название для верхней одежды — свита. Она может быть и распашной (кафтан) и глухой (верхняя рубаха). Материал для верхней рубахи — сукно или плотный крашеный лён. Для кафтана — сукно, вероятно, с подкладкой. Свита снабжалась цветной окантовкой по краям рукавов, обычно также по подолу, вороту. У верхней рубахи между локтем и плечом иногда помещалась ещё одна цветная полоса. По крою же в общем соответствует сорочке (нижней рубахе). По борту кафтана располагалось около 8-12 пуговиц или завязок, с разговорами.

Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками. Шили её обычно из сукна и других шерстяных тканей. Носили и в рукава и внакидку.

На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами. Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь») и внакидку.

Безрукавная епанча (япанча) представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная епанча — из грубого сукна или верблюжьей шерсти. Нарядная — из хорошей материи, подбитой мехом.

Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в шубах из овчины, зайца, а знать — из куницы, соболя, черно-бурки. Древнерусская шуба массивная, по длине до самого пола, прямая. Рукава с лицевой стороны имели разрез до локтя, широкий отложной воротник и обшлага были декорированы мехом. Шуба шилась мехом вовнутрь, сверху шубу покрывали сукном. Мех всегда служил подкладкой. Сверху шуба покрывалась различными тканями: сукна, парчи и бархата. В парадных случаях шубу носили летом и в помещениях.

Существовало несколько типов шуб: турецкие шубы, польские шубы, наиболее распространенными были русские и турские.

Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели широкий отложной меховой воротник, начинавшийся от груди. Русская шуба была массивной и длинной, почти до самого пола, прямой, расширяющейся книзу — в подоле до 3,5 м. Спереди она завязывалась шнурками. Шубу шили с длинными рукавами, иногда спускавшимися почти, до пола и имевшими спереди до локтя, прорезы для продевания рук. Воротник и обшлаг были меховые.

Турская шуба считалась чрезвычайно парадной. Носили её обычно внакидку. Она была длинной, со сравнительно короткими и широкими рукавами.

Шубы застёгивались на пуговицы или кляпыши с петлями.

Головные уборы

На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья́ — маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата.

Кроме шапок в виде клобуков, носились треухи, мурмолки и горлатные шапки. Треухи — шапки с тремя лопастями — носились мужчинами и женщинами, причем у последних из-под треуха обычно виднелись подзатыльники, унизанные жемчугом. Мурмолки — высокие шапки с плоской, на голове расширявшейся тульёй из бархата или парчи, с меловой лопастью в виде отворотов. Шапки горлатные делались вышиной в локоть, кверху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горла, откуда их название.

Женская одежда

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8 — 10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.

Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом(ожерельем).

Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:

Верхняя одежда

Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

Читайте также:  Повышен пролактин как снизить народными средствами

Знатные женщины любили носить шубки — женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.

Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. На душегрею был похож шугай и его разновидность без рукавов бугай.

Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку.

Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15 — 20 килограммов.

Муфта — рукав, шитый мехом внутрь и с меховой опушкой.

Головные уборы

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.

Другая отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие женских головных уборов:

Обувь

В городе носили сапоги. Примерно с начала XIV века, появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх.

Сапоги с короткими, ниже колен, голенищами срезанными к колену углом. Сапоги шили из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой. Подковы и гвозди могли быть серебряными, носки и каблуки украшались жемчугом и драгоценными камнями.

В конце XVII века знать начинает носить низкие туфли.

Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века — с каблуками. Каблук на женской обуви мог достигать 10 см.

Ткани

Основные тканями были: посконные и льняные, сукно, шёлковые и бархат. Киндяк — подкладочная ткань.

Одежда знати изготовлялась из дорогих привозных тканей: тафта, камка (куфтерь), парча (алтабас и аксамит), бархат (обычный, рытый, золотный), дороги, объярь (муар с золотым или серебряным узором), атлас, коноват, куршит, кутня (бухарская полушерстяная ткань). Хлопчатобумажные ткани (китайка, миткаль), сатынь (позже сатин), кумач. Пестрядь — ткань из разноцветных ниток (полушелковая или холстина).

Цвета одежды

Другие цвета, встречающиеся в описях Оружейной палаты: алый, белый, белый виноградный, багровый, брусничный, васильковый, вишнёвый, гвоздичный, дымчатый, еребелевый, жаркий, жёлтый, травный, коричный, крапивный, красно-вишнёвый, кирпичный, лазоревый, лимонный, лимонный московской краски, маковый, осинный, огненный, песочный, празелен, рудо-жёлтый, сахарный, серый, соломенный, светло-зелёный, светло-кирпичный, светло-серый, серо-горячий, светло-ценинный, таусинный (тёмно-фиолетовый), тёмно-гвоздичный, тёмно-серый, червчатый, шафранный, ценниный, чубарый, тёмно-лимонный, тёмно-крапивный, тёмно-багровый.

Украшения

Покрой одежды остаётся неизменным. Одежда богатых людей отличается богатством тканей, вышивки, украшений. По краям одежды и по подолу пришивали кружево — широкую кайму из цветной ткани с вышивкой.

В качестве украшений используются: пуговицы, нашивки, съёмные воротники-«ожерелья», зарукавья, запоны. Запоны — пряжка, застёжка, кованная, с драгоценными камнями бляха. Зарукавья, запястья — накладные обшлага, род браслета.

Всё это называлось нарядом, или снарядом платья. Без украшений одежда называлась чистой.

Пуговицы

Пуговицы изготовлялись из разных материалов, различных форм и размеров. Деревянная (или другая) основа пуговицы обшивалась тафтой, обвивалась, покрывалась золотой канителью, пряденым золотом или серебром, обнизывалась мелким жемчугом. Во время царствования Алексея Михайловича появляются алмазные пуговицы.

Металлические пуговицы украшались финифтью, драгоценными камнями, золотились. Формы металлических пуговиц: круглые, четырёх- и восьми- угольные, прорезные, половинчатые, сенчатые, витые, грушевидные, в виде шишки, головы льва, карася, и другие.

Кляпыши — разновидность пуговицы в виде бруска или палочки.

Нашивки

Нашивки — поперечные полоски по числу пуговиц, иногда с завязками в виде кистей. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. До XVII века нашивки назывались образцами.

Нашивки изготовлялись из тесьмы длиной три вершка и шириной в половину или до одного вершка. Они нашивались по обоим сторонам одежды. В богатом наряде нашивки из золотных тканей. Тесьма нашивок украшалась узорами в виде трав, цветков и т. д.

Нашивки размещались на груди до пояса. В некоторых костюмах нашивки размещались по всей длине разреза — до подола, и по прорехам — на боковых вырезах. Нашивки размещались на равных расстояниях друг от друга или группами.

Нашивки могли изготовляться в виде узлов — особое плетение шнура в виде узлов на концах.

В XVII веке большой популярностью пользовались нашивки кызылбашские. В Москве жили кызылбашские мастера: нашивочных дел мастер Мамадалей Анатов, шелкового и тесмяночного дел мастер Шебан Иванов с 6 товарищи. Обучив русских мастеров, Мамадалей Анатов выехал из Москвы в мае 1662 года.

Ожерелье

Ожере́лье — нарядный воротник в одежде из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п. Воротник стоячий или отложной.

Другие украшения

Аксессуары

Мужской костюм знати дополнялся рукавицами с крагами. Рукавицы могли иметь богатую вышивку. Перчатки (рукавки персчатые) появились на Руси в XVI веке. К поясу подвешивалась сумка-калита. В торжественных случаях в руке держали посох. Одежду подпоясывали широким кушаком или поясом. В XVII веке начали часто носить козырь — высокий стоячий воротник.

Фляшки (фляжки) носили на перевязи. Во фляжке могли находиться часы. Перевязь — золотая цепь, пришитая к атласной полосе.

Женщины носили ширинку — платок, отрезанный по всей ширине ткани, рукавки (муфты на меху) и большое количество ювелирных украшений.

См. также

Примечания

Ссылки

Литература

См. также

В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.

Смотреть что такое «Русский национальный костюм» в других словарях:

Национальный костюм — Костюм (от лат. costume) может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека. Костюм может также означать художественное сочетание аксессуаров на картине,… … Википедия

Украинский национальный костюм — Украинцы(русские) Т. Шевченко, Н. Махно, Л. Украинка, Б. Хмельницкий, С. Тимошенко, А. Довженко, С. Королев, А. Шевченко. Общая численность: 44 45 млн. (2001) … Википедия

Костюм — … Википедия

РУССКИЙ — РУССКИЙ, ая, ое. 1. см. русские. 2. Относящийся к русскому народу, к его языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к России, её территории, внутреннему устройству, истории; такой, как у русских, как в России. Р. язык… … Толковый словарь Ожегова

НАЦИОНАЛЬНЫЙ — (лат. nationalis, от natio нация). Народный, свойственный народу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НАЦИОНАЛЬНЫЙ лат. nationalis, от natio, нация. Народный. Национальная гвардия, войско из местных… … Словарь иностранных слов русского языка

Народный костюм — Костюм (от лат. costume) может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека. Костюм может также означать художественное сочетание аксессуаров на картине,… … Википедия

Чувашский национальный музей — Дата основания 1921 Местонахождение г. Чебоксары … Википедия

Онуча — … Википедия

Русские — У этого термина существуют и другие значения, см. Русские (значения). Русские … Википедия

Стиль одежды — В данной статье имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок. Вы мож … Википедия

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector