Сарафан с узором русско народный

Русская народная одежда

История русского сарафана

Блуждая этим вечером по Сети, встретила целое исследование одной студии декоративного-прикладного творчества. Тема этой работы: «История русского сарафана». Исследование это достаточно большое, поэтому Ivanka.club «выжала» самое важное и спешит этим поделиться:

Народный костюм – бесценное достояние культуры
Русский народный костюм, русская народная одежда являясь объектом материальной культуры, является и богатейшим творческим источником. Неуёмная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощает его мечту о прекрасном не только в большом искусстве, но и в предметах быта, и особенно в создании внешнего облика людей.

Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.

Из истории русского костюма
Народный костюм являет собой синтез различных видов декоративного творчества: искусство вышивки, народного ткачества, кружевоплетения, вязания и другие виды прикладного искусства.

На протяжении длительного периода, со времен Древней Руси до начала XVIII века, он не претерпевал резких перемен в своих основных формах, эволюционировал в рамках устойчивых традиций. XVIII век стал поворотной вехой в его развитии. Это время социально-экономических и культурных преобразований в России было ознаменовано законодательной деятельностью Петра I, регламентирующей различные сферы жизни, общества и направленной на коренную ломку привычных устоев. Реформы широко затронули русский быт, в том числе одежду. В 1700 году были изданы указы об обязательном ношении костюма западноевропейского образца. Исключение составляли лишь духовные лица и крестьянство. Европейский костюм становился нормой для русского общества, но эта норма должна была пробивать себе дорогу сквозь вековые традиции.

Для традиционного русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками (прямые, косые полики, ластовицы). Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами –малорасчленённым компактным объёмом и лаконичным, мягким, плавным контуром. Когда женщина шла, костюм её сохранял свою особенность – плавную текучесть линий. К характерным чертам также можно отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах в некоторых районах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких одеваемых одна поверх другой одежд.

Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров).

Материалы для русского народного костюма
Из разноцветных, пестрых ниток льна ткали клетчатые и полосатые холсты – «пестряди». И только после всех этих трудов шилась одежда. Понятно, что полученную ткань использовали экономно, предпочитая выверенные веками гармоничные фасоны, допуская фантазии лишь в деталях, мелочах. В домашних условиях могли делать и сукно из шерстяных нитей.

В праздничном костюме использовались не только домашние ткани: с XVIII века в России развивается текстильная промышленность. Фабричные ситцы проникают в быт деревни. А с развитием капитализма в России во второй половине XIX века на деревенских ярмарках крестьянин мог купить ситец и парчу, ленты, золотые и серебряные галуны (тканую тесьму из золотой и серебряной металлической нити вместе с хлопчатобумажной или льняной нитью), разноцветную гарусную шерстяную пряжу, шёлковые, шерстяные, и бумажные платки и шали. Но вплоть до начала XX века эти ткани считались дорогими, праздничными.

Известный с конца XIX века русский романс «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан…» имел когда-то буквальный смысл, так как свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.

Символика в русской одежде
Одежда изолирует человека от внешней среды. А всякий вид защиты, по верованиям предков, можно было сохранить, упрочить с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках орнамента. Из поколения в поколение передавались рисунки вышивки или ткачества, украшавшие народную одежду. Они отнюдь не были случайными. Это была первая система кода, изобретённая людьми, имевшая для них магический смысл (позже Ivanka.club обязательно опубликует толкование символов на славянской одежде).

Термин «сарафан» первоначально с IX по XVI век обозначал мужскую длинную распашную одежду. С XVI века этим термином стали определять женскую накладную одежду (надеваемую через голову) или распашную (со сквозной застежкой спереди) одежду.

Типы конструкций сарафанов
Исследователи (Б.А.Куфтин, Н.П.Гринкова, Л.В.Тазихина, Н.И.Лебедева, Г.С.Маслова) в зависимости от конструкции выделяют четыре основных типа сарафана:


Традиции и современность
Стройность и лаконизм русских сарафанных форм, их конструктивные особенности легли в основу моделирования одежды нашего времени.

Вышивка как декор в современном костюме оправдывает себя в том случае, когда угаданы орнаментальный мотив, объект декорирования, место расположения, обеспечена чистота исполнения. В таких случаях народная вышивка, её композиционное построение, техника исполнения, орнаментальные мотивы выступают в основном как интересные декоративные элементы. Примеры этого можно увидеть в нашем разделе «Русские сарафаны и платья».

Читайте также:  Центр народного творчества республики крым официальный сайт

Источник

История появления русского сарафана, инструкция по пошиву

У любой национальности есть собственная культура, обычаи, традиционная одежда, которая пусть и не носится в повседневной жизни, но знакома каждому представителю своего народа. Особого внимания заслуживает русский сарафан, так как он не только является одним из главных символов Руси, но и служит красивым и ярким предметом гардероба со своей историей. В настоящее время подобные этнические наряды востребованы для проведения различных мероприятий, праздников, вечеринок. При необходимости народный сарафан можно сшить самостоятельно.

Что собой представляет

Русские народные костюмы всегда отличались многослойностью, роскошными орнаментами и яркими цветами, что характерно и для женского сарафана. Можно выделить несколько особенностей, присутствующих в данном предмете гардероба:

Русские народные одежды отличались яркими расцветками, они могли быть синими, желтыми, коричневыми, но самым популярным цветом был красный, который с древнерусского языка переводился как «прекрасный». Крестьяне также любили белый цвет, символизирующий чистоту. Из выбеленного холста шились рубахи, передники.

Перед тем как сшить русские сарафаны, тканям придавали нужный оттенок при помощи природных красителей, полученных из растений и овощей.

Некоторые детали сарафана в русском стиле менялись в зависимости от региона проживания, также по одежде можно было определить возраст, социальное и семейное положения ее обладательницы. Чем богаче девушка, тем роскошнее были украшения на наряде, для вышивки могли использоваться нити, сделанные из золота или серебра. Женский костюм часто дополнялся кокошником, украшенным в том же стиле, что и остальной гардероб. А для придания нижней части объема под сарафан надевались дополнительные юбки.

История

История сарафана начинается в XIV веке, в то время это была исключительно мужская одежда, которая имела длинный узкий и распашной фасон. Лишь в XVII веке сарафаны стали предназначаться только для женщин, а мужчины начали носить длинные кафтаны и специальные сарафаны-рубахи. Сначала в русском народном гардеробе сарафан появился на севере России и в центральных губерниях, а позже получил популярность в Сибири. К XIX веку этот предмет одежды прочно вошел в жизнь жительниц южной части государства.

Слово «сарафан» произошло от иранского «sarapa», что означает одетый с головы до ног. Этим объясняется обязательная длина одежды, доходящая до самых лодыжек.

Также известно, что в XVII веке на Руси сарафаном называли женскую горничную (домашнюю) одежду, надевающуюся через голову. Позже он стал не только будничным одеянием, праздничные наряды и сарафаны для выхода в свет шились из дорогих тканей и богато украшались различными камнями, из-за чего могли весить несколько килограммов.

Разновидности

Русский народный сарафан для девочки или женщины более старшего возраста имеет несколько разновидностей в зависимости от особенностей его фасона и пошива:

Как пошить самостоятельно

Изготовить сарафан своими руками несложно, достаточно обладать базовыми навыками шитья, пошагово выполнять инструкцию и правильно снимать все мерки для построения выкройки. Перед началом работы следует определиться с материалом и дизайном. Декорировать изделие можно по готовой схеме или самостоятельно, задействовав фантазию.

Косоклинный для девочки

В пошиве русского сарафана для девочки используются более простые выкройки. Из тканей рекомендуется использовать хлопчатобумажные, шерстяные или шелковые, также можно взять дополнительный материал на подкладку.

Помимо основной ткани, необходимо подготовить:

Перед тем как начать шить сарафан для девочки своими руками, необходимо снять мерки. В первую очередь измеряется высота от подмышечной впадины до щиколотки – это оптимальная длина для детской модели, если сарафан сделать ниже, ребенок будет путаться. Следующей меркой является обхват грудной клетки, а для определения ширины подола это значение нужно умножить в 2-3 раза.

Выкройка русского сарафана для ребенка может быть построена по следующей схеме:

После того как лекало будет готово, по нему можно вырезать две детали, одна из которых будет являться передней частью, а вторая – спинкой. Полученные элементы сшиваются между собой, с одного бока необходимо оставить отступ для застежки на молнии или пуговицах.

Как только основная часть сарафана будет готова, нужно вшить замок, прикрепить лямки, оформить низ подола и верхнюю часть декоративными лентами. Также по всей длине спереди пришиваются пуговицы и петли из шнура для имитации застежки. После этого русский народный костюм для девочки по желанию можно украсить вышивкой, бисером, поясом или атласными лентами.

Прямой женский

Если при пошиве русского сарафана большого размера возникают опасения сделать что-то неправильно, можно выбрать московскую (прямую) модель, которая выполняется без выкройки. Это оптимальный вариант для начинающих рукодельниц. В таком изделии размер полотна будет определяться по желаемой ширине подола, параметры которого должны быть больше, чем обхват груди, а также по длине сарафана.

Достаточно вырезать из ткани полотно, одна сторона которого будет равна высоте, а вторая полной ширине подола (проще всего обхват груди умножить на 2), и отметить 1,5 см на припуски.

После этого полотно сшивается по боковой линии, а верх изделия уменьшается с помощью драпировки. Ширина присобранной верхней части должна быть равна объему груди. Складки можно зафиксировать швом, а можно собрать на резинку. Как только края будут оформлены, к сарафану прикрепляются лямки и обшивка по подолу. При необходимости изделие дополняется украшениями.

Читайте также:  Укус мошки лечение снятие отека народные средства

Современное применение

В настоящее время народные костюмы не утратили своей популярности, в том числе и русский женский сарафан. Его предназначение может быть разным, чаще всего на девочку такие костюмы шьются для народных танцев, театральных постановок или исполнения соответствующих песен. Костюмы для взрослого можно встретить на тематических мероприятиях, посвященных знакомству с русской культурой, выступлениях на сцене.

Помимо этого, детали национального костюма можно увидеть в коллекциях современных дизайнеров. Активно используются этнические орнаменты, заимствуются фасоны женской рубахи и сарафана. Также популярным является внедрение деталей народного костюма в свадебные образы, особенно если при этом сохраняется часть старых традиций.

Не нужно забывать свою культуру, ее изучение очень увлекательное занятие. Несмотря на то что традиции и устои, которые соблюдались в давнее время, безвозвратно ушли в прошлое, они оказывают влияние на современное искусство, моду и культуру. То же можно сказать и об истории русского сарафана, красота этого предмета гардероба заслуживает отдельного внимания и изучения, так как некоторые экземпляры действительно были произведением искусства.

Видео

Источник

Русский сарафан

Сарафан – это элемент традиционного русского национального костюма, пожалуй, самая нарядная деталь повседневного и праздничного женского туалета, причем не только у русских женщин. Сарафаны пользовались популярностью у многих славянских народов, но только в России он стал национальным символом.

Сарафан является олицетворением славянской женственности, целомудренности, изящества и нежности. Именно поэтому его история получила новый виток развития. Сарафан, как тип одежды, есть в гардеробе у многих женщин по всему миру, но только русским вдохновляются самые знаменитые, признанные кутюрье, которые привели этот элемент гардероба в высокую моду.

История возникновения русского сарафана

Первые упоминания относятся к XIII веку: в одной из летописей использовалось это слово.

Интересно! Платья, похожие на сарафаны по крою, носили в самых разных странах – например, он часто встречается в национальных костюмах Скандинавских народов. Однако считается, что его изначальной родиной стала Азия – предположительно, Индия.

Существует несколько теорий происхождения слова «сарафан». Известно только, что оно точно было заимствовано из восточных или азиатских языков. Три наиболее известные версии происхождения этого слова:

Итак, становится ясно, что, ставший национальным символом, сарафан был вещью заморской, появившейся у нас благодаря налаженным торговым связям с другими государствами.

Кстати, на Руси сарафаны, хоть и были известны в 13 веке, стали носить не в эпоху раннего Средневековья: лишь в конце XV века эта одежда стала активно проникать в наш быт. Вот только носили это длинное «полу-платье» вовсе не прекрасные дамы: это был элемент исключительно мужского гардероба. Причем чаще всего сарафаны носили воеводы, а шились они из крепкой льняной ткани и имели очень простой прямой крой.

Однако в XVI веке (по некоторым источникам – в XVII веке) эта одежда перекочевала в женский гардероб. Почему так случилось – ответа нет. Однако сарафаны стали носить русские барышни и дамы любых сословий:

купеческие жены и дочери;

боярыни и великие княжны;

придворные дамы и т. д..

Интересно! Сарафан был популярен в Центральной России и в северных губерниях, на юге же была распространена поневная культура, то есть дамы облачались в юбки-поневы.

Но век сарафана был относительно недолог, ведь Петр I, борясь за европеизацию России, стремился максимально отгородиться от ее национальной самобытности. Он запретил ношение русского костюма, в том числе и сарафанов. До начала правления Екатерины II одевать его могли лишь крестьянки да купчихи с попадьями.

Однако после воцарения Екатерины II сарафан вновь вернулся в моду. Более того, на маскарадах и костюмированных балах императрица часто появлялась в традиционном русском наряде: в роскошном сарафане и расшитом драгоценными камнями кокошнике. Эта мода так полюбилась в Империи, что Николай I даже издал специальный указ в 1834 году, которым обязал придворных дам носить придворное парадное платье, созданное по образу и подобию традиционного сарафана.

Особенности русского сарафана

Итак, известно, что сарафан – не русское изобретение, одежда не исконно-славянского происхождения. Однако именно русские сарафаны имеют ряд особенностей, которые выделяют их из ряда других подобных платьев:

Вся национальная русская одежда отличается простым кроем. Однако изящество и нарядность образа получаются не за счет сложности самого наряда, а благодаря многослойности туалета. Так, например, замужняя женщина в праздник могла надевать до 20 (!) предметов одежды.

В повседневности женщины носили неяркие, неброские сарафаны, чаще всего черные, синие, коричневые или грязно-зеленые. Их не было жалко испачкать.

Праздник – это всегда время ярких тканей и роскошных красок. Праздничные одеяния не только шились из ярких, а часто цветастых тканей, но и вручную расшивались цветными нитями, причем за счет комбинации контрастных оттенков удавалось придать вышивке объем.

Разновидности русского сарафана

Русский сарафан выглядел совершенно по-разному в разных губерниях. Известно, например, что на юге России и вовсе практически не носили такой предмет одежды, а вместо этого существовала культура поневы. Различия были и в пошиве. Так, сегодня известно несколько основных кроев:

Прямой – самая простая модель с лифом, которая была особенно популярна в Московской губернии.

Туникообразный – был глухим и шился либо из двух полотен ткани, либо, чаще, из одного.

Косоклинный – имел шов или разрез спереди (то есть был распашным). Передняя часть богато декорировалась.

Читайте также:  Речь 4 ноября день народного единства

Полуплатье – это модель прямого кроя с лифом на кокетке. Очень нарядный и изящный вариант.

Интересно! Многие сарафаны были распашными, то есть застегивались спереди. Из-за этого вдоль шва часто располагались медные пуговицы и яркая вышивка, которая придавала одежде более нарядный и интересный вид.

В разделе «Русский сарафан» вы всегда сможете увидеть самые разные модели сарафанов. Практически все существующие виды кроя представлены на странице.

В разных губерниях совершенно иначе украшали повседневные и праздничные наряды. На юге часто использовались красные нити для очень плотной орнаментальной вышивки, в то время как в Орловской губернии, например, было распространено сочетание черной и красной нити для объемной вышивки.

Русский сарафан в современной моде

В современной моде сарафан не сдает своих позиций. Многие кутюрье вдохновляются этим элементом русского национального костюма и делают его частью своих показов. Так, среди самых известных мэтров высокой моды к образу сарафанов русских барышень обращались:

модный дом Валентино;

Ив Сен-Лоран (он и вовсе считает, что русский стиль никогда не выходит из моды);

модный дом Гуччи и т. д..

Сегодня, кстати, возникает тенденция повышенного интереса к этно-стилю, то есть люди стремятся возвратиться к своим истокам и все чаще выбирают, как основу своего стиля, одежду, близкую к национальным костюмам своего народа.

Между прочим, русский сарафан интересен не только как элемент модного и стильного гардероба. Он, как и вся русская культура, вдохновляет артистов по всему миру. Посмотрите, например, как выступают танцоры из Коста-Рики, как органично смотрится на девушке столь восхитительная вещь! (https://www.youtube.com/watch?v=RMDGVuYcd2A).

С чем носить русский сарафан

Носить русский сарафан сегодня можно в соответствии с традициями или на современный лад. Сочетать этот элемент гардероба можно с:

белой рубахой с длинным рукавом (желательно, чтобы рукава были украшены вышивкой);

блузками (желательно покроя «распашонка»);

сапожками – так выглядели дамы на гравюрах и старинных картинках;

плетеными босоножками или туфлями на небольшом каблучке или на плоской подошве, напоминающими балетки: то есть с округлым носком и желательно – с перепонкой.

В жаркое время года вполне допустимо надеть сарафан с широкими лямками на голое тело.

Интересно! Замужние женщины не имели права выходить с непокрытой головой, поэтому волосы обязательно на улице закрывались хотя бы платком, который красиво дополнял русский сарафан. Если вы хотите последовать этой традиции, не забудьте заглянуть в раздел «Русские платки» и выбрать действительно подходящий к наряду аксессуар.

Сегодня сарафан остается той одеждой, которая идет девочкам, девушкам и женщинам любых возрастов и с любыми формами. Молоденькие леди могут позволить себе приталенные модели, которые подчеркнут тонкость и изящество стана, а женщины постарше могут выбрать вариант с более многослойным верхом.

Аксессуары русского сарафана

Русский сарафан был, как сказали бы сейчас, «базовым элементом» женского гардероба. Однако известно, что женщины носили многослойные наряды и всегда сочетали его с интересными аксессуарами:

головным убором – это мог быть платок, рогатая шапочка-кичка для замужней женщины, ленты или обручи в волосах для девиц или даже расшитый самоцветами кокошник;

шнуром или широким вышитым поясом;

красиво вышитым передником, который делал образ более нарядным и интересным.

Сами сарафаны и соответствующие аксессуары всегда можно увидеть в разделе «Русский народный костюм» и создать аутентичный славянский образ!

Ткани русского сарафана

Сарафаны носили «и в пир и в мир». Это была и повседневная, и праздничная одежда, которую для разных целей шили из разных материалов и интересно украшали. Простолюдинки чаще всего использовали следующие ткани:

домотканое шерстяное полотно и т. д..

Крестьянки редко могли позволить себе шелковые одеяния, поэтому основное отличие повседневного и праздничного нарядов заключалось в его покрое и в цвете: красные сарафаны надевали только по праздникам или на свадьбу. В повседневности чаще всего использовались более простые оттенки – синий, зеленый, коричневый.

Интересно! Некоторые исследователи утверждают: чтобы повседневный сарафан лучше держал форму, у него была подкладка из жесткой пропитанной воском дешевой холстины.

Знатные же дамы могли позволить себе роскошные ткани, например:

тонкую шерстяную ткань и т. д..

Кроме того, богатые женщины декорировали свои сарафаны не только вышивкой, но часто золотыми и серебряными нитями, бисером, речным жемчугом и даже самоцветами. Крестьянки же довольствовались медными или оловянными пуговицами и цветными орнаментами.

Как украсить русский сарафан

Русские сарафаны, даже повседневные, для простой работы, всегда были богато украшены. Чаще всего элементами украшения являлись:

роскошная вышивка ручной работы с обережными символами-орнаментами;

драгоценности, жемчуг, который пришивали на сарафан;

яркие пуговицы – например, из олова, меди, бронзы и т. д..;

ленты из парчи, кружева и т. д..

Особо стоит отметить, конечно же, вышивку. Женщины и девушки вручную расшивали свои наряды яркими нитями, часто – драгоценными, из золота и серебра. Расположение рисунков, сами орнаменты, их цвета о многом говорили – от достатка семьи до положения самой девушки. Благодаря украшениям, часто можно было понять, замужем ли женщина, сколько у нее детей и т. д..

Сегодня русские сарафаны остаются невероятно востребованными не только как элемент национального достояния, как концертный наряд, но и даже как повседневная или праздничная одежда в аутентичном русском стиле.

Источник

Правильные рекомендации