Сборник русских народных сказок под редакцией афанасьева

Русская старина

(сайт сказок)

Народные русские сказки

(сборник А.Н. Афанасьева)

Том I

1. Лисичка-сестричка и волк (читать)

2. За лапоток – курочку, за курочку – гусочку (читать)

4. Лиса, заяц и петух (читать)

7. Старик лезет на небо (читать)

10. Мужик, медведь и лиса (читать)

11. Старая хлеб-соль забывается (читать)

12. Овца, лиса и волк (читать)

17. Снегурушка и лиса (читать)

20. Кот, петух и лиса (читать)

22. Напуганные медведь и волки (читать)

23. Медведь, лиса, слепень и мужик (читать)

29. Медведь, собака и кошка (читать)

31. Сказка о козе лупленой (читать)

32. Сказка про одного однобокого барана (читать)

34. Медведь и петух (читать)

39. Журавль и цапля (читать)

44. Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове (читать)

45. Байка о щуке зубастой (читать)

48. Пузырь, соломинка и лапоть (читать)

51. Мороз, Солнце и Ветер (читать)

52. Солнце, Месяц и Ворон Воронович (читать)

53. Ведьма и Солнцева сестра (читать)

57. Дочь и падчерица (читать)

58. Кобиляча голова (читать)

62. Василиса Прекрасная (читать)

63. Баба-яга и Заморышек (читать)

64. Баба-яга и жихарь (читать)

65. Ивашко и ведьма (читать)

68. Князь Данила-Говорила (читать)

69. Правда и Кривда (читать)

70. Королевич и его дядька (читать)

71. Иван-царевич и Марфа-царевна (читать)

72. Масенжны дзядок (читать)

73. Купеческая дочь и служанка (читать)

74. Три царства – медное, серебряное и золотое (читать)

79. Буря-богатырь Иван коровий сын (читать)

81. Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст, усы на семь верст (читать)

82. Иван Сученко и Белый Полянин (читать)

83. Зорька. Вечорка и Полуночка (читать)

84. Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня-богатыри (читать)

85. Надзей папов унук (читать)

86. Летучий корабль (читать)

88. Никита Кожемяка (читать)

92. Иванко Медведко (читать)

93. Солдат избавляет царевну (читать)

94. Беглый солдат и черт (читать)

95. Два Ивана солдатских сына (читать)

96. Кощей Бессмертный (читать)

98. Федор Тугарин и Анастасия Прекрасная (читать)

99. Иван-царевич и Белый Полянин (читать)

100. Хрустальная гора (читать)

101. Бухтан Бухтанович (читать)

102. Козьма Скоробогатый (читать)

104. По щучьему веленью (читать)

105. Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке (читать)

106. Жар-птица и Василиса-царевна (читать)

107. Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде (читать)

1. Почему нашим детям лучше читать русские народные сказки? Какой вклад вносят сказки в воспитание малыша? – Ответы на эти вопросы вы найдёте тут. (читать)

Источник

Народные русские сказки — Сост.: Афанасьев А.Н.

Лисичка-сестричка и волк

Жил себе дед да баба. Дед гово­рит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой». Нало­вил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свер­ну­лась кала­чи­ком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подо­шел к лисичке, а она не ворох­нется, лежит себе как мерт­вая. «Вот будет пода­рок жене», – ска­зал дед, взял лисичку и поло­жил на воз, а сам пошел впе­реди. А лисичка улу­чила время и стала выбра­сы­вать поле­гоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повы­бро­сала всю рыбу, и сама ушла.

«Ну, ста­руха, – гово­рит дед, – какой ворот­ник при­вез я тебе на шубу». – «Где?» – «Там, на возу, – и рыба и ворот­ник». Подо­шла баба к возу: ни ворот­ника, ни рыбы, и начала ругать мужа: «Ах ты, ста­рый хрен! Такой-сякой! Ты еще взду­мал обма­ны­вать!» Тут дед смек­нул, что лисичка-то была не мерт­вая; пого­ре­вал, пого­ре­вал, да делать-то нечего.

А лисичка собрала всю раз­бро­сан­ную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. Навстречу ей идет волк: «Здрав­ствуй, кумушка!» – «Здрав­ствуй, кума­нек!» – «Дай мне рыбки!» – «Налови сам, да и ешь». – «Я не умею». – «Эка, ведь я же нало­вила; ты, кума­нек, сту­пай на реку, опу­сти хвост в про­рубь – рыба сама на хвост нацеп­ля­ется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь».

Волк пошел на реку, опу­стил хвост в про­рубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь про­си­дел, хвост его и при­мо­ро­зило; попро­бо­вал было при­под­няться: не тут-то было. «Эка, сколько рыбы при­ва­лило, и не выта­щишь!» – думает он. Смот­рит, а бабы идут за водой и кри­чат, завидя серого: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» При­бе­жали и начали коло­тить волка – кто коро­мыс­лом, кто вед­ром, чем кто попало. Волк пры­гал-пры­гал, ото­рвал себе хвост и пустился без оглядки бежать. «Хорошо же, – думает, – уж я тебе отплачу, кумушка!»

А лисичка-сест­ричка, поку­шамши рыбки, захо­тела попро­бо­вать, не удастся ли еще что-нибудь стя­нуть; забра­лась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала голо­вой в кадку с тестом, выма­за­лась и бежит. А волк ей навстречу: «Так-то учишь ты? Меня всего иско­ло­тили!» – «Эх, кума­нек, – гово­рит лисичка-сест­ричка, – у тебя хоть кровь высту­пила, а у меня мозг, меня боль­ней тво­его при­били; я насилу пле­тусь». – «И то правда, – гово­рит волк, – где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу». Лисичка села ему на спину, он ее и понес. Вот лисичка-сест­ричка сидит, да поти­хоньку и гово­рит: «Битый неби­того везет, битый неби­того везет». – «Что ты, кумушка, гово­ришь?» – «Я, кума­нек, говорю: битый битого везет». – «Так, кумушка, так!»

«Давай, кума­нек, построим себе хатки». – «Давай, кумушка!» – «Я себе построю лубя­ную, а ты себе ледя­ную». При­ня­лись за работу, сде­лали себе хатки: лисичке – лубя­ную, а волку – ледя­ную, и живут в них. При­шла весна, вол­чья хатка и рас­та­яла. «А, кумушка! – гово­рит волк. – Ты меня опять обма­нула, надо тебя за это съесть». – «Пой­дем, кума­нек, еще поко­на­емся, кому-то кого доста­нется есть». Вот лисичка-сест­ричка при­вела его в лес к глу­бо­кой яме и гово­рит: «Пры­гай! Если ты пере­прыг­нешь через яму – тебе меня есть, а не пере­прыг­нешь – мне тебя есть». Волк прыг­нул и попал в яму. «Ну, – гово­рит лисичка, – сиди же тут!» – и сама ушла.

Идет она, несет ска­лочку в лап­ках и про­сится к мужичку в избу: «Пусти лисичку-сест­ричку пере­но­че­вать». – «У нас и без тебя тесно». – «Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хво­стик под лавочку, ска­лочку под печку». Ее пустили. Она легла сама на лавочку, хво­стик под лавочку, ска­лочку под печку. Рано поутру лисичка встала, сожгла свою ска­лочку, а после спра­ши­вает: «Где же моя ска­лочка? Я за нее и гусочку не возьму!» Мужик – делать нечего – отдал ей за ска­лочку гусочку; взяла лисичка гусочку, идет и поет:

Ишла лисичка-сест­ричка по дорожке,
Несла ска­лочку;
За ска­лочку – гусочку!

Стук, стук, стук! – сту­чится она в избу к дру­гому мужику. «Кто там?» – «Я – лисичка-сест­ричка, пустите пере­но­че­вать». – «У нас и без тебя тесно». – «Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хво­стик под лавочку, гусочку под печку». Ее пустили. Она легла сама на лавочку, хво­стик под лавочку, гусочку под печку. Рано утром она вско­чила, схва­тила гусочку, ощи­пала ее, съела и гово­рит: «Где же моя гусочка? Я за нее индю­шечку не возьму!» Мужик – делать нечего – отдал ей за гусочку индю­шечку; взяла лисичка индю­шечку, идет и поет:

Читайте также:  Чем лечить гастрит народные методы

Ишла лисичка-сест­ричка по дорожке.
Несла ска­лочку;
За ска­лочку – гусочку,
За гусочку – индюшечку!

Стук, стук, стук! – сту­чится она в избу к тре­тьему мужику. «Кто там?» – «Я – лисичка-сест­ричка, пустите пере­но­че­вать». – «У нас и без тебя тесно». – «Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хво­стик под лавочку, индю­шечку под печку». Ее пустили. Вот она легла на лавочку, хво­стик под лавочку, индю­шечку под печку. Рано утром лисичка вско­чила, схва­тила индю­шечку, ощи­пала ее, съела и гово­рит: «Где же моя индю­шечка? Я за нее не возьму и неве­сточку!» Мужик – делать нечего – отдал ей за индю­шечку неве­сточку; лисичка поса­дила ее в мешок, идет и поет:

Ишла лисичка-сест­ричка по дорожке,
Несла ска­лочку;
За ска­лочку – гусочку,
За гусочку – индюшечку,
За индю­шечку – невесточку!

Стук, стук, стук! – сту­чится она в избу к чет­вер­тому мужику. «Кто там?» – «Я – лисичка-сест­ричка, пустите пере­но­че­вать». – «У нас и без тебя тесно». – «Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хво­стик под лавочку, а мешок под печку». Ее пустили. Она легла на лавочку, хво­стик под лавочку, а мешок под печку. Мужик поти­хоньку выпу­стил из мешка неве­сточку, а впи­хал туда собаку. Вот поутру лисичка-сест­ричка собра­лась в дорогу, взяла мешок, идет и гово­рит: «Неве­сточка, пой песни!», а собака как зары­чит. Лисичка испу­га­лась, как шварк­нет мешок с соба­кою да бежать.

Вот бежит лисичка и видит: на воро­тах сидит пету­шок. Она ему и гово­рит: «Пету­шок, пету­шок! Слезь сюда, я тебя испо­ве­даю: у тебя семь­де­сят жен, ты завсе­гда гре­шон». Петух слез; она хвать его и скушала.

Ехал лесом мужи­чок со снет­ками. Лисица накрала сне­точ­ков мужика, склала в кув­шин­чик, да и села под стог пообе­дать. Бежит голод­ный волк. «Кума, кума, что ты ешь?» – гово­рит он, уви­дав лису. «Сне­точки», – отве­чает она. «Дай-ка мне!» – «Сам налови». – «Да я не умею», – гово­рит волк. «А вот кув­шин, надень на хвост, да и пусти в про­рубь». Послу­шался волк, а лисица гово­рит про себя: «Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни, вол­чий хвост!»

Сама побе­жала в деревню, попа­лась в одной избе в квашню голо­вой и под­няла тре­вогу. Бежит лисица из деревни прямо на волка, а за лиси­цей народ. Волк от страху ну рваться, а хвост-от при­мерз; насилу полх­во­ста ото­рвал. Наго­няет волк лисицу в лесу, а та при­ки­ну­лась хво­рой. «Ах, кум! – гово­рит. – Всю голо­вушку избили, мочи нет идти». – «Так садись, кума, на меня», – гово­рит волк. Вот и едет лисица на волке, сама попе­вает: «Битый неби­того везет!» – «Что ты, кума, гово­ришь?» – спра­ши­вает волк. «Брежу, кума­нек!» – отве­чает лисица, а сама, воровка, допе­вает: «У битого гузка болит!»

Вот те сказка, а мне кринка масла.

Вот в одной деревне на задво­рье сто­яли зимой стога сена, и на один из них взо­бра­лась лисица; она про­мыс­лила где-то рыбки и кушала себе. Тут же слу­чи­лось про­хо­дить ночью волку. Он уви­дал лису и ска­зал ей: «Здо­рово, кумушка!» – «Здрав­ствуй, кума­нек», – отве­чала она. «Что ты ешь?» – «Рыбку». – «Да где ты взяла?» – «Нало­вила в пруде». – «Каким бы то спо­со­бом?» – «Коли хочешь, научу». – «Спа­сибо скажу». – «Ну, пойдем».

И повела кума к про­руби: «Вот садись и хвост опу­сти в воду, а рыбка и вспол­зет на него греться». Кум сел и хвост опу­стил в про­рубь, а кума вор­чит: «Ясни, ясни на небе! Мерзни, мерзни, вол­чий хвост!» – «Да что ты, кума, гово­ришь?» – «И, батько, скли­каю рыбку-то тебе». – «Ну, спасибо!»

Когда лиса уви­дела, что про­рубь замерзла, она ска­зала: «Побегу в деревню за медом». Побе­жала, и след ее про­стыл. А обма­ну­того волка с при­мерз­лым хво­стом уви­дали на пруде мужики и убили его. Я там был, мед пил, по усам текло, да в рот не кануло.

За лапо­ток – курочку,
за курочку – гусочку

Шла лиса по дорожке и нашла лапо­ток, при­шла к мужику и про­сится: «Хозяин, пусти меня ноче­вать». Он гово­рит: «Некуда, лисонька! Тесно!» – «Да много ли нужно мне места! Я сама на лавку, а хвост под лавку». Пустили ее ноче­вать; она и гово­рит: «Поло­жите мой лапо­ток к вашим куроч­кам». Поло­жили, а лисонька ночью встала и забро­сила свой лапоть. Поутру встают, она и спра­ши­вает свой лапоть, а хозя­ева гово­рят: «Лисонька, ведь он про­пал!» – «Ну, отдайте мне за него курочку».

Взяла курочку, при­хо­дит в дру­гой дом и про­сит, чтоб ее курочку поса­дили к хозяй­ским гусь­кам. Ночью лиса при­пря­тала курочку и полу­чила за нее утром гуська. При­хо­дит в новый дом, про­сится ноче­вать и гово­рит, чтоб ее гуська поса­дили к бараш­кам; опять схит­рила, взяла за гуська барашка и пошла еще в один дом. Оста­лась ноче­вать и про­сит поса­дить ее барашка к хозяй­ским быч­кам. Ночью лисонька украла и барашка, а поутру тре­бует, чтобы за него отдали ей бычка.

Всех – и курочку, и гуська, и барашка, и бычка – она пере­ду­шила, мясо при­пря­тала, а шкуру бычка набила соло­мой и поста­вила на дороге. Идет мед­ведь с вол­ком, а лиса гово­рит: «Подите, украдьте сани да поедемте кататься». Вот они украли и сани и хомут, впрягли бычка, сели все в сани; лиса стала пра­вить и кри­чит: «Шню, шню, бычок, соло­мен­ный бочок! Сани чужие, хомут не свой, пого­няй – не стой!» Бычок ней­дет. Она выпрыг­нула из саней и закри­чала: «Оста­вай­тесь, дураки!», а сама ушла. Мед­ведь с вол­ком обра­до­ва­лись добыче и ну рвать бычка; рвали-рвали, видят, что одна шкура да солома, пока­чали голо­вами и разо­шлись по домам.

Источник

Сборник русских народных сказок под редакцией афанасьева

В. Васнецов. Царевна у окна

Сказка – удивительное творение народа, она возвышает человека, развлекает его, дает веру в свои силы и в чудеса. С этим жанром литературы, пожалуй, самым популярным и любимым, мы знакомимся еще в детстве, поэтому в сознании многих людей сказки ассоциируются с чем-то простым, даже примитивным, понятным и маленькому ребенку. Однако это глубокое заблуждение. Народные сказки не так просты, как может показаться на первый взгляд. Это многогранный, глубокий пласт народного творчества, который несет в себе мудрость поколений, заключенную в лаконичную и необычайно образную форму.

Русская сказка – особенный жанр фольклора, в ней есть не только занимательный сюжет и волшебные герои, но и удивительная поэзия языка, открывающая читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений; она утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Читайте также:  Определение народного собрания в древней греции

Сказки относятся к народному творчеству, у них нет автора, но нам известны имена исследователей сказок, которые бережно собирали и записывали их. Одним из самых известных и выдающихся собирателей сказок был ученый-этнограф, историк и литературовед А. Н. Афанасьев. В 1855–1864 гг. он составил самый полный сборник сказок – «Народные русские сказки», куда вошло около 600 текстов, записанных в разных уголках России. Эта книга стала образцом сказочной литературы и источником вдохновения для многих русских писателей и поэтов.

Неоднородность сказок, обширный диапазон тем и сюжетов, многообразие мотивов, персонажей и способов разрешения конфликтов делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной. Однако есть общая черта, присущая всем сказкам, – сочетание вымысла и правды.

На сегодняшний день общепринята классификация сказок, в которой выделяются несколько групп: волшебные сказки, сказки о животных, социально-бытовые (или новеллистические) и докучные сказки. А. Н. Афанасьев еще выделял так называемые «заветные» сказки, известные своим эротическим содержанием и ненормативной лексикой.

В наш сборник мы включили сказки о животных и волшебные сказки – как самые распространенные, яркие и всеми любимые народные сказки.

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы и даже насекомые, они разговаривают друг с другом, ссорятся, мирятся и женятся. Однако в этих сказках почти нет чудес, их герои – вполне реальные обитатели лесов.

Человек издавна был частицей природы, постоянно борясь с нею, он в то же время искал у нее защиты, что отразилось в народном фольклоре. Изображая животных, народ придавал этим персонажам человеческие черты, в то же время сохраняя их реальные повадки и «образ жизни». Впоследствии во многие сказки о животных был привнесен басенный, притчевый смысл.

Сказок о животных сравнительно немного: они занимают десятую часть сказочного эпоса. Главные действующие лица: лиса, волк, медведь, заяц, коза, лошадь, ворон, петух. Наиболее часто встречающимися героями сказок о животных являются лиса и волк, которым присущи постоянные признаки: лиса хитра и коварна, а волк зол, жаден и глуп. У других персонажей-животных характеристики не так резко очерчены, они варьируются от сказки к сказке.

В животном эпосе нашла отражение человеческая жизнь со всеми ее страстями, равно как и реалистическое изображение человеческого, в частности, крестьянского быта. Большинство сказок о животных отличаются незатейливым сюжетом и лаконичностью, но при этом сами сюжеты необычайно разнообразны. Сказки о животных обязательно содержат мораль, которая, как правило, не высказывается прямо, а вытекает из содержания.

Основную часть русского фольклора составляют волшебные сказки – своеобразный вид приключенческой устной литературы. В этих сказках мы встречаемся с самыми невероятными выдумками, с одухотворением предметов и явлений окружающего мира. Эти черты свойственны сказкам всех народов мира. Их герои совершают удивительные подвиги, убивают чудовищ, достают живую и мертвую воду, освобождают из плена и спасают от смерти невинных; они наделены чудодейственными качествами: обращаются в зверей, гуляют по дну морскому, летают по воздуху. Из всех опасностей и испытаний они выходят победителями и всегда достигают того, что задумали. Фантастические, ни на кого не похожие герои волшебных сказок хорошо известны всем с детства: Баба-яга, Кощей, Змей Горыныч, Царевна-лягушка… А кто из нас иногда не мечтает иметь ковер-самолет, скатерть-самобранку или волшебное кольцо, исполняющее все желания!

В фантастической, волшебной форме русских сказок нашли отражение описания национального быта, психологии и народных обычаев, что придает сказкам дополнительную культурную ценность. А обилие метких сравнений, эпитетов, образных выражений, песенок и ритмических повторов заставляет читателя, забыв обо всем, с головой окунуться в волшебную действительность.

Сказки есть у всех народов мира. Нам показалось интересным сравнить сказочные сюжеты, которые встречаются в мировом фольклоре, проследить их национальные черты, отличия и сходства, особенности композиции. Опираясь на работы известных исследователей сказок и собственные наблюдения, мы включили в эту книгу комментарии к некоторым сказкам с так называемыми «бродячими» сюжетами.

Перед вами не просто сборник сказок, а самый настоящий сундук с самоцветами народной мудрости, красками и блеском которых можно любоваться бесконечно. Эти нетленные драгоценности на протяжении веков учат нас любить добро и ненавидеть зло, вдохновляют героизмом и стойкостью героев и могут служить настоящим утешением и развлечением в любой жизненной ситуации.

Птицы Сирины. Лубочная иллюстрация

Жил-был мужик; у него был кот, только такой шкодливый, что беда! Надоел он мужику. Вот мужик думал-думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понес в лес. Принес и бросил его в лесу: пускай пропадает! Кот ходил-ходил и набрел на избушку, в которой лесник жил; залез на чердак и полеживает себе, а захочет есть – пойдет по лесу птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало!

Вот однажды пошел кот гулять, а навстречу ему лиса, увидала кота и дивится:

– Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала.

Поклонилась коту и спрашивает:

– Скажись, добрый молодец, кто ты таков, каким случаем сюда зашел – и как тебя по имени величать?

А кот вскинул шерсть свою и говорит:

– Я из сибирских лесов прислан к вам бурмистром, а зовут меня Котофей Иванович.

– Ах, Котофей Иванович, – говорит лиса, – не знала про тебя, не ведала; ну, пойдем же ко мне в гости.

Кот пошел к лисице; она привела его в свою нору и стала потчевать разной дичинкою, а сама выспрашивает:

– Что, Котофей Иванович, женат ты али холост?

– Холост, – говорит кот.

– И я, лисица, – девица, возьми меня замуж.

Кот согласился, и начался у них пир да веселье.

На другой день отправилась лиса добывать припасов, чтоб было чем с молодым мужем жить; а кот остался дома.

Источник

Сборник русских народных сказок под редакцией афанасьева

Александр Николаевич Афанасьев

Жил-был именитый купец с купчихою. Всякого добра у них было много, а детей не было. Стали они Богу молиться, чтобы даровал им Господь дитя, – в молодых летах на радость, в старости на помощь и утешение, а по смерти на молитву о душах их. А сверх того стали они богоугодные дела творить: нищую братию кормить, милостыней оделять, и вдобавок надумали на пользу люда православного построить длинный мост через непроходимые топи-болота, которые окружали их город.

Много купец казны поиздержал, а мост построил. Как работы окончились, посылает он своего приказчика Фёдора:

– Поди-ка, сядь под мост и послушай, что будут люди про меня сказывать: будут ли благословлять меня или корить станут.

Фёдор пошёл, сел под мост и слушает. Рано утром шли по мосту три святых старца и говорят промеж себя:

– Чем наградить того доброго человека, который этот мост построил? Пусть у него народится сын и будет он возлюблен Богом: что ни скажет – то сбудется, о чём ни помолится – то и даст Господь!

Читайте также:  Праздник посвященный дню народного единства старший дошкольный возраст

Выслушал приказчик ту беседу таинственную и вернулся домой.

– Ну что, Фёдор, не слыхал ли чего? – спрашивает купец.

– Нет, ничего не слыхал.

В скором времени родился у молодой жены купеческой мальчик. Окрестили его и положили в люльку.

Позавидовал злой приказчик их счастью; и в глухую полночь, когда все в доме крепко спали, выкрал он младенца, отдал людям чужим и приказал выкормить.

Наутро хватились отец с матерью – нет их дитя любимого! Искали повсюду с плачем – не нашли. А приказчик-злодей на бедную мать напраслину выдумал: что-де он сам видел, как мать младенца в колодце утопила. Купец разгневался, взял свою жену и посадил в темницу.

Прошло несколько лет, ребёнок подрос, стал бегать и говорить. Фёдор-приказчик бросил купца, забрал отрока и поселился подальше от людей, на берегу моря, вдвоем с мальчиком. И какое желание ему на ум ни взбредёт, приказывает он мальчику:

– Попроси-де то-то и то-то, – и тотчас всё появляется.

Говорит он однажды:

– А ну, малый, проси у Бога, чтоб здесь новое царство стало, да чтобы от самого этого места до дворца государева повис через море синее хрустальный мост, и чтобы сама царская дочь за меня замуж вышла.

Мальчик помолился – и тотчас повис через всё море хрустальный мост и явился богатый, знатный город с палатами белокаменными, церквами златоглавыми и царскими теремами узорными.

На другой день, проснувшись, смотрит царь из окошечка, видит чудо чудное, диво дивное и спрашивает:

– Кто же этакое чудо сотворил? Кто город прекрасный выстроил?

Докладывают ему, что, мол, Фёдор-приказчик.

– Ну, коли он так премудр и хитёр, – сказал царь, – то отдам за него свою царевну замуж!

Скоро дело сладилось – обвенчали Фёдора с царевной, и стал он в новом городе царствовать, а мальчиком ещё больше помыкать стал: держит его у себя за работника, бьёт и ругает всячески. Малый отрок сухим хлебом питается да горькими слезами умывается, а иной раз и куска хлеба не имеет.

Вот как-то сидят Фёдор с женой за роскошной трапезой да промеж себя разговоры разговаривают, а мальчик в тёмный угол забился и горько-горько плачет.

Спрашивает царевна у своего мужа:

– Скажи, пожалуйста, откуда у тебя столь великое богатство взялось? Ведь был ты прежде простым приказчиком.

– И богатство моё и сила – всё от этого мальчика, которого я у купца украл.

– Жил я у богатого купца в приказчиках, и было ему обещано святыми старцами, что дарует ему Бог сына, не простого мальчика, а такого счастливого – что ни скажет, то и сбудется, чего ни пожелает, то и даст Господь. Вот как ребёнок народился, я его и выкрал, а чтоб про то не проведали, наговорил на жену купеческую, будто сама она своего ребёнка в колодце утопила.

Мальчик помолился – и тотчас повис через всё море хрустальный мост…

Как услышал мальчик про то злодейство неслыханное, то вышел из угла и говорит:

– По моему прошению, по Божьему изволению, превратись ты, злой завистник, в собаку!

В ту же минуту Фёдор превратился в собаку. Мальчик надел ему на шею железную цепь и повёл к своему отцу.

Приходит и говорит ему:

– Добрый человек! Дай мне горячих угольков.

– Да вот, надо пса покормить.

– Что ты, Бог с тобой! – отвечает купец. – Где это видано, чтоб собаки горячим угольём питались?

– А где это видано, чтоб мать могла извести чадо своё родимое? Узнай, милый батюшка: я твой сын, а вот этот пёс – твой старый приказчик Фёдор, что меня украл да на мать наклеветал.

Купец подробно про всё расспросил, освободил жену из темницы и покаялся перед нею, и переехали они в царство сказочное и прекрасное, которое по желанию купеческого сына явилось на взморье. Царская дочь к своему родному батюшке-царю вернулась, а Фёдор так до самой смерти и остался в обличье собачьем.

Марко Богатый и Василий Бессчастный

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатейший купец. И была у него дочь единственная, Анастасия Прекрасная, и было ей всего пять лет от роду. Купца звали Марко, по прозванию Богатый. Марко терпеть не мог нищих: только подойдут к окошку, тотчас велит слугам своим гнать их и травить собаками.

Однажды подошли к его окошку три старичка, убелённых сединами. Марко увидал их и велел спустить на них собак. Услыхала про то Анастасия Прекрасная и стала просить со слезами:

– Родимый мой батюшка! Хоть ради меня пусти их в скотную избу.

Отец согласился и велел пустить нищих в скотную избу.

Вот как все в доме заснули, Анастасия встала, пошла в ту избушку, залезла тихонько на полати и глядит на нищих. Пришло время утренней службы. Вдруг в углу избы свет засиял, сами собой иконы появились, а перед иконами свечи затеплились. Старички встали от сна, вынули из котомочек сверкающие облачения, надели и стали служить заутреню. Прилетает Ангел Божий:

– Господи, в одном селе у крестьянина сын родился. Какое ему повелишь наречь имя и каким велишь наделить его счастием?

Один из старцев отвечает:

– Имя ему нарицаю – Василий, прозвание – Бессчастный, а награждаю его богатством Марка Богатого, у которого Мы ночь провели.

Анастасия всё это слышала. Как рассвело, старички снарядились в дорогу и вышли из избы. Анастасия пришла к отцу и рассказала ему всё, что видела и слышала.

Испугался отец: вдруг да сбудется предсказание, и захотел убедиться сам, точно ли родился в том селе младенец. Велел запрячь карету и поехал в ту деревню. Приехал прямо к священнику и спрашивает:

– Родился ли у вас в такой-то день младенец?

– Родился, – говорит священник, – у самого бедного крестьянина. Я нарёк ему имя Василий и прозвал Бессчастным, да ещё и крестин не было, потому что к бедняку никто в кумовья не идёт.

Марко вызвался быть крёстным, матушку-попадью попросил быть кумою и велел приготовить богатое угощение. Принесли младенца, окрестили и пировали, утешаясь яствами сладкими. На другой день Марко Богатый призвал к себе бедняка-крестьянина, обласкал его и стал ему говорить:

– Куманёк! Ты человек бедный, воспитать сына тебе трудно будет. Отдай-ка его мне, я его выведу в люди, а тебе на жизнь дам много денег, так что вся твоя семья в довольстве жить будет.

Старик подумал-подумал и согласился. Марко наградил кума, взял ребёнка, укутал его в лисьи шубы, положил в карету и поехал. Дело было зимою. Проехав несколько вёрст, Марко Богатый приказал остановиться, отдал крестника своему приказчику и повелел ему:

– Возьми его за ноги и брось в глубокий овраг!

Приказчик взял и бросил младенца в крутой овраг, а Марко сказал:

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector