Русская старина
(сайт сказок)
Народные русские сказки
(сборник А.Н. Афанасьева)
Том I
1. Лисичка-сестричка и волк (читать)
2. За лапоток – курочку, за курочку – гусочку (читать)
4. Лиса, заяц и петух (читать)
7. Старик лезет на небо (читать)
10. Мужик, медведь и лиса (читать)
11. Старая хлеб-соль забывается (читать)
12. Овца, лиса и волк (читать)
17. Снегурушка и лиса (читать)
20. Кот, петух и лиса (читать)
22. Напуганные медведь и волки (читать)
23. Медведь, лиса, слепень и мужик (читать)
29. Медведь, собака и кошка (читать)
31. Сказка о козе лупленой (читать)
32. Сказка про одного однобокого барана (читать)
34. Медведь и петух (читать)
39. Журавль и цапля (читать)
44. Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове (читать)
45. Байка о щуке зубастой (читать)
48. Пузырь, соломинка и лапоть (читать)
51. Мороз, Солнце и Ветер (читать)
52. Солнце, Месяц и Ворон Воронович (читать)
53. Ведьма и Солнцева сестра (читать)
57. Дочь и падчерица (читать)
58. Кобиляча голова (читать)
62. Василиса Прекрасная (читать)
63. Баба-яга и Заморышек (читать)
64. Баба-яга и жихарь (читать)
65. Ивашко и ведьма (читать)
68. Князь Данила-Говорила (читать)
69. Правда и Кривда (читать)
70. Королевич и его дядька (читать)
71. Иван-царевич и Марфа-царевна (читать)
72. Масенжны дзядок (читать)
73. Купеческая дочь и служанка (читать)
74. Три царства – медное, серебряное и золотое (читать)
79. Буря-богатырь Иван коровий сын (читать)
81. Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст, усы на семь верст (читать)
82. Иван Сученко и Белый Полянин (читать)
83. Зорька. Вечорка и Полуночка (читать)
84. Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня-богатыри (читать)
85. Надзей папов унук (читать)
86. Летучий корабль (читать)
88. Никита Кожемяка (читать)
92. Иванко Медведко (читать)
93. Солдат избавляет царевну (читать)
94. Беглый солдат и черт (читать)
95. Два Ивана солдатских сына (читать)
96. Кощей Бессмертный (читать)
98. Федор Тугарин и Анастасия Прекрасная (читать)
99. Иван-царевич и Белый Полянин (читать)
100. Хрустальная гора (читать)
101. Бухтан Бухтанович (читать)
102. Козьма Скоробогатый (читать)
104. По щучьему веленью (читать)
105. Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке (читать)
106. Жар-птица и Василиса-царевна (читать)
107. Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде (читать)
1. Почему нашим детям лучше читать русские народные сказки? Какой вклад вносят сказки в воспитание малыша? – Ответы на эти вопросы вы найдёте тут. (читать)
Источник
Народные русские сказки — Сост.: Афанасьев А.Н.
Лисичка-сестричка и волк
Жил себе дед да баба. Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мертвая. «Вот будет подарок жене», – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди. А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросала всю рыбу, и сама ушла.
«Ну, старуха, – говорит дед, – какой воротник привез я тебе на шубу». – «Где?» – «Там, на возу, – и рыба и воротник». Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, и начала ругать мужа: «Ах ты, старый хрен! Такой-сякой! Ты еще вздумал обманывать!» Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая; погоревал, погоревал, да делать-то нечего.
А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. Навстречу ей идет волк: «Здравствуй, кумушка!» – «Здравствуй, куманек!» – «Дай мне рыбки!» – «Налови сам, да и ешь». – «Я не умею». – «Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь».
Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было. «Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» – думает он. Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить волка – кто коромыслом, кто ведром, чем кто попало. Волк прыгал-прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать. «Хорошо же, – думает, – уж я тебе отплачу, кумушка!»
А лисичка-сестричка, покушамши рыбки, захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть; забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу: «Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!» – «Эх, куманек, – говорит лисичка-сестричка, – у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь». – «И то правда, – говорит волк, – где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу». Лисичка села ему на спину, он ее и понес. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: «Битый небитого везет, битый небитого везет». – «Что ты, кумушка, говоришь?» – «Я, куманек, говорю: битый битого везет». – «Так, кумушка, так!»
«Давай, куманек, построим себе хатки». – «Давай, кумушка!» – «Я себе построю лубяную, а ты себе ледяную». Принялись за работу, сделали себе хатки: лисичке – лубяную, а волку – ледяную, и живут в них. Пришла весна, волчья хатка и растаяла. «А, кумушка! – говорит волк. – Ты меня опять обманула, надо тебя за это съесть». – «Пойдем, куманек, еще поконаемся, кому-то кого достанется есть». Вот лисичка-сестричка привела его в лес к глубокой яме и говорит: «Прыгай! Если ты перепрыгнешь через яму – тебе меня есть, а не перепрыгнешь – мне тебя есть». Волк прыгнул и попал в яму. «Ну, – говорит лисичка, – сиди же тут!» – и сама ушла.
Идет она, несет скалочку в лапках и просится к мужичку в избу: «Пусти лисичку-сестричку переночевать». – «У нас и без тебя тесно». – «Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку». Ее пустили. Она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. Рано поутру лисичка встала, сожгла свою скалочку, а после спрашивает: «Где же моя скалочка? Я за нее и гусочку не возьму!» Мужик – делать нечего – отдал ей за скалочку гусочку; взяла лисичка гусочку, идет и поет:
Ишла лисичка-сестричка по дорожке,
Несла скалочку;
За скалочку – гусочку!
Стук, стук, стук! – стучится она в избу к другому мужику. «Кто там?» – «Я – лисичка-сестричка, пустите переночевать». – «У нас и без тебя тесно». – «Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хвостик под лавочку, гусочку под печку». Ее пустили. Она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, гусочку под печку. Рано утром она вскочила, схватила гусочку, ощипала ее, съела и говорит: «Где же моя гусочка? Я за нее индюшечку не возьму!» Мужик – делать нечего – отдал ей за гусочку индюшечку; взяла лисичка индюшечку, идет и поет:
Ишла лисичка-сестричка по дорожке.
Несла скалочку;
За скалочку – гусочку,
За гусочку – индюшечку!
Стук, стук, стук! – стучится она в избу к третьему мужику. «Кто там?» – «Я – лисичка-сестричка, пустите переночевать». – «У нас и без тебя тесно». – «Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хвостик под лавочку, индюшечку под печку». Ее пустили. Вот она легла на лавочку, хвостик под лавочку, индюшечку под печку. Рано утром лисичка вскочила, схватила индюшечку, ощипала ее, съела и говорит: «Где же моя индюшечка? Я за нее не возьму и невесточку!» Мужик – делать нечего – отдал ей за индюшечку невесточку; лисичка посадила ее в мешок, идет и поет:
Ишла лисичка-сестричка по дорожке,
Несла скалочку;
За скалочку – гусочку,
За гусочку – индюшечку,
За индюшечку – невесточку!
Стук, стук, стук! – стучится она в избу к четвертому мужику. «Кто там?» – «Я – лисичка-сестричка, пустите переночевать». – «У нас и без тебя тесно». – «Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хвостик под лавочку, а мешок под печку». Ее пустили. Она легла на лавочку, хвостик под лавочку, а мешок под печку. Мужик потихоньку выпустил из мешка невесточку, а впихал туда собаку. Вот поутру лисичка-сестричка собралась в дорогу, взяла мешок, идет и говорит: «Невесточка, пой песни!», а собака как зарычит. Лисичка испугалась, как шваркнет мешок с собакою да бежать.
Вот бежит лисичка и видит: на воротах сидит петушок. Она ему и говорит: «Петушок, петушок! Слезь сюда, я тебя исповедаю: у тебя семьдесят жен, ты завсегда грешон». Петух слез; она хвать его и скушала.
Ехал лесом мужичок со снетками. Лисица накрала снеточков мужика, склала в кувшинчик, да и села под стог пообедать. Бежит голодный волк. «Кума, кума, что ты ешь?» – говорит он, увидав лису. «Снеточки», – отвечает она. «Дай-ка мне!» – «Сам налови». – «Да я не умею», – говорит волк. «А вот кувшин, надень на хвост, да и пусти в прорубь». Послушался волк, а лисица говорит про себя: «Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни, волчий хвост!»
Сама побежала в деревню, попалась в одной избе в квашню головой и подняла тревогу. Бежит лисица из деревни прямо на волка, а за лисицей народ. Волк от страху ну рваться, а хвост-от примерз; насилу полхвоста оторвал. Нагоняет волк лисицу в лесу, а та прикинулась хворой. «Ах, кум! – говорит. – Всю головушку избили, мочи нет идти». – «Так садись, кума, на меня», – говорит волк. Вот и едет лисица на волке, сама попевает: «Битый небитого везет!» – «Что ты, кума, говоришь?» – спрашивает волк. «Брежу, куманек!» – отвечает лисица, а сама, воровка, допевает: «У битого гузка болит!»
Вот те сказка, а мне кринка масла.
Вот в одной деревне на задворье стояли зимой стога сена, и на один из них взобралась лисица; она промыслила где-то рыбки и кушала себе. Тут же случилось проходить ночью волку. Он увидал лису и сказал ей: «Здорово, кумушка!» – «Здравствуй, куманек», – отвечала она. «Что ты ешь?» – «Рыбку». – «Да где ты взяла?» – «Наловила в пруде». – «Каким бы то способом?» – «Коли хочешь, научу». – «Спасибо скажу». – «Ну, пойдем».
И повела кума к проруби: «Вот садись и хвост опусти в воду, а рыбка и всползет на него греться». Кум сел и хвост опустил в прорубь, а кума ворчит: «Ясни, ясни на небе! Мерзни, мерзни, волчий хвост!» – «Да что ты, кума, говоришь?» – «И, батько, скликаю рыбку-то тебе». – «Ну, спасибо!»
Когда лиса увидела, что прорубь замерзла, она сказала: «Побегу в деревню за медом». Побежала, и след ее простыл. А обманутого волка с примерзлым хвостом увидали на пруде мужики и убили его. Я там был, мед пил, по усам текло, да в рот не кануло.
За лапоток – курочку,
за курочку – гусочку
Шла лиса по дорожке и нашла лапоток, пришла к мужику и просится: «Хозяин, пусти меня ночевать». Он говорит: «Некуда, лисонька! Тесно!» – «Да много ли нужно мне места! Я сама на лавку, а хвост под лавку». Пустили ее ночевать; она и говорит: «Положите мой лапоток к вашим курочкам». Положили, а лисонька ночью встала и забросила свой лапоть. Поутру встают, она и спрашивает свой лапоть, а хозяева говорят: «Лисонька, ведь он пропал!» – «Ну, отдайте мне за него курочку».
Взяла курочку, приходит в другой дом и просит, чтоб ее курочку посадили к хозяйским гуськам. Ночью лиса припрятала курочку и получила за нее утром гуська. Приходит в новый дом, просится ночевать и говорит, чтоб ее гуська посадили к барашкам; опять схитрила, взяла за гуська барашка и пошла еще в один дом. Осталась ночевать и просит посадить ее барашка к хозяйским бычкам. Ночью лисонька украла и барашка, а поутру требует, чтобы за него отдали ей бычка.
Всех – и курочку, и гуська, и барашка, и бычка – она передушила, мясо припрятала, а шкуру бычка набила соломой и поставила на дороге. Идет медведь с волком, а лиса говорит: «Подите, украдьте сани да поедемте кататься». Вот они украли и сани и хомут, впрягли бычка, сели все в сани; лиса стала править и кричит: «Шню, шню, бычок, соломенный бочок! Сани чужие, хомут не свой, погоняй – не стой!» Бычок нейдет. Она выпрыгнула из саней и закричала: «Оставайтесь, дураки!», а сама ушла. Медведь с волком обрадовались добыче и ну рвать бычка; рвали-рвали, видят, что одна шкура да солома, покачали головами и разошлись по домам.
Источник
Сборник русских народных сказок под редакцией афанасьева
В. Васнецов. Царевна у окна
Сказка – удивительное творение народа, она возвышает человека, развлекает его, дает веру в свои силы и в чудеса. С этим жанром литературы, пожалуй, самым популярным и любимым, мы знакомимся еще в детстве, поэтому в сознании многих людей сказки ассоциируются с чем-то простым, даже примитивным, понятным и маленькому ребенку. Однако это глубокое заблуждение. Народные сказки не так просты, как может показаться на первый взгляд. Это многогранный, глубокий пласт народного творчества, который несет в себе мудрость поколений, заключенную в лаконичную и необычайно образную форму.
Русская сказка – особенный жанр фольклора, в ней есть не только занимательный сюжет и волшебные герои, но и удивительная поэзия языка, открывающая читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений; она утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Сказки относятся к народному творчеству, у них нет автора, но нам известны имена исследователей сказок, которые бережно собирали и записывали их. Одним из самых известных и выдающихся собирателей сказок был ученый-этнограф, историк и литературовед А. Н. Афанасьев. В 1855–1864 гг. он составил самый полный сборник сказок – «Народные русские сказки», куда вошло около 600 текстов, записанных в разных уголках России. Эта книга стала образцом сказочной литературы и источником вдохновения для многих русских писателей и поэтов.
Неоднородность сказок, обширный диапазон тем и сюжетов, многообразие мотивов, персонажей и способов разрешения конфликтов делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной. Однако есть общая черта, присущая всем сказкам, – сочетание вымысла и правды.
На сегодняшний день общепринята классификация сказок, в которой выделяются несколько групп: волшебные сказки, сказки о животных, социально-бытовые (или новеллистические) и докучные сказки. А. Н. Афанасьев еще выделял так называемые «заветные» сказки, известные своим эротическим содержанием и ненормативной лексикой.
В наш сборник мы включили сказки о животных и волшебные сказки – как самые распространенные, яркие и всеми любимые народные сказки.
В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы и даже насекомые, они разговаривают друг с другом, ссорятся, мирятся и женятся. Однако в этих сказках почти нет чудес, их герои – вполне реальные обитатели лесов.
Человек издавна был частицей природы, постоянно борясь с нею, он в то же время искал у нее защиты, что отразилось в народном фольклоре. Изображая животных, народ придавал этим персонажам человеческие черты, в то же время сохраняя их реальные повадки и «образ жизни». Впоследствии во многие сказки о животных был привнесен басенный, притчевый смысл.
Сказок о животных сравнительно немного: они занимают десятую часть сказочного эпоса. Главные действующие лица: лиса, волк, медведь, заяц, коза, лошадь, ворон, петух. Наиболее часто встречающимися героями сказок о животных являются лиса и волк, которым присущи постоянные признаки: лиса хитра и коварна, а волк зол, жаден и глуп. У других персонажей-животных характеристики не так резко очерчены, они варьируются от сказки к сказке.
В животном эпосе нашла отражение человеческая жизнь со всеми ее страстями, равно как и реалистическое изображение человеческого, в частности, крестьянского быта. Большинство сказок о животных отличаются незатейливым сюжетом и лаконичностью, но при этом сами сюжеты необычайно разнообразны. Сказки о животных обязательно содержат мораль, которая, как правило, не высказывается прямо, а вытекает из содержания.
Основную часть русского фольклора составляют волшебные сказки – своеобразный вид приключенческой устной литературы. В этих сказках мы встречаемся с самыми невероятными выдумками, с одухотворением предметов и явлений окружающего мира. Эти черты свойственны сказкам всех народов мира. Их герои совершают удивительные подвиги, убивают чудовищ, достают живую и мертвую воду, освобождают из плена и спасают от смерти невинных; они наделены чудодейственными качествами: обращаются в зверей, гуляют по дну морскому, летают по воздуху. Из всех опасностей и испытаний они выходят победителями и всегда достигают того, что задумали. Фантастические, ни на кого не похожие герои волшебных сказок хорошо известны всем с детства: Баба-яга, Кощей, Змей Горыныч, Царевна-лягушка… А кто из нас иногда не мечтает иметь ковер-самолет, скатерть-самобранку или волшебное кольцо, исполняющее все желания!
В фантастической, волшебной форме русских сказок нашли отражение описания национального быта, психологии и народных обычаев, что придает сказкам дополнительную культурную ценность. А обилие метких сравнений, эпитетов, образных выражений, песенок и ритмических повторов заставляет читателя, забыв обо всем, с головой окунуться в волшебную действительность.
Сказки есть у всех народов мира. Нам показалось интересным сравнить сказочные сюжеты, которые встречаются в мировом фольклоре, проследить их национальные черты, отличия и сходства, особенности композиции. Опираясь на работы известных исследователей сказок и собственные наблюдения, мы включили в эту книгу комментарии к некоторым сказкам с так называемыми «бродячими» сюжетами.
Перед вами не просто сборник сказок, а самый настоящий сундук с самоцветами народной мудрости, красками и блеском которых можно любоваться бесконечно. Эти нетленные драгоценности на протяжении веков учат нас любить добро и ненавидеть зло, вдохновляют героизмом и стойкостью героев и могут служить настоящим утешением и развлечением в любой жизненной ситуации.
Птицы Сирины. Лубочная иллюстрация
Жил-был мужик; у него был кот, только такой шкодливый, что беда! Надоел он мужику. Вот мужик думал-думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понес в лес. Принес и бросил его в лесу: пускай пропадает! Кот ходил-ходил и набрел на избушку, в которой лесник жил; залез на чердак и полеживает себе, а захочет есть – пойдет по лесу птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало!
Вот однажды пошел кот гулять, а навстречу ему лиса, увидала кота и дивится:
– Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала.
Поклонилась коту и спрашивает:
– Скажись, добрый молодец, кто ты таков, каким случаем сюда зашел – и как тебя по имени величать?
А кот вскинул шерсть свою и говорит:
– Я из сибирских лесов прислан к вам бурмистром, а зовут меня Котофей Иванович.
– Ах, Котофей Иванович, – говорит лиса, – не знала про тебя, не ведала; ну, пойдем же ко мне в гости.
Кот пошел к лисице; она привела его в свою нору и стала потчевать разной дичинкою, а сама выспрашивает:
– Что, Котофей Иванович, женат ты али холост?
– Холост, – говорит кот.
– И я, лисица, – девица, возьми меня замуж.
Кот согласился, и начался у них пир да веселье.
На другой день отправилась лиса добывать припасов, чтоб было чем с молодым мужем жить; а кот остался дома.
Источник
Сборник русских народных сказок под редакцией афанасьева
Александр Николаевич Афанасьев
Жил-был именитый купец с купчихою. Всякого добра у них было много, а детей не было. Стали они Богу молиться, чтобы даровал им Господь дитя, – в молодых летах на радость, в старости на помощь и утешение, а по смерти на молитву о душах их. А сверх того стали они богоугодные дела творить: нищую братию кормить, милостыней оделять, и вдобавок надумали на пользу люда православного построить длинный мост через непроходимые топи-болота, которые окружали их город.
Много купец казны поиздержал, а мост построил. Как работы окончились, посылает он своего приказчика Фёдора:
– Поди-ка, сядь под мост и послушай, что будут люди про меня сказывать: будут ли благословлять меня или корить станут.
Фёдор пошёл, сел под мост и слушает. Рано утром шли по мосту три святых старца и говорят промеж себя:
– Чем наградить того доброго человека, который этот мост построил? Пусть у него народится сын и будет он возлюблен Богом: что ни скажет – то сбудется, о чём ни помолится – то и даст Господь!
Выслушал приказчик ту беседу таинственную и вернулся домой.
– Ну что, Фёдор, не слыхал ли чего? – спрашивает купец.
– Нет, ничего не слыхал.
В скором времени родился у молодой жены купеческой мальчик. Окрестили его и положили в люльку.
Позавидовал злой приказчик их счастью; и в глухую полночь, когда все в доме крепко спали, выкрал он младенца, отдал людям чужим и приказал выкормить.
Наутро хватились отец с матерью – нет их дитя любимого! Искали повсюду с плачем – не нашли. А приказчик-злодей на бедную мать напраслину выдумал: что-де он сам видел, как мать младенца в колодце утопила. Купец разгневался, взял свою жену и посадил в темницу.
Прошло несколько лет, ребёнок подрос, стал бегать и говорить. Фёдор-приказчик бросил купца, забрал отрока и поселился подальше от людей, на берегу моря, вдвоем с мальчиком. И какое желание ему на ум ни взбредёт, приказывает он мальчику:
– Попроси-де то-то и то-то, – и тотчас всё появляется.
Говорит он однажды:
– А ну, малый, проси у Бога, чтоб здесь новое царство стало, да чтобы от самого этого места до дворца государева повис через море синее хрустальный мост, и чтобы сама царская дочь за меня замуж вышла.
Мальчик помолился – и тотчас повис через всё море хрустальный мост и явился богатый, знатный город с палатами белокаменными, церквами златоглавыми и царскими теремами узорными.
На другой день, проснувшись, смотрит царь из окошечка, видит чудо чудное, диво дивное и спрашивает:
– Кто же этакое чудо сотворил? Кто город прекрасный выстроил?
Докладывают ему, что, мол, Фёдор-приказчик.
– Ну, коли он так премудр и хитёр, – сказал царь, – то отдам за него свою царевну замуж!
Скоро дело сладилось – обвенчали Фёдора с царевной, и стал он в новом городе царствовать, а мальчиком ещё больше помыкать стал: держит его у себя за работника, бьёт и ругает всячески. Малый отрок сухим хлебом питается да горькими слезами умывается, а иной раз и куска хлеба не имеет.
Вот как-то сидят Фёдор с женой за роскошной трапезой да промеж себя разговоры разговаривают, а мальчик в тёмный угол забился и горько-горько плачет.
Спрашивает царевна у своего мужа:
– Скажи, пожалуйста, откуда у тебя столь великое богатство взялось? Ведь был ты прежде простым приказчиком.
– И богатство моё и сила – всё от этого мальчика, которого я у купца украл.
– Жил я у богатого купца в приказчиках, и было ему обещано святыми старцами, что дарует ему Бог сына, не простого мальчика, а такого счастливого – что ни скажет, то и сбудется, чего ни пожелает, то и даст Господь. Вот как ребёнок народился, я его и выкрал, а чтоб про то не проведали, наговорил на жену купеческую, будто сама она своего ребёнка в колодце утопила.
Мальчик помолился – и тотчас повис через всё море хрустальный мост…
Как услышал мальчик про то злодейство неслыханное, то вышел из угла и говорит:
– По моему прошению, по Божьему изволению, превратись ты, злой завистник, в собаку!
В ту же минуту Фёдор превратился в собаку. Мальчик надел ему на шею железную цепь и повёл к своему отцу.
Приходит и говорит ему:
– Добрый человек! Дай мне горячих угольков.
– Да вот, надо пса покормить.
– Что ты, Бог с тобой! – отвечает купец. – Где это видано, чтоб собаки горячим угольём питались?
– А где это видано, чтоб мать могла извести чадо своё родимое? Узнай, милый батюшка: я твой сын, а вот этот пёс – твой старый приказчик Фёдор, что меня украл да на мать наклеветал.
Купец подробно про всё расспросил, освободил жену из темницы и покаялся перед нею, и переехали они в царство сказочное и прекрасное, которое по желанию купеческого сына явилось на взморье. Царская дочь к своему родному батюшке-царю вернулась, а Фёдор так до самой смерти и остался в обличье собачьем.
Марко Богатый и Василий Бессчастный
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатейший купец. И была у него дочь единственная, Анастасия Прекрасная, и было ей всего пять лет от роду. Купца звали Марко, по прозванию Богатый. Марко терпеть не мог нищих: только подойдут к окошку, тотчас велит слугам своим гнать их и травить собаками.
Однажды подошли к его окошку три старичка, убелённых сединами. Марко увидал их и велел спустить на них собак. Услыхала про то Анастасия Прекрасная и стала просить со слезами:
– Родимый мой батюшка! Хоть ради меня пусти их в скотную избу.
Отец согласился и велел пустить нищих в скотную избу.
Вот как все в доме заснули, Анастасия встала, пошла в ту избушку, залезла тихонько на полати и глядит на нищих. Пришло время утренней службы. Вдруг в углу избы свет засиял, сами собой иконы появились, а перед иконами свечи затеплились. Старички встали от сна, вынули из котомочек сверкающие облачения, надели и стали служить заутреню. Прилетает Ангел Божий:
– Господи, в одном селе у крестьянина сын родился. Какое ему повелишь наречь имя и каким велишь наделить его счастием?
Один из старцев отвечает:
– Имя ему нарицаю – Василий, прозвание – Бессчастный, а награждаю его богатством Марка Богатого, у которого Мы ночь провели.
Анастасия всё это слышала. Как рассвело, старички снарядились в дорогу и вышли из избы. Анастасия пришла к отцу и рассказала ему всё, что видела и слышала.
Испугался отец: вдруг да сбудется предсказание, и захотел убедиться сам, точно ли родился в том селе младенец. Велел запрячь карету и поехал в ту деревню. Приехал прямо к священнику и спрашивает:
– Родился ли у вас в такой-то день младенец?
– Родился, – говорит священник, – у самого бедного крестьянина. Я нарёк ему имя Василий и прозвал Бессчастным, да ещё и крестин не было, потому что к бедняку никто в кумовья не идёт.
Марко вызвался быть крёстным, матушку-попадью попросил быть кумою и велел приготовить богатое угощение. Принесли младенца, окрестили и пировали, утешаясь яствами сладкими. На другой день Марко Богатый призвал к себе бедняка-крестьянина, обласкал его и стал ему говорить:
– Куманёк! Ты человек бедный, воспитать сына тебе трудно будет. Отдай-ка его мне, я его выведу в люди, а тебе на жизнь дам много денег, так что вся твоя семья в довольстве жить будет.
Старик подумал-подумал и согласился. Марко наградил кума, взял ребёнка, укутал его в лисьи шубы, положил в карету и поехал. Дело было зимою. Проехав несколько вёрст, Марко Богатый приказал остановиться, отдал крестника своему приказчику и повелел ему:
– Возьми его за ноги и брось в глубокий овраг!
Приказчик взял и бросил младенца в крутой овраг, а Марко сказал:
Источник