Считалка относится к устному народному творчеству

Народные считалки

Русские народные считалки для детей.

Русские считалки относятся к одному из видов устного народного творчества. Они появились далеко в древности. В то далекое время повседневная работа в основном несла опасность жизни не только ребенка, но даже взрослого.

Добровольцев выполнять такую работу просто не было. И на помощь пришли считалки. Оказывается, в древности на выполнение опасной работы выбирали посредством русских народных считалок.

С течением времени жизнь людей естественным образом менялась. Многие переставали испытывать страх перед окружающим миром и природой. В то время веселыми считалками во время игр стали пользоваться дети.

Как сегодня используются считалочки?

На сегодняшний день детские считалки используются в играх для распределения ролей. Делается это весело и, как правило, никто из ребят не обижается. Основным назначением считалки является установление очередности в играх. Она помогает определить кому начать водить в игре.

Считалки способствуют развитию памяти и формированию ритма. Взрослые, которые разучивают со своим ребенком различные считалочки, также улучшают возможности своей памяти. Одновременно с ребенком тренируя чувство ритма.

Очень часто считалки придумываются в течение игрового процесса самими детьми. В этом дети отличаются своей безграничной фантазией и изобретательностью. На сегодняшний день детские считалки сочиняются профессиональными поэтами. Они разрабатывают правильную рифму и смысл в считалках. Тем не менее наше устное творчество сохранило много русских считалок, сочиненных еще нашими предками.

Зачем нужны считалки

Считалка в процессе игры произносится ведущим. Во время ее прочтения происходит указание на каждого из участников, а тот, на кого выпадают последние слова, тот считается водящим. Но это не единственный вариант выбора с помощью считалки.

Бывают считалки, которые в конце указывают не на воду, а на того, кто должен выйти из круга счета. И один за другим участники выходят, а последний оставшийся и начинает водить в игре.

Выучивание считалок наизусть помогает:

Благодаря детским народным считалкам дети получают всестороннее развитие. Коллективная детская игра стимулирует заучивание считалок. А когда происходит выбор ведущего в игре, дети приучают себя сами все делать честно. Зарождается уважение к коллективу, потому что соблюдаются правила.

Источник

Устное народное творчество. Считалки

Тема урока. Устное народное творчество. Считалки

Цель урока: содействовать расширению представлений учащихся о жанрах устного народного творчества на примере считалок, развивая умения определять виды считалок, самостоятельно их составлять; обогащая словарный запас учеников; воспитывая бережное отношение к творчеству народа и умение организовать начало игры.

Предметные результаты: научатся сравнивать между собой произведения одного фольклорного жанра; получать возможность научиться осваивать на практике малые фольклорные жанры (считалки) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации).

Метапредметные УУД:
Личностные УУД:
познавать основы для развития творческого воображения, проявлять положительное отношение к уроку литературного чтения;

Познавательные УУД: находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий;

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять и принять его точку зрения и т.д.).


Оборудование:
выставка книг, набор карточек

I . Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Поднялось над лесом солнце
И в дорогу нас зовёт.
С Мишей, Машей за околицу
На чудесный огород.

Откройте учебник на с. 4-5 и внимательно посмотрите на рисунок.

Отгадайте ребусы и назовите первый звук в каждом слове.

Какое слово получилось? (считалка)

II . Подготовка к активной познавательной деятельности

Найдите на карте путешествия ромашки.

Что они просят нас выполнить?

Маша и Миша выбрали считалку и посчитались. Посчитайтесь и вы со своим соседом по парте. Пусть сначала ведущим будет один из вас, а потом другой.

Определите, какой у нас сегодня урок: повторения уже изученного или открытия новых знаний?

Какие цели у нас на уроке?

Мы сегодня на уроке должны раскрыть секреты и разгадать тайны считалок.

IV . Установка познавательной задачи

Что ещё мы можем отнести к этому жанру?

Посмотрите на выставку книг. Оказывается это не только песни и сказки, это и скороговорки, потешки, загадки и т.д.

У вас на партах карточки с текстами считалок, которые нам и помогут в нашем нелёгком труде

Что тебе ночами снится?

Мне болотные опушки,

Их ловить, не изловить.

Вот и все, тебе водить!

Что помогают сделать эти считалки? (определяют водящего)

Как определяется водящий? (тот, кто вышел первым)

2. Заумные считалки

Почему нельзя считать вслух?

Вот как много интересного рассказали нам первый взгляд непонятные считалки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Выходи из круга вон!

Мы с вами раскрыли тайны считалок. А сейчас попробуем раскрыть секрет считалок.

Ребята, а можно вот так произнести считалку?

Шел/ баран/ по крутым/ горам/,
Вырвал/ травку/.
Положил на лавку,
Кто ее возьмет,

Тот/ и вон/ пойдет

Значит так нельзя считать, потому что на одного человека пришлось несколько слов, я произносила их медленно. А как надо считать?

Прочитайте считалки у ромашки «про себя», потом хором.

в) Чтение авторской статьи и работа по иллюстрации (с.13)
Осуществление поиска и выделения необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями)

Читайте также:  Сравнить массовую народную и элитарную

г) Счёт животных с помощью считалок в учебнике по иллюстрации

Посчитайте животных, которые притаились за деревьями от охотников?

Которым по счёту будет олень, если считать слева направо, справа налево?

2. Самостоятельная работа в тетради (с.8 № 3)

3. Творческая работа в парах

Мы с вами познакомились со считалками, много их прочитали. Узнали секреты считалок. Как вы думаете, легко ли сочинять считалки? Попробуйте придумать считалки: «Раз, два, три, четыре, пять. «

Источник

Устное народное творчество — источник вековой мудрости

Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – современным, творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.

Жанров в словесном народном творчестве большое множество. Это мифы и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни… Перечислять их можно бесконечно. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.

Веками творения людей складывались в целые словесные формы, впоследствии образующие рифмы («стихи»). Благодаря этому приему произведения легче было передавать и запоминать. Таким образом, появлялись обрядовые, хороводные, плясовые, колыбельные песни.

Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.

Жанры фольклора

Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.

Пословицы и поговорки

Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.

Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.

Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.

Пример русских пословиц:

«Береженого Бог бережет»

«Мал золотник, да дорог»

«Копейка рубль бережет»

Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.

Пример русских поговорок:

«Остаться с носом» (быть обманутым)

«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

«Когда рак на горе свистнет» (никогда)

Приметы

Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.

Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.

Некоторые примеры погодных примет:

Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Воробьи купаются в песке — к дождю.

Так же до наших дней дошло много старых примет связанных с домом и бытом. Самой распространенной является: «Соль просыпать — слезы проливать». Считается, что эта примета появилась в середине XVII века, во времена бунтов и восстаний на Руси. Тогда соль в буквальном смысле была на вес золота. Отсюда и появилось такое значение — просыпать столь дорогую «приправу» как соль, неизбежно приведет к ссоре в доме.

Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:

«Дома свистишь — деньги проглядишь»

«Одежда наизнанку — к перебранке»

«На себе шьешь — память зашьешь»

Поверье

В поверьях отражено стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, осмыслить свое место в природе, в окружении разнообразных животных и растений.

Сказки

С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. Это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.

Впрочем некоторые жанры словесного искусства со временем «отмирают», и человечество постепенно забывает о них. Данный процесс является естественным явлением, он не свидетельствует об упадке народного искусства. Наоборот, процесс «отмирания» является признаком того, что из-за изменения условий человеческого бытования происходит развитие художественного коллективного творчества народа, вследствие чего, появляются новые жанры и исчезают старые.

Былины

К таким жанрам можно отнести былины (или как их еще называли – старины — русские героико-патриотические песни-сказания, основным сюжетом которых, являлись важные исторические события или героические подвиги богатырей и дев-воительниц). Этот жанр возник еще в Древней Руси, просуществовал вплоть до средних веков и постепенно стал забываться к XIX веку.

Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.

Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.

Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:

«Рано затает — долго не растает»

«Март и снегом сеет, и солнцем греет»

Читайте также:  Удаление сорняков народными средствами

Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.

Семейный фольклор

Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.

Название «Семейные рассказы» говорит само за себя, и существует этот жанр словесного искусства с незапамятных времен – возможно столько, сколько живет человек на этом свете. Примечателен тем, что формируется он довольно обособленно, как правило, в рамках семьи и близкого окружения.

Кроме того, этот жанр обладает своей особенностью, он может формировать «определенные выражения», понятные только членам семьи или людям, присутствующим во время события, которое повлекло за собой появление этой фразы. Так, например, в семье Толстых существовало такое выражение как «архитектор виноват».

Рождению этого выражения предшествовало событие: когда Илье Толстому было пять лет, на Новый год ему подарили обещанную чашку. Счастливый ребенок побежал, чтобы показать всем свой подарок. Перебегая через порог, споткнулся и упал. Чашка разбилась. Маленький Илья, оправдываясь, говорил, что он не виноват, а виноват архитектор, который сделал этот порожек. С тех пор в семье Льва Николаевича Толстого появилось свое выражение равноценное крылатому — «стрелочник виноват».

Колыбельные песни

Еще одним не менее интересным жанром в семейном фольклоре были колыбельные. В старые времена умение петь колыбельные песни считалось особым искусством. В процессе игры, матери обучали своих дочерей правильно «баюкать». Эта способность была необходима, для того, чтобы старшие девочки уже в шесть – семь лет могли присматривать за младшими. Именно поэтому этому умению уделялось особое внимание.

Предназначением колыбельных было не только успокоить, но и защитить дитя. Многие песни представляли собой «заговоры». Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну. Их призывали для того, чтобы убаюкать малыша. В настоящее время этот жанр народного искусства почти забыт.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки – представляли собой коротенькие напевы. Они помогали ребенку в развитии и в познании окружающего мира. Возможно, кто-то помнит из детства — «Сорока-ворона…». Такие небольшие песенки-приговорки побуждали малыша к действию, прививали навыки гигиены, развивали мелкую моторику, рефлексы, помогали познавать мир.

Скороговорки

Скороговорки основаны на трудности произношения, особенно при быстром их произнесении. Примеры скороговорок:

Г.С. Виноградов приводит в своих материалах шутки и вопросы, в основе которых лежит каламбур. «Ты можешь перебросить через заплот соленый огурец?»- Конечно переброшу. — «А вот не перебросишь». Дело разъясняется, — вопрос обозначает: «Ты можешь перебросить через заплот огурец с Алёной?»

В таком же роде и озадачивающие замечания. Подходя к девочке или мальчику и указывая на швы, говорят: «У тебя вши-то вши-то» вместо «вшито». Или «сколько вшей» вместо «сколь ковшей».

Свадебные песни

Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.

Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.

Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.

Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Сейчас, к примеру, часть обряда, а так же плачи можно увидеть и услышать в фильме «Вий» (1967 г.).

Окказиональный фольклор

Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.

Заклички

Закличками невероятно богат русский фольклор. Они представляли собой небольшие песенки, часто не лишенные юмора и сопровождавшиеся игровыми действиями. Сюжеты этого малого жанра были самые разные: это могли быть заклички о погоде и погодных явлениях, о природе и временах года, о животных и сказочных существах…

Дождик, лей! Дождик, лей!

На меня и на людей!

На людей по плошке.

А на лешего в бору —

Лей по целому ведру!

Считалки

Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.

Да, да. Ведь тогда многие виды работ, были не только очень тяжелыми, но иногда опасными для жизни. Поэтому мало кто по собственному желанию хотел браться за такое дело. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было «обидно». В наше время эта «важная роль» считалок утеряна, но они все еще существуют и по-прежнему выполняют свою функцию в детских играх.

Читайте также:  Русские народные песни композиторские

Заговор

И наконец, самый удивительный, но далеко не последний, довольно сложный по своей структуре древний жанр устного народного творчества, который как ни странно продолжает жить и в наше время – заговор. Функция, со времени возникновения данного жанра, не поменялась. Он все так же продолжает исполнять роль «магического орудия», призванного выполнить желание заговаривающего. Как говорилось выше, этот жанр довольно оригинален в своем исполнении и часто сложен по своей конструкции – в этом и состоит его особенность.

Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.

Источник

Проверочная работа по литературному чтению по теме «Устное народное творчество» (УМК «Школа России» 2 класс)

Проверочная работа по литературному чтению

по теме «Устное народное творчество. 2 класс. 2 вариант.

ФИ___________________ Дата _______________

Как в старину передавали произведения устного-народного творчества?

Рассказывали друг другу Читали книги Писали письма

Что НЕ относится к устному-народному творчеству?

Загадка Рассказ Небылица Считалка

Угадай сказки, напиши их названия:

« Лиса услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

-Куда ж ты? – сказал тетерев.- Ведь нынче указ, собаки не тронут» ____________________________________________________

Девочка взяла братца и побежала. А Баба-яга подойдёт к окошку и спрашивает: « Девица, прядёшь ли?»

Соедини стрелочкой название сказки и пословицу, которая к ней подходи т.

Какого героя НЕТ в сказке «У страха глаза велики»?

Курочка Внучка Бабка Лиса Заяц Мышка

Восстанови последовательность сказки, расставь цифры:

Смазала курочка петушку горлышко

Бросилась курочка к хозяину!

Петушок подавился бобовым зёрнышком.

Кузнец дал хозяину новую косу

Бросилась курочка к коровушке!

8.Соедини стрелочкой произведение с жанром устного народного творчества:

Курочка в сапожках

« Сшила Саша Саньке шапку»

«Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Звёзды, месяц, луг, цветы…

«Январь- году начало, зиме середина»

Собери пословицу. Соедини стрелками начало и конец пословицы.

Выбранный для просмотра документ Пров. работа УНТ 1в..docx

Проверочная работа по литературному чтению

по теме «Устное народное творчество. 2 класс. 1 вариант.

ФИ___________________ Дата _______________

Как в старину передавали произведения устного-народного творчества?

В книгах Из уст в уста В письмах

Что НЕ относится к устному-народному творчеству?

Сказка Скороговорка Повесть Потешка

Угадай сказки, напиши их названия:

«Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и эдак, и лизнёт его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин»

Соедини стрелочкой название сказки и пословицу, которая к ней подходи т.

Какого героя НЕТ в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко?

Курочка Кузнец Бабка Коровушка Хозяюшка

Восстанови последовательность сказки, расставь цифры:

А тут и отец с матерью пришли

Яблоня, матушка, спрячь меня!

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика.

Посадила браться на травку, а сама заигралась, загулялась.

Печка, матушка, спрячь меня!

8.Соедини стрелочкой произведение с жанром устного народного творчества:

Стали гули ворковать,

Мою деточку качать»

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

«Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает»

Собери пословицу. Соедини стрелками начало и конец пословицы.

Выбранный для просмотра документ Тест Устное народное творчество.docx

Имя ____________ Дата _____________

ТЕСТ № 1 по теме «Устное народное творчество» Вариант 1

1.Определи жанр произведения.

Ходит к Дрёме на поклон.

Ты входи-ка, Дрёма, в дом,

Напусти нам угомон.

2.Найди пословицу о труде

Близок локоть, да не укусишь.

Всяк паучок знай свой уголок.

Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

Своя земля и в горсти мила.

3.В каких приведённых ниже народных сказках один из персонажей – лиса?

«У страха глаза велики»

1.Найди героя (героев) сказки «Теремок».

2.Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-лебеди»?

1.Какая из этих сказок не является народной?

«Петушок и бобовое зёрнышко»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Имя ____________ Дата _____________

ТЕСТ № 1 по теме «Устное народное творчество» Вариант 2

1.Определи жанр произведения.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Звёзды, месяц, луг, цветы …

2) колыбельная песня

2.Найди пословицу о Родине

1) Горька работа, да сладок хлеб.

2) Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

3) Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

4) Друг в беде – настоящий друг.

3.В каких народных сказках среди персонажей есть волк?

1.Найди героя сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

2.Кто помогал девочке в сказке «Гуси-лебеди»?

1.Какая из этих сказок не является народной?

2) «Петушок и бобовое зёрнышко»

3) «Сказка о рыбаке и рыбке»

Номер материала: ДБ-1292418

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Правильные рекомендации