Семейные русские народные песни текст песни

Семейные обрядовые песни.

Ты откуда русская зародилась музыка?

То ли в чистом поле

То ли в лесе мглистом

В радости ли, в боли

Или в птичьем свисте…

Пролетали утки – уронили дудки

Пролетали гуси – уронили гусли

Их порою вешней нашли, не удивились

Ну а песня?

С песней на Руси родились!

Для своей работы я квалифицирую русские народные песни по содержанию:

Главное назначение этих песен—передать мысли, чувства и переживания людей в разные моменты жизни: в минуты печали или радости, тяжкой работы или отдыха…

Одну из отличительных черт календарных песен со­ставляет их приуроченность к определенным датам календаря или периоду сельских работ. Жизнь человека была тесно связана с природным циклом хлебороба, распорядком работ по временам года. С древности земледельцы обращались к силам природы, просили даровать им хорошую погоду и обильный урожай. Это были заклички, прославления богов солнца, ветра, дождя. Ритуалы поклонения им сопровождались обрядовыми песнями, плясками, подношениями даров.

Весна красна, тёплое летице,
Ой, лёли, лёли, тёплое летице!
Лето тёплое, зима холодная,
Ой, лёли, лёли, зима холодная!
Зароди, лето, жито густое,
Ой, лёли, лёли, жито густое!
Жито густое, колосистое,
Ой, лёли, лёли, колосистое!

Языческие обряды постепенно утрачивали магическое значение и уходили в прошлое, а традиции адаптировались к христианским праздникам и продолжали жить.

Ай, качи, качи, качи,
Несёт дед куличи,
А бабушка пасочку –
К светлому праздничку.
Будет Ваня разговляться,
Крашеным яичком любоваться.

Семейные обрядовые песни.

У ворот трава шёлковая:
Кто траву топтал,
А кто травушку вытоптал?
Топтали травушку
Все боярские сватья,
Сватали за красную девушку,
Спрашивали у ближних соседушек:
—Какова, какова красна девушка?
—Ростом она, ростом
Ни малая, ни великая,
Личиком, личиком
Бело-круглоликая,
Глазушки, глазушки
Что ясного сокола,
Бровушки что у чёрного соболя.

Сама девка бравая,
В косе лента алая.

Перекатное красное солнышко,
Перекатная ты звезда,
За облака звезда закатилася,
Что от светлого месяца.
Перешла наша девица
Что из горницы во горницу,
Из столовыя во новую,
Перешед, она задумалась,
Что, задумавшись, заплакала,
Во слезах она слово молвила:
—Государь мой родной батюшка,
Не возможно ли того сделати,
Меня девицу не выдати?

Вторая половина свадьбы, после венчания, когда молодые оказываются уже под покровительством светлых сил, служит целям приобщения невесты к роду жениха, соединения двух родов, освящения и скрепления брачного союза. В это время звучат светлые по настроению величальные песни,гостевые,песни-припевания молодых с радушными благопожеланиями, застольные песни свадебного пира.

Ты садись-ка, добрый молодец?
Поплотнев со мной рядышком,
Чтобы Век-то нам не разлучатися,
Друг на друга не пенятися.
Ты садись не с спесью-гордостью,
А садись с господней милостью,
Чтобы жить-то нам не маяться,
А проживши, не спокояться

Свадебные песни отличались архаичностью мелодиче­ского склада. В них можно встретить распевные мелодии, характеризующиеся значительной протяжностью, широтой развития, а иногда изменчивостью, подчас даже импровизационностью мелодических очертаний.

Семейные обрядовые песни отличаются трогательностью, душевностью, глубоким смыслом.

Колыбельные песни

Колыбельные песни относятся и к семейным,и к детским, но не являются обрядовыми. Эти песни самые нежные, ласковые и простые. В колыбельной мать определяет место ребенка, повествует о мире, в который он пришел.

Спи-дитятко, почивай, свои глазки закрывай,

Стану петь я, распевать, колыбель твою качать,

Ходит Сон по сенечкам, Дрема под окошечком…

Монотонные успокаивающие мотивы колыбельных передавались от поколения к поколению. Считалось, что колыбельные отгоняли нечистую силу от младенца. Колыбельные песни исполняются акапельно. Мотив традиционной колыбельной сам по себе очень прост, он соответствует ритму качающейся колыбели.

Детские песни

Все то, что сопровождало ребенка с самого рождения до его взросления: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.

Пестушкам присуще своеобразное построение, определяемое характером и краткостью физических упражнений, необходимых ребенку в тот или иной момент.

Встанем мы на цыпочки!

Ручки вверх потянем,

Бо-ольше, вы-ыше станем!

Потешки — это забавы взрослых с малыми детьми, которые сопровождаются различными движениями, хлопками…

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

Шуууу. Домой полетели!

Прибауткой принято означать смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок. Стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей.

По дорожке он пошел

Купил себе сапожки,

Игровые песни.

Жанровая специфика игровых песен связана с их назначением. Такие песни исполняются как музыкальное сопровождение к игре или как песенки, перемежающие действия играющих. Например, в некоторых играх окончание пения песни или произносимого стиха служат сигналом к перебегу играющих с места на место. Игровые песни отличаются краткостью текста, тягой к рифмовке. Незначительная содержательность бывает иногда такова, что не дает возможности изложить не только как развивается действие в песне, но и то, о чем, собственно, в тексте идет речь.

«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат:
— Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!»

Эх, ребятушки, сбирайтесь,
За дубинушку хватайтесь!
Ай, дубинушку мы ухнем!
За зелёную подёрнем,
Подёрнем, подёрнем,
Да ух!

Тащим балку по леску,
Подаётся по вершку.
Да эх! Ещё раз!
Давай разик еще!
Да эх! Ещё раз!
Давай разик ещё!

Военная служба отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье.

Сторона ль ты, моя сторонушка,
Сторона моя, незнакомая,
Что не сам я на тебя зашёл,
Что не добрый меня конь завёз,
Ни буйны ветры завеяли,
Ни быстрые реки залелеяли.
Занесла меня, доброго молодца,
Что неволюшка солдатская,
Грозна служба государева,
На чужой дальней сторонушке
Ни отца нету, ни матушки,
Ни брата, ни родной сестры,
Ни младой жены, ни малых детушек,
Как на чужой дальней сторонушке,
Что ложился я, добрый молодец,
На голых досках без постелюшки,
Умывался я, добрый молодец,
Что своими горючий слезьми,
Утирался я, добрый молодец,
Я своею полой правою.

Любовные песни.

Как по горкам, по горам
Белый лебедь летал
Белый лебедь летал
Лебедушку выкликал

Белый лебедь летал
Лебедушку выкликал
Лебедушка выходила
Со лебедем говорила…

Частушки.

Эх, подружка дорогая,
Про нас знает весь народ.
Без тебя никто не спляшет,
Без меня — не запоет…

Мне не нужен пуд гороха,
А нужна горошина.
Мне не надо много девок,
Нужна одна – хорошая.

Природа России очень богата и разнообразна, соответственно, и песен о ней просто не сосчитать. Люди придумывая эти песни,проводят параллель между самой природой и существованием человека, а также созданного мира вокруг него. Здесь нет места работе или военным событиям, или же каким-либо празднованиям. Песни созданы лишь с целью рассказать обо всей красоте вокруг рабочих людей.

Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына?

А через дорогу,
За рекой широкой,
Также одиноко
Дуб стоит высокий.

Как бы, мне рябине,
К дубу перебраться,
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.

Тонкими ветвями
Я б к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.

Но нельзя рябине
К дубу перебраться.
Знать, ей, сиротине,
Век одной качаться.

Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына?

Читайте также:  Постоянный комитет всекитайского собрания народных представителей

Песни, раскрывающие образ удалого разбойника – человека мужественного, вольнолюбивого и преданного своим товарищам. Он и его товарищи изображаются в привычной для них обстановке – в «зеленой дубравушке», в «темном лесу», на быстрых реках, где они плыли «в легких лодочках». Наряду с прославлением удали и геройства разбойника в песнях показывается опасность его положения, его безотрадная участь.

…Называют нас ворами, разбойниками,
А мы, братцы, ведь не воры, не разбойники,
Мы люди добрые, ребята все поволжские…

Танцевальные песни.

Определяются тем,что песенный образ создается посредством ритмичных и пластичных движений.

Хороводные и плясовые песни – являлись украшением гуляний и народных праздников, при исполнении которых сочетаются текст, мелодия и действия. Хороводные и плясовые песни объединяют большое число людей. Хороводные отличаются тематикой (взаимоотношения в семье, труд, шуточные…)Тексты в плясовых песнях особого значения не имели, тематика могла быть любая. Главное – пляска. Напевы плясовых ритмичны, четкого строения, чтобы было удобно плясать. Для хороводных и плясовых характерно многоголосие, использование подголоски без слов.

Основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой.

Русская пляска носила импровизационный характер. Плясовые фигуры — коленца — были оченьразнообразны. Участники пляски свободно использовалиих при хаотичных передвижениях по плясовому полю: каждый мог занять то место, которое емухотелось.

А мы просо сеяли, сеяли;
Ой,дид, ладо, сеяли, сеяли!

А мы просо вытопчем, вытопчем;
Ой,дид, ладо, вытопчем, вытопчем.

Емельян ты наш, родной батюшка!
На кого ты нас покинул,
Крас(ы)ное солнышко закатилось,
Как осталися мы сироты горемычны,
Некому за нас ах(ы) заступиться,
Крепко думушку за нас раздум[ыв]ать…

Что не соколы крылаты
Чуют солнечный восход —
Царя белого казаки
Собираются в поход.
Как задумал князь Кутузов
Со дружиною своей:
«Как бы нам, братцы казаки,
Нам турецкий город взять?»
Тут казаки в черных бурках;
Они строят свой завал,
Они строят, поспешают —
Турка в гости к себе ждут.

Ой, да во зеленом во бору,да во высоком терему

Да жила барыня-Блоха,да злая-злющая голова.

Да захотела раз Блоха да в банецке помыться,

Заставляет Паука всем распорядиться.

Тараканы баню мыли, комары дрова рубили,

Мухи баню топили, мошки щелочь щелочили…

Каждый жанр народной песни имеет свои неповто­римые особенности: харак­терные интонации, ритм, ладовую окраску, форму, манеру исполнения.Рассмотренные жанры-небольшая часть народных песен.В большинстве своем темы песен разных жанров как бы перекрещиваются в своем разнообразии.

Своеобразие, особый стиль русской песни в основании своем остается всегда свойственным стране, и не похож ни на какую другую мелодию вне России. Особенности народной песни:

-широкая распевная мелодия;

-сочетание мажора и минора;

-плавное и скачкообразное развитие мелодии;

-сольный запев, хоровой припев;

-различные виды повторов;

-употребление междометий (ой,уж,как…),эпитетов;

-употребление просторечных слов, неправильных ударений;

-выразительная лексика (суф.-ушк-,-оньк-…)

После проведенного исследования и анализа становится понятно, какой культурной ценностью и самобытностью обладает русский народный фольклор. Современная молодежь мало интересуется народной песней. Мы, представители нового поколения должны приобщаться к фольклорным традициям русского народа. Это играет огромную роль в становлении личности человека. Народное песенное искусство создавалось многими поколениями людей и не должно быть потеряно и забыто.В русской песне заключается история нашего народа.

— Народные песни! Какие они разные!
Если в песне слышна неприкрытая грусть –
Грустью, кажется, полнится воздух.
Если удаль теснит молодецкую грудь –
Пляшут вечер и синие звезды.
И старушка Земля все никак не поймет,
В чём же кроется тайна России.
То ли песня прекрасна, а то ли народ,
Распевающий песни такие.
( В.Гин.)

Источник

25 самых известных русских народных песен

Русские народные песни — это радостный или отчаянный порыв души, который никогда не перестанет связывать нас с нашей историей и традициями.

Нам песня строить и жить помогает. И хоть это не строки из старой русской народной песни, но эта фраза самым лучшим образом отражает то, как наши предки относились к песенному творчеству. В далекие времена песни пели не только на гуляньях или праздниках. Песни сочинялись и сопровождали наших дедов и прадедов за урожаем, в дороге, или просто в повседневности. Поэтому каждое слово из народных песен так близко нам и понятно.

Одними из первых, кто начал собирать и систематизировать русские народные песни, были знаменитые этнографы Николай Евграфович Пальчиков, Петр Алексеевич Бессонов и Петр Васильевич Киреевский. Их сборники крестьянских и былевых песен были впервые изданы в конце XIX века и являются одними из самых ранних и полных собраний русских народных песен. Notagram.ru низко преклоняется перед невероятным трудом наших фольклористов и публикует тексты и слова самых известных русских народных песен.

25 самых известных русских народных песен

Ах вы, сени, мои сени

Фото: Хоровод в селе/Алексей Саврасов

Ах, вы, сени, мои сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые.

Уж как, знать-то, мне по сеничкам
Не хаживати,
Мне мила дружка за рученьку
Не важивати.

Выходила молода
За новые ворота,
За новые, дубовые,
За решетчатые.

Выпускала сокола,
Из правого рукава:
«полети ты, мой сокол,
Высоко и далеко,
И высоко, и далеко
На родиму сторону.

На родимой на сторонке
Грозен батюшка живет,
Он грозен,сударь,грозен,
Да не милостив ко мне:

Не велит поздно гулять,
С холостыми мне играть.
Я не слушаю отца,
А потешу молодца.

Я за то его потешу,
Что один сын у отца,
Что один сын у отца,
Уродился в молодца».

Валенки

Валенки да валенки,
Ой, да не подшиты стареньки,
Нельзя валенки носить,
Не в чем к миленькой сходить.

Валенки, валенки,
Эх, не подшиты стареньки,
Валенки да валенки,
Эх, не подшиты стареньки.

Ой, ты, Коля, Коля, Николай,
Сиди дома не гуляй,
Не ходи на тот конец,
Ох, не носи девкам колец.

Валенки да валенки,
Эх, не подшиты стареньки.
Валенки, валенки.

Чем подарочки носить,
Лучше б валенки подшить.

Валенки, валенки,
Эх, не подшиты стареньки.
Валенки да валенки,
Эх, не подшиты стареньки.

Суди, люди, суди, Бог,
Как же я любила,
По морозу босиком
К милому ходила.

Валенки да валенки,
Эх, не подшиты стареньки,
Валенки да валенки,
Эх, не подшиты стареньки.

Вдоль по Питерской

Эх, вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской,
Да, ох, ой, по Тверской-Ямской да с колокольчиком
Эх, едет миленький сам на троечке,
Ох, едет лапушка да по просёлочкам.

Эх, я в пирушке была, во беседушке,
Ох, я не мёд пила, сладку водочку,
Ох, сладку водочку со наливочкой,
Да, эх, я пила, молода, из полуведра.

Ой ой ой ой
Эх, не лёд трещит, не комар пищит,
Это кум до кумы судака тащит.
Ох ох ох ох
Ой, кумушка, да ты, голубушка,
Свари куму судака, чтобы юшка была.
Ох ох ох ох
Ой, юшечка да с петрушечкой,
Поцелуй ты меня, кума-душечка

Ох, поцелуй, поцелуй, кума-душечка.

Во кузнице

Во кузнице, во кузнице.
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.
Они куют, они куют.
Они куют, приколачивают,
К себе Дуню приговаривают.
Пойдем, пойдем, Дуня, пойдем, Дуня.
Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок,
Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок.
Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем, сошьем Дуне.
Сошьем Дуне сарафан, сарафан,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан.
Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня.
Носи, Дуня, не марай, не марай,
По праздникам одевай, одевай.
Во кузнице, во кузнице.
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.

Во поле берёзка стояла

Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли люли, стояла,
Люли люли, стояла.

Читайте также:  Отдел народного образования города обнинска

Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли люли, заломати.
Люли люли, заломати.

Я ж пойду погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Люли люли, заломаю,
Люли люли, заломаю.

Срежу с берёзы три пруточка,
Сделаю три гудочка.
Люли люли, три гудочка.
Люли люли, три гудочка.

Четвёртую балалайку,
Четвёртую балалайку.
Люли люли, балалайку,
Люли люли, балалайку.

Пойду на новые, на сени,
Стану в балалаечку играти.
Люли люли, играти.
Люли люли, играти.

Стану я старого будити,
Встань ты, мой старый, проснися.
Люли люли, проснися.
Люли люли, проснися.

Борода седая пробудися,
Вот тебе помои умойся.
Люли люли, умойся.
Люли люли, умойся.

Вот тебе рогожа утрися,
Вот тебе лопата помолися.
Люли люли, помолися.
Люли люли, помолися.

Во саду ли, в огороде

Фото: Хоровод/Михаил Боскин

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Невеличка, круглоличка,
Румяное личко.

За ней ходит, за ней бродит
Удалой молодчик,
Он и звал красну девицу
В сыр бор по груздочки.

Я пойду пойду с тобою,
Ножки приустанут,
Заложи милой карету,
Я сяду, поеду.

Если любишь так и купишь
Золото колечко,
Золото твоё колечко
Я прижму к сердечку.

Не шолохнется молодчик,
Стоит у пенёчка,
Красну девицу целует
К сердцу прижимает.

Поживём, моя милая,
В любви хорошенько,
Нам покажется годочек
За один часочек.

Два весёлых гуся

Жили у бабуси два весёлых гуся,
Один серый, другой белый,
Два весёлых гуся.
Один серый, другой белый,
Два весёлых гуся.

Мыли гуси лапки в луже у канавки,
Один серый, другой белый
Спрятались в канавке.
Один серый, другой белый
Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся — Ой, пропали гуси,
Один серый, другой белый,
Гуси, мои гуси.
Один серый, другой белый,
Гуси, мои гуси.

Выходили гуси, кланялись бабусе,
Один серый, другой белый
Кланялись бабусе.
Один серый, другой белый
Кланялись бабусе.

Дубинушка (Эх, дубинушка, ухнем!)

Много песен слыхал я в родной стороне,
В них про радость, про горе мне пели,
Но из песен одна в память врезалась мне,
Это песня рабочей артели.
Эх, дубинушка, ухнем,
Эх, зеленая, сама пойдет,
Подернем, подернем, да ухнем.

И от дедов к отцам, от отцов к сыновьям
Эта песня идет по наследству,
И как только работать нам станет невмочь,
Мы к дубине, как к верному средству.
Эх, дубинушка, ухнем,
Эх, зеленая, сама пойдет,
Подернем, подернем, да ухнем.

Я слыхал эту песнь, ее пела артель
Поднимая бревно на стропила,
Вдруг бревно сорвалось, и умолкла артель,
Двух здоровых парней придавило.
Эх, дубинушка, ухнем,
Эх, зеленая, сама пойдет,
Подернем, подернем, да ухнем.

Тянем с лесом судно, иль железо куем,
Иль в Сибири руду добываем,
С мукой, с болью в груди одну песню поем
Про дубину, мы в ней вспоминаем.
Эх, дубинушка, ухнем,
Эх, зеленая, сама пойдет,
Подернем, подернем, да ухнем.

И на Волге-реке утопая в песке
Мы ломаем и ноги и спину,
Надрываем там грудь и чтоб легче тянуть
Мы поем про родную дубину.
Эх, дубинушка, ухнем,
Эх, зеленая, сама пойдет,
Подернем, подернем, да ухнем.

Но настанет пора и проснется народ,
Разогнет он могучую спину,
И на бар и царя, на попов и господ
Он отыщет покрепче дубину.
Эх, дубинушка, ухнем,
Эх, зеленая, сама пойдет,
Подернем, подернем, да ухнем.

Калинка — Малинка!

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Под сосною под зеленою
Спать положите вы меня;
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Спать положите вы меня.

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Сосенушка ты зеленая,
Не шуми же надо мной!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,

Не шуми же надо мной!

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Красавица, душа-девица,
Полюби же ты меня!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Полюби же ты меня!

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!

Камаринская

Ох ты, бабочка молоденькая,
Чернобровенька, хорошенькая,
Ох, не ты ли меня высушила,
Ай, без мороза сердце вызнобила.

Причесалась по непутевой головушке,
Ой, по буйной по головушке,
Причесалась, звала в гости побывать,
Побывавши, звала вместе погулять.

Эх, гуляй, гуляй, удала голова,
А разливалась, разливалася вода,
Заливала все болота и луга,
Оставался один маленький лужок,
Стосковался по мне миленький дружок.

Липа вековая

Фото: Танец/Федот Сычков

Липа вековая над рекой шумит,
Песня удалая вдалеке звенит.

Луг покрыт туманом, словно пеленой,
Слышен за курганом звон сторожевой.

Этот звон унылый давно прошлых дней
Пробудил, что было в памяти моей.

Вот всё миновало и я под венцом,
Молодца сковали золотым кольцом.

Только не с тобою, милая моя,
Спишь ты под землёю, спишь из-за меня.

Над твоей могилой соловей поёт,
Скоро и друг милый тем же сном заснёт.
Скоро и друг милый тем же сном заснёт.

Любо, братцы, любо

Как на чёрный Ерик да на высокий берег
Ехали казаки, сорок тысяч лошадей,
И покрылся берег, и покрылся берег
Сотнями изрубленных, иссеченых людей.

Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить,
С нашим атаманом не приходиться тужить.
Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить,
С нашим атаманом не приходиться тужить.

А первая пуля, а первая пуля,
А первая пуля попала во коня.
А вторая пуля, а вторая пуля,
А вторая пуля в сердце ранила меня.

Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить,
С нашим атаманом не приходиться тужить.
Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить,
С нашим атаманом не приходиться тужить.

Атаман узнает кого не хватает,
Эскадрон пополнят и забудут про меня.
Жалко только волюшки, да во широком полюшке
Солнышка горячего да верного коня.

Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить,
С нашим атаманом не приходиться тужить.
Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить,
С нашим атаманом не приходиться тужить.

Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить,
С нашим атаманом не приходиться тужить.
Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить,
С нашим атаманом не приходиться тужить.

Ой, мороз, мороз

Ой, мороз, мороз, не морозь меня,
Не морозь меня, моего коня,
Не морозь меня, моего коня.

Моего коня белогривого,
У меня жена, ой, ревнивая,
У меня жена, ой, ревнивая.

У меня жена, ой, красавица,
Ждёт меня домой, ждёт печалится.
Ой…

Я вернусь домой на закате дня,
Обниму жену, напою коня,
Обниму жену, напою коня.

Ой, мороз, мороз, не морозь меня,
Не морозь меня, моего коня,
Не морозь меня, моего коня.

Ой, да не вечер

Ой, то не вечер, то не вечер,
Мне малым-мало спалось,
Мне малым-мало спалось,
Ой, да во сне привиделось.

Ой, да во сне привиделось,
Будто б конь мой вороной,
Разыгрался-разбрыкался,
Разразвился подо мной.

Налетели ветры злые,
Да с восточной стороны,
И сорвали черну шапку,
С моей буйной головы.

А есаул догадлив был,
Он сумел сон мой разгадать,
Ох, пропадет,-он говорил мне,
Твоя буйна голова.

Ой, то не вечер, то не вечер,
Мне малым-мало спалось,
Мне малым-мало спалось,
Ой, да во сне привиделось.

Окрасился месяц багрянцем

Окрасился месяц багрянцем,
Где волны бушуют у скал.
«Поедем, красотка, кататься,
Давно я тебя поджидал».

«Я еду с тобою охотно,
Я волны морские люблю.
Дай парусу полную волю,
Сама же я сяду к рулю».

«Ты правишь в открытое море,
Где с бурей не справиться нам.
В такую шальную погоду
Нельзя доверяться волнам».

«Нельзя? Почему ж, дорогой мой?
А в прошлой, минувшей судьбе,
Ты помнишь, изменщик коварный,
Как я доверялась тебе?»

«Послушай, мы жизнью рискуем,
Безумная, руль поверни!
На это сердитое море,
На эти ты волны взгляни».

А волны бросаются с ревом
На их беззащитный челнок.
«Прочь весла! От гибели верной
Спасти чтоб никто нас не мог!

Читайте также:  Острый ларинготрахеит у детей лечение народными средствами

Всю ночь волновалося море,
Ревела морская волна;
А утром приплыли два трупа
И щепки того челнока.

По диким степям Забайкалья

Фото: Хоровод на Троицу/Екатерина Юркина

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащится с сумой на плечах.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбацкую лодку берёт,
Унылую песню заводит,
Про Родину что-то поёт.

Бродяга Байкал переехал,
Навстречу родимая мать,
Ах, здравствуй, ах, здравствуй, родная,
Здоров ли отец, хочу знать.

Отец твой давно уж в могиле,
Давно он землёю зарыт,
А брат твой давно уж в Сибири,
Давно кандалами гремит.

Пойдём же, пойдём, мой сыночек,
Пойдём же в курень наш родной,
Жена там по мужу скучает,
И плачут детишки гурьбой.

По Муромской дорожке

По Муромской дорожке стояли три сосны,
Прощался со мной милый до будущей весны.
Он клялся и божился одну меня любить,
На дальней на сторонке меня не позабыть.
И на коня садился, умчался милый вдаль,
Оставил в моём сердце тоску лишь да печаль.

Однажды мне приснился такой ужасный сон,
Что милый мой женился, нарушил клятву он.
А я над сном смеялась, подругам говоря,
Да разве может статься, чтоб мил забыл меня.

Я у ворот стояла, когда он проезжал,
Меня в толпе народа он взглядом отыскал.
Увидел мои слёзы, глаза он опустил,
Изменщик догадался, что жизнь мою сгубил.

По Муромской дорожке стояли три сосны,
Прощался со мной милый до будущей весны.

Посею лебеду

Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зелёную.

Погорела лебеда без дождя,
Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зелёная.

Пошлю казака по воду,
Пошлю да казака по воду,
Ни воды нет, ни казаченька,
Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне бы да на ворона коня,
Кабы мне бы да на ворона коня,
Я бы вольная казачка была,
Я бы вольная молоденькая.

С донским, с молодым казаком,
С донским, с молодым казаком,
Со удалым добрым молодцем,
Со удалым добрым молодцем.

Раскинулось море широко

Раскинулось море широко,
И волны бушуют вдали.
Товарищ, мы едем далеко,
Подальше от нашей земли.

Не слышно на палубе песен,
И Красное Море шумит,
А берег и мрачен и тесен,
Как вспомнишь, так сердце болит.

Товарищ, я вахты не в силах стоять —
Сказал кочегар кочегару,
Огни в моих топках совсем не горят,
В котлах не сдержать мне уж пару.

Пойди заяви ты, что я заболел
И вахту не кончив, бросаю,
Весь потом истек, от жары изнемог,
Работать нет сил — умираю.

Товарищ ушел… Он лопату схватил,
Собравши последние силы,
Дверь топки привычным толчком отворил,
И пламя его озарило.

Окончив кидать, он напился воды,
Воды опресненной, нечистой.
С лица его падал пот, сажи следы,
Услышал он речь машиниста.

На палубу вышел, сознанья уж нет,
В глазах его все помутилось,
Увидел на миг ослепительный свет,
Упал — сердце больше не билось.

Напрасно старушка ждет сына домой,
Ей скажут — она зарыдает,
А волны бегут от винта за кормой
И след их вдали пропадает.
А волны бегут от винта за кормой
И след их вдали пропадает.

Светит месяц

Светит месяц, светит ясный,
Светит белая заря.
Осветила путь дорожку
Мне до милого двора.
Мне не спится, не лежится,
И сон меня не берет.
Я сходил бы к милой в гости,
Да не знаю, где живет.
Попросил бы я товарища,
Мой товарищ доведет.
Мой товарищ меня краше –
Боюсь Машу отобьёт.
Подхожу я к дому милой,
А у милой нет огня.
Постучал я под окошком,
Моя Маша спать легла.
— Стыдно, стыдно тебе, Маша,
Со вечера рано спать.
— А тебе, мой друг, стыднее,
До полуночи гулять!

Солдатушки, бравы ребятушки

Фото на превью: На поле Куликовом/Максим Фаюстов

Солдатушки, бравы ребятушки,
А кто ваши отцы.
Наши отцы русски полководцы,
Вот кто наши отцы.
Наши отцы русски полководцы,
Вот кто наши отцы.

Солдатушки, бравы ребятушки,
А кто ваши матки.
Наши матки белые палатки,
Вот кто наши матки.
Наши матки белые палатки,
Вот кто наши матки.

Солдатушки, бравы ребятушки,
А кто ваши жёны.
Наши жены ружья заряжёны,
Вот кто наши жёны.
Наши жены ружья заряжёны,
Вот кто наши жёны.

Солдатушки, бравы ребятушки,
А кто ваши детки.
Наши детки штыки, пули, метки,
Вот кто наши детки.
Наши детки штыки, пули, метки,
Вот кто наши детки.

Солдатушки, бравы ребятушки,
А кто ваши деды.
Наши деды славные победы,
Вот кто наши деды.
Наши деды славные победы,
Славные победы.

Черный ворон

Чёрный ворон, чёрный ворон,
Что ж ты вьёшься надо мной,
Ты добычи не дождёшься,
Чёрный ворон, я не твой.
Ты добычи не дождёшься,
Чёрный ворон, я не твой.

Что ж ты когти распускаешь
Над моею головой,
Ты добычу себе чаешь,
Чёрный ворон, я не твой.

Завяжу смертельну рану
Подарённым мне платком,
А потом с тобой я стану
Говорить всё об одном.

Полети в мою сторонку,
Скажи маменьке моей,
Ты скажи моей любезной,
Что за Родину я пал.

Отнеси платок кровавый
Милой Любушке моей,
Ты скажи, она свободна,
Я женился на другой.

Взял невесту тиху стройну
В чистом поле под кустом.
Обвенчальна была сваха
Сабля острая моя.

Ямщик, не гони лошадей

Как грустно, туманно кругом,
Тосклив, безотраден мой путь,
А прошлое кажется сном,
Томит наболевшую грудь.

Ямщик, не гони лошадей,
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить,
Ямщик, не гони лошадей.

Как жажду средь мрачных равнин,
Измену забыть и любовь,
Но память — мой злой властелин
Всё будит минувшее вновь.

Ямщик, не гони лошадей,
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить,
Ямщик, не гони лошадей.

Всё было, лишь ложь и обман,
Прощай и мечты и покой,
А боль не закрывшихся ран
Останется вечно со мной.

Ямщик, не гони лошадей,
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить,
Ямщик, не гони лошадей.
Ямщик, не гони лошадей.
Ямщик, не гони лошадей.

Я на горку шла

Я на горку шла, тяжело несла,
Уморилась, уморилась, уморилася.
Знамо дело, уморилась, уморилася.

В решете овса полтора зерна,
Уморилась, уморилась, уморилася.
Знамо дело, уморилась, уморилася.

Я домой пришла, овёс высыпала,
Уморилась, уморилась, уморилася.
Знамо дело, уморилась, уморилася.

Овёс высыпала, мужа выругала,
Аль не видишь, уморилась, уморилася.
Знамо дело, уморилась, уморилася.

Эх, ты, Филюшка-простофилюшка,
Аль не видишь, уморилась, уморилася.
Знамо дело, уморилась, уморилася.

Я блинов напекла, не наелась досыта,
Уморилась, уморилась, уморилася.
Знамо дело, уморилась, уморилася.

Не наелась досыта,
С милым плясать пошла,
Уморилась, уморилась, уморилася.
Знамо дело, уморилась, уморилася.

Я вам пела и плясала,
А теперь совсем устала,
Уморилась, уморилась, уморилася.
Знамо дело, уморилась, уморилася.

Яблочко

Эх, яблочко, да на тарелочке,
Надоела жена, пойду к девочке,
Надоела жена, пойду к девочке.

Эх, яблочко, куда ж ты котишься,
К чёрту в лапы попадёшь,
Не воротишься.
К чёрту в лапы попадёшь,
Не воротишься.

Эх, яблочко, катись по бережку,
Купил товар, давай денюжку,
Купил товар, давай денюжку.

Эх, яблочко, соку спелого,
Полюбила я парня смелого,
Полюбила я парня смелого.

Эх, яблочко, цвета макова,
Я любила их одинаково,
Я любила их одинаково.

Эх, яблочко, цвета ясного,
Ты за белого, я за красного,
Ты за белого, я за красного.

Фото на превью: Пляска/Лебедев Клавдий Васильевич

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Мои рекомендации