Сколько в россии народных дружин

Городская Дружина

Возрождение народных дружин в России

Основная задача добровольной народной дружины – охрана законных прав и интересов граждан России, помощь полиции в охране общественного порядка, пресечение и предупреждение правонарушений.

В России со 2 апреля 2014 года вступил в силу новый закон «Об участии граждан в охране общественного порядка». Наконец-то добровольцы на федеральном уровне получили официальный статус дружинника, а действия народных дружин теперь будут регулироваться едиными нормами права.

В настоящее время на территории России действуют около 34 тысяч общественных правоохранительных формирований, в которых задействовано более 363 тысяч человек.
Из них:
— добровольных народных дружин – 17,4 тыс., численностью 214 тыс. человек.
— казачьих дружин – 872, численностью 45,4 тыс. человек.

Из истории народных дружин

Впервые прообраз добровольных народных дружин возник в Российской империи в конце XIX века. В 1881 году в Москве была создана дружина, которая помогала полиции сохранять порядок «при проездах Высочайших особ». За короткое время количество столичных дружинников достигло 80 тысяч человек.

Добровольные народные дружины в советские времена

В 1917 году для поддержания правопорядка в стране стали появляться добровольные объединения граждан, называемые дружинами содействия милиции, комиссиями общественной помощи милиции, комиссиями общественного порядка и пр.

Первое централизованное «Добровольное общество содействия милиции» (ОСОДМИЛ) появилось только в 1928 году. Через четыре года организация была преобразована в «Бригады содействия милиции» (БРИГАДМИЛ), которые находились в подчинении органов внутренних дел и формировались по территориальным признакам. К 1940 году в БРИГАДМИЛ насчитывалось около 400 тысяч человек.

В 1958 году жители Ленинграда создали новую форму поддержки правопорядка – добровольную народную дружину (ДНД), которая быстро стала популярной и распространилась на многие крупные промышленные центры страны.

Опираясь на этот опыт, 2 марта 1959 года Советом Министров СССР и ЦК КПСС было принято постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Документ определил формы, задачи и полномочия организации ДНД, которые сохранялись вплоть до 70-х годов прошлого века. Члены народных дружин имели право проверять документы, составлять протоколы, оказывать помощь пострадавшим, доставлять правонарушителей в органы милиции и многое другое.

В 1974 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах ДНД по охране общественного порядка», работающий в течение последующих десятилетий. К 1985 году на территории СССР действовали около 282 тысяч народных дружин, в которых состояли более 13 миллионов граждан, патрулировать улицы городов ежедневно выходили до 400 тысяч человек.

а) участвуют в охране общественного порядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах, а также в поддержании порядка во время проведения различных массовых мероприятий;

б) оказывают содействие органам внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судам в их деятельности по укреплению общественного порядка и борьбе с правонарушениями;

в) принимают участие в борьбе с хулиганством, пьянством, самогоноварением, хищениями государственного и общественного имущества, а также личного имущества граждан, с нарушениями правил торговли, со спекуляцией и другими правонарушениями;

г) принимают участие в проведении воспитательной работы в трудовых коллективах и среди населения по соблюдению правил социалистического общежития и предупреждению антиобщественных поступков; участвуют в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних;

д) участвуют в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов и в предупреждении дорожно-транспортных происшествий;

е) принимают меры по оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящимся в общественных местах в беспомощном состоянии; участвуют в спасении людей, имущества и в поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах;

ж) оказывают помощь пограничным войскам в охране государственной границы СССР;

ДНД в Российской Федерации

Читайте также:  Сценарий на 4 ноября день народного единства для клуба

С развалом Советского Союза в 1991 году общенациональная система ДНД перестала существовать, однако многие регионы продолжали поддерживать дружинников на местном уровне. Опасаясь предоставлять народным дружинам публичные властные полномочия, в 1999 году Борис Ельцин, как президент, использовал право вето и отменил принятый Советом РФ и Госдумой законопроект «Об участии граждан РФ в обеспечении правопорядка».

Новый закон – права и обязанности

Государственная власть и МВД понимают, в настоящее время невозможно без поддержки общественности обуздать преступные проявления на улицах городов и сел. В конце марта 2014 года Совет Федерации одобрил закон «Об участии граждан в охране общественного порядка», который на федеральном уровне закрепляет правовые основы граждан, желающих участвовать в охране общественного порядка.

Всегда есть люди, которые хотели бы помогать обществу, чувствуют в себе призвание наводить порядок, но по разным причинам лишены возможности сделать это официально. С принятием нового закона у них появился шанс реализовать себя.

Ежегодно с помощью добровольных народных дружин раскрывается:

— 400 тыс. административных нарушений.

Обязанности народных дружин, граждан и государства:

— Организациям, не внесенным в региональный реестр, запрещено участвовать в охране общественного порядка;
— запрещено создавать народные дружины при политических партиях и религиозных объединениях;
— запрещено в народных дружинах проводить политическую и религиозную деятельностью;
— все свои акции дружинники обязаны согласовывать с полицией и действовать только с её разрешения.

— препятствуют дружинникам и внештатным сотрудникам в их деятельности по охране общественного порядка;
— не выполняют законные требования дружинников и внештатных сотрудников о прекращении противоправных действий;
— ответственность граждан в противоправных действиях возникает в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Активисты сами могут выбирать форму участия в охране общественного порядка:

— нештатное сотрудничество с полицией,

— содействие полиции и другим правоохранительным органам.

Помимо обязанностей и запретов, закон предусматривает для активистов компенсации, льготы и другие меры материального поощрения:

Теперь игнорировать требования народных добровольцев не удастся:

— нарушители общественного порядка заплатят штраф от 500 до 2,5 тыс. рублей,

— если дружинник сам выйдет за рамки закона, он заплатит больше – от 1 до 3 тыс. рублей.

Создание народных дружин – показатель роста активной позиции людей. Гражданская ответственность россиян, желание помочь государству, изменить ситуацию в стране подтверждают – обществу не безразлично, что происходит в городе, селе, в стране в целом. Теперь уверенность добровольных защитников в своих правах – возможность сделать нашу жизнь безопасней.

Источник

Правовой ликбез #9. Народные дружинники – что нужно знать о добровольных помощниках полиции?

Вы кто?- Я? дружинник!

Правовая инструкция расскажет, как создаются и на каких основаниях осуществляют свою деятельность народные дружины; о пределах полномочий народных дружинников.

Что такое народная дружина по закону?

Народные дружины и иные общественные организации правоохранительного характера могут создаваться гражданами, которые отвечают определенным требованиям. Они распространяются и на учредителей, и на членов таких организаций.

Деятельность народных дружин регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

Федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка»;

законами субъектов РФ;

муниципальными НПА (например, Решение Челябинской городской Думы от 20.12.2016 N 27/25 «Об утверждении Положения об оказании поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создании условий для деятельности народных дружин на территории города Челябинска»);

Граждане, желающие содействовать правоохранительной деятельности в составе народной дружины, должны провести собрание коллектива территориального общественного самоуправления (ТОС может создаваться на уровне дома, района и т. д.) с повесткой о создании дружины и выборе ее командира, уведомить о создании дружины органы местного самоуправления и районный отдел полиции.

Читайте также:  Профилактика полипов эндометрия после удаления народными средствами

В течение 7 дней органы местного самоуправления должны согласовать создание и закрепить за ней территорию, в пределах которой она вправе осуществлять свою деятельность. Затем учредитель дружины подает заявление и документы (в том числе для проверки участников, командира и учредителя дружины) в районный отдел полиции, где в течение месяца со дня регистрации заявления принимается решение о внесении дружины в региональный реестр народных дружин.

После этого дружинникам выдаются удостоверения и заключается трехстороннее соглашение о сотрудничестве. Планы работ дружина и график привлечения к охране общественного порядка утверждаются полицией.

Что можно и нельзя дружинникам?

Основными направлениями деятельности народных дружин являются участие в следующих правоохранительных мероприятиях:

*содействие полиции и другим правоохранителям в поддержании общественного порядка;

*профилактика и пресечение противоправных деяний на вверенной территории;

*охрана правопорядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

При участии в охране общественного порядка дружинники вправе:

*требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

*принимать меры по охране места происшествия и обеспечению сохранности доказательств правонарушения;

*оказывать содействие полиции вплоть до применения физической силы.

Применение силы допускается для устранения опасности в состоянии необходимой обороны, а в иных случаях запрещается. По отношению к инвалидам, беременным женщинам и несовершеннолетним можно применять силу только если они совершают вооруженное или групповое нападение.

Применению силы должно обязательно предшествовать предупреждение (за исключением случаев, когда задержка может создавать угрозу жизни и здоровью людей, в том числе дружинников), а сами силовые действия соответствовать ситуации. После этого дружинники должны оказать первую помощь или способствовать этому, а также сообщить в полицию. При этом дружинники вправе отказаться от исполнения обязанностей, если им угрожает непосредственная опасность.

Осуществлять свою деятельность дружины могут в следующих формах:

*совместное патрулирование дружинников с сотрудниками полиции;

*дежурство при проведении массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий;

*участие в мероприятиях правоохранительных органов по предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений;

*использование СМИ для пропаганды правовых знаний;

*иные формы, не противоречащие закону.

Нельзя создавать народные дружины при политических партиях и религиозных объединениях, и наоборот, деятельность организаций подобного рода запрещается в народных дружинах.

Какие споры могут возникать по деятельности дружинников?

Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народных дружинников в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2500 рублей (ст. 19.35 КоАП РФ).

В судебной практике также известны случаи, когда граждане пытались взыскать компенсацию в связи с гибелью лица при исполнении обязанности дружинника (не удалось, так как не был подтвержден статус дружинника, см. Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 22.06.2016 по делу N 33-2388/2016) и получить звание «Ветеран труда» на основании Почетной грамоты, врученной за активное участие в деятельности народной дружины (также безуспешно, поскольку по мнению суды активный труд не значит продолжительный и добросовестный, см. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.07.2013 по делу N 11-20185).

Кроме того, оспаривалось бездействие администрации города в связи с непринятием мер к учреждению народной дружины. В качестве истца выступил прокурор и полагал, что отсутствие дружины негативно влияет на эффективность профилактических мероприятий и затрагивает права граждан на личную и общественную безопасность. В удовлетворении требований прокурора было отказано, поскольку нормы Положения о народных дружинах, касающиеся учреждения администрацией города народной дружины, носят не обязательный, а рекомендательный характер (Кассационное определение Нижегородского областного суда от 28.09.2010 по делу N 33-8454).

Ну и напоследок для любителей и любопытных, краткая историческая справка о движении «Народной дружины»:

Источник

Народные дружины

Граждане Российской Федерации могут принять участие в охране общественного порядка и поиске лиц, пропавших без вести

2 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», устанавливающий правовые основы для создания и работы добровольных народных дружин.

Федеральный закон:

Читайте также:  Язвенный колит кишечника народные средства лечения

Народная дружина

основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления

Народный дружинник

гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка

Внештатный сотрудник полиции

гражданин Российской Федерации, привлекаемый полицией с его согласия к внештатному сотрудничеству

Участие граждан в охране общественного порядка согласно новому Федеральному закону может осуществляться в следующих формах:

Содействие полиции и другим правоохранительным органам (предполагает право граждан на добровольной основе участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка);

Участие в поиске лиц, пропавших без вести;

Сотрудничество на внештатной основе с полицией (граждане, являясь внештатными сотрудниками полиции, участвуют в охране общественного порядка);

Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности (объединений, сформированных по их инициативе для участия в охране общественного порядка в пределах территории проживания, нахождения собственности, работы или учебы);

Участие граждан в деятельности народных дружин на территории муниципальных образований (осуществляется во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, полицией и иными правоохранительными органами).

Вопрос-ответ

Имеет ли право народный дружинник осуществлять охрану общественного порядка самостоятельно без сотрудника полиции?
Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее – Федеральный закон) имеет рамочный характер и устанавливает необходимые правовые основы участия граждан в охране общественного порядка (в том числе определяет принципы и формы участия, вопросы взаимодействия граждан с органами внутренних дел, применения физической силы народными дружинниками).Детализация отдельных случаев участия граждан в охране общественного порядка (например, участие в мероприятиях по охране общественного порядка в присутствии сотрудников полиции или без них) не является предметом правового регулирования Федерального закона и должна определяться исходя из потребностей правоприменительной практики. В то же время необходимо обращать особое внимание на недопустимость участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью (часть 2 статьи 5 Федерального закона), а также отсутствие у граждан, участвующих в охране общественного порядка, полномочий по применению мер государственного принуждения.

Имеют ли право граждане участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка не по приглашению органов внутренних дел (полиции)?
Системный анализ положений Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что инициатива участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка может исходить как от самих граждан, так и органов внутренних дел. Окончательное же решение вопроса об участии граждан в конкретных мероприятиях по охране общественного порядка принимается органами внутренних дел исходя из потребности привлечения дополнительных сил и средств, а также необходимости реализации принципов приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина (пункт 3 статьи 4 Федерального закона), недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 6 статьи 4). Данное право органов внутренних дел не ставится под сомнение, поскольку обеспечение правопорядка в общественных местах является основным направлением деятельности полиции (пункт 6 части 1 статьи 2 Федерального законаот 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»), а граждане лишь оказывают им помощь.

Имеют ли право народные дружинники самостоятельно проводить задержание правонарушителя, а также применять к нему физическую силу?
Условия и пределы применения народным дружинником физической силы определены статьей 19 Федерального закона. Народным дружинникам запрещается применять физическую силу, за исключением случаев устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.Право самостоятельного задержания правонарушителей Федеральным законом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными законодательными актами народным дружинникам не предоставлено.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector