Сочинение обработка русской народной сказки

Учимся писать сочинение в 5 классе (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Учимся писать сочинение в 5 классе (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)

Задачи: Обучить структуре сочинения, написанию по плану.

Темы: «Мой любимый герой русской народной сказки»

или «почему я люблю читать русские народные сказки?»

Иван-царевич (какой?) мужественный, верный своему слову, храбрый (Продолжи ряд ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Василиса Премудрая _______________________________________________________________

Что обязательно нужно упомянуть в сочинении на эти темы?

Свое мнение можно представить следующими словами: я думаю, мне кажется, я считаю, вероятно, возможно и т.д.

Не забудьте доказать свою точку зрения примерами из текста.

Баба Яга –противоречивый образ. Иногда она жестока, хитра, но чаще помогает главным героям, так как они видят в ней не нечисть, а несчастную одинокую старуху. Василиса Премудрая из одноименной сказки так и обращается к Яге : «Бабушка». Может быть, герои где-то и лукавят, и побаиваются Бабу Ягу, но лаской и лестью располагают её к себе. И вот она уже готова и накормить, и напоить, и спать уложить, да еще страшную тайну открыть про Кащея. В конечном итоге, прочитав сказку, чаще мы вспоминаем этого сказочного персонажа как нечто светлое, юмористическое, несмотря на всю её темную сущность.

Образ Бабы Яги настолько многогранен, что сказка без неё показалась бы не такой интересной. Часто Яга занимает небольшой эпизод во всей сказке, но любой читатель обращает внимание именно на эту часть сюжета, как на особенно волшебное, необычное действо.

Еще это сказочный персонаж дорог тем, что Ягу можно встретить только в русских народных сказках. И эта её исключительность так дорога русскому человеку, как и все истинно русское, самобытное.

Мне бы очень хотелось почитать о нем и другие сказки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы «Учимся писать сочинение на лингвистическую тему» поможет при написании сочинения на лингвистическую тему на ОГЭ.

Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ.

.Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы).

Урок представляет собой сравнительный анализ двух одноименных стихотворений.

Источник

«Народные сказки» (Школьные сочинения)

Добро обязательно побеждает, добродетельность и терпение награждается, а дурные поступки наказываются – этому, и многому другому учат нас народные сказки. Не зря говорят, что хоть сказка и ложь, да в ней всегда есть намек. За вымышленными событиями скрываются мудрые и поучительные мысли.

Я люблю читать сказки. А народные – особенно. Ведь это – мудрость множества людей. А еще, очень интересно, читая их, узнавать о культуре и обычаях той народности, которой сказка принадлежит. Ведь в них находят свое отражение и культура, и быт.

Кроме этого, сказки всегда поучительны. В них обязательно одерживают верх справедливость и добро. Они учат тому, что хорошие дела не останутся без своей награды, а плохие и злые рано, или поздно, но, все же, будут изобличены и наказаны.

Отрицательные герои сказочных произведений: злые, нечестные и ленивые, всегда получают по заслугам.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Во многих сказках осуждается и наказывается алчность. Жажда героями многого, особенно тогда, когда они этого не заслуживают, в конце повествования обязательно ведет их к неприятностям. Мало того, они оказываются побежденными. А нередко получается и так, что они осознают свою вину и раскаиваются. Это служит примером того, что исправиться никогда не поздно.

И, напротив, приветствуется всегда добродетель, трудолюбие, как, например, в сказке «Морозко». Награждается в них и старание. Герои, которые не щадят себя ради чего-либо, обязательно побеждают. Так происходит это в сказке про Ивана и Чудо-Юдо.

А герой сказки «По щучьему веленью», сжалившись над живым существом, щукой, по доброте и простоте своей душевной, получает от нее бесценный подарок – исполнение желаний. Конечно же, никогда бы не получил этого человек злой и жадный.

И, всегда побеждает в сказках любовь настоящая и искренняя. Это – тоже добро, способное творить чудеса. Герои сказок, которые совершают свои подвиги и проходят всевозможные испытания ради любви, терпят многие лишения и невзгоды. Им приходится и бороться со злом и несправедливостью. Но, в итоге, они побеждают. И, получают свою награду – счастье.

Читайте также:  Фиброматоз матки народные средства

Так, в сказке «Царевна-лягушка» молодому царевичу приходится преодолевать немало трудностей. Еще, эта сказка учит нас и состраданию к тем, кто слабее. Иван-царевич щадит животных. А в ответ на это, он получает от них помощь. А подмога приходит как раз вовремя. Они помогают ему победить врага.

А сколько мудрых мыслей встречаешь, читая народные сказки! Они могут послужить хорошими советами в обычной повседневной жизни. Такие выражения, как, например, то, что утро мудрее, чем вечер, учит нас не принимать сгоряча и в спешке важных решений. Ведь сразу ситуация может показаться безвыходной. Но, вполне может чуть позже прийти верное решение проблемы.

Немало и другого поучительного и полезного можно извлечь для себя из сказок. А народное творчество особенно полно их. Ведь именно в рассказах, которые передавались из уст в уста на протяжении очень многих лет, собраны познания и опыт людей. Они служат для воспитания в человеке лучших качеств, показывают на примере отрицательных героев то, что плохое рушит мир.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id15211

Источник

Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

.Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Учимся писать сочинение в 5 классе (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)

Вступительное слово учителя.

В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – писал в XIX веке А. С. Пушкин. А вот слова из его произведения:

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

II. Речевая разминка.

«Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую».

Задание: Прочитайте отрывок, вспомните, из какой сказки эти слова. Дайте характеристику сказки. Ответьте на вопросы: Какие особенности при чтении произведений данного жанра нужно соблюдать? Какая должна быть интонация?

Чтение текста в манере «сказывания».

III. Игра «Подбери постоянный эпитет».

лес (дремучий) стрелы (острые)

дуб (могучий) стрелы (каленые)

море (синее) ворон (черный)

солнце (красное) сокол (ясный)

1. Можно сказать, что все указанные слова – «жители» одной сказки?

Почему же при назывании этих существительных эпитеты к ним возникают как бы сам собой?

2. Назовите особенности сказки. Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка?

Сказка (волшебная) – это «автономное государство» со своими границами, жителями, законами, с обязательным присутствием волшебства.

IV. Беседа о композиции сказки.

Наблюдая за сказочными героями, легко понять, что события в сказке развиваются по своим, особым законам. Как правило, герой оказывается в сложной ситуации, так как нарушает какой-либо запрет. («Не пей из лужицы, козленочком станешь».) Затем герой предпринимает все возможное, чтобы выйти из сложившегося положения. В этом ему помогают другие герои и предметы. Далее герои преодолевают все выпавшие им испытания. Зло в сказке бывает побеждено, торжествует Добро. (Все эти правила можно выяснить с учащимися, задавая им вопросы.)

Но названы не все законы построения сказочного произведения. Таких законов много, изучил и открыл их русский ученый В. Я. Пропп. Он нашел более 30 моментов, которые составили определенную схему.

СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

1. Предписание или запрет.

3. Вредительство или недостача.

6. Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным предметом).

7. Появление противника.

10. Возвращение героя.

12. Трудные испытания.

13. Узнавание героев.

14. Указание ложного героя. Наказание его.

15. Счастливый конец (свадьба).

Не все моменты могут быть отражены в сказках. Возможны и какие-либо исключения, добавления, нарушение очередности. Все это и есть основа сказки.

Вопрос: Какие события вы нашли в волшебной сказке «Василиса Премудрая»? Приведите примеры.

Положительные герои (Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Премудрая, крестьянский сын, царевна-лягушка); отрицательные герои (Баба Яга, Кощей Бессмертный, чудо-юдо, Лихо Одноглазое)

Магическое число три (три сына, три задания для героя, три загадки, три дороги, три дня для выполнения задания, головы чудо-юда делятся на три)

Второй эпиграф нашего урока «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» А.С.Пушкин.

Как вы понимаете слова великого поэта о волшебной сказке? (Любая сказка должна показать победу добра над злом. Должна учить преодолевать трудности и идти к намеченной цели.)

Алгоритм подготовки к написанию сказки.

Выберите сюжет для волшебной сказки. Не переживайте, если он будет перекликаться с уже известными историями. За счет нюансов, добавленных вами, сказка постепенно станет уникальной. В основу сюжета заложите историю о потере или нехватки чего-либо, что необходимо найти, преодолев некие препятствия. Придумай приключение.

Читайте также:  Урок изо 5 класс фгос древние образы в народном искусстве

Придумайте героев своей истории. Обязательны в волшебной сказке роли положительного героя, например Иван-Царевич, отрицательного (Змей Горыныч, Баба-Яга), а также помощники положительных и отрицательных персонажей. Также возможно включение в сюжет персонажа, который исправляется и меняется в процессе повествования (был плохим – стал хорошим, ленивый – трудолюбивым и пр.).

Хорошо пропишите характеры героев. Каждый из них должен обладать яркими чертами, определяющими их поведение. Если герои сказки – звери, подберите им соответствующие их внешности и возможностям достоинства и недостатки, наделите некоторыми человеческими чертами.

Составление сказки. Коллективная работа.

Концовки. Сказка вся, более врать нельзя…

Вам- сказку, а мне – бубликов связку, гречневой кашки в крашеной чашке, масла горшок да горячий пирожок.

Примерный вариант сказки

Составление сказки. Коллективная работа.

Задание: Постарайтесь сочинить сказку, используя законы, выведенные В. Я. Проппом. Определите героев, место действия, время и т. п.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке.

Источник

Сочинение сказок и рассказов как средство развития словесного творчества дошкольников

Наталья Москвитина
Сочинение сказок и рассказов как средство развития словесного творчества дошкольников

СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК И РАССКАЗОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В статье рассматривается специфика развития словесного творчества дошкольников на материале сказок и рассказов. Дано описание проекта по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок и рассказов. Показана роль игровых методов в обучении сочинению сказок и рассказов.

Вопросам речевого развития детей уделяется самое пристальное внимание, это касается всех компонентов устной речи дошкольников — лексической, грамматической, звуковой (произносительной) сторон и связной речи — ее диалогической и монологической форм.

Монологическая речь является наиболее сложной формой речи, она носит развернутый характер, требует связного, логически последовательного изложения мыслей, а значит, предварительного продумывания и планирования сочинения.

Мы предлагаем систему работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов и приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и развитием творческого воображения (РТВ).

Вопросам развития детского творчества в разных видах деятельности уделялось пристальное внимание (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков; Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина).

Исследователи Н. С. Карпинская, Л. А. Пеньевская, Р. И. Жуковская, О. С. Ушакова, Л. Я. Панкратова, А. Е. Шибицкая направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в литературной деятельности. Вели поиски путей формирования творческих способностей ребенка, в том числе и на определение оптимальных условий для речевой деятельности детей, обеспечивающих индивидуальный подход к их творческому росту.

Под творческим рассказыванием мы понимаем речевую деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенную и определенную словарную форму, соответствующую содержанию.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности,который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

В основе словесного творчества, отмечает О. С. Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.

В формировании детского художественного творчества А. Ветлугина выделяла три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап — собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

На третьем этапепоявляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

1. Постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни.Эта могут быть: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

2. Обогащение и активизацию словаря.

3. Творческий рассказ — продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий — умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы.

Читайте также:  Читаем малышам русские народные сказки

4. Правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть). Как же развивать речевое творчество старших дошкольников?

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.Так же можно использовать подготовительные игры: «Кто на свете злее всех», «Что в дороге пригодится?», «Что общего».

Часто при обучении сочинение сказок и рассказовиспользуют прием анализа ситуации и ресурсов: во время чтения сказки или рассказа дети стараются помочь главному герою, предлагая варианты решения проблемной ситуации.

Так же, при обучении составлению сказок и рассказов,используется прием: составление цепочки событий, который помогает старшему дошкольнику вжиться в судьбу героев, заглянуть в их будущее или прошлое.

Эффективен при обучении детей составлению сказок прием: «что было бы, если…». Воспитатель задает вопрос, включающий какое-либо предложение. Дети стараются на него ответить, выдвигая самые оригинальные версии. Для постановки вопроса берутся любые подлежащие и сказуемые.

Далее темой при составлении сказок, рассказа может быть герой из любого материала. Например, из железа, при этом следует учесть, что он будет заводить знакомства, подвергаться всякого рода случайностям. Рассматривая и изучая материал, мы можем предположить, что может произойти с героем.

Постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире, таком знакомом и таком неизвестном.

Танникова Е. Б. Отмечает, что для развития фантазии детей важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а ее воспитание, то, как она преподносится. В этом значительную роль играет взрослые. Необходимо увидеть сказку, как бы со стороны-не только изображенной в кинофильме или театральной пьесе, но и самостоятельно проиграть ее, прожить сюжет [5].

Развитие речевого творчества включает все направления над словом- лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области развития речи и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание загадок, рассказов, сказок. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству.

Список использованной литературы:

1. Градусова Л. В., Левшина Н. И., Санникова Л. Н. Мотивация как залог успеха развития речевой активности дошкольников//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-3. С. 38-41.

2. Левшина Н. И., Гиззатуллина Р. И. Особенности рассказывания в работе с дошкольниками по речевому развитию.В сборнике: Мир детства и образование сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. 2014. С. 88-92.

3. Левшина Н. И., Градусова Л. В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников//Фундаментальные исследования. 2015. № 2-9. С. 1988-1992.

4. Минеева Ю. В., Салихова З., Левшина Н. И. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников//Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.

Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей дошкольного возраста Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества».

Конспект занятия по развитию речи «Сочинение сказок» Конспект занятия по развитию речи «Сочинение сказок» Цель: развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием мнемотехники.

Организация детской проектной деятельности «Сказка как средство развития словесного творчества детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 44» Организация детской проектной деятельности: «Сказка.

Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников Тема: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: оказание.

Развитие воображения старших дошкольников в процессе словесного творчества В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется наиболее ярко.

Сочинение сказки, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Все мы знаем, что в последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей, причем характер речевых.

Мастер-класс «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» Цель: Способствовать формированию у педагогов представлений о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества дошкольников.

Теоретические аспекты проблемы развития словесного творчества у дошкольников Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector