Структурированные программы обучения школы диабет

Обучение больных сахарным диабетом второго типа

Сахарный диабет (СД) второго типа характеризуется развитием тяжелых осложнений, приводящих к потере трудоспособности, ранней инвалидизации и смертности пациентов. На современном этапе развития диабетологии обучение пациентов является необходимой составля

Сахарный диабет (СД) второго типа характеризуется развитием тяжелых осложнений, приводящих к потере трудоспособности, ранней инвалидизации и смертности пациентов. На современном этапе развития диабетологии обучение пациентов является необходимой составляющей и залогом успешной комплексной терапии СД второго типа наряду с диетой, физическими нагрузками, самоконтролем и медикаментозной терапией.

Обучение проводится в специально созданных «школах больных СД второго типа», одна из которых в течение 7 лет функционирует на базе клиники эндокринологии Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. В этой школе прошли обучение 3171 человек, из них 2663 человека (83,9%) неоднократно, средний возраст пациентов составил 56±11,2 года.

Целью обучения больных СД второго типа является формирование у пациентов мотивации к лечению, с тем чтобы они могли принять активное участие в лечебном процессе, а также приобретение больными практических знаний и навыков, необходимых для адаптации к качественно новым условиям жизни. Для успешного решения поставленных задач необходима четкая организация процесса обучения. В клинике эндокринологии ММА им. И. М. Сеченова обучающая команда состоит из двух врачей: эндокринолога и подолога, при необходимости в штат могут быть включены диетолог, психолог, офтальмолог. Обучение проходят пациенты, находящиеся на амбулаторном или стационарном обследовании и лечении, размер групп варьирует от 8 до 15 человек. Представленная ниже программа обучения больных СД второго типа четко структурирована и состоит из 9 занятий длительностью 2-3 часа каждое.

Занятие 1. Тема «Что такое СД»

Занятие начинается со знакомства с группой, представления обучающей команды, короткого рассказа каждого из пациентов о начале заболевания, получаемом лечении, имеющихся проблемах, возникших в связи с наличием СД.

Ключевые аспекты темы:

В процессе занятия пациентам рассказывают о нормальных значениях уровня сахара натощак и перед едой (3,3-5,5 ммоль/л), а также через 2 часа после еды ( 1. Дедов И. И., Анциферов М. Б., Галстян Г. Р., Майоров А. Ю., Суркова Е. В. Обучение больных СД. М., 1999.
2. Штандл Э., Менерт Х. Большой справочник по диабету. Пер. с нем. М., 2000.
3. Бутрова С. А. Синдром инсулинорезистентности при абдоминальном ожирении // Лечащий Врач. 1999. №7. С. 32-36.
4. СД. Доклад исследовательской группы ВОЗ. Серия технических докладов 727. Пер. с англ. М., 1987.
5. American Diabetes Association/ Nutrition recommendations and principles for people with diabetes mellitus / Diabetes Care 21. 1998. (Suppl.1): S5-S19.
6. Аssal J. P. Доклад ВОЗ по проведению образовательных программ у терапевтических больных // Медикография. Т 21. 1999. №4. С. 64-72.
7. Coulston A. M. Insulin resistance: its role in health and disease and implications for nutritional management. Topics in Nutrition, 1997. 1-14.

Источник

Просмотр полной версии : Школа диабета и нормы приема эндокринолога

Предлагаю перенести часть дискуссии из «норм приема» в новый топик.

Напомню, что действует еще и весьма разумный и полезный для начинающих ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 6 мая 1997 г. N 135 ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

Министр здравоохранения
Российской Федерации
Т.Б.ДМИТРИЕВА
и вот это методическое пособие стоит того, чтобы о нем знать.

Еще существует рекомендательное руководство для врачей-эндокринологов, изданное РАМН ЭНЦ в книге «Терапевтическое обучение больных сахарным диабетом» И.И. Дедов, Е.В. Суркова, А.Ю. Майоров, Г.Р. Галстян, А.Ю. Токмакова, Москва 2004 г.
Открываем приложения «структурированные программы обучения больных сахарным диабетом»:
Структурированная программа обучения больных сахарным диабетом 1 типа
Занятие 1. «Знакомство с пациентами»
Продолжительность; 1,5 часа
.
Занятие 2. «Что такое диабет»
Продолжительность: 2 часа
.
Занятие 3. «Самоконтроль обмена веществ»
Продолжительность: 2 часа
.
Занятие 4. «Питание»
Продолжительность: 3 часа
.
Занятие 5. «Инсулинотерапия»
Продолжительность: 2 часа
.
Занятие 6. «Технические вопросы инсулинотерапии»
Продолжительность: 1 час
.
Занятие 7. «Гипогликемия»
Продолжительность: 1,5 часа
.
Занятие 8. «Алкоголь»
Продолжительность: 45 минут
.
Занятие 9. «Уменьшение дозы инсулина»
Продолжительность: 1 час
.
Занятие 10. «Поздние осложнения диабета»
Продолжительность: 2 часа
.
Занятие 11. «Физическая нагрузка»
Продолжительность: 1,5 часа
.
Занятие 12. «Избыточный вес. Сахарозаменители»
Продолжительность: 1 час
.
Занятие 13. «Увеличение дозы инсулина»
Продолжительность: 1 час
.
Занятие 14. «Сопутствующие заболевания. Кетоацидоз»
Продолжительность: 1,5 часа
.
Занятие 15. «Заключительное»
Продолжительность: 1,5 часа
.

Структурированная программа обучения больных сахарным диабетом 2 типа, не получающих инсулин.

Занятие 1. Темы: «Что такое диабет? Самоконтроль»
Продолжительность: 4 часа
.
Занятие 2. Тема: «Питание больных сахарным диабетом 2 типа, не получающих инсулина»
Продолжительность: 4 часа
.
Занятие 3. Темы: «Сахарозаменители. Физическая нагрузка при сахарном диабете 2 типа. Алкоголь»
Продолжительность: 4 часа
.
Занятие 4. Темы: Осложнения сахарного диабета. Уход за ногами».
Продолжительность: 4 часа.
.

Делаю вывод, что при проведение школы диабета все-таки должно входить в рабочие часы, а не быть сверхурочной работой при моей 38,5-часовой рабочей неделе. Или есть варианты?

Источник

Школа сахарного диабета

«Обучение – это не просто компонент лечения сахарного диабета, это и есть само лечение»
— Эллиот Джослин, американский врач-эндокринолог, пионер исследований и лечения диабета

На базе Федерального центра научно-методического и методологического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в секторе реабилитации и профилактики инвалидности вследствие эндокринной патологии и формирования здорового образа жизни, под руководством доктора медицинских наук, профессора Гурьевой Ирины Владимировны проводится курс терапевтического обучения пациентов — Школа сахарного диабета.

Сахарный диабет является наиболее распространенным хроническим заболеванием, лечение которого проводится на протяжении всей жизни и требует постоянного контроля. От многих других хронических заболеваний диабет отличается тем, что о нем практически невозможно забыть даже на короткое время.

В управлении сахарным диабетом необходимо участие не только специалистов: эндокринолога, диетолога, ортопеда, окулиста, психолога, но и самого пациента, а, по возможности, и его семьи. Важное место в лечении диабета отводится улучшению качества жизни пациентов, адаптации человека с диабетом в современном обществе.

Многие люди перестают следить за течением своего заболевания уже через года после постановки диагноза. В связи с этим крайне важно изменить поведение пациента, особенно в начале заболевания, и научить его грамотно управлять своим состоянием с помощью активного вовлечения в лечебный и восстановительный процесс, что невозможно без самоконтроля жизненно важных показателей состояния здоровья.

Контроль гликемии — важный элемент в управлении сахарным диабетом, который пациент должен осуществлять в домашних условиях регулярно. Это необходимо для снижения риска развития поздних осложнений: ретинопатии, нефропатии, нейропатии, поражение коронарных сосудов, поражение периферических сосудов и др.

Отсутствие адекватного контроля приводит к хронической гипергликемии, что является основной причиной развития осложнений и инвалидизации пациентов с сахарным диабетом. В связи с этим задача врача не только лечить, но и обучать пациентов активно управлять своим заболеванием.

Всемирная организация здравоохранения официально признала терапевтическое обучение полноправным методом лечения хронических заболеваний, по значимости равным медикаментозному и хирургическому.

Основными задачами обучения являются освоение практических навыков самоконтроля гликемии, липидов, артериального давления, веса и состава тела; овладение техникой инъекций инсулина, подсчета хлебных единиц; навыков оказания первой само- и взаимопомощи при низком и высоком уровне гликемии; адаптация проводимого лечения к конкретным условиям жизни; профилактика острых и поздних осложнений сахарного диабета, уход за стопой; освоение правил рационального питания и физических нагрузок. Также обучение разрушает многочисленные неверные представления о болезни, которые часто распространены среди пациентов.

Основной целью терапевтического обучения, как непрерывного процесса медико-психолого-педагогического характера, определяющего успех обучения управлению хроническим заболеванием, является приобретение знаний о хроническом заболевании, навыков и мотивации к их использованию в повседневной жизни.

Читайте также:  Что больнее восковая эпиляция или сахарная

На базе Школы сахарного диабета проводится обучение по нескольким реабилитационным программам:

Занятия проводят квалифицированные специалисты сектора реабилитации и профилактики инвалидности вследствие эндокринной патологии и формирования здорового образа жизни:

Привлекаются пациенты для интерактивных занятий в Школе сахарного диабета и приглашаются родственники пациентов.

Курс обучения по базовой программе составляет 10 занятий, продолжительность каждого занятия 60 минут

Основные темы занятий Школы сахарного диабета:

Курс обучения по программе психологического тренинга составляет 7 занятий, продолжительность каждого занятия 60 минут

Основная цель тренинга — повышение реабилитационного потенциала пациента в рамках грамотно сформированных специфических условий, специально организованном пространстве, которое даёт возможность «увидеть» свой ресурс в себе и социуме, уникальный путь абилитации, социализации, личностного роста с опо­рой на свои сохраненные, здоровые качества личности.

Задачами программы данного тренинга являются:

Программа психологического тренинга в Школе сахарного диабета

Курс обучения по программе «Помповая инсулинотерапия» состоит из 2х занятий, продолжительность каждого занятия 90 минут.

Для пациентов, получающих помповую инсулинотерапию, или которые планируют использование инсулиновых помп, проводится обучение основным навыкам непрерывного введения инсулина с помощью инсулиновых дозаторов.

Преимущества метода непрерывного подкожного введения инсулина очевидны: высокая предсказуемость действия инсулина, максимально приближенный к физиологической секреции режим введения инсулина, уменьшение количества инъекций, точность дозировки (маленький шаг введения инсулина), уменьшение (вплоть до исчезновения) эпизодов гипогликемии, улучшение социальной адаптации (возможность управления помпой, замаскированной под одеждой, с пульта дистанционного управления).

Основные темы занятий по программе «Помповая инсулинотерапия»

Для пациентов, впервые использующих инсулиновую помпу или планирующих ее применение:

Для пациентов, длительно использующих инсулиновую помпу

ПРИГЛАШАЕМ НА ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛУ САХАРНОГО ДИАБЕТА В ДИСТАНЦИОННОМ И ОЧНОМ РЕЖИМЕ

Запись по телефону: +7 (499) 487-57-11 доб. 1562, ГУТОВА Елена Борисовна

Источник

Структурированные программы обучения школы диабет

Организация и характер работы школ по обучению пациентов с сахарным диабетом

Содержание программы обучения

Структурированная программа по обучению больных Сахарным диабетом

Основное условие профилактики осложнений сахарного диабета

Многочисленными исследованиями доказано, что только состояние нормогликемии или приближенное к нему может помочь предотвратить возникновение микро и макроангиопатий и поэтому единственно реальная профилактика на сегодняшний день сосудистых осложнений заключается в максимальной компенсации метаболических нарушений, свойственных сахарному диабету. Казалось бы, в руках у врачей есть все средства для того, чтобы хорошо лечить болезнь: прекрасные сахароснижающие препараты, новые скрининговые методы определения нарушений углеводного обмена, отработана оптимальная терапевтическая тактика в отношении инсулинотерапии и планирования питания, но количество больных, находящихся в состоянии хронической декомпенсации (а значит, с высоким риском возникновения диабетических осложнений), так же, как число больных, уже имеющих их, к сожалению, не уменьшается. Не вызывает сомнения тот факт, что без заинтересованного и грамотного участия пациентов в своем лечении достижение хорошей и длительной компенсации сахарного диабета является нереальным. Поэтому обучение пациентов самоконтролю заболевания, включающему не только самостоятельное определение в домашних условиях уровня сахара крови, но и умение изменять в соответствии с полученными показателями проводимое лечение, становится сегодня одним из важнейших звеньев лечения диабета. Улучшение качества самопомощи может стать реальной профилактикой острых и отдаленных осложнений, что, в свою очередь, приведет к уменьшению материальных затрат на стационарное лечение и будет выгодно как для больного, так и для государства. В настоящее время пациенты с сахарным диабетом 1 типа в связи с тяжестью течения заболевания требуют вдвое более частой и продолжительной госпитализации, чем при других хронических заболеваниях.

Таким образом, обучение больных грамотному самоконтролю заболевания при тесной взаимосвязи с лечащим врачом имеет огромное практическое значение, представляет собой важнейший и РЕАЛЬНЫЙ элемент улучшения диабетологической службы. В связи с этим все диабетологические кабинеты, отделения и центры медицинской профилактики должны обеспечивать обучение пациентов с сахарным диабетом. Следует также отметить, что любому человеку независимо от того, болен он диабетом или нет, в связи с широкой распространенностью заболевания необходимо знать о таком заболевании, как диабет. Это поможет вовремя распознать основные клинические признаки болезни и незамедлительно обратиться к врачу.

Он состоит из отдельных блоков:

программа для врачей, работающих со взрослыми пациентами;

программа для врачей, обучающих родителей детей и подростков с сахарным диабетом, которая во многом сходна с программой для обучения взрослых, но в ряде тем имеет значительные отличия, связанные с особенностями детского возраста;

цветные микроплакаты диеты больных сахарным диабетом (24 шт.);

цветные плакаты по темам занятий (15 шт.);

Организация и характер работы школ по обучению пациентов с сахарным диабетом

Для организации школы по обучению больных сахарным диабетом минимально необходимо следующее:

заинтересованный в обучении пациентов медперсонал, знакомый с методикой преподавания в Школах диабета;

помещение для проведения занятий, отвечающее необходимым санитарно-гигиеническим требованиям;

наличие приборов-глюкометров и тест-полосок для контроля гликемии и глюкозурии;

методические пособия для преподавателя в виде специальных карточек по структурированной программе обучения;

набор демонстрационных плакатов и наглядных пособий;

специальная литература по диабету для пациентов.

Важное место занимает подготовка класса для проведения занятий. Учебные места желательно расставить так, чтобы пациенты и преподаватель располагались лицом друг к другу (например, за круглым столом). Близкое расположение членов группы делает возможным интенсивное общение между ними по ходу занятий, что очень важно для эффективной деятельности всей группы. Место за каждым пациентом лучше закрепить на все время обучения. Это поможет преподавателю достаточно быстро запомнить лица и имена пациентов. С этой целью можно приготовить для пациентов именные визитные карточки; хорошим приемом является установка на столах карточек с фамилией, именем и отчеством каждого пациента.

Для обучения больных можно использовать следующие формы обучения:

рекомендуемое для вновь выявленных больных СД и для беременных женщин, заболевших СД. Предлагаемая форма обучения проводится по интенсивной программе с четкими инструкциями по правилам контроля диабета и по практическим аспектам лечения инсулином и диетотерапии;

групповое обучение пациентов, имеющих «стаж» заболевания и личный опыт в контроле диабета.

Групповое обучение может базироваться на:

формальных инструкциях, как для индивидуального обучения;

совместном обсуждении с пациентами основных теоретических вопросов лечения диабета с анализом понимания и усвоения и обязательным практическим тренингом.

Содержание программы обучения

Программа по обучению разрабатывалась в соответствии с рекомендациями, выдвинутыми ВОЗ; были использованы методические материалы по обучению больных сахарным диабетом, разработанные Эндокринологическим научным центром РАМН, кафедрой детской эндокринологии Российской Академии последипломного образования Минздрава РФ, и учитывались принципы структуризации обучения больных, предложенные проф. М. Бергером (Дюссельдорфская клиника, Германия).

Структурированная программа обучения включает занятия по 7-ми традиционным основным темам, содержание которых представлено отдельными блоками цветных карточек:

Контроль обмена веществ;

Осложнения сахарного диабета;

Планирование питания при сахарном диабете 1 типа (основные пищевые вещества, характеристика углеводсодержащих продуктов питания, план питания, эквивалентная замена продуктов, питание вне дома);

Инсулинотерапия сахарного диабета 1 типа (препараты инсулина, техника инъекций инсулина, инсулиновая стратегия, изменение дозы инсулина при гипогликемии, изменение дозы инсулина при гипергликемии);

Неотложные состояния при сахарном диабете (гипогликемия, кетоацидоз);

Физические нагрузки при сахарном диабете и Заключительная дискуссия.

Структура обучающей Программы построена таким образом, чтобы последовательно раскрыть суть заболевания (пациент УЗНАЕТ о болезни); просто и доступно излагаются основные понятия и правила контроля болезни (пациент ПОНИМАЕТ необходимость систематического контроля); уделяется огромное внимание объяснению основных звеньев лечения болезни (пациент грамотно ИЗМЕНЯЕТ свой план лечения, ВЫПОЛНЯЯ роль врача).

Первое занятие в Школе диабетика по структурированной программе обязательно предусматривает вводную часть, где пациенты знакомятся с врачом и друг с другом. Членам группы предлагается представиться и рассказать о себе. Врачам, обучающим больных, нужно быть хорошими психологами, чтобы уловить разное психологическое состояние пациентов по отношению к своему заболеванию. Только тогда эффективно пройдет обучение, когда пациент «принял» диабет и хочет узнать о нем как можно больше. Можно предложить пациентам ответить на вопросы такого типа, как «Что Вы думаете о своем заболевании?» или «Что Вы ощущали, когда Вам сказали, что у Вас диабет, и что Вы чувствуете сейчас?» и т.п. Это поможет более четко сформулировать основные проблемы, которые возникают в связи с заболеванием в жизни пациентов и определить цели обучения. Если в группе присутствуют только что заболевшие пациенты, то можно предложить описать свои личные страхи и опасения в письменной форме (анонимно) и затем обсудить их с другими членами группы. Подобная беседа способствует более углубленному пониманию проблем, встающих перед пациентами в связи с заболеванием, и является дополнительной эмоциональной поддержкой. Недопустимым является создание излишней тревоги или усиления чувства неполноценности, обусловленных постановкой диагноза «диабет».

Читайте также:  Семена сахарной кукурузы в минске

Преподаватель, готовясь к занятию, должен четко определить цели и задачи отдельного «урока». Для этого во вводных карточках к каждой теме даны методические разработки занятий, в которых помимо разделов ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ занятий приводится отработанный план проведения занятия, и выделены разделы «ЧТО пациент будет знать» и «ЧТО пациент будет уметь» по окончании занятия. С содержанием последних разделов мы рекомендуем обязательно знакомить пациентов, тогда они более четко представляют, зачем они учатся и как практически они будут участвовать в своем лечении. Эта информация создает дополнительную мотивацию у пациентов на обучение.

Большое внимание в Программе уделяется тренингу практических навыков у пациентов. Такие занятия, как «Контроль обмена веществ», «Инсулиновая стратегия», «Планирование питания», «Неотложные состояния», «Физические нагрузки» обязательно предусматривают самостоятельную работу больных. Для этого в методических разработках представлен перечень необходимого материала для отработки практических навыков. Например, к занятию по теме «Контроль обмена веществ» нужно подготовить для пациентов разнообразные средства для самоконтроля. Это могут быть и индивидуальные приборы-глюкометры с достаточным количеством тест-полосок как специально к приборам, так и для визуальной оценки (например, «Глюкахром Д»); контрольные полоски для определения сахара в моче и на наличие ацетона в моче. На этом занятии необходимо уделить достаточно времени для объяснения основных правил по технике забора крови из пальца, чтобы сделать эту процедуру наименее болезненной для пациентов, а результат получить наиболее достоверным. Также на этом занятии требуется уделить достаточно времени для того, чтобы научить пациентов грамотному ведению «Дневника диабетика» и мотивировать пациентов на систематическое его заполнение.

К достаточно сложным занятиям по теме «Планирование питания» изготовлены специальные «микроплакаты» с изображением различных продуктов и блюд. Используя их в качестве наглядных пособий, можно провести практические занятия по эквивалентной замене блюд в игровой форме, например: «день рождения», «в гостях», «ужин (обед) в ресторане» и т.п. Во время занятий следует использовать также большие красочные плакаты по темам. Такие формы занятий интересны и всегда более эффективны для запоминания полезной информации.

Влияние физических нагрузок лучше наглядно продемонстрировать на специальных занятиях в спортивном зале. Занятие, посвященное неотложным состояниям, предусматривает отработку практических навыков пациентов по профилактике и принятию доврачебных мер при развитии гипогликемических состояний или при угрозе кетоацидоза. На это занятие рекомендуется пригласить членов семьи пациентов, чтобы они в критических ситуациях сумели грамотно помочь диабетику. Решение медицинских проблем отрабатывается в основном на ситуационных примерах.

Работая над ситуационными задачами, отвечая на вопросы или участвуя в игровых ситуациях, пациенты учатся практическому решению проблем, связанных с диабетом. Преподаватель на основе ответов и поведения пациентов оценивает усвояемость теоретического материала, что нередко помогает обнаружить ему и свои ошибки. Поэтому данная методика активного обучения пациентов, на наш взгляд, является оптимальной и для пациентов и для врача.

Заключительное занятие можно провести в форме дискуссии с обсуждением мнения пациентов о проведенных занятиях, выслушать их советы и пожелания. Рекомендуется предложить пациентам ответить на контрольные вопросы вводного занятия и затем сравнить количество правильных ответов. Заключительное занятие можно провести в игровой форме, когда члены группы «не экзаменуются», а участвуют в предложенных ситуациях в роли действующих персонажей. Опыт показывает, что нередко сами пациенты предлагают такие житейские задачи, что решение их бывает достаточно сложным и для преподавателя.

Цель обучения достигнута, если обученный больной придет в Школу диабета, чтобы поделиться личным опытом и получить новые дополнительные сведения о диабете. Это означает, что он стал активным и надежным союзником врача в лечении диабета.

Желаем успехов практическим врачам, начинающим работу по обучению больных самоконтролю заболевания, и надеемся на то, что данное пособие и Программы окажут необходимую помощь в работе «Школ диабета».

Структурированная программа по обучению больных сахарным диабетом в «Школе диабетика»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ЗНАКОМСТВО С ПАЦИЕНТАМИ

. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: выяснение исходного уровня знаний пациентов по сахарному диабету и самоконтролю заболевания. Ознакомление пациентов с современными представлениями о природе сахарного диабета.

. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: дать представление пациентам о физиологии углеводного обмена и роли инсулина в организме.

.1. Организационные вопросы

.1.1. Знакомство с пациентами (Ф.И.О., возраст, длительность заболевания, какие препараты инсулина получает, обучался ли ранее самоконтролю заболевания, какие имеет трудности в связи с заболеванием, ЧТО привело его в «Школу диабетика» и т.д.).

.1.2. Ознакомление пациентов с расписанием занятий.

.1.3. Выяснение исходного уровня знаний пациентов по сахарному диабету.

.2.1. Роль глюкозы в организме, что является источником глюкозы в организме (что такое эндогенная и экзогенная глюкоза).

.2.2. Что такое инсулин и механизм его действия, физиология секреции инсулина (ритмы выделения инсулина у здорового человека и нарушение его секреции у больного); выбор терапевтической тактики (имитация физиологической секреции инсулина многоразовыми инъекциями инсулина).

.2.3. Симптомы сахарного диабета и их патогенез (почему возникает увеличение объема мочи, жажда, учащенное мочеиспускание, слабость, похудание). Что такое «почечный порог» для глюкозы, что такое «ремиссия» сахарного диабета.

. НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

ЗНАКОМСТВО С ПАЦИЕНТАМИ 1.0

. Контрольные вопросы по сахарному диабету для оценки исходного уровня знаний пациентов (43 вопроса).

. Именные («визитные») карточки для пациентов.

. Блокноты для записей (для пациентов).

. Шариковые ручки для пациентов.

ЧТО ТАКОЕ ДИАБЕТ? 2.0

«Содержание сахара в крови»;

«Клеткам нужен сахар!»;

«Инсулин снижает сахар в крови»;

«Симптомы высокого содержания сахара в крови»;

«Почечный» порог для сахара».

. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

общие представления об этиологии, патогенезе заболевания, физиологии действия инсулина в организме, ритме его секреции.

. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

распознавать симптомы повышенного содержания сахара в крови.

ПОПРОСИТЬ каждого из пациентов представиться и рассказать:

как долго он болеет сахарным диабетом;

как до сих пор лечился;

какие проблемы у него возникают в связи с тем, что он болен диабетом;

с какой целью решил посещать занятия;

кто ему посоветовал посещать занятия.

СПРОСИТЬ: как Вы считаете, изменятся ли Ваши представления о сахарном диабете после курса обучения самостоятельному контролю заболевания?

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

ДОПОЛНИТЬ: знание современных принципов лечения сахарного диабета и отработка практических навыков помогут Вам самостоятельно и грамотно регулировать свое лечение.

ПОДЧЕРКНУТЬ: хороший контроль сахарного диабета является на сегодняшний день единственной мерой по предупреждению возникновения сосудистых осложнений!

УКАЗАТЬ, что учебный план занятий подробно изложен в расписании.

НАЗВАТЬ наиболее важные темы, которые включены в курс обучения.

СООБЩИТЬ, что могут быть учтены пожелания пациентов по изменению расписания.

ПОДЧЕРКНУТЬ, что пациент может задавать вопросы во время занятия.

ПРИЗВАТЬ пациентов к активной работе!

ОБСУДИТЬ с пациентами организационные вопросы:

как будет построен режим питания пациентов во время обучения;

в какие часы пациент будет измерять содержание сахара в крови.

ОБЪЯСНИТЬ, что в соответствии с полученными результатами контроля содержания сахара в крови будет корригироваться доза инсулина.

Читайте также:  Порошок по латыни в рецепте глюкозы

ПОДЧЕРКНУТЬ, что желательно присутствие родственников или близких друзей пациентов на занятии по теме «Гипогликемия».

ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам ответить на контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний по сахарному диабету.

СООБЩИТЬ: Ваши ответы позволят нам узнать, каким темам нужно уделить особое внимание на занятиях.

РАЗДАТЬ пациентам блокноты для записей, ручки.

ПРОЧИТАТЬ ВСЛУХ контрольные вопросы.

ПОДЧЕРКНУТЬ: у Вас в течение курса обучения будет достаточно времени найти ответы на эти вопросы.

Основное условие профилактики осложнений сахарного диабета

школа самоконтроль диабет профилактика

Для взятия крови больным рекомендуется использование специальных ланцетов или тонких игл от одноразовых инсулиновых шприцев и шприцручек. Главное чтобы игла имела круглое сечение: при этом травма кожи гораздо меньше, укол менее болезнен и ранка быстрее заживает. Традиционные ланцеты-скарификаторы с треугольным кончиком абсолютно не пригодны для частого самоконтроля гликемии.

Существуют устройства для автоматического прокола кожи ланцетами (Softclix, Penlet и др.). Удобство заключается в том, что пациент может делать прокол, приставляя устройство к боковой поверхности кончика пальца, которая менее чувствительна к боли.

Ланцеты, как правило, прилагаются к глюкометрам приборам для самостоятельного определения уровня глюкозы в крови. Неоднократное применение одного ланцета допустимо, если прибор индивидуального пользования. Ланцеты нуждаются в периодической замене. Пользоваться одним и тем же ланцетом со дня приобретения глюкометра нельзя.

Для определения глюкозы в крови используют два вида средств: тестполоски, по которым результат оценивается визуально; компактные приборы глюкометры, выдающие результат измерения в виде цифры на дисплее. В настоящее время в России есть несколько видов визуальных тестполосок, например Betachek, Diascan.

Перед проведением анализов необходимо обязательно ознакомиться с инструкцией по их использованию. Держа палец проколом вниз, нужно сформировать достаточно крупную каплю крови. Не дотрагиваясь кожей до полоски, необходимо нанести кровь на тест-зону, захватив обе половинки тестполя. Точно через указанное в инструкции время по часам с секундной стрелкой кровь стирают (обычно ватой). По прошествии определенного времени при хорошем освещении сравнивают изменившуюся окраску тестзоны со шкалой, нанесенной на коробке с полосками.

Поскольку при выборе самоконтроля немаловажным фактором являются финансовые возможности больного, то преимущество визуальных тестполосок относительная дешевизна.

Для эффективного самоконтроля разработаны индивидуальные портативные глюкометры, позволяющие с достаточной точностью самостоятельно оценить важнейшие параметры обмена веществ.

Они обладают целым рядом преимуществ:

быстрота работы (от 5 с до 2 мин);

отсутствие необходимости стирать кровь;

результат не зависит от освещенности и зрения человека;

используемая капля крови может быть очень маленькой;

наличие электронной памяти, в которую автоматически записываются результаты измерений и т. д.

Пациентам с ослабленным зрением или страдающим нарушениями цветовосприятия в любом случае рекомендуется пользоваться глюкометрами. У пациентов с СД нарушения цветовосприятия наблюдаются достаточно часто, что связано с ранними изменениями глазного дна, обусловленными диабетом.

Глюкометры бывают двух типов:

. One Touch (SmartScan, Ultra, Horizon), Accu-Check Go, Bayer (Glucometer Elite, Ascensia Entrust), Сателлит сенсорные устройства, в которых используется электрохимический метод (прибор измеряет ток, появляющийся при реакции глюкозы крови со специальными веществами, нанесенными на полоску).

Результаты измерений большинства глюкометров соответствуют концентрации глюкозы в цельной крови. Исключение составляют приборы фирмы One Touch (SmartScan, Ultra, Horizon), которые калиброваны по уровню глюкозы в плазме крови, что на 10-12% выше по сравнению с концентрацией глюкозы в цельной крови. Пациенту рекомендуется записывать показания данных приборов и обязательно информировать лечащего врача о калибровке прибора по плазме крови. Большинство пациентов рассчитывают на почти 100% точность, которая, однако, не достигается.

Качество глюкометра считается хорошим, если расхождение результатов приборного определения гликемии С лабораторными данными не превышает 10%. Международные стандарты допускают отклонение результатов глюкометра от лабораторных в пределах 20%. Точность измерения зависит от вида тестполосок, срока и условий их хранения, навыков больного и др. Так, при изменении гематокрита на 10% расхождение результатов с лабораторным методом в зависимости от типа тестполосок достигает 4-30%. При анемии результаты завышаются, при полицитемии занижаются. Особенно значительно результаты завышаются при гематокрите ниже 35%, что часто отмечается у больных с терминальной стадией диабетической нефропатии. Как правило, лабораторные измерения содержания глюкозы осуществляются в плазме крови, а результаты большинства глюкометров соответствуют концентрации глюкозы в цельной крови, а это на 10-12% меньше.

Ошибки при работе с приборами и визуальными тестполосками делают не только больные, но и медицинский персонал. Чаще всего отмечаются следующие погрешности: обильно протирают палец спиртом (достаточно предварительно вымыть руки теплой водой, а затем насухо вытереть); делают прокол не на боковой поверхности дистальной фаланги пальца, а на ее подушечке (поскольку к окружающим предметам прикасаются, как правило, именно подушечками пальцев, проколы в этом месте более чувствительны и могут создать отрицательное отношение к самоконтролю); формируют недостаточно большую каплю крови (при визуальной оценке не обязательно выполнение данного требования, поскольку глаз человека в любом случае может оценить изменение окраски тестполя. Если используются тестполоски с двойным тестполем, то важно, чтобы капля крови захватывала обе половинки тестполя, если же гликемию определяют с помощью прибора, то тест-поле нужно покрывать кровью целиком, иначе возникнет ошибка); размазывают кровь по тестполю или «докапывают» вторую каплю; не соблюдают время выдержки крови на тестполоске (необходимо точно следовать звуковым сигналам глюкометра или иметь часы с секундной стрелкой); недостаточно аккуратно стирают кровь с тестполя (оставшаяся кровь или вата снижаютточность измерений и загрязняют светочувствительное окошко глюкометра).

Для самостоятельного определения глюкозы в моче существуют визуальные тест-полоски (Diabur-Test, Diastix, Уриглюк Биосенсор АН). Несмотря на их дешевизну и простоту в использовании, они имеют ряд недостатков. Измерение глюкозы в обычной порции мочи отражает те колебания концентрации глюкозы крови, которые были в течение нескольких часов, пока эта моча образовывалась в организме. Поэтому нельзя точно определить уровень глюкозы крови. Глюкоза в моче появляется лишь при уровне ее в крови выше 10 ммоль/л, и больной не может быть спокоен, даже если результаты измерений отрицательные. Поскольку цель лечения при диабете стабильное поддержание близкого к нормальному уровня глюкозы крови, самоконтроль по моче является менее ценным.

При высоком уровне глюкозы крови, сопутствующих заболеваниях, особенно с повышением температуры, при тошноте и рвоте, больным сахарным диабетом необходимо контролировать ацетон (точнее кетоновые тела) в моче. Для этого существует множество тестполосок: Ketur-Test, Урикет, Keto-Diastix (последние сочетают определение глюкозы и ацетона). Результаты самоконтроля пациент заносит в специально разработанный дневник, который является основой для самостоятельного лечения и его последующего обсуждения с врачом. При каждом посещении врача пациентам следует показывать дневник самоконтроля и обсуждать возникающие проблемы. Когда, что и как часто должен проверять пациент зависит от типа диабета, степени тяжести болезни, способа лечения и индивидуальных терапевтических целей. Следует помнить, что смысл самоконтроля не только в периодической проверке уровня глюкозы крови, но и в правильной оценке результатов, планировании определенных действий, если цели по показателям глюкозы крови не достигнуты. Более детальные ответы на все вопросы больной сахарным диабетом может получить в Школе самоконтроля.

Среди всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Для обучения больных можно использовать следующие формы обучения:

рекомендуемое для вновь выявленных больных СД и для беременных женщин, заболевших СД. Предлагаемая форма обучения проводится по интенсивной программе с четкими инструкциями по правилам контроля диабета и по практическим аспектам лечения инсулином и диетотерапии;

групповое обучение пациентов, имеющих «стаж» заболевания и личный опыт в контроле диабета

Групповое обучение может базироваться на: формальных инструкциях, как для индивидуального обучения;

совместном обсуждении с пациентами основных теоретических вопросов лечения диабета с анализом понимания и усвоения и обязательным практическим тренингом.

Список использованной литературы

Теги: Школа по самоконтролю при диабете Реферат Медицина, физкультура, здравоохранение

Источник

Правильные рекомендации