Сущность и структура народного художественного творчества

Сущность народной художественной культуры и народного художественного творчества.

(Народная художественная культура. Под редакцией Баклановой Т.И, Стрельцовой Е.Ю…-М: МГУКИ, 2000 г., стр. 35-37. В и-нете: http://www.folkro.ru/traditions/sush.html

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.

В светской художественной культуре возникли новые, не встречавшиеся в древнерусской народной художественной культуре, формы художественной жизни (балы, оперные, театральные и балетные спектакли, симфонические концерты и т.д.) Вместе с тем, западноевропейские традиции, перенесенные на отечественную почву, заметно изменились под влиянием особенностей нашей культуры.

Большую роль в развитии традиций народной художественной культуры, различных видов и жанров народного творчества сыграло русское классическое искусство. Как известно, многие русские композиторы-классики собирали и обрабатывали народные песни, создавали оперы, балеты и другие произведения по мотивам русских народных сказок, былин, древнеславянских мифов. Среди них композиторы П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, И.Ф.Стравинский, художники В. Васнецов, Врубель, Кустодиев и многие другие.

Народная художественная культура включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.

Функции НХК

К основным функциям фольклора относят религиозно-мифологическую (1), ритуально-обрядовую (2), педагогическую (3), коммуникативно-информационную (4), художественно-эстетическую (5) и др.

1. Религиозно-мифологическая функция НХК состоит в том, что в ней воплощены мифологические представления представителей традиционной культуры об окружающем мире и человеке. Мифология как идейно-образная основа НХК представляет собой систему представлений, идеалов и норм, регулирующих все стороны жизни отдельного человека, семьи, традиционного общества в целом.

2. Мифологические представления материализуются, в частности, в системе обрядов и ритуалов календарного, годового цикла и обрядов перехода (родинных, инициационных, свадебных, похоронных). Фольклор сохраняет древние религиозные представления, образы и символы, его произведения позволяют структурировать драматургию обряда или ритуала, сделать ее более действенной с эмоционально-художественной точки зрения.

3. Педагогическая (воспитательная) функция НХК. НХТ обладает мощнейшим этнопедагогическим потенциалом, поскольку в нем запечатлены представления и идеалы народа относительно воспитания эталонной личности в соответствии с нравственно-эстетическими идеалами и нормами поведения.

4-5. Информационно-коммуникативная и художественно-эстетическая функции НХК. Будучи носителем значительной информации различного содержания, НХК во многом способствует общению, организации взаимодействия людей, их лучшему взаимопониманию. В фольклоре как коммуникативном акте в первую очередь реализуется информирующая (познавательная, повествовательная, референтивная, денотативная или когнитивная), выразительная (эмотивная, экспрессивная, автокоммуникативная) или воздействующая (апеллятивная, импрессивная, конативная, суггестивная) функции. В зависимости от преобладания одной из этих функций, преимущественное внимание участников коммуникации сосредотачивается либо на том, о чем говорится (предметное поле, контекст, ситуация общения), либо на самом говорящем и его переживаниях, либо же на том, кому адресовано сообщение. Однако при определенных условиях внимание говорящего может акцентироваться на форме сообщения. В таком случае резко возрастает особая, поэтическая функция коммуникативного акта, художественный элемент общения. Строго говоря, только в этом случае мы имеем дело с фактами искусства. Нередко собеседников может интересовать сам процесс общения безотносительно к его конкретному содержанию. Тогда на первый план выступает контактоустанавливающая, поддерживающая общение функция речи, обычно называемая лингвистами контактивной или фатической. Наконец, иногда может отчетливо выделиться еще одна немаловажная функция речевого общения – функция языкового толкования, разъяснения смысла употребляемых в разговоре выражений. Эту функцию называют металингвистической, метаязыковой. Потребность в толковании, как правило, резко возрастает, если жизненный опыт общающихся, или, как говорят иногда, их апперцепционные базы не вполне совпадают.

Художественные и внехудожественные функции фольклора находятся в постоянном развитии и взаимодействии.

Источник

1.Сущность, структура, функции народной художественной культуры

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

Сущность народной художественной культуры в совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе.

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификойнародной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.

Читайте также:  Производство товаров народного потребления примеры

НХК – коллективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается их опыт.

НХК – совокупность художественных ценностей того или иного народа, а также форм и способов их создания, сохранения, распространения, бытования в народной среде.

НХК – система этнических стереотипов художественной деятельности, ее предметных результатов – произведений народного творчества и опосредующих их компонентов этнохудожественного сознания.

Этнос – это группа людей, объединённых общностью происхождения, языка, хоз.деятельности, уклада жизни, территории проживания, самосознания, религиозных представлений, отличающих эту группу от других. Главные этнические признаки: язык, культура, самозознание.

Народность – пришла на смену племени в результате консолидации племён. Народность – ок. 100 тыс. человек. Народ – объединение народностей в государстве (более 100 тыс.).

Нация – крупное объединение людей, свыше 100 тыс. чел, возникшее в период индустриального развития.

НХК играет важную роль в жизни общества, что проявляется в следующих функциях:

* Познавательная. При помощи НХК человек осваивает окружающий мир, и пытается постичь его основные стороны. Процесс постижения строится на основе художественных образов.

* Мировоззренческая. НХК формирует тип мышления в обществе, который применяется конкретно к каждому человеку и служит основой для его мировосприятия и деятельности.

* Социализирующая. НХК приобщает подрастающее поколение к традициям своего народа посредством художественных образов

* народную экономическую культуру,

* народную нравственную культуру,

* народную педагогику, народное правосознание,

* народную художественную культуру

* Народная художественная культура синтезирует другие виды народной культуры. Интегрирующей является их связь со средой обитания и жизнедеятельности, с трудовой деятельностью и бытом народа

1о характеру своему народная русская лирика отличается большего частью грустным тоном, но наряду с грустными, протяжными, есть безудержные, бесшабашные, дышащие весельем песни.

Лирические песни эго фольклорные эпические, лиро-эпические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы парода. Известно более 600 сюжетов исторических песен. Их персонажи — конкретные, реально существовавшие деятели истории (Иван Г ротный.Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов, Кутузов), а около них — простой пушкарь, солдат или народ.

С течением времени понятия «фольклор» и «художественная самодеятельность» стали более различимы.

В фольклоре создаются художественные произведения. Самодеятельное же связана как с созданием, так и с исполнением, при этом исполняться могут произведения как фольклорные, так и профессиональных авторов. Если авторы фольклора, как правило, неизвестны, го в самодеятельности мы знаем и авторов, и исполнителей.

СОБИРАТЕЛИ И ИСПОЛНИТЕЛИ:

Серия «Былины» — первая в порядке создания Свода русского фольклора.это диктуется не только высоким общественным и эстетическим значением данного круга памятников культуры, но и обусловлено на>чной подготовленностью отечественной фольклористики к изданию названного вида народной поэзии (большое число исследований былин в аспектах филологических, исторических, музыковедческих, солидная традиция издания песенного эпоса начиная с трудов К. Ф Калайдовича. П. В. Киреевского, П. Н. Рыбникова, А. Ф. Гильфердинга)

Русский фольклор (В. С. Галкин. «Сибирские сказы»

Одним из первых крупных изданий, посвященных несенному фольклору Самарской губернии, стала работа видного фольклориста-собирателя. исследователя народного творчества, переводчика В.Г. Варенцоиа «Сборник песен Самарского края»

Несколько самарских хороводных песен Ставропольского уезда вошли в известный «Сборник русских народных несен” М.А. Балакирева В 1898г. вышел первый том книга П.В. Шейна «Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, легендах и т.п.»

Одной из первых крупных работ XX века стала книга известного фольклориста, публициста, археографа П.В. Киреевского. В многотомное издание вошли сотни текстов песен, записанных в разных регионах России В 1937 голу фольклору нашей области был посвящён сборник, составленный В. Сндельннковым и В. Крупинской «Волжский фольклор»

Источник

Структура и классификация современного народного художественного творчества

Современное народное художественное творчество пред-. ставляет собой явление с довольно сложной структурой и с трудом поддается классификации, которая должна иметь °

Так, по своей сущностной характеристике народное худо­жественное творчество представлено фольклором и приклад­ным искусством, городским «примитивом», художественной самодеятельностью и любительством.

■ Идея возрождения народной национальной культуры уси­лила в современном обществе процесс фольклрризации, т. е. обращение к забытым формам крестьянского художественно­го и прикладного творчества. В ряде регионов возвращают­ся к жизни и в виде театрализованных представлений, ка-лендарно-обрядовые праздники: святочные и масленичные игрища, пасхальные праздники, завивание березы и др. Все большее значение приобретают и получают распространение в городской среде отдельные забытые ритуалы крестьянских свадебных и похоронных обрядов. Особый интерес вызывают и как бы заново осмысливаются литературно-песенные жан­ры: песни, частушки, сказки, мифы, легенды, анекдоты и др.

Возрождаются прикладные формы народного творчества, распространяются в городе через кружки и студии, частные и коммерческие предприятия плетения из лозы, соломы, резьба по дереву и другим материалам, изготовление расписных под­носов, матрешек, женских украшений, гончарных изделий.

Наиболее широко распространено ручное вязанье, макрамэ. Все эти и другие явления представляют собой возрождение не только фольклорных традиций крестьянской культуры, но и искусства городского «примитива», его декоративно-приклад­ных и исполнительских форм.

К художественной самодеятельности относятся социаль­но ориентированные формы художественного творчества тру­дящихся. Она связана с проявлением социально-политической активости через различные виды и жанры искусства. В связи с деидеологизацией и коммерциализацией организованные формы художественной самодеятельности взрослых сохрани­лись лишь в отдельных регионах, связанных с национальными особенностями. В ее структуру входят различные виды класси­ческого искусства с его жанровым разнообразием: театраль­ный, вокально-хоровой, инструментальный, изобразительный, кино- и фотоискусство и др.

Читайте также:  Песенник русских народных песен с аккордами

Современное любительство также представлено видами и жанрами классического искусства. Но оно существенно отли­чается от художественной самодеятельности тем, что это творчество прежде всего для себя, для удовлетворения сво­их потребностей и развития своих способностей; развивается в условиях города и села; свободно от государственно-управ­ленческих структур; существует благодаря самоокупаемости, либо спонсорства; развивается как форма проведения досуга, или приобретает полупрофессиональный характер и представ­ляет свою продукцию на суд зрителей, слушателей. Кроме того, существуют и неорганизованные формы домашнего лю­бительства.

Тип классификации по направленности на освоение той или иной художественной культуры дает представление о на­родном художественном творчестве как ориентированном: а) на традиционную народную культуру; б) на академичес­кую культуру; в) создание оригинальной культуры (Е. И. Смирнова). При этом ориентация на традиционную народную культуру связана с фольклором и прикладным творчеством, на академическую культуру —с профессиональным творче­ством и образцами классического искусства, что составляет основу художественной самодеятельности и любительства. Ориентация на создание оригинальной культуры реализует­ся также через художественную самодеятельность и любитель­ство, в результате чего производятся художественные про­дукты, которые не имеют аналогов ни в традиционной народ­ной, ни в академической культуре, например, песни-барды, агитбригада, агиттеатр, литературно-музыкальная компози­ция и др.

Но характеру освоения художественной культуры выделя­ются исполнительское, авторское и искусствоведческое народ­ное творчество. Исполннтельокое творчество представлено коллективами различного типа, которые исполняют произве­дения традиционно народные и классические. Среди них есть коллективы из смешанных жанров, например, музыкально-танцевальные, представляющие синкретизм традиционной народной культуры. Есть и одножанровые, свидетельствую­щие о возможности достижения высокого профессионализма в исполнительстве, например, инструментальное исполни­тельство и другие.

Исполнительский характер освоения художественной куль­туры связан _ также с коллективами академического искусства, которые основаны на подражании профессиональному худо­жественному-исполнительству в классических жанрах театра, музыки, хореографии.

Авторское народное художественное творчество — это соз­дание новых произведений. Оно может быть связано с фоль­клором (сочинения частушек, анекдотов), академическими жанрами (создание песен, пьес, стихов, картин) и оригиналь­ными (песни-пародии, барды и др.). Любое произведение, созданное народом, имеет своего автора, но имя его не всег­да известно, т. к. часто автором оказывается весь коллектив, например, в агитбригаде. Но уже в конце XVIII — начале XX столетия, и особенно сейчас, нередки случаи, когда имена отдельных любителей приобретают известность благодаря организованным выставкам работ художников и тому,- что авторы-любители (поэты, композиторы), как правило, сами исполняют свои произведения.

Еще один тип классификации народного художественного творчества — это по преобладающим функциям. Творчество может выполнять функции социализации личности, произвол-чвенные, универсализации досуга и коммерческие. Все современные коллективы так или иначе выполняют назван­ные функции. Однако при этом для каждого конкретного кол­лектива или индивида выстраивается иерархическая система функций в зависимости от потребностей личности, коллектива, мотивов, целей и задач, направленности деятельности. В од­ном случае в процессе и в результате творчества реализуют­ся преобладающим образом одни функции, в другом случае— другие.

Социализация обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает опреде­ленную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать-в качестве члена общества. Социализация предполагает подготовку индивида к взаимодействию с об­ществом. В психологии и педагогике аналогичными являются термины «развитие», «воспитание». Отсюда функция социа­лизации преобладает в тех коллективах народного художест­венного творчества, в которых главным является воспитание и- развитие личности. Эта функция свойственна немногочис­ленным, но сохранившимся пока кое-где коллективам худо­жественной самодеятельности и, конечно же, детскому и юно­шескому художественному творчеству, а также любитель­ству, когда происходит усвоение художественно-эстетических знаний и ценностей, а также норм нравственно-эстетического поведения в обществе. Для них главным является процесс творчества, развивающий личность, а не результат — худо­жественное произведение как продукт, обладающий новиз­ной и значимостью для других. Появление такого продукта вовсе не исключено, но он представляет собой естественный результат деятельности, а не самоцель.

Выполнение производственных функций или культуро-творческих предполагает создание каких-то ценностей, ма­териальных или духовных. По преобладанию, этой функции в своей деятельности выделяются коллективы художествен­ного творчества взрослых, которые ориентированы не на про­цесс, а на результат, или включенность в процесс ради резуль­тата. К ним относятся, как правило, любительские полупро­фессиональные коллективы, ориентированные на освоение традиционной народной или академической культуры. В ос­нове их деятельности лежит обучение и приобретение мастер­ства ради достижения высокого качества исполнения худо­жественного произведения.

По преобладанию функции универсализации досуга воз­можно выделение коллективов и групп, а также индивиду­альных любителей, которые включаются в народное, художе­ственное творчество ради интересного и содержательного

проведения своего досуга. К ним относятся искусствоведчес­кие объединения, любительские исполнительские кружки, в которых занимаются для себя, для души, не включаясь в концертно-исполнитеЛьскую деятельность, и многочисленные домашние любители. Для них первостепенное значение име­ет процесс творчества, занимающий и увлекающий чувства и разум. Продукт же, его новизна и значимость для других, для общества остаются второстепенными.

Преобладание коммерческих функций свойственно тем коллективам народного художественного творчества, в кото­рых на кооперативной основе объединены как любители, достигшие высокого уровня мастерства, так и профессиона­лы, не утвердившиеся в своей сфере высокого искусства, а также индивидуальные любители. Для них главным является получение дохода, финансовой прибыли через продажу ху­дожественной продукции. Не только процесс творчества те­ряет значимость, но и продукт (художественное произведе­ние), который полностью подчинен спросу зрителей, слуша­телей. Такая зависимость процесса и продукта от выполне­ния коммерческих функций может способствовать появлению заштампованных произведений, предназначенных для не­взыскательного вкуса массового потребителя.

Читайте также:  Репертуар для народного театра

Следующий тип классификации — по степени социальной значимости, которая может быть индивидуально-личностной, личностно-общественной и общественной. Все три диалекти-чески соединяют деятельность для себя, для себя и коллекти­ва, для общества, а также соотносятся с тремя уровнями творчества — низшим, средним, высшим.

Народное художественное творчество, имеющее индивиду­ально-личностную значимость, соотносится с низшим уровнем. Его характерной особенностью является замкнутость В себе, отсутствие внешних связей. Созданный продукт — про­изведение искусства, как правило, является, результатом, скорее, воспроизводства, чем производства нового. К этой группе относятся индивидуальные (домашние) и неформаль­но организованные любители, а также низовые кружки худо­жественной самодеятельности и студии,

Личноетно-общественная значимость означает, что в дея­тельности индивида соотносятся мотивы индивидуально-лич­ностные и общественные. Он занимается творчеством для себя, но в то же время может жертвовать своими сугубо личными интересами и формами проведения свободного вре­мени ради занятий творчеством в коллективе, с другими людьми. К этой группе народного художественного творче-. ства относятся все те любители, продукт деятельности кото­рых выносится на суд зрителей и слушателей, имеет общест­венную значимость своим воздействием на других, но не вы­ходит далеко за пределы своего региона, т. к. новизна прояв­ляется незначительно и соответствует среднему уровню твор­чества.

Другой тип классификации — по степени формализован-ности. Народное художественное творчество может быть фор­мально организованным, неформально организованным и не­организованным. К формально организованным относятся те коллективы, кружки, студии, которые функционируют при различных социокультурных учреждениях или самостоятель­но, но при наличии организации-учредителя. Они имеют юри­дический статус, формально зарегистрированы, открыт свой расчетный счет, или пользуются единым расчетным счетом учреждения, создавшего коллектив и предоставляющего усло­вия, материально-технические средства для работы. Финанси­рование их может быть полностью за счет самоокупаемости. В таких коллективах есть руководитель, получающий зара-

. ■ К неформально организованным относятся различные лю­бительские «объединения и клубы, коллективы, занимающиеся чаще всего искусствоведческим направлением народного творчества, а также, объединения авторов, но возможно и ис­полнительство типа организованных посиделок, например, с пением народных песен и т. д. Главной же особенностью яв­ляется то, что это самоорганизованные группы, нет юридиче­ского статуса и формальной структуры, нет организации-уч­редителя и расчетного счета. Помещение для совместных встреч может быть чьей-либо квартирой или арендуемым за счет взносов самих участников. Руководитель в таких струк­турах— общественник, неформальный лидер, выдвинувшийся из числа участников, который не имеет заработной платы как таковой.

Неорганизованное народное художественное творчество представлено индивидуальным любительством и единичными, спонтанно возникающими групповыми формами, например, пение во время застолий. Особенность состоит в том, что это стихийное, никем и никак не управляемое явление, которое сегодня расширилось за счет резкого сокращения формально организованных структур. Их творчество может направляться в какое-то русло за счет организации выставок, различных ■ викторин и конкурсов на лучшее исполнительство, праздни­ков и смотров народных талантов, где они могут принимать участие.

По форме организации совместной деятельности можно классифицировать народное художественное творчество как индивидуальное, групповое (коллективное) и массовое. Ин­дивидуальная форма может быть связана со взаимодейст­вием с другими, т. е. совместно-взаимодействующей. Она бо­лее свойственна авторскому творчеству, которое имеет фор­мально или неформально организованные объединения, где отдельные, индивидуально работающие над своим произведе­нием авторы периодически взаимодействуют для обмена опы­том, анализа, оценки своих работ и обсуждения различных проблем. Эта форма деятельности связана с высокой личной ответственностью каждого за продукт творчества и слож­ностью организации совместных встреч из-за их недостаточно осознанной значимости, что во многом определяет низкую жизнеспособность.

Групповая форма организации деятельности может быть совместно-взаимодействующей или совместно-последователь­ной. К. совместно-взаимодействующей относятся те коллективы, в которых участники тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга. Это традиционные коллективы театра, музыки, тан» на и т. д. Такая деятельность сплачивает людей, создает пер­спективу развития, но не исключает и неудовлетворенности участников из-за ограниченной возможности индивидуально­го самовыражения и самоутверждения. Необходимо искать и находить в деятельности подобных коллективов совместно-индивидуальные формы.

Совместно-последовательная форма групповой организа­ции деятельности предполагает поочередное участие каждого с четким закреплением функций. Она возможна в коллекти­вах кинолюбителей, где один снимает, другой проявляет, третий печатает и т. п. Эта форма находится как бы на сты­ке между совместно-индивидуальной и совместно взаимодей­ствующей, дает возможность как для индивидуального само­выражения, так и для взаимосвязи и сплоченности участни­ков.

Еще одна классификация позволяет дифференцировать народное художественное творчество по социальной структуре. Неорганизованное любительство представляют все социаль­ные слои и возрастные группы. А организованные коллекти­вы могут быть однородными или смешанными по составу. Например, мужскими или женскими; юношескими или пен­сионеров; по профессиональной принадлежности. В смешан­ных составах объединяются независимо от социально-демо­графических данных, типа пола, возраста, социального поло­жения, профессии. Здесь главное—единство ценностных ори­ентации, потребностей и интересов,

Таким образом, структура современного народного худо­жественного творчества сложна и классификация много-

образна настолько, что данная не исчерпывает возможность другой. Она ‘не означает также, что такая-дифференциация есть попытка • разделить одно проявление от другого. Напро­тив, все восемь типов классификации взаимопроникают, взаи­модополняют друг друга. Это значит, что народное художе­ственное творчество одновременно может быть, например, фольклорным, направленным на освоение традиционной культуры, исполнительским, выполняющим функцию куль-туротворческую, с дичностно-общественной «значимостью, формально организованной групповой» деятельностью и сме­шанным по составу.

Источник

Правильные рекомендации