Свирель русские народные музыкальные инструменты

История музыки

Музыкальные истории: известные и не очень

Свирель

Свирель – русский духовой музыкальный инструмент. Он известен с незапамятных времен. Классическую свирель чаще изготавливают из дерева.

В летописях чаще всего встречаются записи о трех инструментах такого типа: сопель, свирель и цевница. Причем упоминания о свирели встречались не только в России.

В мифах и легендах древней Греции неоднократно упоминались флейты. Сейчас трудно сказать, на территории какого именно государства появилась первая свирель, но бесспорно, что инструменты такого типа еще в далекие времена существовали у разных народов.

«Продольной флейтой» свирель стали называть в Европе, начиная с восемнадцатого века. Но за долгое время существования инструмента менялось не только его название, но и устройство.

Можно проследить особенности конструкции свирели, которые вносили в нее различные национальности. У разных народов этот инструмент имеет свое название. Например, башкиры называют его «курай», узбеки – «най», беларусы – «дудка». Под именем «флуэр» он известен у молдаван, «саламури» – у грузин и «сопилка» у украинцев.

На Руси издавна считали, что свирель — инструмент, специально созданный для любви. Согласно древним преданиям, на ней играл Лель – сын Лады, славянской богини любви. Каждую весну он делал себе свирель из березовых прутиков и услаждал слух девушек божественными мелодиями.

Русскую свирель изготавливают из дерева, тростника или металла. В качестве древесины чаще всего используют орешник, клён, крушину, ясень или черёмуху. Сердцевина удаляется тонкой палочкой или выжигается с помощью раскаленной проволоки. В результате получается дудка, один конец которой отрезают наискось. Рядом с ним отщепляется тоненький язычок. Игровые отверстия проделывают сбоку. У классической свирели таких отверстий шесть.

У других народов количество используемых для изготовления инструмента материалов гораздо больше. Это могут быть глина, кость, бамбук, и даже серебро, фарфор или хрусталь.

Двойная свирель (двойница или двойчатка) сделана из двух однотипных дудок различной длины. У каждой из них есть свистковое приспособление (мундштук) для вдувания воздуха и три игровых отверстия. Большая дудка имеет длину от 29 до 47 см, малая – от 22 до 35 см. При игре обычно в правой руке держат большую дудку, а в левой — малую.

Использование двойной свирели значительно расширяет музыкальные возможности инструмента. На нем один музыкант уже может исполнять двухголосные мелодии.

У русских народов традиции игры на свирели имеют возраст несколько сотен лет. В середине прошлого века на раскопках Древнего Новгорода нашли две свирели. Одна из них, длиной 22,5 см, имеет 4 игровых отверстия и относится к концу XI века. Длина другой – 19 см, у нее 3 игровых отверстия и относится она к началу XV века.

Источник

Свирель

Русский народный инструмент, упоминаемый во множестве литературных произведений и кинофильмов, существует с глубокой древности. Мелодичный звук свирели славяне считали магическим, а ее саму связывали с богиней Ладой, покровительствующей влюбленным. В преданиях говорится, что игрой на березовой дудке услаждал слух юных дев бог любви и страсти Лель.

Что такое свирель

С общеславянского «свиреть» – «свистеть». Свирель – группа свистковых инструментов, состоящих из одного или двух стволов. Инструмент относится к продольным флейтам, удерживаемым в процессе игры вдоль тела, распространен на территориях проживания восточных и южных славян.

Существует двойной тип дудки – двойчатка. Сегодня она используется редко. Двойчатка представляет собой пару соединенных стволов, равных или неравномерных по длине. Преимущество двойной свирели – возможность применять эффект двухголосия в воспроизведении музыки. Бывают экземпляры, в которых один из стволов предназначен для создания фонового звука.

Как звучит свирель

Продольная флейта – идеальный музыкальный инструмент для создания фолк-музыки. Издаваемый звук нежный, трогательный, пронзительный, изобилующий обертонами. Нижние тона чуть сиплые, их используют редко. В музыкальном творчестве предпочтение отдают сочным, ярким, волнующим тонам верхнего регистра.

Читайте также:  Ревматизм суставов ног лечение народными средствами

Играть технически несложно. Дырки в стволе поочередно закрывают и открывают пальцами, вдувая выдыхаемый воздух в свистковое отверстие – клюв.

Музыкальные лады преимущественно диатонические, но при неплотном закрытии выходных отверстий возникают хроматические. Диапазон свирели – 2 октавы: от ноты «ми» 1-ой октавы, до «ми» 3-ей.

Устройство свирели

Продольная флейта может выглядеть как деревянная либо металлическая трубочка. Диаметр – 1,5 см, длина – около 35 см. Клюв, в который вдувают воздух, находится на конце изделия. Отверстия (от 4-х до 8-ми, но в классическом варианте 6) для выдувания воздуха пробиты в центральной части, устремлены вверх.

В русской традиции вырезать дудку из клена, ясеня, лещины, крушины, тростника. В других странах продольную флейту делают бамбуковой, костной, керамической, серебряной, даже хрустальной.

Внутренность трубки делают полой с помощью тонкого скребка или раскаленного металлического прута. Один конец срезают наискосок – получается клюв.

История инструмента

Когда появился прототип свирели, сказать невозможно. История музыкального инструмента началась, когда древний человек взял полую деревянную палочку, проделал в ней дырки, воспроизвел первую мелодию.

На земли древних славян духовой инструмент попал предположительно из Греции. В летописных источниках есть упоминание трех его разновидностей:

Термин «свирель» самый старый из перечисленных, его использовали, когда еще славяне не разделились на восточные, западные и южные племена. Но невозможно сказать, назывался так конкретный вид музыкального инструмента или все духовые источники музыки, поскольку древние славяне называли свирцами музыкантов, играющих на любых духовых инструментах.

Сегодня музыкальные термины «сопель» и «цевница» не употребляются, все разновидности (а не только двуствольные экземпляры) принято называть свирелью.

Первый письменный источник, в котором упомянут музыкальный инструмент, относится к 12 веку – «Повесть временных лет», составленная Нестором Летописцем.

В 1950-е под Псковом и Новгородом археологами были найдены две дудки:

На дудке играли преимущественно скоморохи и пастухи. Многие десятилетия музыкальный инструмент считался сельским, примитивным, неинтересным. Лишь в конце 19 века русский дворянин Андреев, изучавший народную культуру, усовершенствовал свирель, включил в состав оркестра народной музыки.

Народный инструмент с многовековой историей и мелодичным звучанием сегодня нельзя назвать популярным. Его используют преимущественно в концертах народной музыки, исторических фильмах, спектаклях. Все более востребованной свирель становится в детских музыкальных школах, а значит, есть шанс возрождения интереса к ней.

Источник

Свирель

История свирели начинается еще с древних времен. Это выполненный из дерева духовой музыкальный инструмент, похожий на продольную флейту, пользоваться которым на Руси начали еще в древности. Досконально изучить русскую свирель еще не получилось. Соотнести свистковые инструменты нашего времени с древнерусскими названиями, специалисты пытаются уже давно. Среди упоминаний летописцами видов инструментов, наиболее часто встречаются три: цевница, сопель и свирель.

Если верить преданию, на свирели любил играть Лель, который был сыном Лады, славянской богини любви. Он изготавливал себе свирель весной из березовых прутиков. Так как слово «свирель» упоминается в общеславянском языке, то можно утверждать, что оно уже существовало в эпоху, которая предшествовала тому времени, когда этот язык был разделен на три ветви: восточную, южную и западную.

Однако невозможно сказать точно, к определенному ли инструменту относилось такое название, ведь «свирянином», «свирцом» в древней Руси называли исполнителя, который играл на любом духовом инструменте. Исключение составляли рог и труба, в этом случае исполнителя называли «трубочея».

В 1951-1962 годах при проведении раскопок Древнего Новгорода, были обнаружены две свирели. Длина одной, которая датируется концом XI века, 22,5 см, у нее 4 игровых отверстия. Другая свирель датируется началом XV века, ее длина 19 см, у нее всего три игровых отверстия.

Читайте также:  Партия донецкая народная республика списки

Исторически название «свирель» было закреплено за парной флейтой, именно так назывался этот музыкальный инструмент на Смоленщине. Одинарную же свирель называют «сопелью». Чаще всего свирелью в наши дни обозначают инструмент наподобие продольной флейты, в верхнюю часть которого встроено свистковое устройство.

С виду свирель – это деревянная или металлическая дудка. Свистковое устройство, имеющее вид клюва, расположено на одном ее конце, а игровые отверстия (чаще шесть) расположены в середине ее лицевой стороны. Для изготовления инструмента используют клен, крушину, черемуху, орешник или ясень.

Двойная свирель (двойчатка, двойница) состоит из 2-х однотипных дудок, имеющих неравномерную длину. У каждой дудки свое свистковое приспособление, куда вдувают воздух, и на каждой по 3 игровых отверстия. Двойница может иметь различные размеры. К примеру, большая дудка может быть длиной до 29-47 см, а малая — 22-35 см.

Большую дудку, обычно, держат в правой руке, а в левой — малую. Две дудки, объединенные в один инструмент, дают возможность одному игроку исполнять двухголосную мелодию. На двойной свирели можно подобрать обширный и весьма разнообразный репертуар.

Уже в начале нашего столетия в оркестре В.В. Андреева появились свирели, которые были снабжены клапанной механикой. Современные оркестры и сейчас располагают инструментами такой конструкции.

Источник

Духовые народные инструменты. Видео урок.

Духовые народные инструменты можно разделить на 3 группы:

Одним из самых древних инструментов этой группы являются кугиклы, которые можно назвать русской разновидностью флейты Пана.

Мужчины на кугиклах, обычно, не играли, это чисто женский инструмент. Играли на них, обычно, ансамблем из 3-4 исполнителей.

Очень часто кугиклы выступают в качестве аккомпанирующего инструмента.

Следующим представителем этой группы, с которым мы познакомимся, будут свистульки.

На Руси такие инструменты называли просто свистульками. В разных областях они имели разную форму, но чаще всего их делали в виде петушков с 2-3-4 отверстиями. В раскраске свистулек была своя символика.

Надо сказать, что некоторые мастера, изготавливая свистульки, заботились лишь об их внешнем виде, и тогда, играя на этой свистульке, можно было лишь создать определенный фон.

А некоторые мастера, наоборот, не слишком заботились о внешнем виде свистулек, а тщательно работали над их строем.

Многие свистульки имеют только два игровых отверстия, а извлекают из инструмента 4 различных звука.

Если зажать оба отверстия – будет звучать самый низкий звук, зажав левое отверстие, отпустив правое – будет звучать следующий звук звукоряда. Поменяв пальцы, т.е. зажав правое и отпустив левое – можно извлечь третий звук звукоряда, а отпустив оба отверстия мы получим четвертый звук.

Следующим, пожалуй, самым распространенным инструментом является свирель.

У этого инструмента есть разные названия: дудка, дуда, сопель, сиповка, пищаль, пыжатка ит.д. Строение же у всех этих инструментов одно и то же: полая трубка с проделанными отверстиями, с одной стороны которой вставлен свисток. Если зажать все отверстия и подуть в свирель, то будет звучать самый низкий звук. Отпуская по очереди все отверстия, мы будем укорачивать звучащий столб воздуха и с каждым разом звуки будут все выше и выше.

Материал, из которого делают свирель, не так сильно влияет на ее звучание, как, например, материал из которого сделаны струнные инструменты. В народе ее делали иногда из ветки какого-нибудь дерева. Помните слова известной народной песни « Во поле береза стояла»: Срежу я с березы три пруточка, сделаю из них я три гудочка. Это поется об изготовлении свирели. Весной, во время сокодвижения, брали ветку, стягивали с нее кору, получая таким образом трубочку и делали из нее свирель (в песне ее называют «гудочком». Свирель можно сделать и из какой-нибудь металлической трубки (например, из лыжной палки), просверлив в нужных местах отверстия, и вставив с одной стороны свистящее устройство.

Следующая группа духовых народных музыкальных инструментов – это язычковые духовые инструменты.

Читайте также:  При отсутствии месячных народные средства

Само название групп музыкальных инструментов подсказывает нам способ звукоизвлечения на них. Если у свистящих звук извлекается при помощи свистка, вставленного в трубку, то в язычковых звучит язычок, который колеблется при вдувании в инструмент воздуха.

Самым распространенным инструментом этой группы является жалейка. Название инструмента происходит от того, что издает она довольно жалостливый звук (правда немного резкий, если на нем играть в помещении).

Состоит она из трубки с проделанными в ней отверстиями, на одном конце которой насажен коровий рог, а в другой вставлен мундштук, на котором имеется язычок, колеблющийся при вдувании в инструмент воздуха. Из за этого коровьего рога этот инструмент иногда называют ошибочно рожком.

Чем длиннее был язычок, тем выше звучала жалейка, и наоборот, чем короче язычок, тем выше звук жалейки. Раньше язычок привязывали к мундштуку и настраивать жалейку было очень неудобно. Более 30 лет работал в оркестре хора Пятницкого известный исполнитель и мастер духовых народных инструментов Н.З. Кудряшов, который придумал крепить язычок при помощи колечка, сделанного из полихлорвиниловой изоляционной трубки, которой пользуются электрики. Благодаря этому процесс настройки жалейки значительно упростился. Сдвигая это колечко вперед и назад, можно изменять длину звучащего язычка, таким образом настраивая жалейку

Играют не только на одной жалейке, существуют и ансамбли жалеечников, в которых играют на жалейках разной длины, имеющих разный строй. Так же как партии хора они называются: жалейка- сопрано, жалейка-альт, жалейка-тенор и жалейка- бас.

И последний инструмент этой группы ( язычковых духовых инструментов), с которым мы с вами познакомимся – это волынка.

Считается, что название инструмента произошло от названия места его появления – Волыни, входившей в состав Киевской Руси.

На древних картах можно посмотреть, где она находилась.

У многих народов мира есть инструмент похожей конструкции.

В Белоруссии его называют дудой, английское его название можно перевести на русский язык как игровой мешок, в Голландии его называют ( в переводе на русский язык) гудящим мешком, На Украине, Молдавии и в Польше его называют козой и т. д.

Почему же у него такие странные названия?

Особенно популярным этот инструмент является в Шотландии, и считается национальной реликвией.

В Шотландии этот инструмент входит даже в состав военных оркестров.

Надо сказать, что сейчас при изготовлении волынок чаще всего надувной мешок делают не из козьей шкуры, а из кислородной медицинской подушки, в которую и вшивают жалейки, а затем обтягивают эту подушку козьей шкурой. Так проще и надежней сделать волынку.

Ну и последняя группа музыкальных духовых инструментов, с которой нам нужно познакомиться – это амбушюрные музыкальные инструменты. Самым известным инструментом этой группы является рожок. Название инструмента происходит от французского слова bouche – рот, так как звук на них образуется от колебания самих губ, сложенных определенным образом. На конце инструмента, в который вдувают воздух есть специальная чашечка для губ, которая называется мундштуком, поэтому эту группу инструментов иногда называют мундштучными.

Изготовлялись рожки 2 способами.

Первый способ заключался в том, что из двух заготовок выдалбливались и вырезались две половинки рожка в продольном разрезе, а затем склеивались вместе и крепко обертывались берестой.

Мундштук иногда составлял одно целое с рожком, а иногда вставлялся в него. Первый профессиональный ансамбль рожечников создал в конце 19 века Николай Васильевич Кондратьев, который назывался хором владимирских рожечников. Этот хор рожечников с большим успехом выступал не только в нашей стране, но и за рубежом.

Ансамбль состоял из 12 рожечников, которые делились на три группы: высокие, средние и низкие, Поэтому размер рожков был разный (примерно от 40 до 80 см).Позже подобные ансамбли возникли и в других городах.

В наше время существует не мало коллективов рожечников, которые бережно хранят и развивают народные традиции.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector